С этой целью Паисий послал из Молдавии к гетману и потом в Москву, сопровождавшего его Арсения Суханова и назаретского митрополита Гавриила, которые, побывав у гетмана, в декабре 1650 года прибыли в Москву. Арсений Суханов 11 декабря докладывал в Московском Посольском Приказе: «а приказывал де с ним Иерусалимский патриарх словесно, а велел известить государю: прежде-де сего писал он ко государю, что турской царь велел крымскому царю идти на Русь войною, а ныне-де в совете волоской воевода Василей с мутьянским воеводою Матвеем и с запорожскими черкасы, и хотят на лето идти на Царьгород. И патриарх велел государю о том объявити, чтоб он, великий государь, велел с своей царского величества стороны идти морем, хотя малыми людьми. И в то время, слыша про то, пойдут под Царьгород сербяне и гречане, и волоской, и мутьянской воеводы со всеми людьми, а ныне-де турского сила изнемогает, потому что венециане одолевают. А приказывал-де он про то объявить, слышав подлинно: говорят-де все христиане, чтоб им то видеть, чтоб Царем градом владети великому государю царю и великому князю Алексею Михайловичу, – нежели немцам». С своей стороны Назаретский митрополит Гавриил заявил в Посольском Приказе, что на светлой неделе 1650 года он послан был от Иерусалимскаго собора к патриарху Паисию проведать, где он находится и зачем медлит, так как весть о нем учинилась, будто не стало его в живых. Митрополит в Царьграде был проездом только три дня и, узнав, что патриарх Паисий в Молдавии, поспешил к нему. Патриарх Паисий сведав, что гетман Хмельницкий вместе с татарами готовится напасть на российское государство, помня к себе государеву милость, тотчас же послал к нему его, митрополита, со старцем Арсением (Сухановым) и писал к Хмельницкому, и изустно наказывал со многим прошениемъ и клятвою, чтобы отнюдь не дерзал ходить войною на благочестивого государя христианского, а если на сие решится, то чужд будет христианства. Когда митрополит приехал в Чигирин, Хмельницкий тотчас же пришел к нему пеший, принял патриаршую грамоту и выслушал словесный приказ, затем велел всех выслать и старца Арсения также, но я удержал старца, говоря, что он послан от государя и ведает о чем будут говорить.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Общество, начиная с 1882 года успело напечатать (а это далеко не всё, что печатает оно) более 40 томов и выпусков, имеющих великое научно-историческое значение. Эти тома и выпуски могут быть превосходным материалом для церковного историка – станет ли он изучать старое время, с IV века, или же новейшее до настоящей минуты. Велики заслуги Общества для науки. И это результат лишь 12-летней деятельности? Как же разрастётся его деятельность ради науки в будущие десятки десятков лет? Но и теперь Обществом сделано так много, что невозможно не благодарить его за просвещённую его попечительность о науке. Чувством благодарности наполняется и наше сердце, когда взираем на серию томов церковно-исторического содержания, отпечатанных Обществом. Но чувства, как известно, не знают логики. О логике совсем забыли и мы, намереваясь говорить о просвещённых плодах Палестинского Общества. Законы логики требовали, чтобы мы упомянули об изданиях Общества, имеющих отношение к изучению новейшей греческой церковной истории XV, XVI, XVII, XVIII и XIX веков там, где мы вели речь об источниках для каждого из этих веков. Но мы не пожелали этого сделать, пошли наперекор логике. А поступили мы так потому, что, в знак благодарности Обществу, возымели намерение сказать об источниках, изданных этим обществом – не порознь, а в совокупности, чтобы таким образом наглядно показать: что и на нашу скромную долю пало от просвещённых щедрот названного учреждения. Вот перечень источников, иногда некоторой, а чаще величайшей важности для нашего дела, обязанных появлением в свет Палестинскому Обществу: «Рассказ и путешествие к св. местам Даниила митрополита Ефесского, 1493–1499 г,» издано под редакцией Дестуниса. Паисия Агиапостолита митрополита Родского – «Описание св. Горы Синайской и её окрестностей», между 1577–1592 г, под ред. Пападопуло и Дестуниса. «Хождение Трифона Коробейникова», 1593–1596 г, под ред. Лопарева. «Проскинитарий» Арсения Суханова , 1649–1653 года, с двумя «приложениями» того же автора, под ред. профессора Ивановского (это записки Арсения, странствовавшего по Востоку: подо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Писань на Москве лета 7185 Маия в 11 день. У подлинныя Государевы Грамоты на заде на составех припись Дьяка Павла Симонова, справа Подъячево Василья Никитина. А подлинная Государева Грамота положена во Пскове в Болшом Приказе в денежном столе у Подъячево Якова Федосъева тогоже 185 году Июня в 5 день. А в Соборной Поповской избе список положен в ящике с Государевыми Грамотами вместе. XXI. Грамота Архиепископа Псковскаго Арсения Лета 718З (1676) году Августа в 29 день по Государеву Цареву и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя Росии Самодержца Указу и по Указу ево Государева Богомольца Великаго Господина Преосвященнейшаго Арсения Архиепископа Псковскаго и Изборскаго, Память Поповския избы Старостам, Козмодемьянскому з Запсковья Попу Панфилу Василиеву с товарищи: нынешнего 183-го году Августа в 24 день били челом Великому Господину Преосвященейшему Арсению Архиепископу Псковскому и Изборскому вы Поп Панфил с товарищи, а в Приказе ево Великаго Господина подали челобитную, а в челобитье вашем написано: по Указу де Великаго Государя и по Грамоте, какова прислана в прошлом во 156-м году (1648) во Пскове к Окольничему и Воеводе к Никифору Сергеевичу Собакину, да Дьяку к Ивану Дмитриеву, а по той де Великаго Государя Грамоте велено в Соборную Поповскую избу имать в помочь с мужеских и девичьих Монастырей, с большаго Монастыря по осьми алтын по две денги, а с меньших по гривне и по десяти денег и с Уездных Погостов со всякаго Попа по гривне, и со 156 году те денги по вся годы збиралися. А ньне де Новознесенскаго девича Монастыря Игуменья Парасковья с иными не со многими те денги оспоривает и платить не хотят, и чтоб о том вам Указ учинить; да вы же с той Великаго Государя Грамоты за челобитьем своим подали список, а про подлинную Великаго Государя Грамоту сказали, что в прошлых де годех как во Пскове погорел Дворцовой Приказ, и та де Грамота с иными Государевыми Грамотами и с Приказными письмами сгорела. А в списке Великаго Государя Царя и Великаго Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России Самодержца Грамоте написано: били нам челом изо Пскова Поповской Староста Варламский Поп Григорий с товарищи: в прошлые де годы было у них во Пскове изстари имывали в их Соборную избу в помочь с мужеских и девичьих Монастырей, по Обители смотря, с большаго Монастыря по осми алтын по две денги, а с меньших по гривне и по десяти денег, и с Уездных Погостов со всякаго Попа по гривне, а теми деньгами наймуют они Собором носить в ходах Образы Троицкаго Собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Посмотрел о. Арсений вслед Справедливому и устыдился, что усомнился в великом провидении Божием, в путях Его неисповедимых, и еще, и еще раз понял, как разнообразна и полна душа человеческая, и что в каждой душе можно найти искру Божию и Любовь, и тихо стал произносить молитвы, повторяя: “Помилуй мя, Боже, по великой милости Твоей и по множеству щедрот Твоих... Господи! Господи! Велик Ты и Славен делами Своими. Вот они, помощники Твои, о которых говорила Матерь Твоя. Мог ли я думать, что надзиратель будет помощник Твой. Мог ли?”. И, вспомнив имя Справедливого – Андрей, стал молиться о нем и, молясь, увидел жизнь его, всю жизнь его и понял, что это за человек. Хороший и добрый.  ЭТАП Прозорливость о. Арсения поражала и подчас пугала людей, приходивших к нему, но сам он не понимал и не чувствовал, что Господь даровал ему великое знание души человеческой. Постоянно соприкасаясь с о. Арсением, я видел что он искренне верил, что понимание души является совершенно естественным для иерея, и ему думалось, что, читая мысли человеческие, не он читает их, а сам пришедший рассказывает о себе. Он оказывал огромное и поразительное влияние на людей, общавшихся с ним, а тех, кто внимательно наблюдал его жизнь, удивлял глубиной и силой провидения, данного ему Богом. Авсеенков рассказывал мне, что его до глубины души поразили два случая, происшедшие перед его глазами еще тогда, когда он только начинал становиться верующим под влиянием о. Арсения. Пригнали в лагерь почти перед самой поверкой большую партию новых заключенных. Начальство стало распределять их по баракам на пустые места. “Человек двадцать пять попало в наш барак, – рассказывал Авсеенков. – Этап, видимо, был тяжелый. Этапников загнали в барак. Вошли не люди, а тени. На ногах не стоят, во многих жизнь еле-еле теплится. На улице мороз, ветер, в дороге два дня не выдавали питание, не спали трое суток. Чем живы, понять нельзя. Народ по составу сборный, большинство интеллигенция, овраги народа”: инженеры, агрономы, врачи и несколько человек уголовников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

записано, что «святейший Никон патриарх московский… пожаловал книжных справщиков Арсения грека да старца Евфимия да Захария Афанасьева велел им свое государево жалование по окладу их прошлого 163 г. сентября с 1 числа марта по 1 число на полгода… выдать». О непрерывности работы справщиков, быть может, говорит также и послесловие триоди: «ничтоже препять усердия и тщания их (царя Алексея Михайловича и патр. Никона), еже к доброму сему делу, исправити и начати, творити же и совершити, ниже вещи недобоносимые о строении и содержании великого государства нашего… ниже сетование смертоносного времени: ниже настоящая брань со враги (т.е. польская война)». Из вышеперечисленных лиц Арсения грека во время морового поветрия в Москве не было, его увез с собою патр. Никон: жалование ему назначено было, кажется, за работу по исправлению служебника (печат. с 1 пар. 1654 г. — 20 сент. 1655 г.. По окончании печатания триоди после морового поветрия (допечатано было 238 ст. 16 дест.) она выпущена была не сразу: в отпечатанных листах нашлись просмотры и ошибки. Часть этих недочетов замечана была, по-видимому, еще во время печатания: в правленом экземпляре против уставного замечания: в конце службы мясопустного недели Евфимий на поле написал — «неделано», в экземплярах триоди 1656 г. листы с этим замечанием (46 и 47) оказываются подклеенными. Недочеты были исправлены, причем содержавшие их листы были вновь перепечатаны: по расходной книге «за неисправление речей переделывано вновь 121 четвертка и на те четвертки пошло бумаги сто сорок пять стоп четыре дести». Окончено было печатание триоди совершенно 17 марта 1656 г. Медленность печатания при окончании в сравнении с его быстротой в начале объясняется тем, что с апреля 1654 г. начали печатать еще 2 крупных издания — служебника (см. выше) и Скрижали (25 апр. 1654 — 30 июля 1656 г.): печатание первой книги, в связи с ее исправлением был особенно хлопотливым и сложным делом.    Таким образом, как видим, исправление постной триоди при патр. Никоне велось внимательно и усердно.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3472...

Ежели с любовью к Богу соединима вообще какая-либо любовь к людям, то лишь созерцательная, бездейственная. «Старец, спрошенный: что такое сердце милующее? — ответил: сердце, горящее о всей твари — о людях, о птицах, о животных, о демонах. При воспоминании о них или при воззрении на них глаза источают слезы. От великой жалости умиляется сердце и не может оно вынести, или слышать, или видеть какого-либо вреда или малой печали, претерпеваемых тварью. А по сему и о врагах истины и о собственных врагах ежечасно со слезами приносить молитву, чтобы сохранились и были помилованы; а также и об естестве пресмыкающихся молиться с великою жалостью, какая безмерно возбуждается в сердце святого до уподобления в сем Богу» (Ис. Сир., XVIII). Только такая любовь с высоты полета «херувимского» — любовь к людям, которая смешивает их с «естеством пресмыкающихся», не нарушает любви к Богу. При такой любви можно плакать над погибшею букашкою, над сломанным цветком — и пальцем не двинуть для гибнущего брата — человека или даже всего человечества: ведь ежели я двину пальцем, то придется, съев лишний сухарь, лишиться «дерзновенного собеседования с Богом». При такой любви к людям можно исходить слезами в пустыне наедине с Богом; но только что издали увидел лицо, услышал голос человеческий — слезы высохли, сердце ожесточилось и любящий бежит от любимого. «— Остановись, отец, ради Бога! Спешу за тобой!» — кричал кто-то святому. «И я ради Бога бегу от тебя», — отвечал тот (Ис. Сир., XIV). «Авва Арсений предавался бегству и не останавливался, встречая кого-либо. Авва же Федор, если встречал кого, то встреча его была, как меч» (Ис. Сир., XXIII). «Хочешь ли приобрести любовь к ближнему? Удались от него, и тогда возгорится в тебе пламень любви» (Ис. Сир., XXIII). «Кто омертвел сердцем для своих ближних, для того мертв стал дьявол» (Ис. Сир., XXXIX). «Однажды некто из отцов пришел видеть авву Арсения (Великого), и старец отворил дверь, думая, что это служитель его; но, когда увидел, кто был пришедший, — пал на лицо свое и, долго умоляемый встать, после уверения пришедшего, что примет благословение и тотчас уйдет, святой отказывался встать, говоря: „Не встану, пока не уйдешь“. И делал это блаженный для того, чтобы, если однажды подаст им руку, снова не возвратились к нему. Когда же авва Макарий укорил авву Арсения, сказав: „Что ты бегаешь от нас?“ — старец представил ему дивное и достойное похвалы оправдание, ответив: „Богу известно, что люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с людьми“. И сему чудному ведению научен он не иным кем, но Божиим гласом, ибо сказано было ему: бегай, Арсений, людей и спасешься» (Ис. Сир., XXIII).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=193...

Закрыть itemscope itemtype="" > Американская политика в украинском тупике 31.03.2016 725 Время на чтение 3 минуты Политика США на Украине зашла в тупик. Вариантов выхода не слишком много. Первый из них - прекратить играть в демократию и активизировать военные действия на Юго-Востоке. Второй - отказаться от попыток «приручить аборигенов». Очередная попытка свергнуть Арсения Яценюка и назначить нового премьера с треском провалилась. Сначала было отменено анонсированное на 25 марта заседание Рады. Потом окончилась неудачей презентация проекта программы правительства Гройсмана перед депутатами. 27 марта Яценюк в традиционном воскресном обращении заявил, что альтернативы программе его правительства нет. На согласительном совете 28 марта не удалось договориться о внесении в повестку дня вопроса об отставке правительства. Это все притом что процесс отставки правительства идет уже полтора месяца (а на самом деле - с прошлогоднего визита Джо Байдена) - этот вопрос неудачно вносился в Раду 16 февраля. Предполагалось, что 30 марта Порошенко поедет в США с новым правительством. Но - не срослось. В чем же проблема? Проблема, как представляется, в деолигархизации. США и ЕС, чтобы получить полный контроль над Украиной и ее ресурсами, необходимо уничтожить крупный национальный капитал. Он уж очень сильно затрудняет приватизацию в интересах ТНК. В странах Восточной Европы удалось просто не допустить создания этого самого капитала. А вот Украину упустили. После «революции достоинства» был избран путь сначала вытеснения многочисленных олигархов одним «суперолигархом», которого и назначили президентом. Однако влияние олигархов на жизнь страны оказалось слишком велико, и лихие кавалерийские наскоки на крупный капитал были в основном отражены. Уходящая администрация Обамы взять на себя ответственность за развитие событий на Украине не может (фото: Larry Downing/Reuters) Самое же главное, олигархи нашли тропинки к сердцу премьера Арсения Яценюка. Что во многом компенсировало и увеличение веса президента, и усилия самого правительства по обнулению национальной экономики.

http://ruskline.ru/opp/2016/aprel/32/ame...

В ответной грамоте государя к киевскому митрополиту, извещающей его о прибытии в Москву и оставлении здесь Арсения и Епифания, говорится: «Писал еси к нам, великому государю, к нашему царскому величеству, с киевским старцем Феодосией и прислал с ним для переводу греческих книг на словенский язык, киевских же старцев Арсения да Епифания» 17 . Очевидно, киевляне вызывались государем в Москву не «для риторского учения», не для основания здесь школы и учительства в ней, а для перевода на славянский язык греческих и латинских книг вообще, и точнее: «для справки Библеи греческие на словенскую речь»; вызывались они потому, что «еллинскому языку навычны и с еллинскаго языку на словенскую речь перевести умеют и латинскую речь достаточно знают». Вызванные в Москву для книжных переводов киевляне в Москве и занимались именно тем, для чего они были вызваны, т.е. книжными переводами, а не учительством в какой-либо школе. Все остававшиеся в Москве на государево имя иностранцы получали за свою службу государю определенное жалованье, назначаемое на год. Каждый год они обыкновенно обращались к государю с челобитной, чтобы он приказал выдать назначенное им жалованье или содержание. Вызванные в Москву для книжных переводов киевляне тоже обращались к царю с челобитными о жаловании, причем иногда указывали и на то, в чем состоит их служба государю, за которую они получают царское жалованье. В 1652 году киевлянин Арсений заявляет в челобитной государю, что «по государеву указу поставлен он в Китае на греческое подворье для перевода греческих книг, но так как в ту же келью поставлены теперь иные старцы и ему переводить книги стало нельзя, то он и просит государя дать ему другую келью». В 1655 году Дамаскин Птицкий заявляет царю в челобитной, что он по указу государя приехал в Москву «для переводу латинских и греческих тип и за тое работишку пожаловал ты меня, государь, поденным кормом по пяти алтын на день». Сохранились за разные годы челобитные к государю о жаловании и от Епифания Славинецкого.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Мятежники и в Андреевском скиту также грубо и бессмысленно вооружились против означенной грамоты и даже против российского Святейшего Синода. Отец Давид в присутствии братии и игумена Арсения порицал патриарха и членов российского Синода, называя их масонами, еретиками, причем говорил, что они достойны анафемы. При этом отец Арсений обратился к братии с вопросом, согласна ли она предать анафеме помянутых лиц? Ответ был утвердительный. Вслед за сим он начал называть лиц, коих они с отцом Давидом предназначили анафеме. На каждую выкличку раздавалось со стороны отуманенного братства: «Анафема! Анафема! Анафема!» В заключение сего отец Давид, указывая пальцем в землю, произнес: «И трижды прокляты!» После этого они выгнали свыше 25 человек. Но и приверженцы нового догмата не все пошли за отцом Арсением. Человек 20 из боевой дружины Булатовича вопреки начальству выехали из скита в Россию. Ревновавшие же не по разуму и не желавшие разбираться в словах Арсения слепо продолжали шествовать за ним. Он это видел, ловко пользовался этим в целях своей пропаганды и, говоря им поучение, необыкновенно возбуждал их против противников своих, сравнивая их с пчелами-трутнями, которых пчелы-работницы беспощадно выкидывают из ульев, предварительно оборвав им крылья, и, наконец, обещал сказать в следующий раз нечто «великое», которого еще никто никогда не слыхал. Это имябожников необыкновенно возбудило и настроило против православных в высшей степени враждебно, а в последних произвело панику и ужас: они предчувствовали новую кровавую расправу. Но не суждено было отцу Арсению исполнить обещание сказать нечто «великое»: его вскоре, гулявшего в саду, внезапно разбил паралич, причем отец Арсений потерял способность владеть языком, а месяца через три перешел в вечность. Казалось, это должно было вразумить многих крамольных имябожников, но они оставались при своем, и лишь П-р, библиотекарь, по словам пустынника отца Ис-хия, тогда приверженца новоявленного учения, отчасти усомнился в правоте нового догмата, но не переставал крамольничать и продолжал составлять начатую с П. Григоровичем, бывшим на Благовещенской келлии секретарем Булатовича, прокламацию на последнюю патриаршую грамоту.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjabo...

В житии преп. Антония Великого говорится об одном брате вопросившем: «как ему угодить Богу?»Антоний ответил: «куда бы ты ни пошел, имей всегда Бога пред глазами своими, что бы ты ни делал, имей на это свидетельство из Священного Писания ». Кто желает всем сердцем обратиться к Богу, того Сам Бог научит, как молиться Ему. «Если мы воистину станем искать Бога, то Он Сам придет к нам и мы увидим Его, и если чистым житием удержим Его, то Он Сам пребудет с нами» – слова преп. Арсения Великого . «Кто не поучается Закону Божию (не читает постоянно Слова Божия), тот отдаляется от Царства Небесного». Постоянною молитвою преп. Арсения было: «Боже, не оставь меня, я не сделал пред Тобою ничего доброго, но по милости Твоей даруй мне положить начало». Быть страдальцем за правду – высшая честь и слава, какая только может быть на земле. Тех, кому приходится терпеть за правду, за веру, Господь потом за сие примет как любимых чад Божиих в Царствие Небесное. Чтобы дольше сохранить в душе благодать св. Причастия, невидимое общение с Самим Спасителем нашим, вот и следует почаще читать, что заповедал Старец Серафим. Помнишь из его жития, когда он причащался, то хранил долго полное безмолвие, весь был в молитвенном общении со Христом. Вот тут полезно читать богодухновенные псалмы (33-ий и Хвалитные, и др.). Разумеется можно читать и в пути и за работой мысленно дочитывать, как псалмы, так и молитвы, когда не успеваешь дома. Акафисты точию тогда, когда имеешь свободное время, но не в ущерб сну, который необходим при твоих разъездах, беготне и занятиях, как лекарство. Трудись по мере сил, да и молись также без переутомления; не смущайся, если когда не успеешь дочитать утреннего или вечернего правила; важно хранить молитвенное настроение. «Жертва Богу – дух сокрушен; сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит». Вычитал из жития преп. Зинона (IV века): «Кто хочет, чтоб Бог скоро услышал молитву его, тот, когда станет пред Богом, и прострет руки свои к Нему, прежде всего, даже прежде молитвы о душе своей, должен от всего сердца помолиться о врагах своих. За это доброе дело Бог услышит его, о чем бы он ни молился».

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/duhovn...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010