Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/154005.html

В этот день в храме молились митрополит Тамасосский и Оринийский Исаия, члены делегации монашествующих Русской Православной Церкви из России, Украины, Белоруссии, Молдавии и других стран, прибывшие в Республику Кипр для участия в международной конференции «Монашество России и Кипра: духовно-культурные связи». Церковные песнопения исполнил квартет студентов Московской духовной академии и семинарии , сопровождающий делегацию. По окончании богослужения митрополит Святогорский Арсений поздравил главу Тамасосской и Оринийской митрополии, клириков, прихожан и паломников храма с престольным праздником и от лица делегации монашествующих Русской Православной Церкви поблагодарил владыку Исаию за гостеприимство и братскую любовь, проявленную к участникам конференции. В память о встрече монашествующих владыка Арсений преподнес главе митрополии икону Пресвятой Троицы. В ответном слове митрополит Исаия подчеркнул, что для клириков и прихожан храма апостола Андрея является большой честью в день престольного праздника принять участие в архиерейском богослужении, которое возглавили архипастыри Русской Православной Церкви. Глава Тамасосской и Оринийской митрополии также обратился к митрополиту Арсению с просьбой передать сыновнее приветствие Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу и Предстоятелю Украинской Православной Церкви Блаженнейшему митрополиту Онуфрию и слова поддержки канонической Церкви на Украине. Митрополит Исаия выразил удовлетворение плодотворной работой монашеской конференции, в ходе которой участники показали всему миру, что братское общение Церквей продолжается и будет продолжаться. Затем члены делегации направились в аэропорт г. Ларнаки, чтобы вернуться в столицу России. Международная монашеская конференция на Кипре проходила во второй раз — первый международный форум монашествующих в Республике Кипр состоялся в ноябре 2018 года. Организаторами конференции стали Синодальный отдел по монастырям и монашеству , царский ставропигиальный мужской монастырь Киккской иконы Божией Матери (Кипрская Православная Церковь) при поддержке Фонда святителя Василия Великого.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5540883...

И потомпоклонихся архиепископу и благословение испросих, о еже бы повелел взятии ми причудную Богородицыну икону, архиепископ же благословил мя и повелел взятии ми. – Аз же, аще не и достоин сый, но обаче со страхом и радостию прикоснухся чудотворному образу и взях с древца, иже бы поткнено на том месте, идеж и в земли бе святая та и чудная икона. И по повелению архиепископа, с прочими святыми иконами и честными кресты идох с иконою в близ сущую ту церковь святаго Николы, иж зовется Тульский» (Москвитянин, 1850 г. 21, отд. III, стр. 7–8, прим.). 16 Арсений, архиепископ елассонский (д.см. 1626 г.) некоторое время был прикомандирован к архангельскому Московскому собору для служения царских панихид, а потом занимал последовательно кафедры тверскую и кашинскую и суздальскую и тарусскую (См. нашу книгу: «Архиепископ елассонский Арсений и мемуары его из русской истории по рукописи трапезунтсого Сумелийского монастыря. Киев. 1899, стр. 31–50). Рассказ о явлении пр. Сергия Радонежского арх. Арсению, записанный со слов ближайших людей к этому архиепископу см. там же, стр. 160–162; 169–172. 18 Авр. Палицын. Сказаниео осадеТроицкаго Сергиева монастыпя от Поляков и Литвы и о бывших потом в России мятежах. М. 1822, изд. 2, стр. 282–283. Труды Киевск. дух. Акад. T.I. 1905 г. 20 Авр. Палицын. Сказание о осаде Троицкаго Сергиева монастыря от Поляков и Литвы, стр. 284–287. 26 В памятниках XVII столетия положение этого собора определяется так: «у Земскаго двора (приказу) на площади (Выходы царей Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича. М. 1844, стр. 414). 30 Выходы царей и великих князей Михаила Феодоровича, Алексия Михаиловича и Феодора Алексеевича. М. 1844, стр. 141. 43 Чудотворн. Казан. Икона Божуй Матери, находящаяся в С.-Петербургском соборе. СПБ. 1896, изд. 5, стр. 17–21. 44 Факт непонятной путаницы в понимании исторической судьбы оригинала или явленной иконы Казансой Божией Матери и чудотворных копий с нея в Москве и Петербурге можно видеть в брошюре «Чудотворная Казанская икона Божией Матери, находящаяся в С.-Петербургском Казанском соборе». СПБ. 1896, изд.5. 45 Прав. Собеседн. 1850 г., ч. III, стр. 401; 1904 Июль-Август, стр. 260–282. Русск. Паломн. 1904, 47, стр. 810–812. Читать далее Источник: Дмитриевский А.А. В честь какой иконы Казанской Божией Матери установлен праздник 22 октября.//Труды Киевской духовной академии. 1905. 1-2. С. 188-219. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Далее Святейший Владыка обратился со словом к митрополиту Арсению: «20 июля 1990 года Вы были назначены викарием Московской епархии , и получилось так, что именно в 29-ю годовщину этого события мы вместе с Вами молились в кафедральном соборе города Москвы за благополучное служение Ваше в Липецкой митрополии ». «Сегодня это не последнее наше с Вами сослужение — надеюсь, что еще много-много раз мы вместе с Вами будем служить у Престола Божия, в том числе в Первопрестольном граде, — отметил Святейший Патриарх. — Вы оказывали мне большую поддержку, особенно в первые годы моего Патриаршего служения, да и на протяжении всех этих десяти лет, потому что прекрасно знаете клир города Москвы и не раз помогали мне принимать нужные решения, в том числе кадрового характера. Ваше знание клира, знание людей, знание жизненных обстоятельств помогали мне до самого последнего момента достойным образом осуществлять свое служение». «Хотел бы еще раз сердечно поблагодарить Вас за Ваши труды, за Вашу преданность делу Божиему, за Вашу любовь к граду Москве и к московскому клиру, за Вашу объективность в оценках происходившего в жизни церковной Москвы, что, как я уже отметил, очень помогало Патриарху как правящему архиерею Москвы в принятии необходимых решений. И хотел бы от всего сердца пожелать Вам помощи Божией в предстоящем служении, мира душевного, здравия телесного, поддержки духовенства Липецкой епархии и всего народа Божиего. Пусть Ваше пребывание на Липецкой кафедре будет столь же успешным, сколь было Ваше служение в качестве первого викария в Первопрестольном граде. Храни Вас Господь, дорогой владыка, и пусть Царица Небесная покровом Своим ограждает Вас от всякого зла и укрепляет в достойном несении архипастырского служения на Липецкой земле», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. «Спасибо Вам, досточтимый Святейший Владыка, за слова напутствия, — сказал в ответном слове митрополит Арсений, испрашивая Первосвятительского благословения на труды в Липецкой митрополии. — Мне очень дороги Москва и москвичи. У нас бывали дни радостные и дни печальные, и я благодарен всем, кто меня поддерживал. Жизнь есть жизнь, в моем служении предстоят новые вехи, и я не знаю, смогу ли оправдать доверие Вашего Святейшества, но жизнь свою положу на алтарь Церкви и Отечества».

http://patriarchia.ru/db/text/5474893.ht...

10 и 22 октября Для Москвы октябрь – месяц исторических воспоминаний по преимуществу. В октябре она пережила много светлых, но еще больше тяжелых дней. В этих случаях москвичи, верные заветам старины, всегда широко пользовались теми средствами утешения, которые предлагала им православная Церковь . Совершая всенародные моления, они старались и для потомков своих увековечить память великих событий своей жизни и завершали крестные ходы построением обетных храмов-памятников. Их храмы стоят и теперь, их крестные ходы совершаются неопустительно из года в год, – вот почему так любопытна история их возникновения, в некоторых случаях, к сожалению, почти всеми забытая. 1612 год отмечен лихолетьем в истории Москвы. Католический Запад, в лице поляков, хотел не только полонить, но и духовно поработить давно ненавистную ему православную Москву, и Москва пережила страшные измены, убийства, грабеж, разрушение и дикое попрание своих заветных святынь. Тогда отважно поднялись русские люди на защиту поруганного православия, и горячие молитвы их даровали им славный успех. В рядах князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, осаждавшего засевших в Москве поляков, находилась новоявленная (1571 года) чудотворная икона Казанской Божией Матери. С наступлением холодного времени, ее взяли обратно в Казан. Когда, на обратном пути, она была принесена в Ярославль, ее встретило здесь знаменитое нижегородское ополчение, с Минином и князем Пожарским во главе. Князь Дмитрий Михайлович, услышав о глубокой вере московских воинов в чудотворную икону и о том, что ее «прибытием» взят был у неприятелей Новодевичий монастырь, велел немедля снять для Казани копию, а самую икону взял с собой под Москву. Собравшись здесь, воеводы прежде всего решили молить Бога и Его Пречистую Матерь и для этого установили по всему русскому войску трехдневный пост: «Всею ратью начаша плакати и пети молебны, чтобы московское государство Бог избавил от погибели». Между прочим, тогда же был дан обет поставить храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. И молитвы их были услышаны. Преподобный Сергий явился в сонном видении пленному архиепископу Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богоматери и великих чудотворцев московских Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов н возвратит первопрестольный град российский православным. Ободренные известием об этом чудесном видении, воины с новою силой приступили к Москве. Шаг за шагом отбивали они у неприятеля различные ее части и, наконец, 22-го октября приступом взяли Китай-город. Стесненные отовсюду поляки сдались и без боя оставили Кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

После литургии предложена была посвятившим меня архиереям малая закуска, а обеда не было, потому что в три часа надлежало идти в церковь к вечерне накануне великого поста. 17, Середа. Я служил преждеосвященную обедню в Казанском соборе и после обедни отправился на Васильевский остров к своему митрополиту Арсению, жившему там подле Благовещенской церкви. Он был дома и принял меня с распростертыми объятиями. После взаимного святого лобзания я искренно выразил ему глубочайшую благодарность мою за избрание меня в содейственники по управлению киевской епархией, и примолвить: Владыко Святый! В костромской семинарии, когда вы еще были Феодор Павлыч Москвин, я учился у вас греческому языку, которого знание весьма пригодилось мне на Востоке; а в 1825 году, когда вы были уже иеромонахом и бакалавром петербургской академии, не без вашего содействия я принял был студентом в эту академию. Потом? Потом долго, долго надлежало мне обогревать православный Восток. Кончено это дело мое, и вот я опять к вам же поступаю для священнослужения. Вы сила, привлекшая к себе меня юного и устаревшего. Смекаю все это, вижу во всем этом волю Божию, действовавшую на меня через вас, и скажу вам чистосердечно; что я готов послужить делу под вашим священноначалием, послужить верой и правдой, без малейшего разъединения с вами. Основательны мои мнения? Утверждайте их. Не осмотрительны? Не утверждайте. Я вам послушник. у которого самолюбие удерживается разумом в должных пределах. Митрополит, выслушав эти слова мои, сказал мне: я надеюсь на ваше благоразумие, на вашу преданность мне и на вашу опытность. Оба мы мирно пойдем по одному поприщу. А знаете ли, почему я, между прочим, избрал вас в содейственники? Извольте выслушать это. Вы – язычник. (Я улыбаюсь и он улыбается). Итак, будете писать письма от моего имени, кому придется писать по-гречески и по-французски. Я приобрел себе грека и французика. – Точно так. Я грек, но не лукавый человек, я и французик, но не подбитый ветерком. По возвращении восвояси я получил письмо от княжны Львовой. Она поздравила меня с получением нового сана уведомила, что великая княгиня Елена Павловна прочла мою речь с величайшим удовольствием, и по поручению ее высочества спросила меня: могу ли я еще раз принять ее на дух? В случай согласия моего государыня говела бы на первой неделе и могла бы обратиться к своему духовному отцу, которого удаление очень огорчает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

С. 270). Из Ситки на пароходе П. отправился в Калифорнию, 3 дек. 1870 г. прибыл в С.-Петербург, 9 дек. выехал, а 1 янв. 1871 г. прибыл в Красноярск. Своей главной задачей П. считал духовное просвещение: 14 февр. 1871 г. в Красноярске он открыл Енисейское отд-ние Православного миссионерского об-ва. За недолгое время совершил неск. поездок по Енисейской епархии (в мае-июле 1871, в июле 1872, в февр. и марте 1873; был на родине, в с. Усть-Питском), обращал особое внимание на комплектование б-к, работу с документацией, качество образования в учебных заведениях и уровень знаний, приложил усилия к созданию красноярского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря , который был основан в 1879 г. уже его преемником еп. Антонием (Николаевским; 1889). По инициативе П. ученик Красноярского ДУ В. В. Плотников (впосл. епископ Борис ) был направлен в Томскую ДС. По свидетельству современников, у П. не сложились отношения с благочинным красноярских церквей авторитетным прот. В. Д. Касьяновым (1817-1897), к-рый писал о «трудности епархиальных дел» влиятельным лицам, в частности митр. Киевскому и Галицкому Арсению (Москвину) , что стало возможной причиной перевода епископа на другую кафедру. При этом предшественник П. на Енисейской кафедре еп. Никодим (Казанцев) писал о нем Касьянову: «Тихий, добрый, ищущий правды архиерей. Мирские воды и расчет, кажется, удалены от него. Он не грозит Енисейской епархии. Полагаю, что доступен будет всякому» (см. подробнее: Малашин. 2011. С. 140-141). 31 марта 1873 г. П. назначен епископом Камчатским, Курильским и Благовещенским с пребыванием в Благовещенске. 10 июля покинул Красноярск, 6 авг. 1873 г. прибыл в Благовещенск. Со дня приезда и до кончины «был занят то письменными делами своего епископского служения, то нелегкими разъездами по своей обширнейшей епархии» (Очерк жизни. 1877. С. 231). Особое внимание уделял миссионерской деятельности среди корейцев и маньчжуров и созданию церковных институтов на вновь присоединенных к России землях.

http://pravenc.ru/text/2578501.html

Символически в этот православный парад диссонансом врывались чуждые звуки. Военный оркестр литовских музыкантов дико заглушал московское церковное пение. Лжедимитрий сошел с коня, приложился к иконам и пошел в кремлевские соборы: Успенский и Архангельский. Но к ужасу москвичей туда же вливалась за ним и ватага еретиков: ляхов и венгров. Это покорное приятие со стороны церковной иерархии явного и для нее Самозванца становится в нынешних обстоятельствах для нас менее загадочным в силу традиционной пассивной роли иерархии в делах политических. Но как теперь это падение иерархии искупается меньшинством, мученическим и исповедническим, выражающим свой протест против грубой силы, так и в ту пору нашелся в Астрахани епископ Феодосий, который не сдался самозванческим вожакам. Они заключили его в Троицком монастыре и дом его разграбили. Доставленный ими в Москву, Феодосий при очной ставке Самозванцу сказал в лицо: «знаю, что ты называешься царем, но прямое твое имя Бог весть. Прирожденный Димитрий царевич убит в Угличе и мощи его там». Лжедимитрий имел такт не казнить Феодосия. Признал его ненормальным и не велел более истязать его, посадив под арест.    Вместо свергнутого Иова, по указанию Лжедимитрия, на патриарший трон возведен был собором Рязанский архиепископ грек Игнатий. Прежде без оговорок считали Игнатия архиепископом с о. Кипра, учившимся в Риме и принявшим там унию. Но записки Арсения Элассонского (хотя естественно снисходительного к земляку) заставляют быть осторожнее в отрицательной характеристике Игнатия. По Арсению, он был не с Кипра, а с горы Афонской, и был там епископом соседнего города Эриссо. Он приехал в Москву на коронацию царя Федора, как представитель Александрийского патриарха. Здесь он остался и добился в 1605 г. Рязанской кафедры. Значит, подозрительные к латинству москвичи ничего латинского в нем не заметили. Но естественно, при Смуте он, как чужак, легко плыл по течению и приспособился к взявшему верх курсу — за Самозванца. Дух авантюры и выслуги толкал его вперед.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Резолюция на консисторском определении о том, что по закону монашествующие не могут делать завещаний, значит, их имущество должно поступить в монастырскую казну. Следовательно, завещание умершего иеромонаха оставить без исполнения, а оставшиеся после него средства почитать собственностью монастыря (Резолюции. Т. 4. С. 56–57. 9181). Отношение епископу Тамбовскому и Шацкому Арсению (Москвину) по поводу увольнения в его ведомство послушника Санаксарского монастыря (Резолюции. Т. 4. С. 90. 9245) Письмо действительному тайному советнику А. Д. Гурьеву: «...поручил я Консистории предписать благочинному, чтобы он тщательно дознался и донес, нарушает ли священник и причт свои обязанности поскольку же лишить причт мест без изследования и суда закон не позволяет, то не угодно ли Вашему Сиятельству приказать знающим поступки и поведение причта на месте, сделать правильный донос с доказательствами для законнаго разсмотрения» (Резолюции. Т. 4. С. 90–91. 9246). 23 ноября. Письмо матери: «Замедлил ответом потому между прочим, что был болен и болезнь угрожала быть трудною, но при успешном лечении, благодарение Богу, выздоравливаю, и завтра надеюсь быть в Церкви» (Письма. 1882. С. 349–350. 401). Письмо епископу Виталию (Щепетеву): «Возвращаю вам, преосвященнейший, дело о о жертвованиях Горшкова. Поговорите консистории, нельзя ли обработать дело так, чтобы просить ему медали, потому что благодетельствует в чужом приходе и потому что благотворения единоверческим церквам и единоверческим училищам требуют особеннаго поощрения» (Письма. 1887. С. 41). 24 ноября. Мнение о мерах к предупреждению беспорядков в губерниях по случаю распространения нелепых толков помещичьих крестьян о свободе: «...трем Преосвященным секретно внушить подчиненному духовенству, чтобы в поучениях к народу, по требованию настоящих обстоятельств, чаще напоминаемо было, сколь священ долг повиноваться властям и преимущественно власти Высочайшей, сколь нужно с доверенностию соединенное послушание к правительству, которое конечно лучше частных людей знает пользу общественную и не может не желать благосостояния подданных; сколь опасно легковерное последование безрассудным или неблагонамеренным внушениям, от чего происходит своеволие и безпорядки, которыми общественное благоденствие разрушается и случающиеся неизбежные бедствия увеличиваются» (Мнения. 1905. С. 62–63).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Hondzins...

Усилие моих болезней, жестокость морозов и советы пользующего меня Врачебной Управы инспектора против воли моей удерживают меня отправиться в дальнейший путь. О чем я и репортом Св. Синоду на прошедшей почте донес. Таковое препятствие крайне для меня чувствительно; а дабы не навлечь на себя каких-либо неприятностей, хоть с величайшею трудностью, на следующих днях намерен отправиться в С.-Петербург». 25-го ч., в день праздника Р. Христова, совершив божественную литургию, преосвященный Арсений простился с своею любимою паствою, и, как увидим далее, – на веки. 28 ч. после обеда он выехал из Ярославля при колокольном звоне многочисленных городских церквей. За город провожали его архимандриты Никон и Августин, градцкий голова с купечеством и множество прочих граждан. По пути к Петербургу преосвященный посетил свои родные города Кашин и Тверь и остановился на несколько дней в Новгороде. Прибыв 30-го числа вечером в Кашин, он остановился в доме своего родного брата, соборного протоиерея Феод. Ив. Верещагина. Духовенство и граждане с восторгом встретили своего знаменитого родича. На другой день, 31-го числа, преосвященный, по выслушании в тёплом Успенском соборе литургии, совершил со всем градским духовенством панихиду по своих родителях, погребённых при этом соборе. На родине своей он встретили п новый 1799 год. В первый день нового года ему приносили поздравление кашинские дворяне и купцы. В Кашине оставался он до 4-го числа, а утром в этот день отправился в дальнейший путь. 5-го ч. утром приехал в Тверь и остановился в давно знакомом ему Отроче монастыре. Посетивши преосвящ. Павла в Трёхсвятском и затем принявши от семинарии поздравление в стихах и речах на разных языках, а также приветствие от градского духовенства и хлеб-соль от граждан, он в тот же день оставил Тверь. Проехавши чрез города Торжок и В.-Волочек, он прибыл ночью 8-го числа в Новгород. Здесь он принят был с искренним радушием Владыкою- митрополитом Гавриилом и с особенною почтительностью его викарием, преосв. Арсением (Москвиным) , бывшими некогда настоятелем Успенского Желтикова монастыря, когда владыка Ростовский был епископом Тверским.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010