Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери от благочестивых, богатых и знатных родителей и получил высокое по тому времени образование. Еще в юные годы отличался он кротостью, не любил рассеянность. По смерти родителей своих, оставшись наследником богатого имения, Арсений обратил дом свой в дом принятия странных и бедных. Но родные сочли такую жизнь молодого человека странной и упрекали его в расточительности. «Полезно ли нам благочестие – увидим за гробом, если не видим здесь», – говорил Арсений. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и просил Господа указать ему путь. Ночью во время сна он услышал голос, звавший его в Киев, в обитель Пречистой. Он встал, тайно вышел из города и отправился в Печерскую обитель. Со слезами объявив настоятелю о своих расположениях душевных, Арсений принят был в обитель и облечен в иночество. Как и всякий новый послушник, проходил он нелегкие послушания, но проходил с любовью. Даже среди иноков древнего монастыря, отличавшихся своим благочестием, Арсений выделялся святой жизнью – строгим хранением монашеских обетов, знанием церковного устава, начитанностью в Священном Писании и трудолюбием. Смирением и искренним благочестием Арсений обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского († 1406, память 16/29 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол Московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у владыки архидиаконом, и когда Киприан в 1390 г. возвратился из Царьграда с именем и правами митрополита всея Руси, то, отправляясь в Москву, он взял с собой и Арсения и поручил ему заведовать письменными делами митрополии, ему было поручено также письмоводительство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. 3 июля 1390 г. Арсений вместе с митрополитом Киприаном прибыл в Тверь, где по просьбе тверского князя Михаила Александровича состоялся собор русских и греческих иерархов для суда над Тверским епископом Евфимием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей) АРСЕНИЙ ИКАЛТОЙСКИЙ (ок. 1050 – 1127), прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 6 февр.), переводчик, писатель, философ и поэт АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОНЕВСКИЙ (Коневецкий; кон. XIVb. – 1447), прп.(пам. 12 июня, в Соборе Афонских преподобных, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Карельских святых, в святых Санкт-Петербургской митрополии, и в Соборе преподобных отец Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря) АРСЕНИЙ МОНЕМВАСИЙСКИЙ (в миру Аристовул Апостолис (Апостолиос, Апостолидис);ок. 1468-1535), митр., греческий ученый и переписчик рукописей АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АРСЕНИЙ ЭЛАССОНСКИЙ (Апостолис; 1550-1625), архиеп. Суздальский и Тарусский, ученый, писатель, свт. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) АРСЕНИЯ (Добронравова Анна Гавриловна, в схиме Фома; 1879-1939), игум., прмц. (пам. 10 янв., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Ивановских святых) АРСЕНИЯ (Серебрякова Анна Михайловна; 1833-1905), игум. усть-медведицкого в честь Преображения Господня мон-ря АРТЕМИЙ (Снигур Александр Николаевич; род. 5. 09. 1962), митр. Хабаровский и Приамурский, глава Приамурской митрополии АРТЕМИЙ († ок. 1575), мон., религиозный публицист, книгописец, один из виднейших идеологов нестяжательства

http://pravenc.ru/rubrics/121236_31.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Арсений Тверской, свт. - житие Святитель Арсений, епископ Тверской, чудотворец (Память 2 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня по старому стилю) Святитель Арсений, епископ Тверской, по свидетельству церковного предания, родился в г. Твери. Год его рождения и имена родителей неизвестны. Воспитан он был в благочестии и страхе Божием. Рано потеряв родителей и оставшись наследником богатого имения, он обратил дом свой в приют для странных и бедных, чем навлек на себя поношение сродников. Отчаявшись одолеть «вражду и брань многу», юноша решил расстаться с миром и молил Господа указать путь. Услышав во сне голос, звавший его в Киев, тайно оставил юноша город Тверь и отправился в Киево-Печерскую обитель, где и принял пострижение. Добродетельный и трудолюбивый инок, который «от юности благонравием Христу усвоися», сведущий в церковном уставе, обратил на себя внимание проживавшего тогда в Киеве митрополита Киприана, будущего святителя Московского (U 1406; память 16 сентября). Святитель Киприан полюбил инока Арсения и приблизил к себе, посвятив в сан иеродиакона. Когда святитель Киприан занял престол московской митрополии, он взял с собой в Москву и святого Арсения. Святой Арсений был у Владыки архидиаконом, ему было также поручено письмоводство, он занимался всеми делами, относившимися к внутреннему устроению митрополии. В то время в Твери возникли сильные разногласия между тверским князем Михаилом Александровичем и оклеветанным епископом Тверским Евфимием. Епископ Евфимий был несправедливо лишен кафедры и сослан в Чудов монастырь в Москве, где вскоре скончался (U 1392). На место епископа Евфимия митрополит Киприан назначил своего архидиакона (в Никоновской летописи протодиакона) Арсения, «мужа дивна и нарочита и добродетельна суща». Святой Арсений долго не соглашался, но не мог противиться воле великого князя Михаила Александровича. Среди епископов, участвовавших в хиротонии святого Арсения 15 августа 1391 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе в г. Твери, был святитель Стефан, епископ Пермский (память 26 апреля).

http://pravicon.com/info-1827

ПАМЯТИ ПРОТОИЕРЕЯ АРСЕНИЯ ДВУКРАЕВА июня 2006 14 июня 2006 года на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры иерей Александр Калинин совершил литию на восстановленной могиле протоиерея Арсения Двукраева, духовника семьи Великих Князей Константиновичей. 14 июня 2006 года на Никольском кладбище Свято-Троицкой Александро-Невской лавры заместитель руководителя Отдела по противодействию наркомании и алкоголизму иерей Александр Калинин совершил литию на восстановленной могиле протоиерея Арсения Двукраева, духовника семьи Великих Князей Константиновичей. В восстановлении могилы и на литии принимали участие православные трезвенники Санкт-Петербурга. Об о. Арсении Двукраеве православным трезвенникам рассказала Татьяна Иннокентьевна Ганф: Протоиерей Арсений Иванович Двукраев (26.02.1825-31.05.1895) был сыном священника из города Старицы Тверской губернии, где он и родился. Учился он в местном Духовном училище, а затем в Тверской семинарии. Блестяще окончив ее, Арсений продолжил обучение в Санкт-Петербургской Духовной академии, которую закончил в 1851 г. одним из первых учеников. Арсений Двукраев преподавал в Александро-Невском училище, а 12 февраля 1855 года его рукоположили в сан священника и определили к церкви во имя Входа Господня в Иерусалим (Знаменской), где он и прослужил до последних дней своей жизни. О. Арсений Двукраев был прекрасным преподавателем - 13 лет экзаменовал лиц, ищущих священного сана, 28 лет преподавал в Михайловской школе женского патриотического общества (в доме Неллиса, современные адреса: ул. Восстания, 26; ул. Некрасова, 38; Басков пер., 31). Батюшка Арсений обратил на себя внимание Великой Княгини Александры Иосифовны и ее супруга Великого Князя Константина Николаевича. Они пригласили его стать преподавателем Закона Божия и духовником их детей, Великих Князей Константина, Дмитрия, Вячеслава. Затем отец Арсений стал также духовником Константина Николаевича и Александры Иосифовны. В архивных материалах есть свидетельства о совместных служениях о. Арсения со св. прав. Иоанном Кронштадтским, который ежемесячно посещал великокняжескую семью в Павловске, Стрельне и Мраморном дворце в Санкт-Петербурге. Иногда о. Иоанн принимал исповедь, а причащал о. Арсений, иногда наоборот.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=176...

Святитель Арсений принимал близкое участие во всех и радостных и печальных событиях в княжеской семье. Так, он совершил в кафедральном соборе брак правнука Михаила Александровича Юрия Всеволодовича князя Холмского (в 1391 г.). Он же венчал в том же соборе сына Михаила Александровича Феодора с Анной, дочерью Московского боярина Андрея Собакина и др. – святитель Арсений совершил в соборе отпевание тела князя Бориса Михайловича (в 1395 г.), в нём же отпевал тело супруги Кашинского князя Василия Михайловича (в 1396 г.); в 1402 г. он отпевал Марию Кейстутовну, супругу Тверского князя Ивана Михайловича, в 1405 г. Евдокию, супругу Великого князя Михаила Александровича; все они были отпеты и погребены в Тверском кафедральном соборе. Святитель Арсений был «любитель монахов» и с особенной ревностью он заботился об открытии монастырей, об их улучшении, особенно в религиозно-нравственном отношении; при нём в Тверской епархии процветало монашество: благочестивые старцы, основатели и настоятели обителей (как то: Савватий и Евфросин Савватьевские, Савва и Варсонофий Саввинские и др.) были ближайшими его сотрудниками и советниками. Под конец своей жизни св. Арсений на свои средства, недалеко от Твери, устроил Желтиков монастырь. В устроении этой обители видно было, что святитель своей душой постоянно стремился к Киево-Печерской Лавре, так им любимой. Главный собор в обители, по примеру Лавры, посвятил он в честь Успения Пресвятой Богородицы; тёплую церковь посвятил незабвенным для него Киево-Печерским преподобным Антонию и Феодосию. С Киевом св. Арсений имел постоянное общение. По его просьбе иноки Киево-Печерской Лавры списали Киево-Печерский Патерик, который святитель передал братии своего любимого Желтикова монастыря для назидательного чтения. Предчувствуя приближение смерти, св. Арсений приготовил себе гроб (из самородного белого камня). Скончался святитель Арсений 2 марта 1409 года. Составители жития его (особенно А. Н. Муравьёв ) подробно описывают кончину святителя и его предсмертные беседы и наставления Тверскому князю, его свите, духовенству, братии обители и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Арсений, святитель, епископ Тверской († 1410, память 2/15 марта и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Год рождения святителя неизвестен. С юных лет он принял на себя подвиг монашества. Пострижен был в Киево-Печерском монастыре и проходил там различные послушания. Чистотою жизни приобрел высокую добродетель и заслужил любовь и уважение митрополита Киприана, который, уезжая из Киева на Московскую митрополию, взял с собою и инока Арсения, возвел его в сан архидиакона и поручил все дела, касающиеся внутреннего устройства митрополии. 19 августа 1390 года Арсений хиротонисан во епископа Тверского по желанию тверского князя Михаила. Хиротонию возглавлял митрополит Киприан. На архиерейской кафедре преосвященный Арсений явил образец доброго, попечительного пастыря и подвижника благочестия. Он с редкой неутомимостью обучал пасомых вере и благочестию, был кроток и ласков, всем оказывал помощь и утешение. О кротости святителя сказано, что он «ни от кого не отходил с гневом или враждою», т. е. имел нрав нераздражительный при любых обстоятельствах жизни. Святитель Арсений «был защитником сирот и вдов, с любовию обходился с нищими и убогими, ободрял ослабевших, всем помогал советом, деньгами или отеческими наставлениями». Был милостив к бедным, защищал притесняемых, раздавал одеяния и пищу неимущим, выкупал рабов и пленных. Особенно ярко в облике святителя проявилось нравственное качество миролюбия. Он не раз умиротворял распри враждующих князей, направляя их к взаимной братской любви. Так, в 1401 году он примирил Ивана Михайловича, князя Тверского, и Василия Михайловича, князя Кашинского. В течение 20 лет святитель Арсений сиял на Тверской кафедре своими замечательными добродетелями. Усердием святителя в епархии были построены многие храмы и монастыри. К ним относятся: каменный собор в честь Преображения Господня и храм в честь преподобных Антония и Феодосия Печерских , а в 1404 году основан Успенский Желтиков мужской монастырь. В этом монастыре он часто предавался богомыслию, молитве и упражнялся в подвигах иноческой жизни, показывая своими личными подвигами пример братии для подражания.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Архиепископ Тверской и Кашинский Мефодий (в миру — Михаил Алексеевич Смирнов; 07.11.1761 — †02.22.1815), служивший в Тверской епархии долгие годы, с 31 декабря 1803 г. по август 1814 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 23 марта 1806 г. за свою многолетнюю службу Отечеству был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Следующий Архиепископ Тверской и Кашинский и постоянный член Священного Синода Владыка Серафим (в миру — Стефан Васильевич Глаголевский; 1757 — †17.01.1843), служивший в Тверской епархии с августа 1814 года по март 1819 года, Высочайшим указом Императора Александра I от 10 февраля 1816 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского. Ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Арсений (в миру — Федор Павлович Москви н; 1795 — †28.04.1876) 10 октября 1831 г. был определен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до марта 1832 г. Уже будучи Архиепископом Варшавским и Новогеоргиевским, Владыка Арсений по Высочайшему указу Императора Николая I от 20 мая 1850 года был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Следующий ректор Тверской духовной семинарии Архимандрит Афанасий (в миру — Андрей Григорьевич Соколов; 27.06.1801 – †02.01.1868) 29 апреля 1832 г. был рукоположен Настоятелем Свято-Троицкого Макарьева Калязинского монастыря, где прослужил до 1837 г. Будучи Архиепископом Казанским и Свияжским, Владыка Афанасий Высочайшим указом Императора Александра II от 12 апреля 1859 г. был сопричислен к ордену Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. К концу XIX века орден Святого Александра Невского становится традиционной наградой сановников, занимающих высокие государственные посты. Одним из последних кавалеров ордена в 1916 г. стал эмир Бухарский, генерал-лейтенант Свиты Его Величества Сеид-Мир-Алим. Необходимо отметить, что грамоты на орден Святого Благоверного Великого Князя Александра Невского за все время его существования всегда подписывались лично Императорами. Только в редких случаях подписи в грамотах на орден ставились Канцлерами Капитула Российских орденов.

http://ruskline.ru/analitika/2021/04/08/...

Иеромонах Арсений (Минин) (1823–1879) Старец Арсений (в миру Александр Иванович Минин) родился в Тверской губернии, в купеческой семье. На Святую гору Александр приехал в августе 1857 года, стал послушником в Пантелеимоновом монастыре, в 1859 году постригся в монашество с именем Арсения, был рукоположен в иеродиакона, а затем – в иеромонаха. Отец Арсений возлюбил святой Афон всем сердцем, но Господь судил старцу прожить большую часть жизни в России и умереть в Москве. В 1862 году афонскими старцами он был благословлен на поездку по России для сбора средств на монастырь. С этого времени старец будет проживать в России, где ему доведется выстроить в Москве часовню во имя святого великомученика и целителя Пантелеимона, основать и развить книгоиздательство святой Афонской горы. В Москве, в храме Богоявленского монастыря, а затем и в самой Афонской часовне, у старца было много духовных чад, и еще больше тех, за кого он молился. Мирное и любвеобильное выражение лица старца невольно вливало духовную теплоту в сердце скорбевшего. Обыкновенно молчаливый, отец Арсений, когда нужно, изливал обильный поток духовной беседы. Речь его была сильная, как основанная на духовном опыте богомудрых отцов Церкви и их писаниях и как изученная собственным его опытом. Старец Арсений умел как-то тотчас распознать человека, пришедшего к нему за духовной помощью, а потому и преподать каждому потребное духовное Врачевство. Во время исповеди все существо его как бы преображалось – лик горел неземной святостью и умилением, а вдохновенные уста с небесной радостью изрекали благодатное прощение грехов. Старец весь как бы светился небесной благодатью, и ощущалась при его разрешительной молитве такая невыразимая радость, которую описать нельзя словами. Смирение отца Арсения было изумительно. Он всегда считал себя первым из грешников. Старца смущало, что, среди разнообразных занятий, вдали от святого Афона, он не мог исполнять во всей точности его устава иноческой жизни, – и это нарушение устава старался восполнять делами любви христианской.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В своей епархии Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митрополита Стефана Яворского в защиту православия «Камень веры», и дополнил сочинение исповедника архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола св. Димитрию Ростовскому , он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольничьей». Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митрополит Арсений. Но незабвенным для русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Обо всех этих поступках Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. 212 Синод присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь. 213 Прямо с этого заседания Синода митрополит Арсений был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки великого патриарха Никона , затем в Николо-Корельский, Архангельской губернии. Отсюда, после суда над ним, в котором участвовала сама императрица, по поводу доноса на него, 214 Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одевши его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником в монастырях Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился и за врагов своих, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию», разумея, по собственному объяснению, под этими гонителями и врагами Церкви «предателя митрополита Новгородского Димитрия, Гавриила, архиепископа С.-Петербургского, и всех немецких чинов, которые об отъятии монастырских вотчин старались и в комиссии присутствовали». А в Ревельском своем каземате на стене тюрьмы начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ, ЮРОДИВЫЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений Новгородский (+ 1570 ), преподобный , Христа ради юродивый Память 8 мая (на перенесение мощей и день тезоименитства), 12 июля (в день кончины) и в Соборах Новгородских и Тверских святых В миру Амвросий, родился в городе Ржев-Владимиров в Тверской земле . С возрастом он получил хорошее христианское воспитание в доме благочестивых родителей, где был обучен кожевенному ремеслу, которым занимался его отец. Амвросий для поддер­жания родителей прилежно занимался этим ремеслом, не забывал он и нищих, которых наделял милостыней. Воспитанный во всяком благочестии, он ежедневно посещал храмы Божии для молитвы. После смерти его отца Григория мать Пелагея (впоследствии инокиня Аполлина­рия) настояла на том, чтобы Амвросий вступил в брак с девицей Марией. Однако склонный к монашеству Амвросий через пять месяцев супружеской жизни «оста­вил мирской мятеж», как об этом повествуется в тексте службы, и ушел в Новгород . Через 5 лет он известил о себе. В своих письмах к матери и жене он просил прощение за свой поступок и утешал их евангельским обещанием вечной блажен­ной жизни тем, кто оставит ради Господа мать, жену, детей, имущество ( Мф. 19, 29 ), утешал их надеждой на будущую небесную награду за терпение. В Новгороде преподобный исполнял коже­венные работы, тайно совершая спасительный подвиг поста и молитвы. Узнав о подвижнической жизни святого Амвросия, благочестивый строитель храмов и монастырей Феодор Димитриевич Сырков предложил ему средства для постройки храма и обители. Святой Амвросий принял монашеский постриг с именем Арсений и в 1562 году основал обитель и храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы , что на Ярославском дворице (торговая сторона Новгорода, на правом берегу реки Волхов), по соседству с храмом во имя святых жен-мироносиц . Преподобный Арсений вел жизнь строгую, довольствовался малым. На теле он носил вериги , которые были прикрыты такой бедной и ветхой одеждой, что никакой бедняк не позарился бы на нее. Случалось даже, что за убогое одеяние над ним смеялись малые дети, когда преподобный ходил по улицам города. Многие считали его юродивым . Угодник Божий наряду со строгим постом и утруждением плоти занимался внутренним деланием: его ум был постоянно занят молитвой, сопровождав­шейся благодатным даром слез. Из его очей постоянно текли слезы покаяния. Святой Арсений плакал также о своей земной отчизне, провидя грозные беды, готовые обрушиться на гордых новгородцев за их беззакония. В последние годы земной жизни преподобный жил в затворе в своем монастыре.

http://drevo-info.ru/articles/8371.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010