Преподобный Арсений не любил лжи и обличал людей, допускавших обман. Однажды крестьяне близлежащего села испросили у преподобного разрешение на ловлю рыбы в пределах монастырского участка в реке Леже. Старец, благословив их, сказал, чтобы в случае хорошего улова они принесли часть рыбы в монастырь. По молитве преподобного улов был хороший, но рыбаки скрыли лучшую долю. Преподобный Арсений обличил их лукавство, и рыбаки принесли искреннее покаяние. Особенно строг был преподобный к тем, кто нарушал воскресные дни и оскорблял их святость работой на пользу своего дома. Однажды одна крестьянка в воскресный день вышла в поле жать. В то время преподобный находился в этом селе и, узнав об этом, велел ей прекратить работу и помолиться Богу. Крестьянка сначала послушалась, а затем вновь пошла в поле. Тогда по молитве праведника поднялся ветер и разметал все снопы непослушной женщины. В служении Богу и ближним, в труде и молитве прошла жизнь преподобного Арсения. Предчувствуя кончину, святой старец назначил преемником своего ученика Герасима и, затворившись в келлии, стал готовиться к смерти. Незадолго до кончины он преподал последнее наставление братии: любить друг друга и хранить монастырский устав. Преподобный Арсений мирно скончался 24 августа 1550 года, причастившись Святых Христовых Таин. Братия погребли святого близ алтаря монастырского храма. Вскоре после кончины преподобного от его гробницы стали совершаться чудесные исцеления болящих. Описание многочисленных чудес, входившее в житие преподобного, сгорело во время пожара в 1596 году. Позднее житие было восстановлено в кратком виде по сохранившимся записям иноком обители Иоанном. Через 100 лет игумен Комельского монастыря Иоасаф (1656–1665) построил на месте прежнего храма новый, каменный, с двумя приделами: во имя преподобного Сергия Радонежского и преподобного Арсения — над местом его погребения. Позднее над мощами преподобного была устроена гробница. Мартирий, архиепископ Новгородский, святитель Святитель Мартирий, архиепископ Новгородский, родился в Старой Руссе.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арсений Комельский. Русская икона (2-я пол. XVII в. 32×26,5 см.) из Казанской церкви с. Порошино Вологодской обл. Вологодский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник Арсений Комельский (+ 1550 ), игумен , преподобный Память 24 августа , в Соборах Вологодских и Радонежских святых Родился в Москве, происходил из дворянского рода Сахарусовых. В молодости он принял иноческий постриг в Троице-Сергиевом монастыре . Там он занимался книгописанием. Известно Евангелие , переписанное им в 1506 году. В 1525 - 1527 годах преподобный был игуменом Троице-Сергиева монастыря. Часто он удалялся в уединенный Махрищский монастырь . Великий князь Василий IV ( 1505 - 1533 ), посетивший в то время монастырь, был удивлен, увидев на игумене богатой обители ветхую одежду, покрытую заплатами. Братия объяснила, что преподобный Арсений желает удалиться в пустынь. Отойдя вместе со своим келейным старцем в Комельские леса, расположенные в 50 верстах от Вологды , преподобный Арсений сделал большой деревянный крест и с этим крестом на плечах отправился через лес искать место будущей пустынной обители. Проходя болотистое место по трясине, преподобный споткнулся под тяжестью креста и упал. Небесный луч, озаривший в ту же минуту подвижника, заставил его остановиться на этом месте. Он водрузил крест и поставил первую келью. Местные жители, приходившие сюда для звериной ловли, убили келейника преподобного Арсения, а его самого вынудили удалиться в Шилегонский лес. Вскоре в его новую пустынь собралось несколько иноков, а затем в ней поселились бежавшие от татарского набега окрестные жители. Преподобный Арсений, ища безмолвия, пожелал жить в более глухом месте. В 1530 году великий князь Василий выдал ему грамоту на землю в Комельском лесу на реке Кохтыше. Со своим учеником Герасимом преподобный начал расчищать здесь лес. Молитвой святой приручал зверей. Когда к нему собралось несколько иноков, он поставил храм в честь Положения ризы Пресвятой Богородицы. Посещая Шилегонскую пустынь, преподобный поучал крестьян, которые поселились в окрестностях монастыря. Он заповедовал им свято чтить праздники и воскресные дни. Когда однажды крестьяне ослушались его и стали работать в праздник, внезапно поднявшийся ветер разметал все снопы.

http://drevo-info.ru/articles/6803.html

В скором времени после написания жития Антония Сийского иноку Ионе пришлось вступить в тесную связь с обителями вологодского края: он сделался игуменом Глушицкого монастыря; тогда к нему обратились братья другого вологодского монастыря, основанного одним из древнейших подвижников данного края 401 , преподобным Сергием Нуромским (на той же реке Нурме, вблизи которой расположена и обитель Арсения Комельского), – с просьбой написать житие основателя обители; Иона ее исполнил. Известия о преподобном Сергии заимствованы биографом из несохранившихся до нас записок, составленных иноком Протасием, во время Ионы бывшим игуменом в монастыре Павла Обнорского; до Протасия же эти известия дошли путем устного предания, который указывает Иона: Протасий является четвертым в цепи лиц, передававших друг другу предание о Сергии 402 . Хотя сохранившееся таким путем, через известных лиц, предание и кажется сравнительно „надежным» г. Ключевскому, но несомненно, что многие факты и подробности жизни святого были стерты и забыты за длинный промежуток времени, прошедший до записи Протасия (преп. Сергий † 1413 г., житие Ионы написано 1584 г.; память Сергия 7 октября); поэтому биограф мог найти указания лишь на самые основные факты, причем даже происхождение святого и место пострижения его были забыты; недостатки предания Иона восполнял обычными общими местами житий, благочестивыми размышлениями, молитвами, которые он влагал в уста святому, и т. д. Фактическая сторона жития сводится к указаниям на первоначальное подвижничество Сергия на Св. Горе, на приход его с Афона к Сергию Радонежскому, на его духовную близость к последнему, на его удаление в вологодскую пустыню и отшельнические подвиги, на борьбу его с бесами и злыми людьми, нападавшими на святого дважды, на приход к нему братии и устройство обители, на духовное общение с препод. Павлом Обнорским, основавшим неподалеку свою обитель, на преставление Сергия; преставлению предпослано поучение его братии. Из фактических сообщений интересно сведение о приходе Сергия с Афона; Сергий является одним из тех русских иноков, которые были на Афоне, там учились монашеской жизни, одним из связующих звеньев между русским монашествомъ и Св. Горой. Впрочем, приходится только отметить этот факт; житие не дает указаний на то, чему именно научился Сергий на Афоне и учил ли он тому же своих учеников; мы можем лишь думать, что Афон, на котором было много отшельников и безмолвников, мог содействовать развитию столь сильной у Сергия любви к отшельничеству и безмолвию, как рисует ее житие. Не безынтересны и факты духовного общения Сергия с Павлом: подвижники посещали друг друга, причащались один от руки другого и исповедовались друг другу, открывая все свои помыслы; такая духовная дружба являлась средством следить за своей душевной жизнью, бороться с грехом, укрепляться духом.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

При сем храме приделы: во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. Пророка Илии. Монастырь сей много пострадал во время нашествия в 1812 году Французов, но ныне помощью Пресвятой Богородицы паки возобновлен. Колязин Троицкий мужеский, 1-го класса, Степенью 12-й, Тверской Епархии, в городе Колязине, построен около половины XV столетия Преподобным Макарием, и прозван Колязинским по имени прежнего владетеля сего места Коляги, который отдал оное преподобному Макарию для сооружения обители. В сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Св. Троицы, в которой почивают в серебряной раке мощи Св. Макария, обретенные в 1521 г. мая 26 дня; 2) трапезная теплая во имя Благоверных Князей Бориса и Глеба; 3) больничная во имя Свят. Алексея Божия Человека; 4) над святыми воротами во имя Преподобного Макария. Комельский  и Корнилиев Комельский мужеский, 3-го класса, Вологодской Епархии, Грязовецкого Уезда, в Комельской волости; построен в 1497 году Преподобным Корнилием, которого Святой мощи находятся в приделе соборной церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы. Коневский мужеский, возведенный в 1825 году, в 3-го класса, С. Петербургской Епархии, на острове Ладожского озера именуемом Коневце; построен в 1393 году. В нем церковь соборная во имя Рождества Пресвятой Богородицы, в которой находится Чудотворный образ Коневской Божией Матери, принесенный из Афонской горы Преподобным Арсением, основателем сея обители; – празднество сему образу совершается июля 10 дня. При сем храме в приделе почивают Св. мощи Преподобного Арсения Коневского Чудотворца, преставившегося в 1447 году июля 12 дня. Корельский Николаевский мужеский, 3-го класса, Архангельской Епархии, в 24 верстах от города Архангельска, близ Белого моря, основанный Марфой, Посадницею Новгородской, на том месте, где погребены дети ее Антон и Феликс, и которому грамотой своей утвердила она вотчины, сенокосные луга, тони и солеварницы. В нем 3 церкви каменных: 1) Соборная во имя Святителя Николая; 2) во имя Успения Пресвятой Богородицы; 3) во имя Входа Христова во Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Наибольшее внимание на протяжении всех лет издания уделялось местной церковной истории, что объяснялось личным интересом Н. И. и И. Н. Суворовых, обилием старинных памятников в пределах епархии и наличием уже в сер. XIX в. значительной посвященной им лит-ры, в т. ч. не изданных прежде сочинений митр. Евгения (Болховитинова) и трудов учрежденного в 1851 г. епархиального церковного историко-статистического комитета. Так, Н. И. Суворов составил или прокомментировал работы: «Об иерархах бывшей Великоустюжской епархии» (1865-1873), «Вологодский летописец» (1873), «Устюжский летописец» (1874), «История г. Сольвычегодска», составленная в 1789 г. А. Соскиным (1881-1882), «О бывшей Великоустюжской семинарии и современных ей духовных училищах в Тотьме, Лальске, Сольвычегодске и Яренске» (1887), «75-летие Вологодского духовного училища» (1889), историко-статистическое описание почти всех мон-рей и мн. древних приходских церквей. Заслуживает внимания ст. П. И. Савваитова «Об учреждении Вологодской епархии» (1865. 5, 6). В журнале публиковались биографии Вологодских и Великоустюжских архиереев, мн. др. местных церковных деятелей, жизнеописания свт. Стефана Пермского (1871, 1896), блаженных Прокопия Устюжского (1865), Иоанна Устюжского (1894), преподобных Сильвестра Обнорского (1864, 1866), Димитрия Прилуцкого (1865, 1901), Феодосия Тотемского (1866, 1867, 1887, 1896), Иоасафа Каменского (1867, 1893), Галактиона Вологодского (1867, 1901), Арсения Комельского (1869), Павла Обнорского (1870), Дионисия Глушицкого (1870, 1900, 1901), Вассиана Тиксненского (1897), Кассиана и Григория Авнежских (1900), Киприана Устюжского (1900), Агапита Маркушевского (1905), Стефана Махрищского (1906). Важным источником для истории приходской жизни православных и старообрядцев являются описания поездок епархиальных миссионеров и их дневники (см., напр.: Заплатин А. Записки епархиального миссионера - 1914. 7-9, 11, 12, 20), др. материалы местных корреспондентов (см., напр.: Этнографические наблюдения в Кадниковском уезде - 1907. 11, 12, 22).

http://pravenc.ru/text/155167.html

С той же целью повесил кузовок на дороге, идущей из Каргополя в Москву, Феодор Ростовский, основатель Борисоглебского монастыря на реке Ковже. Живя в одиночестве, отшельник с любовью относится к природе его окружающей, он приручает зверей и птиц, делит с ними пищу 29 . Такого рода склонность замечается в нем и впоследствии, по устроении обители. По преданиям, иногда занесенным и в жития, звери служат святому. Цикл сказаний о вороне и медведе проходит через многие жития 30 . Змеи и гады, по молитвам угодников Божьих, оставляют места жительства святых, и укрываются в иных дебрях, хотя нередко вид их принимает на себя бес, когда наводить страх на святых подвижников 31 . Первое столкновение пустынника с людьми враждебно со стороны их. В житиях ясно высказывается причина тому: жители близлежащих сёл опасаются, чтобы их угодья не отошли к имеющему возникнуть монастырю. Рыболовы видели в Кирилле Новозерском врага. Арсения Комельского выгнали с того места, где он поселился, так что он ушел в глубину Шелегонского леса. Стефана Махрищенского жители принудили покинуть основанную им обитель. Димитрию Прилуцкому не дозволили окрестные жители селиться на реке Великой, и Димитрий поселился невдалеке от Вологды. Так как в городе сильнее религиозное начало, то жители его с радостью узнают о возникновении монастыря по близости к городу. Основатели селились или под защитою городов, или в совершенно безлюдных местах, в глубине непроходимых лесов, по берегам глухих рек. Некоторые из основателей погибали в борьбе с враждебным к ним населением. Преподобный Агапит основал монастырь на реках Маркуше и Тарпахе (в 100 верстах от Тотемы). Жители села Кашина в злобе на святого за отведенную монастырю землю, напали на Агапита, когда он был на мельнице и бросили его в реку. Слух о новом поселенце доходит до других ищущих спасения. Пустынник принимает только тех, кто в силах нести подвиги и лишения пустынножительства, и с помощью новой братии подвижник сооружает церковь , по большей части во имя Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

В 1892 г. из В. м. в восстановленную Спасо-Каменную обитель крестным ходом был перенесен ковчег с частью мощей прп. Иоасафа. В В. м. был оставлен крест с частицами мощей преподобного. С этого времени мон-рь вновь стал называться Свято-Духовским. Его братия в XIX - нач. XX в. состояла из 7-10 монахов и ок. 25 послушников. С 1907 г. настоятелем В. м. являлся архим. Антоний (Быстров) , хиротонисанный в 1910 г. во епископа Вельского, викария Вологодской епархии. К нач. ХХ в. В. м. владел 65 дес. земли, рыбной ловлей на Кековском оз. и мельницей на р. Комёле. 8 мая 1861 г. к В. м. была приписана упраздненная Арсениево-Одигитриева пуст. на р. Масляне (основана в XVI в. учениками прп. Арсения Комельского иеромонахами Арсением и Иннокентием, мощи к-рых почивали на ее территории) с 242 дес. пашни и 10 пустошами, ей принадлежавшими. В 1908-1911 гг. капитал В. м. составлял 61 860 р. В 1918 г. В. м. был закрыт, насельники жили в обители до 1923-1924 гг., в монастырских храмах, ставших приходскими, совершались богослужения. Весной 1922 г. прихожане собрали в помощь голодающим Поволжья серебряные вещи весом 7 фунтов 58 золотников 24 доли. Постановлением Вологодского губисполкома в мон-ре были закрыты: 24 сент. 1924 г. храм в честь Сошествия Св. Духа и часовня, в 1928 г. Знаменская ц. Часть братии была репрессирована, в т. ч. служившие после закрытия В. м. в вологодском Лазаревском храме иером. Николай и иеродиак. Антоний (Ковалёв). С кон. 20-х гг. территорию обители занимало подразделение 10-й стрелковой дивизии, затем отд-ние ОГПУ, в наст. время стадион «Динамо». Постройки мон-ря уничтожены. Арх.: ГА Вологодской обл. Ф. 1041. Ист.: Список с писцовой книги г. Вологды, сделанный в 1629 г./Публ. Н. И. Суворова//Источники истории г. Вологды и Вологодской губ. Вологда, 1904; Грамота царя Алексея Михайловича вологодскому таможенному голове Грязному Комарову//Старая Вологда: XII - нач. XX в.: Сб. док-тов и мат-лов. Вологда, 2004. 217. С. 186-187; Из главной описи церк. имущества вологодского Св.-Духова мон-ря за 1901 г.//Там же. 399. С. 423-425.

http://pravenc.ru/text/155169.html

Любопытно, что в древнерусской литературе житии первый голос, хотя раздавшийся в пустыне, против философского извития, наполняющего «воздух словесы», поднял приезжий литературный мастер: в предисловии к житию соловецких чудотворцев Максим Грек одобряет Досифея именно за простоту изложения, которой тот стыдился, и, противополагая ее суетной философской речи, прибавляет: «Наши же христианским похвалы, Богу приносимыя и святым Его, аще и проста бывают неухищренными глаголы, но благодарна и нескрыта и явствена всем на пользу слышащим». Зато недостаток биографических сведений, при уверенности в литературном искусстве, никогда не останавливал древнерусского писателя; напротив, Андрей Юрьев взялся за новую редакцию жития князя ярославского Феодора, чтобы создать блестящий памятник витийства во вкусе времени, но не воспроизвести вполне и тех известий о князе, какие автор нашел в старом кратком житии его. Общие места житий не ограничиваются назидательными отступлениями: они открываются там, где при нервом взгляде могут показаться биографические факты. Типический образ святого, как он рисуется в житиях, слишком известен, чтобы воспроизводить его здесь во всей полноте. В нем рядом с чертами индивидуальными, имеющими значение действительных фактов, легко заметить черты общие, однообразно повторяющиеся едва ли не в каждом житии. Эти последние по характеру своему двоякого рода Одни настолько широки, что не характеризуют жизни одного лица и, разумеясь сами собою, не дают ничего нового для его биографии Редкий биограф не начинал своего рассказа известием, что святой родился от благочестивых, христианских родителей и в известный срок духовно возродился крещением, и это известие нисколько не зависело от того, знал или не знал биограф что-нибудь о родителях святого. Таковы же описания юности святого и его первых опытов в иночестве, очень пространно и очень однообразно излагаемые в житиях: это отвлеченные характеристики благонравной юности и строгого иночества вообще, а не черты из жизни Антония Сийского или Арсения Комельского; их содержание есть лишь развитие заглавия биографии, ибо без этих черт описываемая жизнь не могла бы стать предметом жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuch...

Пролог. (Act SS. aug. IV. р. 872). Март. Р. Мес. В. Св. муч. Сиры девицы, Персидской. Сродница св. Марии Голиндухи (12 июля), дочь мага. За веру в Иисуса Христа удавлена в Вефармансе, в царствование Хозроя I (555 года). Чет. Минея. (Act SS. maii IV. 171). Перенесение честных мощей св. отца нашего Петра, митрополита Киевского и всея России. В новую Пресвятой Богородицы церковь , во дни Иоанна Васильевича, при митрополите Филиппе. Чет. Минея. Сн. Ист. Г. Р. III. гл. 2 и пРим.103. Церк. Ист. Платова. I. 338. Память его 21 дек. Со свв. Алексием и Ионою, 5 окт. В службе два канона. Преп. Арсения, игумена Комельского. Постриженник Троицкого Сергиева монастыря, основатель Вологодской Арсениевой обители, скончался в 1550 году. Пролог. 25 Перенесение честных мощей св. апостола Варфоломея. Из Албанополя Арменского, где апостол скончался, в Линару, вскоре после его преставления. Когда сим островом овладели Сарацины, в царствование Феофила, около 839 г., они перенесены были из Линары в Беневент. В службе прославляется первое перенесение. Чет. Минея. (Act SS. 25 aug.). Память его 11 июня. В службе канон Иосифа. Св. ап. Тита, единого от седмидесяти. Ученик ап. Павла, еп. Критский. Скончался мирно, 94 лет. Чет. Минея. (Act SS. ian. I р. 163). Март. Р. 4 янв. Мес. В. В службе канон Феофана. Св. Мины, патриарха Цареградского. До патриаршества был пресвитером и заведовал странноприимным домом св. Сампсона. Святительствовал после Анфима от 536 до 552 г. Чет. Минея. (Or. Chr. I. col. 223. Act. SS. aug. t. V. р. 169). Мес. В. 24 и 25 авг. Март. Р. Свв. исповедников Христовых, во Едесе от ариан гонение претерпевших. В царствование Валента. Из них известны: св. Варсис, еп. Едссы (ум. 378 г.), Евлогий и Протоген, во время гонений бывшие пресвитерами, после гонений – епископами, первый Едесским, после Варсиса (ум. 398 г.), второй – Каррийским. Всех страдальцев было до 80 человек, все были из клира. Чет. Минея из Феодорита Кирского , кн. IV. гл. 15 и 16. (Act SS. 30 iann. и 5 maii. Or. Chr. II col. 1157). Март. Р. 30 янв о Варсисе, 5 мая о Евлогии, 6 мая о Протогене. 26

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

   О жизни и трудах святогорца Никодима см. Душеполезн. Чтен. 1865 г. ч. III.    Неверно исправитель 17 ноября Максима патриарха, вместо бывшего в 431—434 годах, ищет в лице патриархов позднейших 1206 и 1450 годов.    Второе полугодие, вероятно, и не выходило в виду неисправностей, оказавшихся в первом.    Мы сравнивали для сего древний славянский стишной пролог 1429 и 1469 г. в троицко-лаврской библиотеке и греческий в минеях константинопольского издания1843 г. и Никодимов.    Сего рода сказания из рукописного стишного в печатный пролог перешедшие суть следующие: 7 сент. Стефана папы римского (есть в греч. рукоп. 390 1295 г.), 9 о вселен. соборе в Ефесе (нет и в 1295 г.). 23 муч. Иранды, октября 7 мучч. Сергия и Вакха, 10 пр. Феофила (оно 2 окт. 1295 г.), 12 Космы, еп. маюмского (в слав. прологе 1429 оно 15 янв.), 15 мучч. Сарвила и Вевеи, ноября 23 Григория, еп. акрагантийского, 24 муч. Екатерины, муч. Меркурия (в 1429 нояб. 26; о Меркурии тоже в печат. греч. минее 1870 г.), 28 Стефава нового, декабря 24 муч. Евгении (в греч. минее писано стихами), 26 муч. Евареста, янв. 18 пр. Маркиана кирского (есть в печ. греч. минее 1818 г.), 20 мучч. Евгения, Кандида и других, 23 6 вселенского собора, 25 Григория Богослова, 26 пр. Ксенофонта, 27 пренесение мощей Иоанна Златоустого, 30 пр. Зинона, 9 марта 40 мучч. (сокращено сказание греческих миней), 12 пр. Феофана сигрианского, 13 перенесение мощей патриарха Никифора (сокращено сказание греческих миней), 29 Марка арефусийского, Евстафия вифинийского, Иоанна в студенце, мая 22 муч. Василиска, 24 пр. Симеона дивногорца (сокращено в слав.), 29 первого вселенского собора, июня 8 о Феодоре стратилате, июля 13 пр. Стефана Саваита, 17 муч. Марины, 30 Иоанна воина.    См. очерк библиогр. Ундольского. 1871 г. У нас есть дополнения.    Правосл. Обозр. 1864 г. Ч. 3. стр. 39.    Они следующие: 3 декаб. пр. Саввы сторожевского, 7 дек. пр. Антония сибского, 21 дек. св. Петра митрополита московского, 10 янв. пр. Павла комельского, 11 янв. пр. Михаила клопского, 31 янв. Никиты, еп. новгородского, марта 2 св. Арсения тверского, 11 марта св. Евфимия, еп. новгородского, 17 марта пр. Макария колязинского, апр. 17 св. Зосимы соловецкого, марта 26 св. Стефана пермского, марта 28 св. Кирилла, еп. туровского, мая 7 пр. Антония печерского, мая 14 св. Исидора твердислова, 15 мая Исаии, еп. ростовского, пр. Евфросина псковского, св. Димитрия царевича, 20 мая первое перенесение мощей св. Бориса и Глеба, мая 25 св. Георгия нового, июня 3 Иоанна белогородского, 9 июня пр. Кирилла белозерского, июня 25 свв. Петра и Февронии — князей муромских, июня 12 свв. мучч. Феодора и Иоанна варягов, июля 25 пр. Макария желтоводского, авг. 24 св. Петра митрополита.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010