По уходе Владыки я еще несколько времени оставался у Преосвященного, где беседовал по поводу «духовных злоб» дня. Такою злобою являются, прежде всего, беспорядки в семинариях. Возмутительное безобразие, как известно, было в Одесской семинарии 318 . «Там» 319 обви­няют Преосвященного и начальство. Меня возмущало то вышучива­ние, приправленное славянизмами, с каким рассказывал Саблер об этом грустном событии, как «буии юнцы, прикрывши ланитами свои лики, устремились на протопопа и сокрушили ему ребра, причинив ему велие досаждение»; как «матушка-протопопица» взмолилась на коленях, чтобы ради нее и детей «не предавали умертвию» протопопа, и в подобном шутовском тоне. Да что же это за глумление? Там тра­гедия, а тут – комедия! Противно было также, как Саблер не без удо­вольствия повествовал, что он получал письма от одесских семинари­стов (анонимы), которые вопияли о тех унижениях, какими они под­вергались от своего начальства./Вот истоки сведений о начальстве! И «там» придают этим мутным источникам значение! Неудивительно поэтому, что владимирские семинаристы послали телеграмму на свое­го ректора 320 , прося прислать ревизора для удаления ректора. Одно безобразие! Чего же еще ждать? Наша школа – банкрот. Начальствующие или бегут – ректор Тверской семинарии архимандрит Иннокентий 321 , или балансируют, прикрывая все. Так поступил ректор Донской семинарии «хитроумный» (по выражению Саблера) Симашкевич 322 , где было порядочное возмущение, поджог семинарии. Но он, по словам Саблера, так ловко отписался и прикрыл это паскудное дело, что хоть награждай его. И ничего не делается для излечения больных сторон нашей школы. Все говорят о реформе, но если она и будет, то, несомненно, мертво­рожденная. Почему бы не устроить съезды ректоров, инспекторов, преподавателей? Боятся, чтобы не обнаружились воочию язвы нашей школы. Министерство просвещения не боится этого, обсуждают публично, собираются. Вот в Москве скоро будет учительский съезд городских учителей 323 . С чувством грусти уехал я к десятичасовому поезду, чтобы отпра­виться к себе домой. В вагоне простудился (далее л. 41–41 об. – пустые – прим. электронной редакции).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В тот же день были у меня из Москвы купец Некрасов – чайный торговец и письмоводитель Московского Викария, коллежский асессор Георгиевский – владелец стотысячного дома в Москве. – Они предлагали мне взять в арендное содержание Московское подворье, принадлежащее Тверскому архиерейскому дому, но я отклонил на неопределенное время это предложение. – Между тем, узнавши г. Георгиевского , что он имеет письменные сношения с племянником покойного преосвященного Алексия, бывшего епископа Дмитровского (при котором Георгиевский был письмоводителем) и впоследствии архиепископа Тверского, Статским Советником Ржаницыны, я поручил ему наведаться от последнего, сохранились ли у него после дяди, преосвяшенного Алексия, письма, писанные к нему в Бозе почившим митрополитом Филаретом. Поручение это, как увидим далее, исполнено г. Георгиевским в точности. 5-го ч. писал я к Настоятелю Ниловой пустыни, архим. Арсению. «Посылаю Вам при сем список с записки, присланной мне из СПБ., по которой просят меня сделать зависящие распоряжения к приведению в исполнение воли покойного купца Ст. Дм. Воронина. Сообщите мне без замедления по содержанию этой записки ваши мысли и соображения, чтобы я дать в СПБ. какой-либо ответ. Поздравляя Вас и вверенную вам братию с предстоящим праздником в честь Угодника Божия Нила, прошу ваших братских о себе молитв пред его нетлнными мошами призывая взаимно и вам с братиею Божие благословение». Содержание приложенной при сем записки следующее: «Покойный Степан Димитриевич Воронин при жизни своей нередко посещал покойного С.Петербургского фабриканта Верховцева, как друга и сослуживца его по приюту Принца Ольденбургского, при чем неоднократно заявлял о своем желании искреннем – предоставить ему Верховцеву, работы по украшению храма – сени и раки для св. мощей Преподобного Нила, опочивающих в Ниловой пустыни, что близ г. Осташкова Тверской губернии, для приведения чего в исполнение Воронин пожертвовал надлежащую сумму. Нынешний Настоятель Ниловой пустыни, о. архимандрит Арсений, принимая во внимание, что более 15 лет не приводится в исполнение желание и усердие примерного благодетеля пустыни, обратился к известному специалисту церковных принадлежностей Двора Его Имперарского Величества фабриканту серебряные изделий классному художнику и почетному общнику Академии художеств, Верховцеву, сыну друга жертвователя; с предложением составить рисунок и смету на предполагаемое устройство художественных предметов, во исполнение загробной воли благотворителя пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

К выдающимся иерархам XVIII в. относится также Арсений Верещагин, который еще до своего посвящения в сан активно помогал Гавриилу Петрову в улучшении монастырской жизни в Твери; позднее, уже будучи епископом Тверским, а затем Ростовским, он был известен своей заботой о семинариях и народных Предметом особого попечения Тамбовского епископа Феофила Раева (1778–1811) были монастыри, и прежде всего старчество. Платон Левшин (1775–1812) образцово поставил в Москве дело духовного Что касается малороссийских епархий, управление которых было приведено к великорусскому образцу лишь в конце XVIII в., то здесь следует упомянуть Черниговского архиепископа Иродиона Жураковского (1722–1738), проявлявшего большую заботу о духовенстве, а также митрополитов Арсения Могилянского (1757–1770), Гавриила Кременецкого (1770–1783), Самуила Миславского (1783–1796) и Рафаила Заборовского (1731–1757) ради их трудов на пользу Киевской И в 1-й половине XIX в. бывали епископы, считавшие объезды приходов своей главной обязанностью, вызывая, впрочем, одним известием о своем приближении (как выразился в своих записках священник 40-х гг.) «трепет и смятение» Примером для епископов того времени мог служить первый предстоятель новообразованной Олонецкой епархии Игнатий Семенов (1828–1842): он организовал управление епархией, заботился об образовании духовенства, с помощью которого завел приходские школы, и боролся с Прежде чем во 2-й половине XIX в. церковная политика в Грузинском экзархате роковым образом приняла националистический и русификаторский характер, многое для улучшения положения буквально нищенствовавшего духовенства сделал здесь Иона Василевский (1821–1832). И при мягкосердечном Моисее Богданове-Платонове (1832–1834) управление экзархатом также оставалось на высоте. Преемник же его Евгений Базанов (1839–1844), напротив, принес огромный вред своей жестокостью и Выдающимся администратором, помимо прочих его достоинств, был Московский митрополит Филарет Дроздов (1821–1867). Он вникал в каждое отдельное дело и обосновывал свои всегда очень точные решения подробными разъяснениями, которые превращались в общие административные установки.

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

129 . Вообще, деятельность братства имела и имеет в виду по возможности внедрить в местное население чувства любви и признательности к Царю и Отечеству вместе с глубокою преданностью православию. Такой характер деятельности братства особенно заметен в дни национальных торжеств и праздников: таковы были напр. праздник 900-летия крещения Руси 15 июля 1888 г. и день 17 октября 1888 г., день спасения Государя Императора и Его Августейшей семьи от грозившей им погибели 130 . XXIX Деятельность архипастырей в Прибалтийском крае. – Рижские епископы-викарии: преосвященные Иринарх и Филарет. – Епископы Рижские и Митавские – преосвященные: Платон, Вениамин, Серафим, Филарет, Донат, Арсений и Агафангел Вспомним, хотя кратко, и тех епископов православных, которые неослабно трудились, насаждая и утверждая православие в Прибалтийском крае. Память их с похвалами, и достойны ублажения труды их: не вотще они трудились, они твердо держали светильник свой, и свет их ярко светил среди тьмы религиозных заблуждений Прибалтийского края, которыми он изобилует, к сожалению, и поныне. Первым епископом Рижским, викарием Псковской епархии, был преосвященный Иринарх, 15 сентября 1836 г. перемещенный в Ригу из епископов Старицких, викариев Тверской епархии. По своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам преосвященный Иринарх был замечательным человеком своего времени. Он был отличным богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником; жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости, и служение Иринарха (до епископства) при наших заграничных церквах в Милане, Флоренции и Греции развило в нем замечательное уменье обращаться с людьми и в трудных обстоятельствах держать себя с достоинством. Эти-то качества особенно и требовались при служении в Риге. Пять лет преосвященный Иринарх трудился в Риге на пользу православной церкви 131 . О трудах его по обращению раскольников к единоверию, о нареканиях, которые он перенес безвинно по делу относительно перехода латышей из лютеранства в православие и об удалении его из Риги (12 октября 1841 г.) уже достаточно говорилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Синоде и об учреждении следственного отдела из состава епископов для рассмотрения разовых дел и жалоб епископов, и, в первую очередь, о митрополите Макарии и Владимире Путяте. Нужно разобрать и обстоятельства и условия деятельности прежнего и настоящего состава Синода. Нечего тут подозревать сведения каких-либо личных счетов. Правда должна быть выяснена, как бы горька кому бы то она и ни была. Постановлено образовать судную комиссию из двенадцати архиереев, по жребию. Причем старый и новый Синод – сами себя устранили от жребьеметания, так как и мы являемся в некотором виде заинтересованною стороною. В числе избранных оказались: митрополит Вениамин, Антоний Харьковский, Серафим Тверской, Анастасий Кишиневский, Митрофан Астраханский, Евсевий Иркутский, Сильвестр Омский, Мелетий Забайкальский, Евдоким Американский, Феофан Калужский, Феофилакт Слуцкий и еще три 301 . Четверг. 28-е сентября. Сегодня под моим председательством состоялось пленарное заседание Собора. Слушали доклад Отдела о церковно-приходских школах по поводу передачи их в ведение министерства народного просвещения. Докладчик протоиерей П. И. Соколов 302 , излагая историю прохождения закона 20-го июня об отнятии церковных школ, отмечает, что Синод проектировал передачу церковных школ в ведение прихода на том основании, что эти школы большею частью строились на приходские средства или на средства, пожертвованные со специальною целью. Передача школ состоялась, в отсутствие г. обер-прокурора Львова, бывшего в это время в Москве, под влиянием современных государственно-общественных течений. Синод протестовал, но не удостоился никакого ответа. Было бы чрезвычайно рискованно без достаточных оснований играть судьбой 30 000 школ, одно только имущество которых оценивается в сто семьдесят миллионов рублей. Фактически школы переходят к органам земского и городского самоуправления, которые не знают, что делать со своими школами, т. к. земские и городские кассы почти везде пусты. Положение учащихся церковных школ поистине трагическое. Лишенные кредита от духовного ведомства, они до сих пор не получают жалованья и от ведомства народного просвещения. Суждения были по общим основаниям доклада. Самую обстоятельную речь сказал Н. Д. Кузнецов , разобравший этот закон с юридической точки зрения и показавший его несостоятельность. Большинством голосов принято предложение Кузнецова отправить делегацию в Петроград для представления Временному правительству ходатайства Собора о том, чтобы было приостановлено закрытие пенсионных касс учащихся церковных школ, чтобы обратно были перечислены в распоряжение духовного ведомства школьные кредиты и т. д. Словом, чтобы был отменен закон 20-го июня. В состав депутации выбраны архиепископ Тамбовский Кирилл, протоиерей Станиславский и Кузнецов. Решено пополнить депутацию представителями и от крестьян, и таким назначен крестьянин Уткин. Вечером с пяти до девяти было заседание моего Правового отдела.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

«Кланяйтесь России!», «Поклон матушке-России!» – кричат с нашего парохода. Наш пароход обогнал австрийский пароход, к видимой досаде немецкого капитана, и повстречался по дороге с французским и английским; приветствия взаимные выражались тоже вывешиванием флагов, но без поклонов и криков пассажиров. Пассажиров на пароходе сравнительно мало. Наибольшую долю составляют богомольцы, едущие то на Афон, то в Иерусалим. Затем следуют евреи, которых сравнительно значительное число; потом греки, итальянцы, немцы и калмыки. Знакомство пассажиров на пароходе очень скорое; поневоле тут перезнакомишься, не видя по суток двое ничего, кроме воды. Я, не слишком падкий на знакомства да и не имеющий такой способности скоро знакомиться, и то за исключением семейства калмыков почти со всеми познакомился. Конечно, прежде всего с русскими богомольцами сошелся. Между богомольцами на Афон есть два крестьянина Вятской губернии, два Пермской, два Тверской, один Астраханской, три отставных солдата и несколько других. Боже мой, какие жалкие на вид вятичи и пермяки; оборванные, измученные, голодные… просто жаль смотреть. Как оказалось – они месяца полтора из дому... пешком пришли в Киев, оттуда в Одессу и, по их словам, если бы возможно было, то «пешочком» бы и на Афон. Вот самоотвержение! Нужно именно удивляться такой сильной вере наших русских крестьян! Все они, кажется, думают остаться на Афоне, «если Господь и Царица Небесная соблаговолят». А вот меня удивили эти три солдата отставные, участвовавшие даже в этой турецкой войне 192 , все такие бравые молодцы – в особенности один из них, и сдут с специальною целью остаться на Афоне. Не мог я добиться, несмотря на все мои расспросы, что их заставляет бросить родину, мать, отца и обречь себя на добровольное заточение. Я получал только неопределенные ответы: «Все суета, ничего в жизни хорошего нет, все, мол, переиспытал, а там – будешь иметь на уме одно... а все другое приложится». Признаюсь, насколько меня, с одной стороны, приятно удивило подобное проявление религиозного чувства, настолько же, с другой стороны, и возбудило неприятное чувство, что люди такие молодые, еще так мало изведавшие, так скоро разочаровались в жизни, воображая (в особенности один из них) себя какими-то мучениками, терпящими во всем в жизни неудачи, и потому предпочитали удалиться из этой мирской суеты.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Собор Тверских святых (воскресенье после 29 июня) АКАКИЙ (1482 – 1567), еп. Тверской и Кашинский, свт. (пам. 14 янв. и 29 июня - в Соборе Тверских святых) АЛЕКСАНДР МИХАЙЛОВИЧ (1200–1339), кн. тверской, вел. кн. владимирский (1326-1327), св. блгв., мч. (пам. в 1-ю неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых и во 2-ю Неделю по Пятидесятнице в Соборе Всех святых в земле Российской просиявших) АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей) АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ НОВГОРОДСКИЙ (Амвросий; нач. XVI в.-1572?), прп. (пам. 12 июля и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) ВАРСОНОФИЙ (Иван Васильевич; ок. 1495 - 1576), еп. Тверской, свт. (пам. 11 апр., 4 окт., в Соборе Казанских святых и в Соборе Тверских святых) ВАСИЛИЙ [Василько] КОНСТАНТИНОВИЧ (1208–1238), мч. (пам. 4 марта, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых, 23 июня - в Соборе Владимирских святых и в Соборе Тверских святых) ВЛАДИМИР И АГРИППИНА (до 1178 - ок. 1226), святые благоверные кн. и кнг. ржевские (пам. 15 июля, 23 июня, в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕРМАН (Садырев-Полев Григорий Федорович; † 6.11.1567), архиеп. Казанский, свт. (пам. 6 нояб., 23 июня, 25 сент., 4 окт.- в Соборе Казанских святителей, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГУРИЙ (Руготин Григорий Григорьевич; ок. 1495 - 1563), архиеп. Казанский и Свияжский, свт. (пам. 5 дек., 20 июня, 4 окт.- в Соборе Казанских святых, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/128911.html

381-382 АРОН (Аронос, Орион), мч. Римский (пам. 6 июля) - см. Лукия дева, мученица, Арон и др. мученики Римские АРОНЯНУ церковь средневековой молдавской архитектуры 1594 г., изначально входившая в монастырский комплекс 382-383 383-384 384-385 АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) 385-387 АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) 387-392 АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) 392-393 АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ греческое имя, которым надписаны каноны и самогласные стихиры богослужебных текстов византийского обряда 394-395 395-396 396-397 397-398 398-399 399-401 АРСЕНИЙ (Желиборский Андрей; 1618-1662), еп. Львовский и Каменец-Подольский Западнорусской митрополии АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф 401-403 403-404 АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни 404-405 405-406 406-407 АРСЕНИЙ (Рябинин Павел Васильевич; 1852-1937), старообряд., монах, возглавлявший странников-статейников 407-408 408-409 409-416 АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором 416-418 418-419 АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию 419-420 АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ (прибл. 820-887), Католикос Мцхетский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.) 420-421 АРСЕНИЙ I (кон. XII в.- 1266), архиеп. Сербский (1233-1263/64), свт. (пам. 28 окт. в Соборе Афонских преподобных и в Соборе Сербских святителей)

http://pravenc.ru/vol/iii.html

Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010