122 † Архиеп. Никанор, Биографические материалы I, стр. 246. Ср. у † проф. Ал. П. Лебедева, Слепые вожди (Москва 1907), стр. 36–37 прим. 124 † Н. С. Лесков, Мелочи архиерейской жизни в Полном собрании сочинений по изданию «Нивы», т. XXXV, стр. 67, 66, 74. 126 Это можно сказать, напр., о преосвящ. Иннокентии (Борисове) . Архиеп. Дмитрий (Муретов, † 14 ноября 1883 г.), называемый «благодушным» и даже «добрейшим владыкой» (у † преосвящ. Неофита в «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения» XXXII г.], 7–8, стр. 466, 470), в письме к митр. Киевскому Арсению (Москвину , † 27 апреля 1876 г.) из Одессы от 18 декабря 1867 г. говорит: «Странный дух здешнего народа! Когда покойный преосвященный Иннокентий трактовал их как свиней, колотил со всего плеча палкою, заставлял по нескольку месяцев рыть рвы в саду своем для посадки деревьев, – тогда были смирны, и послушны. Когда же с ними обращаешься по-человечески, поднимают рыло и готовы не только запачкать, но и разорвать». См. у А. Н. Котовича, Церковные вопросы в недалеком прошлом в «Страннике» 1909 г., 12, стр. 785. И из других источников мы знаем, что, будучи по природе «кипятком», Иннокентий – в пылу раздражения – ругался даже в алтаре невыразимыми словами, колотил там же чтецов книгою по голове, драл за волосы и вырывал их, бил по щекам: см. Письма архиепископа Никанора к И. У. Палимсестову в «Русском Архиве» 1909 г., кн. 6, стр. 230, и ср. у И. У. Палимсестова, Мои воспоминания об Иннокентии, архиеп. Херсонском и Таврическом (издание редакции журнала «Странник», Спб. 1888), стр. 187, 195 сл. 127 См. у о. Н. Т. Каменского († архиеп. Никанора), Краткая история Астраханской епархии, стр. 103, и в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1884 г., 2, стр. 28. 128 См. в «Орловских Епархиальных Ведомостях» 1906 г., 20, стр. 603 – согласно «Воспоминаниям» о. Иерофея на л. 126. 129 См. в прощальной речи Смарагда к Астраханской пастве в «Астраханских Епархиальных Ведомостях» 1895 г., 18, стр. 453. 131 См. в архиве Могилевской Духовной Консистории резолюцию Смарагда от 15 сентября 1837 г. по делу об отказе священнику Леплинскому и его жене в просьбе по жалобе на арендаторшу Епельфельдову.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

митрополит Арсений (Москвин) (1795–10.05.1876) митрополит Арсений (Москвин) Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий. Приобрёл широкую известность своими проповедями и борьбой с сектантством. Биография Родился в 1797 году в селе Воронье (ныне — в Судиславском районе Костромской области), сын диакона. Учился в Костромской семинарии, откуда в 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии он был пострижен в монашество 1 сентября 1821 года — с именем Арсений, а 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса академии в 1823 году со степенью магистра он был оставлен при ней бакалавром по богословским наукам; 1 сентября назначен помощником библиотекаря академии, а 14 июля 1824 года — библиотекарем; 16 октября 1824 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Уже 25 августа 1825 года Арсений был назначен ректором Могилёвской духовной семинарии, преподаватель богословия; с 30 декабря — член Могилёвской духовной консистории. С 4 декабря 1826 года стал настоятелем Могилёво-Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря, с возведением в сан архимандрита. С 16 марта 1827 года он — благочинный монастырей Могилёвской епархии. С 23 августа 1827 года — ректор Орловской духовной семинарии, с 30 ноября — настоятель мценского Петропавловского монастыря, с 16 февраля 1829 года — член Орловского тюремного комитета. С 11 сентября 1829 года — ректор Рязанской духовной семинарии, настоятель рязанского Троицкого монастыря. При Арсении число учащихся в духовном училище и духовной семинарии достигло 1289 человек. По его инициативе в Троицком монастыре для предотвращения разрушения в результате весенних паводков с западной стороны был возведён ряд контрфорсов и повышен уровень земли. В мае 1830 года назначен настоятелем рязанского Преображенского монастыря. С 25 апреля 1831 года ректор Тверской духовной семинарии, настоятель Отроча тверского монастыря, с 24 октября — Макариевского калязинского монастыря. 12 марта 1832 года наречён, 24 апреля в Казанском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Активно боролся с распространением сект молокан и духоборов в губернии, используя при этом жёсткие административные меры, за что получил выговор из Святейшего Синода. С 5 апреля 1841 года — архиепископ Подольской епархии, а через 7 лет, 6 ноября 1848 года, он перемещён архиепископом в Варшаву с назначением управлять и волынской епархиею и быть священноархимандритом Почаевской лавры. Наконец, 1 июля 1860 года Арсению Высочайше повелено быть митрополитом Киевским и Галицким, и Киево-Печерской Успенской лавры священноархимандритом, а также членом Св. Синода. Скончался от инсульта 28 апреля (10 мая) 1876 года. Погребён в каменной церкви во имя Воздвижения Честного Креста, на Ближних пещерах, пред Казанской иконой Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

После этого о. Красницкий в большом докладе постарался обосновать каноничность ВЦУ, конечно, с применением лживых утверждений о передаче власти патриархом ВЦУ. преобразований. Будущее показало, что это был за Собор и как решались на нем церковные дела. В состав Тульского епархиального управления тогда вошли, кроме вышеуказанных лиц, прот. Вьюков В. А. и свящ. Нежданов А. К. и ещё несколько бывших членов Епархиального Совета. Первым актом деятельности епархиального управления было увольнение за штат кафедрального архимандрита Никона (Утина) 495 , как бывшего тульского помещика, сенатора и юриста. Утин, конечно, был несколько одиозен, тем более что он вошёл в клир и иночество после революции, но, надо сказать, что Утин всегда был очень церковным человеком и в политическом отношении был не хуже какого-нибудь о. Калиновского. Так началась деятельность обновленческого Тульского Епархиального Управления. В Ростове-на-Дону образовалась группа из недовольной части духовенства своим Преосвященным, епископом Арсением (Смоленец). Воспользовавшись захватом церковной власти живоцерковниками в Москве, она вошла с москвичами в письменный контакт и предъявила свои претензии епископу Арсению. В целом духовенство изменить своему долгу не хотело, но некоторая часть его, особенно скомпрометировавшая себя в годы белой оккупации и гражданской войны, теперь страхуя себя политически, решила образовать из себя временное исполнительное бюро по делам Православной Церкви и, расширив его, образовать Исполнительный Комитет Ростовско-Нахичеванской Епархии. Когда эти рясоносные квазиреволюционеры обрались к епископу Арсению, чтобы он вошёл в него в качестве председателя и признал его программу, епископ отказал им в их домогательствах, видя в этом акте посягательство на его (как епископа) права и отрицая за священниками право на образование власти. Эти любители власти в рясах, видно, забыли 31-е и 39-е правила свв. Апостол, как забыли их все учредители разных ВЦУ, МОЦУ, ЕУ, ВУ и тому подобных институтов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/obnovlen...

108 Серапион Александровский с 1774 г. проповедник при Московской академии; 10 марта 1775 г. игумен Московского Воздвиженского монастыря; 27 января 1776 г. переведён в Знаменский монастырь; 17 февраля 1779 г. архимандрит Богоявленского монастыря. 11 июня 1788 г. рукоположен в епископа Дмитровского, викария Московской епархии; 1799 г. октября 16 дня назначен на епископскую кафедру в Калугу; но не быв на епархии, того же октября 21 дня переведён в Казань, с званием архиепископа; 11-го декабря 1803 г. возведён в сан митрополита Киевского; 24 января 1822 г. уволен на покой. Скончался 14 сентября 1824 г. 109 Арсений (Василий) Москвин из воспитанников Тверской, потом Троицкой Лаврской семинарии, с 1774 г. учитель Тверской семинарии и с 1778 г. (мая 1-го дня) эконом архиерейского дома и вместе строитель Николо-Малицкого монастыря; с 1783 г. префект семинарии и игумен Старицкого монастыря; в 1786 г. был назначен Ректором семинарии, с переведением в Успенский Желтиков монастырь с тем же саном игумена; в 1789 г. возведён в сан архимандрита Троицкого Калязина монастыря. Отсюда в 1798 г. вызван был в С.-Петербург на чреду священнослужения и проповеди слова Божия. В том же году 7 ноября рукоположен был в епископа Старорусского, викария Новгородского; 1799 г. октября 1 дня назначен был на Воронежскую епархию; но 16-го того же октября переведён на Пермскую епископскую кафедру, а 26-го ноября возвращён снова на Воронежскую, где и скончался 6-го мая 1810 г. 113 Вот что писал архимандриту Арсению от 11-го марта архиепископ Арсений: «Письмо ваше от 25-го февраля я получил 8 марта. Изображенное в нем ваше ко мне усердие, яко издревле соусердствующему к вам, весьма мне приятно. Я новый теперь имею случай поздравить вас с новым достоинством и молить всех благ подателя Бога да сохраняет ваше здравие в непоколебимости и подает вам крепость и силу к достойному прохождению возложенной на вас от Него должности. – Верю, ибо и сам на себе изведал, верю, что прискорбно вам расставаться с любимою вами и любящею вас Тверью. Но провидение Преблагого Бога, глубиною мудрости все строящего и полезная всем подувающего, устроит и о вас, как и уповаю, что вы паки некогда узрите Тверь и возрадуетеся о ней, яко пастырь о пастве своей; Праведен бо Господь: где положены труды, там и мздовоздаяние. Ваша участь да будет едина со мною. Правда, мы теперь взаимно более отдалены, но духом и любовью быть близким ничто не препятствует. Привыкайте к С.-Петербургу и живите в нем здорово, спокойно и благополучно; сего вам вседушно желаю и есмь с истинным моим к вам усердием и почитанием».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отметил малый престольный праздник 8 июня 2007 г. 18:29 8 июня в день памяти преподобного Варлаама Хутынского в московском   храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке Божественную литургию совершил архиепископ Истринский Арсений . Богослужение проходило в правом приделе храма, посвященном памяти преподобного. Владыке сослужил настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко и духовенство храма, за богослужением молился благочинный Иосифо-Волоцкого монастыря иеромонах Милитон. После Евхаристического канона состоялась хиротония насельника Иосифо-Волоцкого монастыря монаха Саввы в сан иеродиакона. День памяти преподобного Варлаама Хутынского всегда особенно почиталась в Скорбященском храме — дважды в год по благословению Святейшего Патриарха в дни его памяти служение совершают викарные архиереи Москвы, в советское время этот праздник был одним из самых почитаемых среди москвичей. Клирик Скорбященского храма игумен Филарет (Тамбовский) рассказал о том, что преподобный Варлаам весьма почитался среди московского купечества, которое пожертвовало и икону, и богатое украшение к ней. Преподобный Варлаам является помощником и в торговле, и в домашних делах. «После возвращения храма Церкви в 1948 году первое богослужение прошло именно здесь, в Варлаамовском приделе. А однажды, когда Патриарх Пимен не смог приехать на день памяти иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , поскольку был в командировке, то по возвращении приехал в храм на день памяти преп. Варлаама, и тогда совершали в этот день две службы — чудотворной иконе и преподобному. А Святейший Пимен уже не мог подниматься уже по лестнице и иконы ему сносили вниз». В своем приветственном слове настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко отметил тот факт, что архиепископ Арсений в этом храме уже не раз возглавлял чин присоединения к Православию . От лица настоятеля и приходского совета владыке Арсению была преподнесена пара настольных подсвечников. Архиепископ Арсений передал богомольцам, собравшимся в храме, благословение Святейшего Патриарха Алексия и пожелал помощи Божией молитвами преподобного. «То большое количество молящихся, которое сегодня мы видим на богослужении, говорит о неизменной любви и почитании, которыми пользуется преподобный Варлаам среди верующих москвичей», — отметил владыка. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/254786.htm...

30 октября. Весь день не прекращался ураганный огонь пулеметов по Тверскому бульвару. Большевики заняли почту и телеграф. Повсюду злые солдатские лица. В пять часов вечера начался шквальный обстрел штаба Московского военного округа. В городе появилась какая – то третья вооруженная сила, стреляющая по всем, кто попадется под руку. На Соборе профессор Соколов прочитал доклад о способах избрания патриарха. Решено следовать примеру Константинопольской Церкви – сначала голосовать кандидатов, которых можно избирать как из епископов, так и из священников и даже из мирян. Намечено двадцать три кандидата. 31 октября. Артиллерия бьет и бьет по телефонной станции, городской думе, «Метрополю», жилым кварталам – с Пресни, Кудринской площади, Замоскворечья. С колоколен центра Москвы стреляют по засевшим в Кремле и уже истратившим последние патроны юнкерам. Нервы москвичей, изголодавшихся в подвалах своих домов, от непрерывной канонады начинают сдавать. Насельники Чудова монастыря под грохот рвущихся снарядов перенесли мощи святителя Алексия, митрополита Московского, в подземную церковь священномученика Ермогена, где день и ночь не прекращалась церковная служба. Монахи исповедовались, причащались Святых Тайн, готовились к смерти. Соборяне в Епархиальном доме длинными вереницами выстроились перед урнами с именами намеченных кандидатов. Первое и второе голосования дали требуемое большинство архиепископу Харьковскому и Ахтырскому Антонию (сто пятьдесят девять голосов) и архиепископу Новгородскому и Старорусскому Арсению (сто сорок восемь голосов). Третье голосование – митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (сто двадцать пять голосов). Так свободным голосованием на патриарший престол были намечены три основных кандидата. 1 ноября. Стреляют по всей Москве. Революционные войска с боем взяли телефонную станцию. Началась усиленная бомбардировка центра города. Тяжелые орудия беспорядочно бьют по Кремлю. Руководит расстрелом величайшей русской святыни революционный деятель и астроном П. К. Штернберг. Артиллерист Туляков панорамы в этот день не нашел – пришлось прицеливаться по Кремлю через дуло. Перелет был в двенадцать верст, убило пятерых обывателей. Второй снаряд ударил по трубе завода Гужона, третий – по Златорожскому валу. «Буржуазная» пресса, как и в предыдущие дни, не вышла. Газета «Социал – демократ», которую выпускали люди, никогда не нюхавшие фронтового пороха, заявила, что «самое имя офицера стало слишком ненавистно народу». Патриарха из трех намеченных кандидатур должны были выбрать одни епископы. Но они отказались от своего права, решив положиться на Господа. Вечером в актовом зале Московской духовной семинарии соборяне отслужили молебен об умиротворении и пропели «Со святыми упокой» за всех верующих, погибших на московских улицах в эти кровавые дни; выбрали депутацию идти в штаб большевиков – дом губернатора, а потом к юнкерам – в Кремль и умолять и тех и других о прекращении братоубийственной брани.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Не забывали о Москве и сосланные противники; сохранились сношения с москвичами Иоанна Неронова, и все по тому же книжному делу. «Искушение прииде, потрясающее церковь », – пишет он царю. «Ох, увы, благочестивый царю, стани добре, о церковное чадо, и вонми плачу и молению твоих государевых богомольцев. Предвари и ущедри матерь твою, святую, соборную и апостольскую церковь , да не до конца растлят тоя красоту сынове века сего» 99 . «Рассмотри добре, превожделенне», – писал он же царскому духовнику Стефану Бонифатьеву, человеку осторожному и уклончивому, не сочувствовавшему книжному исправлению, но не обнаружившему явного сопротивления, – себе ли ради сия (противление патриарху) творю: не буди то никакоже, но церкви ради и братии.... Не стужай нам дело наченьшим.... А еже рекл еси, яко отец твой Никон патриарх ожидает от нас прощения и истинного покаяния, должен есть и сам просити от нас прощения и к Богу приносити покаяние,... еже церковь смути, отъят коленное покланяние, и многим блазнь бысть» 100 . И Неронова не забывали в Москве; кроме Стефана Бонифатьева, письма которого проникнуты духом примирения, к нему писали его дети духовные, родословные бояре Плещеевы, выражая ему сочувствие и ободряя на дальнейшие подвиги 101 . Один из них описывал в своем письме скорбь по поводу нововводимых догматов. т. е. непоклоннической ереси и исключения из 8 члена символа веры слова «истинного». Тщемудрецы больше верят гречанину Арсению, соблазнившемуся в латине, нежели правда Христовой веровати велят.... Ей правда, ныне люта зима и горько истопление, еже церковь объять» 102 . Как бы в ответ на письмо и Неронов шлет из Вологды послание ко всем христолюбцам, с увещанием стоять крепко в своем исповедании и не принимать ложных догматов 103 . Наконец, когда Неронов явился в Москву с раскаянием и примирился с патриархом, забыв личные обиды, даже стал к нему в довольно близкие, дружеские отношения, – и тогда, бывая у службы в Успенском собор, он заставлял на клиросе двоить аллилуиа, и соборный клир исполнял его требование, а патриарху говорил: «до чего тебе домутить Россию? С кем ты советовался, и какое дашь свидетельство, четверя аллилуиа».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Ivanov...

Следующее и последнее в этой статье дело было также связано с иконопочитанием, но совершенно в другом ключе. В 1759 г. в Ростовскую семинарию прислан был из Москвы ученый монах Владимир Каллиграф. Был он человеком довольно известным, префектом Московской духовной академии, преподавателем богословия, риторики и один из первых в свое время юристов 60 . В Ростовскую епархию он попал в ссылку после весьма смелой и такой же спорной проповеди , где говорил, что усердное упование москвичей на чудотворные иконы, на помощь Богородицы и апостолов. «Сами апостолы чем угодили Богу? Одним ли призыванием святых, котораго тогда в обычае не было? ...никакой помощи ни от святых, ни от Богоматери, а о иконах и говорить нечего, получить не возмогут, кроме оной пользы которую получили Вааловы пророцы» 61 . Проповедь при желании можно было истолковать как протест против суетного и суеверного обычая богатыми дарами откупаться от своей совести, говорилось там и о преувеличенном, по мнению Каллиграфа, почитании Богородицы и святых в ущерб поклонению Господу Иисусу Христу. Но были и строки, подобно вышеприведенным, от которых неприкрыто веяло кальвинизмом (преосвященный Арсений позже прибавит: «и жидовством»), да и православному народу в храме было не до богословских тонкостей Каллиграфа. В общем, у префекта взяли объяснительную, где он уверял всех в своем православии, и отправили от греха подальше в Ростовскую семинарию на перевоспитание к грозе лютеран – митрополиту Арсению. Арсений, однако, против ожидания рад совершенно не был. Он сам писал заключение о неправославности учения Владимира Каллиграфа, и подобные учителя-проповедники ему в семинарии даром были не надобны. Потому первое, что предпринял владыка, это потребовал от Каллиграфа письменного и подробного отречения от своих взглядов. Громадный опыт полемического общения с различного рода еретиками, расколоучителями и кальвинистами не подвел преосвященного. Каллиграф наотрез отказался отрекаться повторно, говоря, что уже каялся раз в Москве, перед Синодом, а если владыка не верит заключению Синода, то он, Каллиграф, поделать тут ничего не может. Да и вообще, покаяние его для простых-де. Вновь перед взором владыки явился призрак Возницына. Священномученик определил для себя Каллиграфа как «волка в овечье шкуре», сместил в настоятельства Спасоярославского монастыря и посадил под своего рода домашний арест до окончательного решения Синода. В таком состоянии Владимир Каллиграф заболел и скоропостижно умер, чем и прекратил свое интересное и неоднозначное дело.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Maceev...

Князь Алексей Петрович после своего отца князя Петра Николаевича Кропоткина, умершего в 1826 году , получил в наследство село Петровское. Однажды вечером 1834 года, устроившись на отдых в господском доме, он задремал, и во сне ему явился монах, который, указывая на земельный участок рядом с домом, сказал: «Ты должен непременно на этом месте соорудить храм Божий во имя Покрова Пресвятой Богородицы, за каковую жертву как ты сам, так и твое семейство до конца вашей жизни будете находиться под непосредственным Её покровительством» . Князь тотчас взялся исполнять повеление монаха. Он отправился за советом и благословением к епископу Тамбовскому Арсению (Москвину). В архиерейском доме, где ныне находится Тамбовская духовная семинария, на одном из портретов тамбовских архипастырей князь узнал явившегося ему во сне монаха. Это был святитель Питирим Тамбовский. Владыка Арсений посоветовал князю построить просторный каменный храм. Князь согласился, и вскоре был разработан проект храма, строительство которого началось в 1835 году, а завершилось в 1838. В 1859 году, то есть через 21 год после возведения храма, князь решил построить колокольню и ограду вокруг храма, однако кирпича хватило только на колокольню. Князю вновь помог святитель Питирим, который в сонном видении сказал ему: «Позади твоего дома ты найдешь нужное тебе количество кирпича» . На следующее утро в указанном месте обнаружили кирпичи, по-видимому, оставшиеся от строительства храма, о чем с течением времени все забыли. У Алексея Петровича было пятеро детей, и самым известным среди них был Петр Алексеевич Кропоткин – ученый, революционер, основатель и теоретик анархизма. В «Записках революционера», написанных им в 1902 году, он вспоминал о своих родителях и храме: «Когда отец задумал строить церковь в Петровском, мать писала для нее иконы: одну из них, Алексея Божьего человека, крестьяне указывали мне с любовью, когда я был в Петровском» . В городе Тамбове святитель Феофан положил начало строительству большого Христорождественского кафедрального собора.

http://bogoslov.ru/article/5910477

Таксист спрашивает меня: “Что, дед – турист или ученый?” “Ученый”, – отвечаю я. Едем на три кладбища. Отец Арсений минут по тридцать ходит, где-то сперва на Ваганьковском, потом на Введенских горах и Пятницком. Таксист, молодой парень, нервничает. Я успокаиваю, отвечая: “Расплатимся! Не обидим!” Возвращаемся в центр. Долго петляем по переулкам бывшей Остоженки – Метростроевской, Пречистенки – Кропоткинской. Останавливаемся около старинных особняков, маленьких деревянных домишек, расположенных в глубине дворов и вот-вот готовых рассыпаться. Иногда подъезжаем к какому-то месту и видим новый дом, построенный два-три года тому назад, вместо стоявшего и известного ранее о. Арсению. Медленно проезжаем Сивцев Вражек, Молчановку, едем на Таганку, оттуда на Швивую горку и к храму великомученика Никиты, и недалеко от него о. Арсений подходит к старому, облупленному дому и долго стоит около него, всматриваясь в окна, двор, окружающие дома. Издалека мне кажется, что он смахивает с лица набегающие слезы. Едем в Замоскворечье к Евдокии Ивановне. Уже вечер, почти семь часов. Евдокия Ивановна начинает что-то хлопотать по хозяйству, ставит тарелки, но о. Арсений вдруг встает и говорит нам: “Я скоро приду!” Пытаюсь пойти с ним, но он не хочет, чтобы я шел, и уходит. Остаемся растерянные и подавленные, полные тревоги за него, и я начинаю перебирать события этих дней: неожиданность поездки в Москву, смерть матери Марии, моя встреча с Татьяной, похороны матери Марии, какое-то углубленно-серьезное состояние о. Арсения, постоянная его озабоченность, поездка по Москве. Москва! Город его детства, юношества, становление характера, убеждений. Здесь, еще учась на третьем курсе, написал первые статьи и вскоре книги, стал известным ученым. Здесь, в Москве, принял монашество и иерейство, долго служил в церкви, потом уехал в подмосковный город, где создал общину, которую любил и все время поддерживал. Еще в Москве он заложил во многих людях первый камень веры и построил на нем крепкое здание будущей общины. В новый город приезжали люди из Москвы, и было не трудно сказать, кого было больше в этой общине, московских или местных, – конечно же, москвичей.

http://pravmir.ru/o-arsenij-kniga-iii-ch...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010