Красноречивым подтверждением актуальности употребления топонима «Великая Россия» в это время могут служить записи Арсения Элассонского, сопровождавшего в 1588 г. Иеремию II в Москву и принимавшего вместе с ним непосредственное участие в учреждении Московского патриархата (его подпись присутствует на Уложенной грамоте 1589 г.). В черновых записках этого греческого церковного писателя, относящихся к 1592–1593 гг., говорится, что «в царствование благочестивейшего великого царя Федора Ивановича всея Великой России… был возведен в патриархи первый в Москве Великой России Святейший патриарх Иов, митрополитом бывший прежде в ней» (…πατριαρχεσατο πρτος ν Μοσχοβ τς μεγλης ωσας γιτατος πατριρχης β) . В этом же тексте Арсения говорится о том, что Иов воспринял благодать патриаршества от Константинопольского патриарха Иеремии и по избранию и испытанию архиереев, «находящихся в Великой России» (τν ν τ μεγλ ωσ παρντων). Возведение патриарха Иова проводилось, по словам Арсения, «в сослужении всех архиереев и архимандритов, и игуменов Великой Росии со Святейшим патриархом Константинопольским кир Иеремией». В другом отрывке из тех же записей Арсения сказано, что «сделавшись патриархом… патриарх кир Иов был первым, занявшим патриаршество Великой России» (Πατριαρχεοντος το... πατριρχου κρ β, πρτος τν πατριαρχεαν δεξμενος τς μεγλης ωσας). Следует также отметить, что обе части Руси времен учреждения Московского патриархата относились, по представлениям греческих церковных властей, к так называемым северным (гиперборейским) странам . Так, митрополит Дионисий Тырновский на обратном пути из Москвы в июне 1592 г. оказался во Львове и вместе с членами ставропигиального братства обращался к царю Федору Ивановичу с просьбой о милостыне. Он написал, что «отшедшу ми от Великия Россия преславнаго ти царства, по случаю прийдох во град Лвов» , а в грамоте к царице Ирине, говоря о том же, Дионисий высказался иначе: «Возвратившуся ми от северныя царственныя ти страны, приидох во град Лвов» . Здесь вполне ясно, что «северной царственной страной» однозначно названа «Великая Россия», но не совсем ясно, относит ли Дионисий к числу «северных стран» и «Малую Россию», в которую он прибыл. Ответ на этот вопрос представляется положительным: если Древняя Русь в сознании греков византийского периода всегда относилась, как известно, к «северным (гиперборейским) странам», то очевидно, что и ее две части, которыми была представлена Россия в XV–XVI вв., оставались такими же «северными». Это подтверждают и составленные в 1583 г. грамоты Константинопольского патриарха Иеремии II: Киевскому митрополиту Онисифору («Иеремия... сущему архиепископу северныя страны града Киева, кир Онисифору») и виленским православным жителям («Иеремия... всим православным хрестияном, страны северныя, наипаче же подвизающимся по благочестию, гражаном Вилни града») .

http://sedmitza.ru/lib/text/9975736/

Ежемесячно в Петербург посылались рапорты с донесением, что «известный арестант» содержится по инструкции и «ведет себя тихо». Действительно никаких резких выходок Арсения в последние годы его жизни не было. Он смирился пред всесильною рукою Божию. Он читал Св. писание, а на стене своей тюрьмы начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси». 26 февраля 1772 г. Арсений сильно заболел. Он потребовал к себе священника; пришедши, по разрешению коменданта, священник исповедовал умирающего и приобщил его. На третий, день, в 8 ч. утра, земные страдания Арсения прекратились. Со священника и всей команды взята подписка до конца жизни молчать о всем этом, под угрозою смертной казни. Так думали изгладить память о несчастном Ростовском митрополите. Трудно судить: было ли то, действительно, необыкновенное событие или лишь измышление народное, во всяком случае очень ярко рисующее отношение народа к опальному митрополиту, но вот что передают. Когда перед смертью Арсения пришел священник напутствовать его, он только что войдя в каземат, в страхе выбежал оттуда и сказал: «Вы мне говорили, что надо исповедовать и приобщать преступника, а передо мною стоит на коленях архипастырь в полном облачении». Тогда пристав вошел с священником в тюрьму. На койке лежал арестант и сказал духовнику: «Сын мой, перед тобою не митрополит, а недостойный раб Арсений, идущий отдать отчет Господу Богу в своей жизни. Виденное тобою чудо есть знамение Господне: это значит, что душа моя скоро отлетит от скорбного тела». Напутствовав страдальца, священник попросил у него благословения себе. Умирающий дал ему на память о себе молитвенник, на котором была надпись: «Смиренный митрополит Ростовский Арсений». Почти вся жизнь Арсения представляла нам непрерывную борьбу то с духовною и светскою властью, то с раскольниками и вольнодумцами, то с личными его врагами и гонителями. В его поступках обличается его твердый до упорства, прямой до упрямства характер, который не поддается власти и не уступает силе, когда действия их не согласны с его убеждениями и правилами. Его личных убеждений не поколебали ни царский гнев, ни восстание на него собратий, ни лишение святительского сана, ни истома в мрачной и душной тюрьме, ни розыски Шешковского, ни угрожавшая ему смертная казнь. Обрекши себя на жертву за право собственности духовенства, Арсений действовал не тайно, не ухищрено, но прямо, открыто, писал и говорил смело с самоотвержением, потому что смотрел на дело свое как на дело Божие, за которое стаять и жертвовать собою, вменял себе в священную обязанность!

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij-Sumaro...

Установив такой образ жития, Арсений Великий по большей части оставался безмолвен, когда кто-нибудь из братии или из мирян его посещали. Следующее происшествие покажет, как он поступал иногда с посетителями, как в мире о нём думали, и сколько уединение и безмолвие прославили его у Бога. Некоторый брат пришёл издалека в скит единственно для того, чтобы увидеть Арсения, и упросил одного из церковнослужителей, чтобы представил его к этому великому старцу. Когда они постучались у дверей его кельи, Арсений впустил их и сел безмолвно, потупив глаза в землю. Пришельцы также сидели и молчали. Прошло какое-то время, и ни один из трёх не отверз уст своих. Наконец церковнослужитель, отозвавшись недосугом, пошёл вон; странник, посовестившись остаться один с безмолвным Арсением, также поклонился ему и вышел. Сожалея, что решился на столь дальний путь и потерял столько времени, а не мог услышать ни одного слова от Арсения, странник попросил церковнослужителя проводить его к преподобному Моисею. Какая разность в принятии и обхождении! Моисей встретил их с радостью, упокоил, угостил; подавал им наставления, сам требовал от них совета и, явив всевозможную любовь, напутствовал их благословением. Идя дорогой, церковнослужитель сказал страннику: «Ты видел ныне обоих, Арсения и Моисея; скажи же, который из них показался тебе лучшим?» – «Без сомнения, тот, который принял нас с братской любовью», – отвечал странник. Этот разговор между ними услышал один старец и, восхотев узнать, безмолвие ли Арсения или собеседничество Моисея более угодно Богу, начал молиться и просить небесного откровения. Через некоторое время он узрел в видении два корабля, плавающие по реке; в одном из них был Арсений, и Дух Божий в глубоком безмолвии управлял кораблём; в другом находился Моисей, и Ангелы Божьи, управляя кораблем, в уста его влагали мёд. Это откровение старец объявил прочим мудрым старцам, и все они рассудили, что безмолвствующий Арсений совершеннее, нежели Моисей, всех приемлющий; ибо с Арсением Сам Бог, а с Моисеем Ангелы Божьи пребывают. Единочасное покаяние

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Далее началось служение Преосвященного Арсения в должности викария Петербургской епархии. На третий же день после Хиротонии, Митрополит Исидор особыми предложениями определил обязанности своего 1-го викария – Преосвященного Арсения, а именно, заведование низшими членами причта и церковными старостами сельских приходов Петербургской епархии, рассмотрение консисторских дел по 1-й экспедиции, заведывание Домом Призрения бедных духовного ведомства и при нем женским училищем, председательствование в историко-статистическом комитете по описанию Петербургской епархии и быть главным .наблюдателем за преподаванием Закона Божия в учебных заведениях г. Петербурга, военных и гражданских, мужских и женских. Под покровом великого и мудрого первосвятителя Русской Церкви мирно и плавно потекла служебная жизнь Преосвященного Арсения в Петербурге. 1 . Будучи сам сыном псаломщика, Епископ Арсений ласково относился к псаломщикам и внимательно выслушивал их нужды и рассматривал касающиеся их дела. Справедливость была первым условием его действий, и где возможно она растворялась милостью и снисхождением. Провинившихся псаломщиков Преосвященный Арсений обличал, увещевал и потом уже, если необходимость была, наказывал. Лиц, ищущих псаломщицких мест, он сам испытывал в чтении, пении, знании церковного устава, катехизиса и священной истории. Самое большее значение для псаломщицкой должности Преосвященный Арсений придавал правильному, громкому и раздельному чтению по-славянски и приятному пению. Лучшим он давал места, а малоподготовленным – отказывал и отсылал их для лучшей подготовки. 2 . Раз в неделю – в субботу, или понедельник, Его Преосвященству приносили дела из консистории. Еженедельно приносили из консистории от 25–50 журналов и протоколов. Из них обычные, неважные и не серьезные он утверждал своею властью, а важнейшие дела, рассмотрев докладывал Митрополиту. Раз в неделю по вторникам в 9 час. утра, Преосвященный Арсений являлся к Митрополиту с докладом дел по своей части. Мудрый – 85 летний старец Владыка в определенное время уже ожидал своего викария, в кабинете за письменным столом – в подрясничке. Если милостивый старец Архипастырь еще не окончил своего утреннего чая, каковой он кушал после ранней литургии, то и викария угостит чайком. При докладах Митрополит Исидор любил ясность и краткость. И как метко и мудро старец Архипастырь делал вопросы и замечания, относившиеся к докладываемым делам!.. По докладе каждого дела, он отлагал его в сторону; резолюции полагал после. Если у Митрополита в продолжение недели подготовлялось что-либо передать викарию, то он для памяти записывал это на бумажку, или отлагал подготовленные дела в сторонку стола. После доклада консисторских дел он уже сообщал викарию свое приготовленное. Доклады у Митрополита продолжались недолго, не любил старец многословия. О нем можно сказать, что у него было слово серебро, молчание золото, а время коротко и дорого.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Установив образ жития, Арсений Великий , по большей части, оставался безмолвен, когда кто-нибудь из братий или из мирян его посещали. Следующее происшествие покажет, как он поступал иногда с посетителями, как свет о нем думал, и сколько уединение и безмолвие прославили его у Бога. Некоторый брат пришел издалека в скит единственно для того, чтобы увидеть Арсения, и упросил одного из церковнослужителей, чтобы представил его к сему великому старцу. Когда они постучались у дверей его келии, Арсений впустил их и сел безмолвно, потупив голову в землю. Пришельцы также сидели и молчали. Прошло несколько времени, и ни один из трех не отверз уст своих. Наконец церковнослужитель, отозвавшись недосугом, вышел вон; странник, посовестившись оставаться один с безмолвным Арсением, поклонился ему и вышел. Сожалея, что решился на столь дальний путь и потерял столько времени, и не мог ни одного слова услышать от Арсения, странник попросил церковнослужителя проводить его к преподобному Моисею. Какая разность в принятии и в обхождении! Моисей встретил их с радостью, успокоил, угостил; подавал им наставления; сам требовал от них совета и, явив всевозможную любовь, напутствовал их благословением. Идучи дорогой, церковнослужитель сказать страннику: «ты видел ныне обоих Арсения и Моисея; скажи же, который из них показался тебе лучшим?» – «Без сомнения тот, который принял нас братскою любовью», – отвечал странник. Сей разговор между ними слышал один ветхий днями старец и, восхотев узнать, безмолвие ли Арсения, или собеседничество Моисеево более угодно Богу, стал молиться и просил небесного откровения. Чрез несколько времени, он узрел в видении два корабля, по реке плавающие: в одном из них был Арсений, и Дух Божий в глубоком безмолвии управлял кораблем; в другом находился Моисей, и Ангелы Божии, управляя кораблем, в уста его влагали медь. Сие откровение объявил прочим мудрым старцам, и все они рассудили, что безмолвствующий Арсений совершеннее, нежели Моисей, всех приемлющий; ибо с Арсением Сам Бог, а с Моисеем Ангелы Божии пребывают 19 . 1184. Как употреблять имущество, что бы оно послужило ко спасению души

http://azbyka.ru/otechnik/Evstratij_Golo...

Под руководством Даниила, одного из знаменитых старцев пустыни и ученика великого учителя пустынников св. Арсения, находились несколько лет Андроник и Афанасия 4 . Можно ли не остановиться, прежде всего, на том, что богатый капиталист и банкир богатого города Александрии, с женою, несколько лет находились под руководством монаха пустынника... Далее на том, что и сам пустынник этот был учеником Арсения, прозванного «отцом императоров». Арсений, учёнейший из людей своего века и вместе богатейший и роскошнейший в эстетической обстановке своей жизни, блестящей и, как чаша, переполненной всех любимых миром благ и отрад; Арсений, друг Императора Феодосия Великого и воспитатель двух Императоров, его сыновей, Аркадия и Онория, тайно удаляется в пустыню, ввергает себя там в самое безответнейшее послушание, в самую скуднейшую рабочую и «жесточайшую» жизнь. Делается одним из святейших, известнейших аскетов и учителей духовной философии; руководителем целых тысяч пустынников, святых и чудотворцев. Завещает по смерти, за «недостоинство», не хоронить его, подобно достойным, но, привязав верёвку к ноге, стащить труп в яму... И, однако же, в течение столь многих веков, несмотря на ожесточение, ярость и ложь неисчислимых врагов христианства, подвижничества и философии истинной, Божественной; несмотря на глумления и самодурства мудрецов и нашего времени, уничтоживших вечность, душу, и Самого Спасителя обративших в ловкого сектатора, а Апостолов в необразованных, подкупленных и увлечённых им пособников, – ни один голос не дерзнул ещё произнести, что Арсений пережил свою славу, или исступил из ума и впал в положение «невменяемости». А учение Арсения, усвоенное многочисленными последователями его, руководителями множества людей всякого звания и состояния, отличалось особенно глубиною безграничной веры, воздержанием, чистотой и смирением, доведёнными до строгости и простоты в мере, крайне доступной природе человека. Изложение его занимает целые книги; но достаточно нескольких слов, двух, трех примеров, чтобы уразуметь, как такие руководители могли, в учениках своих, подчинять наконец плоть духу, и кичение мудрствования мирского ума повинять указаниям премирной истины. Одному из желавших вступить в стезю побеждения страстей, которые, по его сознанию, точно поглощали наибольшую часть его мысленной и деятельной жизни в свете, о. Даниил, на вопрос, как поднять жизнь духа, что предпринять, самое полезное, для истинного укрепления, возвышения и оздоровления ума, не оставляя света, из которого по обстоятельствам выйти еще невозможно, отвечал просто: «с женщиною не садись никогда даже и за стол; когда много и сладко питают и нежат тело, душа тощает, и этого, по свойству ее, никаким искусством, никакою наукою изменить невозможно, как и того, что чем более тощает тело, тем быстрее укрепляется душа, тем более просветляется ум и возводится на высоту помыслов и разумений, недоступных никогда живущим более телом и для тела».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Дальнейшие академические и научные связи с греческой церковью ограничивались в XVI веке посылкой нескольких молодых русских людей в Константинополь для учения и подготовки в переводческой работе. Только тогда, когда боголюбцы были в тесном контакте с царем Алексеем Михайловичем, были сделаны новые попытки пригласить греческих ученых в Москву. Первые две такие попытки оказались крайне неудачными и привели только к компрометации греческого правоверия. В 1646 году такой, казалось, нужный для России ученый грек был уже найден в лице архимандрита Бенедикта, о котором говорили, что он доктор богословия одной из церквей Константинополя. Ртищев немедленно связался с Бенедиктом (который, не стесняясь, хвастался своими обширными познаниями) и хотел его представить Морозову с целью приглашения этого ученого грека на работу как переводчика или даже как профессора. В самую последнюю минуту Посольский приказ узнал, что Бенедикт не только беззастенчивый хвастун, подделавший свои бумаги, но и вор. Принимая это во внимание, этот греческий авантюрист, кандидат в профессора, был немедленно выслан 279 . Через три года новая попытка пригласить другого ученого грека даже обернулась крупным церковным скандалом, почти окончательно скомпрометировавшим греческое благочестие в глазах москвичей. Приехавший в 1649 году в Москву за финансовой поддержкой и по политическим делам иерусалимский патриарх Паисий привез с собой действительно очень ученого богослова и переводчика Арсения. Этот ученый-грек (Арсений), хотя и был греческого происхождения, но учился в Италии, где он и приобрел широкое общее и специально-богословское образование. Он отлично владел многими языками, и всем казалось, что он был отличным кандидатом в переводчики и педагоги. Московское правительство с благословения Паисия немедленно решило предложить Арсению службу. Окончив благополучно свои дела в Москве, Паисий уехал, оставив Арсения организовывать переводческое и школьное дело. Но 25 июля того же года, к великому ужасу москвичей, в Москву пришло письмо патриарха Паисия, в котором он писал с дороги, что рекомендованный им Арсений оказался религиозным авантюристом. Во время своих странствований этот ученый грек Арсений сначала перешел в католичество, потом в ислам , позже снова стал православным, а затем снова перешел в католичество 280 . В результате строгого допроса Арсения выяснилось, что ловкий грек действительно изменял вере: в Италии он был католиком, в Турции – мусульманином, в Польше – униатом... и три раза возвращался в православие 281 . Как авантюрист и еретик, Арсений немедленно был выслан в Соловки, откуда он вышел лишь в 1652 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej-Zenkovs...

“Не воображение должно руководить духом молитвы, — пишет м. Арсения в другом письме к Петру Александровичу, — а то, что составляет корень нашей жизни то, во-первых, что живет в нас, и, во-вторых, то, чем бы мы должны жить. Первое — сознание своей греховности и второе — заповеди Божии, написанные в нашем сердце данные нам Евангелием, явленные во Христе” 97 . “Монашество не больше как форма внешней жизни, — пишет матушка в других письмах, — и как оно ни хорошо, все же оно не должно быть крайней целию искания 98 Монашеская жизнь требует особенного призвания Божьего, особенной душевной потребности жить высшими идеалами . Без этого она даже смысла не имеет” 99 . Вот духовный, зрелый, глубочайший взгляд на монашество, взгляд мужемудренной души игумении Арсении. А вместе с тем отсюда же понятен и ее широкий взгляд на события современной ей эпохи, ее христианское понимание этих событий и отношения к ним инока. “В свободе от всего временного, — говорила матушка Арсения, вспоминая поучения своей старицы схимонахини Ардалионы, — душа присуща всему человеческому, но ничему не подчинена, живет жизнью всего мира, ничем не гнушается, ничего не уничижает, ничего не исключает из общей жизни как зло, как дурное, но сама ничем не связана, ни в чем не заключена она вышла в свободу из себя самой и заключилась в Боге вечном. И то, что в ней живет, и то, что все объемлет, это — Христос, Который стал полнотою ее сердца, Руководителем ее ума…” 100 . Таковы мысли и слова игумении Арсении, являющиеся почти пророческими для нашего последнего времени. Вряд ли слова эти были всем понятны в свое время и всеми приемлемы. В этом и особое, исключительное положение матушки игумении Арсении, чем-то близкое к положению епископа Игнатия Брянчанинова. По тонкости и чистоте своих взглядов на предметы веры и жизни духовной они не всегда были полностью поняты современным им, даже и христианским миром. Матушка Арсения скончалась в Сарове в начале нашего столетия, в июле 1905 г. Ах, как бы нужно было сейчас в нашей современности сердце, подобное сердцу этой богомудрой игумении, никогда не связывавшейся ничем внешним и видимым. Вечная, незабываемая память и благодарность этому великому сердцу 101 !

http://pravmir.ru/slovo-o-starchestve/

Премьер-министр Украины в последнее время демонстрирует авангардные подходы к разным аспектам жизни и, в частности, к трактовке понятий " европейские ценности " и " толерантность " . Так, выступая в Берлине, Арсений Яценюк поклялся " не допустить повторения событий 1945 года, когда Россия прошла по Украине и Германии " . «Я не позволю русским пройти по Украине и Германии, как это случилось во вторую мировую», - заявил премьер-министр Украины. Надо понимать, что особое возмущение черновицкого еврея Яценюка вызвал тот факт, что Советская Армия разгромила войска Гитлера и ликвидировала систему нацистских концлагерей, где цивилизованные немцы миллионами уничтожали людей, в том числе, и граждан еврейской национальности? Вот если бы в мае 1945 Сеня Яценюк во главе " сильнейшей в Европе украинской армии " вовремя подоспел на выручку войскам Третьего Рейха, то не состоялся бы и штурм Берлина Красной Армией, а войска Жукова и Рокоссовского с позором бежали бы аж до самой Москвы, спасаясь от железных дивизий Арсения Петровича. И сегодня благодарные народы Европы, в День 70-летия Победы, не униженно бы чествовали Сталина и Советского " солдата-оккупанта " , а прославляли бы великого Арсения-освободителя, и в его честь слагали бы оды и песТни. Вот что грибы волшебные делают с незаурядным человеком: превратили просто талантливого молодого политика Яценюка в гения всего человечества. То ли еще будет! Ярош грозит взорвать гранату на заседании Верховной Рады. Для куражу Не отстает от Арсения Петровича на поприще европейской демократии и лидер Правого Сектора, вместе с самим Правым Сектором. Дмитрий Ярош, избравшись народным депутатом, искренне озаботился проблемами укрепления украинского парламентаризма. Вождь «Правого сектора» не мудрствуя лукаво пригрозил взорвать гранату на заседании Верховной Рады. «Для меня пребывание там, тем более, в одном зале с откровенными врагами Украины - это дискомфорт. Убедил! У меня есть граната, я её брошу в крайнем случае. Серьёзно, с собой ношу. Охрана спрашивает, есть ли у меня с собой оружие, а я отвечаю, что нет и прохожу», - заявил лидер украинских праворадикалов.

http://ruskline.ru/opp/2015/01/13/oni_sr...

Он был сын православного греческого священника, пятнадцати лет он попал в коллегию Григория XIII-ro. В Риме, по его словам, он пробыл пять лет в этой коллегии, изучил здесь важнейших древнегреческих авторов, и семь вселенских соборов; после пяти лет пре- —528— бывания в коллегии начиналось изучение VIII-ro и IX-ro вселенских соборов, т.е. игнатианского собора 869 года, происходившего в Константинополе под руководством папских легатов и вероятно собора Флорентийского. По словам Арсения, при этом требовалась клятва от воспитанников в соблюдении римской веры, а кто не давал такой клятвы, того лишали права продолжать учение и изгоняли из училища. На допросе Арсения затронут был вопрос: у кого и как причащаются воспитанники в коллегии – по греческому или латинскому обряду? Арсений утверждал, что при коллегии находится православный митрополит с пятью монахами, от этого митрополита воспитанники и он, Арсений, и принимали причащение. Но это показание Арсения допросчики, русские бояре, признали несправедливым, утверждая, что в коллегии причащаются воспитанники не у православного архиерея, а униата. – Вот те сведения, какие мы имеем о греческой коллегии Григория XIII. 2102 Для восполнения наших необильных сведений о греческой коллегии сообщим некоторые известия об особом учреждении в ней, имевшем целью утверждать и развивать дух религиозности и благочестия в ее воспитанниках. В 1563 году в т.н. римской коллегии, т.е. в римской академии, между ее питомцами появляется т.н. Мариинская конгрегация, т.е. конгрегация в честь Богоматери. Через два года к этой конгрегации присоединяется германская коллегия, а по ее примеру та же конгрегация находит для себя членов и в других «национальных» коллегиях Рима, а в числе их и в греческой. Мариинская конгрегация имела свободный характер, а потому члены разных коллегий без всякого труда составляли из себя отдельные братства, причисляя себя к вышеуказанной конгрегации. По обыкновению, наибольше сведений о положении дел Мариинской конгрегации мы имеем, когда изучаем германскую коллегию.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010