Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

Богуслав. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты По преданию украинского краеведа Лаврентия Похилевича, в Богуславе были три церкви: Покровская, Троицкая и Параскевская. Покровская была построена в не совсем удобном для прихожан месте, на островке, поэтому «во время полноводья весной, недели на две, сообщение с прихожанами затрудняется». Сейчас на этом месте церкви давно нет, вместо нее возвышается памятник героической Маруси Богуславке. Собор св. Параскевы был построен в 1747 году и сгорел 27 апреля 1826 года. Троицкая была построена еще в 1739 году и со временем состарилась, а вместо нее на месте сгоревшего Параскевского собора построили современный Свято-Троицкий храм. Хотя он был освящен как Свято-Троицкий, но проектировался как Свято-Параскевская, поэтому в Богуславе до сих пор осталась традиция отмечать храмовый праздник именно в день святой Параскевы. Строительство величественного каменного храма началось в 1833 году, но по разным причинам затянулось почти на три десятилетия и сопровождалось многими перипетиями. Согласно составленной сметы, оно должно обойтись в весьма серьезную сумму - более 31 тыс. руб. Графиня А.В. Браницкая согласно данному завещанию пожертвовала на строительство храма 15 тыс. руб., а Святейший Синод Русской Православной Церкви распорядился «сделать нужные внушения прихожанам, чтоб недостающую противу сметного количества сумму старались они по возможности дополнять собственными приношениями». После того как миряне м. Богуслава сумели собрать лишь 2 тыс. руб., Синод также выделил 10 000 руб. Недостаток средств и скорая смерть Александры Браницкой в 1838 году способствовали задержанию и прекращению строительных работ. Сын графини, которому по завещанию достался Богуслав, был католиком и отказался от продолжения строительства Свято-Троицкого храма. Храм вновь ненадолго получил новую жизнь, когда в 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) благословил строительство, но завершено строительство было только в 1861 году. Об этом управляющий Богуславским имением дворянин Виктор Деко сразу же сообщил киевскому митрополиту Арсению (Москвину), и в том же 1861 году владыка освятил церковь в честь Пресвятой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=37220

Вечность в камне, или почему разрушают Москву Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. 26 февраля, 2010 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей» к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. И убоялся и сказал: как страшно сие место! это не иное что, как дом Божий, это врата небесные. И встал Иаков рано утром, и взял камень, который он положил себе изголовьем, и поставил его памятником, и возлил елей на верх его. Быт 28,22 Мы договорились с протоиереем Александром Салтыковым об этой беседе еще во время последних Кадашевских чтений, в декабре 2009 года, конференции, одной из задач которой является привлечение внимание «вечно спешащих москвичей»  к угрозе уничтожения нашего города и исторического комплекса храма Воскресения Христова в Кадашах комплексом Пять столиц. Но из-за болезни отца Александра, настоятеля храма, (он в прошлом году перенес четыре операции, которые чуть не стоили ему жизни) и, несмотря на это, его занятости, беседа состоялась только недавно. Предлагаем вашему вниманию рассказ отца Александра о его храме, а также его взгляды на то, что и почему происходит сегодня в духовной жизни москвичей и в грабительском разрушении исторических памятников в Москве. Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах, декан факультета Церковных художеств Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Прошлое, настоящее и будущее в Кадашах — Расскажите последние новости в громкой истории попыток строительства офисного комплекса «Пять столиц» в Кадашах?

http://pravmir.ru/vechnost-v-kamne-ili-p...

И люди приходили к баптистам, пятидесятникам, адвентистам – им предлагали там помощь, попутно их обучая и перекрещивая в свою веру… И были вложены огромные деньги со стороны Запада в эту программу! Сейчас эту программу прикрыли: сектантский Запад признал Россию бесперспективной. Потому что когда посчитали, сколько раз крестили москвичей, то получилось, что всех москвичей перекрестили раза три-четыре. И где-то так же по всей стране. И всем стало очевидно, что это какой-то коррупционный скандал, что это абсолютно бесперспективно. Так что сейчас эти проекты работают на Китай. Китай был признан развивающейся страной, многообещающей, а здесь, в России, возможность поглощать чужие средства, уводить налево что-то сыграла очень даже неплохую роль! Иногда так бывает в истории народа Божьего, что даже страсть какая-то может спасти целый народ. Помните, например, как князь Владимир выбирал веру? Он спрашивает у мусульман: «Сколько можно жен иметь?» Они отвечают: «Сколько хочешь!» Ему это очень понравилось, он был женолюбив. Однако он снова спрашивает: «А чего нельзя?» Ему говорят: «Нельзя бражного и свинину!» То есть нельзя выпивать! И князь Владимир замахал на них руками: «Уходите – откуда пришли! На Руси есть веселие пити, не может без него быти!» Это, может быть, единственный случай в истории христианства, когда любовь к винопитию спасла целый народ от принятия агарянской веры. Но вернемся к Авраму и Лоту. «И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» ( Быт. 13:7 ). Теперь третье истолкование этого текста: очень опасно, когда верующие заводят спор друг с другом, но при этом у них есть общие враги! Общие враги всегда будут использовать момент, когда возникает какой-то спор у их оппонентов! У нас в свое время было татаро-монгольское нашествие, иго, которое использовало раздробленность русских земель, военные конфликты между князьями – это очень опасно! Очень опасно, когда люди одной веры спорят друг с другом, а какая-то третья враждебная сторона может этим воспользоваться! Поэтому здесь так и сказано: «И был спор между пастухами скота Аврамова и между пастухами скота Лотова; и Хананеи и Ферезеи жили тогда в той земле» ( Быт. 13:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

– «Погоди, погоди! – вдруг взволнованно воскликнул молодой человек. – Я почему-то чувствую в своем сердце счастье от беседы с тобой, хотя ты простой землекоп». – «Долго же мне пришлось ждать, пока у тебя откроются глаза, – сказал землекоп и протянул юноше лекарство. – Помни, что у счастья – очень простой облик». На миг юноша увидел прекрасное лицо доброго царя. В следующее мгновение все исчезло. Молодой человек, радостный, вернулся домой и отдал матери лекарство. Приняв его, она тотчас же стала совершенно здоровой и со слезами благодарности на глазах обняла сына: «Вот и в наш дом пришло счастье». 48. «Избавь меня, Господи, от человека злого; сохрани меня от притеснителя: они злое мыслят в сердце, всякий день ополчаются на брань…» (Пс. 139:2-3). Не слушай ум Следовать тому, что говорят тебе твои мысли, это значит: Испортить отношения со всеми близкими, Заранее обречь себя на неудачу, Приготовить себе большое разочарование, Заживо загнать себя в гроб. 49. «Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.» (Мф. 23:26). Москвич на юге Москвич приехал в длительную командировку на юг. Что бы ему ни показывали из местных достопримечательностей, он всегда говорил: «А вот у нас в Москве…» Прошло несколько лет, он вернулся в Москву и при всяком удобном случае стал говорить: «А вот у нас на юге…» 50. «… Как Христос воскрес из мертвых славою Отца, так и нам ходить в обновленной жизни.» (Рим. 6:4). Царь и лекарь Некий царь постоянно жаловался своим придворным на недомогание. Слуги буквально сбились с ног, чтобы услужить больному, но ему становилось все хуже и хуже. Случилось так, что в их страну приехал один чужеземный лекарь. Он осмотрел царя, а затем попросил придворных удалиться. Оставшись наедине с царем, чужеземец сказал ему, что причина его недомогания в слишком обильной и роскошная пища, а также в изнеженной и беспорядочной жизни. Царь не мог поверить словам лекаря. «Что ж, – сказал чужеземец, – вы легко можете проверить истинность моих слов. Поживите некоторое время в лесу один, а еду пусть вам приносят местные крестьяне, и вы увидите, что я был прав. Ведь самое главное – это понять причину своей болезни». Лекарь уехал, а царь последовал его совету. От простой сельской пищи ему стало значительно лучше и, вдали от суетной жизни, он без труда понял, что излишество и было причиной его болезни. Уединенная простая жизнь полюбилась царю, он передал царство своему сыну и навсегда остался жить в лесу в уединении.

http://isihazm.ru/1/?id=109

Понятно, что все эти ужасы возникнут не сразу, не вдруг. Сам по себе ИНН и даже сама по себе глобальная база безопасны до тех пор, пока не появится соответствующая инфраструктура — то есть повсеместное внедрение портативных и стационарных считывающих устройств, введение электронных денежных расчётов, переход на безбумажную документацию в государственных учреждениях… Иначе говоря, страшно станет лишь тогда, когда эта глобальная база начнёт автоматически обновляться, начнёт автоматически аккумулировать текущую информацию о жизни каждого российского гражданина. Прошло десять лет, ужасы не случились — во всяком случае, в глобальном масштабе. Не случились прежде всего потому, что упомянутой инфраструктуры до сих пор нет, а при нынешней ситуации с «освоением бюджетных средств» (а попросту сказать, распилах и откатах) ничего глобального внедрить и невозможно. Но вот же — собрались внедрять эту самую карту москвича, которая, в перспективе, превратится в электронный паспорт, и не только москвича, разумеется, а любого жителя нашей страны. Соответственно, все те страхи десятилетней давности, которые было рассеялись, снова сгустились. И нельзя сказать, что страхи беспочвенные. За эти десять лет не стало меньше коррупции, не стало больше прав человека, а вот технический прогресс на месте не стоял, и сейчас до «электронного тоталитаризма» ближе, чем глядя из 2000-го года. …Но где же во всей этой теме христианская составляющая? Почему нас, православных христиан, эти электронные карточки пугают больше, чем наших неверующих сограждан? Мне кажется, для всерьёз верующего человека тут ничего ужасного нет. Ну записан ты в глобальной базе данных, ну могут на тебя давить разные злонамеренные личности и структуры… и что? Тебя в храм пускать не будут? Библию и молитвослов отберут? Посадят по 156-й статье за воспитание детей в вере или по 282-й за исповедание Христа как единственного Спасителя? Так всё это и без высоких технологий можно сделать, и делалось в советское время, только номера статей УК другие были. Но даром, что ли, писал апостол: «Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8:38-39). Если Господь посылает тебе такие испытания — ну, значит, таков Его Промысл о тебе, значит, это реально нужно для твоей души.

http://pravmir.ru/stanem-li-my-bezyndami...

21 ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. [Еще до сотворения материального мира Бог создал мир духовный — ангелов. Самый прекрасный и сильный из них подумал, что полученное могущество делает его равным Богу, и решил оставить своего Создателя. Вместе с ним отпала от Бога третья часть всех духов. Архангел Михаил возглавил ангелов, которые остались верными своему Творцу. Между мятежными и верными духами произошел конфликт: И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним (Откр 12:7–9). Так прекрасный денница стал сатаною, соблазненные им ангелы — бесами. А Церковь в честь победы над отпавшими от Бога духами празднует Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил]. Ил.: Архистратиг Михаил. Симон Ушаков. 1674 или 1681. - С.4; 18 ноября. День памяти святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. [В 1898 году будущий Патриарх Тихон, а тогда — епископ Алеутский и Аляскинский, предпринял опасное и тяжелое пастырское путешествие к поселениям аборигенов-христиан. Сам епископ, два священника, два псаломщика и пять индейцев-гребцов отправились в путь на байдаре туда, куда невозможно было добраться пароходом. Байдара — это большая кожаная лодка, или, точнее, деревянная решетка, обтянутая тюленьей кожей. Она могла пройти по совсем мелким речушкам и ручьям. Владыку Тихона не остановили ни опасности пути, ни угроза здоровью от эпидемий и болезней, частых у индейцев. К больным он заходил в палатки и дома, нисколько не смущаясь заразностью болезни, грязными помещениями и ужасным запахом вяленой рыбы (которую индейцы ели слегка протухшей). Каждого владыка утешал, молился о его здравии и со всеми общался лично. За 78 дней этого путешествия епископ Тихон преодолел расстояние более 11000 километров]. Ил.: Прощание с Америкой святителя Тихона. Филипп Москвитин. 1995. - С.5.

http://foma.ru/bibliografija-foma-11-247...

   Отсюда видишь, христианин: 1) Жизнь наша в этом мире есть не что иное, как странствование и переселение, как говорит Господь: «Вы пришельцы и переселенцы... предо Мною» (Лев. 25:23). 2) Наше истинное Отечество не здесь, но на небесах, и для него мы созданы, Крещением обновлены и Словом Божиим позваны. 3) Не должны мы, как позванные к небесным благам, земных искать и к ним прилепляться, кроме нужных, как-то: пищи, одежды, дома и прочего. 4) Человеку-христианину, живущему в мире, нечего более желать, как вечной жизни, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф.6:21). 5) Кто хочет спастись, тому надо сердцем от мира отлучиться, пока душою от мира не отойдет. 6) Кто в этом мире ищет, как разбогатеть и прославиться, этим показывает, что мир, а не небо Отечеством имеет, и так заблуждается, что в день смерти своей и уразумеет.    Перевод П.Юнгерова — Редакция «Азбуки Веры» 27. Гражданин    Видим, что в этом мире человек, где он ни живет и где ни находится, называется жителем или гражданином того города, в котором дом свой имеет, например, московский житель — москвич, новгородский житель — новгородец, и прочее. Так и истинные христиане, хотя в этом мире и находятся, однако же имеют город в небесном Отечестве, «которого Художник и Строитель Бог» (Евр.11:10). И называются гражданами этого города. Город сей — Иерусалим небесный, который видел святой апостол Иоанн в откровении своем: «город был чистое золото, подобен чистому стеклу; ...улица города — чистое золото, как прозрачное стекло; и город не имеет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения своего, ибо слава Божия осветила его, и Светильник его — Агнец» (Откр.21:18, 21, 23). На улицах его непрестанно поется пресладкая песнь: «аллилуия!» (См. Откр.19:1, 3, 4, 6). В этот город «не войдет ...ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27). «А вне — псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и всякий любящий и делающий неправду» (Откр.22:15).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

А в два часа я должен был явиться на Лубянку за окончательным освобождением и документами. Тогда действовала “статья шесть”: в шести городах бывший осужденный не имел право проживать. Причем в месяц два раза нужно было отмечаться. Когда я вошел туда, увидел иеродиакона нашего Данилова монастыря Павла, который сидел вместе со мной и был выпущен. Говорю ему: “Иди, узнай какой результат”. Он выходит и говорит, что совсем освобожден. Потом пошел и я. И меня освободили. Мы с ним вышли. А тогда в киосках продавали ситро (теперь это называется лимонад — Ред. ). А денег-то у нас не было, только у меня несколько копеек и у него. Ну мы с ним на радостях и выпили этой сладкой воды». Освобожденный Ваня в молитвах благодарил Господа и благоверного князя Даниила — своего заступника и хранителя. Откладывать данный в заключении обет о служении Богу Иван не хотел. Осталось получить окончательное благословение владыки Феодора и дождаться монашеского пострига. Пути небесные …В жилищах не было икон. Вместо икон — законы: Нам должно космос покорять, сверлить морское дно. А Бог на облаке летел… Под синей неба сенью, Он видел: Ангела душа за ним летит легко. Стояла времени река. Стояло Вознесенье… Казалось людям, что четверг… До Бога — далеко… Николай Шипилов, «Вознесение» Если бы вы могли вернуться во времени назад и посмотреть на советскую Москву духовным оком, то, несомненно, узрели бы, как среди сонма плачущих о погибели человеческих душ Ангелов, на фоне дымящихся руин разрушенных храмов и святынь, к небу поднимаются светлые столпы молитв. Исходят они от обычных жилых кварталов, где сохранил Господь избранных христолюбцев. Покинувшие свои обители старцы и старицы были укрываемы верующими москвичами. Среди них знаменитые подвижники: старцы Зосима (в схиме Захария) и Алексий (Соловьев), священномученик Сергий Лебедев, блаженная Матрона, протоиереи Евфимий Рыбчинский, Сергий Мечёв и другие, их же имена Бог весть. Те, кто с апостолом Павлом могли сказать о себе: отовсюду притесняемы, но не стеснены; мы в отчаянных обстоятельствах, но не отчаиваемся; мы гонимы, но не оставлены; низлагаемы, но не погибаем… Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого. Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы — рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа ( 2Кор. 4:8-9,3-6 ).

http://azbyka.ru/fiction/my-vse-s-vami-v...

Апостол Павел в послании ко Евреем, рассуждая о сей перемене, несколько оскорбительной для Евреев, заключает следующими словами: и так, если бы совершенство достигаемо было посредством священства Левитскаго, ибо с ним сопряжен закон народа, то какая была бы нужда воставать иному священнику, по чину Мелхиседекову, а не по чину Ааронову именоваться! ибо с переменою священства необходимо бывает перемена и закону: потому что тот, о котором сие говорится, принадлежит к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику. Ибо очевидно, что Господь наш Иисус Христос произошел от колена Иудина, в отношении к которому Моисей ничего не сказал о священстве. И сие еще более явствует из того, что по подобию Мелхиседека востает Священник иной, который был таковым не по закону плотской заповеди, но по силе непрестающей жизни: ибо сказано у Пророка: Ты еси Священник во веке по чину Мелхиседекову. Отменение же прежде бывшей заповеди бывает по причине ее немощи и безполезности. Ибо закон ничего не довел до совершенства, но введена лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу ( Евр.7:11–19 ). И так, братия, имея свободу входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который от вновь открыл нам чрез завесу, т. е. плоть свою, и имея великаго священника над домом Божиим: да приступаем с искренним сердцем и с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и тело омыв водою чистою, будем держаться исповедания надежды непоколебимо: ибо обещавший верен. Не будем оставлять собрания своего, т. е. публичного Богослужения, как у некоторых есть обычай, но будем наставлять друг друга тем более, чем более видите приближение оного дня. Ибо ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим: то уже не остается жертвы за грехи, но предстоит страшное некое ожидание суда и яростный огнь, готовый пожрать противников. Ежели отвергшийся закона Моисеева при двух или трех свидетелях без милосердия наказывается смертию: то сколь жесточайшему, думаешь, мучению повинен будет тот, кто попирает Сына Божия, и не почитает за святыню кровь завета, которою он освящен и ругается над Духом благодати ( Евр.10:19–29 .)? Не увлекайтесь различными и чуждыми учениями (ибо хорошо укреплять сердца благодатию, а не учением о явствах, т.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010