Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы. Я могла бы привести еще несколько чудесных исцелений людей по молитве батюшки, говорящих о великой духовной силе, о данной ему Господом благодати. Господь даровал о. Арсению эту силу за долгий молитвенный подвиг и любовь к людям.  О МОЛИТВЕ Мне много раз приходилось присутствовать на беседах, проводимых о. Арсением с приехавшими к нему людьми, иногда тема беседы повторялась, если прибывшие ранее не слышали того, о чем говорил батюшка. Вот две беседы о. Арсения о молитве. “Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф. 18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся нив один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”. Существует несколько преданий о ее создателях, но мне думается, что сложилась она в душах многих православных христиан, ибо основные слова взяты из Евангелия. Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них. Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

св. Саввы основана преподобным Саввою Освященным в VI b. Обитель эта замечательна как колыбель иерусалимского устава, принятого потом всеми палестинскими монастырями. Иерусалимский устав был также принят потом почти повсеместно и у нас на Руси с XIV века. малоазийская область. святого Пимена последовала в конце VI века. Житие преподобного отца нашего Моисея Мурина эфиоп. мера длины, равная приблизительно двум километрам. прп. Арсения 8 мая. св. Моисея Мурина последовала около 400 года. ( < < back) Память преподобного отца нашего Саввы Крыпецкого, псковского чудотворца месяцеслову Вершинского, прп. Савва по происхождению был серб. Богородичный монастырь — один из древнейших монастырей Псковского края (упоминается в 1265 году); находился в местности, называемой Снятной горой, на берегу реки Великой в расстоянии 4-х верст от Пскова. был Спасо-Великопустынский монастырь на реке Толве в Псковской губернии, в 30 верстах от Пскова, основанный прп. Евфросином около 1450 года. Память прп. Евфросина празднуется 15 мая. Под этим числом помещена и память его. был управлявший Псковом князь Ярослав Васильевич Оболенский. 1487 году князь Ярослав Васильевич выдал грамоту на землю для обители  и приказал построить чрез мхи и болота мост к монастырю прп. Саввы в 1400 саженей длины. Этот мост и доныне называется Ярославовым. в Прологе надо предполагать опечатку, так как во всех сказаниях о преподобном Савве днем кончины его указан 28 день августа. Память святой праведной Анны святой Анны совершается еще 3 февраля, вместе с памятью святого Симеона Богоприимца. Сказание об усекновении главы святого пророка, предтечи и крестителя Господня Иоанна унаследованный от предков, обычай ужичества у евреев, состоял в следующем, по описанию книги Второзакония: «Если братья живут вместе и один из них умрет, не имея у себя сына, то жена умершего не должна выходить на сторону за человека чужого, но деверь ее должен войти к ней и взять ее себе в жену, и жить с нею, — и первенец, которого она родит, останется с именем брата его умершего, чтоб имя его не изгладилось в Израиле.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

То же самое можно наблюдать и в последующих главах, особенно начиная с 13-ой, где сгруппированы пророчества на иноплеменные народы. Поэтому исследователи всех направлений согласны между собою в том, что книга Исаии представляет собою сборник отдельных речей, размещенных частью хронологически, частью – по содержанию. Вообще в составе целого, по замечанию Арсения, Митро- —114— полита Киевского, заметно большое сходство с составом и происхождением Псалтири и Притчей Соломоновых 472 В виду подобного характера книги для решения общего вопроса об ее происхождении необходимо предварительно рассмотреть происхождение отдельных частей ее. Из целого состава книги легко выделяется последняя часть, содержащая в себе 27 глав с 40-й по 66-ю включительно, –главным предметом которой служит – освобождение страждущего Израиля из-под власти Вавилона, изображение будущей славы и величия Иерусалима во времена Мессианские. По основной мысли, содержанию и духу, характеру изложения и языка эти главы составляют одно непрерывное целое, которое резким переходом отделяется от предшествующего и рассматривается безотносительно к вопросу о подлинности, как вторая самостоятельная часть книги. Насколько заметен переход в изложении и насколько справедливо отделение этих глав в особую часть книги, можно видеть из сопоставления конца 39-й главы с началом 40-й. В 39-й главе повествуется о посольстве Меродаха Валадана, царя Вавилонского, к Езекии. Езекия, польщенный вниманием могущественного царя, по тщеславию показал посланным все свои богатства и запасы оружия. Пророк Исаия приходит к Езекии и от имени Иеговы объявляет ему: «вот приидут дни и все, что есть в доме твоем, и что собрали отцы твои до сего дня, будет унесено в Вавилон; ничего не останется, говорит Господь. И возьмут из сыновей твоих которые произойдут от тебя, которых ты родишь; и они будут евнухами во дворце царя Вавилонского. И сказал Езекия Исаии: благо слово Господне, которое ты изрек; потому что, присовокупил он, мир и благосостояние пребудут в дни мои». Этими словами Езекии, которыми он показал великое равнодушие к дальнейшей судьбе своей династии и своего народа, кончается 39-я глава. Без всяких посредствующих мыслей начинается 40-я: «утешайте, утешайте народ Мой, говорит

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Только бы нам остаться верными своему христианскому званию и избранию. И они сдадутся, поймут, что только с виду они богаче, благополучнее, мудрее, лучше понимают жизнь, чем мы. А на самом-то деле все будет наоборот. Сбудутся слова Апостола, для которого мip распят и он для мipa: Сокровище сие (веру и благодать - с. Т.) мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам. Мы отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем. Всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса,.. чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей (2 Кор. 4, 7-11). Не говорю, что мы в этом отношении уподобимся Апостолу: исполнить эти его слова буквально можно только через мученичество или истинное монашество. Но смысл сих слов для нас такой: чем дальше человек от мipa, тем нужнее он мipckuм людям. Всех люби, от всех беги - вот завет преподобного Арсения Великого всем истинным подвижникам. Mip задыхается в своей ограниченности, ему нужны люди не от мipa. Кто знает, быть может когда-то и мы пригодимся кому-то именно как христиане, как носители духа иного. Но всему свое время. Нам еще надлежит пострадать сколько-то за свои грехи, научиться оплакивать их, лишь после этого научимся мы сострадать и ближним нашим - конкретным людям, и всей нашей несчастной, разоренной родине. Входя в свою веру поглубже, ты не раз встретиться с необъяснимым и парадоксальным. Это начинается с самого момента обращения. Как одновременно ощущать бездну греха своего и чувствовать к себе милость Божию, даже дерзновение перед Ним? Помнишь, мы уже говорили об этом. Как совмещаются эти два несовместимых чувства, знает только духовный опыт. Подобно и отношение христианина к мipy. Как одновременно соединить в одном сердце и отвращение от него и плач о погибающих в нем, горький плач до боли сердечной? Ответ на это словами не высказать, но святые знали это состояние и пребывали в нем. Если не погасишь ревности о славе Божией, если сам не будешь мipckuм, если избежишь лицемерия века сего, тогда и опытом узнаешь, о чем мы вели разговор.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2193...

[Тот человек поистине может быть назван девственником, кто в помыслах настолько установился и укрепился, что не дает движения ничему нечистому, а сразу блудное отвергает, не допуская движений в плоти. Вот теперь и рассуди, похож ли ты на девственника?] Мне, однажды, передавали по поводу частого причащения следующий случай. Одна особа привыкла каждый день причащаться. На нее обратило внимание духовное начальство. Поручили духовнику проверить ее. Духовник, соображаясь с устроением указанной особы, предложил ей каждый раз исповедываться и, когда считал неудобным, советовал ей не подходить к Св. Чаше. Но было уже поздно для нее такое духовное руководство. Она не смущалась и каждый день продолжала причащаться, переходя с одной церкви в другую. За ней, далее, проследили и нигде не допускали до причащения. И эта особа не стала стремиться в церкви причащаться, а вообразила, что ей уже дано божеское право самой благословлять хлеб и вино, и причащалась дома ежедневно, совершая якобы литургию над просфорами и вином. Дело ее однако окончилось печально. Она сошла с ума и в настоящее время находится в лечебнице умалишенных. Так, к Св. Причастию нужно относиться с глубоким благоговением, причащаясь каждый раз в смиренном чувстве, иначе на почве частого и недостойного принятия Св. Таин может возникнуть самообольщение. Однажды ко мне в церкви подошла женщина и стала мне выговаривать, что ее каждый день не допускают до Св. Причащения, а, между прочим, на мой вопрос, исповедуется ли она в своих грехах и достойна ли она каждый день, уж как женщина, причащаться, она ответила, что у нее нет грехов. А другая требовала ежедневного причащения, между тем как от нее разило табаком. Велико Св. Причащение, но по его великости требуется великое и приготовление, великое достоинство к его восприятию. «Огонь бо есть, недостойныя попаляяй» (Молитва к Св. Причащению). [К вам, живущим среди соблазнов и развращения, мое слово. Прочитайте в соборном послании ап. Петра следующие стихи: если «праведного Лота, утомленного обращением между людьми неистово развратными, избавил (ибо сей праведник, живя между ними, ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные): то, конечно, знает Господь, как избавлять благочестивых от искушения, а беззаконников соблюдать ко дню суда для наказания» ( 2Петр. 2:7–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Человек, погруженный в праздность, дает волю страстям своим и думает только о злом, и опыт показывает, что сладострастные плотские помыслы происходят в людях, не занятых трудами. Давид был деятельный муж душевно и телесно, любил труды и молитвы; но вот однажды под вечер, когда он встал с постели и, ничего не делая, прогуливался по кровле царского дома, вдруг пришел к нему, как гость незваный, худой помысл, и праведник впал в великое преступление. [ Царь Давид, прогуливаясь по кровле дворца своего, увидал купающуюся женщину необыкновенной красоты. Это была Вирсавия, жена Урии, одного из военачальников Давидовых. Давид решился погубить Урию чтобы завладеть его женою. По приказанию царя, во время сражения с аммонитами Урия поставлен был в самое опасное место и пал в битве; а Вирсавия после того сделалась супругою царя. Пророк Нафан явился к Давиду и притчею о богаче, отнявшем единственную овцу у бедного, заставил его произнести смертный приговор самому себе. ] Арсений Великий , обитая в пустыне, часто сам у себя спрашивал: Арсений, зачем ты сюда пришел? — и потом отвечал: не для покоя, но для трудов; не для лености, но для подвигов: итак, подвизайся; леность соделает Арсения не Арсением, она и праведного обратит в грешника. Ленивый грешит против Бога, поступает против заповеди Его, которую Он изрек прародителю нашему Адаму, а в лице его и всем нам: в поте лица твоего ты будешь есть хлеб свой, доколе возвратишься в землю, из которой ты взят. Святой апостол Павел в послании своем к солунянам пишет, что человек, не желающий работать, не достоин пищи. В самом деле, небо нам дарует пищу, но с условием, чтобы мы извлекали эту пищу из недр земли каждодневными прилежными трудами, до пота лица своего. Ленивец же хочет, чтобы другие работали, а он проводил бы дни свои в праздности и наслаждениях, и в заблуждении своем думает, что это справедливо, считает путь свой прямым, а не ведущим в погибель; ибо он, как говорит Соломон , в глазах своих мудрее семерых благоразумных мужей ( Притч.26:16 ).

http://azbyka.ru/v-chem-kayatsya-na-ispo...

Тон «Дополнения» м. Арсения необыкновенно резкий, ругательный и неспокойный. В отношении тона м. Арсений превзошёл архиепископа Феофилакта. Как ни часто Феофилакт обращался к раскольникам с нелестными грубыми обращениями и эпитетами, но в этих обращениях замечается что-то простоватое, не особенно отталкивающее, а доброе сердце отца, учителя и пастыря. Не то просвечивает у Арсения. Во-первых, в «Обличении» Арсения несравненно более обидных слов и выражений по адресу выговцев, чем у Феофилакта. Есть много слов «нового странного производства», не получивших, впрочем, дальнейшего употребления в обличительной литературе. К числу новопроизводных слов нужно отнести названия раскольников «сатановерами» (8 п. Облич.), перстоверами» (13 п. Облич.), «брюхорадниками» (16 п.), «буесловами» (17 п.), «жидами» – (любимое выражение Арсения, повторяется очень часто), ««зловерниками» (18 п.), «христаненавистниками» (ibid.), «глухими аспидами» (20 п.), «жидоверами» (24 п.), «душегубительными бесами» (28 п.) 219 . Не перечисляем множества других бранных слов, встречающихся у м. Арсения, как-то: окаянные пустосвяты, хищные волки, бессовестные и бестолковые плуты, прелестники, диаволы в т. п. Одно число этих слов и частое повторение их говорит не в пользу полемиста-епископа. Если же взять во внимание голословность и даже несправедливость некоторых обличительных слов, как, например, обвинение в христоненавистничестве, или жидовстве, то ясно, что тон обличения Арсения должен быть для противной стороны невыносимым и даже кощунственным. Можно, правда, соглашаться с обвинениями Арсения в безнравственности и даже в некоторых преступлениях выговцев (самовольное сожигательство, убийство 8 п.), но простирать обвинение до христоненавистничества или безбожия – это было верхом неблагоразумия и бестактности; такие приёмы в полемике не привлекают, а отталкивают. Резкость тона обличения Арсения бросается в глаза потому ещё, что в исследовании спорных предметов по существу Арсений далеко уступает Феофилакту, с сочинением которого он связал своё имя. Если значение «Обличения» Феофилакта могло ослабляться резкостью тона, то о значении «Дополнения» м. Арсения в смысле благотворного воздействия на раскольников нельзя и говорить, не впадая в противоречие с обычными здравыми требованиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

За слова меня пусть гложет, За дела историк – чтит. Вообще мы не понимаем, почему г. Соловьеву хочется непременно представить личность Арсения антипатичной и его дело – решительно неправым. Нам кажется, что из величия великой государыни ничего не убивалось бы, если бы современный историк признал в осуждении ею Арсения одну из тех немногих ее ошибок, когда она вопреки своему всегдашнему правилу – не увлекаться личными чувствами и отношениями, когда идет речь о деле важности государственной, позволила себе именно увлечься чувствами своего философского либерализма для того, чтобы нанести удар тому, что составляло одну из самых законных симпатий ее народа. 7. Было ли дело Арсения его личным делом? Партия Арсения Есть еще одна сторона в деле Арсения, не обратившая на себя всего того внимания исследователей, какого она, по нашему мнению, заслуживает. Образ мыслей Арсения, по вопросу о церковных имуществах, далеко не был образом мыслей лично Арсения, и чувства, выраженные им по этому предмету в его доношении, отнюдь не были лишь личными его одного чувствами. В синодальном «деле» об Арсении сохранилась переписка его с некоторыми современными ему архиереями, захваченная при его аресте, небезызвестная и г. Соловьеву, как видно из приводимых им незначительных выдержек из нее, но не получившая у него должного освещения. Переписка эта по нашему мнению, с несомненностью доказывает, что, за исключением Димитрия Сеченова, между всеми главнейшими представителями русской церковной иерархии той эпохи было единомыслие и полная солидарность по вопросу о церковных имуществах, что эти иерархи составляли партию, численностью значительно превышавшую партию, поборников правительственного проекта, что для этой патриотической партии более видный и более энергичный митрополит Ростовский явился лишь оратором в силу своих связей, главным же образом – своих отношений к знаменитому фельдмаршалу графу Алексею Петровичу Бестужеву-Рюмину, разделявшему ее воззрения, тому самому Бестужеву, которому императрица писала по этому делу: «батюшка, Алексей Петрович, пожалуй помогай советами», что, далее, если дело Арсения приняло оборот, какого для него, по-видимому, никто не ожидал, то единственно потому, что в Синоде, который, выражаясь словами Стурдзы, «двигался», и в это время, «по колее духовного регламента и грозных преданий века Петрова», всему делу давал направление Димитрий Сеченов, не даром столь щедро награжденный потом Екатериной.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Из представленной характеристики «Дополненного Обличения» м. Арсения видно большое усилие и усердие полемиста обличить дух раскольнических заблуждений и ложное направление их жизни, удалившие выговцев от единства с православной церковью от благочестия к нечестию. К характеристике сочинения можно прибавить ещё следующее. «Дополненное Обличение» м. Арсения, по объёму обширное, не представляет чего-либо особенного, в смысле достойного продолжения «Обличения» Феофилакта. Встречающиеся здравые суждения, не отличаясь ни новизной, ни оригинальностью, являются скорее плодом чтения «Обличения» Феофилакта, чем самостоятельного изучения раскола. Главный недостаток обличения Арсения состоял в смешении теоретической и фактической стороны в расколе выговцев, т. е. неправота выговцев в вере (приверженность к заблуждениям, составлявшим раскол) служила для Арсения основанием и причиной для поголовного обвинения их во всём остальном. Всё в выговцах не нравилось строгому Арсению: монастырское устройство общины, название её пустынью, деятельность членов общины; их практичность и расчётливость. Правда, довольство и даже богатство выговцев не соответствовало монастырскому направлению, положенному вначале первыми отшельниками и устроителями, но выговская община, за существование которой обитатели её всегда опасались, не представляла собой исключения среди не меньшего довольства и материального обеспечения многих тогдашних русских монастырей. Умножение молодого поколения и соединённые с ним преступления, конечно, противоречили основным началам общины. Нельзя бездоказательно оспаривать взглядов м. Арсения на нравственный упадок выговцев, но желательно было бы видеть подтверждение их из другого достоверного источника... В меньшей степени заметно это поголовное обвинение раскольников в «Обличении» Феофилакта; хорошие стороны последнего сочинения как-то мало имеют влияния на «Дополнение» Арсения. Не многие решения полемиста могли удовлетворить обе стороны, православную и раскольническую. Так, в вопросе о мерах против раскола полемист давал повод к основательным возражениям со стороны противников.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Некоторым не нравилось еще и то, что мать Арсения, не жалевшая ничего для схимницы, не зная, чем выказать ей свое расположение, взяла всю родную семью Ардалионы на свое попечение, воспитывала ее сирот-племянниц и помогала всем им своими средствами. Сама игумения была тоже недовольна таким сближением матери Арсении со схимницей, часто укоряла последнюю и не раз выговаривала самой Арсении.Мать Арсения, ценя больше и выше всего спасение души и видя для себя несомненную пользу от слов схимонахини, терпеливо переносила все эти неприятности, не изменяя своих отношений к ней. Видя это, игумения сказала ей однажды: " Так как ты часто ходишь к схимнице, то уж лучше возьми ее к себе в келлию " . С радостью приняла мать Арсения это слово, и на другой же день после обедни прямо из церкви с палочкой в руке старица Ардалиона перешла на жительство в ее келлию. Монашеское нестяжание Ардалионы было так велико, что кроме двух-трех духовных книг она ничего не взяла с собою.С этого дня мать Арсения, не уповая больше на свои собственные подвиги, отдала вполне себя, свою жизнь, свою келлию, как и все, что имела, на волю своей наставницы. " Если я буду плохой послушницей, - говорила она, - то вы можете выгнать меня из келлии " . И это были не одни слова. Мать Арсения, действительно, до самой смерти схимонахини сохраняла к ней глубокую веру и послушание, почти беспримерное в наше время, а между тем жизнь со схимонахиней была нелегка. " Нас не по легкой дорожке вели, и слово, полное духовной любви, не имело никогда покрова деликатности " , - говорила впоследствии матушка.С молодых лет работая над своим собственным сердцем, схимонахиня Ардалиона имела опытное познание сердца человеческого. Строгая к себе, она требовала безусловного подчинения от своих учениц. " Если делом не хотите исполнить слово, - говорила она некоторым, - зачем его и слушать? " Провидя в матери Арсении высокую избранницу Божьей благодати, она неуклонно вела ее по суровому монашескому пути. И надо было иметь особенную веру к слову наставницы, видеть пользу этого слова, чтобы, вполне отрекшись от своей личной воли, подчинить ее руководительнице, как добровольно сделала это мать Арсения.Два случая ясно показывают взаимные отношения обеих.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1391...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010