Никогда еще христиане не принимали с такой готовностью басни и мифы, даже не пытаясь сообразовать их с основами веры. Это уже не гностические системы, воевавшие с Церковью в III столетии в Риме, не соблазны " глубин сатанинских " - тайных учений для посвященных, разрушавших ее изнутри в начале XV в России. Нет. Это откровенная чепуха, не принимаемая всерьез. Но от этого не менее страшная: чепуху принимают не всерьез не потому, что не хотят принять глубже, а потому, что вообще ничего принять всерьез не в состоянии. Люди стали несерьезны. Они ни за какие принципы не держатся, ни на каких убеждениях не стоят. Не желают мыслить, хотя отлично соображают. Равнодушные ко всему, кроме животных страхов и опасений, предавшие забвению догматы, утратившие самообладание, верующие обращаются к басням не из-за их убедительности, а потому что вера в басню избавляет от веры в Крест. Довольные этой " легкой верой " , они в конце времен станут силой, определяющей лицо церковной эпохи. " Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням " (2 Тим. 4:3-4) Вы не правы, - возразят нам. Сколько верующих готовы на все, только бы не принимать ИНН или " социальную карту москвича " ! Где же тут теплохладность и равнодушие? Равнодушие к Богу, но не к своей персоне. Ни на чем не стоят, кроме детского страха " быть сосчитанными " и детской жажды фантастики. И не утруждают себя ни рассуждением, ни поучением в законе Господнем. Иначе, как могли бы наполнить Церковь предупреждения " старцев " : " это не техническая необходимость, а мистическое кодирование нас - овец Христовых " (Обращение к Архипастырям и Пастырям... убогого иеросхимонаха Рафаила//Русский вестник. N 7, 2001)? Это сущая ересь. Закодировать овец Христовых невозможно. Закодировать - значит незаметно подчинить человека противной ему власти, сглазить, тайно похитить душу. " Никто не похитит их из руки Моей. Отец Мой, который дал мне их больше всех; и никто не может похитить их из руки Отца Моего " , - обещал нам Господь наш.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2005/0...

Но во первых, они говорят таким образом вопреки Апостолу, который свидетельствует о сем так: иже во днех плоти своея, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан был от благоговеинства ( Евр.5:7 ), след. говорят ложь; во вторых, вопреки самому Иисусу Христу, Который знал о приближающихся страданиях своих и неоднократно предсказывал об них ученикам своим, и однако ж не бежал от них, хотя бы легко мог избежать их не только как Бог, но и как человек, и даже в ту минуту, когда приближался к Нему предатель с воинами для взятия Его, Он сам вышел к нему на встречу, сам объявил о Себе и даже вызывал Его на исполнение преднамеренного: Друже, говорил Он ему, твори, на неже пришел еси. Далее, когда воины при гласе Его от страха попадали, Он не воспользовался их оцепенением, но оставался при них, доколе они ободрились; когда же один из бывших с Ним, простерши руку, извлек меч свой, ударил им раба Первосвященникова и отсек у него ухо, тогда Иисус сказал ему: вложи меч твой в ножны его. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, так что Он пошлет мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудется сказанное в Писаниях, что сему быть должно? След. молоканы говорят нечестиво. Притом же, говоря таким образом, за кого они принимают Иисуса? Они ответят вам: за Бога. Но что это за Бог, который сам себя не мог избавить от смерти, хотя, по их словам, хотел и просил о том? Нет, это жалкий невольник. И не смотря на то сии люди называют себя истинно верующими во Христа. Бедные, бедные! Не видят они, что с своими безрассудными толкованиями давно уже глубоко пали в бездну нечестия. Веровать как в Бога, в Того, Который невольно страдал и умер, значит оскорблять Бога и веру. Все таки, скажут быть может, многие и из вас, Иисус Христос молился, чтобы чаша страданий прошла мимо Его, но однакож Он страдал. Правда, молился, и вы слышали от Апостола, что Он услышан был от благоговеинства. Вполне ли выразумели вы смысл Его молитвы? Если Апостол говорит, что сия молитва Его была услышана, то надобно, чтобы она была и исполнена, но вы находите ее неисполненною, как же это так? После сего должно допустить одно из двух: или Апостол сказал не правду, или вы; но первого не осмелятся сказать сами молоканы: ибо Апостол говорил Духом Святым, Духом истины, наставляющим на всяку истину, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но почему мы особенно и более всего должны просить Бога и в Церкви и дома о мире? Потому что он есть начало всякого блага и верный руководитель к нашему спасению. По сей причине и Христос повелел Апостолам при входе в домы неверных возвещать мир, как некое знамение благих. Входяще же в домы, научал Он их, глаголите: мир вам; ибо где нет мира, там все излишне и бесполезно. По сей также причине Он, разлучаясь с учениками своими, сказал им: мир оставляю вам, мир мои даю вам: ибо мир есть напутствие для тех, которые имели обтещи красными ногами своими всю вселенную. Мир есть такое благо, что творцы оного именуются сынами Божиими и совершенно справедливо: потому что и Сын Божий для того и пришел на землю, чтобы примирить небесная с земными, Бога с человеком и человека с самим собою. Если же миротворцы суть сыны Божии, то творцы распрей что иное суть, как не сыны диавола? Они терзают тело Христово более, нежели воины, раздроблявшие его копием или Иудеи, прободавшие гвоздьми. То зло было гораздо меньше настоящего. Ибо члены тела Христова, раздробленные воинами и Иудеями, вскоре паки совокупились, а эти члены, самовольно отторгнувшись от тела, если здесь не совокупятся, то не совокупятся никогда и во веки останутся вне исполнения Христова. Посему когда ты намереваешься вооружиться против брата своего, то помысли, что ты вооружаешься против членов Христовых и удержись от гнева и ярости твоей. Не говори, что брат твой человек ничтожный и недостойный никакого сожаленья. Вспомни, что сказал Господь о самом последнем Христианине, а брат твой Христианин. Тако несть воля пред Отцем моим, иже на небесех, да погибнешь един от малых сих. И в другом месте: Ангели их видят лице Отца моего, иже на небесех. Бог для него соделался рабом и предал себя на смерть, а ты почитаешь его ничтожным. Итак, ты вооружаешься не против брата ничтожного, но против Бога, великого, приявшего брата твоего под свой всесильный покров. Надеешься ли победить и Бога? Но не позабудь злополучную судьбу Фараона, глаголавшего: и кто есть Бог, егоже послушаю? и в след за сим со всевоинством погрязшего в мори чермном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 12–20 ). Одно с другим соединено необходимо, Если воскрес Христос, то воскреснем и мы. Если глава жива, то могут ли оставаться мертвыми члены ея? Христос есть глава наша, а мы Его члены. Если смерть, при всем мнимом могуществе своем, не могла, по свидетельству апостола Петра, и умершей главы удержать во узах своих ( Деян. 2:24 ): то может ли она удержать в тех же узах члены сей главы – тогда, как глава оная живет и действует? Ей глаголю вам: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ). В Нем живот наш сокровен с Богом ( Кол. 3:3 ). Как все было Им создано, так все Им же будет воссоздано. Он Сам говорит о Себе: Аз есмь воскресение и живот: веруяй в Мя аще и умрет, оживет, и далее: всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Иоан. 11, 25–26 ). Итак все умирающие в вере и уповании на Господа, не во веки умирают, не погибают невозвратно, но только на время сокрываются с зрелища мира сего, дабы воскреснуть некогда и явиться с обновленными силами существа своего на зрелище другого наилучшего мира. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые, и в каком теле выдут? Не дерзаю проникать в будущие судьбы и определения Божии и не отваживаюсь разрешать сего важного вопроса, но всякого вопрошающего, дабы не оставить его и в сем отношении в каком-либо недоумении, призываю выслушать на сие ответ св. апостола Павла. Безрассудный! говорит он, то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, востает в нетлении; сеется в уничижении, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:36, 38. 42. 44. 53 ), так чтобы уничиженное тело наше было сообразно славному телу Христову ( Фил. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Об Нём, наконец, проповедано апостолом, что Бог, за приятие смерти, славою и честию венчал Его ( Евр.2:9 ) и вся покори под нозе Его ( 1Кор.15:27 ); что превознесе Его и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних, а всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). После сего неудивительно, что, при первом появлении Его в мip сей во плоти человеческой, всё, что было на земле великого и славного, поколебалось и смутилось и целым совокупным сонмом восстало и устремилось на Него, и среди этой тревожной и мятежной толпы первые отложились от Него и с особенным ожесточением отвергли Его те, которые и сами себя называли сынами Божиими и от Бога за таковых были признаваемы, и которые, след., были Ему свои по преимуществу: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Вот почему Господь у пророка, сказав выше о смиренном послушании и покорности Ему язычников, людей дотоле Ему неведомых и как бы совершенно чуждых и далёких от Него, но теперь чрез это послушание внезапно сблизившихся и сроднившихся с Ним, в противоположность сему и в упрёк Иудеям, говорит далее, называя их сынами чуждыми: сынове же чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих ( Пс.17:46 ). Они и теперь ещё сыны Его, но сыны уже чуждые, потому что сами себя отчуждили от Него своим ожесточенным неверием и упорным сопротивлением Ему; Они солгали Ему, потому что не устояли в завете своём с Ним, клялися Ему в верности и оказались вероломными; обещали Ему послушание и явились непокорными и строптивыми; хотели ходить право путём закона Господня, но уклонились от стезь своих, одни на ту, а другие на другую сторону, и таким образом: охромели на обе плесне свои. О, как верно и резко изобразил дух и характер сего народа христоненавистного древний ревнитель славы Божией – св. пророк Илия, когда, собрав всего Израиля на гору Кармильскую, воззвал к нему: доколе храмлете на обе плесне ваши? Аще есть Господь Бог, идите в след Его, аще же Ваал есть, то идите за ним ( 3Цар.18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Однако не все подобные выходки Иеремии предвещали беду. Когда войско вавилонян уже осаждало Иерусалим, Господь велел Иеремии купить поле, расположенное рядом с городом. Насколько безумным казался этот поступок, можно понять, если представить себе, как москвич покупает в ноябре 1941 года дачный участок где-нибудь под Можайском. Какая дача, какой участок, когда враг захватил эту землю и вот-вот ворвется в город? Все рушится! Но этой покупкой пророк ясно показывал жителям города: жизнь не кончается, все вернется. Люди снова будут вспахивать поля и сажать виноградники, они соберут следующий урожай сами, потому что эта земля останется за ними. Надежда пророка – Новый Завет Иеремии довелось увидеть самое страшное – свершение своих пророчеств. В начале VI века до н. э. после изнурительной осады Иерусалим и Храм были разрушены, многие люди были убиты, а оставшиеся в живых – уведены в плен в Вавилонию. Это означало не просто военное поражение, но крах всей истории Израиля. Ветхий Завет, то есть договор, заключенный между Богом и избранным Им народом, не состоялся, народ пришел к катастрофе. Бог наказал Свой народ за непокорство. Точка? Вовсе нет! Пророческие книги полны обличений, но есть в них и надежда. Прежний Завет, то есть договор, показал избранному народу, что есть праведность и что есть грех, но сам по себе он еще не изменил человеческих сердец. Для этого требовалось что-то новое, неслыханное… Иеремия предчувствовал это, как и другие пророки. Но только он, один из всех, назвал эту новую надежду Новым Заветом. Он сказал: «Настанут дни, – говорит Господь, – когда Я заключу с потомками Израиля и Иуды новый завет – не такой, как Я заключил с их отцами, когда взял их за руку и вывел их из Египта. Тот завет они нарушили, хотя Я был их Владыкой, – говорит Господь, – иной завет заключу Я тогда с потомками Израиля, – говорит Господь. – Я вложу закон Мой им в сердце, Я буду их Богом, они будут Моим народом!» Когда через шесть с лишним столетий в небольшой комнате в Иерусалиме Учитель разделил хлеб и вино с двенадцатью учениками и сказал им, что так заключается Новый Завет между Богом и человеком, они уже знали, что это должно произойти, потому что именно об этом пророчествовал Иеремия, именно в эту тихую пристань надеялся он привести свой народ в годину бедствий.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

Отец Георгий: А после того прочтения Библии сразу ли вы пришли к Церкви и крестились, или были какие-то еще хождения? Сергей Бедненко: Конечно, отец Георгий, не сразу. Руководствуясь распространенной светской логикой, я подумал: «Христианство я возьму потом. Оно близко. Никуда не денется». Как Большой театр в Москве. Москвичи ходят туда редко, полагая: «Когда надо будет — всегда выберусь». Так и я думал. И я в своих поисках прошел через все, наверное… Через католицизм я прошел, через ислам, через индуизм, через секту Виссариона — я был два года в этой секте. Так что это был очень небыстрый путь. И я понял для себя, чем качественно Православие отличается от других религий. Как апостол Павел говорит: Проповедь моя не в убедительных словах человеческой мудрости, а в явлении Духа и силы, ибо мы приняли не духа мира, а Духа от Бога… Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием… Мы же имеем ум Христов ( 1Кор. 2:4,12,14,16 ). И я понял, почему люди чаще всего заблуждаются и не сразу приходят к Богу. Потому что они живут своим душевным началом, а не духовным. Духовное начало формируется долго, и человек к этому приходит не сразу. А наш ум поражен какой-то темной силой, нашими грехами. Мне кажется, Серафим Саровский об этом говорил: «Люди думают, что они живут одной своей волей. Но это не так. В человеке одновременно присутствует воля Божественная, чтобы спасти его в вечности, сатанинская, чтобы его навеки погубить, и третья, собственно человеческая воля, которая по нашим грехам чаще всего ближе к сатанинской, чем к Божественной. Поэтому весь путь человека и состоит в том, чтобы отказаться от сатанинской и всеми силами устремлять себя к Божественной воле». Это учение в Православной Церкви существует издревле, его еще в четвертом веке выразил святой Антоний Великий . И когда я нашел эти слова, для меня стало ясным, почему именно в Православии сохраняется этот дух Христов . Потому что мы опираемся на другую реальность. На ту реальность, которую сначала в себе надо выработать. Как преподобный Серафим говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». А без этого спасение не то что других, но и твое невозможно. Любые гуру, учителя, секты, другие религии — они не имеют Христа, поэтому не имеют этого духа.

http://azbyka.ru/way/rasskaz-byvshego-at...

Пилат сказал Ему: что есть истина? И, сказав это, опять вышел к Иудеям » (Ин 18: 37–38). Что здесь за ситуация? Христос говорит, что пришёл, для того чтобы свидетельствовать об истине. Пилат был человеком образованным, читавшим греческих философов, и, естественно, он прекрасно понимал, что, если рассматривать этот вопрос на философском уровне, то о какой истине вообще может идти речь? Истин много! С точки зрения прокуратора, слова Христа наивны, и он задаёт иронический вопрос: что есть истина? Дело, однако, в том, что истина – это Бог, а Бог сейчас находится перед ним. Пилат ответа, конечно, не получает, потому что ответ – это Сам Христос… Так в Евангелии. А что мы видим в псевдоевангельских главах? «Истина, прежде всего в том, что у тебя болит голова ». Ну, вот мы и сподобились узнать, что такое истина… Каково общее впечатление от такой «истины»? Очевидно, самое жалкое. Да, Иешуа – человек по-своему замечательный, но говорит он, в общем-то, глупости. Например, что все люди добрые. А Христос когда-нибудь говорил, что все люди добрые?! Разумеется, ничего подобного. Учение Иешуа отчасти напоминает теории Руссо (человек рождается идеальным, замечательным, но потом портит его цивилизация), но дело не в этом. Пилат совершенно резонно спрашивает у Иешуа: «А вот, например, кентурион Марк, его прозвали Крысобоем, он добрый?» Иешуа вынужден говорить: «Да , он, правда, несчастливый человек». Но по тексту романа мы видим, что Иешуа неправ. И если уж говорить о том, кто более других прав на страницах романа, то получается, что это скорее Воланд… Можно, например, вспомнить знаменитые слова Воланда о москвичах. Скорее уж, если мы остаёмся в рамках текста романа «Мастер и Маргарита», ближе к правде именно Воланд, тогда как наивный и глуповатый Иешуа – фигура сомнительная. А вот слова Иешуа, обращённые к Пилату: «А ты бы меня отпустил, игемон , я вижу, что меня хотят убить». Итак, герой боится быть убитым. Сравним это с евангельским текстом: «С того времени Иисус начал открывать ученикам Своим, что Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин и первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть. И, отозвав Его, Пётр начал прекословить Ему: будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! Он же, обратившись, сказал Петру: отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое» (Мф 16: 21–23).

http://pravmir.ru/krov-barona-v-mastere-...

Подобным образом и пророк Захария убеждал возвратившихся из плена Иудеев: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите во вратех ваших ( Зах.8:16 ). Такой же смысл заключает в себе и наставление Приточника: не насильствуй нищаго, говорит он, и не досаждай немощному во вратех, Господь бо имать судити его суд ( Притч.22:22 ), след., городские ворота в древности были сборным публичным местом, куда во всякое время в великом множестве стекался народ искать себе суда и расправы, где обыкновенно объявляемы были во всенародное известие все распоряжения правительства и все учреждения, относящиеся к благоустройству общества, и где, наконец, можно было также слышать всякаго рода новости. Это-то место избирает пророк для возвещения достохвальных дел Божиих, т. е. не наедине только, но и среди всего сонма сынов Израилевых хочет хвалить и прославлять Бога за Его благодеяния. Такого рода действия у пророкоцарственного Давида не раз встречаются. В одно время, поражённый чувством великих и неисчетных благодеяний Божиих, он в недоумении вопрошал самого себя: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? И потом, нашедши ответ в своём сердце, одушевлённом Духом Божиим, он с радостию сказал между прочим: вот что я сделаю: пожру жертву хвалы и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме ( Пс.115:10 ). И так хвалы и молитвы, публично, с сокрушённым и смиренным сердцем совершаемые, пророк почитает достойным воздаянием за благодеяния Божия и, в частности, за избавление от бедствий, и таким образом он думает не сам по себе, не по своему только разумению, хотя и его собственное разумение, как мужа по сердцу Божию от юности своей, как человека, поучавшегося в законе Господни день и ночь и ходившего в заповедях и оправданиях Его беспорочно, для нас было бы очень важно, и имело бы всю силу убеждения; но он думает и говорит таким образом на основании бывшего ему особого откровения, в котором Бог вещал ему: призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010