Иконостас этот сделан был в новом стиле, имел больше украшений, колонн и резьбы, чем св. икон. Это крайне не нравилось прихожанам-ямщикам 100 , привыкшим видеть в иконостасе множество св. икон, (а не украшение) и вообще любивших более иконостасы древние. По сему в главном храме и был устроен в 1864 году другой иконостас, на пожертвования прихожан, деятельностью священника А. А. Романовского и церковного старосты ямщика И. И. Новикова. Форма этого нового иконостаса была древняя, Он был весь вызолочен, – украшен резьбою и 4 колонками. Царския врата в нем – резные вызолоченные, с 6-ю небольшими круглыми иконами, над вратами – древняя вызолоченная чаша с золоченым сиянием вокруг. В шести ярусах иконостаса помещалось сорок пять икон старинного письма иконописца Рогожина. Вверху иконостаса – Крест с изображением распятия Спасителя. Все шесть икон в нижнем ярусе обложены серебряными позолоченными ризами, на которые употреблено чистого 84 пробы серебра – два пуда 17 фунтов и 43 золотника, на сумму 4800 руб. сер. Св. иконы в трех верхних ярусах украшены были серебряными окладами и позолоченными венцами, на что употреблено чистого серебра 6 пудов 8 фунтов и 80 золотников, на сумму 9137 руб. сер. Сумма эта была пожертвована женою покойного старосты церковного, ямщика Петра Ивановича Сечкина – Елизаветою Степановною Сечкиною. Весь иконостас стоил более 40 тысяч руб, сер. С одной стороны древняя форма иконостаса, а с другой – богатая отделка придала ему и всему храму благолепный и величественный вид. Без преувеличения можно сказать, что это – был в свое время один из лучших иконостасов в целой Москве. Освящение его было совершено 6-го сентября 1864 года Высокопреосвященнейшим митрополитом Филаретом, который по сему случаю служил в нашем храме и литургию. „Это было последнее служение Владыки в московских храмах“ 101 . Но от времени и этот иконостас, составлявший собою славу нашего храма изменился: позолота его по местам слезла, резьба отпала. Требовалось исправить его и обновить; но у прихожан было давнее желание соорудить для своего главного храма иконостас новый, металлический, как наиболее прочный, который бы соответствовал по ценности и благолепию драгоценному сребро-позлащенному иконостасу, устроенному ранее в Николаевском приделе 102 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

И хотя Симон заявлял, что он будто бы не давал Неронову подобного разрешения, но, в атом случае, вероятнее показание Неронов, так как архиепископ Симон, ставленник и строгий последователь Никона, по его примеру мог разрешить Неронову служить по старым служебникам, не видя в этом ничего зловредного, если только Неронов не хулил, и притом публично, новых служебников. «Преосвященные митрополиты (Иона ростовский и Павел сарский) старца Григорья допрашивали: впредь ему, Григорью, по новым служебникам служить-ли? И старец Григорей преосвященным митрополитом сказал, что ему по новому служебнику не служить, а служить ему по старому служебнику». Не видать, чтобы митрополиты запретили Неронову служить по старому служебнику. И это понятно. Неронов не хотел служить по новым служебникам единственно потому, что не доверял книжным исправлениям Никона, поручившего вести книжные исправления такому крайне ненадежному человеку, каким был Арсений грек. Он не хулил новых книг, а только не принимал их и считал более благоразумным и верным держаться старых. Когда же он узнал, что вселенские патриархи, приехавшие в 1666 году в Москву для суда над Никоном, одобряют однако новоисправленный, а не старый служебник, то, каясь чистосер- —224— дечно в своих прежних прегрешениях, Неронов заявлял вселенским патриархам, что впредь он уже ничего не будет иметь против новоисправленных книг, причем к этому заявлению он делает такое пояснительное дополнение: «доселе держах прежния печатные книги, служебники и сотребники, а новопечатных не хулих до сего собора, токмо не принимах.... И на соборе их о книгах никогда истязан не бых, и аз о том не прикослових». Итак, Неронов не только признавал восточных патриархов вполне православными и их высший авторитет в русских церковных делах, но и не восставал принципиально против церковных исправлений Никона, если они одобрялись, как правые и законные, восточными патриархами, и в конце признал все новоисправленные книги, как одобренные восточными патриархами, вполне правыми и стал ими пользоваться, совсем оставив старые.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Синода из епископов и священников, назначаемых Императором; 4) высшая инстанция – Совместное присутствие Св. Синода и его Судебного отделения. Таким образом, в формирование судебных органов на уровне второй инстанции включалось выборное начало, а в процедурном отношении новые церковные суды должны были руководствоваться примером реформированных гражданских судов, включая суд присяжных с ихсостязательным началом. 31.12.1873 г. архиепископ Волынский Агафангел (Соловьев) написал представление «О проекте духовного суда» и отослал в Св.Синод. В письме архиепископу Тверскому Савве (Тихомирову) архиепископ Агафангел писал: «Надеюсь со временем прислать Вашему Преосвященствукопию с своего представления... Я жду последствий и уже сделал распоряжения, и [готов] принять отставку и ехать в ссылку... Стрегу дом Божий и желаю умереть верным слугою Его» (Письмо архиепископа Волынского Агафангела (Соловьева) от 20.02.1874 г.//Хроника моей жизни. 1902. Т. 4. С. 735). Представление на 36 страницах состояло из трех частей: «I. О вреде прокурорского надзора для духовенства и о вреде нового расширения власти обер-прокурора для Церкви и духовенства. II. Новый проект противен Слову Божию, канонам Церкви и благосостоянию Отечества. III. Неосновательность пояснительной записки» (Письмо архиепископа Волынского Агафангела (Соловьева) от 07.03.1874 г.//Там же. С. 739). Не дожидаясь, пока все архиереи пришлют отзывы о проекте реформы церковного суда, архиепископ Агафангел«с целью объединения и согласия общего против канонической судебной реформы» (Там же. С. 812) опубликовал свое представление в виде статьи; см.: О предполагаемой реформе церковного суда//Волынские ЕВ. 1874. Неофиц. ч. 1 марта. С. 121–149; 16 марта. С. 175–191. АрхиепископСавва (Тихомиров) писал: «Журнальная статья в “Волынских епархиальных ведомостях” обратила на себя внимание Св. Синода, который потребовал от преосвященного Агафангела сведений об авторе статьи и с чьего разрешения она была напечатана в Епархиальных ведомостях» (Хроника моей жизни.1902.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Вашего высокопреосвященства, милостивейшего отца и архипастыря, всенижайший послушник и преданнейший слуга, Префект Игумен Арсений 22 января 1786 года. Желтиков. P. S. Простите, владыко святый, что кратко и худо пишу, ибо прискорбна есть душа моя и сердце мое смятеся болезнию. Не знаю еще и пути, где ехать должно. О, когда бы я еще в последний раз удостоился лобызать вашу десницу, и пасть к стопам вашим! Но думаю, что еще долго не выйду из Твери и приму смелость еще к вашему высокопреосвященству писать 111 . 3 . Высокопреосвященнейший владыко, веикий архипастырь, премилостивейший отец и покровитель! Никак не могу достойно вашему высокопреосвященству возблагодарить как за все архипастырем ваши ко мне милости, так и за святительской десницы вашей дражайшее начертание от 9-го апреля, которым несказанно ваше высокопреосвященство обрадовали дух и сердце преданнейшего особе вашей слуги и нижайшего послушника. Всеусерднейше и всенижайше поздравляю ваше высокопреосвященство с получением Высочайшего благоволения Монархини и с новосельем 112 , которое для вашего высокопреосвященства да будет навсегда весело, здорово и благоуспешно во всем. Для перевоза свиты из означенной суммы много бы нашлось охотников и из Тверских. Да даст Господь и всегда слышать о вашем высокопреосвященстве радостное, и чрез то, как наша, так и ваша радость да исполнится! Бог да благословит дни ваши небесным Своим всегда благословением как и благословляет ныне. И это не худо, что ваше высокопреосвященство с нами одноречные соседи; но гораздо бы лучше было нам, ежели б было сие соседство ближайшее в разсужении расстояния мест. А то сколько удобно ехать вниз по Волге, – столько трудно нам из Твери переезжать в Ярославль. Мы праздник Святой Пасхи препроводили благополучно. Нового в Твери ничего нет. Я не совсем здоров, но, слава Богу, что, хотя и с трудом, но как-нибудь мог написать сие к вашему высокопреосвященству; известный вашему высокопреосвященству мучащий меня род болезни и доселе не престает повременно на меня нападать; до сего дня не мог и писать, а теперь на сей час как нарочно для сего болезнь дала мне способность.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Отдел первый. Внешняя история штундизма Глава I. Происхождение штундизма Штундизм – яркое выражение религиозного брожения, происходившего в 50-х в 60-х годах среди русского народа. Внутренние и внешние условия, создавшие для него почву. – Первые из этих условий: религиозное невежество, недоверие к духовенству и понижение нравственного уровня. – Вторые: отмена крепостного права в влияние религиозных волнений, происходивших в среде колонистов-немцев. – Колонизация немцев в южно-русском крае. – Братства «штунде» в херсонск. губ. – Распространение в среде этих братств идей бессарабских сектантов. – Появление в херсонск. губ. секты скакунов. – Секта «Иерусалимских друзей». – Религиозное брожение у гуттеров. – Баптизм. – Пропаганда среди южно-руссов евангелических и реформатских воззрений. – Средства, при помощи которых штундизм был вызван к жизни. – Место зарождения штундизма – дер. Основа, одесского уезда, херсонской губернии. – Первые из последователей штундизма: Онищенко, Ратушный, Балабан. Появление штундизма стоит в связи с весьма распространенным религиозным брожением, происходившим в 50-х и в начале 60-х годов настоящего столетия среди русского народа. Секта немоляков, возникшая в 30-х годах в земле Войска Донского, в 1845 г. появилась в Одессе. С 60-х годов она быстро распространяется по губерниям: Тверской, Нижегородской, Костромской, Вятской, Пермской и достигает Сибири 26 . С 50-х гг. распространяется в Калужской губернии секта воздыханцев 27 . С 60-х годов хлыстовщина приобретает себе последователей среди молокан Самарской губернии 28 . Последователи Марьяновской секты (хлыстовской), процветавшей в 50-х гг. в г. Николаеве, Херсонской губ., не удовлетворяясь воспринятыми ими молоканскими воззрениями, в 60-х годах предавались аскетизму: по целым неделям проводили время в погребах, морили себя голодом, ходили босые по льду за 10 верст в дер. Константиновку 29 . По сообщению г. Левицкого, в 60-х гг. происходило религиозное возбуждение на границах Полтавской и Екатеринославской губ., выразившееся в стремлении простонародья к аскетизму и в путешествиях с религиозною целью. В весеннее время толпы православных отправлялись на богомолье в Киев, так что в означенной местности не было села, а часто – хутора, которые не имели бы представителей среди богомольцев 30 . По известию «Екатеринославских Епархиальных Ведомостей» некоторые из малороссов Екатеринославской губ. предавались строгому посту, чтению душеспасительных книг, пению псалмов и воздержании от сообщений со своими женами 31 . Приведенные факты свидетельствуют, что штундизм, зародившийся в 50-х годах стоит не одиноко; он явился самым ярким выражением религиозного брожения среди русского народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

От 29-го Сентября писал мне из села Высочиновки А. Ф. Ковалевский: «Имею честь принести Вам почтительнейшее поздравление мое со днем Ангела Вашего. Усердно молю Господа Спасителя нашего и Его Пречистую Матерь даровать Вам здравие, долгоденствие и вечное спасение. Недавно Господь утешил меня разрешением Св. Синода на напечатание составленного мною акафиста Святителю Арсению, Епископу Тверскому, Чудотворцу, в чем я почти уже отчаялся, ибо немало было к тому затруднений. Но Святитель Арсений явственно явил в этом деле свое святое участие: подвигнул Членов Св. Синода – Высокопреосвященнейшего Филофея Киевского, недавно бывшего ещё Тверским, и Преосвященного Феогноста Подольского, уроженца Тверского, принять живое участие в судьбе акафиста Святителю Арсению, чрез что он удостоился наконец разрешения Св. Синода и по особой милости Высокопреосвященнейшего Филофея даже очень изящно напечатан в типографии Киево-Печерской Лавры. Прилагаемый при сем экземпляр прошу принять на память об авторе». Получив экземпляр акафиста Святителю Арсению, Епископу Тверскому, мог ли я тогда вообразить, что через год, и даже менее, я, недостойный, буду восседать на епископской кафедре Тверской?!.. От 30-го Сентября писал мне из Москвы протоиерей С. И. Зернов: «Во множестве искренно уважающих Вас и искренно преданных Вам людей, поздравляющих Вас со днем тезоименитства, примите и меня, Преосвященнейший Владыко, с любовью. Усердно молю Господа всегда, чтобы Он в первых помянул Господина нашего Преосвященнейшего Епископа Савву и даровал Его святым своим церквям в мире цела, честна, здрава, долгоденствующа, право правяща слово Его истины. Письмо Вашего Преосвященства от 19-го июля я получил 22-го числа и прочитал его с душевною благодарностью, но последняя часть его возбудила во мне сильную тревогу. В приведенных Вами словах статьи Душеполезного Чтения – «Безгрешность Господа Иисуса Христа, как доказательство Его Богочеловеческой природы» – Ваше Преосвященство усмотрели лжеучительные мысли (стр. 273).

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

В ответ на это Преосвященный Савва 13-го числа писал отцу инспектору: «Нечаянное письмо Ваше из Петербурга, от 6-го сего января, приятно удивило и порадовало меня. Сердечно приветствую Вас, любезнейший о. Арсений, с вступлением на новый, впрочем, не неожиданный, путь жизни. Да хранит Вас на сем пути Всесильная десница Верховного Строителя судеб жизни человеческой! Для меня очень приятно и то, что Вы приняли, для новой иноческой жизни, имя святителя Тверского Арсения. Да будет же Он благим споспешником Вам в подвигах иноческого жития и в трудах священного служения Православной Церкви и духовному просвещению. В знамение и залог сего споспешествования препровождаю Вам при сем икону Святителя, освященную возложением на его нетленные мощи. В молитве пред сею святою иконою не забывайте и меня, искренно Вас любящего и душевно уважающего». 23-го числа Преосвященный Савва получил письмо из С.-Петербурга от начальника Архива Св. Синода А. Н. Львова 522 , который, от 21-го января, писал: «Пользуясь всегда благосклонным вниманием Вашего Высокопреосвященства, позволяю себе обратиться к Вам, Владыка, по следующему обстоятельству. В бумагах покойного митрополита Филарета, находящихся в синодальном архиве, есть весьма много писем к почившему Владыке от разных высокопоставленных духовных и светских лиц. Письма эти по своему содержанию представляют весьма богатый и интересный материал как в смысле биографическом, так и историческом, потому что они касаются большею частью известных исторических событий. Думается, что издание этих писем и принесло бы немалую историческую пользу, так как пролило бы верный и доселе неизвестный свет на многие лица и события. Само собою разумеется, что письма должны быть снабжены примечаниями, разъясняющими те таинственные намеки и неопределенные выражения, которые в них часто встречаются. Для этого есть богатый материал как уже в печатных изданиях, касающихся фактов и лиц, затрагиваемых этими письмами, так и в делах архива Св. Синода. Но прежде, чем приступить к этому делу, мне бы хотелось узнать мнение по этому вопросу Вашего Высокопреосвященства, как человека, который слишком много потрудился над изданием бумаг и писем митр. Филарета, и который, несомненно, видел и знает и те письма, об издании которых я хочу начать хлопотать. Если Ваше Высокопреосвященство найдете предмет, мною возбужденный, заслуживающим Вашего внимания, и если у Вас найдется свободная минутка, то не откажите, Владыко, сообщить мне свой взгляд на это дело».

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К IX веку относится свидетельство немецкого писателя, Валафрида Страбона, о том, что у наших Готов богослужебным языком оставался еще язык их родной, готский. Именно, говорит он: " Я слышал от верных братий, что у некоторых скифских племен, преимущественно у Томитан, и до сего времени отправляется богослужение на их собственном языке» 21 . Что здесь под именем Скифов разумеются Готы, согласны все, касавшиеся этого предмета; а Томитане суть Готы так – называемой «Малой Скифии» (Добруджи), где в последние годы жизни своей пребывал епископ Улфила. О сохранении народности Крымскими Готами и в XII веке имеем свидетельство в «Слове о полку Игореве», где упоминаются готские красные девы, которые, звеня русским златом, воспевают на березе Синего моря; а в XIII патриарх Никейский Герман II, в письме к кардиналам римской церкви, указывал на Эфиопов, Сирян, Иберов, Лазов, Алан, Готов, Хазар, бесчисленные племена Руссов и Болгар, которые, не смотря на отличие по народности, соблюдают одну с Греками веру 22 . В том же веке, именно в 1253 году, минорит Рубриквис, посол французского короля Людовика IX к монгольскому хану, нашел между Херсоном и Солдхией сорок укрепленных мест, жители коих были в большинстве Готы, говорившие немецким наречием. Сравнительная малочисленность Готов не может служить основанием предположению, будто уже с IX века они переродились в Греков 23 ; мы знаем, что даже те племена, у коих не было своей письменности, ни заметной общественной деятельности, сохраняли и сохраняют свою народность (например, многие славянские народы среди Немцев и Корелы в Тверской губернии);тем более это следует допустить относительно народа, имевшего Св. Писание на своем языке и жившего не среди более, цивилизованных народов, а на краю греческого мира. И тем более, опять, следует допустить это, что о живом употреблении готского языка говорят и позднейшие писатели–Иоасафат Барбаро в 1436 году, живший 16 лет в Тане (Азов) и могший приобрести достаточные сведения о насельниках Крыма, и в XVI веке, именно в 1562 году, посол императора Фердинанда, Авгерий Гизлер фон-Бусбек, который разговаривал в Константинополе с двумя Крымскими Готами и нашел в их речах много немецких слов, свойственных готскому языку 24 . Если нужно входить в Соображение о времени прекращения употребления готского языка при богослужении, то время это можно предположительно отнести только ко второй половине XV века (о чем будет речь далее), хотя следы готского разговорного языка могли оставаться и далее упомянутой эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

XII. Заключение Обозревая – в этом кратком историческом описании прошлое и настоящее нашего св. храма, – мы не могли не видеть, что сооружен он был многими жертвами и трудами его прихожан. В давние времена когда средства первых жителей нашей местности были весьма скудны, много лишений и самоограничения требовалось от них, чтобы удовлетворить нуждам своего приходского храма. Но и в последующее время, когда приход увеличивался в своей численности и благосостояние его улучшалось, этот дух благочестия, дух любви ко благолепию дома Божия, всегда жил среди здешних обитателей. Видимо, что они заботились не о своем только материальном благополучии, не о том только, чтобы домы их были благоустроены и украшены, но и о том, чтобы кивот Святыни Господней стоял в подобающем ей благолепии. И вот благодаря этим трудам, усердию и жертвам, мы имеем теперь столь обширный и величественный благолепный приходской храм. Какие же обязанности налагает на нас этот дар Божий, которым мы, прихожане, теперь пользуемся? Прежде всего, считая себя счастливыми, что имеем такой редкий по благолепию храм, мы должны за этот дар усердно благодарить Господа и его великого Святителя, – и благодарною молитвою воспоминать о всех, которые послужили устроению и украшению св. храма нашего. Упокой, Господи, в селениях небесных почивших создателей и украсителей св. храма сего! Даруй живущим его благотворителям здравие и спасение, благослови миром и счастьем их домы и семьи! Но да неоскудеваетъ и в нас этот дух ревности и усердия ко храму Господню! Будем и мы посильно подражат тем высоким примерам этой любви и усердия, которые увековечены благодарною памятью в истории храма нашего. Великое дело создать и украсить храм. Но также святое дело и сохранить его в подобающем благолепии. А на это требуются, и всегда будутъ требоваться, наши посильные большие и малые жертвы храму. Каждое время имеетъ свои нужды и выдвигаетъ на вид свои особыя требования, Такие нужды и требования есть и будутъ без сомнения и в храме нашем, – на что также потребуются наши приношения в него. Будем щедры на это, помня, что Сам Господь освящает благодатию и воспрославит своею Божественною силою „любящих благолепие дома его“, – и если здесь не благословляет их счастьем и земными благами, но, по милосердию Своему, очищает их души скорбями и искушениями, – то без сомнения не оставит их без награды в будущем веце.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Итак, прежде описанных семидесяти пяти ощущений его при действиях молитвенных, с примечаниями и взглядами на оные, свидетельствующие высокое состояние молитвенника, дабы более воодушевить твое внимание, предлагаю тебе краткий очерк жизни сего доблестного мужа, извлеченный из полного жития его, напечатанного в журнале «Москвитянин» в 1842 году 1 . Там повествуется: Родился сей исповедник Василиск, Тверской губернии, Кашинской округи, в Колязинской уезде, около 1743 года. С малых лет имел охоту молиться Богу, слушать проповеди в Церквях и духовное чтение, всегда ощущал стремление к пустыннической жизни. По воле отца своего был женат, но детей не имел; супругу свою наставлял на спасительную жизнь, и сам молитвенного своего правила не оставлял и иноческой жизни усердно желал. В скором времени по согласию своей супруги и тестя, оставив дом свой, удалился жить к пустынникам в чувашские леса (37-ми лет). Там много постился, бдел и прилежал к чтению душеполезных книг, выписывая из оных нужнейшее. Трудился и молился внешне, ибо о внутренней молитве еще не знал, полагал много поклонов. Услышав о богоугодной жизни старца Адриана 2 , пришел к нему в пустыню в брянские леса. Там им пострижен, наречен вместо Василия Василиском и научен сердечной молитве во имя Иисуса Христа (43-х лет). С сим старцем Адрианом переместился в Коневскую пустыню, где и жил десять лет (47-и лет). Отсюда ушел в Сибирскую пустыню (57-и лет), с учеником Зосимою – Томской губернии, Кузнецкого уезда, где и жил в лесу 24 года. Скончался 1824-го года, декабря 29-го, в пять часов по полудне (81 год). Чтобы ближе ознакомиться с смиренным и любвеобильном духом сего внутреннего молитвенника, я выписываю святые его изречения. Например: 1. Старец говаривал, особенно в часы скорбей встречающихся с ним: «Бог – премудр, всемогущ, богат и многомилостлив: поэтому, что Он ни делает – делает без ошибки и хорошо, ибо премудро сделает. Он всемогущ, а поэтому и ничто воле Его противостоять не может. Он многомилостлив и посему и помилует и меня грешного. Богатство Его изобильное, поэтому подаст и мне». 3

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Troepo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010