Не оттого ли так мало встречается теперь в обществе людей в полном смысле „живых“, что слишком оставляют самый серьезный из всех и прежде всего необходимый труд – труд над самим собою, надеясь на какое-то „авось“ или легкомысленно веруя в само собою (в зависимости лишь от среды и условий) как-то непрестанно совершающееся развитие общества, как говорится у поэта: „погодите: прогресс подвигается, и движенью не видно конца; то, что ныне постыдным считается, удостоится завтра венца“ (Некрасов)? Затем, бросая взгляд на общественную жизнь, мы замечаем, что всюду совершаются убийства, грабежи, всюду взаимная ненависть, озлобление, брань и тому подобное. Совсем забыто наставление апостола: „К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовию служите друг другу“ (Гал. 5: 13). „Ибо весь закон в одном слове заключается: люби ближнего твоего, как самого себя“ (Лев. 19: 18). „Если же друг друга угрызаете и съедаете, берегитесь, чтобы вы не были истреблены друг другом“ (Гал. 5: 13–16). Сколько в предыдущем году и в наших взаимных отношениях было недоверия, недоброжелательства, озлобления, даже ненависти! И как мало каждый в отдельности старался со своей стороны смягчить эти чувства и настроения! В нынешнем году не время ли заботиться о взаимном мире и умножении благожелательной любви – конечно на основе Христовой любви, о которой говорит апостол в выше приведенных словах, а не извращенной и ложной любви, о которой считают возможным говорить ныне даже люди, обагряющие руки свои грабежом и убийством?» 14 октября 1906 года архимандрит Фаддей обратился к епископу Арсению как к председателю Учебного комитета при Святейшем Синоде и члену Синода. «Простите, что снова беспокою Вас, – писал он. – Сюда дошли слухи, что преподаватель гомилетики в нашей семинарии С. Сотин перемещен в Симбирск, следовательно, кафедра гомилетики свободна. Уже давно стремится попасть в нашу семинарию здешний кафедральный протоиерей А. Надежин; он уже подавал и раньше просьбу о назначении его преподавателем в нашу семинарию, это ему важно для пенсии; конечно, при этом он надеется, что тем более после меня он сделается ректором, если теперь же определится в семинарию.

http://fond.ru/kalendar/1533/faddey/

- Нет уж, оставайтесь здесь сами вместе с вашими предшественниками, а я постараюсь добраться до столицы, - ответил путник. На некотором расстоянии от указателя он встретил попутчика, и вместе они благополучно дошли до города. " Все предано Мне Отцем Моим, и никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть " (Мф. 11:27). Духовный выбор Спросил однажды авва Марк авву Арсения: - По какой причине ты избегаешь общества и беседы с нами? Арсений отвечал: - Знает Бог, что я люблю вас, но не могу быть вместе и с Богом, и с человеками. На небе тысячи и тысячи тысяч имеют одну волю, а у человеков воля многообразна: и потому не могу, оставив Бога, быть с человеками. Духовный опыт Однажды авва Евагрий сказал авве Арсению: - Отчего мы, при всей нашей учёности и нашем развитии, не имеем ничего, а эти грубые египтяне имеют такое возвышенное духовное делание? Авва Арсений отвечал: - Мы ничего не почерпаем для духовного жительства из учений мира, а они подвигами стяжали своё духовное жительство. Ерши и река У речных ершей подросла молодёжь. Когда молодые рыбки освоились с обстановкой и поняли, что живут в таком месте, которое называется рекой, они спросили родителей: - Откуда и куда течёт наша река? - Дети, мы не знаем - ни откуда, ни куда она течёт. Знаем только, что она большая и течёт издревле. Молодёжь забеспокоилась: - А когда вся река вытечет, где мы будем жить? - Не волнуйтесь, дети, - ответили родители. - Она с нами всегда и не прекратит течь, пока мы живём. " Обетование же, которое Он обещал нам, есть жизнь вечная. " (1Ин. 2:25) Ещё больший подвиг Один отшельник достиг такой святости, что спокойно жил среди зверей, и они его не трогали, кормил их детёнышей, и звери не причиняли ему вреда. Когда его увидел один из отцов монастыря, он сказал: - Если ты хочешь достичь ещё большего совершенства - иди в монастырь и попробуй ужиться со святыми братьями. Желанное безумие Про святого епископа Аммона рассказывают, что к нему привели на суд женщину, которая обвинялась в грехе прелюбодеяния (тогда епископ выполнял и роль судьи). Посмотрев на несчастную, святой епископ сказал:

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1836...

Ночью, во время молитвы, Арсений услышал свыше голос, говоривший: «Арсений! Беги от людей, и ты спасешься». Услышав это, Арсений оделся в худые одежды и, выйдя тайно из дворца царского, пришел на берег морской; здесь, по Божию промышлению, он нашел корабль, отправлявшийся в Александрию Он сел на него и отправился в путь, возложив все упование свое на Бога. Когда корабль прибыл в Александрию, тотчас Арсений отправился в скит подвижников Придя в церковь, он начал слезно упрашивать пресвитеров посвятить его в монашество и наставить его на путь спасения. Эти же последние, видя, что с ними говорит муж честный и благоговейный, спросили его: — Кто ты и откуда ты пришел? Он же отвечал им: — Я странник и человек я убогий. Пресвитеры, посоветовавшись между собою о том, кому бы можно было отдать пришельца для наставления иноческому житию, решили отдать его авве Иоанну Колову о чем и известили его. Старец же Иоанн, помолившись Богу, сказал: «Да будет воля Господня!» Между тем Иоанн велел приготовить трапезу для братии, так как был десятый час дня. Братия сели за стол, но Арсений стоял, потому что никто не приглашал его садиться. Братия начали вкушать пишу, но Арсений не ел ничего и все время стоял, опустив голову вниз, как бы предстоя пред Богом и Его святыми ангелами. Старец же Иоанн взял один из сухарей, предложенных для трапезы, и бросил Арсению, сказав: — Ешь, если хочешь. Это сделал Иоанн для того, чтобы испытать смирение пришельца и узнать, пришел ли он сюда действительно для того, чтобы отречься от мира. Между тем Арсений думал про себя так: «Этот старец — ангел Божий и прозорливец, потому что он знает, что я хуже пса; поэтому и сухарь бросил он мне как псу; по той же причине я должен и съесть его, как пес». И наклонившись до земли, он пошел на четвереньках, как четвероногое животное, к сухарю, взял его прямо ртом, затем отошел с ним в угол и там съел его лежа на земле. Блаженный Иоанн, видя такое смирение святого Арсения, сказал пресвитерам: — Он будет великим подвижником.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Прошло два месяца, зрение возвратилось, сахар в крови пришел в норму, Евгения полностью выздоровела и через два года родила совершенно здорового сына без каких-либо осложнений. Вымолил о. Арсений больную Евгению у Господа и Пресвятой Богородицы. Я могла бы привести еще несколько чудесных исцелений людей по молитве батюшки, говорящих о великой духовной силе, о данной ему Господом благодати. Господь даровал о. Арсению эту силу за долгий молитвенный подвиг и любовь к людям.  О МОЛИТВЕ Мне много раз приходилось присутствовать на беседах, проводимых о. Арсением с приехавшими к нему людьми, иногда тема беседы повторялась, если прибывшие ранее не слышали того, о чем говорил батюшка. Вот две беседы о. Арсения о молитве. “Все евангельские слова боговдохновенны, но с особым чувством я воспринимаю слова, сказанные Спасителем: “Ибо, где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них” (Мф. 18, 20). Есть прекрасная, глубоко проникновенная молитва, созданная, по-видимому, в XVI веке, но никогда не включавшаяся нив один молитвослов и называемая в народе “Молитва по соглашению”. Существует несколько преданий о ее создателях, но мне думается, что сложилась она в душах многих православных христиан, ибо основные слова взяты из Евангелия. Как правило, при каких-то бедах, несчастьях несколько православных христиан договариваются читать ее одновременно и просить Господа о выздоровлении больного, о милости к падшему, о спасении воина, заключенного. Молящиеся могут находиться в разных городах, домах, но читают молитву все в одно и то же время утром, днем или вечером. Многие знают эту молитву, но я прочту ее: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий! Ты рекл еси пречистыми устами Твоими, егда двое или трое на земли согласятся просить о всяком деле, дано будет Отцем Моим Небесным, ибо где двое или трое собраны во Имя Мое, там Я посреде них. Непреложны словеса Твои, Господи, человеколюбие Твое беспредельно, милосердию Твоему нет конца. Мы, рабы Твои (следует назвать имена одновременно молящихся), согласно молимся о рабах (упоминаются люди или события, о которых молятся), помоги, Господи, все дела наши, совершаемые в сегодняшний, завтрашний и во все дни, о Тебе Самом совершити, но обаче, не как мы хотим, а как Ты. Да будет воля Твоя, Господи. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь” (Мф. 18, 19–21).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

– Старче, вы помните меня? – Да, помню. – Вот, отец мой разрешил мне стать монахом. – Хорошо. – Старче, но я должен вам сказать, что от огорчений я заболел туберкулезом, поэтому мой отец и отправил меня сюда. – Что? У тебя туберкулез? И ты пришел сюда, чтобы и мы заразились от тебя? А ну-ка, убирайся! Убирайся отсюда! – Мне ничего не нужно, – сказал юноша. – Только кусок черствого хлеба и угол, где бы я мог лечь и умереть. Только бы вы меня постригли в монахи! Больше я ничего не хочу. – Нет, – сказал тот Старец и прогнал его. Вышел этот юноша на дорогу, сел и стал плакать. По случаю в тот час проходил там Старец Иосиф. Увидел он юношу и спросил: – Что случилось с тобой, дитя мое, что ты плачешь? – Так и так, Старче, я хочу стать монахом. Неужели нет ни одного христианина, который мог бы меня постричь? Раз уж я умру, то мне не нужно ничего, что я и сказал тому Старцу. Раньше я к нему приходил и меня принимали, а сейчас не хотят, прогнали меня. И я не знаю, где найти такого монаха, который принял бы и постриг меня. Мне ничего не нужно, пусть меня оставят где-нибудь умирать, только бы меня сделали монахом. Старцу Иосифу только того и надо было. – Идем со мной, дитя мое, – сказал он ему. Он взял его за руку и привел к себе. Тогда у него в общине были отец Иоанн, отец Ефрем, отец Афанасий и отец Арсений. Узнав все обстоятельства, они сказали Старцу, оставшись наедине: – Он нас заразит. – Молчите, – сказал Старец. – Бог послал его, чтобы меня испытать. Вы молчите, я сам за ним буду ухаживать. Старец о нем очень хорошо заботился. Он соорудил ему из досок келейку, бегал по соседям и выпрашивал для больного инжир, изюм, маслины. Так юноша прожил около шести месяцев. Однажды он сказал Старцу: – Старче, я вижу каких-то цыганок. Что им нужно от меня, зачем они собрались вокруг моей кровати? Старец понял и сказал отцу Арсению: – Отец Арсений, готовься. Парень кончается. Я его постригу в великую схиму, потому что он от нас уходит. Собрались они, чтобы совершить постриг, в церкви. Отец Ефрем не стал заходить туда.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Тебе определено нести архипастырские труды на Новгородской земле, под началом и водительством Высокопреосвященнейшего митрополита Льва. Со вниманием и уважением относись к инициативам владыки, пребывай с ним в единомыслии и добром соработничестве, самоотверженно отдавая себя служению Матери-Церкви. Твоя епископская хиротония свершилась в древнем святом месте, у мощей преподобного и богоносного отца нашего Сергия Радонежского. Этот светильник русского монашества — образец и учитель для каждого из нас. Тебе же я хотел бы напомнить об одном из событий жизни игумена, когда святитель Алексий, митрополит Киевский, Московский и всея Руси, предлагал ему быть преемником на митрополичьем престоле. Сергий Радонежский, уже при жизни почитаемый многими людьми, решительно отказался от этого звания, потому что посчитал себя недостойным. Сообразуй же свое восприятие епископства с этим примером смирения преподобного игумена. «Кто хочет между вами быть большим, да будет вам слугою; и кто хочет между вами быть первым, да будет вам рабом; так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить» (Мф. 20:26-28), — так учит нас Спаситель, и ты должен всей душой стремиться исполнить эту заповедь, скромно, смиренно, но одновременно с дерзновением и с упованием на волю Божию и Его помощь служить ближним и дальним, не думая о власти, почестях и высоком положении, но никогда не теряя и не опуская великого авторитета архиерейского служения и высоту звания. Забота архиерея о клире — одно из наиболее необходимых оснований полнокровной жизни епархии. Каждый из служащих на церковном поприще имеет свои нужды и чаяния. Старайся помочь словом и делом всякому, кого Господь пошлет тебе с просьбой — и священника, и диакона, и чтеца, и прихожанина. Старайся увидеть душевные устремления клира: всякий ли искренен в своем служении или занят другими заботами? Как сопастырь и соучастник в славе, которая должна открыться (1 Пет. 5:1), по слову апостола Петра, непрестанно имей попечение о том, чтобы пресвитеры пасли Божие стадо, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду (1 Пет. 5:2-3).

http://patriarchia.ru/db/text/4459273.ht...

Утром рано исповедовалась и причащалась, на исповеди о. Арсений сказал: “Горе Ваше огромно, ему нет измерения и сравнения, Вы – мать и жена погибших, но ни Вы, ни я не знаем волю Господа. Боль огромна, и я, иерей Арсений, понимаю это, но склоняюсь перед волей Божией. Только Он, да, да, только Ему открыты пути жизни человека. Отцы Церкви говорили, что Господь призывает к Себе человека в лучшие мгновения жизни. Молитесь об ушедших, читайте молитвы Пресвятой Богородице и помните две главнейшие заповеди Господни: “Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки” (Мф. 22, 37–40). Войдя в столовую, посмотрите на лица сидящих. Многие из них несут в себе тяжесть большого горя, но они спокойны, ибо верят в Бога. Вечером за столом Вы сидели рядом с Георгием Алексеевичем, он перенес огромное горе. У него убили дочь и жену, предварительно надругавшись над ними, но посмотрите, как он это переносит, он в глубокой скорби, но весь в молитве”. Необычная была эта исповедь, так я никогда не исповедовалась. Начинала рассказывать, а он двумя–тремя заданными полувопросами приоткрывал самое затаенное, тщательно скрываемое от всех и даже от самой себя, что ранее старалась никогда не вспоминать, а сейчас говорила священнику. Да и не могла умолчать, видела и понимала, что о. Арсений знает, что лежит на дне моей совести, и если что недоговаривала, то ощущала неполноту раскаяния и возвращалась к упущенному. Многое, что наслоилось в отношениях с погибшим мужем Николаем и мамой, поняла по-другому, увидела свои ошибки и даже гибель сына и мужа стала воспринимать по-другому. Исповедь у о. Арсения словно сняла завесу, отделявшую мою душу от веры, многое пришлось переосмысливать, духовно переоценивать. Я была безгранично благодарна Лене за то, что она привезла меня к о. Арсению, это еще более укрепило нашу дружбу, появились новые интересы и темы для задушевных разговоров с Юрием и Леной.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Что такое слава Божия?             Объясните пожалуйста значение слова «созерцать» на примере: созерцать красоту Иисуса.             — В чём отличие между праведным и святым... Праведный человек — это человек, творящий много праведных дел в отношении ближних своих. Это тот, кто платит чужие долги, вытирает чужие сопли, ходит дежурить над чужой кроватью, погребает бездомных странников, покупает одежду нагим, кормит голодных: его деятельность активно направлена на братьев и сестёр, находящихся рядом, ради Господа он любит ближних своих — это дела правды. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся». Они защищают вдовицу, сироту, вступаются за неправедно осуждённых: это праведники. Святые более ориентированы на мир Божий и могут уходить из мира людей. Святой может много молиться, много молчать, много поститься, много изучать Писание, избегать всякой суеты и треволнения. У него может не быть столько добрых дел по отношению к ближним, сколько у праведника, но он весь в Боге, думает о Боге, восхваляет Бога, стремится к Богу, и как говорится в псалмах (псалом 41): 1:3. Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие! 1:4. Слезы мои были для меня хлебом день и ночь, когда говорили мне всякий день: " где Бог твой? " Святой и праведный — это люди разно ориентированные: праведный ориентирован на людей ради Господа, а святой ориентирован на Самого Господа. Святой, вообще, мало про людей думает, он думает только о Господе, это очень важно. Это такие люди, которые похожи на пророка Илию или Иоанна Крестителя, которые живут в пустынях, которые стремятся освятить себя. А слово «святой» значит «отделённый», «освятиться» значит «отделиться» — удалиться от тех, которые соблазняют тебя и могут привести тебя не туда. Вот у праведников есть соблазн смешаться с грешниками и потерять свою праведность из-за того, что они слишком близко с ними общаются. А святые боятся потерять молитву и удаляются от людей, любят всех, но от всех убегают. Как говорили Арсению Великому: «Всех люби, от всех беги».

http://radonezh.ru/text/03-04-2015-pryam...

Правительствующего Синода, не подлежат», т. е. быть ему в непосредственном ведении Св. Синода. Вместе с этим Арсений просил отписать от имени Св. Синода архиепископу Рафаилу, киевским генерал-губернатору и губернатору, ясновельможному гетману, «дабы оные персоны ему, епископу, в случающихся его преосвященства нуждах благосклонную являли милость и призрение». 19 февраля того же 1733 года в Св. Синоде постановлено «без замедления» дать Арсению, епископу переяславскому именно такую грамоту, какую он желал. В особых письмах от имени Св. Синода, переданных в руки самого Арсения, было отписано в Киев к главным персонам, о чем просил новый переяславский епископ. 898 Св. Синод 19 февраля требовал, чтобы «через все престолоправительства его преосвященства Переяславские епархии время, во всех до персоны его архиерейской принадлежащих делах, исполнение чинить по правилам св. Апостолов и св. Отцов и по Ее Императорского Величества указом и по Духовному Регламенту, и во всем принадлежат ему, Арсению епископу, токмо до главного и верховного правительства Св. Правительствующего Синода, а в коадъюторах архиепископии Киевской не быть». Такое определение полностью вошло в настольную грамоту епископу Арсению, данную ему 31 марта 1733 года. В грамоте-указе Арсению Берло, как самостоятельному архиерею, присваивается двойной титул «переяславского и бориспольского». Дело в том, что все архиереи, бывшие в непосредственном ведомстве Св. Синода, именовались двойными титулами, только переяславский епископ именовался «точию единого в титуловании званием града»; между тем в его епархии, кроме Переяславля, был другой город – Борисполь. Любопытно, что в грамоте-указе от 31 августа Св. Синод высказал даже некоторое сомнение в том, что прежние переяславские епископы бывали коадъюторами киевских архиереев. «Да слышится (хотя весьма неизвестно), будто бы, переяславльские архиереи были прежде сего в коадъюторах архиерея киевского», замечено в указе-грамоте по поводу просьбы епископа Арсения не быть в коадъюторах киевских. Самостоятельному епископу Арсению обязаны были «одолжаться», как законному и правильному своему пастырю, все священнослужители, киновиархи, протопопы, иеромонахи, иереи, иеродьяконы и низших степеней причетники вместе с мирянами; оказывать ему любовь и во всяких сомнительных делах и судах «просить» у него. 899 Так с 1733 года 31 августа Переяславское коадъюторство было преобразовано в самостоятельную Переяславскую и Бориспольскую епархию.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

«Имею честь препроводить при сем Вашему Высокопревосходительству экземпляр изданного мною «Сборника писем духовных лиц XVIII века к Преосвященному Арсению (Верещагину), архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому. Благоволите благосклонно принять от меня это усерднейшее приношение.» В ответ на это письмо Преосвященный Савва получил от К.П. Победоносцева следующее благодарственное письмо: «Усерднейше благодарю Ваше Преосвященство за доставленное мне новое свидетельство непрестающих трудов Ваших – за Сборник писем к Преосвященному Арсению. Многие из них весьма интересны. Позволяю себе и к Вам препроводить новое выпущенное мною издание «Подражание Христу», в коем найдете и следы приснопамятного митрополита Филарета». 16-го числа Преосвященный Савва писал в Петербург Директору Императорской Публичной Библиотеки А. Ф. Бычкову: «Имею честь препроводить при сем Вашему Высокопревосходительству экземпляр изданного мною Сборника писем к архиепископу Ростовско-Ярославскому Арсению Верещагину – один экземпляр собственно для Вас, – другие два для Ваших любезных чад – ученых мужей. Прошу принять от меня это усердное приношение с обычною Вам благосклонностью. Поздравляю Вас с благоприобретением драгоценных манускриптов Ф. М. Буслаева. Некоторые из этих манускриптов мне случалось видеть у почтенного владельца их. К сожалению, ученый владелец не может более пользоваться своими сокровищами. В последний раз я видел почтенного Феодора Ивановича совсем слепым. Р. S. Так как имеющийся в моих руках Дневник (эпистолярий) Преосвященного Арсения, а равно и адресованные к нему письма относятся ко времени управления его Ростовско-Ярославскою, а не Тверскою епархией, то я полагал бы передать и Дневник, и автографы писем, для хранения, или в Ростовский музей церковных древностей, или в Вашу Публичную Библиотеку. Прошу Вас дать мне на этот раз Ваш мудрый совет». 17-го числа Преосвященный Савва писал в С.-Петербург товарищу обер-прокурора Св. Синода Владимиру Карловичу Саблеру: «Препровождается Сборник писем к Арсению Верещагину, архиепископу Ростовско-Ярославскому. При сем позвольте напомнить Вашему Превосходительству о деле по взысканию Мазуриною капитала (95,000 руб.) с Совета Ржевского училища девиц духовного звания. Дело это Тверским окружным судом решено в пользу Совета, о чем и доведено Тверскою Консисторией до сведения Канцелярии Св. Синода. Теперь подана в Окружный Суд апелляция по этому делу на имя Московской Судебной Палаты; требуется посему опытный защитник с нашей стороны. Если, Ваше Превосходительство, припомните, за трапезою у о. Ректора Московской Академии, 24-го сентября минувшего года, за которою присутствовал и г. Плевако 376 , зашла речь об означенном деле, и Вы обратились к нему с вопросом, не может ли он принять на себя ведение этого дела, если оно перейдет в Судебную Палату; он выразил на это свое согласие.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010