10 и 22 октября Для Москвы октябрь – месяц исторических воспоминаний по преимуществу. В октябре она пережила много светлых, но еще больше тяжелых дней. В этих случаях москвичи, верные заветам старины, всегда широко пользовались теми средствами утешения, которые предлагала им православная Церковь . Совершая всенародные моления, они старались и для потомков своих увековечить память великих событий своей жизни и завершали крестные ходы построением обетных храмов-памятников. Их храмы стоят и теперь, их крестные ходы совершаются неопустительно из года в год, – вот почему так любопытна история их возникновения, в некоторых случаях, к сожалению, почти всеми забытая. 1612 год отмечен лихолетьем в истории Москвы. Католический Запад, в лице поляков, хотел не только полонить, но и духовно поработить давно ненавистную ему православную Москву, и Москва пережила страшные измены, убийства, грабеж, разрушение и дикое попрание своих заветных святынь. Тогда отважно поднялись русские люди на защиту поруганного православия, и горячие молитвы их даровали им славный успех. В рядах князя Дмитрия Тимофеевича Трубецкого, осаждавшего засевших в Москве поляков, находилась новоявленная (1571 года) чудотворная икона Казанской Божией Матери. С наступлением холодного времени, ее взяли обратно в Казан. Когда, на обратном пути, она была принесена в Ярославль, ее встретило здесь знаменитое нижегородское ополчение, с Минином и князем Пожарским во главе. Князь Дмитрий Михайлович, услышав о глубокой вере московских воинов в чудотворную икону и о том, что ее «прибытием» взят был у неприятелей Новодевичий монастырь, велел немедля снять для Казани копию, а самую икону взял с собой под Москву. Собравшись здесь, воеводы прежде всего решили молить Бога и Его Пречистую Матерь и для этого установили по всему русскому войску трехдневный пост: «Всею ратью начаша плакати и пети молебны, чтобы московское государство Бог избавил от погибели». Между прочим, тогда же был дан обет поставить храм во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. И молитвы их были услышаны. Преподобный Сергий явился в сонном видении пленному архиепископу Арсению и объявил, что Господь, по молитвам Богоматери и великих чудотворцев московских Петра, Алексия и Ионы, в следующий день низложит врагов н возвратит первопрестольный град российский православным. Ободренные известием об этом чудесном видении, воины с новою силой приступили к Москве. Шаг за шагом отбивали они у неприятеля различные ее части и, наконец, 22-го октября приступом взяли Китай-город. Стесненные отовсюду поляки сдались и без боя оставили Кремль.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Georg...

Богуслав. Кафедральный собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты По преданию украинского краеведа Лаврентия Похилевича, в Богуславе были три церкви: Покровская, Троицкая и Параскевская. Покровская была построена в не совсем удобном для прихожан месте, на островке, поэтому «во время полноводья весной, недели на две, сообщение с прихожанами затрудняется». Сейчас на этом месте церкви давно нет, вместо нее возвышается памятник героической Маруси Богуславке. Собор св. Параскевы был построен в 1747 году и сгорел 27 апреля 1826 года. Троицкая была построена еще в 1739 году и со временем состарилась, а вместо нее на месте сгоревшего Параскевского собора построили современный Свято-Троицкий храм. Хотя он был освящен как Свято-Троицкий, но проектировался как Свято-Параскевская, поэтому в Богуславе до сих пор осталась традиция отмечать храмовый праздник именно в день святой Параскевы. Строительство величественного каменного храма началось в 1833 году, но по разным причинам затянулось почти на три десятилетия и сопровождалось многими перипетиями. Согласно составленной сметы, оно должно обойтись в весьма серьезную сумму - более 31 тыс. руб. Графиня А.В. Браницкая согласно данному завещанию пожертвовала на строительство храма 15 тыс. руб., а Святейший Синод Русской Православной Церкви распорядился «сделать нужные внушения прихожанам, чтоб недостающую противу сметного количества сумму старались они по возможности дополнять собственными приношениями». После того как миряне м. Богуслава сумели собрать лишь 2 тыс. руб., Синод также выделил 10 000 руб. Недостаток средств и скорая смерть Александры Браницкой в 1838 году способствовали задержанию и прекращению строительных работ. Сын графини, которому по завещанию достался Богуслав, был католиком и отказался от продолжения строительства Свято-Троицкого храма. Храм вновь ненадолго получил новую жизнь, когда в 1852 году митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) благословил строительство, но завершено строительство было только в 1861 году. Об этом управляющий Богуславским имением дворянин Виктор Деко сразу же сообщил киевскому митрополиту Арсению (Москвину), и в том же 1861 году владыка освятил церковь в честь Пресвятой Троицы.

http://sobory.ru/article/?object=37220

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья ВАЛУЙСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ И ВО ИМЯ СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ ПРИСТАНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился близ г. Валуйки Воронежской губ. (ныне Белгородская обл.), при впадении р. Валуй в Оскол. Время основания неизвестно. Согласно составленному Евгением (Болховитиновым) на основе «архивных записок и сказаний» описанию Воронежской епархии (1800), В. м. впервые упоминается в кон. XVI в. как пустынь. К нач. XVII в. в обители был построен Успенский храм, братия особо чтила чудотворную икону свт. Николая, обретенную, по преданию, на месте основания обители во время покоса; образ дважды переносили в церковь в Валуйки, но каждый раз он оказывался на прежнем месте. В Смутное время В. м. был разорен «воинскими литовскими людми и черкасами», в 1613-1614 гг. восстановлен по повелению царя Михаила Феодоровича «отставным служилым человеком» Корнилием († 1625) вместе с неск. сподвижниками; в янв. 1624 г. В. м. получил от царя Алексея Михайловича жалованную грамоту «на монастырскую пашню и на всякие угодия». На протяжении XVII в. мон-рь неоднократно подвергался разграблению со стороны литов. отрядов и разбойников. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. Валуйский Пристанский в честь Успения Божией Матери мон-рь. Литография. XIX в. В. м. был одним из беднейших в Центр. России, а в Воронежской епархии (до 1764) - единственным не имевшим вотчин и крестьян. В 20-30-х гг. XVIII в. обители были пожалованы небольшие участки земли, к сер. XVIII в. она владела слободами Яблоновой, Ореховой, Казинкой. В мон-ре проводилось 5 ярмарок в год, имелись скотный двор, пасека и сад. В 1766 г. В. м. стал заштатным, лишился почти всего имущества. В сер. XVIII в. братия состояла из 3 иеромонахов и иеродиакона, в обитель ссылали для исправления провинившихся иноков, к-рые «чинили пьянство и всякое распутство». Положение мон-ря осложнялось также нападениями разбойников, воровством и частыми поджогами, о чем в 1800 г. писал строитель мон-ря Воронежскому еп. Арсению (Москвину) . По инициативе строителя «для безопасности от лихих людей» рядом с обителью в специально выстроенных на монастырской земле домах поселились неск. десятков семей выходцев с Украины. Однако эта мера не привела к желаемым результатам: соседство мирян, находившиеся близ монастырских стен питейные дома негативно повлияли на внутреннюю жизнь обители. В 1796-1797 гг. по благословению Воронежского еп. Мефодия (Смирнова) строитель В. м. иером. Ермоген упразднил питейные дома близ обители, за что подвергся преследованию от братии и был вынужден удалиться в Толшевский мон-рь .

http://pravenc.ru/text/154005.html

митрополит Арсений (Москвин) (1795–10.05.1876) митрополит Арсений (Москвин) Епископ Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий. Приобрёл широкую известность своими проповедями и борьбой с сектантством. Биография Родился в 1797 году в селе Воронье (ныне — в Судиславском районе Костромской области), сын диакона. Учился в Костромской семинарии, откуда в 1819 году поступил в Санкт-Петербургскую академию. Во время обучения в академии он был пострижен в монашество 1 сентября 1821 года — с именем Арсений, а 5 сентября 1823 года рукоположен во иеромонаха. По окончании курса академии в 1823 году со степенью магистра он был оставлен при ней бакалавром по богословским наукам; 1 сентября назначен помощником библиотекаря академии, а 14 июля 1824 года — библиотекарем; 16 октября 1824 года причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. Уже 25 августа 1825 года Арсений был назначен ректором Могилёвской духовной семинарии, преподаватель богословия; с 30 декабря — член Могилёвской духовной консистории. С 4 декабря 1826 года стал настоятелем Могилёво-Братского Богоявленского монастыря и приписанного к нему Буйницкого монастыря, с возведением в сан архимандрита. С 16 марта 1827 года он — благочинный монастырей Могилёвской епархии. С 23 августа 1827 года — ректор Орловской духовной семинарии, с 30 ноября — настоятель мценского Петропавловского монастыря, с 16 февраля 1829 года — член Орловского тюремного комитета. С 11 сентября 1829 года — ректор Рязанской духовной семинарии, настоятель рязанского Троицкого монастыря. При Арсении число учащихся в духовном училище и духовной семинарии достигло 1289 человек. По его инициативе в Троицком монастыре для предотвращения разрушения в результате весенних паводков с западной стороны был возведён ряд контрфорсов и повышен уровень земли. В мае 1830 года назначен настоятелем рязанского Преображенского монастыря. С 25 апреля 1831 года ректор Тверской духовной семинарии, настоятель Отроча тверского монастыря, с 24 октября — Макариевского калязинского монастыря. 12 марта 1832 года наречён, 24 апреля в Казанском соборе Санкт-Петербурга хиротонисан во епископа Тамбовского и Шацкого. Активно боролся с распространением сект молокан и духоборов в губернии, используя при этом жёсткие административные меры, за что получил выговор из Святейшего Синода. С 5 апреля 1841 года — архиепископ Подольской епархии, а через 7 лет, 6 ноября 1848 года, он перемещён архиепископом в Варшаву с назначением управлять и волынской епархиею и быть священноархимандритом Почаевской лавры. Наконец, 1 июля 1860 года Арсению Высочайше повелено быть митрополитом Киевским и Галицким, и Киево-Печерской Успенской лавры священноархимандритом, а также членом Св. Синода. Скончался от инсульта 28 апреля (10 мая) 1876 года. Погребён в каменной церкви во имя Воздвижения Честного Креста, на Ближних пещерах, пред Казанской иконой Божией Матери.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Московский храм в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» отметил малый престольный праздник 8 июня 2007 г. 18:29 8 июня в день памяти преподобного Варлаама Хутынского в московском   храме в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Ордынке Божественную литургию совершил архиепископ Истринский Арсений . Богослужение проходило в правом приделе храма, посвященном памяти преподобного. Владыке сослужил настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко и духовенство храма, за богослужением молился благочинный Иосифо-Волоцкого монастыря иеромонах Милитон. После Евхаристического канона состоялась хиротония насельника Иосифо-Волоцкого монастыря монаха Саввы в сан иеродиакона. День памяти преподобного Варлаама Хутынского всегда особенно почиталась в Скорбященском храме — дважды в год по благословению Святейшего Патриарха в дни его памяти служение совершают викарные архиереи Москвы, в советское время этот праздник был одним из самых почитаемых среди москвичей. Клирик Скорбященского храма игумен Филарет (Тамбовский) рассказал о том, что преподобный Варлаам весьма почитался среди московского купечества, которое пожертвовало и икону, и богатое украшение к ней. Преподобный Варлаам является помощником и в торговле, и в домашних делах. «После возвращения храма Церкви в 1948 году первое богослужение прошло именно здесь, в Варлаамовском приделе. А однажды, когда Патриарх Пимен не смог приехать на день памяти иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , поскольку был в командировке, то по возвращении приехал в храм на день памяти преп. Варлаама, и тогда совершали в этот день две службы — чудотворной иконе и преподобному. А Святейший Пимен уже не мог подниматься уже по лестнице и иконы ему сносили вниз». В своем приветственном слове настоятель храма протоиерей Николай Матвиенко отметил тот факт, что архиепископ Арсений в этом храме уже не раз возглавлял чин присоединения к Православию . От лица настоятеля и приходского совета владыке Арсению была преподнесена пара настольных подсвечников. Архиепископ Арсений передал богомольцам, собравшимся в храме, благословение Святейшего Патриарха Алексия и пожелал помощи Божией молитвами преподобного. «То большое количество молящихся, которое сегодня мы видим на богослужении, говорит о неизменной любви и почитании, которыми пользуется преподобный Варлаам среди верующих москвичей», — отметил владыка. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/254786.htm...

После литургии предложена была посвятившим меня архиереям малая закуска, а обеда не было, потому что в три часа надлежало идти в церковь к вечерне накануне великого поста. 17, Середа. Я служил преждеосвященную обедню в Казанском соборе и после обедни отправился на Васильевский остров к своему митрополиту Арсению, жившему там подле Благовещенской церкви. Он был дома и принял меня с распростертыми объятиями. После взаимного святого лобзания я искренно выразил ему глубочайшую благодарность мою за избрание меня в содейственники по управлению киевской епархией, и примолвить: Владыко Святый! В костромской семинарии, когда вы еще были Феодор Павлыч Москвин, я учился у вас греческому языку, которого знание весьма пригодилось мне на Востоке; а в 1825 году, когда вы были уже иеромонахом и бакалавром петербургской академии, не без вашего содействия я принял был студентом в эту академию. Потом? Потом долго, долго надлежало мне обогревать православный Восток. Кончено это дело мое, и вот я опять к вам же поступаю для священнослужения. Вы сила, привлекшая к себе меня юного и устаревшего. Смекаю все это, вижу во всем этом волю Божию, действовавшую на меня через вас, и скажу вам чистосердечно; что я готов послужить делу под вашим священноначалием, послужить верой и правдой, без малейшего разъединения с вами. Основательны мои мнения? Утверждайте их. Не осмотрительны? Не утверждайте. Я вам послушник. у которого самолюбие удерживается разумом в должных пределах. Митрополит, выслушав эти слова мои, сказал мне: я надеюсь на ваше благоразумие, на вашу преданность мне и на вашу опытность. Оба мы мирно пойдем по одному поприщу. А знаете ли, почему я, между прочим, избрал вас в содейственники? Извольте выслушать это. Вы – язычник. (Я улыбаюсь и он улыбается). Итак, будете писать письма от моего имени, кому придется писать по-гречески и по-французски. Я приобрел себе грека и французика. – Точно так. Я грек, но не лукавый человек, я и французик, но не подбитый ветерком. По возвращении восвояси я получил письмо от княжны Львовой. Она поздравила меня с получением нового сана уведомила, что великая княгиня Елена Павловна прочла мою речь с величайшим удовольствием, и по поручению ее высочества спросила меня: могу ли я еще раз принять ее на дух? В случай согласия моего государыня говела бы на первой неделе и могла бы обратиться к своему духовному отцу, которого удаление очень огорчает ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

Дальнейшие академические и научные связи с греческой церковью ограничивались в XVI веке посылкой нескольких молодых русских людей в Константинополь для учения и подготовки в переводческой работе. Только тогда, когда боголюбцы были в тесном контакте с царем Алексеем Михайловичем, были сделаны новые попытки пригласить греческих ученых в Москву. Первые две такие попытки оказались крайне неудачными и привели только к компрометации греческого правоверия. В 1646 году такой, казалось, нужный для России ученый грек был уже найден в лице архимандрита Бенедикта, о котором говорили, что он — доктор богословия одной из церквей Константинополя. Ртищев немедленно связался с Бенедиктом (который не стесняясь хвастался своими обширными познаниями) и хотел его представить Морозову с целью приглашения этого ученого грека на работу как переводчика или даже как профессора. В самую последнюю минуту Посольский приказ узнал, что Бенедикт не только беззастенчивый хвастун, подделавший свои бумаги, но и вор. Принимая это во внимание, этот греческий авантюрист, кандидат в профессора, был немедленно Через три года новая попытка пригласить другого ученого грека даже обернулась крупным церковным скандалом, почти окончательно скомпрометировавшим греческое благочестие в глазах москвичей. Приехавший в 1649 году в Москву за финансовой поддержкой и по политическим делам иерусалимский патриарх Паисий привез с собой действительно очень ученого богослова и переводчика Арсения. Этот ученый-грек (Арсений), хотя и был греческого происхождения, но учился в Италии, где он и приобрел широкое общее и специально-богословское образование. Он отлично владел многими языками, и всем казалось, что он был отличным кандидатом в переводчики и педагоги. Московское правительство с благословения Паисия немедленно решило предложить Арсению службу. Окончив благополучно свои дела в Москве, Паисий уехал, оставив Арсения организовывать переводческое и школьное дело. Но 25 июля того же года, к великому ужасу москвичей, в Москву пришло письмо патриарха Паисия, в котором он писал с дороги, что рекомендованный им Арсений оказался религиозным авантюристом. Во время своих странствований этот ученый грек Арсений сначала перешел в католичество, потом в ислам, позже снова стал православным, а затем снова перешел в В результате строгого допроса Арсения выяснилось, что ловкий грек действительно изменял вере: в Италии он был католиком, в Турции — мусульманином, в Польше — униатом... и три раза возвращался в Как авантюрист и еретик, Арсений немедленно был выслан в Соловки, откуда он вышел лишь в 1652 году.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

Впечатлениями о зарубежных поездках М. делился в очерках, пользовавшихся большой популярностью. Одна из таких публикаций - очерк «Поездка в Иерусалим» в ж. «Исторический вестник» (1881. 6) - дала возможность М. А. Булгакову не только включить в роман «Мастер и Маргарита» детали расположения иерусалимских улиц, но и представить город глазами М., о чем можно судить, сравнив пометы, сделанные Булгаковым в номере «Исторического вестника» с очерком М. (РГБ ОР. Ф. 562 (Булгаков М. А.). К. 25. Ед. хр. 1. С. 470, 471, 474), с соответствующими описаниями в знаменитом романе. В 80-90-х гг. XIX в. М. написал повести «Мамаево побоище» (1881), «Сагайдачный» (1882), романы «Наш Одиссей» (1887), «Замурованная царица» (1890), «За чьи грехи?» (1891), «Прометеево потомство» (1897), оставшийся незаконченным посвященный Костомарову биографический роман «Профессор Ратмиров» (1889). М. поддерживал отношения с рядом православных деятелей. Писатель встречался с Сербским патриархом, с Черногорским архиереем, высказавшим желание черногорского народа «предаться России на вечное подданство с переселением на Кавказ», о чем М. сообщил Киевскому митр. Арсению (Москвину) (РГАЛИ. Ф. 320. Оп. 1. Ед. хр. 7) . Большое значение в идейном становлении М. сыграло увлечение «славянским вопросом». Под влиянием публицистики И. С. Аксакова и К. С. Аксакова М. считал «славянскую взаимность» одним из важнейших факторов общественно-политической жизни Вост. Европы в XIX в. Демократические взгляды М. сформировались под влиянием творчества А. И. Герцена и Т. Г. Шевченко. В диспутах с Костомаровым и Некрасовым о способах изображения исторических лиц и событий в лит. произведении были заложены основы художественного метода М., краеугольным камнем к-рого стало стремление осмыслить историческую роль и историческую психологию отдельных социальных групп. Писатель стремился преодолеть узконациональные представления об исторических явлениях. Так, в событиях раскола XVII в. едва ли не первым среди представителей рус. общественной мысли М.

http://pravenc.ru/text/2564166.html

Избрание произошло без участия К-польской Патриархии, традиционно игравшей большую роль в этом процессе, что свидетельствовало о начавшемся движении АПЦ к подлинной самостоятельности. Прибыв в Египет, новый патриарх обнаружил, что положение дел в Церкви за время его отсутствия сильно изменилось. Уже при патриархе Иерофее II начались первые конфликты между Патриархией и греч. общественными орг-циями - общинами, представлявшими интересы быстро растущих численно и экономически греч. предпринимательских кругов, к-рые стремились не только добиться полной независимости АПЦ от К-польского престола, но и обеспечить участие мирян в управлении Церковью. С этой целью общины Каира и Александрии составили новый церковный устав (канонизм), к-рый существенно ограничивал полномочия патриарха. Н. был вынужден подписать этот устав, надеясь в будущем его ликвидировать. Но первая же попытка патриарха выйти из-под контроля общин привела к началу затяжного и самого острого в XIX в. церковно-политического конфликта в Египте, получившего название «египетская смута». В февр. 1866 г. Н. рукоположил новых архиереев и назначил состав Синода без согласования с общинами, чем вызвал недовольство нек-рых мирян и начало дискуссий о правах Патриархии и общин. Нестроения в Церкви и перемена климата пагубно сказались на здоровье патриарха: весной 1866 г. он перенес инсульт. Несмотря на это, Н. пытался заниматься организацией церковной жизни: в частности, он обратился с просьбой к Киевскому митр. Арсению (Москвину) оказать финансовую помощь в строительстве правосл. храмов и уч-ща для правосл. арабов, в т. ч. с целью противостоять католической пропаганде. Ухудшение здоровья побудило Н. в июле 1866 г. назначить местоблюстителем митр. Фиваидского Мелетия. Это назначение вызвало новые протесты. Несмотря на его последующую отмену, в дек. того же года общины без участия Патриархии избрали местоблюстителем архим. Евгения (Дангоса), заручившись поддержкой К-польской Церкви. Вслед. распространившегося мнения об умственной и телесной слабости патриарха и его неспособности к управлению Церковью архим.

http://pravenc.ru/text/2565298.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010