При сравнении прологов 1662 и 1689 г. за мартовское полугодие с изданием 1643 года оказываются внесенными в издание 1662 и 1689 годов многие памяти без сказаний, тогда как в прологе 1643 года памятей без сказаний нет; внесены подвижные пасх. праздники, причем пасха поставлена 25 марта. Из повестей, слов и памятей со сказаниями внесены следующие: мар. 4 повесть о великом князе Данииле москов., страдание благоверного князя Василька ростовского, 14 мар. о Феодоровской иконе Божией Матери, 16 мар. св. Серапиона, архиеп. новгородского, 27 мар. повесть об Евлогии, апр. 1 память и сказание об Евфимии суздальском, мая 9 слово Пахомия Николаю чудотворцу, мая 19 преставление Иоанна — Игнатия вологодского чудотворца, 20 обретение мощей Алексиями трополита московского, 21 мая муромских чудотворцев князя Константина и чад его, Кассиана грека углицкого чудотворца, 23 мая Евфросинии полоцкой, 24 мая св. Никиты переяславского, 27 мая перенесение мощей св. отец Киприана, Фотия и Ионы московских, 28 мая св. Игнатия, еп. ростовского, 29 мая св. Иоанна юродивого устюжского чудотворца, июня 3 царевича Димитрия, июня 5 велик. кн. Игоря Олеговича, июня 8 большое слово о мучении Феодора стратилата, 9 июня пр. Александра куштского, 15 июня св. Ионы, митроп. московского, 16 июня пр. Тихона луховского, июня 23 Владимирскияиконы Божией Матерц, 30 июня Петра, царевича ростовского, июля 3 пренесение мощей св. Филиппа, митроп. московского, июля 4 обретение мощей пр. Евфимия суздальского, 5 июля обретение мощей пр. Сергия радонежского, 7 июля великой княгини Евдокии, в иночестве Евфросинии, 8 Казанскияиконы Божией Матери, Прокопия устюжского, 9 июля св. Феодора. едесского, Колочские иконы Божией Матери, 10 июля о ризе Господней, Антония печерского, 14 июля пр. Стефана махрищского, 17 июля пр. Лазаря галисийского, 20 июля Аврааиия галицкого, 26 июля св. Моисея угрина, 27 св. блаженного Николая Кочанова новгородского, июля 29 о чудотворной иконе свят. Николая зарайского, авг. 2 св. Василия блаженного московского чудотворца, 13 авг. Максима блаженного московского чудотворца, 14 авг. пренесение мощей пр. Феодосия печерского, 21 авг. пр. Авраамия смоленского, 22 авг. Грузинские иконы Божией Матери, 23 авг. Иринея, еп. лионского, 24 авг. пр. Арсения комельского, 28 авг. пр. Саввы крыпецкого, 29 авг. слово архиеп. Григория на усекновение Иоанна Крестителя, 30 авг. пр. Александра свирского.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

И. Хитрова «Св. праведный Филарет милостивый». В 1901 г. издано исследование иером. Фаддея (Успенского) (впосл. архиепископ, сщмч.) «Единство книги пророка Исайи». Также издавались труды святителей Василия Великого (1900-1902), Афанасия Великого (1902-1903), прп. Макария Египетского (1904), различные исследования по истории Троице-Сергиевой лавры. Н. сотрудничал со многими авторами, среди которых были С. А. Нилус , А. П. Лебедев и др., чьи труды он публиковал в виде статей в журналах и отдельными изданиями. Книгоиздательская деятельность Н. позволила Троице-Сергиевой лавре на скопленный от продажи этих изданий капитал открыть собственную типографию. Позднее, находясь на Вологодской кафедре, Н. продолжал издательскую деятельность. С 1906 по 1912 г. он печатал Жития святых, в т. ч. Жития учеников прп. Сергия Радонежского преподобных Павла Обнорского, Арсения Комельского, Димитрия Прилуцкого, также вышли Жития преподобных Игнатия Прилуцкого, Евфросина Синозерского, Нила Сорского, Иоанна Устюжского, Феодосия Тотемского, Галактиона Вологодского и прав. Анны Кашинской. 26 февр. 1908 г. Н. было предоставлено право «самому быть цензором своих изданий и ответственным за них лицом» (РГБ НИОР. Ф. 765. К. 1. Ед. 6). В 1917 г. он издал книгу Нилуса «Близ есть при дверех». Сочинения Н. явились значимым вкладом в церковную духовно-просветительскую и публицистическую деятельность. В 1885 г. вышла книга Н. «Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца». Это издание было удостоено Синодом премии митр. Макария в 1885 г. и до 1917 г. выдержало 5 изданий. В 1897 г. Н. напечатал популярное «Толковое Евангелие от Матфея». Он активно сотрудничал во многих периодических изданиях, в т. ч. в «Церковных ведомостях», «Голосе Церкви», «Душеполезном чтении», «Приходском чтении», «Русском обозрении», «Русском слове» и др. Свои сочинения он печатал в редактируемых им изданиях. Статьи Н., к-рые в 1910-1915 гг. публиковались практически в каждом номере ж.

http://pravenc.ru/text/2577559.html

24. Пятница. Перенесение мощей свт. Петра, митр. Киевского, Московского и всея Руси, чудотворца. Сщмч. Евтиха, ученика ап. Иоанна Богослова. Прп. Арсения Комельского. Явление Пресвятой Богородицы прп. Сергию Радонежскому. Прп. Аристоклия, старца Московского . Приводим порядок совершения славословной службы свт. Московского Петра в соединении со службой сщмч. Евтиха (без праздничного знака) и службой Октоиха. На вечерне кафизма 15-я. На «Господи, воззвах» стихиры на 6: святителя, глас 1-й – 3, и священномученика, глас 8-й – 3. «Слава» – святителя, глас 6-й: «Архиереов похвалу...», «И ныне» – догматик, глас тот же: «Кто Тебе не ублажит...». Входа нет. Прокимен дня. На стиховне стихиры святителя, глас 2-й (со своими припевами). «Слава» – святителя, глас тот же: «Виден бысть...», «И ныне» – Богородичен по гласу «Славы», от меньших (по выбору), или, по традиции: «Все упование мое...» (см. прил. 2-е, «В четверток утра»). По Трисвятом – тропарь святителя, глас 4-й. «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». На утрене на «Бог Господь» – тропарь святителя, глас 4-й (дважды). «Слава» – тропарь священномученика, глас тот же, «И ныне» – Богородичен воскресный, глас тот же: «Еже от века...». Кафизмы 19-я и 20-я. Малые ектении. Седальны святителя (по дважды). Псалом 50-й. Каноны: Октоиха 1-й со ирмосом, без мученичнов, на 4 (ирмосы единожды), святителя на 6 и священномученика на 4. Библейские песни «Господеви поем...» (см. Типикон, 23 сентября, 1-е «зри»). Катавасия «Крест начертав...». Примечание. С этого дня по отдание праздника Воздвижения на утрене, когда поется великое славословие, катавасия Воздвижения: «Крест начертав...». По 3-й песни – кондак и икос священномученика, глас 3-й; седален святителя, глас 4-й. «Слава» – седален священномученика, глас 3-й, «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Божественная скиния...». По 6-й песни – кондак и икос святителя, глас 8-й. На 9-й песни поем «Честнейшую». По 9-й песни «Достойно есть» не поется. Светилен святителя. «Слава» – светилен священномученика, «И ныне» – Богородичен Минеи: «Призри, Чистая...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-09-06/

43 Об этих последних деревянных воротах сказано выше в главе VIII, в выписке из монастырской описи 1687 года. В настоящее время от этих древних ворот сохранились: а).четыре резных столба , названных в старых описях вереями , на которых прежде утверждался шатёр, а ныне устроена куполообразная шестигранная крыша. Вышиной эти столбы по 2 сажени; толщина их в диаметре нижней части около аршина, или до одной сажени в окружности. Обделаны они с низу до верху в виде нескольких (счётом на каждом по шести) кувшинообразных выпуклостей, покрытых узорчатой, наподобие чешуи или листьев, резьбой. Так же точно обделаны и такой же резьбой покрыты уцелевшие от тех же ворот б). четыре деревянных, толщиной в окружности более аршина, упора , которые, одним концом своим будучи вделаны в упомянутые столбы на расстоянии от земли около 1½ сажен, идут вверх в косвенном направлении к краям крыши и подпирают её. Ныне над воротами находятся следующие иконы: а).с наружной стороны над въездными воротами, в середине, Нерукотворный Образ древнего письма (вероятно тот самый, который упомянут в описи 1687 года) и по сторонам его 10 образов пророков и апостолов, также древнего письма; над малыми входными воротами – Образ Божией Матери Печерской; б).с внутренней стороны монастыря, в середине, над въездными воротами изображение святого Иоанна Лествичника , с лествицей в руке; тут же изображено несколько ангелов и иноков. По сторонам этого изображения на отдельных досках Божией Матери, Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла, преподобных Сергия Радонежского и Арсения Комельского. – До устройства нынешней каменной ограды вокруг монастыря старинные деревянные ворота находились в северной части прежней деревянной ограды. 44 Вместо нынешнего иконостаса в настоящем году устрояется, на сумму около 4000 рублей серебром, пожертвованную одним боголюбцем, новый, также четырёхъярусный, иконостас по новейшему изящному рисунку в византийском вкусе. Весь этот иконостас будет сплошь вызолочен по полименту, иконы в нём будут все новые, лучшей фряжской работы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Некоторым ориентиром при определении состава общепочитаемых в этот период святых могли бы послужить рукописные месяцесловы XVI-XVII вв., но они остаются малоизученными (см., напр., 2 ркп. РНБ. Кир. Бел. 516/773; Погод. 637). Голубинский отмечает, что пополнение месяцеслова зачастую было делом справщиков Печатного двора. Этот произвол, а также отсутствие для большинства русских святых документов о К. привели Голубинского к заключению, что основным критерием установленного церковного почитания должна служить не месяцесловная запись, а свидетельства об отправлении церковной службы святому ( Голубинский. 1903. С. 261-264). Тем не менее рукописные святцы остаются важным источником по истории почитания святого, особенно для определения местных традиций. Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Прп. Иосиф Волоцкий. Икона. Кон. XIX — нач. ХХ в. (ЦМиАР) Первым официальным печатным изданием месяцеслова в Русской Церкви явились святцы, опубликованные (в виде самостоятельной книги, а не в качестве дополнения к др. богослужебным книгам) Московским Печатным двором в 1646 г. Святцы 1646 г. (это были Святцы «с летописью», т. е. с краткими биографическими сведениями) по объему значительно превосходили месяцесловы, которые являлись вспомогательной частью других богослужебных книг. В 30-50-х гг. XVII в. происходит заметное пополнение церковного календаря новыми русскими памятями, увеличивается количество служб русским святым в Служебных Минеях, появляются новые русские статьи в Прологе, создаются Четьи-Минеи свящ. Иоанна Милютина , значительно расширенные за счет русских житий (особенно княжеских). В сравнении с предшествующими изданиями богослужебных книг (Святцы Бурцова (М., 1639), Устав (М., 1641) и Псалтирь с восследованием (М., 1642)) Святцы 1646 г. содержали новые памяти: прп. Иосифа Волоцкого (9 сент.), свт. Киприана Московского (16 сент.), прп. Сергия Обнорского (7 окт.), мч. Меркурия Смоленского (24 нояб.), свт. Филиппа Московского (23 дек.), кн. Георгия Всеволодовича (4 февр.), прп. Кирилла Новоезерского (4 февр.), свт. Арсения Тверского (2 марта), свт. Варсонофия Казанского (26 марта), прп. Александра Ошевенского (20 апр.), прп. Корнилия Комельского (19 мая), прп. Игнатия Вологодского (19 мая), сретения образа прп. Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей кнн. Василия и Константина Ярославских (8 июня), прп. Александра Куштского (10 июня), прп. Андроника Московского (13 июня), прп. Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей прп. Зосимы и Савватия Соловецких (8 авг.), перенесения мощей прп. Феодосия Печерского (14 авг.).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Прикрываясь уважением к истории, можно много наворотить. Можно, например, возложить охапку гвоздик к дому, где в вологодской ссылке «томился великий вождь и учитель товарищ Сталин», как это сделал исполняющий обязанности губернатора Вологодской области Филимонов. С декабря 1911-го до февраля 1912-го «томился». Здесь много таких «утомленных» было: с августа 1913-го по сентябрь 1914-го неподалеку в двухэтажном доме с балконами, украшенными балюстрадой и резьбой, получая жалкие пособия от ненавистного государства, мучились в ссылке мама и сестрица еще одного вождя – Ульянова-Ленина. Правда, возлагая охапку гвоздик к памятной доске Сталина, временно исполняющий обязанности губернатора ни словом не обмолвился, например, об уважении к памяти (и уж тем более о молитве) замученных во время большевистских гонений людей. В паре сотен метров от этого дома находится то, что осталось от Свято-Духова монастыря, в кельях которого проводились пытки и расстрелы. Монастырское кладбище уничтожено, на части его территории сейчас расположен стадион «Динамо». Уважать память, оказывается, можно очень избирательно. Выпячивая при этом те самые постыдные болезни общества, о которых с горькой иронией говорит игумен Довмонт (Беляев). Гордиться такими болячками точно не стоит. Иначе контора артели инвалидов «Новый путь» нам обеспечена. Причём, инвалидов по духу. Что гораздо страшнее. Петр Михайлович Давыдов , публицист Поклонный крест, Вологда Разрушение Спасо-Всеградского собора Часовня прп. Арсения Комельского Спасо-Всеградский собор Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть 9. Ответ на 8, Русский Иван: Бездарь!Вопль и вопиющий разного рода действия. Будешь так истошно вопить и горланить , все бесы сбегутся с округи на твой вопль. 8. Верующий человек не будет истошно вопить Бездарь!Вопль и вопиющий разного рода действия. 7. Ответ на 6, Русский Иван: Скорее наоборот,вопль вопиющего в пустыне!

http://ruskline.ru/news_rl/2024/04/18/za...

21) Общецерковное празднование сщмч. Филиппу II, митр. Московскому и всея Руси († 23.12.1569, пам. 9 янв.), установлено в 1652 г. (на 17 июля) в связи с перенесением мощей свт. Филиппа из Соловецкого мон-ря в Москву (в 1669 г. празднование перенесено на 3 июля). В 1591 г. гроб с телом сщмч. Филиппа был перенесен из Твери в Соловецкий монастырь. Е. Е. Голубинский полагал это установлением местного празднования (с. 118). При Патриархе Иоасафе I (1634–1640) служба свт. Филиппу была включена в богослужебные Минеи. Местное празднование на переложение мощей установлено 31.05.1646 (грамота Патриарха Иосифа в Соловецкий мон-рь от 29.04.1646). 22) 21.02.1657 Патриарх Никон перенес часть мощей прав. Иакова Боровичского († ок. 1540, пам. 23 окт.) в Валдайский Иверский монастырь, что, вероятно, явилось основанием к установлению общецерковного почитания. «Панихидная память» святому была установлена 6.10.1544, а 8.02.1572, вероятно,— местное празднование. 23) Общецерковное празднование свт. Арсению, архиеп. Тверскому, вероятно, установлено в 1665 г. в связи с перенесением мощей по благословению Патриарха Никона . Местное празднование было установлено Собором 1547 г. Имена названных святых включены в месяцесловы Уставов 1682-го и 1695 гг. (за исключением прп. Корнилия Комельского, блгв. кн. Георгия Владимирского, блж. Прокопия Устюжского, прп. Кирилла Новоезерского, свт. Арсения Тверского, отсутствующих в месяцеслове Устава 1682 г.). Установление соборной памяти «всех святых новых чудотворцев Российских» послужило примером для установления местных соборных памятей, одни из которых складывались задолго до сер. XVI в., а другие стали образовываться позже: ок. 1549–XVII в.— Собор Новгородских святителей (4 окт., в день памяти блгв. кн. Владимира Ярославича Новгородского, и 10 февр., в день памяти блгв. кнг. Анны Новгородской). Начало соборного празднования восходит к 1439 г., когда архиеп. Новгородский Евфимий (Вяжицкий) установил местное почитание свт. Иоанна, архиеп. Новгородского († 7.09.1186), и уставное панихидное поминовение кн.

http://azbyka.ru/kanonizaciya-svyatyx-v-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; 24 авг. 1550, Арсениев Комельский мон-рь), прп. (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых). Основным источником сведений об А. К. является «Сказание о житии и отчасти чюдес исповедание преподобнаго отца нашаго Арсения игумена, составшаго обитель Пресвятыя Богородицы на Комельском лесу, в Олонове концы», написанное Иоанном, мон. Арсениева Комельского в честь Положения ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря . В Комельском мон-ре хранилась повесть о жизни и чудесах А. К., составленная вскоре после кончины святого, в 1596 г. рукопись сгорела. Нек-рое время спустя игумен нашел в монастырской кладовой «малую хартию» (краткую запись) о жизни А. К. и поручил иноку Иоанну составить новое житие. Иоанн дополнил «хартию» рассказами братии и описаниями чудес святого, однако, по сообщению автора, к этому времени «самовидцы» святого уже скончались. Составление «Сказания» можно отнести к 1-й пол. XVII в., т. к. посмертные чудеса, совершенные по молитвам к А. К., относятся к 1602-1657 гг., причем последние чудеса приписаны к основному тексту позднее; сохранился список «Сказания» 1-й пол. XVII в.- РГБ. Ф. 354. 65. Л. 22-56. Известное число списков «Сказания» невелико. Прп. Арсений Комельский. Миниатюра из сб. " Жития Вологодских святых " . Нач. XVIII в. (ГИМ) Прп. Арсений Комельский. Миниатюра из сб. " Жития Вологодских святых " . Нач. XVIII в. (ГИМ) А. К. род. в Москве, в дворянской семье Сахарусовых (в кон. XV в. представители этого рода владели поместьями в Сенежской вол. Владимирского у. и занимали высокие посты при митрополичьем дворе). В молодости принял постриг в Троице-Сергиевом мон-ре. Здесь преподобный нес различные послушания, «всегда успевая на славословие Божие, и книги святыя почиташе, и преписоваше со многим вниманием, и службы монастырския проходя, и вся узаконенная иноком творя, ко всем велие смирение и послушание имея, и всем слуга вменися» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 23об.). Сохранилось Евангелие, переписанное преподобным в 1506 г. (Вологодский обл. краеведческий музей. Инв. 7281). В мон-ре А. К. «поживе лета доволна и за многую его добродетель поставлен бысть игуменом в великую лавру» (РГБ. Ф. 354. 65. Л. 24-24 об.). Будучи игуменом (1525-1527), А. К. неоднократно посещал приписной к Троице-Сергиеву Стефанов Махрищский во имя Св. Троицы мон-рь . Игумен мон-ря Иона рассказал А. К. о видении огня над местом погребения прп. Стефана Махрищского . А. К. повелел поставить над гробом прп. Стефана раку, покрыть ее покровом «и свещу великую поставити». Тогда же по благословению А. К. было установлено ежегодное празднование памяти прп. Стефана, и игумен Троице-Сергиева мон-ря служил первую литургию с молитвой новопрославленному святому.

http://pravenc.ru/text/76294.html

Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после Крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу. И вот эти люди направлялись на Афон и становились первыми русскими насельниками монастырских общин Святой Горы. Можно с уверенностью сказать, что с начала XI века уже была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось в тот момент незамеченным для мира: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона вернулся на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского. Вот яркий пример того, как одна личность, достигшая «меры полного возраста Христова» (Еф. 4:13), может повлиять на историю целого народа. Так было и с преподобным Антонием, родоначальником русского монашества. За годы пребывания на Святой Горе преподобный Антоний проникся полностью духом афонского монашества. Его духовный отец, давая повеление возвратиться на Русь, сказал: «Да будет на тебе благословение Святой Афонской Горы». И не случайно основанная им на Киевских горах обитель стала колыбелью русского монашества, ибо в ней пребывал дух древнего иночества, в ней продолжались вековые традиции, на которых, как на мощных столпах, монашество стоит и доныне. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. Известно, что преподобный Сергий был связан с исихастской традицией, а Свято-Успенская Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, Савву Вишерского, Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках.

http://patriarchia.ru/db/text/4621772.ht...

Преподобный Арсений приступил к камню с молитвами, окропил его св. водой и уверил, что духи с сих пор жить там уже не могут. Предание говорит, что после благословения Преподобного Арсения духи в виде воронов полетели оттуда на Выборгский берег в большую губу, которая и по сие время называется Чёртова лахта. Ныне на верху сего камня построена уже часовня, в которую всходят по лестнице. До учреждения Духовных в 1764 ходу Штатов настоятельство в монастыре сем было Строительское, и по Штатам в нём, яко безвотчинном, таковое же положено. Коптева Сретенская или Никольская пустынь Мужская, задолго ещё до Штатов 1764 года упразднившаяся. Находилась в Вологодской Епархии в Грязовецком уезде, от Вологды к юго-востоку в 70 вёрстах; когда и кем была построена, не известно; а в 7104/1596 году по грамоте Государевой приписана была к Корнилиеву Комельскому монастырю. Ныне там приходская церковь во имя Сретения Господня, а другая тёплая во имя Николая Чудотворца, обе деревянные. При них один священник с клиром. Добавление из VI тома Копысский монастырь Мужской. Упоминается в 1655 году, в Епархии Смоленской. Корельский Николаевский монастырь Архангельской Епархии 3 класса мужской. Стоит по Онежской дороге, от Архангельска в 34 вёрстах, недалеко от Белого моря. Назван Корельским по берегу, на котором выезжие из Карелии жители селились. Этот монастырь основала знаменитая Марфа, посадница Новгородская, по причине на том месте погребённых её детей Антона и Феликса Филипповых, от первого, как видно, её мужа; ибо после она в истории называется женой Исака Борецкого. Сии дети её, Антон и Феликс, быв в сих странах для обозрения своих вотчин и, переезжая с места на место морем, потонули, которых тела принесены водой к Карельскому берегу, где и погребены на самом том месте, где монастырь стоит. Над телами их подле соборной Николаевской церкви у северной стороны поставлена была часовня 124 и монастырю от матери их Марфы Посадницы даны разные вотчины: сенокосные луга, тони и солеварницы, и при том следующая

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010