Говоря о будущем Суде, Спаситель указал на праведников, достойных Царства Небесного: «…алкал Я, и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня…» ( Мф. 25:35 ). И когда те недоуменно спросили: «Господи!.. когда мы видели Тебя странником, и приняли?» ( Мф. 25, 38 ) — Спаситель ответил: «…истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне» ( Мф. 25:40 ). В воспоминание слов Спасителя и говорим мы: «Гость в дом — Бог в дом». В той же беседе Спаситель хладность к гостю уподобляет хладности к Себе, к Господу (см.: Мф. 25:41-42 ). Итак, гостеприимство спасительно для христианина. Бывают случаи, когда гостеприимство возвышается до подвига. Много лет длится моё знакомство с Ниной Дмитриевной М. Она пожилая женщина. Прежде Нина Дмитриевна жила с семьёй в Воронеже. Вспоминая детство, она рассказывала, что в доме у них почти всегда жили какие-нибудь терпящие от властей люди. Эго было время гонений на Церковь. Многих церковных работников, диаконов, священников, даже епископов да и просто авторитетных, известных в церковной среде людей осуждали на долгие годы лагерей или ссылок, лишали прописки и определяли местом жительства отдалённые от родных мест или приходов города. Для местных жителей дать приют этим страдальцам значило поставить себя под угрозу репрессий. Отец Нины Дмитриевны был человеком религиозным и более богобоязненным, нежели властебоязненным, он не мог отказать в помощи несчастным, он принимал под свой кров гонимое духовенство и всех верующих. Одно время в их доме, рассказывала Нина Дмитриевна, жил известный в городе юродивый. Власти не однажды вызывали хозяина дома, предупреждали, арестовывали, пытались воздействовать своими методами. В ЧК его жестоко избивали. Через некоторое время семья переехала в Москву. Кое-кто из старых москвичей, прихожан храмов центра Москвы, ещё помнит Дмитрия Горбатенького, как его тогда называли. «Множественные переломы рёбер, полученные от побоев в ЧК, не позволяли отцу распрямиться. Он так и остался до конца дней горбатеньким», — вспоминала Нина Дмитриевна.

http://azbyka.ru/semya/sekrety-ljubvi-za...

Даниил, как и все святые мужи того времени, сильно скорбел и сокрушался духом о разрушении храма и града отечественного и бедственном положении народа своего, переселенного на землю чуждую и в страну языческую, и потому естественно желал и усердно молил Бога отцов своих, да преложит Он праведный гнев свой на милость ко Израилю и, сократив дни его пленения, возвратит его в землю отечественную и воздвигнет на ней паки храм и град по-прежнему. Даниил молился о сем долго и много, и, не видя явного успеха в молитве своей, не оскудел верою и не изнемог упованием на Бога, наказующего согрешающих и вместе милующего раскаивающихся, но терпеливо и безропотно ожидал себе и народу своему милости и помощи Божией: ибо он хорошо знал и вполне был уверен, что Господь Бог наш есть щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, не до конца гневаяйся и не в век враждуяй, и продолжал троекратно на каждый день воздевать преподобные руки свои и преклонять колена свои, обращаясь лицом своим сквозь отверстое окно своей горницы к Иерусалиму и ежечастно устремлялся умом и сердцем своим к Отцу милосердия и щедрот, взывая к Нему из глубины души: Господи Боже наш, услыши молитву раба твоего и прошение его и яви лице твое на святилище твое опустевшее. Всем помилованием твоим да отвратится ярость твоя от града твоего Иерусалима и от горы святыя твоея, яко согрешихом неправдами нашими и беззаконием отец наших. Приклони, Господи Боже, ухо твое и услыши ны, отверзи очи твои и виждь потребление наше и града твоего, в нем же имя твое призвася, яко не на наши правды уповающе, повергохом моление наше пред тобою, но на щедроты твоя многия, Господи. Услыши, Господи, очисти Господи и не закосни, Тебе ради, Боже мой, яко имя твое призвася во граде твоем и в людех твоих ( Дан.9:16–20 ). И вот, в один прекрасный день, когда он совершал подобную молитву и уже приближался к окончанию её, он был вдруг, около часа вечерней жертвы, обрадован явлением к нему Ангела и принесенным чрез него откровением о скором освобождены Иудеев из плена и о восстановлении их храма и града, а вместе с тем и о точном времени пришествия в мир обетованного Мессии – Христа Старейшины, с именем которого Иудеи вообще и всегда соединяли для себя надежды самые блистательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Два Евангелиста Матфей и Лука, описав бессеменное Его зачатие от Св. Духа; присовокупляют: сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се, Дева во чреве приимет, и родить сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог . Для тех же, которые заражены маловерием или обращаются с неверующими, я предлагаю вопрос очень обыкновенный, на который однако ж немногие обращали внимание и которого беспристрастное разрешение поведет к заключениям, совершенно противным их умствованиям, именно: что устраняло от Пресвятой Девы и Божественного Сына Ее все нечистые помыслы Иудеев, столь ревностных о сохранении девственной чистоты, что если бы одно подозрение о нарушении оной могло войти им в голову, то и по закону, и по свойственному им жестокосердию, верно почли бы своею обязанностию смыть с лица земли их собственною кровию мнимое беззаконие? Что, говорю, притупляло самые злоречивые языки даже в минуту неправедного суда над судиею праведным, так что во всей Евангельской истории, равно как и в истории Иудейской, нет и намека на подобное подозрение: называли Иисуса льстецом, нарушителем субботы, ядцею и винопийцем, другом мытарей и грешников, и даже веельзевулом, но нигде и никто не осмелился назвать Его сыном беззакония? От чего же? От того, что они верили и нисколько не сомневались в бессеменном Его зачатии от Духа Свята, но не принимали Его потому только, что Он учил и действовал не по их мыслям; они знали из пророчества Исаии, что Мессия должен родиться от Девы чрез наитие Св. Духа, но ошибочно думали, что Он должен быть земным царем и завоевателем, чего они особенно желали, находясь в состоянии рабства под владычеством Римлян. Первое они видели в Иисусе и охотно последовали за ним, но не находя последнего ни в учении, ни в делах Его, с пренебрежением оставляли Его. С другой стороны, Отроча, долженствующее, по пророчеству, родиться от Девы, должно иметь необыкновенную смышленность: зане прежде, неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое; кто же не узнает в Нем того, который растяше и крепляшеся Духом, и преспеваше благодатию у Бога и человеков, который в десятилетнем своем возрасте умел уже состязаться в разумении Писания с книжниками и фарисеями и пристыждать их, который знал книги, неучився? Како сей книги весть, не учився? – с изумлением вопрошали об Иисусе Назаретяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

До трагедии в московском метро был катастрофа «Невского экспресса», был пожар в «Хромой лошади»… Однако подавляющее большинство наших сограждан не пользуются высокоскоростными поездами и не посещают ночных клубов. Теперь взрывы в метро показали, что смерть может настичь каждого – молодого и старого, бедного и обеспеченного, москвича и приезжего… Для чего подобного рода страшные события попускаются нам Господом? Давайте вспомним небольшой отрывок из Евангелия от Луки (глава 13, стихи 1 – 5). «В это время пришли некоторые и рассказали Ему о Галилеянах, которых кровь Пилат смешал с жертвами их. Иисус сказал им на это: думаете ли вы, что эти Галилеяне были грешнее всех Галилеян, что так пострадали? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете. Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете». Внемлем ли мы этому грозному предупреждению Христа? Или виновными в произошедшем у нас будут исключительного «власти», «кавказцы», «богачи-олигархи», «плохие» сотрудники правоохранительных служб? Кто угодно, но только не мы сами, не все наше общество в целом… В пьянстве, разврате, абортах и в практическом безразличии едва ли не доминирующего большинства наших соотечественников к собственной (временной и вечной) жизни мы тоже будем обвинять кого-то другого? А собственно, почему «будем»? Это уже давно происходит на практике. В подтверждение процитирую вам весьма показательные слова кинешминского священника Димитрия Иванова, не понаслышке знающего народную жизнь самой что ни на есть «глубинки». «Проблема в том, что наш народ не видит себя…. Тут мой друг говорит: «Батюшка, ты знаешь, я статистику по нашему городу узнал. У нас в прошедшем году было разводов 78% от заключенных браков». Он теперь в трансе — живёт под впечатлением этих цифр. Конечно, можно его понять. Дочке замуж пора, а жизнь такая нестабильная. «Ну, да», — отвечаю, — «это печально». А [друг] драматично так: «Но ведь это значит, что наше общество вообще ни на чём не держится. Связи все рушатся, только какие-то деньги люди друг другу проплачивают — вот и всё. Как же так можно жить-то, батюшка?» А я что… я, конечно, знаю… Но людям, когда они сами себе испортили жизнь, легче найти человека (людей), которые им кажутся хуже себя, и всё списать на них. Это легче, чем обвинять себя и каяться в грехах своих. Люди портят себе жизнь, а потом успокаивают себя бессмысленными обвинениями в адрес третьих- четвёртых лиц. Цыгане виноваты во всём, мигранты вот ещё. Да, и непременно жиды. И ещё «Единая Россия» … и Ленин. Ну, ещё сергианство и РПЦ МП. Барак Обама — само собой, а вот ответ из книги Бытия: «Жена, которую Ты мне дал….» [согрешила и ввела меня в грех]…. Люди не живут любовью — это значит, что живут ненавистью».

http://pravmir.ru/bog-zhdet-pokayaniya-b...

е. фарисейским), от коих не получили пользы державшиеся оного. Мы имеем жертвенник от которого питаться не имеют права служащие сени. Поскольку тела тех животных, которых кровь первосвященник вносит для очищения греха во святилище, сожигаются за станом. Посему и Иисус, дабы освятить народ своею кровию, пострадал за вратами. Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву славы, т. е. плоды уст прославляющих имя Его ( Евр.11:9–15 ). Подражайте мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и преподанное мною держите, так как я преподал вам. Ибо я от Господа самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите сие есть тело мое, за вы ломимое, сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. (1Кор,11:1–2, 23–25). Таким образом Иудейское Богослужение, как ограниченное, и несовершенное, должно было уступить место Христианскому всеобщему и совершеннейшему, священство Левитское, по чину Ааронову, должно было замениться священством Христовым, по чину Мелхиседекову; жертвенник закона, обагряемый тысячью кровавых жертв – престолом благодати, повседневно окропляемым и освящаемым единою бескровною жертвою, служение сени служением истине, проповедание письмени убивающего возвещением глаголов живота вечного, бездушные гусли, кимвалы и органы ветхозав. служения духоносным пением, обряды плотские порабощающие – обрядами духовными и таинствами священными, возсозидающими растленное естество и приводящими нас не в соприкосновение только, но в ближайшее соединение с самим Господом. ядый мою плоть, вещает сам Он, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Живу не ктому аз, свидетельствует о себе Апостол Павел, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего Мене и предавшего себе по Мне ( Гал.2:20 ), Честная нам и великая обетования даровашася, взывает Апостол Петр, да сих ради будете Божественного причастницы естества ( 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И в каких трогательныхсловах и выражениях, с каким глубоким уважением и нежною чувствительностию к священной особе Саула, как царя своего и помазанника Божия, сообщил он ему своё обличение, держа в руках своих воскрилие его. Господине царю, воззвал он вслед Саула, при выходе его из пещеры, и когда Саул при сем воззвании оглянулся назад и узнал в говорящем Давида и своё воскрилие, тогда Давид, пав лицом своим на землю, поклонился ему и сказал так: для чего ты слушаешь наветников, уверяющих тебя, что я ищу души твоей? вот ты ныне видел собственными очами, что Господь предал мне тебя в вертепе, но я не захотел убить тебя и пощадил жизнь твою, говоря в себе: не изнесу руки моей на государя моего, потому что он помазанник Господень. И вот воскрилие одежды твоей в руках моих; я взял его, но не убил тебя: уверься же теперь и уразумей, что нет во мне злобы против тебя, ни нечестия, ни пренебрежения к тебе, и я ни в чём не согрешил пред тобою, а ты ищешь души моея, чтоб исторгнуть её; да судит Господь между мною и тобою и да защитит меня Господь от тебя, рука же моя не будет на тебе. Царь Израилев! рассуди и помысли, против кого исходишь ты с войском своим и за кем ты гонишься? Не за псом ли умершим и не за блохою ли единою? В другой раз, когда Давид с Авессою войдя ночью в Зифский лагерь Саулов и похитив у него копие с сосудом от возглавия его, на другой день, с противоположной горы показывая копие и сосуд, упрекал телохранителей Сауловых в небрежном охранении безопасности царевой, то, обратившись к самому Саулу, так говорил ему: почто ты гонишь раба твоего, царь и государь мой, в чём я согрешил пред тобою и какая оказалась во мне неправда в отношении к тебе? И ныне да послушаешь, государь мой-царь, смиренных слов раба своего: если Бог побуждает тебя против меня, то да будет благовонна жертва твоя, а если сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, потому что изгнали меня ныне из достояния Господня, говоря: пойди, служи богам чужим. И ныне да не падет кровь моя на земли пред лицем Господним, ибо царь Израилев вышел искать души моей и гонит меня, как нощный вран по горам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И потому, далее говорит он: Иегова, Господи наш! Ты вознес величие Твое превыше небес. Чем и как? Тем, что в устах юных и грудных детей устрояет Себе хвалу, вопреки враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Когда взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которыя Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами, славою и красотою увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил к ногам его, овец и волов всех, и диких зверей, и птиц небесных, и рыб морских, ходящих морскими путями ( Пс.8:3–9 ). Надобно быть какому-нибудь чрезвычайному случаю в домостроительстве Божием о судьбе человека, чтобы внушить песнопевцу сии торжественные слова и такое восторженное изумление. Что же это за случай? Когда и где Творец и Владыка неба и земли в устах юных и грудных детей устроял Себе хвалу? Когда и где явил Он Своё особенное благоволение к человеку? Случай сей открывает нам Сам Иисус Христос, когда, не задолго пред спасительными страданиями Своими, торжественно входя во Иерусалим, и, с одной стороны, видя отроков, взывающих к Нему: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, а с другой – архиереев и книжников, негодующих на то и вопрошающих Его: слышиши ли, что сии глаголют? отвечал им словами сего самого псалма. Ей, сказал Он им: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? А на особенное благоволение Божие к человеку указывают Ангелы, воспевшие при рождении Христовом: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, и апостол Павел, который остальную часть сего псалма прилагает прямо к Сыну Божию, для спасения человеков соделавшемуся человеком, рассуждая следующим образом: не Ангелом покори Бог вселенную грядущую, говорит он, засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко поспешаеши и умалил еси его малым нечим от Ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И то, что странствия еврейского племени по Ближнему Востоку мало отражены в исторической памяти других народов, также не удивительно. У любого народа есть как бы две истории: как он сам воспринимает свой исторический путь – и как он представляется его ближним и дальним соседям. Израиль не исключение. То, что в исторической памяти израильского народа могло быть грандиозным чудом или катастрофой, для Империи могло казаться незначительным эпизодом, происшедшим с одним из варварских окраинных племен. И сегодня москвич, рассказывая заезжему американцу о нравах Сталина, может ни словом не упомянуть о насильственных переселениях чеченского народа… Когда Блаватская находит нечто удобным для себя, она не только выдумывает или перевирает библейские сообщения. Ее излюбленный прием – «творческий перевод» текстов (в том числе и библейских). Текст измочаливается так, что из него исчезают все мысли, несогласные с теософией, но зато влагаются доктрины отчетливо оккультные. Например, в библейской книге Иова есть поразительное исповедание веры древнего страдальца: «А я знаю – Искупитель мой жив и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою; и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого увидят Его» ( Иов. 19:25-27 ). В «переводе» Блаватской этот текст звучит так: «Я знаю, что мой Заступник жив, и что он встанет на мою защиту позднее на земле; и хотя после кожи и само мое тело рассыплется в прах, все же даже тогда без плоти я увижу Бога» 206 . Библейская вера в телесное Воскресение («во плоти») заменяется на обычный спиритуализм («без плоти»). А затем и вообще оказывается, что Иов отнюдь не к Богу взывает – «Иов обращается к своему собственному бессмертному духу, который вечен и который, когда придет смерть, освободит его от гнилого земного тела и облечет в новую духовную оболочку» 207 . Здесь уже остается только вспомнить предупреждение ап. Павла: «Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры… через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 2Тим. 4:1-2 ). Ведь достаточно хотя бы раз прочитать книгу Иову, чтобы в буре всех ее вопросов расслышать хотя бы одно: для Иова Бог есть Бог, и эту тайну Божией свободы никак не растворить в пантеизме. «О, если бы я знал, где найти Его, и мог подойти к престолу Его! Я изложил бы перед Ним дело мое, и уста мои наполнил бы оправданиями; узнал бы слова, каким Он ответит мне, и понял бы, что Он скажет мне…» ( Иов. 23:3-5 ). Это что – похоже на речь к своему собственному я?

http://azbyka.ru/satanizm-dlja-intellige...

И тогда мы с особой остротой прочитываем пронзительные слова Иосифа, сказанные в египетском дворце его братьям (Бытие 45:4–8): «И сказал Иосиф братьям своим: подойдите ко мне. Они подошли. Он сказал: я— Иосиф, брат ваш, которого вы продали в Египет; но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня пред вами для сохранения вашей жизни… Итак не вы послали меня сюда, но Бог, Который и поставил меня отцом фараону и господином во всем доме его и владыкою во всей земле Египетской». Перевод Писания как пространство Встречи Что касается практических задач, то, возможно, сегодня нам стоит знакомить современного нецерковного человека с Библией в том числе и как с великой Книгой (а не только как с источником богослужебных текстов, вероучительных истин, аргументов в межконфессиональной полемике и т. д.), чтобы помочь ему услышать обращенное к нему вечное слово Божие. Может быть, он не станет сразу христианином, но если начнется диалог Духа и души, это уже немалая ценность. Примером такого подхода (безусловно, далеко не идеальным) я могу считать нашу работу в Институте перевода Библии (ИПБ), основанном в 1973 году в Стоклгольме и ныне действующем в России, а также в наших партнерских организациях— библейских обществах и Летнем институте лингвистики. Мы— православные, протестанты и католики, которые никогда не говорят об экуменизме, но сообща делают дело, которое считают важным. Многим это кажется подозрительным, для многих достаточно русской и церковнославянской Библии, а христиане разных конфессий, с их точки зрения, должны сидеть по разным углам и не общаться, как некогда иудеи с самарянами… Мало кто из москвичей помнит, что живет в многонациональной стране, и, более того, в многонациональном городе. Немногие осознают, что в нашей стране далеко не все жители национальных «окраин» способны общаться на русском языке, а для тех, кто способен, это общение зачастую сводится к улице, рынку и телевизору. И практически никто не знает, что из сотни народов, родина которых— Россия, полная Библия существует на языке только одного (русского), да и Новый Завет— лишь на 14 языках . Наконец, совсем мало кто может представить себе, что человек, даже неверующий, даже хорошо владеющий русским, когда впервые услышит или прочитает Слово Божье на своем родном языке, может заплакать. Может сказать: «а я всегда думал, что Иисус— бог русских, но теперь я вижу, что это не так!» Или даже: «у меня такое чувство, будто Он пришел на нашу землю, прошел по нашим селениям…»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=745...

Иисус Христос в своих вольных страданиях, как в последнем явлении земной своей жизни, вполне обнаружил природу Божескую и человеческую, дабы еще раз возвестить миру толикократно Им проповеданную в словах и делах истину Своего Божества и человечества. 5 . Почему Он наименовал хлеб телом своим, сказав ученикам: приимите, ядите: сие есть тело мое? а вино кровию, сказав им: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя? Потому что Он силою Божественного слова Своего преложил хлеб в истинное тело, а вино в истинную кровь Свою, которые имел Он принести на крестном жертвеннике в жертву удовлетворения вечной правде Божией за грехи всего мира по обетованию Своему, изреченному в предвечном совете Троичного единства, как свидетельствует о сем Дух Святой устами Пророка, который от лица Мессии так говорит к Богу Отцу: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси, всесожжений о гресе не взыскал еси. Тогда рек: се прииду, в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, – и как объясняет сие Апостол Павел, говоря, посему Христос, входя в мир говорит: жертвы и даров Ты не восхотел, но тело уготовал Мне; всесожжений и жертвы за грех Ты не требуешь. И потому Я сказал: се иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что ни жертвы, ни даров, ни всесожжений, ни жертвы за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не требуешь, потом сказал: се иду исполнить волю Твою, Боже. По сей то воле освящены мы единократным приношением тела Иисус Христова. И от сей то жертвы примирения человека с Богом, уготованной в животворную снедь всему миру, повелел Он приобщиться ученикам своим, а чрез них и всем нам: ибо сказав им, приимите, ядите; и пийте от нея еси, присовокупил Он: сие творите в мое воспоминание. 6 . Иисус Христос, говоря о крови своей, назвал ее кровию Нового завета: это значит, что была кровь Ветхого завета, которой противополагает Он Свою собственную кровь. Что же это за кровь, на которую в сих словах намекает Он? Это кровь Агнца пасхального и всех ветхозаветных жертв, которою запечатлел Бог завет или договор Свой с народом Израильским, под условием с Его стороны благодеяний и вечной жизни, а со стороны народа повиновения Ему и исполнения Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010