Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) Белозерские святые в молении Пресв. Богородице. Икона. Нач. XVIII в. (ЦМи-АР) На территории В. е. до 1917 г. почивали под спудом св. останки угодников Божиих: святителей Герасима, Питирима и Ионы, епископов Пермских,- в Благовещенской ц. в Усть-Выми, прп. Герасима Вологодского - в Троицкой ц. бывш. вологодского Троицкого мон-ря, прмч. Галактиона - в вологодском Свято-Духовом мон-ре, прп. Петра, блж. Василия - в Спасо-Каменном мон-ре, прп. Димитрия Прилуцкого, князей Иоанна и Димитрия Андреевичей - в вологодском Спасо-Прилуцком мон-ре, прп. Иосифа, Антония и Иоанникия - в Заоникиевской Владимировской пуст. Вологодского у., прп. Павла Обнорского - в Обнорском Троицком мон-ре, прп. Сергия Нуромского - в приходской Преображенской ц. бывш. Нуромского мон-ря, прп. Стефана - в Никольской ц. бывш. Озерского Никольского мон-ря Грязовецкого у., преподобных Авксентия и Онуфрия - в приходской Троицкой ц. бывш. Перцовской пуст. Грязовецкого у., преподобных Корнилия, Кассиана и Лаврентия - в Корнилиевом Комельском мон-ре, преподобных Авраамия и Коприя - в приходской Преображенской ц. бывш. Печенгского мон-ря Грязовецкого у., прп. Арсения - в Арсениевом Комельском мон-ре, преподобных Дионисия, Амфилохия, Тарасия, Феодосия - в Глушицком Сосновецком мон-ре, прп. Макария - в Глушицком Покровском мон-ре, прп. Григория Пельшемского - в Лопотовом мон-ре Кадниковского у., прп. Александра Куштского - в приходской Никольской ц. бывш. Куштского Успенского мон-ря, преподобных Евфимия, Харитона - в Вознесенской ц. бывш. Евфимиева Сянжемского мон-ря Кадниковского у., прп. Марка пустынника - в Богоявленской ц. бывш. Белавинской пуст. Кадниковского у., прп. Онуфрия - в часовне на месте Николаевской ц. бывш. Катромского Николаевского мон-ря Кадниковского у., прп. Филиппа - в Преображенской ц. бывш. Рабангского мон-ря Вологодского у., прп. Вассиана - в приходской Троицкой ц. бывш. Тиксненской Спасской пуст. Тотемского у., преподобных Григория и Кассиана - в приходской Троицкой ц.

http://pravenc.ru/text/155162.html

Редакция 1686 г. составлена, как видно по ее намекам, тогдашним игуменом Никандрова монастыря Евфимием. Она не везде точно воспроизводит старую редакцию. В хронологических показаниях обе противоречат себе и друг другу. В Вологде в 1649 г. записаны очевидцем 25 чудес Герасима, совершившихся в 1645–1649. Автор говорит, то до него была написана повесть о древних чудесах святого, погибшая во время разорения Вологды. Любопытнее чудес извлеченное откуда-то и предпосланное им летописное известие о приходе Герасима в 1147 г. на реку Вологду и об основании им монастыря в диком лесу, где потом образовался город Вологда. Рядом с. этим известием в рукописях встречается некролог биографа Герасима Болдинского, вологодского епископа Антония, составленный в Вологде по-видимому в начале XVII века, с двумя чудесами 1598 г. 508 . Основатели Черногорского монастыря на Пинеге не были причислены к лику святых; но вместо жития их сохранилась повесть об основании обители и о двух чудотворных иконах, в ней находящихся, Владимирской и грузинской. На время составления повести указывает последнее чудо, совершившееся «в нынешнее настоящее время», в 1650 г. Автор-инок Черногорской обители, который вместе с другими помогал в 1603 г. первому игумену еп. Макарию в расчистке пустыни 509 . Повесть дает любопытные указания на движение и средства монастырской колонизации в далеком северном крае. Несколько любопытных подробностей из истории Смутного времени сообщает житие астраханского архиепископа Феодосия. В 1617 г. в Москву приезжал из Астрахани протопоп с «явленным списком» чудес Феодосия и с просьбой перевезти тело его из Казани в Астрахань. Житие оканчивается рассказом об этом перенесении и написано, по-видимому, немного после того по поручению местных церковных властей, на что указывает официальный тон рассказа, много ослабляющий интерес биографии 510 . Пожар в 1596 г. истребил повесть о жизни и чудесах Арсения Комельского, хранившуюся в его монастыре. После игумен и братия нашли в кладовой малую хартию о жизни Арсения и поручили составить житие иноку Иоанну, который переписал хартию, дополнив ее рассказами братии и чудесами XVII в. Эти чудеса относятся к 1602–1657 гг., но последние из них, по-видимому, приписаны к житию после. Впрочем, сам Иоанн намекает, что писал житие, когда самовидцев Арсения уже не было в монастыре; оттого рассказ его при своей простоте небогат подробностями, сух и отрывочен 511 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Встретившись с ап. Павлом, Евтихий проповедовал вместе с ним в разных странах. Был рукоположен в сан епископский или св. Иоанном Богословом или ап. Павлом. Св. Евтихию пришлось испытать весьма много мучений во время проповеди: его томили и голодом, и строгали тело его железом, и бросали его в огонь и на съедение зверям; но Господь все хранил Своего угодника. Однажды выпустили на неге льва, и лев заговорил человеческим голосом. Умер св. Евтихий, усеченный мечом, в своем отечественном городе. Перенесение мощей Петра, митрополита Киевского, в новосозданный Успенский собор, в 1479 г.; читать о нем под 21 дек. Представление преподобного Арсения Комельского. Он жил в ΧVΙ веке. Годился в Москве, от бояр Сухарусовых и, будучи еще юношей, постригся в обители св. преподобного Сергия Радонежского, где впоследствии был избран в настоятели за свои подвиги и благочестивую жизнь. Любя уединение, он желал удалиться в какое-нибудь пустынное место. Уважавшие его, князь Василий Иоаннович и братия, просили его, хотя на некоторое время, еще остаться в обители, и он остался. Но в 1527 г. тайно оставил обитель и удалился в непроходимые вологодские леса, чтобы найти полное уединение для себя. Господь Сам указал ему такое место в Комельском лесу, на берегах речек Кохтыжа и Лежи, озарив оное лучами света с неба. Крестьяне, ходившие сюда для звериной ловли, сочли келлию св. Арсения помехой для себя и заставили его на некоторое время удалиться отсюда. Он удалился верст за 30, в Шилегонский лес. Сюда начал стекаться к нему народ для поучения; тогда он удалился опять в Комельский лес. Тут собралось к нему много братии, и устроена была обитель. Прожив здесь долгое время в строгих иноческих подвигах, святой скончался в 1550 г. Мощи его источали многие чудеса. Они почивают в Комельской обители под спудом. Мученица Сира дева была дочь языческого жреца, – знаменитого волхва в персидском царстве. Отец, боясь, чтобы его дочь не сделалась христианкой, каковых уже было довольно в его время в Персии, по смерти жены, отдал ее, в младенческом возрасте, для воспитания к волшебнице.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

Некоторые общие указания на характер Арсения сделаны в начале, при описании его жизни в Троицкой обители, где он был иноком и игуменом; отмечается, что он отличался духом смирения и любовью к братии, которою в свою очередь был любим; отмечается также послушание и книголюбие. К этим-то подробностям и сводится все содержание жития, если не считать рассказа о медведе, который хотел похитить одну из коров монастырских (Арсений заставляет его смириться, поклониться святому, побил его лозой и отпустил в лес); кроме того, сжато передаются основные моменты его биографии (первоначальные подвиги в Сергиевой обители; игуменство там; почитание памяти Стефана Махрищского и посещение его монастыря; любовь к безмолвию, уход в вологодские пределы, собрание иноков). При рассказе о преставлении преподобного житие опять влагает ему в уста краткое поучение; кроме наставления хранить предания иноческие, оно содержит увещание соблюдать благоговение и любить ближнего своего, как самого себя. В итоге следует признать, что в житии Арсения Комельского отразилось кроткое снисхождение к людям, что проповедь любви занимает в нем видное место, выделяясь и в поучениях, приписанных преподобному, что внешние проявления благочестия оставляются биографом в стороне. Еще севернее вологодских и белозерских обителей, уже недалеко от „студеного моря», в Сийском монастыре, подвизался в конце XVI в. довольно видный писатель житий, инок Иона. Первым его трудом, которым он обратил на себя внимание, было житие основателя монастыря и первого его настоятеля, Антония († 1558 г., память 7 декабря), именуемого Сийским; писано оно в 1578 г. 395 Это житие представляет лучший и наиболее ценный и обстоятельный труд Ионы, как потому, что автор застал в монастыре многих очевидцев жизни Антония, еще сравнительно недавно скончавшегося, так и потому, что к известной обстоятельности и полноте изложения его обязывало его собственное положение, как постриженника Антониевой обители. В. О. Ключевский не разбирал обстоятельно данного жития, отдав все-таки ему предпочтение перед переделкой его, сделанной несколько позднее царевичем Иоанном.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Общеправославной и рус. поминальной практике и вопросам эортологии посвящены работы В. В. Дергачёва «Вселенский синодик в древней и средневековой России» (2001. 1(3). С. 18-29); И. В. Дергачёвой «Синодик с литературными предисловиями: История возникновения и бытования на Руси» (2001. 2(4). С. 89-96); О. В. Лосевой «Периодизация древнерусских месяцесловов XI-XIV вв.» (Там же. С. 15-36). Многочисленные публикации связаны с изучением истории почитания, канонизации, создания житий и служб рус. святым: Е. Л. Конявской (о прп. Авраамии Смоленском : 2001. 1(3). С. 111-113), А. Н. Ужанкова (о св. князьях Борисе и Глебе : 2000. 2(2). С. 28-50; 2001. 1(3). С. 111-113), О. В. Гладковой (о прп. Исидоре Твердислове : 2001. 2(4). С. 81-88), Г. С. Гадаловой (о прп. Макарии Калязинском: 2002. 3(9). С. 43-53), О. Б. Хабаровой (о св. Иулиании Лазаревской: 2006. 4(26). С. 116-122) и др. Изданы жития свт. Арсения Тверского (Е. Л. Конявской: 2001. 3(5). С. 66-93), прп. Варлаама Хутынского (О. В. Лосевой: 2004. 2(16). С. 88-100), прп. Иродиона Илоезерского (А. Л. Лифшицем: 2005. 2(20). С. 85-104), прп. Арсения Комельского (И. Н. Шаминой: Там же. С. 105-125); чудеса преподобных Зосимы и Савватия (С. В. Минеевой: 2001. 3(5). С. 55-61). В журнале публиковались и др. древнерус. оригинальные и переводные памятники: Слово свт. Иоанна Златоуста «О Святой Троице, и о твари, и о суде Божьем» (А. А. Туриловым и М. С. Фоминой: 2000. 2(2). С. 110-118); Скитский устав по списку РНБ. Погод. 876 (Е. В. Беляковой: 2003. 1(11). С. 63-95); древнейший рус. список Покаянного канона прп. Андрея Критского, Сказание о Тихвинской иконе Пресв. Богородицы (В. М. Кириллиным: 2003. 3(13). С. 79-94; 2004. 1(15). С. 102-120); Служба Казанской иконе Пресв. Богородицы по казанскому экземпляру издания XVI в. (И. В. Поздеевой: 2002. 1(7). С. 116-124); Указ 1653 г. о запрещении колдовства (Т. А. Опариной: 2002. 3(9). С. 88-91); переписка патриарха Никона с Иконийским митр. Афанасием (С. К. Севастьяновой: 2004. 3(17). С. 87-97); подборка текстов XVI в., посвященных прп. Нилу Сорскому (Е. Э. Шевченко: 2004. 1(15). С. 95-101).

http://pravenc.ru/text/180443.html

Или другой пример. После того как святого Арсения отпустили с игуменского послушания, он ушёл с леса вокруг Вологды, места в те времена совершенно глухие. Там сперва монах поселился возле реки Бабайки (пишу об этом только потому, что такое название нельзя не упомянуть), но затем и там ему показалось людно, и он снова ушёл, обосновался у реки Кохтыш, где поставил келью вместе с ещё одним старцем. И жили себе монахи тихо и спокойно, преодолевая обычные монашеские искушения. Но тут внезапно на них ополчились местные крестьяне. Опасаясь, что на месте поселения монахов создастся монастырь и захватит окрестные земли, они начали гнать отшельников и строить им всяческие пакости, обижать и оскорблять. Кончилось дело совсем плохо – какие-то разбойники убили жившего с Арсением старца, а самому Арсению пришлось переселиться в другое место. Казалось бы, что нам до ссор крестьян с монахами пятисотлетней давности? Но ведь прямо сейчас происходит практически то же самое. Два благотворительных фонда хотели открыть в Москве место, где бездомные и малоимущие могли бы бесплатно стирать одежду, – “Культурную прачечную”. И когда уже всё было готово, против них выступили местные жители . Организованно и дружно, плечом к плечу, вышли пенсионеры, матери с детьми и гражданские активисты. И потребовали убрать подальше с глаз долой неприятное место. Потому что “вонючим бомжам” не место в их чистом районе. И помимо обещаний пожаловаться во все инстанции, жители заявили, что если «Прачечная» откроется, то её просто сожгут, а собравшихся бездомных будут бить. Нефиг потому что, как говорится, шастать. Понимаете, ничего не изменилось. Мы ездим на автомобилях, мы ходим со смартфонами, даже деньги у нас теперь на каких-то загадочных “карточках” – но у нас те же грехи, те же страсти и те же проблемы, что и во времена преподобного Арсения Комельского. Это, конечно, весьма печально. Особенно про “Культурную прачечную”. Но есть в этом и хорошая сторона. Если люди и правда не изменились, то значит, что и “Жития святых” – книга о нас. Если святость была доступна столетия назад – значит, она реальна и сейчас. Трава пробивается сквозь асфальт, свет рассеивает тьму, а благодать Божья всегда преодолеет человеческое свинство.

http://blog.predanie.ru/article/zhitiya-...

997 В печ. прологе: «поживе 50 лет от рождения». Это – ошибка, следствие неправильно понятой рукописи. В ркп. житии: «и пребысть блаженный Аврамий подвизался лет 50, от юности до конца живота своего». – Св. Димитрий: «Ему же (Господу) до 50 лет неленостно во иночестве поработа». 999 Ркп. святцы «преп. отец Аврамий архим. преставился в л. 6800 мес. авг. в 21 д. Преп. Ефрем архимандрит ученик св. Аврамия». 1001 Описание смоленской епархии стр. 269–271. О жизни Аврамия стр. 280–283, сведения не удовлетворительные, а о смоленских епископах стр. 70–76, и все ошибочные. 1009 Местное предание, считающее до 700 лет существованию обители, очевидно, увеличивает древность ее, вопреки актам. 1010 У Лохвицкого грамота вяжицкого игумена 1478 г.: «а кто почнет с ними (иноками палеостр. п.) супоровати: ино его звати нашею позовницею, а суд его предо мною». 1011 У Неволина опись 1582 г. «монастырь общий, церкви рож. Богородицы и пр. Илии», последняя с трапезою, «построены прежним игуменом Корнилием»; кроме игум. Ионы два иеромонаха и 49 братьев Пятивы, прилож. стр. 166. Спб. 1953 г. сл. ист. акт. 5, 258. 1013 Ркп. житие преп. Арсения у Царского 134. Оно написано уже после пожара 1598 г., истребившего древнее житие. Потому в нем есть хронологические ошибки. Эти ошибки повторяются даже в новом издании словаря святых стр. 36. 37. 1018 Грам. в ист. иер. 3, 283–985. Вологодский епископ Алексий управлял паствою 1523–1537 г. ист. иер. 1, 350. 1020 Пролог: «всех же святой во обители своей на комельском лесу и в пустыни на Шиленге поживе 45 лет, в посте, молитве и в трудах непрестанных», 45 лет были летами всей иноческой жизни его. Иначе с 1528 г. когда оставил он лавру до авг. 1550 г. прошло 22 года. 1021 В прологе отнесена кончина его к августу 1550 г. ркп. святцы: «преп. Арсений игумен комельский, иже бысть во обители ризы Господней положения, на Лежи реце, преставился в лето 7058 мес. августа 24 д.» Если такое показание о годе кончины верно, то Герасим, которого видим строителем Арсениевой пустыни в июне 1550 г. (ист. иер 3, 291. 282), поставлен был в строителя еще при жизни преп. Арсения, по его назначению.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Точное время канонизации А. К. неизвестно. По предположению Е. Е. Голубинского , местное празднование святому было установлено ранее 1-й пол. XVII в., т. к. в это время уже была записана большая часть чудес. Служба А. К. была составлена, очевидно, одновременно со «Сказанием», единственный известный список службы датируется 1-й пол. XVII в. (РНБ. Ф. 354. 65. Л. 1-21об.). Верюжский сообщает, что он видел в Арсениевом Комельском мон-ре рукописную книгу «Служба и чудеса преподобного Арсения», пожертвованную в мон-рь в 1660 г. (С. 471-472). Краткое житие святого помещено в печатном Прологе 1662 г., что свидетельствует об общерусском почитании святого. В 1841 г. память А. К. внесена в Собор Вологодских святых, установленный по благословению еп. Вологодского Иннокентия (Борисова) . В печатных Минеях, используемых ныне в РПЦ, под 24 авг. (Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46) помещена бденная служба А. К. (см. Знаки праздников месяцеслова ). Среди текстов службы Собора Вологодских святых А. К. упомянут в славнике стиховных стихир вечерни и во 2-м тропаре 7-й песни канона утрени (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 459, 463). Ист.: Пролог. Март-август. М., 1662. Л. 405-406; ИРИ. Т. 3. С. 280-290; Описание о российских святых. С. 124; Памятники письменности в музеях Вологодской обл. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2. С. 74; Минея (МП). Август. Ч. 3. С. 33-46; Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 458-468. Лит.: Вологодские ГВ. 1848. 40; Жсв. Октябрь; Ключевский. Древнерусские жития. С. 333; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых Вологодской епархии. Вологда, 1880. Кн. 2. С. 457-474; Зверинский. Т. 2. С. 59-60, 620; Т. 3. С. 12, 3 1365; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 256; Голубинский. Канонизация святых. С. 155; Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв.: (По житиям святых). М., 1966. С. 310-314; Прохоров Г. М. Иоанн//СККДР. Вып. 3. Ч. 2. С. 57-58; Лагутенкова О. Ю. Списки жития преподобного Арсения Комельского//Опыты по источниковедению: Древнерус. книжность: Сб. ст. в честь В. К. Зиборова. СПб., 1997. С. 37-42; Макарий. История РЦ. Кн. 4. Ч. 2; Кн. 6.

http://pravenc.ru/text/76294.html

И затем вторично, стянувши петлю и ослабивши ее, предложили Сире отречься от Христа, но получили тот же ответ. После сего окончательно стянули петлю, и таким образом мученица скончала свое земное поприще в 28 день месяца перития (февраля) 870 года по сирскому счету (т. е. 558 по нашему). Тело ее взято верными и похоронено с честию в некоем сокровенном месте (См. Acta ss. 18 мая). Св. священномуч. Евтиха В тот же день св. священномуч. Евтиха, ученика Иоанна Богослова. Родом палестинянин, ученик ап. Иоанна Богослова и епископ Севастопольский; за проповедь евангелия был гоним и скончался в узах. † В тот же день преподобного Арсения Комельского Преподобный Арсений, из рода дворян Сухарусовых 214 , родился в Москве и еще в юных летах постригся в обители преп. Сергия Радонежского. Здесь он обучал себя благочестию послушаниями; здесь в 1506 г. со списка печенгского, добытого князем Юрием († 1434 г.), «писал евангелие многогрешный чернец Арсеньишко – Сухарусов», которое ныне находится в Арсениевой Комельской обители. Это евангелие драгоценно для нашего времени, как потому, что писано великим подвижником, так и потому, что писано без расстановки слов, с точкою и двоеточием, оно представляет собою список с весьма древнего подлинника. Преподобный в послесловии говорил: «аще будет, по грехом, опись, в ведении или неведении: исправите Бога ради, зане многи пословицы приходили новгородские, аз окаянный скуден умом, разсудити на се груб и невеглас, тесен разумом» 215 . Вот наставление святого для нерассудительных чтителей старины! В обители Сергия Арсений столько преуспел в жизни иноческой, что не только удостоен был сана священства, но и поставлен был в игумена Сергиевой обители. Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду раздранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство 216 и отшел в Комельский лес.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

За правым клиросом, у южной стены храма, стояла посеребренная с золочеными украшениями бронзовая рака над мощами преподобного Елеазара Анзерского. Она была установлена в 1838 году на средства иеромонаха Арсения из Новгородского Юрьева монастыря. Над ракой была устроена сень в виде шатра на четырех деревянных резных колоннах. Вокруг стояло девять резных позолоченных крестов. Над ракой располагалась икона преподобного Елеазара высотой в человеческий рост – сто семьдесят сантиметров. Нимб и одежду преподобного покрывало золотое и серебряное шитье с блестками и стразами, по углам иконы помещались резные золоченые изображения херувимов. На южной стене храма сохранились остатки росписи с изображением преподобного Елеазара. Есть основания предполагать, что его святые мощи и ныне почивают в церкви под спудом. Западнее раки преподобного располагалась Тихвинская икона Пресвятой Богородицы, написанная на кипарисовой доске, – вклад игумена Корнилиево-Комельского монастыря Арсения, сделанный в 1852 году. Образ был украшен серебряной чеканной ризой с золоченой короной и надписями из синей финифти. К западной стене храма были пристроены хоры; вход на них был прямо со второго этажа келейного корпуса. Снизу, из храма, на хоры вела деревянная винтовая лестница. В советское время церковь перестраивалась под нужды Соловецкого лагеря, затем долго оставалась без присмотра. Церковная утварь, иконостас и рака преподобного Елеазара утрачены, росписи уничтожены, деревянные конструкции полов, оконных и дверных проемов, отопительные системы разрушены. С 1994 года в церкви ведутся антиаварийные работы. Вход в церковь сейчас расположен с северной стороны; прежде существовал и другой, западный,– через паперть. Теперь на этом месте провал. Двустворчатые двери в восточной стене паперти выходили в холодный, Свято-Троицкий храм. Двери в западной стене вели в ризницу и кладовую. Под папертью размещался подвал, западнее нее располагалась трапезная XVII столетия с приделом во имя преподобного Михаила Малеина, в которую вел отдельный вход. Двустворчатые двери открывались в уютное сводчатое помещение. Стены его были украшены росписями с растительным орнаментом и медальонами. В восточной части трапезной располагалась теплая зимняя церковь во имя Михаила Малеина. Одноярусный иконостас голубого цвета с позолотой включал в себя пятнадцать икон. Северо-западный угол занимала печь, облицованная бело-голубыми изразцами с изображениями единорогов и сказочных птиц и орнаментом из виноградных кистей. На втором этаже размещались покои настоятеля.

http://sobory.ru/article/?object=03601

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010