5. Некогда демоны приступили к авве Арсению в келии, – и смущали его. Прислужники пришли к нему, и, став вне келии, слышали его взывающего к Богу и говорящего: Боже! не оставь меня; я не сделал пред Тобою ничего доброго, но даруй мне, по благости Твоей, положить начало.     6. Говорили о нем же: как никто при дворе царском не носил одежды лучше его; так и в церковь никто не надевал одежды хуже его.     7. Когда авва Арсений в одно время спрашивал некоего старца Египетского о своих помыслах, тогда другой, увидя его, сказал: авва Арсений! как ты, так знающий учение Римское и Греческое, спрашиваешь о своих помыслах у этого несведущего? Арсений сказал ему: Римское и Греческое учение я знаю; но азбуки этого (т.е. несведущего) я еще не выучил.     8. Старцы говорили: некогда в Скит было подано немного смокв, и их, как ничего нестоящее, не послали к авве Арсению, чтобы он не принял сие за обиду. Старец же, услышавши, не пошел в общее собрание на молитву, говоря: вы отделили меня, чтобы не дать мне благословения, которое Бог послал братиям, и которого я не был достоин получить. Все услышали и получили пользу от смирения старца. После того, пошедши, пресвитер принес ему смокв и с радостью привел его в общее собрание на молитву.     9. Говорили также о нем, что никто не мог постигнуть образа жизни его. Когда авва Арсений жил в нижних частях Египта, и когда там беспокоили его, вздумалось ему оставить келью. Ничего не взявши из нее, он пришел к ученикам своим Александру и Зоилу Фаранским. Александру сказал: вставши, плыви. Он так и сделал. И Зоилу сказал: пойдем со мною до реки,. и сыщем корабль, плывущий до Александрии, и потом плыви и ты к брату своему. И так разлучились они друг с другом. Старец пришел в пределы Александрии, и занемог тяжкою болезнью. Ученики же его сказали друг другу: не огорчил ли кто из нас старца, – и потому он удалился от нас? И не нашли в себе ничего; потому что никогда не ослушались его. Выздоровевши старец сказал: иду к отцам; и таким образом, отплыв, пришел в Петру, где также были прислужники его.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Издание Братства святителя Василия, Епископа Рязанского Часть 1-я Ибо будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням. Но ты будь бдителен во всем, переноси скорби, совершай дело благовестника, исполняй служение твое. ( 2Тим.4:3–5 ) Avt К читателям Достоинство и характер определений Стоглавого Собора относительно сложения перстов для крестного знамения и благословения (Из беседы с беспоповцами в деревне Велине Рязанской губернии) Беседа о перстосложении назначена была самими раскольниками. Защитником раскола выступил некто Арсений, мастер-красильщик фабрикантов Лебедевых, родом гусляк, из деревни Заполицы, Богородского уезда. Он прежде принадлежал к секте поповцев австрийского согласия, но потом перешел к беспоповцам-перекрещенцам. От роду Арсению было не более 35 лет; в браке не был; он трезв и постник, живет уединенно, что и дает ему особую цену в глазах темного раскола. По праздникам Арсений занимается списыванием цветников и выпискою из книг разных мест, служащих, по понятию его, к обличению Церкви Греко-российской и защите раскола. После моей речи к народу и разъяснения предмета бесед Арсений и я сели за стол. При мне сотрудников не было. Не видно было никого и на стороне Арсения. После обычных при таких случаях приветствий и благожеланий узреть свет истины – Свет Христов, я предложил Арсению сотворить на себе крестное знамение. Он перекрестился двуперстно; перекрестился и я, но троеперстно. Затем я спросил его: «Какая же у нас с тобой разница в знамении креста Христова? В изображении крестного знамени ты ничем не отличался от меня. Ты начал с чела своего, оттуда же и я; затем ты опустил руку свою на живот, так же и я; ты поднял руку на правое плечо, на правое – и я; с правого ты перенес на левое, так же точно и я; ты действовал десницею, десницею – и я. Как сам ты, Арсений, видишь, и как все окружающие видели, мы с тобой совершенно одинаково изобразили на себе крестное знамение. В чем же ты находишь разницу?»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

Там нашел я озеро и среди него остров. Пришли пить из озера звери пустынные, и увидел я между ними двух нагих людей. Затрепетало тело мое, ибо я думал, что это духи. Они, увидев мой трепет, сказали мне: “Не бойся, и мы также люди!”. Я спросил их: “Откуда вы? И как пришли в эту пустыню?”. Они сказали: “Мы из киновии, согласились между собой и пришли сюда. Вот уже сорок лет тому. Один из нас – египтянин, а другой – ливиянин”. Потом и они спрашивали меня: “Каков мир? Приходит ли вода в свое время? И то же ли изобилие в мире?”. Я отвечал: “Все так же”. Я опять спросил их: “Как могу сделаться монахом?”. Они отвечали: “Если кто не отречется от всего мирского, то не может быть монахом”. Я сказал им: “Слаб я и не могу жить, как вы”. Они сказали мне: “Если не можешь жить, как мы, то сиди в своей келии и плачь о грехах своих”. Еще спросил я их: “Неужели вы не зябнете во время зимы и зной не сожигает тел ваших?”. Они отвечали: “Бог явил такое промышление о нас, что и зимой не зябнем мы, и летом зной не вредит нам”. Вот почему я сказал вам, что еще не сделался я монахом, но видел монахов. Простите мне, братия!». Об одном брате, который пришел в Скит видеть авву Арсения, сказывали, что он, войдя в церковь , просил клириков проводить его к авве Арсению. Они сказали: «Подожди немного, брат, и увидишь его». Но он сказал: «Я ничего не буду есть, пока не увижу его». Тогда послали одного брата проводить его к авве Арсению, ибо келия его находилась далеко. Постучавшись у дверей, они вошли и, приветствовав старца, сели молча. Потом провожавший из церкви брат сказал: «Я пойду, помолитесь обо мне». А брат странник, не смея говорить со старцем, сказал брату: «И я пойду с тобой». И вышли вместе. После сего просил он провожавшего брата: «Проводи меня и к авве Моисею, который был разбойником». Когда пришли к Моисею, он принял их с радостью и отпустил весьма ласково. После сего провожавший брат сказал страннику: «Вот я водил тебя и к чужестранцу, и к египтянину; который тебе из них понравился?».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

233 О неавторитетности близких по времени отцов см.: Theod. Stud. Antirrh. 2//PG. T. 99. Col. 380D (ПСТСО. Т.6. 283). 234 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. Nativitatem//PG. T. 99. Col. 752B–756B (ПСТСО. Т.6. C. 405407). 235 Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col.761D–68D (ПСТСО. Т.6. С. 411414). 236 Theod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 753C, 756A (ПСТСО. Т.6. С. 406407). 238 heod. Stud. In S. Joannis Bapt. nativitatem//PG. T. 99. Col. 749D-752AB (ПСТСО. Т6. С. 404405) и Theod. Stud. In decollationem S. Joann. Bapt.//PG. T. 99. Col. 761BC (ПСТСО. Т.6. С. 410411) соответственно. 245 TSE. 2. S. 421 (ТФС. 2. С. 768 в этом издании письмо ошибочно надписано «Монаху Антонию», вместо «Монаху Арсению», см.: Доброклонский А.П. Указ. соч. Ч. 2. С. 347, примечание 253 Так даже в своем завещании, прп. Феодор наставляет будущего игумена: «Ты не должен преступать законов и канонов святых отцов, прежде всего (πρ γε πντων)) – божественного и великого Василия» (Theod. Stud. Testamentum//PG. T. 99. Col. 1820C; ПСТСО. T.6. С. 510). Хотя и палестинская киновиальная традиция, описанная в сочинениях Дорофея Газского, для прп. Феодора, по-видимому, имела высокий авторитет. На это указывают палестинские традиции в студийском уставе, см.: Пентковский А.М. Студийский устав и уставы студийской традиции//ЖМП. 2001. 5.С. 71–73. 259 «Любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь» ( 1Ин. 4:7–8 ). «И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем»( 1Ин.4:16 ).О наличии идеи «христианского гносиса» у прп. Антония (в приписываемых ему посланиях) см. Сидоров А. И. У истоков культуры святости. Указ. соч. С. 84. 264 Отмечая, влияние личности прп. Антония на распространение идеалов монашества проф. Сидоров А.И. пишет: «Слава о нем [т. е. о прп. Антонии – К. В.] как о великом святом распространилась по близлежайщим местностям и привлекла многих…Даже когда центры иноческой жизни возникали независимо, великий старец служил как бы «точкой притяжения» для них, и между ними и прп. Антонием устанавливалась тесная связь», см. Сидоров А.И. Древнехристианский аскетизм и зарождение монашества. – М.: Православный паломник, 1998. С. 129, 134.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

28 . Некогда, во время пребывания аввы Арсения в Баноне, одна весьма богатая и богобоязненная девица из сенаторского рода, пришла из Рима видеть его. Архиепископ Феофил принял ее. Она просила архиепископа убедить старца, чтобы он принял ее. Архиепископ пошел к авве Арсению и просил его, говоря: такая-то девица сенаторского рода пришла из Рима и желает видеть тебя. Но старец не согласился принять ее. Когда сказали об этом девице, она приказывает запрягать ослов, говоря: «Я надеюсь на Бога, что увижу старца; ибо пришла видеть не человека. Людей много у нас и в городе, но я пришла видеть пророка». Когда она достигла кельи старца, случилось, по устроению Божию, быть ему вне кельи. Увидев старца, девица пала к ногам его. Но он поднял ее с гневом и, смотря на нее, сказал: «Если хочешь видеть лицо мое, то вот смотри!» Девица от стыда не взглянула на его лицо. Старец говорит ей: «Разве ты не слышала о делах моих? На них должно смотреть. Как ты решилась плыть так далеко? Разве не знаешь, что ты женщина, что тебе никогда не должно никуда выходить? Или ты для того пришла, чтобы, по возвращении в Рим, сказать другим женщинам: я видела Арсения, – и море сделается путем для женщин, идущих ко мне?» Девица отвечала: «Если Богу будет угодно, я не допущу ни одной женщине придти сюда; но ты молись о мне и поминай меня всегда!» Старец в ответ сказал ей: «Буду молиться Господу, чтобы Он изгладил память о тебе из моего сердца». Услышав это, она пошла в смущении и, по возвращении в город, от печали впала в горячку. О болезни ее сказали блаженному архиепископу Феофилу. Он пришел к ней и просил ее сказать, что с нею случилось. Девица отвечала: «Лучше бы никогда не приходить мне сюда! Я сказала старцу: «Помни обо мне», а он отвечал: «Буду молиться Богу, чтобы изгладилась из сердца моего память о тебе»; – и вот я умираю от печали». Архиепископ сказал ей: «Или не знаешь, что ты женщина и что через женщин враг воюет на святых? Потому так и отвечал тебе старец; а о душе твоей он будет всегда молиться». Таким образом успокоилась девица в мыслях и с радостью отправилась в отечество.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

38. Некто из святых именем Филагрий, живший в Иерусалимской пустыне и прилежно работавший, дабы иметь собственный хлеб, стоял однажды на рынке, продавая рукоделие свое. В это время кто-то обронил кошелек с тысячью монет, и старец, найдя его, стал на том месте, надеесь, что потерявший придет сюда. И вот он идет в слезах. Старец отвел его в сторону и отдал ему кошелек. Тот удерживал его, желая дать ему нечто из них, но старец не хотел. Тогда он начал кричать: идите, посмотрите на человека Божия! Узнайте, что сделал он! Старец же скрылся и вышел из города, дабы не быть славиму. 39. Авва Зоик, пресвитер Тамиатский, рассказывал, что он слышал от отца своего аввы Нафанаила, что авве Арсению соревновали семь других сенаторов, монашествующих в Ските, и что они, отрекшись всего своего, употребляли бедные глиняные сосуды и говорили: да видит Бог и, умилосердясь, простит нам согрешения наши. 40. Один человек, намеревающийся отречься мира, пришел к старцу и сказал ему: я желаю сделаться монахом. Старец ответил ему: ты не можешь. Тот говорит: нет, могу. Старец сказал: если желаешь стать монахом, пойди, отрекись от всего и, пришедши сюда, сиди в келлии своей. Он пошел, раздал, что имел, удержав себе сто монет, и пришел к старцу. Старец говорит ему: теперь иди и сиди в келлии своей. Он пошел и поселился в келлии. Тогда помыслы начали говорить ему: дверь ветха, требуется новая. Он пошел к старцу и открыл ему: помыслы говорят мне, что дверь ветха, требуется новая. Старец ответил ему: ты еще не отрекся, но пойди, отрекись от всего и сиди здесь. Он пошел, раздал девяносто монет и, вернувшись, сказал старцу: вот я отрекся. И старец снова сказал ему: иди и сиди в келлии своей. Но помыслы опять начали говорить ему: кровля ветха, надобно переменить ее. И когда он открыл сие старцу, тот сказал: пойди, отрекись. Он пошел, раздал все и, возвратясь, говорит старцу: теперь от всего отрекся. И опять, с позволения старца, сел в келлии своей, но помыслы снова начали говорить ему: все здесь ветхо и место пустынно, придет лев и съест тебя. Он пошел к старцу и открыл эти помыслы свои; старец же ответил на то: скажи помыслам своим: я ожидаю всего, что бы ни пришло на меня: падет ли келлия или лев придет и съест меня – тем скорее избавлюсь. Скажи так помыслам и сиди, не мечтая, в келлии своей, часто молись, ничего не боясь и ни о чем не заботясь. Поступив так, брат успокоился.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Горе за гордость: горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою! ( Uc. V, 21 ). – Горе вам, фарисеям, что любите председания в синагогах и приветствия в народных собраниях ( Лyk. XI, 43 ). Увещания избегать гордости: не величайся пред лицом царя, и на месте великих не становись; потому что лучше, когда скажут тебе: «пойди сюда повыше», нежели когда понизят тебя пред знатным, которого видели глаза твой ( Npumч. XXV, 6, 7 ). – Они отломились неверием, и ты держишься верою: не гордись, но бойся ( Puм. XI, 20 ). – (Посему), кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть ( I Kop. X, 12 ) . – Не будем тщеславиться, друга друга раздражать, друг другу завидовать ( Гaл. V, 26 ). – Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, во по смиренномудрию почитайте один другого высших себя ( Фuлun. II, 3 ). в) О средствах борьбы с духом 1 . Первое средство борьбы с гордостию сознавать, что мы не имеем высоких христианских добродетелей. Когда одному подвижнику, ревнующему о блаженном смирении, приходили на ум горделивые помыслы, что стал он уж очень праведен и свят, то, зараньше написав на стене своей келлии названия самых высших добродетелей: совершенной любви, ангельского смиренномудрия, чистой молитвы, и проч., он говорил сам себе: пойдем за доказательством и, подойдя к стене, читал наименование и обличал себя в превозношении ответом: покуда не приобретешь этих добродетелей, дотоле знай, что ты еще далек от Бога». (Леств, стр. 252, § 24). 2 . Второе оружие для поражения гордости можно находить в мысли, что горделивые не войдут в царствие Божие. Преп. Арсению Вел. представились в видении два человека, которые, сколько ни силились пронести бревно в отворенные двери церкви, никак не могли достигнуть своей цели и войти в церковь , потому что бревно несли поперек дверей, не давая один другому зайти вперед и нести вдоль, как бы следовало. И ангел объяснил преподобному, что эти люди добродетельные, но гордые, не желающие смириться друг пред другом, и потому остающиеся вне царства небесного. (По «Ч.-М.»).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Грамоты, которыми города переписывались между собою, свидетельствуют об этом. «Идем все головами, – писали здесь русские люди, – на помощь государству, прося милости у Бога», или: «за православную веру хотим умереть». 176 Эта вера в народе и войсках поддерживалась и Самим Богом посредством дивных видений. Сам Минин заявлял своим соотечественникам, что ему «явился св. Сергий и приказал будить уснувших». Тот же Сергий преподобный накануне последнего, решительного сражения русских с поляками явился праведному и больному святителю Арсению, томившемуся в плену у поляков в Кремле, и возвестил ему, что в этом сражении русские войска заступлением Божией Матери одержат победу, и Москва вместе со всей Россией будет освобождена от врагов. Эта весть тут же перелетела чрез стены Кремля в русские войска, наполнила их сердца великой радостью, одушевлением и героическим духом, и они действительно одержали блестящую победу над поляками, чем и окончились тогда наши всероссийские несчастья. Можно привести множество и других случаев дивной помощи, которую оказывал Господь русскому народу во дни его великих бедствий, особенно во время войн с внешними врагами. Впрочем, за эту веру Господь не только спасал Россию от гибели, но постепенно умножал ее силу и сделал ее могущественнейшей и славнейшей державой среди всех народов земли. О, если бы русский народ продолжал держаться своей православной веры доселе и чрез то был в повиновении Божественной воле своего Господа и всем Его Божественным заповедям! Тогда не допустил бы Господь гибели России, и русские люди не подпали бы под иго большевиков – ужасных врагов Божиих. Теперь, как никогда, мы должны вспомнить слова Господа, которые Он сказал чрез Божественного Псалмопевца Своему, некогда избранному, а ныне отверженному, народу: О, если бы народ Мой слушал Меня и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их. 177 Увы, русский народ отступил от православной веры, отверг волю своего Господа, стал руководствоваться не православною своею Церковью и ее св.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Если человек Сам все решает, нет доверия к Богу, так чему удивляться? Первые шесть строк Первого Псалма и уже ответ И ещё раз о Евангелие В начале же творения Бог сотворил их как мужчину и женщину Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей и будут двое одной плотью; так что они уже не двое но одна плоть Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает В доме ученики Его опять спросили Его о том же Он сказал им «Кто разведется с женой своей и женится на другой, тот прелюбодействует от нее; и если жена разведется с мужем своим и выйдет за другого, прелюбодействует Александр 9 февраля 2018, 19:50 Вот читаю я многие комментарии и удивляюсь, зачем нужно фантазировать что то? И потом что это за фраза " А вот я считаю... " , разве может христианин вообще в таком ракурсе рассуждать? Я уж не буду говорить о чем это говорит и что это означает. На этом портале все таки люди не случайные, должны понимать. Все что касается семьи, все написано у Апостола Павла в Посланиях, а также в Евангелие, которое должно читать каждому христианину на протяжении всей жизни хотя бы по одной главе в день. Достаточно только прочитать, а не заниматься домыслами. Так же рекомендую почитать Игумению Арсению (Себрякову) " Пару выбирают не глазами, а слезами. Все можно вымолить у Бога " И будет радость. Сергей С. 9 февраля 2018, 14:40 Алексей(8 февраля 2018, 16:57), " комфорт, основанный на христианских ценностях " - это нечто неудобовразумительное (именно такое слово кажется здесь уместным). Сыр с плесенью после Причастия - все-таки, сомнительная ценность и соответствующий пример для детей. Может быть, Вы не ходите в церковь и не причащаетесь по воскресеньям, а просто теоретизируете? Вы же наверняка знаете о заповеди про седьмой день, а то, что Вы указали как христианские ценности, таковыми не являются. Комфорт - это идол современного человека, и если Вы будете его " уважать " , будете идолопоклонником. Не забывайте про Вашу роль в семье, " муж... есть образ и слава Божия " (1Кор.11:7) Простите. С любовью во Христе/Сергей/

http://pravoslavie.ru/110524.html

Наконец, он сказал: «Прекрасно архиерействовали мы, замышляя убить царя! Мы,– и заброшенные сюда, на последнюю черту земли, молим Бога, чтобы Он направил душу державного ко всему хорошему, хотя бы нас, как осужденных, угодно было ему в этой пустыне погубить голодом и жаждою». С душевным прискорбием и горечью высказав это и иное подобное – одно с досадою, или, лучше, с сожалением относительно лица, занявшего патриарший престол, Арсений отпустил нас. Когда потом настал день нашего отбытия, мы снова пришли к нему и, как можно было, покончив свое дело, тотчас отправились из пристани. При довольно сильном северном ветре и под прикрытием гор, нам казалось лучше плыть к западной стороне острова. Но тут поднялось большое волнение и море надулось до чрезвычайности. Поэтому мы, хотя и с трудом, причалили к Галинолимену, который у тамошних жителей в просторечии называется испорченным именем Галилолимена. Здесь подверглись мы величайшим ужасам,– думаю потому, что отправились в обратный путь, не испросив благословения у патриарха; хотя каждый из нас, как объяснились мы друг с другом после, в минуты раскаяния, желал сделать это частно, только боялся таким поступком навлечь на себя обвинение. В полночь произошло сильное землетрясение, и оторвавшаяся гора, упав в море, произвела в том месте наводнение: стоя в это время на морском берегу, мы думали, что непременно потонем. Наконец, после многих беспокойств на море, мы в шестнадцатый день месяца посидиона 71 возвратились в Константинополь и, пришедши сперва к патриарху, рассказали ему о всем, с присоединением усерднейшей нашей просьбы, чтобы он, говоря царю, что будет говорить, изгладил все оскорбительное в их отчете. Так и устроил он это пред царем: слушая патриарха, царь заметил в его словах защиту,– особенно когда узнал о причинах, нас задержавших. Не хотел он молчать, когда явились к нему и мы, и вполне поняв из наших слов, как ужасны страдания Арсения, тотчас повелел ежегодно высылать ему и окружающим его триста монет, говоря в свое оправдание с клятвою, что он и прежде назначал высылку этой суммы, но она не была выдаваема Арсению потому, что он не хотел принимать ее: да боюсь, прибавил царь, что и теперь не примет; а потому это жалованье пойдет к нему от лица деспины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010