Фамилия Невежиных, давшая трех главных печатников, около сорока лет и в самое смутное время на Руси заправлявшая печатанием богослужебных книг, внесла в свои печатные издания массу погрешностей даже против прежних рукописных книг. Она три раза издавала общую минею, но ни одной описи в ней не исправила; в псалтирь внесла молитвы сомнительного характера; в синаксариях цветной триоди перемешала все недели против старых списков триоди; во всех богослужебных книгах в молитвах сделаны изменения конечных славословий, противные содержанию молитв и православию; через неправильную постановку знаков препинания изменен и затемнен смысл речи; допущены описки в словах и целые выражения, проводящие еретическую мысль. В потребнике 1602 года, в чине освящения воды в день Богоявления, внесена прибавка слова «и огнем», исключение которой потом наделало столько смуты в Москве и навлекло столько страданй на троицких справщиков 62 . Дело троицких справщиков со всей наглядностью рисует нам порядки и нужды книжной справы перед временем п. Филарета. Сряду после смутной эпохи на разоренном печатном дворе чувствовался крайний недостаток в средствах к исправлению книг, недостаток в надежных, сведущих справщиках и в правильных книгах. Предпринятое исправление потребника переносится из Москвы в троицесергиевскую лавру и поручается архимандриту Дионисию, старцу канонархисту Арсению Глухому, старцу книгохранителю Антонию Крылову и монастырской Клементьевой слободы священнику Ивану Наседке. В царском указе от 8 ноября 1616 года объясняются причины такого поручения троицким справщикам; первая из них та, что здесь в монастыре имеются «духовные и разумные старцы, которые подлинно и достохвально извычни книжному учению и грамматику и риторию умеют», следовательно лучше других могут удовлетворять требованиям книжной справы; вторая причина та, что здесь «в обители книгами исполнено» и сокровища монастырской библиотеки могут восполнить недостаток на печатном дворе книг, нужных для этой справы 63 . Хотя троицким справщикам в исправлении потребника предоставлялась полная свобода действий, как их «святый животворящий параклит вразумит и научит», требовалось только, чтобы они исправили книгу и приготовили ее к печати в скором времени «не во многом мотчании», но серьезное отношение к делу задержало троицких справщиков над исправлением потребника довольно продолжительное время.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В начале царствования царя Михаила Феодоровича было поручено препод. Дионисию, архимандриту Троицко-Сергиевой лавры, да свящ. Ивану Наседке, да старцу Арсению Глухому исправить Потребник. Справщики нашли неправильными в Потребнике конечные славословия в молитвах: напр., в конце молитв, обращенных к Отцу пли Сыну, читалось: «и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Св. Духу». Они исправили эту неправильность. Другим важнейшим исправлением было уничтожение слова «и огнем» в водосвятной молитве: «сам и ныне Владыко освяти воду сию Духом Твоим Святым» (было напечатано: «и огнем»»). За последнее исправление справщики потерпели туже участь, которую испытал Максим Грек Невежественные приверженцы и издатели прежнего неисправленного Потребника обвинили препод. Дионисия в ереси, так как де он не исповедует Святаго Духа «яко огнь есть». Обвинение казалось тем более важным, что исправлением водосвятной молитвы уничтожался обычай знаменования воды зажженною свечою, который собственно и считался совершительным действием при водоосвящении. Незнавший сущности дела народ стал толковать, что Дионисий с товарищами хотят вывести огонь из мира. После суда Дионисию и Ивану Наседке было запрещено священнодействовать, а Арсения сослали. Однако чрез несколько лет после сношения с восточными патриархами слово «и огнем» было вычеркнуто и справщики оправданы. Этот случай с преп. Дионисием снова подтвердил, что общество не совсем было готово к исправлению и к перемене богослужебных книг и всякую серьезную попытку к окончательному и совершенному исправлению могло встретить протестом, как бы ни было правильно и законно совершено таковое исправление. Между тем нужда в правильном и окончательном исправлении все более и более начинала чувствоваться, так как справщики, пользуясь свободою от всякого надзора, стали вносить в книги свои мнения, часто неосновательные и ошибочные. В 1639 г. к Москве печатался Номоканон с Киевскаго издания 1624 г. По Номоканону Киевскому (и Афонскому также) на проскомидии положено было иметь пять просфор.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/proishoz...

Правда, и в это время были попытки поставить во главе этого дела людей образованных и способных нашему богослужению оградить характер однообразный и более отвечающий старине, но такие попытки потерпели полнейшее фиаско со стороны людей невежественных. Так, когда при Мих[аиле] Феодоровиче исправление книг было поручено архимандриту Троицкого монастыря Дионисию, старцу Арсению Глухому и священнику Ивану Наседке, то новые справщики, более других образованные, решились исправить Служебник и Требник более чем по двадцати, и в том числе пяти, спискам греческих богослужебных [книг]. Но, сделав в этих книгах немало поправок и между против исключив в чине Богоявленского водоосвящения пресловутую прибавку «и огнем» в словах «и освяти воду сию духом твоим святым», они были причислены к еретикам, а потом Собором 1816 (sic!) года даже были осуждены и жестоко поплатились за свое преждевременное усердие. Патриарх Ф[иларет] Никитич обратил особенное внимание на печатание богослужебных книг, которое очень медленно подвигалось особенно во время междупатриаршества и, «зельною ревностию одержимь быв к божественным книгам, повелел печатанию строитися безпрестанно и предавать книги по всей Русской земле св. Божиим церквам». К печатному делу, или, вернее, справщиками были сделаны люди образованные и знакомые «со книжным учением, грамматикою и риторикою», как напр.: Арсений Глухой, старец Антоний Крылов, Иван Наседка, богоявленский игумен Илья и др. В пособие им царь и патриарх «повелеста от градов книги харатейныя добрых переводов древних собрати и от тех древних божественных писаний стихословия исправляти, яже неисправлением от преписующих и многолетних обычаев погрешена быша». В Московской типографии вышло очень много богослужебных книг, из них особенный интерес представляют Типикон 1641 г. 464 , Требник и Служебник. Последний издавался до шести раз. Типик замечателен тем, что он впоследствии, при последнем его пересмотре 1682 г., оказал справщикам громадную услугу, и из него очень многие статьи были внесены в последний. Это зависело от того, что этот устав более прочих согласен с греческим и славянскими рукописными и печатными уставами. Что касается Требника этого патриарха, то он и доселе пользуется известностью в среде так называемых раскольников, как за свою полноту, так и за то, в частности, что в нем впервые напечатан чин присоединения к православной Церкви латинян.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

В своей редакторской деятельности справщики нач. XVII в. руководствовались традиц. пониманием книжной правильности, закрепленной Собором 1551 г. Вместе с тем в К. с. этого периода находит продолжение традиция филологической критики канонических текстов, связанная с прп. Максимом Греком, которая поддерживалась прежде всего в Троице-Сергиевом мон-ре, где прп. Максим провел последние годы жизни. В период междупатриаршества - 1616-1618 гг.- в мон-ре по царскому повелению было предпринято исправление Требника (М., 1602). Характерно, что в царской грамоте, направленной в 1616 г. в Троицкий мон-рь, в качестве требования к справщикам указывалось знание грамматики и риторики: исправление Требника предписывалось поручить тем монахам, к-рые «подлинно и достохвално извични книжному учению и грамотику и риторию умеют» (ААЭ. Т. 3. 329. С. 483). На основании этой грамоты правкой Требника было приказано заняться троицкому архим. прп. Дионисию (Зобниновскому) , насельнику мон-ря Арсению Глухому , свящ. Иоанну Наседке , старцу Закхею и др. Справа Требника велась по 20 слав. спискам и по 5 греч. рукописям и изданиям. Среди слав. рукописей наиболее авторитетными для справщиков были тексты митр. Киприана и Максима Грека: список 1481 г. с Киприана (митрополита) Служебника 1395 г. и Канонник в редакции Максима Грека. Работа была закончена в 1618 г. В процессе К. с. помимо грамматической унификации в Требник были внесены следующие основные изменения: 1) из молитвы чина великого освящения воды на Богоявление были исключены слова «и огнем» (ранее молитва читалась: «Сам и ныне, Владыко, освяти воду сию Духом Твоим Святым и огнем»); 2) был исправлен недостаток славословий в завершениях молитв: молитвы, обращенные к Одному из Лиц Св. Троицы, в Требнике 1602 г. нередко оканчивались славословием Трех Лиц. Неверные славословия справщики обнаружили и в др. книгах, особенно много их было в Уставе 1610 г., изданном головщиком Троице-Сергиевого мон-ря Лонгином Коровой и уставщиком Филаретом. Лонгин оклеветал справщиков перед патриаршим местоблюстителем митр.

http://pravenc.ru/text/1841566.html

Также не видно и того, чтобы болезнь его была от злого духа, т. е. чтобы он был вместе и бесноватый, подобно упомянутому выше глухому косноязычному ( Мк.7:32 и дал.). Да его коснется (чтобы прикоснулся к нему), т. е. прикоснулся рукой для исцеления, как нередко делал Господь, исцеляя больных. Мк.8:23 . Он, взяв слепого за руку, вывел его вон из селения, и плюнув ему на глаза, возложил на него руки, и спросил его: видит ли что? Господь и при сего слепого поступает так же, как поступил при исцелении глухого косноязычного, потому что и здесь была полуязыческая страна, иудеи здесь жили вместе с язычниками ( Мк.7:32 и др. ст.). Изведением его из селения Иисус Христос хотел отклонить праздное любопытство толпы; плюновением же на очи и возложением руки на него – возбудить силу веры в нем. Мк.8:24 . Он взглянув сказал: вижу проходящих людей, как деревья. Яко древие ходяще (проходящих как деревья), т. е. не ясно, не отчетливо, но всё-таки вижу. Мк.8:25 . Потом опять возложил руки на глаза ему, велел ему взглянуть. И он исцелел, и стал видеть все ясно. Господь не вдруг, а постепенно исцеляет слепого, вероятно, потому что слаба была вера его (Феофил.). Мк.8:26 . И послал его домой, сказав: не заходи в селение, и не рассказывай никому в селении. Следовательно, слепой был родом не из Вифсаиды, а из другого места. Господь повелевает ему не заходить в селение, т.е. в Юлию-Вифсаиду, и не рассказывать никому из этого селения о своем исцелении, по всей вероятности, по той же причине, по которой запретил рассказывать исцеленному глухому-косноязычному, – чтобы до времени не раздражать вооружавшихся все более и более против Него и следивших за Ним, фарисеев, которые, не веря Его чудесам, распускали злые слухи о силе, которой Господь совершал чудеса – будто Он творил их силой злых духов (36 ст. 7 гл.). Зач. 35. Исповедание Петрово и отрицание им страданий Христовых. Читается в субботу 5-ой недели великого поста. Повествование о исповедании Петровом у евангелиста Марка излагается короче, чем у евангелиста Матфея ( Мф.16:13–20 ). Еванг. Марк вовсе не упоминает о похвале Петра за исповедание и обетовании, которое дано было ему Господом по сему случаю: ты Петр (камень) и на сем камне Я создам церковь Мою... И дам тебе ключи царства небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах и пр. Еванг. Марк был учеником ап. Петра, и писал Евангелие для римских христиан под руководством своего учителя; посему нет сомнения, что он пропустил указанную черту события по приказанию самого апостола, побуждаемого скромностью и пропустил как будто для обличения будущих представителей Римской церкви, которые основывают свои неправильные притязания быть видимой главой всей Церкви на словах обетования Господа Петру после исповедания им Христа Сыном Божиим (Мих.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

8. Молитва о неотступной Божией помощи «Не остави мене, Господи Боже мой, не отступи от мене; вонми в помощь мою, Господи спасения моего» ( Пс.37:22–23 ). Когда человек, отстав от грехов, презрев мир и прелесть его, старается Богу угождать, Христу следовать верой и терпением, встречает его ненависть мира, и те самые, которые прежде были друзьями, врагами его делаются, как в том же псалме говорится: «Друзья мои и ближние мои напротив меня приблизились и встали, а ближайшие мои вдали от меня встали; ищущие души моей теснились, ищущие мне зла говорили суетное и весь день помышляли о коварстве» ( Пс.37:12–13 ). Хотя и всегда, но особенно в таком случае должно с воздыханием к Богу сердце возводить, чтобы Он не оставил, и не отступил с помощью Своею. Против врагов и хульников должно быть как глухому и немому, как Псаломник говорит о себе в том же псалме: «Я же как глухой не слышал, и как немой не отверзал уст своих» ( Пс.37:14 ). Тогда Бог, на Которого уповаешь, вместо тебя, возгласит самим делом, как говорит пророк: «Открой Господу путь твой, и уповай на Него, и Он совершит. И выведет, как свет правду твою, и судьбу твою, как полдень» ( Пс.36:5–6 ). А притом сам старайся не оставить Господа, и сердцем не отступить от Него, но внимать всегда Его закону, как говорит: «Внимайте, люди Мои, закону Моему» ( Пс.77:1 ). 9. Благодарение Богу от грешника, отставшего от грехов и кающегося «Исповемся Тебе, Господи Боже мой, всем сердцем моим, и прославлю имя Твое в век: яко милость Твоя велия на мне, и избавил еси душу мою от ада преисподнейшего» ( Пс.85:12–13 ). Сходно с этим: «растерзал еси узы моя. Тебе пожру жертву хвалы»( Пс.115:7–8 ). Человек, живущий в грехах, грехами, как узами духовно связан, и, как пленник, сатаной удерживается, и при вратах адовых душа его находится, хотя он этого, будучи ослеплен, не чувствует. Но благость Божия, ожидающая его на покаяние, не позволяет сатане его душу в ад похитить. А когда от грехов благодатью Божией отстанет и кается, от тех уз освобождается, от сатанинской власти восхищается, и благодатью Христовой делается свободным, как говорит Христос: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» ( Ин 8:36 ), и от врат смертных восхищается, и приходит к числу спасающихся. Потому ему всегда должно прежнюю свою беду и эту великую милость Божию помнить, и усердно Бога благодарить за то, что от той беды его избавил.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

   Человеку, в таком состоянии находящемуся, увещевание и слово также полезно, как глухому музыка, как мертвому речь. Евангелие святое, слово Божие, как басню слушает, муку вечную и царство небесное вымыслом считает. Кто-то говорит: «Как такое может быть, чтобы мне не верить Евангелию, которое каждый почти день слышу в церкви читаемое?» Хорошо, братец, и я тебе с апостолом Иаковом говорю: «Покажи мне веру от дел твоих» (Иак 2:18).    Веруешь Евангелию, тогда почему по вере своей не исполняешь написанного в Евангелии? Веруешь Евангелию, тогда почему не повинуешься Евангелию? Веруешь, что Бог везде есть, потому и с тобою есть неотлучно, где бы ты ни был и что бы ты ни делал, все знает точно, почему же делаешь то, что в присутствии Божием крайне не должно делать? Когда перед Монархом стоишь, со всяким почтением и страхом предстоишь ему, как и должно, ибо сама персона монаршая требует того. Бог есть Великий и Страшный Царь, Который и душу, и тело твое в руке Своей держит, тогда почему ж, если веруешь, что Он тебе соприсутствует, почему такого почтения и страха не воздаешь Ему, какое почтение и страх земному Царю показываешь, когда ему предстоишь? Разве это причина, что земного Царя видишь, а Бога не видишь. Правда то, что Бога не видишь да и видеть нельзя. Не видишь Бога телесными очами, да душевными видишь, если веруешь в Него. Такова-то вера твоя!    Веруешь, что Бог есть Праведный Судия, почему не трепещешь, когда грехами раздражаешь Его? Такова-то вера твоя!    Веруешь, что Бог есть самое высочайшее добро и что Его надобно всем сердцем любить, почему же не любишь Его, как самое большое добро? Почему малую сласть предпочитаешь этому высочайшему добру? Почему то творишь, что противно воле Его святой? Любящий любимого во всем непременно со всякой охотой слушает, во всем волю его исполняет, чтобы он не огорчился. Как Бога можно любить, а воле Его противиться? Таковая-то вера твоя и любовь!    Веруешь, что Сын Божий пришел в мир для тебя, и страшные претерпел страдания, и тем тебя от смерти вечной избавил, почему же по вере своей не угождаешь Ему? Если бы кто тебя от смерти телесной избавил каким-нибудь способом, ты бы ведь все делал, что бы он ни хотел. Почему же ради Христа не делаешь того, чего Он хочет, если веруешь, что Он от смерти вечной избавил тебя таким чудным образом? Такая-то вера твоя!

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

В любом случае, Иисус не оттолкнул просящую. Прежде , сказал Он, должны насытиться дети, но только прежде , так как пищи останется и для щенков. И действительно, Евангелие сначала было принесено Израилю, но лишь прежде , ибо потом оно было даровано и другим народам. Женщина, видимо, заметила, что Иисус говорит с улыбкой. Она знала, что дверь перед ней еще не закрыта. И женщина ответила Ему: «Господин, но ведь и собачки под столом едят крошки у детей», то есть «Да, я знаю, сначала должно накормить детей, но разве я не могу получить кусочки, которые отбрасывают дети?». Иисусу понравился такой ответ. Судьба этой женщины была трагичной, у нее была больная дочь, и все же в ее сердце было достаточно света, чтобы ответить улыбкой. Ее вера была подвергнута испытанию, и она получила ответ на нее. Эта женщина символизирует собой языческий мир, устремившийся к небесной пище, которая была, отвергнута иудеями. б) Исцеление глухого косноязычного (Мк.7,31–37) (Мф 15,29–31) 31 Выйдя из пределов Тирских и Сидонских, [Иисус] опять пошел к морю Галилейскому через пределы Десятиградия. 32 Привели к Нему глухого косноязычного и просили Его возложить на него руку. 33 [Иисус,] отведя его в сторону от народа, вложил персты Свои в уши ему и, плюнув, коснулся языка его; 34 и, воззрев на небо, вздохнул и сказал ему: «еффафа», то есть: отверзись. 35 И тотчас отверзся у него слух и разрешились узы его языка, и стал говорить чисто. 36 И повелел им не сказывать никому. Но сколько Он ни запрещал им, они еще более разглашали. 37 И чрезвычайно дивились, и говорили: всё хорошо делает, – и глухих делает слышащими, и немых – говорящими. Этот отрывок начинается с описания путешествия Иисуса Христа в области, вокруг Галилейского моря. Он проходил через район Десятиградия, где к Нему привели глухого косноязычного. В этом примере виден один из применявшихся в те времена способ исцеления людей. 1. Целитель отводит человека подальше от толпы, чтобы быть с ним наедине. 2. Иисус вложил пальцы в уши глухого и притронулся слюной к его языку. В то время люди верили в лечебные свойства слюны. Затем Он взглянул на небо, чтобы показать глухому, что помощь придет от Бога, а потом произнес таинственное (для грека) слово и человек был исцелен.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Глава 40. Монах должен брать примеры для совершенства не у многих, а у одного или немногих " Чтобы удобнее достигнуть этого, живя в обществе, ты должен избрать себе в пример подражания не многих, а лучше одного или двоих. Кроме того, что немного можно найти в жизни совершенных, это полезно и потому, что для усовершенствования в киновийной жизни каждый усерднее учится и образовывается примером одного " наставление относится только к новичкам, которые не могут сразу усвоить разные добродетели разных лиц, как усваивают преуспевшие, и среди множества добрых качеств могут, так сказать, растеряться и ничего не усвоить; а нужно сначала понемногу усваивать из примера немногих или даже одного). Глава 41. Что пребывающему в общежитии особенно нужно соблюдать " А чтобы тебе всего этого достигнуть и постоянно держаться этого духовного правила, живя в общежитии, ты должен соблюдать три правила, соблюдаемые и Псалмопевцем, который говорит: я, как глухой, не слышу, и как немой, который не открывает уст своих; и стал я, как человек, который не слышит и не имеет в устах своих ответа (Пс 37, 14, 15). Точно так и ты будь слепым, глухим и немым; - слепым, чтобы тебе, подобно слепому, не смотреть ни на что, кроме избранного тобою для подражания, на не служащее к поучению, чтобы, соблазнившись, не избрать худшего; - глухим, чтобы не внимать, подобно глухому, тем словам, которые произносят непокорные, упорные, порицатели и подобные им, которые очень легко могут своим примером развратить; - немым, по примеру Псалмопевца, который говорит: я сказал: буду я наблюдать за путями моими, чтобы не согрешать мне языком моим; буду обуздывать уста мои, доколе нечестивый предо мною. Я был нем и безгласен, и молчал даже о добром (Пс 38, 2, 3), чтобы быть тебе неподвижным и ничего не отвечать, подобно немому, когда слышишь злословия, когда наносят тебе обиды. К этим правилам следует особенно прибавить четвертое, которое требует, чтобы ты, по учению апостола, был безумным в мире сем, чтобы быть премудрым (1Кор 3, 18), т.е. не рассуждай о том, что тебе прикажут, а всегда в простоте сердца и с верою неси послушание, считая святым, полезным и мудрым только то, что тебе повелевает Закон Божий или старец. Когда ты будешь тверд в этих правилах, то постоянно пребудешь в учении и при всех искушениях и кознях врага не выйдешь из общежития " . Глава 42. Монах должен ожидать терпеливости не от добродетели других, а от своего великодушия

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1774...

Догмат о преданиях Обращение к читателю и некое предисловие к излагаемому С глухим тяжело разговаривать, ибо он не слышит то, что ты ему говоришь. С ним можно беседовать только посредством письма: напиши – и он услышит. А другие слышат только ушами, но глухи глазами. И если мы говорим что-либо глухому, то наш язык становится тростью книжника скорописца. Такими бывают разговоры о вере с нашими противниками, которые все время искажают Писание и. вступая в споры о вере, всегда спрашивают: ГДЕ ЭТО НАПИСАНО? Они не слышат слов, произнесенных устами Христа, Апостолов или святых Отцов, и не слышат преемственных Преданий Святой Церкви, то есть отвергают Предания, принимая только Ветхий и Новый Завет, вступая с нами в беседу о вере, взыскующе произносят: «Где это написано?» Например, они видя, что мы ограждаем себя знамением Святого Креста и спрашивают: «Где в Священном Писании сказано, что христианину должно ограждать себя крестным знамением? Они видят освящаемую воду и спрашивают: «Где написано в Библии, что должно освящать воду и окропляться ею?» Они видят. Что мы молимся к востоку. И спрашивают: «Где в Библии написано, что должно молиться к востоку?» Этими и многими подобными им вопросами они досаждают нам, укоряя Святое Православие. Что же ты, Церковь Святая, отвечаешь им? Спроси и ты их: «Поскольку вы, противники, опираетесь только на Священное Писание, скажите мне, где в Священном Писании говорится, что не должно ограждаться Святым Крестом, не должно освящать воду, не должно молиться на Восток?» И чтобы не заводить долгие разговоры с этим родом строптивым и многоречивым, спроси их, должно ли слушать святую Церковь или не должно? Должно ли слушать наставников спасения, святых Отцов, пастырей и вселенских учителей, или не должно? Если скажете, что не должно, то раскройте Священное Писание, в котором сказано: а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 .) И снова: Слушающий вас Меня слушает ( Лк. 10, 16 ). И снова: Поминайте, – говорит, – наставников ваших, которые проповедывали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их ( Евр. 13, 7 ) И снова: Повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны ( Евр. 13, 17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010