1911. 12 сен[тября].   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 17–17 об.   16. Письмо епископа Иосифа (Петровых) к архиепископу Арсению (Стадницкому)   14 апреля 1914 года + Высокопреосвященнейший Владыка! Премного утешен и благодарю Вас за присланную книгу Ваших трудов 37 . Примите и мой хотя запоздалый привет радости о Воскресшем Начальнике жизни и трудов наших! Да пребудет Он с Вами, а по молитвам Вашим и со мною, неотступно Своими утешениями и благодатию! Помаленьку начал уже 6-й год жизни у Ростовских Святынь 38 ! Здесь совсем как Новгород. Неоценимо и незаменимо ничем это для души. Дал бы Господь подольше пожить. Помолитесь, Владыко, о моем недостоинстве.   Ваш духовный сын и послушник е [пископ] Иосиф. 1914. 14 апреля. Ростов Великий.   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 18–18 об.   17. Письмо епископа Иосифа (Петровых) к архиепископу Арсению (Стадницкому)   2 января 1917 года + Высокопреосвященнейший Владыка, дорогой Архипастырь!   От всей любящей души благодарен Вам за дорогое Ваше письмецо с приветствием Вашим, пожеланиями и приглашением на хиротонию о. Варсонофия 39 ! Моля Господа о Вас, о Вашем здравии и благополучии и взаимно приветствуя с Новым летом благостей к Вам Господних, не без грусти извещаю, что на хиротонию о. Варсонофия приехать не смогу. Нельзя здесь оставить столь важные службы, как 5–6 янв[аря], а после них – невозможно поспеть хотя бы к одной хиротонии. Пугает и дальность дороги, с нынешними неурядицами, крайнею теснотою в поездах, когда часто отказывают даже в билетах, или с билетами не пускают, и т. п. После Святок (т. е. как раз теперь, когда ехать надо) все это предстоит испытать во всей горечи. Простите же, дорогой Владыка, за ослушание и не лишите Ваших святительских молитв неизменно Вашего Иосифа. 2 янв[аря] 1917. г. Ростов Яр[ославский].   ГА РФ. Ф. 550. Оп. 1. Д. 317. Л. 19–19 об.   ПРИЛОЖЕНИЕ Письмо архимандрита Иосифа Петровых к наставникам и сослуживцам по Московской Духовной акдемии   9 авг[уста] 1906 года + Незабвенные мои наставники и все сослуживцы!   Оставляя дорогую Академию, чувствую сердечную потребность сказать всем свое взволнованное последнее прости!..

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Дело началось, по-видимому, весьма выгодно для ариан. Указом царским предписано в Тире быть собору, куда призван и Афанасий. Двор и почти все чиновники держали сторону ереси; лжесвидетелей нашлось довольно; для злодеев не трудно было представить и мёртвую руку и выдать за руку Арсения, ибо его незадолго до этого, в самом деле, вдруг в Александрии не стало. Но Бог не оставляет жезла грешного на жребии праведных. Арсений, который скрывался единственно от страха, чтобы не понести наказания за некоторое преступление, втайне им учинённое, услышав о клевете, его рукой подкрепляемой, восчувствовал глубокое сокрушение об участи отца и благодетеля и, пришедши тайно в Тир, явился к Афанасию с сердечным раскаянием о грехе своём. Святитель возблагодарил Промысл, его спасающий, и приказал Арсению до времени пожить скрытно. Между тем Архелай, один из царедворцев Констанциевых, и Нон, князь финикийский, открыли суд. Тогда – о, зрелище ужасное и богомерзкое! И чьё сердце не обольется кровью, видя злобу нечестивых! Тогда внесли посреди судилища мёртвую руку и, показывая оную святому Афанасию, в один голос воскликнули: «Вот безмолвная на тебя свидетельница! Она обличает тебя, она держит тебя; ни велеречием, ни хитростью не вырвешься от неё! Все знают Арсения, у которого ты, лицемерный святотатец, отсёк её; скажи, для чего она тебе потребна?» На все вопли человек Божий отвечал кротко: «Кто из вас лично знает Арсения? И все ли уверены, что эта рука именно ему принадлежит?» Но когда богоборцы начали ложь свою утверждать клятвой, Афанасий подал знак: вдруг из среды его защитников вышел Арсений и снял с лица своего покрывало. Тогда святитель с гневом воззрел на клеветников, и, кивая головой, сказал: «Не Арсений ли это? Не тот ли церковнослужитель, у которого, как утверждаете, я отсёк руку?» Он повелел Арсению простереть и показать судьям десницу, потом шуйцу, и обратился к неприятелям своим укоризненно: «Здесь обе руки! Покажите же мне вашего Арсения и скажите, чью руку здесь показываете? Она обвиняет вас в том злодействе, в котором единственно по ненависти сами меня обвиняете».

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Mansv...

Испрашивая себе Вашего Архипастырского благословения, с отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть». 30-го числа Преосвященный Савва из Константинополя от настоятеля посольской церкви архимандрита Арсения получил письмо следующего содержания: «Приношу мою искреннюю благодарность за подарок Ваш – Сборник писем духовных лиц XVIII века к Преосвященнейшему Арсению. О своем житье скажу, что отдыхаю и благодушествую, наслаждаясь прекрасною природою на даче, куда мы на днях только переехали. Весна и у нас стояла довольно холодная, но зато в настоящее время погода восхитительная, и я наслаждаюсь ею, прогуливаясь в роскошной зелени нашего обширного сада среди цветов и слушая пение соловьев, которые поют даже ночью под моими окнами. Благодарю Вас за приглашение на лето в Тверь; для меня было весьма приятно провести прошедшее лето в Твери, и нет сомнения, что с таким же удовольствием провел бы и нынешнее, если бы поехал; но я решился нынче остаться здесь, чтобы не злоупотреблять благосклонностью тех, которые ко мне здесь так расположены. В здешней патриархии особенного ничего не слышно, разве сказать только, ех – патриарх здешний И...., проживающий на Афоне, затевает с эллинским лукавством ажитировать против русских Афонцев, конечно, не без сочувствия здешней патриархии, подтверждая непреложную истину, что греки не любят ничего русского кроме русских денег, и что русские крупные подачки здешним сребролюбцам только раздражают и увеличивают алчные аппетиты эллинские». 23-го июня Преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Алексее Степановича Павлова 383 , который от 22-го июня писал: «В присланном мне Вами новом труде Вашем – «Сборник писем к Преосвященному Арсению» вижу знак Вашего неизменно-доброго расположения к моему недостоинству и вместе доказательства неоскудевающей бодрости Ваших духовных сил, несмотря на удручающие Вас телесные немощи, о которых с прискорбием слышу с разных сторон. Высшему начальству угодно было нынешнею весною послать меня в Киев председателем юридической испытательной комиссии. Там провел я полтора месяца (с 15 апреля по 1-й июня). Виделся с Владыкою митрополитом 384 : он очень постарел, и известный органический недостаток его речи сделался теперь еще заметнее. На другой день по приезде из Киева должен был ехать в Петербург к Министру с докладом об экзаменах, происходивших под моим наблюдением. Разные домашние дела, от которых имею немало скорбей и которые побуждали меня спешить возвращением, не дозволили мне на возвратном пути заехать к Вам, чтобы лично поблагодарить за упомянутый Ваш дар.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Иногда я ходил и к отцу Арсению. Тот мне говорил: – Не расстраивайся. И со мной воевали помыслы, и со Старцем воевали. Он тоже меня поддерживал своими простыми словами. Таким образом, когда я пришел туда, у нас было два Старца. Первым был Старец Иосиф. Ему первому мы клали поклон, а затем – отцу Арсению. При этом отец Арсений говорил нам: «Вы уже положили поклон Старцу, этого достаточно». Но и отец Арсений нам очень помогал. И если я не мог поговорить со Старцем, я говорил с отцом Арсением. Мы с ним трудились вместе. Конечно, иногда помысл гордости, иногда – нерадения или еще чего-нибудь сильно меня донимал. Но Старец нам говорил, чтобы мы противостояли помыслам с совершенным презрением и безразличием: – Храни Иисусову молитву! Это пройдет. Это – буря, нападение. Все отступит. Если ты будешь этому противостоять, крепко держать фронт, если не потеряешь отваги, это отступит. Такова тактика диавола: нападать, чтобы прорвать фронт, разрушить стену, стремительно, как водный поток, ринуться в пролом и затопить, обрушить все, что стоит. Крепко держи стену – и он отступит. И помыслы, конечно, отступали. Старцу я открывал все. Искренне и чисто исповедуясь ему, я ничего не утаивал от него, ибо знал, что иначе буду оставлять гнилое в душе. Но всякая гнилая вещь имеет свой запах, свое зловоние, которое могло пропитать мою душу, а тогда я не смог бы чувствовать себя хорошо. Приходил какой-нибудь помысл – и в душе все переворачивалось вверх дном. «Постой-ка, – говорил я себе, – если я так это дело оставлю и приму этот помысл, что тогда будет?» Например, пришел ко мне как-то плохой помысл о Старце. Старец был болезненным человеком и не мог на своем правиле осенять себя широким крестным знамением. Поэтому он крестился мелко. А из-за опухших от водянки ног он не мог полагать полных земных поклонов. Что же он делал? Он подходил к валуну и делал поклоны, опираясь на него. В старости он понуждал себя так же, как и в дни своей юности. Он, по всей видимости, думал: «Богу известно, что я могу только так».

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Все это пожаловано лавре „не в образец прочим монастырям“. Щедро осыпаем был милостями и сам Арсений Могилянский на первых порах своей необычайной карьеры. В 1744 году ему пожалован был алмазный, перемешанный с рубинами, окруженный вензелевыми буквами государыни, наперстный крест. 25 ноября того же года государыня пожаловала его митрою („шапкою“), низанною жемчугом, украшенною бриллиантами, яхонтами, с надписью дарительницы. Вероятно около же этого времени пожалована была Арсению Могилянскому осыпанная бриллиантами, алмазами и рубинами панагия. На задней стороне ее подвески был портрет Елизаветы Петровны и ее вензелевое изображение. Стоимость этой панагии в то время достигала 60,000 рублей (в переводе на наш счет около полумиллиона руб.). Одаряла государыня Арсения Могилянского и прямо деньгами (червонцами). Набожность Елизаветы Петровны и ее щедрые пожертвования духовным учреждениям и духовным лицам хорошо известны. Тем не менее ее милости Арсению Могилянскому представляют нечто из ряда вон выходящее и не могут не бросаться в глаза. Бросались они в глаза я современникам, возбуждая разные толки. На диспуте официальным оппонентом указано было отцу Шпачинскому одно, оставшееся ему неизвестным, судебное дело, возникшее по поводу распространяемых слухов об интимных отношениях между Елизаветою Петровною и Арсением Могилянским. Чем кончилось дело, неизвестно. Оппонент полагал, что все это сплетня. Положим. Но вопрос заключается в том, не было ли в этой сплетне некоего правдоподобия, а главное не отразилась ли эта сплетня (возбужденные ею в обществе толки) на судьбе осыпанного милостями государыни Арсения? Вопрос этот тесно связан с обстоятельствами, при которых состоялось увольнение Арсения Могилянского на покой. Отец Шпачинский представляет дело этого увольнения так: „Неустанные труды – говорит он – по обязанностям члена Св. Синода и неусыпное рвение в трудах проповеднических сильно ослабили здоровье архипастыря Арсения“. Исключительно этим обстоятельством, ослаблением здоровья, наш автор и объясняет перерыв в служебной карьере означенного иерарха.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Арсений и Георгий Савицкие, оставшись на китайском берегу, должны были начинать новую жизнь. Иногда удавалось найти случайный заработок на погрузке или другой тяжелой работе. Вместе братьям было легче переживать тоску по родным людям, но через некоторое время Арсений остался в Китае один. Старший брат Георгий в Шанхае встретил русскую девушку и, женившись, вскоре вместе с ней эмигрировал в Америку. 19-летнему Арсению на чужбине, без знания языка и без родных, пришлось думать, как жить дальше и где он сможет применить свои знания. Военная профессия, которую получил Арсений и о которой мечтал с детства, в чужой стране была не нужна, а другой у него не было. Были только руки, голова и желание достойно выжить. Своей родины, которую он не переставал любить и по которой тосковал, Арсений больше никогда не увидел. Вскоре обстоятельства сложились так, что Арсению, зарабатывавшему на хлеб главным образом разгрузкой судов, удалось устроиться помощником в фирму по изготовлению рекламы. Вскоре там заметили, что Арсений может не только аккуратно писать шрифты, но и неплохо рисует. И сам Арсений тоже почувствовал тягу к рисованию. Ему было значительно интереснее работать над рисунком, чем чертить и вырезать по шаблонам буквы. Он направил все свои усилия на то, чтобы овладеть «наукой рисования». Постепенно он все более совершенствовал свое мастерство. Так и стал художником – сначала рекламного жанра, затем карикатуристом, позднее портретистом и наконец – уже в Австралии – иконописцем. Из военного вице-унтер-офицера вышел настоящий мастер, который творил, писал и учился жить неприкаянной судьбой русского беженца. В Шанхае Арсений встретил свою судьбу – девушку из Благовещенска Лену Старченко. Вскоре они поженились. В 1929 году у них родился первенец – Кирилл, который и поведал мне историю своего отца – талантливого художника с душой гардемарина. Через четыре года у молодой четы Савицких родился младший сын – Никита. С появлением сыновей добавилось хлопот. Арсений брал все больше работы, и его художественное мастерство росло с каждым днем. В 1932 году ему предложили место художника в Гонконге, там некоторое время он жил в семье испанцев. Через год к нему переехала жена с двумя маленькими детьми. В Гонконге Арсений работал художником по рекламе в большой английской фирме «English Advertising Agency». Наконец-то началась жизнь без скитаний, с постоянной работой, наполненная творчеством и семейным счастьем. Появилось время для общественной работы, и супруги Савицкие стали много сил и времени отдавать Церкви, за что получили грамоту от архиепископа Виктора, возглавлявшего Русскую духовную миссию в Китае. Елена Александровна с 1934 по 1940 год была казначеем Дамского кружка ревнителей церковного благолепия и просвещения в Гонконге. 7 ноября 1940 года Центральным Владимирским комитетом Пекинской епархии ей была вручена серебряная медаль за бескорыстные труды на пользу Свято-Петропавловского молитвенного дома.

http://pravoslavie.ru/60410.html

Ты когда-нибудь приходила в такую меру, чтобы пребывать долгое время подобно святому Арсению в созерцании? – Да, часто, во время молитвы мой дух восхищается к божественному созерцанию, так что я в течение многих часов остаюсь недвижимой и представляю, а вернее вижу умными очами своей души блага, «которые уготовал Господь любящим Его», а также Небесные Чины и души святых боговдохновенные, а лучше сказать радующиеся по причине преизобилующей славы, исходящей от Престола Божия и непрестанно благословляющие Всесвятое Имя Триипостасного Божества. Я не пребываю в божественном созерцании всю ночь, подобно авве Арсению, поскольку не обладаю его силами. Он с вечера, когда заходило солнце, простирал руки свои ввысь и опускал их утром, когда солнце восходило. Кроме того, я молода и боюсь прелести, да к тому же и немощь моего тела не позволяет мне этого. Святые Отцы, будучи сильными и опытными, могли все. Мы же пребываем в немощи (в слабости душевной) и если бы человеколюбивый Бог не приходил на помощь, мы бы ничего не смогли не только сделать, но и претерпеть. «Без Мене не можете творити ничесоже» ( Ин. 15:5 ), – сказал Спаситель. – Кроме помыслов ты не испытываешь никаких других нападок от бесов? – Как я уже сказала, они навевают мне только воспоминания о мире и о том, что в мире, но ничего не могут сделать, поскольку моя душа не соглашается с этими помыслами. 5. Огонь божественной Любви Скажи мне Фотиния, зажигался ли когда в твоем сердце на молитве огонь Любви Христовой, о котором Спаситель говорит: «Огня приидох воврещи на землю, и что хощу, ащеуже возгореся " ( Лк. 12:49 ). – О, этот огонь всегда пребывает в моем сердце. Часто во время молитвы он возгорается с такой силой, что если бы сейчас было как в древности гонение, я поспешила бы на мученичество и пролила бы свою кровь до последней капли за Иисуса, Спасителя моего. О, что тебе сказать об этом божественном огне! У него нет границ! Он пожигает сердце так, что я не в состоянии понести его, падаю на колени и поклоняюсь и плачу и кричу: «Христе мой. Спасителю мой, Избавителю мой. Женише мой, Жизнь моя, Бытие мое!» и другое, что диктует мне в тот момент горячая любовь к Иисусу. 6. «Сия измена десницы Вышняго»

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Испрашивая себе Вашего Архипастырского благословения, с отличным почтением и совершенною преданностью имею честь быть». 30-го числа Преосвященный Савва из Константинополя от настоятеля посольской церкви архимандрита Арсения получил письмо следующего содержания: «Приношу мою искреннюю благодарность за подарок —350— Ваш – Сборник писем духовных лиц XVIII века к Преосвященнейшему Арсению. О своем житье скажу, что отдыхаю и благодушествую, наслаждаясь прекрасною природою на даче, куда мы на днях только переехали. Весна и у нас стояла довольно холодная, но зато в настоящее время погода восхитительная, и я наслаждаюсь ею, прогуливаясь в роскошной зелени нашего обширного сада среди цветов и слушая пение соловьев, которые поют даже ночью под моими окнами. Благодарю Вас за приглашение на лето в Тверь; для меня было весьма приятно провести прошедшее лето в Твери, и нет сомнения, что с таким же удовольствием провел бы и нынешнее, если бы поехал; но я решился нынче остаться здесь, чтобы не злоупотреблять благосклонностью тех, которые ко мне здесь так расположены. В здешней патриархии особенного ничего не слышно, разве сказать только, ех-патриарх здешний И…, проживающий на Афоне, затевает с эллинским лукавством ажитировать против русских Афонцев, конечно, не без сочувствия здешней патриархии, подтверждая непреложную истину, что греки не любят ничего русского кроме русских денег, и что русские крупные подачки здешним сребролюбцам только раздражают и увеличивают алчные аппетиты эллинские». 23-го июня Преосвященный Савва получил письмо от профессора университета Алексея Степановича Павлова , 1078 который от 22-го июня писал: «В присланном мне Вами новом труде Вашем – «Сборник писем к Преосвященному Арсению» вижу знак Вашего неизменно-доброго расположения к моему недостоинству и вместе доказательства неоскудевающей бодрости Ваших духовных сил, несмотря на удручающие Вас телесные немощи, о которых с прискорбием слышу с разных сторон. Высшему начальству угодно было нынешнею весною послать меня в Киев председателем юридической испытательной комиссии. Там провел я полтора месяца (с 15 апреля по 1-й июня). Виделся с Владыкою митрополи-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такие люди чужды всех земных дел: ведь они удостоились участия в трапезе Владыки. Они не думают об одежде, ни о чем материальном. Они во Христа облеклись и обрели Его как первого своего промыслителя. Их призвание состоит в том, чтобы отречься от жизни и помышлять о смерти. Как мертвые ничего не делают для своего тела, так и мы. Все, что совершается для тела, совершали и мы, когда были младенцами. А теперь, согласно апостолу, мир для нас распят, мы для мира (Гал.6,14), и той же душой живем. Покажем в себе добродетели и по велению разума будем творить милостыню, ибо блаженны милостивые душой (Мф 5,7). В другом месте Писания говорится, что с вожделением взирающий на красоту и уже до всякого дела совершил грех (Мф.5,28). Поэтому ясно, что милостыня должна прежде окрепнуть в разуме. Намерение производит действие, даже если телесная нужда мешает его осуществить на деле. 2. Из жития святого Арсения Когда Арсений Великий, оставив мирскую жизнь, совершал подвиг среди Скитских монахов, воспитанный им Аркадий взошел на императорский престол после кончины своего отца Феодосия. Аркадий отправил Арсению приветственное письмо, написанное любезно и осмотрительно, в котором просил преподобного о молитвенной помощи в принятых им обязанностях, чтобы Бог управил его власть, как Ему это угодно. Аркадий сделал Арсению самый дружеский подарок: все доходы, собираемые в Египте. Обоснованием было то, что Арсений будет раздавать все эти средства нищим и помогать святым храмам и монастырям, нуждающимся часто в самых необходимых вещах. Так писал Аркадий, в конце письма попопросил быстро прислать ответ. Арсений, получив такое письмо, не стал писать ответ, но передал императору устно: «Распределять деньги никак мне не подобает. Я умер для мира, а у мертвого здесь нет никаких дел». Пришедшим к нему монахам Арсений сказал: «Памятуйте братья, что наш враг дьявол употребляет множество всяких уловок, пытаясь ввести нас в заблуждение, и под предлогом гостеприимства и любезной помощи приходящим Братьям заставляет нас есть и пить со всеми гостями, говоря, что такова настоящая любовь.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2416...

2 акафиста Арсению Тверскому). «Радуйся, вся красная мира сего возненавидевый. Радуйся, горе устремивый вся помыслы души твоея» (ик. 2 акафиста Арсению Тверскому). «Вперив ум в божественная, временная и земная пренебрегл еси» (ик. 1 акафиста Митрофану Воронежскому ). «Радуйся, вся мира сего красная, яко скоро изчезающая, презревый» (ик. 3 акафиста Сергию Радонежскому). «Имея во уме и сердце твоем единаго Бога, ты, святителю, вся красная мира сего презрел еси» (ик. 3 акафиста Варсонофию Казанскому). «Радуйтеся, вся земная, благая и красная мира презревший. Радуйтеся, Христа от юности всем сердцем и всею душею возлюбивший. Радуйтеся, дом, имения и вся родителей стяжания ни во чтоже вменивший» (ик. 1 акафиста Антонию и Феодосию Печерским ). «Яже мир сей любит, вы всем усердием возненавидесте, и яже блажит и вельми почитает, вы презресте, и далече от себе отвергше, аки непотребное и неполезное сметие, ногама своима попрасте. Радуйтеся, мира и всех его сластей, красот и прелестей доблестнии презрители» (ик. 9 акафиста Антонию и Феодосию Печерским ). «Радуйся, радости и утехи земныя ни во чтоже вменивый. Радуйся, едино тщание имевый, еже единому Богу благоугождати» (ик. 1 акафиста Кириллу Белоезерскому). «Сродник твой возлюби тя и постави строителем дома своего, да печешися о потребах его, ты же, молвами житейскими обуреваемый, зело болезновал еси душею твоею и тепле молился еси ко Господу, да сподобит тя вне мира и его сует, в безмолвии Ему служите» (конд. 2 акафиста Кириллу Белоезерскому). Поступив в обитель, иноки предаются иноческим подвигам. Устройство обителей создает такую духовную ограду, которая препятствует доступу тлетворных влияний мирской жизни и в то же время дает средства для воспитания истинных и подлинных христианских добродетелей. Христианские добродетели подлинные, то есть имеющие внутреннее достоинство и истинную ценность, а не подделки под них, не мнимые обнаружения, более удобно воспитываются и развиваются в святых обителях, чем в мире, ибо воспитание их требует великого напряжения воли, затраты продолжительного духовного труда и глубокой сосредоточенности внимания.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010