Рассказ на соборе об этом ведется как будто от имени Арсения и того же Афанасия/?/, но через несколько строк вдруг оказывается, что рассказ ведет какое-то одно из этих двух лиц. Однако «судный список»/впервые!/не уточняет ни кто непосредственно дает эти показания на соборе, ни что отвечают на них Савва и Максим. Никакой вообще реакции на эти показания не дается, а просто приводится их продолжение – уже по вопросу о «колдовских» способностях Максима, которыми его наделил Савва. Судя по тому, что келейник Афанасий упоминается  во время этих последних показаний в третьем лице, а рассказ ведется в первом лице, показания эти дает не Афанасий, а Арсений. Но в конце этих показаний их защищает на очной ставке против Максима именно Афанасий, и к тому же – вместе с Саввой, что уже является совсем абсурдным, т. к. эти показания Арсения-Афанасия о колдовстве в равной мере направлены и против Максима, и против Саввы. Эта очная ставка описана необычно глухо и неопределенно, сказано просто, что Афанасий и Савва «с очей на очи те речи Максиму говорили». Впечатление непрерывности предыдущих показаний позволяет под «теми речами» понимать рассказ не только о колдовстве, но и о «затворенных грамотах» Саввы. Но тогда получается, что Савва признал здесь свою вину, что резко противоречит дальнейшему рассказу «судного списка» о том, как Савва и Максим категорически отрицали посылку ими грамот к турецкому паше Афин. Количество нелепостей этого небольшого текста увеличивает странное отсутствие на очной ставке Арсения, главного звена в цепи этих слухов о «затворенных грамотах». Между тем Арсений присутствовал на соборе 1531 г. и давал показания против Максима по некоторым церковным вопросам. Итак, несколько строк записи «судного списка» о «затворенных грамотах» содержат в себе столько несообразностей, что сразу делается ясной и слабость позиции обвинения, и тенденциозная обработка и неполнота самого «судного списка». Подобная же картина наблюдается и при обсуждении показаний о посылке Максимом и Саввой грамоты афинскому паше, «чтобы салтан послал людей своих на великого князя землю морем в кораблях, занеже людей у московскаго много, а не воины, люди худы».

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/su...

Новым толчком явилось в 1645 году прибытие в Москву Феофана, митрополита Палеопатрасского от Константинопольского Патриарха Парфения, с ходатайством открыть в Москве греческую типографию». В ней нуждались греки для защиты Православия от «папистов и лютеран», т.к. на Востоке турки «по интригам иностранцев» закрывали типографию, принадлежавшую грекам. Предложение Феофана было принято, а его в свою очередь, просили присылать в Москву греческих учителей. В 1646 году митрополит Феофан прислал из Киева архимандрита Венедикта, грека по национальности, которому «был дан заказ переводить при Печатном Дворе некоторые книги с латинского языка». «Но Венедикт оказался очень заносчивым, хвастливым и попрошайкой. Ему перестали платить, отказали и просили из Константинополя прислать нового учителя» 32 . «Через три года новая попытка пригласить другого ученого грека даже обернулась в крупный церковный скандал, почти окончательно скомпрометировавший греческое благочестие в глазах москвичей. Приехавший в 1649 году в Москву за финансовой поддержкой и по политическим делам Патриарх Паисий Иерусалимский привез с собой действительно очень ученого богослова и переводчика Арсения. Этот ученый грек (Арсений), хотя и был греческого происхождения, но учился в Италии, где он и приобрел широкое общее и специальное богословское образование. Он отлично владел многими языками, и всем казалось, что он был отличным кандидатом в переводчики и педагоги. Московское правительство с благословения Паисия немедленно решило предложить Арсению службу. Окончив благополучно свои дела в Москве, Паисий уехал, оставив Арсения организовывать переводческое и школьное дело. Но 25 июля того же года, к великому ужасу москвичей, в Москву пришло письмо Патриарха Паисия, в котором он писал с дороги, что рекомендованный им Арсений оказался религиозным авантюристом. Во время своих странствий этот ученый грек Арсений сначала перешел в католичество, потом в ислам , позже снова стал православным, а затем снова перешел в католичество. В результате строгого допроса Арсения выяснилось, что ловкий грек действительно изменил вере: в Италии он был католиком, в Турции – мусульманином, в Польше – униатом… и три раза возвращался в православие. Как авантюрист и еретик, Арсений немедленно был выслан в Соловки, откуда он вышел лишь в 1652 году» 33 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

По объёму оно обширно, а по содержанию однообразно, бедно и бледно, хуже в сравнении с «Обличением» Феофилакта, которое Арсений думал пополнить. Так как оно касается разбора одного «Предисловия» к «Поморским Ответам», то это «Дополненное обличение» можно считать началом предполагавшегося обширного, но неоконченного сочинения. В своём «Дополнении» Арсений Мациевич не подвергает критическому разбору, подобно Феофилакту, частных спорных предметов между православием и расколом, но касается их с общей обличительной точки зрения. Вместо доказательств и соображений, которые опровергали бы раскольнические заблуждения, автор «Дополнения» ограничивается насмешливыми сравнениями, оскорбительными эпитетами и уподоблениями раскольников. Нельзя сказать, чтобы у Арсения не было доказательств и соображений, ослабляющих и представляющих раскол в непривлекательном виде, но не они составляют преобладающее содержание «Дополненного Обличения», а нечто другое: обличительное многоглаголание, исполненное резких упрёков и пренебрежения к заблуждавшимся, господствует над действительным содержанием, в противоположность «Обличению» Феофилакта, где действительно полемический элемент, состоящий в разборе и опровержении заблуждений, преобладает над голословным обличением; по своей повторяемости и многословию «Дополненное Обличение» напоминает автора «Пом. Отв.», уступая последнему по отсутствию спокойного и вежливого тона. Нужно, впрочем, сказать, что такой общий обличительный характер «Дополнения» Арсения объясняется свойством самого «Предисловия», как заключающего общие вступительные мысли, дух раскольнических заблуждений и противления. Общим мыслям «Предисловия» к «Пом. Отв.» соответствуют мысли «Дополнения», каковы рассуждения Арсения о мнимом сходстве по жизни и направлению выговцев с древними пустынножителями и мучениками, о неправильном понимании выговцами церкви в отвлечённом смысле, о перстосложении в опровержение двуперстия, о неисправности древнеписьменных и старопечатных книг в доказательство необходимости исправления при патриархе Никоне , о справедливом усвоении выговцам и им подобным названия раскольников и осуждении за противление церкви, о несоответствии между словами и делами выговцев, в жизни которых Арсений усматривает богопротивные и безнравственные явления, как-то: безбожие, разврат, детоубийство, самосожигательство, невоздержность, любостяжание, роскошь, торговый дух, фарисейское лицемерие и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Sinaj...

Корр.: А прямой связи с его духовными чадами - тоже нет? О.В.: Нет, но мы знаем достойнейшего человека, который знал отца Арсения и собирал воспоминания. Он связан с его духовными чадами. И вот сейчас в третьем издании будет опубликована четвертая часть, в которую вошли очень интересные рассказы, полученные от духовных детей отца Арсения. Повторяю, они были очень огорчены опубликованными сомнениями и в подтверждение подлинности воспоминаний сообщили довольно подробную биографическую канву жизни отца Арсения. Корр.: Какова эта биография? О.В.: Отец Арсений родился в Москве в 1894 г. В 1911 г. окончил гимназию и поступил на историко-филологический факультет Московского Императорского Университета. В 1916 г. более восьми месяцев болел и потому окончил Университет только в 1917 г. В это время он написал свои первые работы по искусству - древнему русскому зодчеству. Затем он уехал в Оптину пустынь, где после некоторого периода духовных исканий получил благословение на монашество и на принятие священного сана. Может быть, здесь совершился его монашеский постриг. В 1919 г. он был рукоположен в иеромонаха и определен третьим священником в один из Московских храмов... В 1927 г. отец Арсений был первый раз арестован и выслан на Север. Через два года он вернулся с запрещением жить в пределах стокилометровой зоны вокруг Москвы. В 1929 г. он снова стал настоятелем, но уже не в Москве, а в 1931 г. - опять арест и ссылка в Вологодскую область на пять лет. Затем - третий арест, год в тюрьмах и снова - ссылка. Отбыв в ссылке шесть лет, отец Арсений получил разрешение жить в Вологодской, Архангельской и Владимирской областях. Служить в храме было нельзя, служил дома, несколько раз тайно приезжал в Москву. В 1939 г. последовала новая ссылка в Сибирь, потом - на Урал. В конце 1940 г. - заключение в Уральский лагерь. В марте 1941 г. отец Арсений переведен в лагерь усиленного режима, переписка и приезды духовных чад почти прекращаются, а в 1942 г. - в лагерь особого режима, где переписка и посещения окончательно запрещены. Только в 1958 г. отец Арсений был освобожден из лагеря особого режима и поселился в г. Ростове Великом. Скончался отец Арсений в 1975 г. и был погребен на кладбище г. Ростова.

http://foma.ru/gde-dvoe-ili-troe-sobrany...

Новости 8 декабря, 2004 о. Арсений (Книга II. Часть II) Отец Арсений распрямился и, смотря на икону, произнес: “Разве важно время и место написания, разве надо знать мастера – это нужно искусствоведам. Вы взгляните на лики Младенца и Матери Божией, и, если Вы верующий, поймете, что один человек, без помощи Божией, не мог бы написать такую икону. Взгляните! 22 ноября, 2004 о. Арсений. Книга II. (Часть I) Он, о. Арсений, умел брать на себя трудности и грехи других людей, учил их молиться, так что они могли найти путь к Богу, он воспитывал в человеке веру, давал ему понимание радости сотворения добра. Нам не дано знать, скольким людям облегчил он жизненный путь и скольких привел к Господу и дальше вел по этой дороге веры, но мы знаем, что таких людей было много, очень много. 17 ноября, 2004 Лагерь. Часть седьмая. Прозорливость о. Арсения поражала и подчас пугала людей, приходивших к нему, но сам он не понимал и не чувствовал, что Господь даровал ему великое знание души человеческой. Постоянно соприкасаясь с о. Арсением, я видел что он искренне верил, что понимание души является совершенно естественным для иерея, и ему думалось, что, читая мысли человеческие, не он читает их, а сам пришедший рассказывает о себе. 7 ноября, 2004 Отец Арсений. Лагерь. Часть шестая. Стал ночью молиться и вроде бы к утру задремал и видит: вошел к нему монах-старец, благословил и говорит: " Не бойся, Арсений! Возьми, что нужно, и молись митрополиту Алексию Московскому. Господь не оставит тебя " . Благословил вторично и ушел, спокойный, величественный. 26 октября, 2004 Отец Арсений. Лагерь. Часть пятая. Человек умирал так же, как умирали многие и многие в лагерях на руках о. Арсения, но эта смерть потрясла и повергла о. Арсения в трепет, и он понимал, что Господь даровал ему великую милость, разрешив исповедовать этого праведника. 21 октября, 2004 Отец Арсений. Лагерь. Часть четвертая. Слова молитв, читаемые о. Арсением, сейчас были понятны, близки, родственны – проникали в душу. Тревоги, страдания, опасения ушли, было желание слиться с этими словами, познать их, запомнить на всю жизнь.

http://pravmir.ru/category/news/page/587...

10 В грамоте царя и Патриарха на имя Иосифа сказано: „Протосингелу архимандриту Иосифу, будучи в нашем государстве, нам служити... духовными делы, переводити ему греческие книги на славянский язык и учити на учительском дворе малых ребят греческого языка и грамоте“. (Каптерев, „Характер отношений России к правосл. Востоку“, стр. 482.) 11 Венедикту пришлось фигурировать в довольно скандальном процессе. Оказалось, что он, сговорившись с митрополитами варнским и силистрийским и архиепископом эласонским, которые тоже были в Москве, намеревался ограбить восточную миссию, прибывшую в Москву за милостыней. Наряду с этим, Венедикт был обвинен в подлоге – в подделке подписи Александрийского Патриарха. 12 Патр. Паисий, между прочим, писал: „Буди ведомо, благочестивый царю, про Арсения, который остался в царствии вашем, да расспросите его добре, понеже он не утвержден в вере своей благочестивой христианской; а он был прежде инок и священник и шед бысть бусурман, и потом бежал к ляхам и бысть у них учинился униятом и имеет на себе великое злое безделие, и расспросите его добре и будете обрести вся... Не подобает в ниве терну бывати, чтобы не наполнилась нива вся тернием, а надобно отженуть такожде и тех, которые имеют ересь и есть двоеличны в вере“. (Каптерев, „Характ. отнош.“, стр. 208–209.) 13 Известное свидетельство Олеария о школе Арсения Грека проф. Каптерев не считает достоверным, ввиду того, что Олеарий в последний раз был в Москве в 1643 году, – следовательно, не мог видеть ни Арсения, ни его школы, а написал о ней только на основании дошедших до него слухов. Слухи эти легко могли возникнуть просто потому, что Арсений явился в Москву с официальным титулом „дидаскала“ и был оставлен здесь, между прочим, и для риторического учения, хотя этим делом ему и не пришлось потом заняться. („О греко-лат. шк. в Москве в XVII веке“, стр. 598–603, в Приб. к тв. св. от., т. 44.) 15 В доказательство того, насколько сильно чувствовалась тогда потребность в просвещении, проф. Соболевский приводит следующие данные, заимствованные им из приходо-расходных книг Московского печатного двора: в половине XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Старец – духовник Арсений твердо знал, что его ученику суждено вернуться в Россию, но как мудро и многополезно для отца Парфения рассуждает сей великий угодник Божий: «Знай, возлюбленное мое чадо Парфений: в немощах твоих совершит Господь силу Свою и явит на тебе чудеса Своя; Господь проведет тебя с этими двенадцатью рублями двенадцать тысяч верст, и ничто тебя не может удержать, ни моря, ни горы, ни границы, ни злые люди, ни враги твои; только ты не ослабевай духом и назад не оглядывайся; но иди в назначенный тебе от Бога путь, и будешь в пути спокоен, и всеми телесными потребами доволен, и не устанут твои ноги от дальнего пути, и достигнешь благополучно до назначенного тебе места; только веруй Господу Богу, что получишь, и все будет тебе готово» 106 . Вот в этих словах старца Арсения и сокрыт тот могучий духовный, торжественный и ликующий благовест веры – веры чистой и пламенной. Глас иеросхимонаха Арсения – глас Божественный, его вера основана на личном, молитвенном знании Бога. Учеником какого старца сподобился быть отец Парфений, с каким столпом веры и духа смог он проводить время, смотреть на его равноангельскую жизнь, слушать его словеса и душеспасительные беседы, какую лобызать благословляющую руку и ежедневно, ежечасно впитывать в себя ту манну небесную, что обильно изливалась из уст старца! Последнее наставление отца Арсения, исполнившееся в точности, как и все предыдущие, пронизано гласом Божественной воли: «Возлюбленное мое чадо, посылаю тебя, яко овцу посреде волков: будут тебя терзать, уязвлять, хулить, поносить, и укорять; но не съедят. Господь тебе будет помощник, и Он тебя заступит; ты же все терпи с благодарением и переноси без роптания. И не имей надежды ни на что тленное и мимопроходящее, ни на деньги, ни на людей; но уповай только на единого Бога, и Он все твои дела исправит и совершит; но только иди в назначенное тебе место и назад не оглядывайся, а то потерпишь великое искушение. Назначил я тебе крест весьма тяжкий; ты же неси, не отягчайся; но паче радуйся и веселися, и благодари своего Создателя» 107 .

http://azbyka.ru/otechnik/Parfenij_Ageev...

40 м. вечера и прибывает в Москву в 6 час. утра» (С. 33). О роли вл. Арсения в основании Гефсиманской женской общины см. также на стр. 4243 1-го т. наст. изд. 1047 Печатается по: Иеродиакон Евстратий. Встреча икон в Гефсимании в Вербное воскресенье 11 апреля 1910 года. С 3-мя снимками. Благословение Гефсиманской женской общины юному поколению. М. Тип. Общества распр. полезн. книг. Преемн. В. И. Воронов. 1911. 16 с. Цензурное разрешение 23.5.1911. На обложке обозначено: «Гефсиманская книжка 1». Из объявления на обложке видно, что к этому времени были выпущены «Гефсиманские листки», 1, 2, 3 и 4. В пользу Общины, говорится в объявлении, продавалась не только напечатанная нами выше книга о. Арсения «Гефсимания», но и второй выпуск его «Духовного дневника» за 1910 год (М. 1911). В течение года в Гефсиманской общине проходило несколько крестных ходов: «I. Вокруг церкви: 1) в Вербное воскресение после Литургии; 2) во всю Светлую седмицу, кроме вторника, со св. артосом; 3) 14 августа на литии за всенощным бдением; 4) 15 августа после великого славословия (в полночь) с обнесением плащаницы с изображением Успения Богоматери в память погребения Ее. II. Вокруг обители (после Литургии): 1) во Вторник Светлой седмицы; 2) 14 мая – в память основания «Гефсимании»; 3) 17 августа. III. На источник: 1) 6 января; 2) в Преполовение; 3) 1 августа. IV. На поле в Троицын день: О благорастворении воздухов и изобилии плодов земных» (наст. изд. С. 17). 1048 Било давно известно в Греции, откуда оно перешло в Россию вместе с принятием христианства. Доныне оно употребляется вместо колоколов на Афоне. В России, наряду с принятым позднее колокольным звоном, оно употребительно в некоторых монастырях, например, в Гефсиманском мужском ските, близ Троице-Сергиевой Лавры. Било – узкая деревянная доска (например, из сосны), длиной около 3 аршин, с овальными выемками с обеих сторон; держат его левой рукой за рукоятку на тыльной стороне, а правой ударяют по нему деревянным молотком, отчего получаются своеобразные звуки, похожие на токование дятла.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

Дальнейшие академические и научные связи с греческой церковью ограничивались в XVI веке посылкой нескольких молодых русских людей в Константинополь для учения и подготовки в переводческой работе. Только тогда, когда боголюбцы были в тесном контакте с царем Алексеем Михайловичем, были сделаны новые попытки пригласить греческих ученых в Москву. Первые две такие попытки оказались крайне неудачными и привели только к компрометации греческого правоверия. В 1646 году такой, казалось, нужный для России ученый грек был уже найден в лице архимандрита Бенедикта, о котором говорили, что он — доктор богословия одной из церквей Константинополя. Ртищев немедленно связался с Бенедиктом (который не стесняясь хвастался своими обширными познаниями) и хотел его представить Морозову с целью приглашения этого ученого грека на работу как переводчика или даже как профессора. В самую последнюю минуту Посольский приказ узнал, что Бенедикт не только беззастенчивый хвастун, подделавший свои бумаги, но и вор. Принимая это во внимание, этот греческий авантюрист, кандидат в профессора, был немедленно Через три года новая попытка пригласить другого ученого грека даже обернулась крупным церковным скандалом, почти окончательно скомпрометировавшим греческое благочестие в глазах москвичей. Приехавший в 1649 году в Москву за финансовой поддержкой и по политическим делам иерусалимский патриарх Паисий привез с собой действительно очень ученого богослова и переводчика Арсения. Этот ученый-грек (Арсений), хотя и был греческого происхождения, но учился в Италии, где он и приобрел широкое общее и специально-богословское образование. Он отлично владел многими языками, и всем казалось, что он был отличным кандидатом в переводчики и педагоги. Московское правительство с благословения Паисия немедленно решило предложить Арсению службу. Окончив благополучно свои дела в Москве, Паисий уехал, оставив Арсения организовывать переводческое и школьное дело. Но 25 июля того же года, к великому ужасу москвичей, в Москву пришло письмо патриарха Паисия, в котором он писал с дороги, что рекомендованный им Арсений оказался религиозным авантюристом. Во время своих странствований этот ученый грек Арсений сначала перешел в католичество, потом в ислам, позже снова стал православным, а затем снова перешел в В результате строгого допроса Арсения выяснилось, что ловкий грек действительно изменял вере: в Италии он был католиком, в Турции — мусульманином, в Польше — униатом... и три раза возвращался в Как авантюрист и еретик, Арсений немедленно был выслан в Соловки, откуда он вышел лишь в 1652 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

Как видно из жизнеописания, преп. Арсений не сразу достиг такой смиренной любви, отчего и вынужден был бегать от людей, чтобы не нанести им и себе вред душевный. Свидетельством тому служит тот эпизод из жизни преподобного, когда он, рассердившись на своего ученика Аркадия за некоторый его проступок, настолько сильно побил его розгами, что остались рубцы на теле. После чего Аркадий, затаив злобу на Арсения, собирался ему жестоко отомстить за это. От смерти Арсения спасло лишь бегство в египетскую пустыню. Несомненно то, что Арсений наказал своего ученика из любви, но из любви лишенной смирения, ибо только гордая любовь, как сказали последующие Отцы, «обыкновенно деспотична и требовательна и может скорее замучить человека, сделавшегося ее жертвой» 356 . Такая «любовь» вызывает озлобление и желание мщения. Понимая это, Отцы давали такие советы наставникам: «За случающиеся проступки не слишком негодуй,.. не взыскивай строго,.. не часто обличай,.. не приказывай властительски,.. когда брат сопротивляется, удержи язык твой, чтобы отнюдь ничего не сказать с гневом,.. сжалься над ним, чтобы диавол, уязвив его раздражительностью, не пленил его и не умертвил злопамятностью,.. когда сердце твое укротиться, тогда можешь разумно и со смирением сердца, по апостольской заповеди, обличать, угрожать, увещевать ( 2Тим. 4:2 )» 357 . Уразумев это, преп. Арсений начал монашескую жизнь свою с упражнения в смирении. Прибыв в Скит, он выразил свое намерение проводить жизнь монашескую и был отведен к старцу исполненному Святаго Духа, который подвергнул его следующему испытанию. Когда они сели за трапезу, чтобы вкусить хлеба, старец не пригласил Арсения, но оставил его стоять. Он стоял, устремив глаза в землю и помышляя, что стоит в присутствии Бога пред Его ангелами. Когда начали употреблять пищу старец взял сухарь и кинул Арсению. Арсений, увидя это, объяснил поступок старца так: старец подобный Ангелу Божию познал, что я подобен псу, даже хуже пса и потому подал мне хлеб так, как подают псу: съем же я хлеб так, как едят его псы. После этого размышления Арсений встал на руки и на ноги и в этом положении подошел к сухарю, взял его устами, отнес в угол и там употребил. Старец, увидев великое смирение его, сказал пресвитерам: из него будет искусный инок 358 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vadim_Korzhevs...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010