Лк.6:17–28; 24 зач.). Идеже лежат мощи его, совершается полиелей. См. От 24 авг. до 21 сент. (сн. 14 авг.) катавасия: Крест начертав Моисей. Преставление пр. игумена Комельского, Вологодского чудотворца. Он родился в Москве и происходил из рода дворян Сухарусовых. Он рано начал тяготиться шумом столицы и почувствовал отвращение к мирской жизни, хотя по правам рождения мог надеяться иметь в ней большие успехи, прибрести честь и богатство. Его юное сердце, еще не связанное никакими житейскими узами, свободное от всяких мирских пристрастий, горело любовью к одному Богу, стремилось всецело посвятить себя на служение Ему. Сделавшись учеником пр. Сергия Радонежского (25 сент.), он в обители последнего совершенно предал себя иноческим трудам, со всем усердием и с юношеским жаром он проходил монастырские послушания, в числе первых приходил в церковь и по своему смирению считал себя последним и слугой всех. Трудами и постом изнуряя свое тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвой, чтением душеспасительных книг и переписыванием их для своего монастыря и для других церквей и так прославил себя дивными подвигами, что был поставлен, по желанию братии, во игумена. В сане игумена он не изменил своей любви к нищете и посту и честь своего игуменства поставлял только в том, чтобы служить всем и трудиться более других. В 1527 г. великий подвижник, стремясь к безмолвному житию в пустыне, оставив Сергиеву обитель, удалился в глухой Комельский лес. Здесь на берегу реки Кохтыжи он основал обитель (си. Волог. еп.). После долгой иноческой жизни в посте, молитве и непрестанных трудах, пр. Арсений скончался в 1550 г. «По преставлении пр. Арсения, быша от честнаго гроба его чудеса различныя, яко от источника непрестанно текущи: слепым прозрение, глухим слышание, немым глаголание, бесным очищение и всяким недугом исцеление». Ныне мощи пр. Арсения почивают в его обители под спудом. Пр. Лимниота. Родом с о. Лемноса, он, в юности оставив суетный мир, подвизался отшельником при озере на Олимпе Вифинском.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

47 Кто был святой Андрей и когда жил? По повествованию о нем, после смерти его нашли записку: «Аз есмь Андрей, един из Смоленских князей», нашли также золотую цепь и перстень, которые потом взял себе Иоанн Васильевич и за то дал ругу для святителя Николая. По преданию, князь удалился из родной стороны по крамолам; в Переяславле жил он, как никем не знаемый бедняк и исправлял должность пономаря при церкви святого Николая; терпел всякую нужду, но был усердным молитвенником храма, вел жизнь чистую и строгую. Так провел он 30 лет. Таковые данные о жизни того, кто не хотел быть знаем во время земной жизни своей! По догадке преосвященного Филарета Черниговского , он был сын князя Феодора Фоминского слепого и скончался около 1390 года (Русские Святые, октябрь, с. 90). Позднее при этой церкви был монастырь Князь-Андреевский; теперь она приходская. Здесь почивают под спудом мощи святого князя Андрея, Переяславского чудотворца. 48 Мощи преподобного Даниила обретены и освидетельствованы 30 декабря 1653 года. Они почивают открыто в сооруженном им соборном Троицком храме обители его, на северной стороне, под аркою, соединяющей собор с придельною церковью преподобного Даниила. Великолепная рака устроена в 1816 году. 49 Мощи преподобного Герасима почивают под спудом в соборной церкви Троицкого Болдина монастыря, в 15 верстах от города Дорогобужа. 50 От злых людей отшельник был огражден грамотою великого князя Василия Иоанновича. Этой грамотою строго запрещалось всем «около пустыни старца Арсения Сухорусова, в Комельском лесу на реке Кохтыже» рубить дрова, ставить новое поселение, гоняться за зверями и обращать в свое владение землю или лес. 51 Тело подвижника Божия положено было близ алтаря построенного им храма. Впоследствии мощи его ознаменовались многими исцелениями. Спустя сто лет после его кончины, сооружен был в обители каменный храм с приделом в честь преподобного Арсения, где под спудом почивают мощи его. Там же сохраняется Евангелие, писанное им в 1506 году, еще в лавре Сергиевой, с надписью: «писал многогрешный чернец Арсеньишко Сухарусов».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Арсениево-Одигитриевская пустынь при Св.-Духовом монастыре. Арсениево-Одигитриевская пустынь находится в 40 верстах от губернского города Вологды. Основанная в 1529 году прп. Арсением Комельским, вологодским чудотворцем, она при учреждении монастырских штатов была закрыта и приписана сначала к вологодскому кафедральному собору, а затем, в 1861 году, к Вологодскому Свято-Духову монастырю, на средства которого содержится и доныне. В обители имеется храм во имя Божией Матери Одигитрии с приделом в честь Николая Чудотворца. В нем находятся местночтимые иконы Божией Матери «Одигитрия», Св. Николая и прп. Арсения Комельского. При вратах пустыни стоит часовня, в которой почивают тела иеромонахов Арсения и Иннокентия, бывших настоятелей пустыни. Управляет пустынью архимандрит. В пустыни имеется приют для паломников. Гледенский монастырь в Великоустюжском уезде. Гледенский монастырь находится в 4 верстах от города Великого Устюга в чрезвычайно красивой, живописной местности при слиянии двух больших северных рек: Сухоны и Юга. Монастырь расположен на высокой горе Гледень, от которой и получил свое наименование. Гледенский монастырь считается старейшей обителью из всех монастырей нашего северного края. Первоначальное его основание относится к глубокой древности, приблизительно к концу XII и началу XIII столетия во время княжения великого князя Всеволода III Юрьевича. Тогда еще и самый город Великий-Устюг находился на одном месте с монастырем и назывался Гледен; только впоследствии жители перенесли свои город к устью р. Юга и образовали город Усть-Юг или Устюг. В половине прошлого столетия (1841 г.) монастырь, бывший дотоле независимым, потерял свою самостоятельность и был приписан к Устюжскому Михаило-Архангельскому монастырю теперь он состоит в непосредственном ведении Велико-Устюжскаго епископа. Главный соборный храм монастыря в честь Св. Троицы отличается старинною архитектурою; иконостас, наполненный старинными иконами хорошего византийского письма, замечателен украшающей его древней резьбой чрезвычайно искусной, художественной работы, так что знатоки и любители древнего искусства считают его единственным в своем роде. Кроме этого храма, в обители имеется еще три: в честь Тихвинской иконы Божией Матери с приделом Николая Чудотворца, в честь Успения Божией Матери и во имя св. Иоанна Устюжского. В Духов день устраивается крестный ход из монастыря в близлежащее село Пухово, где родился прав. Иоанн, Устюгский чудотворец, и где построена церковь с часовнею, посвященная его имени.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Вблизи креста он поставил себе хижину и стал подвизаться. Крестьяне, ходившие сюда для звериной ловли, сочли помехою для себя келью Арсения и убили его келейного старца. Смиренный отшельник оставил на время дикий комельский лес и пришел в шилегонский, на речку Ингорь (или Маслянку), где стал опять подвизаться в посте и молитве. Он поставил здесь келью, и к нему начали стекаться ревнители благочестия ради душевной своей пользы. Арсений всех принимал с любовью, поучая их всем сердцем любить Господа. Довольно времени прожил пр. Арсений в шилегонском лесу, проводя время в подвигах и молитве. Вдруг на вологодскую страну сделали нападение татары, все предавая огню и мечу. Толпами бежали жители из селений в шилегонский лес, куда вслед за ними хотели проникнуть и татары, но были удержаны молитвою человека Божия. Все, искавшие себе убежище под его кровом, спаслись от меча татарского, но в дикой пустыне составилось целое поселение, и уже не возможно было там безмолвствовать. Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсеньеву пустынь» одному из своих учеников, решился поселиться опять в комельском лесу. Уже не люди, но звери стали там тревожить его дикое уединение, но преподобный молитвою смирил суровость медведей, и они уступили ему свои берлоги. Когда собралось к нему довольно братии, он испросил благословение у вологодского святителя Алексия – поставить церковь в пустыне, в честь положения ризы Богоматери во Влахерне и составить общежительную обитель. Бывший игумен великой Троицкой лавры благолепно украсил и эту малую свою обитель, снабдив ее святыми иконами и книгами. В 1543 году великий князь Иоанн Васильевич пожаловал игумена Арсения грамотою, в силу которой обитель его с ее имениями освобождалась, как от подсудности мирским властям, так и от постоев. Пр. Арсений не оставлял однако и Шилегонской своей пустыни, отстоявшей за 30 верст от нового монастыря: он посещал и ее. На пути из одной пустыни в другую он имел обыкновение беседовать со всеми, кто ему встречался, наставляя каждого душевному спасению; иногда заходил в селения, останавливаясь там даже на несколько дней, чтобы назидать своим словом крестьян.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Через несколько лет место подвигов преподобного Арсения было открыто охотившимся в тех местах крестьянином Алексеем Охотиным. К святому подвижнику стали приходить жаждавшие спасения иноки и миряне, некоторые поселялись с ним. Постепенно возникла обитель, получившая название Александро-Коровинской (позднее Троицкая пустынская церковь ). В 1538 году на Вологодские земли напали казанские татары. Жители соседних с обителью святого Арсения деревень нашли себе прибежище в глухом лесу, где стоял монастырь. После ухода татар многие остались на новом месте, безмолвие пустыни было нарушено появлением большого села. Тогда преподобный Арсений ушел на прежнее место на реке Кохтыш в Комельском лесу. Вместе с преподобным отправился его ученик Герасим. Отшельники расчистили участок земли под огород. Никто не тревожил их безмолвия, кроме медведей. Однажды, когда медведь схватил корову, преподобный послал инока Герасима, чтобы он высек медведя лозой. Медведь не только не бросился на Герасима, но поклонился ему до земли и с тех пор не вредил. Когда рядом с отшельниками стали селиться иноки, преподобный Арсений, по благословению епископа Вологодского Алексия (1525–1543) построил храм, который был освящен 2 июля 1541 года в честь Положения Ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне. Так возникла Комельская Ризоположенская обитель. Преподобный Арсений не жалел ни сил, ни времени, чтобы наставить иноков и приходивших поселян истинам Православной веры и правилам христианской жизни. Он часто сам ходил в селения, на покосы и проповедовал слово Божие. Не забывал святой Арсений и Шилегонской обители, которую также нередко посещал и назидал братию. Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и молиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

День кончины святителя Арсения 3-го, архиепископа Тверского (Суздальского) Память Вассы (в иночестве Феодоры), княгини Нижегородской Обретение мощей св. Моисея, Новгородского архиепископа Пр. Савватия, основателя Савват. Сретенского монастыря Май Дата Память Перенесение мощей пр. Ефрема Новоторжского из Введенской тёплой церкви в Борисоглебский собор, а обратное перенесение мощей его ежегодно совершается 15 сентября Преставление святителя Серапиона, митрополита Сарского и Подонского (панихида в Колязинском Троицком монастыре) Обретение мощей св. князей Бориса и Глеба Тезоименитство святейшего патриарха Иова Память пр. Дионисия, архимандрита Троице-Сергиевой лавры Обретение мощей пр. Ефрема Перекопского Пр. Корнилия Комельского Обретение мощей св. Алексия, митрополита Московского Обретение мощей пр. Макария Колязинского Обретение мощей пр. Нила, Столобенского чудотворца Поминовение в Ниловой пустыни настоятелей обители Июнь Дата Память Празднество в честь св. благоверной княгини Иулиании Новоторжской Преподобного Паисия Угличского (преставление) Пр. Вассиана его ученика (память) Обретение мощей пр. Ефрема, Новоторжского чудотворца Празднование в г. Кашине благоверной Великой княгине Анне (с 1649 г.). В неделю всех святых – всеградский крестный ход с иконой благоверной княгини Анны из Воскресенского собора в г. Кашине Кончина святейшего патриарха Иова в г. Старице (панихида по нём в Старицком Успенском монастыре и крестный ход к часовне его имени) Празднество (в Казани) св. Гурию, Казанскому архиепископу Память благоверной княгине Ржевской Агриппине, ради её тезоименитства св. мученицы Агриппины Празднование в Твери св. благоверному Великому князю Михаилу Ярославичу Тверскому, по случаю спасения города от морового поветрия. Крестный ход с мощами св. благоверного Великого князя Михаила из Тверского кафедрального собора по первой части г. Твери В воскресный день после праздника св. апостолов Петра и Павла – крестный ход из Спасо-Преображенского кафедрального собора в Успенский Желтиков монастырь, где совершается празднество в честь св. Арсения 1-го, епископа Тверского

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Август 24-й день. Преподобный Арсений Комельский Комельский лес, простиравшийся по южной окраине Вологодской страны на сотни верст и служивший жилищем диких зверей и притоном разбойников, издавна казался какой-то обетованной страной любителям безмолвия, стремившимся сюда со всех сторон. Монашеский топор в продолжение двух веков то там, то инде не переставал рубить вековые сосны и ели, пролагая новые пути и обращая в иноческие обители берлоги медведей и становища разбойников. По течению одной только незначительной речки Нурмы было несколько иноческих обителей, а сколько было рассеяно пустынь и уединенных келлий по громадному пространству этого леса! Там в непроходимых чащах леса, за мхами и болотами, жили люди, проникнутые древним христианским духом и составлявшие свой особый мир. Комельский лес воспитал в своих недрах целый сонм великих подвижников и основателей монастырей. Среди сего светлого сонма святых мужей, подвизавшихся в Комельском лесу, преподобный Арсений был уже последним по времени. Замечательно то, что население как началось иноками Комельского леса, так и окончилось выходцами из Сергиевой лавры, принесшими на место подвигов своих благословение великого аввы. Преподобный Арсений происходит из дворянского рода Сухорусовых. Он принял иночество в обители великого аввы Сергия. Трудами и постом изнуряя тело и умерщвляя страсти, он в то же время старался укреплять душу свою молитвой, чтением душеполезных книг и переписыванием их то для своего монастыря, то для других церквей. Как драгоценный памятник его трудов доныне сохранилось в обители Евангелие, написанное им в Сергиевом монастыре в 1506 году, на котором можно прочитать такую смиренную подпись: «Писал Евангелие многогрешный чернец Арсеньишко Сухорусов». Примерная труженическая жизнь и высокие добродетели Арсения снискали ему всеобщую любовь и уважение, а потому в 1525 году вся братия единогласно избрала Арсения, как самого достойного, в настоятеля лавры. Но это избрание, лестное для других, показалось смиренному иноку тяжелым бременем, которое он согласился принять на себя только из послушания, ради моления и слез братии.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это было в 1525 году. При том богатстве доходов, какие тогда имела обитель Сергиева, преп. Арсений не изменялся в любви своей к нищете и посту. Раз в. к. Василий пришел на богомолье в обитель Сергия и на игумене богатой лавры увидел одежду, разодранную и ушитую заплатами. На вопрос изумленного в. князя братия отвечали: «игумен наш истинный раб Божий и живет в Боге; но он думает только о том, как бы оставить нас и удалиться в безмолвную пустыню». В. князю жаль было, если обитель лишится такого настоятеля, и братия просила его держать блаж. наставника их с ними. В. князь убедил Арсения остаться на несколько времени в Сергиевой обители, и Арсений исполнил волю в. князя. Но в конце 1527 г. он оставил игуменство 1015 и отошёл в Комельский лес. На берегах речек Кохтыжа и Лежи была тогда такая глушь, что преподобный, неся на себе для смирения тяжелый деревянный крест, споткнулся и крест упал с плеч труженика; небесный луч, озаривший в туже минуту подвижника, заставил остановиться на месте; труженик водрузил тут крест. Он поставил себе хижину вблизи креста и стал подвизаться в безмолвном уединении. Место это в 36 верстах от Вологды, еще и поныне окружено трясинами и болотами. Крестьяне, ходившие сюда то для рубки леса, то для звериной ловли, сочли помехою себе келью Арсения и убили келейного старца Арсениева. Давая место гневу, преподобный прошел в Шилегонский лес, на речку Ингорь или Маслянку, и здесь стал подвизаться. К нему стали приходить за наставлениями ревнители благочестия. Между тем безбожные татары сделали нападение на страну вологодскую, предавая все огню и мечу. Жители толпами бежали из селений в Шилегонский лес. Варвары покушались проникнуть сюда же, но удержаны были невидимою силою. И однако безмолвие пустынное отселе уже изгнано было, поселившимися вблизи пустыни изгнанниками. 1016 Любитель безмолвия, поручив не безмолвную «Арсениеву пустынь» одному из учеников своих, решился водвориться опять в комельском лесу. Он отправился в Москву искать защиты от своеволия людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Бушуиха. Арсениево-Комельский Ризоположенский монастырь. /// Объект утрачен Монастырь.  Утрачен.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:приблизительно не ранее 1539. Год утраты:Не установлен. Адрес: Вологодская область Грязовецкий район посёлок Бушуиха Координаты: 59.081667, 40.390556 Проезд:Автодорога Вологда Шуйское остановка Бушуиха Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Арсениево-Комельский монастырь. Монастырь этот 3-го класса мужеский находится от губернского города Вологды к юго востоку в 40, а от уездного г. Грязовца к северо востоку в 24 верстах, на берегу речки Кохтыша, впадающей около версты ниже монастыря в речку Лежу. Название свое монастырь получил от имени своего основателя преподобнаго Арсения и от места, на котором основан, называвшегося в старину Комельским лесом. Преподобный Арсений был московский уроженец из фамилии бояр Сахарусовых, странствуя по пределам вологодским, пришел на нынешнее место Арсениево-Комельскаго монастыря, на так называвшийся Олонов конец обширного Комельскаго леса. Когда мало по малу собралось к нему довольное число братии, он испросил в 1539 году у преосвященного Алексея, епископа вологодского и великопермского, благословение и св. антиминс на построение в Комельской пустыне церкви Божией Матери, во имя Положения честныя Ризы Ея во Влахерне (2-го Июля). Церковь эта была окончена и освящена в 1541 году. Преподобный Арсений преставился в 1550 году, августа в 24 день. В настоящее время в монастыре находятся следующая здания: 1. Церковь каменная, с престолом во имя Положения Ризы Богоматери. По правую сторону этого отделения придел также холодный во имя преподобного Арсения Комельскаго, которого и мощи почивают здесь под спудом. Рака над гробницею угодника медная, чеканная, посеребренная, местами золоченная: она помещается в сквозной арке стены, отделяющей этот придел от Ризположенской церкви. По левую сторону этой последней церкви теплый придел во имя преподобного Сергия Радонежского; когда строена эта церковь, неизвестно.

http://sobory.ru/article/?object=19384

Но когда, по прошествии 40 дней, разгородили стену, то нашли патриарха еще живого, но едва дышащего; через 4 дня он скончался. В сонном видении римскому папе Иоанну VI было повелено свв. апостолами Петром и Павлом, чтобы он похоронил честное тело п. Каллиника в апостольской церкви. Папа исполнил повеление. (Пролог. Четьи-Минеи). 24-е число Св. священномуч. Евтихия. Муч. Татиона. Пр. Георгия лимнеота исповедника. Св. муч. Сиры девицы. Пренесение честных мощей св. Петра, митрополита Киевского и всея России. Пр. Арсения, игумена Комельского. (Петровские иконы Божией Матери). Св. священномуч. Евтихия Св. Евтихий происходил из города Севастополя или Севастии в Палестине. Слыша проповедь о Христе, он оставил родителей и сродников и сделался учеником возлюбленного апостола Христова Иоанна Богослова, внимал его учению и следовал его жизни и делам. С апостольскою ревностью он проповедовал Евангелие и искоренял язычество. Во время своих проповеднических трудов он встретился с ап. Павлом и вместе с ним проходил разные страны, мужественно перенося всякие лишения. За свои труды на поприще евангельской проповеди он назван одним из меньших апостолов, хотя и не упоминается в числе 70 апостолов. Одним из начальнейших апостолов, только неизвестно Иоанном Богословом или Павлом, он был рукоположен в сан епископский. Во время своей проповеди св. Евтихий претерпел много различных мучений: однажды он долго был томим голодом в темнице, но ангел Господень принес ему хлеба и подкрепил его силы; в другой раз, когда его повесили на дерево и начали строгать железными когтями, из его тела вместе с кровью истекло благовонное миро; когда же его бросили в огонь, пошедший дождь и снег угасили его. Наконец, когда его бросили на съедение диким зверям, он укротил их и сделал подобным овцам; но всего удивительнее было то, что выпущенный на него лев заговорил человеческим голосом. Так велика была благодать Божия, почивающая на св. Евтихии! Он окончил жизнь свою в своем родном городе Севастополе, куда был приведен из Ефеса: он был усечен мечем (Пролог. Служба, находящ. в Минее месяч.). Св. муч. Татиона Св. Татион родился в Гонориадской области в Вифинии, в Мантинее, принадлежавшем к Клавдиопольской митрополии. Обличенный в исповедании Христа, он был приведен в Клавдиополь к правителю Урбану, перед которым безбоязненно исдоведал себя христианином, за что и был посажен в темницу. Через несколько времени, принуждаемый к отречению от христианства и к принятию идолопоклонства, святой в другой раз отказался. Его сильно били палками, строгали железом; наконец, влачимый по городу на место казни, у городских ворот предал дух свой Господу. Так как мучителем св. Татиона был Урбан, то мучение его относится ко временам Диоклитиана, и именно к 305 году. (Пролог. Месяц. Вост. А. Сергия, т. 2, замет. стр. 255). Пр. Георгия лимнеота исповедника

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010