К подвижникам «Северной Фиваиды» относят также преподобных Арсения Комельского (†1557 г.), Александра Свирского (†533) и его учеников Никифора и Геннадия Важеозерских (†1550), Феодосия Тотемского (†1568 г.), Мартирия Зеленецкого (†1603 г.), Лонгина Коряжемского (†1547 г.), Ферапонта Монзенского (†1597 г.). Таким образом, в XVI веке Сергиево-Кириллова монашеская традиция, распространившись на северо-востоке, дает множество примеров созерцательного подвига. Южная ветвь последователей преподобного Сергия. Подмосковные монастыри Помимо созерцательных традиций «Северной Фиваиды» на Руси в то время сложилось и другое направление монашеского подвига. Оно было сосредоточено южнее обители преподобного Сергия, около Москвы, в кольце образовавшихся вокруг нее монастырей. Хотя эти монастыри тоже берут свое начало от Троицкой Лавры, духовно они ниже «Северной Фиваиды». Это монастыри общежительные, без стремления к созерцательности и безмолвию. Можно предположить, что появление этого направления было закономерным ответом на духовные потребности русского общества. Безмолвие и созерцательность – очень тяжелый путь, посильный немногим. Общежитие более доступно для широкого круга желающих монашества, более приспособлено к человеческой немощи: по «классической» схеме иноческого пути общежитие является необходимой ступенью, необходимой подготовкой перед подвигами в уединении. Здесь напрашивается параллель с Египтом, в котором наряду с отшельничеством и скитским житием существовали общежительные монастыри, организованные преподобным Пахомием Великим . Очевидно, что без строгости и дисциплины управление большим числом иноков было бы невозможно. Поэтому как в древности, так и на Руси в тот период в общежительных монастырях большое внимание уделялось исполнению дисциплинарных требований монастырского Устава, определяющих как внешнюю, так и внутреннюю жизнь инока. О благотворном влиянии соблюдения правил общежития говорилось в разделе «Содержание подвига преподобных». В монастырях этого направления считалось возможным владение имениями, доходы от которых использовались для строительства храмов и их убранства, для содержания иноков и разнообразной помощи обездоленным. В XV веке подмосковные монастыри дают двух святых, имевших решающее влияние на последующие поколения – Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого , подвижников и народных благотворителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

23 и 24 авг. – «Евтихиевы дни». Церковь праздновала в эти дни двух Евтихиев – преподобного и священномученика (см.: Евтихий Тихий). Существовала примета, что, если в эту пору поспевала брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться. 23 авг. кроме Евтихия вспоминали св. Луппа-мученика. «На Луппа льны лупятся!» По примете, лен две недели цветет, четыре недели спеет, а на седьмую – семя летит. «Хорошо, – говорили крестьяне, – коли Евтихий будет тихий, а то не удержишь льняное семя на корню: все дочиста вылупится!» 24 авг. праздновалась Петровская чудотворная икона Пресвятой Богородицы. Она была названа так потому, что была написана св. митр. Петром в 1307. В 1613 вместе с Федоровской иконой она была при избрании на престол Михаила Романова. 24 авг. празднуется память русского св. Арсения Комельского. В Сибири с Луппова дня начинались во многих местах первые заморозки – «лупенские», за которыми шли и другие: покровские, катерининские и михайловские. За 6 суток до конца августа- " соберихи» приходил на Русь Титов день (см.: Тит Грибник)). «Святой Тит последний гриб растит!» – говорили в Среднем Поволжье. «Грибы грибами, а молотьба – за плечами!» – восклицали в Симбирской губ., напоминая, к слову, об известной прибаутке: «Тит, Тит! Иди молотить! – Зубы болят! – Тит, Тит! Иди кисель есть! – А где моя большая ложка?..» С Титова на Натальин (26 авг.) день варили ввечеру овсяный кисель. День Адриана и Наталии назывался «овсяницами»; с этой поры начинали косить в полях овсы: «Ондреян с Натальей овсы закашивают». В XIX в. в этот день к вечеру носили мужики сноп овсяный (связанный из первого скошенного овса) на барский двор. При этом пелись впроголос особые песни. В ХХ в. этот обычай уже не соблюдался, хотя по старой памяти кое-где уже ставился отдельно первый сноп: захватывали с поля в избу, где и помещали в «большой кут», под образа. Возвратившись с работы с поля, хозяйка поспешно собирала ужин, приготовленный заранее. За столом начинали угощаться толокном, замешенным на кислом молоке («дежень»), овсяным киселем или блинами. «Ондреян толокно месил, Наталья блины пекла!» – говорила хозяйка. – «Спасибо за сладкий дежен, за сытые блины!» – вставая из-за стола, обращались к ней угощавшиеся. – «А нет ли еще грешневой кашки?» – «Грешневая не выросла, не хотите ли березовой!» – отвечала она смешливым ребятам, убирая со стола. С этого дня толокно уходило из домашнего обихода. «В овсяный покос – толокном паужинай!» – говорили хозяева. «Скорое кушанье толокно – замеси да в рот понеси!», «Хвалился пест, что толокно ест!», «Толокном Волги не замесишь!», «Поел пест толокна, да и не хвалит: нынче толокно, завтра толокно, все одно – прискучит и оно!», «Было бы толоконце, а толоконнички-то всегда найдутся!» и т. д. В этот же день праздновалась Владимирская икона Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Пимен , 1608.        Юрид., стр. 361 и 62. Тихон , 1607–12, 27 нояб. Кирилл , 1613–23. Питирим , 1623–32. Антоний перев. из Арсениева Комельского, 1632–44; † … Феодосий в авг. 1644 перев. из Николаевского Озерского; по 1650. Архимандриты Серапион , в 1650 игум.; с 1651 по 1654 архимандрит. Иона , 1654–71, сент. Евфросин в 1671 перев. из Спасо-Каменного, и в 1672. Исаия , 1672–78. Павел , 1678 и 79. Иосиф Андреяновский 5 окт. 1679 перев. из Павлова Обнорского, а 9 июля 1687 – в Кириллов Белоезерский. Иона 18 окт. 1687 перев. из Кириллова Новоезерского; по 1693. Сергий , в 1693–99. Авраамий , в 1699–1707. Афанасий , в 1708–11. Арсений Воронов , с 1712; в сент. 1729 взят в Чудов мнтрь в келари; в дек. 1730 возвратился; 24 янв. 1737 определён в Троице-Сергиеву Лавру келарем же. Гавриил Воронов произведён 30 сент. 1729 и управлял до 1731 (в небытность Арсения), потом определён в Спасо-Каменный. Арсений Борщевский в 1737 перев. из Корнилиева Комельского; в 1762 уволен, за старостью; † 1764. Марк Антонский в 1762 перев. из Колоцкого монастыря; † 8 окт. 1774. Иннокентий Лавров в 1774 перев. из Корнилиева Комельского; до 1804 (†...?). Амвросий Рождественский (Вещезеров) 21 июля 1804 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 11 сент. 1811 – в Иверский. Феофилакт Ширяев 10 окт. 1811 перев. из Спасо-Каменного Духова, а 17 авг. 1814 – в Воровский Пафнутиев. Гавриил Розанов 11 сент. 1814 перев. из Спасо-Каменного Духова, а в июне 1821 – в Тольгский мнтрь. Евтихиан Лестев определён 1821 из ректоров Костромской семинарии; в 1833 перев. в Пинский Богоявленский. Феогност Лебедев определён 26 февр. 1833, а 24 июля 1841 из бакалавров перев. в Ярославский Тольгский мнтрь. Афанасий Борисович , из профессоров Киевской духовной акад., определён 30 июля 1841; 4 окт. 1846 перев. в Черниговский Елецкий. Адриан Тяжелов 4 окт. 1846 перев. из Черниговского Елецкого; 1849 уволен и вызван в С.-Петербург. Ювеналий Знаменский определён 12 мар. 1849 из инспекторов Вифанской семинарии, а 6 окт. 1860 перев. в Рязанский Спасений мнтрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1538 году теперь уже казанские татары прошлись огненным смерчем по Вологодской земле. В пустынь преподобного Арсения Комельского, затерявшуюся в дремучих лесах, собрались жители села Шилегодского. Все они были страшно напуганы и опасались, что татары доберутся и до этих мест. Но святой все время молился, чтобы Господь и Пресвятая Богородица сохранили «род христианский от нашествия безбожных агарян». И татары обошли стороной монастырь преподобного. Первое время, когда обители только начинали строиться, милостыня благочестивых мирян (купцов, бояр и простых крестьян) спасала иноков от крайнего голода. Но проходило время, и окрепшие, разбогатевшие обители начинали отдавать сторицей эти долги. В голодные годы крупные монастыри кормили из своих житниц сотни людей, помогали встать на ноги разоренным крестьянским хозяйствам, давали ссуды зерном, чтобы засеять поля. Известно, что преподобный Дионисий Глушицкий кормил нуждающихся хлебом, когда случился голод в той стороне, где стоял его монастырь. Страшный голод разразился на северо–западе Руси в 1569–1570 годах. Вслед за голодом началась чума, занесенная с Запада, возможно, тиф (Дмитриева. С. 38; Васильев, Сегал. История эпидемий. С. 43). В 1580–е годы население России резко сократилось. В Новгородской земле процент запустения пашни превышал 90%, а в некоторых районах доходил до 99,5%. Голод и эпидемии захватили и Белозерье. Но всетаки запустение, по наблюдениям исследователей, здесь было не таким тотальным, как в Новгородской земле; возможно потому, что крестьян поддержал Кирилло–Белозерский монастырь. «Только крестьяне околомонастырья за 1580–1590–е годы получили на посев 674 четверти (более 25 тысяч пудов) ржи и овса» (Дмитриева. С. 39). Голод 1601–1603 годов современники назвали «великим». В Житии преподобных Адриана и Ферапонта Монзенских рассказывается, что преподобный Ферапонт предсказал его задолго до начала. Через пять лет после кончины святого тогдашний игумен Монзенского монастыря – преподобный Адриан увидел его во сне.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сравним структуру месяцесловной записи Святцев 1646 г. с месяцесловами предшествующих изданий богослужебных книг – Святцев Бурцова (М., 1639) 909 , Устава (М., 1641) 910 35 и Псалтири следованной (М., 1642) 911 . Все эти издания имеют очень схожий в русской части месяцеслов, однако сама структура месяцесловной записи различна. В Святцах Бурцова назван только день памяти (без «летописи», тропарей и кондаков), Устав содержит указания чинопоследования Службы святому с полным текстом тропаря и кондака, в Следованной Псалтири также помещён текст тропаря и кондака. Таким образом, ни одно из предшествующих изданий не могло явиться источником Святцев 1646 г., так как не содержало «летописи», т. е. биографических сведений о святом. С другой стороны, структура памяти святого в Святцах ближе всего к записи в Следованной Псалтири. Имея в виду тему русских памятей, обозначим то новое (помимо «летописи»), что появилось в Святцах в сравнении с вышеперечисленными изданиями. Во-первых, это новые памяти: Иосифа Волоколамского (9 сентября), Киприана Московского (16 сентября), Сергия Обнорского (7 октября), Меркурия Смоленского (24 ноября), Филиппа митрополита (23 декабря), князя Георгия Всеволодовича (4 февраля), Кирилла Новоезерского (4 февраля), Арсения Тверского (2 марта) 912 , Варсонофия Казанского (26 марта), Александра Ошевенского (20 апреля), Корнилия Комельского (19 мая), Игнатия Вологодского (19 мая), Сретения образа Димитрия Прилуцкого (3 июня), обретения мощей князей Василия и Константина Ярославских (8 июня), Александра Куштского (10 июня), Андроника Звенигородского (13 июня), Стефана Махрищского (14 июля), перенесения мощей Зосимы и Савватия Соловецких (8 августа), перенесения мощей Феодосия Печерского (14 августа) 913 . Во-вторых, сравнительно с Псалтирью и Уставом добавлены тропари с кондаками в случаях, когда они прежде отсутствовали (Борису и Глебу 5 сентября, Иакову Ростовскому 27 ноября, Антонию Сийскому 7 декабря). В-третьих, меняется день празднования памяти Феодосия Печерского , вместо 11 января, который отмечен в Псалтири и Уставе, в Святцах празднование поставлено на 3 мая (у Бурцова так же).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Святейший Патриарх Кирилл: «Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод» 22 сентября 2016 г. 18:14 «Русское монашество не раз обращалось к святогорской традиции, черпало в ней вдохновение и перенимало опыт монашеского делания», — отметил Святейший Патриарх Кирилл в своем докладе на открывшемся 22 сентября 2016 года Собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви, проходит в рамках мероприятий, посвященных празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой Горе Афон. «Первые русские иноки пришли на Святую Гору почти сразу после крещения Руси, еще при святом равноапостольном князе Владимире. Едва Русь была просвещена светом Христовой Истины, как сразу же появились люди, горящие духом и желающие всецело посвятить себя Богу», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, уже с начала XI века была известна афонская «обитель Россов» — монастырь Ксилургу. «В те же годы совершилось важное для Руси событие — на Афон пришел преподобный Антоний, будущий Киево-Печерский игумен. Это событие осталось для мира в тот момент незамеченным: действительно, ведь пришел на Афон простой русский человек. А с Афона ушел на Русь просвещенный, духовно сильный инок, который заложил основы русского монашества. И мы поныне созерцаем обильные плоды того события: нынешние русские монахи — это духовные наследники преподобного Антония Киево-Печерского», — подчеркнул Святейший Владыка. Впоследствии связь Руси с Афоном не прекращалась. По преданию Почаевская лавра и Святогорская лавра на Северском Донце были основаны выходцами со Святой Горы. «Нужно вспомнить и преподобного Арсения Коневского, и Савву Вишерского, и Нила Сорского, Иннокентия Комельского, которые изучали жизнь святогорских аскетов, утверждали русское монашество в традициях византийского общежития в XV-XVI веках. А в столетии преподобный Паисий (Величковский) послужил возрождению русского монашества после потрясений екатерининской эпохи, которая нанесла огромный ущерб монашеской жизни, бытию монастырей в Российской империи», — добавил Предстоятель. Святейший Патриарх Кирилл обратил внимание на то, что в течение столетий происходил и другой важный процесс: «Русь давала Афону своих подвижников. В сонме преподобных афонских отцов сегодня насчитывается множество уроженцев земли Русской». «Так переплелись история афонского и русского монашества, история святости. Имея общие корни и традиции, афонское и русское монашество принесли обильный плод — великое число угодников Божиих, которые ныне молятся о всех нас пред Престолом Царя Небесного», — заявил Святейший Патриарх Кирилл. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4620856.ht...

Эти последние по характеру своему двоякого рода. Одни настолько широки, что не характеризуют жизни одного лица и, разумеясь сами собою, не дают ничего нового для его биографии. Редкий биограф не начинал своего рассказа известием, что святой родился от благочестивых, христианских родителей и в известный срок духовно возродился крещением, и это известие нисколько не зависело от того, знал или не знал биограф что-нибудь о родителях святого. Таковы же описания юности святого и его первых опытов в иночестве, очень пространно и очень однообразно излагаемые в житиях: это отвлеченные характеристики благонравной юности и строгого иночества вообще, а не черты, из жизни Антония Сийского или Арсения Комельского; их содержание есть лишь развитие заглавия биографии, ибо без этих черт описываемая жизнь не могла бы стать предметом жития. Другие черты, не столь широкие по объему, имеют условное значение: это биографические гипотезы, необходимые для полноты картины. К числу обычных черт такого рода относятся известия, что святой, родившийся в глуши древнерусской деревни, именно на седьмом г. выучивается грамоте и 12 лет уходит в монастырь, внезапно увлеченный евангельскими словами о тех, кто оставляет родителей ради имени Христова, и биограф заносил это в рассказ, хотя бы ничего не знал о детстве святого. Черты того и другого рода проходят по всему житию, и их так много у биографа, что он мог из них одних составить довольно стройный биографический очерк. Любопытна в этом отношении попытка, на которую отваживается автор упомянутого выше слова о явлении мощей Иакова Боровицкого: не зная решительно ни одного живого факта из жизни Иакова, он направляет ладью мало-художного своего слова по глубокому морю достохвальных исправлений святого и на многих страницах «воспоминает по-возможному досточестно» его подвиги. Есть, наконец, третий элемент, входящий в характеристику искусственного стиля житий: это известный выбор биографического содержания. Как бы ни было житие богато живыми подробностями, оно не удовлетворит историка.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

312 Однако и он (в притче о человеческой душе и о теле) настойчиво требует «прилежно почитати святыя книги: се и душу цломудрену сотворяет, и к смирению прилагает, ум и сердце на добродетели взостряет». Ср. Сухомлинов. О сочинениях Кирилла Туровского в Исследованиях по древней русской литературе. Спб. 1908, 273 и сл. 314 В Изборнике Святослава (1073 г.) находятся следующие достопримечательные слова о пользе книги для праведной жизни: «как для коня правитель и воздержание – узда, так для праведника – книга; как не ставится корабль без гвоздей, так праведник без почитания книжнаго; как пленник думает о родителях своих, так и праведник о почитан.книжном; красота воину – оружие, а кораблю– ветрило; так и праведнику – почитанье книжное». 315 См. статью Христианское образование русск. князей в Х – XII вв. Воронежских Епарх. Ведомостях 1894 г., 2 и сл. 317 «Слово о погибели русския земли», вновь найденный памятник литературы XIII в. Спб. 1892, 18–19. 318 Всех канонизованных иноков на Руси насчитывается до 270; если сюда присоединить 54 канонизованных русских иерархов, то окажется, что почти все русские святые прошли путем иночества»говорит Терновский. I, 169. 319 Голубинский. О значении преп. Сергия в истории нашего монашества, «Богосл. Вест.», ноябрь 1892. Ключевский. Значение преп. Сергия Радонежского для русского народа и государства, там же. 322 По житиям Прокопия Устюжского, Дионисия Глушицкого, Александра Куштского. Сергия Нуромского, Павла Обнорского и Арсения Комельского 330 Там же, и его же: «Как служили миру подвижники древней Руси? Св. Троицкая Сергиева Лавра. 1903, 17. К Варлааму Хутынскому «отовсюду собирались князи и бояри и убозии, он же никогда не ленив о учити люди». 331 В записке Иннокентия о последних днях учителя его, Пафнутия Боровского (в приложении к Ключевскому, Древнерусск. жития, 445–446), читаем: «не токмо же от князь и от княгинь, но и от прочаго народа, от бояр же и от простых (со златом со всех стран приходящих) мы же о сих ничто же рещи смеяхом старцу», возвращавшему присланное князем со словами: «ничто же требую от мира сего, ниже чести желаю, ниже страха от мира сего боюся». «Мирским и странным не по человекоугодию, но по Божию закону вся глаголаше, паче же делы творяще; не устыдеся никогда же лица княжеска, или болярска, ни приносом богатых умягчися когда»... «Многим и сердечныя тайны беседою отверзаше». Там же, стр. 449.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Kozhe...

вил келью и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это, в 36 верстах от Вологды, еще и ныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и разорили ее. Давая место гневу, пустынник ушел в Шилегонский лес, на речку Ингарь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить ревнители пустынной жизни и сверх того многие жители страны Вологодской, гонимые нашествием татар, толпами бежали в Шилегонский лес. Так безмолвие пустынников нарушено было поселившимися близь пустыни изгнанниками. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в Комельском лесу: он поселился с учеником своим Герасимом там, где прежде водрузил крест свой и стал расчищать лес. Его стали тревожить не люди, 50 а звери; но молитвою своею он смирил их и медведи уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему несколько учеников: он поставил храм в честь положения ризы Богоматери во Влахерне. Иногда посещал он и Шилегонскую пустынь. На пути из одной пустыни в другую он имел обычай беседовать о спасении души со встречавшимися с ним; останавливаясь в селениях, назидал простых людей словом спасительным. Если замечал, что кто-нибудь в поле трудится в праздник, или в день воскресный: то строго обличал за то. Раз поселяне ослушались его, – не перестали работать в праздник и внезапно поднявшийся ветер разметал снопы их. Проведя долгую иноческую жизнь, в посте, молитве и непрестанных трудах, старец перед кончиною приобщился св. Таин и мирно предал дух свой Господу, 24 августа 1550 г. 51 На другом краю Русского севера, в стране Олонецкой, подвизался один из достойных учеников преп. Александра Свирского : 52 в 9 верстах от места подвигов преп. Александра, жил в своей отчине дворянин Андрей Завалишин, охотник до звериной ловли. Однажды в самом разгаре охоты, Андрей увидел оленя и бросился догонять его; охотник мчался с такою быстротою, что далеко оставил за собою товарищей охоты, и все таки олень исчез из глаз его. Вдруг Завалишин увидел перед собою хижину и следы пустынника, в таком диком месте, где, казалось, никогда не ступала нога человеческая. Он постучался у хижины и перед ним явился труженик, изнуренный постом и подвигами, в ветхой одежде. Повесть подвижника о дикой своей жизни произвела на Андрея глубокое впечатление. Это было в 1493 году. Завалишин после того часто приходил к прп. Александру (это был он) слушать наставления его

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Что касается того, как святой Апостол Евтихий окончил свой подвиг, то известно, что он был приведен связанным из Ефеса в свое отечество Севастополь и здесь скончался. Служба же, положенная ему в Минее, упоминает о роде смерти его, именно: он был усечен мечом во святую главу, которую Бог и увенчал благолепным венцом победы Кондак, глас 3: Апостолов сопрестольник, и святителей красота быв Евтихие, мученически прославился еси, просиял еси яко солнце, всех просвещая, и разорил еси безбожия нощь глубокую. Сего ради тя почитаем, яко божественнаго воистинну священнотаинника Христова. (обратно) Память святого мученика Татиона Сей святой мученик был родом из Мантинея, находившегося в Клавдиопольской митрополии и Гонориадской епархии Схваченный язычниками за то, что веровал во Христа, он приведен был в город Клавдиополь к правителю города Урбану и на допросе объявил себя христианином, за что и заключен был в темницу. После сего он был подвергнут вторичному допросу и так как неизменно пребывал в Христовой вере, то его сперва избили палками, а потом стали строгать по телу железными орудиями, после чего снова избили и стали влачить по городу. Достигши городских ворот, святой мученик оградил себя знамением креста и в это время услышал свыше голос, который благовествовал ему радостное будущее, после чего предал дух свой Господу В тот же день память святого Георгия Лимнеота, исповедника, подвизавшегося при императоре иконоборце Льве III Исавре (717–741 гг.). В тот же день память преподобного Арсения комельского, вологодского чудотворца, скончавшегося в 1550 г. В тот же день перенесение мощей святого Петра митрополита, всея России чудотворца (в 1479 г.).   Память 25 августа Святой Апостол Тит Святой Апостол Тит был родом из Крита и происходил от родителей, хотя и благородных (ибо они вели свое родство от Мироя, царя критского), но не правоверных — язычников, придерживавшихся идолопоклоннического нечестия. Тит и сам первоначально служил тому же нечестию и выказал в юных годах большую ревность в изучении наук еллинских: он с усердием изучал сочинения древних философов и стихотворцев, как например Гомера и прочих. Несмотря на это Тит проводил жизнь незлобивую и целомудренную; хотя он и не знал Бога истинного, однако соблюдал в непорочности девственную чистоту тела своего, как впоследствии свидетельствовал о нем святой Игнатий Богоносец в своем послании к филадельфийцам, называя Тита девственником; Того Самого Бога, Коего Тит не знал верою, он чтил добрыми делами своими, и был Ему угоден.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/460/...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010