К Филиппу Афанасьевичу N. Из писем к Ф. А. о. Макария открывается, что он был житель г. Бийска, поляк родом. Сохранилось два письма к нему архим. Макария (в библиотеке Казанской семинарии). Первое их них было напечатано с пропусками на стр. 242−244 I тома издания 1860 г. 283 Милостивый государь достопочтеннейший Филипп Афанасьевич. На первое письмо Ваше я немедленно отвечал Агриппине Александровне, посредством сотрудника моего Архипа Абрамовича. На прошедшей неделе священник, отец Стефан, если бы получено было разрешение мне из Томска, непременно посетил бы дом Станислава Яковлевича, чтобы предъизвестить его о пути, открывшемся мне и сыну его Николаю. На письмо Ваше сегодня мною полученное, поспешаю отвечать письмом Агриппине Александровне. Хотел было послать несколько Москвитянина Вам с Павлом Кирилловичем, но решился подождать еще несколько дней. Неизвестность не только в моем, но и в Вашем теперешнем состоянии для меня нечаянна, непонятна и весьма неприятна. Но что делать? Нужно иметь терпение, говорит Апостол Павел ( Евр.10:36 ). Другой Апостол называет это мудростью и говорит: «Если у кого из вас недостает мудрости, тот да просит у Бога, Который даст всем просто, не упрекая, и дастся ему. Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный исходит свыше, от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены» ( Ин.1:5 и 17). Исходит же чрез Единородного Сына Его, Господа нашего Иисуса Христа, ибо «един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех». Это слово из первого послания Апостола Павла к Тимофею. В сем же послании он торжественно исповедует Божество в лице Иисуса Христа, говоря: «великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.2:5, 3:16 ). Итак, к кому же нам прибегать за терпением, если не к Богу, приходя к Нему чрез Иисуса Христа, глаголющего: Я есмь путь, и истина и жизнь,·никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня» ( Ин.14:6 ). Опять: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое, даст вам.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Altajs...

Конечно, такое стеснительное для Давида положение было для него тяжко и прискорбно, и он не говорит, чтобы, вовсе не скорбел, а только объясняет, что во время скорби нашёл и средство избавиться от скорби. Какое же? вот оно: И внегда скорбети ми, пересказывает он, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Когда столь многие и великие бедствия окружали меня, когда всё и отвсюду стесняло меня и угрожало мне смертию, я не поколебался и не отчаялся, но обратился за помощию к Богу моему, призвал Его в молитве моей, и Он услышал меня от храма святого Своего и избавил меня. Что же это за храм, о котором упоминает здесь пророк, тогда как известно, что при Давиде храма в Иерусалиме ещё не было, ибо храм сей построен был Соломоном, сыном его? Храм здесь разумеется нерукотворенный, пренебесный и вечный: из глубины святилища сего-то именно храма Господь и услышал молитву Давидову и ниспослал ему свою силу и помощь. Но Давид, говоря о сем храме небесном, естественно обращался мыслию и к будущему своему храму земному, им задуманному и от Бога одобренному, и утешался представлением, что и в нём, так же как и в небесном храме, молитвы молящихся будут слышимы, ибо и об нём сказано в обетовании Господа: и будут очи Мои отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего ( 2Пар.7:15 ). Здесь должна быть причина, почему он в настоящем месте предпочёл помянутое выражение другому равносильному: услыша Господь с небесе святаго Своего, которое он также иногда употреблял, напр., в псалме 19 ст. 7. Ему приятно и сладостно было и одно воспоминание о храме, и он утешался им, хотя и лишён был удовольствия построить самый храм ( 2Пар.6:9 ). И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог ( Пс.17:8 ). В предыдущем стихе пророк сказал, что он, теснимый от врагов, в скорби своей воззвал ко Господу, и Господь избавил его, а теперь показывает, как избавление это совершилось. Подвиглась, говорит он, земля и затрепетала, и основания гор поколебались, потому что Господь прогневался на них, т. е. на врагов моих. Взыде дым, продолжает он, гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгорешася от Него ( Пс.17:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Короче – во всем должна быть мера и нравственный аспект целеполагания. - Почему дорогие вещи в пользовании священнослужителей сегодня вызывают такой интерес, ярость, осуждение и как следствие - резонанс в современном обществе? - Если собрать все претензии противников Церкви на протяжении веков к священнослужителям, то на первом месте будет вопрос, поднятый вами. Было бы лукавством полностью отрицать этот упрек. Но стремление к роскоши и обрастанию дорогими аксессуарами свойственно очень узкой прослойке священнослужителей. Каждый из нас, священников, знает слова Иисуса Христа в Нагорной проповеди, обращенные не только к нам, а ко всем людям: " Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут " . В каждом конкретном случае надо разбираться. У меня нет привычки считать деньги в карманах людей, особенно которых я не знаю, – расскажу то, что происходит на моих глазах в двух храмах, настоятелем которых я являюсь. У нас 7 клириков. Если к ним прибавить еще 7 священников и диаконов, с которыми я служил в наших храмах в последние 10 лет, то у нас у всех насчитывается 78 детей и внуков (трое детей из них взяты из детских домов). У каждого из нас есть автомобиль – это для нас, действительно, не роскошь, а средство передвижения (у всех машины низшего и среднего класса). Мы все, кроме служения в храмах (зарплата в них значительно ниже средней зарплаты москвичей), еще где-то работаем: кто-то преподает, кто-то пишет книги, кто-то несет послушания в церковных структурах. Некоторые из нас живут за городом, поскольку московские квартиры не смогут вместить многодетные священнические семьи. У одного из нас государственная дача, которую он снимает для проживания, у меня – арендуемая моей женой писательская дача. У пятерых вообще нет никакого загородного дома. Почти все наши жены многодетные матери, но за редким исключением тоже все работают.

http://ruskline.ru/opp/2020/10/02/protoi...

Куда бы он ни пошёл, всюду имеет врагов себе, все твари вооруженны против него. И как друзей Божиих самые стихии бездушные и звери бессловесные боятся и уважают; так и против врагов Его вся природа вооружается, и на каждом шагу поражает и преследует. От того- то к отрокам еврейским и в то время, когда, они находились в пещи Вавилонской, огнь не прикоснулся, и даже пощадил одежды их, между тем как тех, которые ввергали их, и вне пещи попалил и умертвил, равно как других, которые ввержены были после их, прежде нежели достигли дна пещного, огнь восхитил их и сожег в пепел. То же делали и звери со врагами Даниловыми. Пусть и мои враги имеют у себя и лук и стрелы, и всё приготовили на моё поражение: се налякоша грешницы, говорите вы, лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем ( Пс.10:2 ); но поскольку враги сии суть грешники, след., враги Божии, то ничего не успеют против меня, и все приготовления их останутся тщетными. Ибо, что в том, что они имеют лук и стрелы, но не имеют силы, которая даётся от Бога. Бог же не за них, а против них. О! если бы подобная надежда и упование на Бога воодушевляли и нас, братия! сколь мирно и безмятежно потекла бы и наша жизнь, и сколь мало стали бы страшиться и мы врагов своих, а напротив сами были бы страшны для них! Вы, я думаю, помните слова св. Дамаскина, которые вчера воспевала Церковь во всенощном бдении: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни; гор бо зрят. Слова сии истинны, как вещание Духа истины. Но увы! мы грешники, след., можем и должны страшиться, только не человеков, а Бога, Которого оскорбляем по вся дни. Воспрянем убо от сна греховного и всем сердцем и душою нашею обратимся ко Господу Богу, и Он обратит лице Своё на нас и помилует нас: очи Господни, по свидетельству Духа Божия, вся ведущего и глубины Божия, на праведныя и уши Его в молитву их ( Пс.33:16 ). Возопиют к Нему от скорби и туги сердца своего и Он услышит их и в защиту их подвигнет все силы неба и земли на поражение сопротивных. Коснется горам и воздымятся, блеснет молнию, и разженет силы сопротивные, послет стрелы и смятет я ( Пс.143:5–6 ); речет водам, и разверзутся бездны и поглотят их; повелит ветрам, и развеют их, яко прах от лица земли; возглаголет громам, и во мгновение ока поразят их и сожгут в пепел; повелит, – и хлад, и зной, и снег, и дождь, и огнь, и жупел изыдут на погубление их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Между тем как от сего гибельного состояния человек, бесстыдно хвалящийся своими злодеяниями и одобряющий оные в других, не больше как на один только шаг. И потому неудивительно, что Псалмопевец Израиля, упомянув о человеке сего рода, с наибольшею подробностию изображает его свойства и действия: он сим изображением старается возбудить в нас омерзение и отвращение от людей с подобными качествами, и тем нас самих предостеречь от подражания им. Теперь послушаем же, как Псалмопевец описывает одного из таковых людей, уже стоящего над глубиною зол, упоминаемою Премудрым, и готового в неё низринуться, а для большей удобопонятности всех и каждого заставим его говорить языком чисто русским: нечестивый, говорит он, хвалится похотию души своея, одобряет грабителя, в дерзости своей пренебрегает Господа, (говоря в уме своем): Он не смотрит. Нет Бога во всех мыслях его. Во всякое время пути его кривы, чужды для него суды Твои, на всех врагов своих он смотрит с презрением, говорить в сердце своем: не поколеблюсь, в род и род не приключится мне зла. Уста его полны злословия, обмана и жестокости, под языком его мучение и пагуба. Сидит в засаде за двором; в потаенных местах убивает невиннаго; глаза, его подсматривают за бедным; сидит в потаенном месте, как левв логовище, сидит в засаде, чтобы схватить беднаго; хватает беднаго, увлекая в сети свои. Притаивается, прилегает, и бедные падают в его сильные когти. Говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда ( Пс.9:24–32 ). И так, главные черты характера такого человека, по словам пророка, суть: в отношении к Богу – неверие и бесстрашие, грубое невежество и дерзкое заблуждение; в отношении к ближним – наглость и бесстыдство, хитрость и пронырство, обман и коварство, насилия и притеснения, злословие и жестокосердие; а в отношении к самому себе – высокоумие и надмение, самоуверенность в своей силе и могуществе, и дерзкая отважность на всякие преступления. Но не примечаете ли, слушатели, что сии же самые черты, если не в полном составе, то, по крайней мере, по частям встречаются и в нас самих? Не составляют ли ныне злословие и пересуды всеобщую приправу и наших разговоров? Не водворились ли хитрости и обманы, насилия и притеснения и в наших обществах? Не те ли у нас и в большей силе и славе, и в большем уважении и почтении, которые успели больше награбить? Не того ли почитаем мы и умным и деловым человеком, кто хитрее и пронырливее, коварнее и бесстыднее других, или кто скорее и наглее может обмануть других? Не вошли ли ложь и ласкательство во всеобщее употребление и в градах и весях, и в домах и на торжищах? Не говорим ли даже, что без них и обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Мужие мудрии в себе самех! слышите слово Господне о вас глаголющее: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу ( 1Кор.1:19 ). Слышите и вы, кроткие и смиренные младенцы о Христе, утешительное слово, с высоты небес об вас простираемое к земнородным: блюдите, сказано в сем слове, да не презрите единаго от малых, яко Ангелы их выну зрят лице Отца Моего Небеснаго. Слышите и другое столь же утешительное, но прямо уже к вам обращённое: не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). Пусть безумный мир теперь посмеивается над вами, пусть ропщет и негодует на вас, видя постоянство и непреклонность вашу в служении Господу, пусть злословит и порицает и посты и молитвы, и коленопреклонения и мылостыни, как труды бесполезные, как напрасную трату времени и стяжаний, пусть веселится и радуется, видя ежедневное озлобление ваше; приидет время, когда он восплачется, вы же возрадуетеся радостию велиею, и радости вашея никто же возмет от вас во веки веков, яко Господь вечный, Ему же вы ныне служите, будет веселяй вас. Яко узрю небеса, продолжает пророк, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его, или сын чвловеч, яко посещаеши его. Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его и поставил еси его над долы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его и проч. ( Пс.8:4–7 ). Т.е., когда я, говорит пророк, взираю на небеса, на луну и звёзды, которые Ты, Господи, устроил, то в изумлении помышляю в себе, что есть человек, что Ты помнишь его, что Ты посещаешь его Своею милостию, что Ты не многим умалил его пред Ангелами, и славою и честию увенчал его; что Ты поставил его владыкою над всеми Твоими тварями, и всё покорил его власти – и овец и волов, и зверей и птиц. Чувство высокое и беспримерно величественное, которого мы тщетно стали бы искать у других созерцателей природы! Правда, что смотреть на небо и не поражаться его необъятным величием и красотою; взирать на луну, подобно царице величаво шествующую из полунощных чертогов своих, и не восхищаться её велелепным сиянием; видеть мириады звёзд, горящих разноцветными огнями и стройно движущихся в орбитах своих по безграничному пространству небес, и не ощущать при сем восторга и удивления – невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Мы верим, что придет время, когда каждый из нас будет поднят из праха и Господь восставит нас. Он восстановит все лучшее и прекрасное, и тогда все уродство жизни минует и зло будет преображено в добро. Поэтому для нас слова Священного Писания звучат радостной вестью: «Смерть! где твое жало? ад! где твоя Если мы веруем в Господа, то нет для нас ни конца, ни поражения. Есть только надежда, восхождение ввысь к Богу. И когда искушения и грехи нас сбивают с дороги, мы видим эту надежду как путеводную звезду в темноте, и она нам не даст сбиться с пути. Аминь. 5 декабря 1982 г. Часть 2. ПРАЗДНИКИ В ЧЕСТЬ СВЯТЫХ И ПАМЯТНЫЕ ДНИ О святости Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Совсем недавно Москву посетил американский космонавт. Выступая перед москвичами, он рассказывал о том, как впервые со своим спутником ступил на почву Луны. Рассказывал о своих переживаниях, о том, как удалялась от него Земля, как она уменьшалась, постепенно становилась небольшим шаром. Бездна, наполненная звездами, пустынная безмолвная Луна, коричневые скалы, камни, где никогда не было ни одного человека, ни одного живого существа. И находясь в этом далеком пустынно–безжизненном мире, этот космонавт молился и чувствовал себя ближе к Богу, чем даже когда был дома на Земле. Он сам говорил слушателям, с которыми беседовал: «Мне казалось, что я нахожусь в непосредственном общении с Богом, что каждый мой шаг, каждое мое движение — все управляется и направляется Им. Все, что я видел вокруг, немедленно вызывало в моей памяти и сознании слова из Священного Писания. Когда я видел вдали безжизненные лунные скалы, они напоминали мне слова псалма: «Возвожу очи мои к горам, откуда приидет помощь моя»  . Когда я оглядывался на нашу далекую маленькую Землю, которая сама, как космический корабль, летела в пустоте, я думал о первых словах Книги Бытия: «В начале сотворил Бог небо и землю»». Вот эти переживания нашего современника, оторванного от Земли на многие сотни километров, напоминают нам о том, что человек, живущий с Богом, человек, посвятивший свое сердце Ему, может ощущать Его присутствие в любом месте, в любой точке Вселенной. Нет такого места на Земле и на небе, где бы человек не был близок к Богу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Настоящий же псалом, как не обширный, из 14 только стихов состоящий, мы решаемся прочитать для примера. И так, слушайте: Господь просвещение мое, взывает Пророк, и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, чтобы пожрать плоть мою, если будут наступать противники и враги мои, то они преткнутся и падут. Если станет против меня неприятельский полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, я и тогда безопасен. Одного прошу я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святый храм Его; ибо Он укрыл меня в селении Своем в день бедствия, прикрыл меня покровом в скинии Своей; на каменную гору вознес меня; теперь я подниму голову мою пред врагами, окружающими меня; принесу в Его скинию жертвы славословия, и стану петь и бряцать пред Господом. Внемли, Господи, гласу моления моего; Тебя призываю, помилуй меня и услыши меня. Сердце мое говорит пред Тобою: взыщу Господа, и взыскало Тебя лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не сокрой от меня лица Твоего, не отринь во гневе раба Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и веди меня прямою стезею, вопреки соглядающим за мною. Не отдай меня на волю врагам моим, ибо возстали на меня лживые свидетели, которые дышат злобою. Верую, что увижу благость Господню на земле живых. Надейся на Господа, будь мужествен, да будет сердце твое крепко, надейся (терпеливо и твёрдо) на Господа. Не правда ли, что в словах этих так много мысли и чувства, силы и жизни, трогательности и умилительности, что, внимая им, невольно увлекаешься вслед за говорящим и вместе с ним неприметно возносишься к небу – к Богу-Спасителю несчастных, злобою человеческою преследуемых, что чувствуешь себя как бы внезапно оживающим и постепенно возрождающимся, что какое-то особенно отрадное, не земное, а небесное – чистое и светлое ощущение входит в вашу душу, движет и управляет ею, очищая и возвышая её, что тщетно ищешь чего-либо подобного, столь же умилительного и трогательного, в произведениях ума собственно человеческого и ничего не находишь? Прибавьте к сему в вашем воображении воспоминание, что слова сии произносит несчастный, но и в самом несчастии великий, Давид, едва только избегший из рук врагов своих, по пятам его преследующих, произносит, обливаясь, без сомнения, горькими слезами, в какой-нибудь уединённой пещере, или на скале пустынной, окружённый только своею верною, но малолюдною и подобно ему бесприютною дружиною, а, может быть, ещё за рубежом земли отечественной, едва переступив оный, для своей безопасности, в виду иноплеменников, вчерашних врагов его, теперь же дающих ему у себя убежище, или...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не всем ли нам также сказано: его же аще просите от Отца во имя Мое, даст вам, и ещё: его же аще хощете, просите, и будет вам ( Ин.15:16:7 )? Милосердый Господь охотно готов исполнять все наши желания, если только они согласны будут с Его волею, совершать все советы души нашей, если только эти советы от Его советов не будут так же далеко отстоять, как далеко, по Его же у пророка выражению, отстоит небо от земли ( Ис.55:8 или все-таки 9), или запад от востока; готов давать нам всё по сердцу нашему, если только мы Ему отдадим своё сердце, по Его прошению: сыне Мой, даждь Ми сердце твое ( Притч.23:26 ), да амо же и яко же восхощет, тамо и сице уклонит е, и сотворит в нем вся хотения своя к нашему благу и блаженству. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, исполнит Господь вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Когда же Господь, говорит в себе молящийся народ, дарует тебе защиту от врага и спасение от бедствия, а чрез тебя и всем нам избавление от поношения и рабства, нам угрожающего, тогда возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, т. е., вместо стыда и посрамления между соседними народами мы прославимся и соделаемся великими и знаменитыми, но не сами собою, а по имени Бога нашего, сотворившего и творящего чудеса велия в нас и для нас. И поскольку все твои желания и прошения сосредоточивались во благе твоего народа, в его спокойствии и безопасности, в его благоденствии и мире, то таким образом Господь, ограждая нашу безопасность и даруя нам среди брани мир, исполнит вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Ныне познах, говорит пророк далее, яко спасе Господь Христа Своего, услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы Его ( Пс.19:7 ). Ныне, т. е. теперь, когда мы видим, что упование царя нашего на Бога крепко и молитва его к Богу усердна, познали мы на самом деле, что он не будет оставлен Богом, и просимое спасение, по молитве своей, свыше примет: он молится во храме на земле, но Господь слышит его на небе, и оттуда послет ему верную помощь, ибо могущественна спасительная десница Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не подумайте впрочем, чтобы это было мое собственное умствование; нет, это есть мысль всей Православной Церкви, это единогласное учение всех глубокомысленных и благоговейных испытателей Писаний. Послушайте, вот что говорит о сем предмете один из них, которого Церковь по преимущественному обилию духовных красот в его слове именует Златоустым, и которому, как повествует неложное предание, внушал толкования Писаний сам избранный сосуд благодати Божией Ап. Павел, или лучше сказать сам Дух Святой во образе Павла. Хочу сказать вам, говорит он к своим слушателям, нечто пречудное, но не удивляйтесь, и не сомневайтесь. Что же это такое? Приношение в Литургии, кому бы ни случилось приносить оное, Павлу или Петру, есть тоже самое, какое и И. Христос преподал ученикам своим, и то, которое совершают ныне священники, ничем не меньше первого; ибо и его освящают не человеки, но тот же, кто освятил и первое, поскольку как слова, которые Бог провещал, суть те же самые, которые произносит и ныне священник, так и приношение тоже самое есть. Следовательно и это есть тело Христово, также как и то, а кто почитает это худшим того, тот не знает, что Христос и ныне здесь присутствует, и ныне также, как и прежде действует (на посл. к Тим. 1 Прав.). 2) Тоже следует заключить и из слов Апостола Павла в послании ко Евреям. Мы имеем, говорит он, жертвенники, от котораго питаться не имеют права служители Скинии (гл. 13:9). Итак, братия, имея свободу входить во святилище посредством крови Иисуса Христа путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу т. е. плоть свою, и имея великаго священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем и с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и тело омыв водою чистою, будем держаться исповедания надежды непоколебимо: ибо обещавший верен, не будем оставлять собрания своего, т. е. Церкви, как у некоторых есть обычай, но будем наставлять друг друга, и тем более, чем более видите приближение онаго дня. Ибо ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим, то уже не остается жертвы за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010