Начало было, таким образом, положено… И в том же году эта, вновь возникавшая как бы из пепла, обитель была наделена, с утверждения Кавказского Наместника, в достаточном количестве земельными участками для возведения на них храмов и других монастырских зданий, а также и для хозяйственных «угодий». Дано было и дозволение приступать к устройству обители. Но Высочайшее положение об учреждении монастыря, вызванное ходатайством строителей через посредство Св. Синода, последовало только 8-го декабря 1879 года 18 . Согласно этому «положению», новая обитель учреждена – как отрасль Афонского Пантелеймоновского монастыря, и должна наравне с ним соблюдать общежительный старо-афонский устав. При этом, на одинаковом основании о находящимися в России греческими монастырями: Никольским в Москве, Екатерининским в Киеве и Ново-Нямецким Молдаванским в Бессарабии 19 , она подлежит, в отношении поведения ее братии, наблюдению местного епархиального Начальства и Святейшего Синода, – а в отношении внутреннего ее строя и хозяйственной части стоить в зависимости от Пантелеймонова монастыря. В помощь о. иеромонаху Арсению строителем новой обители и экономом был назначен афонскими старцами о. Иерон. Он так рассказывает об этом в своих записках. Когда бывшие на Афоне для поставления о. Макария во игумена два патриарших экзарха возвращались обратно в Константинополь, то старцы послали меня провожать их. Пред отправлением в дорогу я зашел к о. Макарию. Когда я уходил от него, он сказал, чтоб, во время моего пребывания в Константинополе, отец Азария (монах в столице Турции, управлявший монастырскими – афонскими делами) дал знать в Сухум о. Арсению о том, что я – в Константинополе. Спросить о. Макария: для чего это было нужно – мне было некогда. Прибыв в Константинополь, я передал монаху о. Азарии слова о. архимандрита. Тот немедленно послал в Сухум телеграмму о. Арсению о том, что о. Иерон в Константинополе. А о. Арсений быстро же ответил: пусть приезжает о. Иерон в Сухум. О. Азария показал мне телеграмму о. Арсения и сказал, что он меня требует к себе в Сухум. Я с удивлением замечаю ему, что Афонские старцы ничего не сказали мне относительно моей поездки на Кавказ. А о. Азария говорит, что ему лично уже раньше было известно об этом. Сообщено было для того, чтобы потом вовремя дать знать о. Арсению. Поезжай, ничтоже сумняся, – прибавил он. Там о. Арсений ждет тебя. Я возражаю: да я ведь ничего с собою не взял из одежды; у меня нет даже и пары белья для перемены. А о. Азария невозмутимо парирует: не беспокойся! Все необходимое даст тебе здешняя братия. Нечего было делать. Сходил в посольство. Взял для себя паспорт и отправился в Сухум… ) III. На Кавказе 20 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bron...

215 Свое заключение об этой поездке Арсения грека и старца Зосимы в Новгород за книгами основываем на отрывочной записи в расходной книге патриаршего казенного приказа на 161 год, где значится: «17 ноября по государеву патриархову именному приказу его келейнику черному попу Зосиме, что он едучи из Великого Новгорода с старцем Арсением издержал дорогою на всякие расходы, 4 р. дано» (кн. 34, л. 229). Что здесь под старцем Арсением нужно разуметь нашего грека, а не Суханова и не Сатановского, видно из того, что Суханова тогда еще не было в Москве; он вернулся из своей первой поездки на восток только 7 июня 1653 г.; а Арсений Сатановский, живший тогда в Москвк в Богоявленском монастыре, не пользовался особенным вниманием патриарха, как незнавший – по собственному его признанию – греческого языка. Поездка же Арсения грека в Новгород за книгами стоит в непосредственной связи с предшествовавшим перед тем осмотром самим патриархом московской патриаршей библиотеки и последовавшей за тем выпиской книг из других мест России и на востоке. Список греческих книг, купленных для патриарха в Новгороде, помещен в переписной книге домовой казны п. Никона , составленной в 1658 г. и изданной во «Временнике общества ист. и древ.», М. 1852 г., кн.15, стр. 133–134; самые же книги находились в келье Арсения грека может быть еще со времени их привоза в Москву. 216 В расходных книгах патриаршего казенного приказа читаем: «17 ноября 161 г. дана гривна чернильнику Федке Иванову за кувшин чернил, купленный на Борисовский двор старцу Арсению киевлянину для писма» (Кн. 34, л. 521); 11 января того же года дано в посольский приказ за 4 стопы большой александрийской бумаги, что взято патриарху в келью на книжное письмо, по 6 р. за стопу (л. 523); 12 июня дана гривна за чернила для книжного письма в келью старцу Арсению (л. 526 об.); 27 августа дано старцу Арсению греку 10 алтын «за три пера лебяжьих, да за полфунта орешков чернильных, да за полфунта камеди, да за купорос, что он купил в борисовскую золотую палату писать книга греческая государю патриарху» (л. 508); 8 марта 162 г. куплен Арсению греку кувшин чернил за 3 алт. 2 денги (Кн. 36, л. 661); 9 мая того же года «старцу Арсенью греку, который сидит у книжной справы и переводит книги с греческого на русскую грамоту, дано 10р.» (л. 346); 6 сентября 1657 г. из казенного патриаршего приказа «справщику печатных книг старцу Арсенью греку дано 50 рублев» (Кн. 43, л. 218 об.). Из расходных книг печатного двора также видим, что Арсений грек за службу на этом дворе кроме годового штатного оклада в 70 рублей по именным указам патриарха получал из сумм зтого двора значительные по тому времени неокладные денежные прибавки: 14 марта 165 г. патриарх велел выдать ему из неокладных сумм 20 рублей; та же сумма выдана ему по патриаршему указу и 17 июля 166 г. уже по удалении Никона с патриаршего престола (кн. печ. двора 55, л. 294 об. и 474).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

В 1972 г., просматривая записи, связанные с о. Арсением, решила немного дописать. С Любой подружилась давно, удивительный она человек, полный доброты, такта, всепрощения! Семья получилась на удивление сплоченная, они часто приезжают к о. Арсению, и я заметила, что он особенно внимательно относится к Любе. Неисповедимы пути Твои, Господи!  ПСИХИАТР В 1964 г. известный психиатр, профессор, доктор медицины Дмитрий Евгеньевич Мелихов (ученик Ганушкина), с которым я дружил долгие годы, в прошлом духовный сын о. Алексея Мечева, впоследствии – его сына о. Сергия Мечева, обратился ко мне с просьбой отвезти его в Ростов к о. Арсению, с которым он встречался в тридцатые годы. У Мити в это время произошли большие осложнения в личной жизни и на работе. Кроме того, в 1956 или 1957 г. он перенес тяжелую операцию по удалению желудка и имел ряд сопутствующих заболеваний, отчего питание стало для него чрезвычайно сложной проблемой. Он был высокого роста, красивый и сильный, добрейшей души человек, сверх головы загруженный своей работой, но постоянно оказывавший друзьям, знакомым и тем, кто его просил, медицинскую помощь, а где считал необходимым, – и материальную. Его личная жизнь всегда была полна разных осложнений, и тогда он замыкался в себе. В молодости, в 1924–1930 гг., он был одним из участников и организаторов христианского студенческого кружка; его арестовывали, он сидел в тюрьме, впоследствии его неоднократно вызывали на Лубянку и всю жизнь он находился под негласным надзором “органов”. Что угнетало Дмитрия, не знаю. Но ему требовалась срочная встреча с хорошим священником, и он знал, что я систематически езжу к о. Арсению, вышедшему из лагеря в 1958 г. Дмитрий был глубоко верующим человеком, встречался до 1941 г. со многими выдающимися иереями. В одну из поездок я испросил разрешения приехать с Дмитрием к о. Арсению. О чем говорили они, мне неведомо, но уехать в тот же день мы с Митей не смогли, поезд был только в 14 часов на следующий день, пришлось остаться. Учитывая сложность питания Мити, Надежда Петровна приготовила для него что-то протертое. Вечером о. Арсений более трех часов беседовал с Дмитрием, утром все приехавшие исповедовались и причащались. В 14 часов выехали в Москву, народу в вагоне было мало, в четырехместном купе ехали только мы с Митей.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Однажды нечаянно входит к ним царь и увидав Арсения стоящим, а своих сыновей сидящими, весьма опечалился на Арсения и говорит ему: «как я приказывал тебе обходиться с детьми, как с царями или как с учениками? что-же ты это делаешь? очень ты опечалил этим мою державу». Арсений отвечал царю: «богоутвержденный царь! я не считал приличным, мне сидеть, а царственным особами стоять предо мной». Царь, рассердившись на этот ответ, с яростным взором сказал Арсению: это ты ставишь их в цари; разве я тебе не отдал их, как рабов? К чему же эти речи?» И сказал это царь, тотчас сорвал и бросил на землю диадимы, бывшие на головах царевичей, и приказал им поклониться в ноги Арсению, и посадив Арсения на троне, приказал детям стоять пред ним. «Если они, – говорил Феодосий, – будут бояться Бога и пожелают ходить в законе Его и хранить заповеди Его, то верховный Царь веков силен – если будет воля Его – даровать им царское достоинство; если же они не будут иметь страха Божия, то я молюсь Богу о прекращении их жизни в детстве; по моему лучше для них умереть в благочестии, нежели царствовать в нечестии». Снабженный от царя такими полномочиями, Арсений, как видно, начал обращаться с царевичами с крайней строгостью. Однажды – продолжает Амартол – св. Арсений увидел Аркадия, впадшего в детский проступок, и рассердившись, нанес ему тяжкий удар, так что следы побоев оставались на теле его почти до смерти. С того дня Аркадий начал питать на Арсения великую злобу и призвав своего спафария, наедине дал ему такое поручение: «каким хочешь способом убей мне Арсения так, чтобы никто не проведал об убийстве». Спафарий, услышав такую жалкую речь имея в сердце страх божий, осмеливается сообщить Арсению об убийственном поручении Аркадия». Последствием было то, что Арсений бежал в египетскую пустыню, где и сделался отшельником. «Царь же Феодосий – заключает, Амартол, – очень огорченный удалением Арсения, предписывает, повсюду его отыскивать, но не могли найти его до смерти царя 122 . Благоговейный муж, подобно Арсению скромный видом, умеренный в речах, смиренный помыслом, обладающий более благочестием, чем ученостью – таков идеал древнерусского учителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Filipp_Ternovs...

До рождения ребенка и дочь, и зять анализы сдавали, им сказали: “Все в порядке, рожайте!”» – рассказывает Людмила Петровна. Она возила трехлетнего внука на обследования в соседний Смоленск, в Москву. Арсению делали УЗИ головного мозга, МРТ, энцефалограмму. Оказалось, что мозжечок (одна из структур центральной нервной системы, отвечающая за координацию движений, состояние мышечного тонуса и управление равновесием) у него практически не развивается. Подтвердились и проблемы со зрением. Арсению поставили диагноз «астигматизм» (глазная патология, нарушение четкости зрения вблизи и вдали) и «умеренное интеллектуальное недоразвитие». В 4 года Арсюша получил инвалидность. Людмила Петровна официально оформила над ним опеку. Дочь и зятя по суду лишили родительских прав. Арсений Сегодня помнит, а завтра опять забыл Врачи советовали Людмиле Петровне заниматься с внуком каждый день, читать ему детские стишки. Даже при том, что он не говорил ни слова. И Людмила Петровна читала. По нескольку раз в день – одни и те же. Видела, как внук ее слушает. В Санкт-Петербурге Арсению провели микрополяризацию головного мозга (метод лечения, который позволяет изменять состояние различных звеньев центральной нервной системы под действием малого постоянного тока). И вскоре после этого он впервые рассказал стишок «Мишка косолапый». Не очень внятно. Но сам. Людмила Петровна продолжала бороться за внука, как могла. Водила по врачам, приглашала домой логопеда, дефектолога. Занималась с Арсюшей сама. Учила его писать, читать, считать. Научила кататься на велосипеде и играть в футбол. В 7 лет отдала внука в спецшколу, в коррекционный класс. Но из-за частых обследований в разных городах Арсений плохо усваивал материал. Пришлось в 8 лет повторно привести его в первый класс. «Очень тяжело ему все дается. Талдычим, талдычим одно и то же. Сегодня вроде помнит, а завтра опять забыл. Буквы «з» и «с», «д» и «т» может перепутать. Слова он пишет крупно – в тетрадке с косой линейкой. Одно слово может растянуть чуть ли не на полтетради. Складывать, вычитать и умножать у него не получается. Я и на пальцах, и на яблоках, и на конфетах пробовала объяснять. Покажу: «Вот два пальца и вот два пальца. Сколько будет?» Вместо того, чтобы прибавлять, он начинает все пальцы пересчитывать. Только тогда скажет, сколько. Что в школе, что дома занимается не больше 20 минут подряд. Если у него что-то не получается, нервничает, потеет. Потом кричит, что устал, что у него голова болит. И все – конец занятиям!» – рассказывает Людмила Петровна.

http://pravmir.ru/ba-pochemu-menya-mama-...

Конечно, не был о. Арсений опытным психологом, психоаналитиком, психиатром – просто у него были всеобъемлющая любовь к человеку, соединенная с любовью к Богу, великий духовный опыт и данный Господом дар проникать в душу человеческую прозорливым взором. Я – профессор, доктор медицины, психиатр, принявший тысячи больных и здоровых людей, с огромным опытом работы, написавший десятки научных работ по психиатрии, – был перед ним как студент, только начинающий изучать заданный курс. Если бы я, психиатр, знал психику и духовный мир больного подобно о. Арсению, то, думаю большинство моих больных давно бы выздоровели. Но чтобы стать человеком, подобным о. Арсению, нужна постоянная молитва, устремленная к Богу, и всепоглощающая любовь к человеку; соединение этих двух начал создает подвижника, молитвенника, старца”. Еще дважды мы приезжали с Дмитрием к о. Арсению, в дальнейшем он приезжал без меня. Во второй приезд состоялся крайне интересный разговор, записанный мною по возвращении в Москву. Приехали, в доме уже находилось несколько человек из Москвы, Воронежа и Владимира. Мы сидели вечером в столовой; Антонина Сергеевна, зная, что Дмитрий Евгеньевич психиатр, задала вопрос: “Скажите, Господь исцелял бесноватых, это были душевнобольные?” Дмитрий ответил: “Человек может болеть душевной болезнью, но может болеть духовным заболеванием, это совершенно разные заболевания. Люди, больные духовными заболеваниями, – это бесноватые; они одержимы жаждой убийств, непреодолимым желанием совершать зло, пытать, истязать, оскорблять, вся их духовная сущность пропитана злом, они могут поклоняться злу – демоническим силам. Вспомните двух бесноватых, живших во гробах (Мф. 8, 23), их одержимость. Вспомните следователей НКВД, проводивших допросы с применением ужасающих пыток, надругательствами над допрашиваемыми, их превосходящие понимание о человечности издевательства над женщинами. Эти следователи были тяжело духовно больны, силы зла – демонизм захватил их души, но многие из них совершенно не болели душевными заболеваниями, я встречал таких духовно тяжело больных не один раз. Этих людей психиатрия не может лечить, это – одержимость.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1956...

Синода 26). В особенности интересны письма к митрополиту Московскому Филарету, из Вены, от 15-го октября 1841 г., в котором о. Порфирий изображает положение православной сербской церкви в Австро-Венгрии, и письмо 14-е из Иерусалима, от 1-го июня 1852 г., где он повествует «О престоле святейшей митрополии Амидийской и о нуждах его». Не лишены интереса и некоторые письма к преосвященному Иннокентию, архиепископу Херсонскому, и к киевскому митрополиту Арсению. Между этими последними письмами есть и такие, которые не принадлежат преосвященному Порфирию, напр.: 2 письма от священника Геттэ к тому же митрополиту киевскому Арсению на французском языке; 36-е и 37-е письма написанные преосвящ. Порфирием от имени митрополита; такие же два ненумерованные письма находятся между 28 и 29; 38-е о. Порфирия от имени митрополита Арсения к аббату Мордрелю, принявшему православие в С.-Петербурге. Кроме того за письмом 32-м следуют: «Мысли (преосвященного Порфирия) по прочтении отчета профессора богословия в Московском университете протоиерея Сергиевского» (на 7½ листах) и «Выписка из «Северной Почты» 1865 г., 273: О преподавании богословских наук в университетах». Сверх сего здесь помещены: 1 письмо патриарха иерусалимского Кирилла к киевскому митрополиту Арсению и ответ о. Порфирия от имени последнего, – оба письма на греческом языке; 1 – к наместнику и екклисиарху Киевопечерской лавры; 2 – от митрополита киевского Арсения и 1 от митроп. петербургского Исидора к о. Порфирию и наконец 1 от обер-прокурора св. синода графа Д.А. Толстого к митрополиту киевск. Филофею о преосвященном Порфирии. β) 10 подлинных писем митрополита Арсения к преосвящ. Порфирию. γ) Шесть черновых писем преосвященного Порфирия к разным иерархам русским; в этих письмах он просит о переводе его из Москвы на одну из южных самостоятельных епархий, главным образом в Одессу. Кроме этих, здесь есть одно письмо к преосвященному Порфирию от Исидора митрополита С.-Петербургского; в нем преосвященный Порфирий извещается о неблагоприятном результате его просьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

36. Он же говорил: покорность с воздержанием покоряет зверей. 37. Также говорил: я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: вопроси отца своего, и возвестит тебе (Втор. 32, 7). 38. Он же говорил: монах, если можно, должен откровенно сказывать старцам, сколько пьет капель в своей келье, чтобы как-нибудь не погрешить и в этом. Об авве Арсении Авва Арсений, еще находясь при царском дворе, молился Богу так: Господи! научи меня, как спастися? И был к нему глас: Арсений! бегай от людей – и спасешься. 2. Удалившись в уединение, он опять молился Богу теми же словами и услышал голос, говорящий ему: Арсений! бегай, молчи, пребывай в безмолвии; ибо в этом – корни безгрешности. 3. Однажды демоны приступили к авве Арсению в келье и смущали его. Прислужники его пришли к нему и, став вне кельи, слышали, как он взывал к Богу и говорил: Боже! не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по милости Твоей, положить начало! 4. Сказывали о нем, что, как при дворе никто не носил одежды богаче его, так и в обществе иноков никто не носил одежды хуже его. 5. Сказал некто блаженному Арсению: отчего мы, при всем нашем образовании и мудрости, никаких добродетелей не имеем, а сии простолюдины и египтяне имеют столь великие добродетели? Авва Арсений отвечал ему: мы от учения мира сего ничего не имеем, а сии простолюдины и египтяне приобрели добродетели от своих трудов. 6. Спрашивал некогда авва Арсений одного египетского старца о своих помыслах. Другой брат, увидя его, сказал: авва Арсений! как ты, столько сведущий в учении греческом и римском, спрашиваешь о своих помыслах у этого простолюдина? Арсений отвечал ему: римское и греческое учение я знаю, но азбуки этого простолюдина еще не выучил. 7. К авве Арсению пришел однажды блаженный Феофил архиепископ с каким-то начальником и спросил старца, желая слышать от него слово. Старец, немного помолчав, отвечал ему: исполните ли, что скажу вам? Они обещались исполнить. Тогда старец сказал им: если где услышите об Арсении, не ходите к нему!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

79 коп. зол. К этому архимандриту Антонину передано было в марте 1894 года ещё 5 000 руб. зол., и таким образом в Духовной Миссии сумм Палестинского Общества было 8.264 руб. 79 коп. По представленному архимандритом Арсением отчёту, который по причинам, о которых будет сказано ниже, пришлось переделать, израсходовано по штату 11.802 руб. 46 коп. зол.; за вычетом из неё 7.325 руб. зол. Святейшего Синода и 750 руб. зол., удержанных Обществом, расхода на долю Общества приходится 3.727 руб. 46 коп. зол., и на 1-ое июля 1894 года оставалось в Духовной Миссии сумм Общества 4.537 руб. 33 коп. зол., к которым на 2-ое полугодие следует ещё присоединить переданные Обществом архимандриту Арсению 6.750 руб. зол. Всего же сумм Общества – 11.287 руб. 33 коп. зол. (45.149 фр. 32 с.). Сумма, которая приблизительно должна составить причитающиеся от Общества не только за 2-ую половину 1894 года, но и на 1-ую половину 1895 года. Переходя к рассмотрению затем отчёта архимандрита Арсения за 1-ое полугодие 1894 года (копия с отчёта не высылается ввиду того, что она имеется в Духовной Миссии), 1 . считаю долгом заметить, что каждый полугодовой отчёт должен точно отчитываться против утверждённого штата Миссии, следуя статья за статьёй, поэтому: а) Отчёт должен быть представляем в рублях золотом, а не во франках, что нетрудно сделать, если расходы и произведены во франках, а именно – разделением франков на 4, что даст рубли золотом. б) В отчёте архимандрита Арсения слиты при содержании начальника Миссии две суммы – собственно жалование и столовые (4.000 руб. зол.) и экстренные расходы (1.000 руб. зол.). Таким образом на жалование придётся поставить: Архимандриту Антонину 909 руб. 60 коп. зол. Архимандриту Арсению – 734 руб. Во-вторых, на разъезды и экстренные расходы: Архимандриту Антонину – 236 руб. 22 коп. зол. Архимандриту Арсению – 169 руб. 31 коп. зол.=405 руб. 53 коп. зол. в) Далее до выдачи содержания драгоману Миссии включительно всё внесено верно, за исключением увеличенного расхода на 2 звонарей, который показан в 225 руб., между тем, по штату полагается на них всего 150 руб., менее на 75 руб., этот расход как штатный принять нельзя.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

От 29-го Сентября писал мне из села Высочиновки А. Ф. Ковалевский: «Имею честь принести Вам почтительнейшее поздравление мое со днем Ангела Вашего. Усердно молю Господа Спасителя нашего и Его Пречистую Матерь даровать Вам здравие, долгоденствие и вечное спасение. Недавно Господь утешил меня разрешением Св. Синода на напечатание составленного мною акафиста Святителю Арсению, Епископу Тверскому, Чудотворцу, в чем я почти уже отчаялся, ибо немало было к тому затруднений. Но Святитель Арсений явственно явил в этом деле свое святое участие: подвигнул Членов Св. Синода – Высокопреосвященнейшего Филофея Киевского, недавно бывшего ещё Тверским, и Преосвященного Феогноста Подольского, уроженца Тверского, принять живое участие в судьбе акафиста Святителю Арсению, чрез что он удостоился наконец разрешения Св. Синода и по особой милости Высокопреосвященнейшего Филофея даже очень изящно напечатан в типографии Киево-Печерской Лавры. Прилагаемый при сем экземпляр прошу принять на память об авторе». Получив экземпляр акафиста Святителю Арсению, Епископу Тверскому, мог ли я тогда вообразить, что через год, и даже менее, я, недостойный, буду восседать на епископской кафедре Тверской?!.. От 30-го Сентября писал мне из Москвы протоиерей С. И. Зернов: «Во множестве искренно уважающих Вас и искренно преданных Вам людей, поздравляющих Вас со днем тезоименитства, примите и меня, Преосвященнейший Владыко, с любовью. Усердно молю Господа всегда, чтобы Он в первых помянул Господина нашего Преосвященнейшего Епископа Савву и даровал Его святым своим церквям в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Его истины. Письмо Вашего Преосвященства от 19-го июля я получил 22-го числа и прочитал его с душевною благодарностью, но последняя часть его возбудила во мне сильную тревогу. В приведенных Вами словах статьи Душеполезного Чтения – «Безгрешность Господа Иисуса Христа, как доказательство Его Богочеловеческой природы» – Ваше Преосвященство усмотрели лжеучительные мысли (стр. 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010