Аполлоний, муч. Италийский, с еписк. Валентином, своим учителем. 30 июля. Аполлоний, или Аполлос, пустынник Фиваидский, ум. ок. 395. 31 март. Аполлон, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аполлос, или Аполл, ап. из 70, и Лукий. 10 сент. с Сосфеном и др. 8 дек. Аполлос, муч. Никомидийский ок. 303 г., с Исакием и Кодратом. 21 апр. Апропиан комментарисий, муч. Римский ок. 305 г , с Маркеллом папой и др. 7 июня. Апфия равноапостольная, мученица Колосская при Нероне, с апп. Архиппом и Филимоном. 19 февр. и 22 ноября. Ардалион, муч. из лицедеев при Максимиане. 14 апр. Арефа и др. с ним Негранские мучч. от Дунаана, ок. 522 года. 24 окт. Арефа, преп. Печерский 13 века. 24 окт. Аристарх, ап. из 70, с Пудом и Трофимом. 15 апр. и 27 сент. Аристион, еп. Смирнский, ученик Господа. 4 янв. Аристион, священномуч. Александрийский (в Килик.). 3 сент. Аристовул, ап. из 70, еписк. Британский. 10 марта и 31 окт. Аристоклий пресв., Димитриан диакон, и Афанасий чтец, мучч. Кипрские при Максимиане. 20 июня. Арис Египтянин, муч. Палестинский от Фирмилиана, с Илией и Провом. 19 дек. Арис, преп. Египетский. В субб. с. Ариадна, мученица Фригийская при Адриане. 18 сент. Арий, муч. Египетский при Максимиане, с Маркианом и др. 5 июня. Аркадий, преп. Кипрский, сконч. во второй половине 4 века, 6 марта. Аркадий, преп. Палест. 5 века, сын препп. Ксенофонта и Марии. 26 янв. Аронос, муч. Кампанийский, с Лукией дев. и др. 6 июля. Арпила монах, из 26 мучч. Готфских, 4 века. 20 марта. Арриан, муч. Египетский при Диоклетиане, с Филимоном и др. 14 дек. Арсений Великий, преп. Египетский, ум. ок. 450. 8 мая. Арсений, преп. Латрский. 13 дек. Арсений, еписк. Сербский, 13 века. 28 окт. Арсений, еписк. Тверской, ум. 1409. 2 марта. Арсений, преп. Коневский, ум. 1444. 12 июля. Арсений, преп. Комельский, ум. 1550. 24 авг. Артема, ап. из 70, с Тертием и др. 30 окт. Артема, муч. Кизический, с Феогнием и др. 29 апр. Артемий, еписк. Фессалонитский, рукополож. ап. Павлом. 24 марта. Артемий, муч. Антиохийский при Иулиане. 20 окт.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Описание: [Москва. 1970-е.] Свв. Меркурий и Михаил. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.7 х 28. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 8476.jpg:   Размер: 846x1200, 1.02 MPix, 150 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (184) , (5) . Описание: [Тверь. XVII.] Свв. Михаил и Ксения Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 51 х 40. В 1702 году арх Сергием (1682 - 1702) вложена в ризницу Спосо - Преображенского собора Твери. В 1984 году из частного собрания постумила в ЦМиАР. Москва. Файл 8477.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 226 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (230) , (12) . Описание: [Русь. XVII.] Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 30,5 х 27. До 1893 в собрании П.И. Щукина. Тверская областная картинная галерея. Файл 8478.jpg:   Размер: 1105x1200, 1.33 MPix, 230 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (234) , (9) . Описание: Икона Святые благоверный князь Михаил Тверской и великомученица Соломония. Конец XIX в. Дерево, левкас, масло, золочение, прочеканка. 35,6х31,2 Тверская областная картинная галерея Файл 18017.jpg:   Размер: 506x580, 0.29 MPix, 53 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (193) , (5) . Описание: Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, паволока, левкас, масло, золочение, прочеканка. 106х48,5 Тверская областная картинная галерея. Файл 18018.jpg:   Размер: 262x580, 0.15 MPix, 43 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (182) , (6) . Описание: Икона. Святой благоверный князь Михаил Тверской. Конец XIX - начало XX вв. Дерево, бумага, печать. 11,2х8,7 Тверская областная картинная галерея Файл 18019.jpg:   Размер: 458x580, 0.27 MPix, 82 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (159) , (6) . Описание: Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские, преподобный Сергий Радонежский у гробов родителей. XIX в. Дерево, масло. 103,5х80 Тверская областная картинная галерея Файл 18020.jpg:   Размер: 413x540, 0.22 MPix, 51 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 2 (167) , (5) . Описание: Икона. Святые благоверный князь Михаил и святитель Арсений Тверские. Начало XVIII в. Дерево, паволока, левкас, темпера. 30,7х25,7 Тверская областная картинная галерея Файл 18021.jpg:   Размер: 491x580, 0.28 MPix, 78 Kb. Дата: 2012-06-13, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (146) , (3) .

http://pravicon.com/icon-2471-photo

В один из пожаров (1611 г.) в Кремле пострадал дом архиепископа Арсения, а в 1612 г. (в августе) поляки отняли у него этот дом: вследствие сильных огорчений, Арсений тяжко заболел, но был чудесно исцелён пр. Сергием Радонежским, который предсказал ему скорое освобождение Москвы от врагов (Собрание Государственных грамот, т. II, что вскоре и сбылось; в ночь  на 22 октября 1612 г. русские войска, под предводительством Димитрия Мих. Пожарского и Димитрия Тим. Трубецкого, овладели Кремлем и выгнали из него поляков. «Из града же Кремля изыде в сретение им архиепископ Галасунский Арсений, с сущим с ним освященным чином, иже бяху с ним прежде удержани во граде, носяще с собой икону Пречистые Богородицы Владимирския и честные кресты и прочия св. иконы. (Пролог М. Палицын, Сказание об осаде, стр. 247). В 1613 г., 2 мая архиепископ Арсений с духовенством встречал нового царя Михаила Феодоровича с его матерью (инокиней Марфой Иоанновной) и сопровождал их к царским гробницам в Архангельский собор, где, по их желанию, совершил молебен. Его же надпись находится в грамоте об избрании Михаила, при венчании которого Арсений подавал царские бармы и царский венец. Арсений, проживая в Москве, после страдальческой кончины архиепископа Феоктиста, временно управлял Тверской епархией, но затем назначен был на Тверскую кафедру, как самостоятельный её архипастырь. В какое время было его перемещение от Архангельского собора в Тверь, трудно определить, но оно было не позже 1613 г. В 1615 г. архиепископ Арсений был перемещён в Суздаль. Но вероятно, он, как весьма видный деятель не только по церковным, но и по гражданским делам, большей частью проживал в Москве, где царь Михаил Феодорович, по просьбе своей матери, указал жить ему близ царского дворца, на Троицком подворье, которое, по мнению И. М. Снегирёва, находилось, где ныне оружейная палата в Кремле (Памятники Москвы, 1864, стр. 28–29). Проживая здесь, Арсений принимал участие в важных событиях того времени. Так, он присутствовал на соборе 18 июля 1618 г., по поводу исправления Требника архимандритом Дионисием; в 1619 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

34. РГБ. Собр. Н.П. Румянцева (Ф. 256) 306. Ркп. XIX в.; 1°; 12 л.; скоропись. Выборка из патерика редакции Ф (РНБ. Софийское собр. 1365), сделанная для Н.П. Румянцева в Новгороде. О ркп. см.: М стлб. 137–144; Ш – с. 48; А с. 66. =35. РНБ. Соловецкое собр. (Ф. 717) 452/485 527 . «Лавсаик» XV в.; 1°; 303 л.; полуустав в один и два (л. 63–73) столбца. Отрывок из Печерского патерика (Слово об Онисифоре) занимает л. 214–215 (XVI в.). О ркп. см.: А – с. 66. Редакция А (по терминологии Шахматова, прототип Б) была составлена, видимо, ранее 1406 г. 528 , которым датируется самый ранний ее список, являющийся древнейшим списком Патерика. К созданию новой переработки памятника был причастен Арсений, епископ Тверской 529 . А.А. Шахматов предполагал, а В.М. Истрин считал это историческим фактом, что Арсений начал свою подвижническую деятельность в Киево-Печерской лавре, в память о которой основал близ Твери на Желтикове монастырь во имя Успения Богородицы и святых Антония и Феодосия Печерских . Арсений (ум. 2. III. 1410 г.) приехал на Северо-Восток Руси вместе с митрополитом Киприаном, который сделал его протодиаконом Успенского собора в Москве, а в 1390 г. поставил в тверские епископы. Арсений занял место Евфимия Висленя, которого сместили из-за жалоб тверского князя Михаила Александровича. «Арсений принял назначение в Тверь с неохотой, предвидя смуту и раздоры, но, оставшись в Твери, много сделал для расширения местной книгописной практики и церковного строительства» (Вздорнов Г, И. Искусство книги в Древней Руси. М., 1980. С. 59). При Арсении оживилось тверское летописание, его «замышлением» был создан «Берсеньевский» список Киево-Печеркого патерика. Кроме монастырского строительства в селе Желтикове «на реце на Тмаце», с его именем связано освящение храмов «на Новом Городку» (в честь архистратига Михаила и святого Николы), обновление тверской церкви Спаса Вседержителя. В период епископства Арсений проявил себя как рачительный хозяин, энергичный пастырь, активный политик. Он выступил в роли посредника-миротворца, когда возник конфликт из-за спорных земель между князем Иваном Михайловичем Тверским и князем Василием Михайловичем Кашинским, принял участие в церковном соборе 1401 г., где судили новгородского архиепископа Иоанна и луцкого епископа Савву. Пользовавшийся авторитетом при жизни, Арсений после смерти был причислен к лику святых. Уже в конце XV в. возникло местное празднование Арсению; были составлены Житие и Служба святому, где он прославлялся как человек, который «благородием высок и благодушием изящен, разума мудростию удивлен бысть».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Умилительная картина представляется для стороннего наблю­дателя, когда масса народа, под осенением хоругвей, крестов и икон, с открытыми головами, переходит от одной церкви к другой, вместе с духовенством возсылая хвалу Богу едиными устами и единым сердцем. Это полное торжество православия! Крестный ход этот установлен в 1831 году, в память избавления города Кашина от холеры. Другой крестный ход, в котором Димитровский монастырь принимает участие, бывает в пяток пред праздником Св. Пророка Илии. В этот день город разделяется на несколько участков: духо­венство, собравшись в набранную церковь своей части, вечером в четверток служить собором всенощное бдение, а в пяток утром в 5 часов литургию. К литургии из всех церквей участка приносятся особо чтимые иконы. По окончании литургии и водосвятного молебна, ду­ховенство, в сопровождении местных жителей, с крестным ходом, обходит свою часть города по улицам, окропляя дома святою водою. Этот крестный ход установлен в память избавления города Кашина от холеры, бывшей в 1847 году. 13 Торжество переложения мощей преподобного Макария происходило в следующем порядке по указу Государя Петра Алексеевича и по грамоте святейшего патриарха Адриана, Сергий, архиепископ Тверской и Кашинский, прибыл в Калязин монастырь 18 сентября 1700 года. Собором с архимандритами Калязинским Исайем, Отроча монастыря Ионою, Желтиковским Варлаамом, Димитровского монастыря Ионою и с прочим духовенством, преосвященным отслужено было всенощное бдение. Утром, после молебна и водоосвящения, самим преосвященным с архимандритами святые мощи преподобного взяты были из деревянной раки и переложены в новую серебряную. Прочее духовенство, кроме архимандритов, и весь народ высланы были из церкви и стояли в паперти. Затем, всем собором отслужена была литургия, которая начата в 5 часов утра и окончилась в 8 часу дня. Преосвященный прибыл в Калязин до 25 сентября. (Описан. Каляз. монаст. иеромон. Павла Крылова; стр. 49). Читать далее Источник: Арсений (Завьялов; архимандрит). Описание Кашинского Димитровского монастыря Тверской епархии/сост. чл. Твер. учен. арх. комис. архим. Арсений. – Изд. Тверской ученой архивной комиссии. – Тверь : Типо-Литография Н. М. Родионова, 1901. – 48 с. ; – Издание Тверской ученой архивной комиссии. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Русская Церковь в период автокефалии; Учреждение патриаршества (1431 - 1700) АНТОНИЙ (нач. 20-х гг. XVI в. - 1588), еп. Вологодский и Великопермский , свт. (пам. 26 окт., в Соборе Вологодских святых и в Соборе Смоленских святых) АНТОНИЙ (Радиловский; † 1585/86 ), еп. Перемышльский, Самборский и Санокский, архиерей Западнорус. митрополии АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АНТОНИЙ ЧЕРНОЕЗЕРСКИЙ († 1598), осн. Антониевой Черноезерской пустыни, прп. (пам. 17 янв., в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства АФАНАСИЙ (Филиппович; ок. 1595-1648), игум. Брестского мон-ря, прмч. (пам. 5 сент., 20 июля, в Соборе Белорусских святых и в Соборе Волынских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/121748_2.html

Архив Пн В праздник Казанской иконы Божией Матери Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Новоторжском Борисоглебском монастыре 21 июля 2019 г. 17:35 21 июля 2019 года, в Неделю 5-ю по Пятидесятнице, праздник явления иконы Пресвятой Богородицы во граде Казани, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Первосвятительский визит в город Торжок Тверской области. По прибытии в Торжок Предстоятель Русской Православной Церкви посетил Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — старейшую обитель Верхневолжья. У врат монастыря Святейшего Патриарха Кирилла встречали: управляющий делами Русской Православной Церкви митрополит Тверской и Кашинский Савва , губернатор Тверской области И.М. Руденя, архиереи, прибывшие на Патриаршее богослужение в Торжок, настоятель Борисоглебской обители игумен Арсений (Леонов).  На монастырской площади Святейший Патриарх Кирилл совершил Божественную литургию у престола, установленного под временной сенью близ Борисоглебского собора.  На богослужение был принесен чтимый чудотворный список Казанской иконы Божией Матери из Нило-Столобенской пустыни. Икона был установлена на аналое напротив сени с престолом — для поклонения священнослужителей и верующих. Его Святейшеству сослужили: митрополит Тверской и Кашинский Савва; митрополит Ярославский и Ростовский Пантелеимон ; митрополит Новгородский и Старорусский Лев ; митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации ; митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий , председатель Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата; митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор ; митрополит Псковский и Порховский Тихон , председатель Патриаршего совета по культуре ; митрополит Корсунский и Западноевропейский Антоний ; епископ Ржевский и Торопецкий Адриан ; епископ Бежецкий и Весьегонский Филарет ; игумен Арсений (Леонов), настоятель Борисоглебского монастыря; игумен Борис (Тулупов), секретарь Тверской епархии ; протоиерей Николай Алексеев, благочинный Торжокского округа; архимандрит Аркадий (Губанов), наместник Нило-Столобенской пустыни; священник Александр Волков, руководитель Пресс-службы Патриарха Московского и всея Руси ; духовенство Тверской митрополии .

http://patriarchia.ru/db/text/5475240.ht...

Арсений был родом из г. Ржева, Тверской губернии; отец его, Григорий, занимался выделкой кож и обучил своего сына (Амвросия, так в мире назывался Арсений) кожевенному ремеслу. Мать его Пелагия, по смерти мужа – монахиня Апполинария, принудила сына своего вступить в брак с девицей Марией. Но Амвросий, стремясь к иноческой жизни, спустя пять месяцев после брака, тайно скрылся из родительского дома и пять лет занимался в Новгороде кожевенным производством. Благочестивый строитель монастырей, Феодор Димитриевич Сырков, узнав о благочестивой жизни Амвросия, убедил его поступить в монашество и дал ему средства (в 1562 г.) построить обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, в Новгороде, на Ярославом Дворище, на торговой стороне, на берегу р. Волхова. Пр. Арсений вёл жизнь строгую, носил вериги; одежда на нём до того была бедна и ветха, что если сбросить её на площади, то и нищий не поднял бы её. В последние годы он жил в затворе, почему в Святцах он назван затворником. В 1570 г. царь Иоанн Грозный неистовствовал в Новгороде, предавая невинных жителей города жестоким казням. Узнав о подвигах пр. Арсения, царь явился к нему с дарами, но преподобный не принял даров и сказал; «много невинных ты послал в царство небесное». Грозный смолчал. Собираясь в Псков, царь снова пришёл к Арсению и спросил у него благословения в путь свой. «Завтра и я, государь, готов в путь», сказал Арсений Грозному. Царь обрадовался, думая, что пр. затворник поедет с ним в Псков; но пр. Арсений, на следующий день, по приобщению св. Таин, скончался (12 июля 1570 г.). Тело его было положено в том же затворе, где Арсений подвизался. По обретению его нетленных мощей, над местом его погребения была построена часовня. В 1634 г. писали: «На торговой стороне в монастыре Арсеньеве мощи пр. Арсения лежат под спудом; от мощей его приходящим с верой бывают исцеления. Тропарь и кондак ему составлены, а празднество ему ещё не установлено». В 1785 г. мощи пр. Арсения были перенесены в Кириллов (близ Новгорода) монастырь, где и поныне покоятся под спудом; где в честь его устроен придел.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Долго еще отказывался святой, но, наконец, князь и митрополит сказали ему: — Если не хочешь повиноваться нашей воле, то мы с освященным собором имеем власть наложить на тебя запрещение. Святой Арсений не захотел более противиться и дал свое согласие. Так он был избран епископом (24 июля 1390 г.), но страшился бремени управления, боялся раздоров и мятежей, которые не успели утихнуть в Твери после удаления епископа Евфимия, и всей душой желал подвизаться наедине. Посему, спустя некоторое время, святой Арсений вторично обратился с просьбой к митрополиту Киприану, чтобы снял с него столь тяжелое бремя. Но митрополит ободрил и снова уговорил его. Видя в сем Промысл Божий, Арсений покорился воле митрополита и 15 августа 1390 года был рукоположен в епископа Тверского. Вступив на архипастырский престол, святой Арсений более всего старался утвердить мир и согласие в своем духовном стаде, истребить мятеж. Ревностно проповедовал он слово Божие: всех, кто приходил к нему, святой Арсений поучал, как чадолюбивый отец; в храме Божием назидал свою паству, как заботливый пастырь. Он всегда помнил слова пророка Иезекииля: «И тебя, сын человеческий, Я поставил стражем дому Израилеву, и ты будешь слышать из уст Моих слово и вразумлять их от Меня» (Иез.33:7). Так поучал всех святитель и своим словом привлекал к себе всех. Граждане тверские с великим усердием стремились слушать своего учительного пастыря. В самой своей жизни святой Арсений подавал всем добрый пример: со вступлением на престол он стал вести еще более суровую и строгую жизнь, совершенно подчинил плоть свою духу. Все удивлялись чистоте его жизни и непрестанному бдению. Строгий к самому себе, он кротко обращался с другими и был милостив к бедным: защищал притесняемых, раздавал одеяния и пищу неимущим, выкупал рабов и пленных. Слава о его добродетельной жизни далеко распространялась повсюду; многие приходили издалека, прося его молитв и благословения. За свою добрую жизнь святой удостоился восприять от Господа дар чудотворений. Много народа стекалось к нему; все, кто был одержим каким-либо недугом, обращались к святому, и, по милости Божей, он подавал различные исцеления. На одних больных возлагал руки, над другими читал молитвы, иных благословлял и окроплял святой водой или помазывал елеем — всех исцелял он усердной молитвой к Господу.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью — строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием. Князь и епископ были в многолетней ссоре, многие тверичи представляли на епископа обвинения. После безуспешных попыток водворить в Твери церковный мир митрополит Киприан «отставил от епископства» Евфимия и отправил его в Москву, в Чудов монастырь. На место Евфимия митрополит назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи — протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Но тот «боялся владычества прияти во Твери, виде бо там вражду и брань многу, и смутися и ужасеся». По возвращении митрополита Киприана и архидиакона Арсения в Москву тверской князь прислал своих бояр с челобитной к митрополиту о посвящении на Тверскую кафедру Арсения. Арсений и на этот раз не соглашался. По словам летописца, в 1390 г. «едва умолиша архидиакона Арсения митрополита быти во Твери». Под угрозой соборного запрещения митрополит и князь наконец получили его согласие на хиротонию, которая состоялась 15 августа 1390 г. Среди епископов, участвовавших в рукоположении его, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля/9 мая).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010