Приглашен и отец инспектор, только не знаю, поедет ли. Вообще, что-то интересное начинается. Вечером был у меня приехавший из Курска в Москву к доктору инспектор семинарии о. Борис (Шипулин), мой постриженник. Говорил о распущенности семинарии, о своих первых тяжелых шагах инспекторской деятельно­сти. Передавал мне на основании письма учителя Одесской семинарии о бунте в семинарии и о диком поступке, учиненном над ректором в одной из зал: повалили его на землю, топтали, кажется, изранили ножом, по крайней мере кровь пролита 246 . Причина: по переезде в новое здание ученики потребовали себе льгот, права ходить куда и когда угодно, свободы во всем. Последствием было предназначение к увольнению двадцати учеников, которые до утверждения журнала Преосвященным 247 жили еще в общежитии. Вот в это-то время, в начале ноября, и учинили они такую дикую расправу. Боже, Боже, что делается, и это – будущие пастыри! Нет, положение наших семинарий, как места подготовки пастырей, совершенно ненормальное. Скончался вчера преосвященный Василий (Царевский), викарий Тверской 248 . А отец инспектор, любящий архиерейские назначения, вчера или третьего дня назначал его в Рязань вместо Полиевкта, уво­ленного на покой 249 . Всуе мятемся! А еще куда-то стремимся! Один миг – и человека не стало. Быть может, и сам преосвященный Василий думал о самостоятельной епархиальной службе, а другие – несомненно, но Господь судил иначе, в назидание нам./ 1-е декабря. Воскресенье. Служил у себя в академическом храме. Вече­ром читал канон преподобному Сергию; беседовал студент III курса Остроумов 250 . Народу масса. Погода зимняя – прекрасная. 2-е декабря. Понедельник. Было заседание философского кружка. Реферировал студент III курса Одинцов, из Иркутска, с калмыцкою физиономиею, «о ноуменах и феноменах» Канта 251 . Обнаружил ясное понимание хитросплетений кантовских; речь – свободная; терми­нология кантовская вполне усвоена, вообще – философская голова. Возражали довольно толково студенты: Орлов Анатолий, Кобрин и Вершинский 252 .

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

125 (Министр... отправился... в Полтаву и Харьков, где в губерниях происходит прямо пугачевщина. – Крестьянские волнения в Полтавской и Харьковской губерниях вспыхнули весной 1902 г. Поводом к ним послужил отказ внаделении землей и продаже семян тремстам крестьянам имения Карловка Полтавской губернии, оставшимся без средств после неудачной попытки переселиться в Уфимскую губернию. В ответ крестьяне запахали 2 тыс. десятин помещичьей земли и забрали из амбаров экономии семена. Примеру карловских крестьян последовали жители окрестных селений, а затем и смежныхуездов Харьковской губернии. В итоге волнения охватили 108 сел и деревень Полтавской и 57 Харьковской губерний с населением около 150 тыс. человек. Было разгромлено 80 помещичьих имений. Власти использовали для наведения порядка более 10 тыс. солдат и казаков. В район беспорядков прибыли командующий войсками Киевского военного округа генерал М.И. Драгомиров, харьковский и полтавский губернаторы, министр внутренних дел и шеф жандармов В.К. Плеве. 1092 участника волнений были привлечены ксуду. 836 человек приговорили к различным срокам наказания. 127 крестьян, лишенных всех прав, отправили в исправительные арестантские отделения сроком от одного года до четырех с половиной лет. Однако позже по ходатайству высшей инстанции суда для 761 осужденного наказания были смягчены. Суд взыскал с крестьян окладный сбор в сумме 800 тыс. рублей для возмещения убытков, понесенных помещиками. См.: История СССР с древнейших времен до наших дней. Т. 6: Россия в период империализма 1900–1914. М., 1968. С. 52.) 127 (Студент-регент Зверев – Зверев Георгий Владимирович (04.04.1879–?) – выпускник МДА, кандидат богословия. Родился в семье диакона погоста Новый Торг Новоторжского уезда Тверской губернии. Окончил Тверскую ДС(1900), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1904). В Академии исполнял обязанности регента студенческого хора. С 12.08.1904 г. учитель латинского языка в Макарьевском ДУ. См.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 1381. Личное дело студента МДА Г.В. Зверева.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Большим злом в синодальное время были частые перемещения епископов. В XVIII в. ими не слишком злоупотребляли, но в XIX и XX вв. они стали постоянными. Особенно заметно это явление не в обер-прокурорство, скажем, графа Д. А. Толстого, не пользовавшегося любовью епископов, а при Протасове, Победоносцеве и Саблере, которые по церковно-политическим соображениям стремились воспрепятствовать укоренению епископов в их К вящему ущербу епархий, эти перемещения производились совершенно без всякого плана и системы. Епископ, превосходно зарекомендовавший себя на одной из окраин, вдруг переводился на другой конец огромной империи, где условия были совсем иными. Так, Иоанникий Горский, успешно боровшийся с расколом в Саратовской епархии (1856–1860), неожиданно оказался на Холмско-Варшавской кафедре. Иоанникий Руднев, также отличившийся в борьбе со старообрядчеством, из епископов Нижегородских был назначен экзархом Грузии Несмотря на то, что деление епархий на степени было отменено, оно все же сохраняло известное значение при перемещениях. Кроме того, Святейший Синод старался не переводить заслуженных архиереев из богатых епархий в бедные. Соображения такого рода были важнее, чем пригодность или непригодность для исполнения тех или иных Вопреки вышеописанным неблагоприятным церковно-политическим условиям, некоторые архиереи добивались в управлении епархиями выдающихся успехов. Строгость и жестокость по отношению к подопечному духовенству временами сочетались с усердием в административных делах, которые бывали весьма осложнены размерами епархий и неразвитостью средств сообщения. Арсений Мацеевич был одним из немногих епископов XVIII в., хорошо знавших свою епархию благодаря частым инспекционным поездкам. То же самое можно сказать о Симоне Лагове (епископ Костромской в 1769–1778 гг., епископ (1778–1792), а затем архиепископ (1792–1804) Рязанский), который за время своей многолетней деятельности успел побывать во всех до единого приходах своих епархий. Многое для монастырей и приходского духовенства было сделано Гавриилом Петровым, епископом Тверским (1763–1770) и митрополитом Петербургским (1770–1799).

http://sedmitza.ru/lib/text/439974/

Что касается до комиссии о сочинении проекта его нового уложения, то Императрица, по возвращении из путешествия, обратила на нее особенное внимание; так как главный депутат ее Сеченов, среди занятий по делам ее, в 1767 году 30 декабря скончался. Чтобы не было остановки в делах комиссии, Императрица заехала на пути в Тверь. Здесь Теплов 73 , между прочим, доложил Государыне: «кого назначить членом полнено. Гавриил прибыл в С. Петербург, и здесь 25 Февраля 1768 года определен был на место Димитрия Сеченова депутатом от всего духовенства в комиссию о сочинении проекта нового, и того же года 20 марта избран в дирекционную комиссию 75 . Комиссия как известно, разделялась на несколько частных комиссий; но важнейшая из них была дирекционная. Ей поставлено было в обязанность наблюдать за трудами других частных духовно-гражданских комиссий, побуждать их к деятельности и рассматривая составленные ими части проекта нового уложения, вносить их в общее депутатское собрание. Такие занятия требовали больших познаний и основательного рассуждения. И Гавриил, как один из способнейших к тому людей, оправдал избрание духовенства и надежды Великой Императрицы. Труды пр. Гавриила по делам комиссии, при первоначальном движении ее, были оценены и достойно награждены щедрою Императрицею. В 1769 году 27 сентября Гавриил назначен членом св. синода 76 . На другой год (1770) 29 в день тезоименитства Государя Наследника, Высочайше пожалована ему бриллиантовая панагия, устроенная из собственной Ее Императорского Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного и хранящаяся в ризнице А. Невской лавры с вырезанною на исподней стороне надписью: «Сию панагию пожаловала Великая Государыня Императрица Всероссейская Екатерина Гавриилу, епископу Тверскому, 1770 года 29 дня» 77 . Но этим Высочайшие награды не ограничились. Императрица давно желала, чтобы Гавриил, как пастырь, способный к приведению во исполнение ее намерений, оставался навсегда в С. Петербурге. Случай к этому открылся. В 1770 году 8 июня скончался в Киеве митрополит Арсений Могилянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Наверное, математический народ плохо взаимодействует с бюрократическим аппаратом. Из-за этого не хватает мест, и денежные премии за олимпиады получает неизвестно кто. «ВКонтакте» есть целая группа людей, которые ненавидят тех, кто победил в олимпиаде и прошел без вступительных испытаний. Считают, что они отбирают места у «честных работяг». Я ни у кого ничего не отбираю. Но, думаю, мест должно быть больше, раз на всех не хватает.  «Думаешь: “Нет, все-таки смогу”. Потом опять падаешь духом» Арсений Смаков, Уфа. 16 лет. География, призер ВОШ-2022 и Европейской географической олимпиады-2022   — С 7-го класса я всерьез увлекся олимпиадным движением, подавался на многие дисциплины, тем более что это дает право прогулять несколько уроков в школе. В итоге писал олимпиады по 9 предметам, но некоторые отсеялись уже в школе, как физика, а какие-то на последующих этапах. В конечном счете осталась география, которую я любил с раннего детства, плюс я ездил на обществознание.   В этом году я стал призером на Всероссийской олимпиаде по географии среди школьников, меня заметили тренеры, пригласили в сборную России, я прошел отбор и поехал на Международную олимпиаду. Она проходила в Белграде, но мы собирались в Тверской области, в лагере «Компьютерия», и писали онлайн.  Бывает, что приезжаешь на олимпиаду, встречаешь сверстников, а они знают чего-нибудь такое, чего ты не знаешь. «Ну всё, — думаешь, — зря приехал, нечего мне здесь делать, тут все умные». А потом пишешь — и как-то более или менее. Они знают то, чего не знаешь ты, а ты знаешь то, чего не знают они.  Олимпиада вырабатывает стрессоустойчивость, особенно если рано начал. Я первую олимпиаду написал еще в начальной школе и с тех пор столько раз участвовал, что научился держать себя в руках и относиться ко всему с холодной головой. Некоторый мандраж, конечно, присутствует, потому что чувствуешь ответственность, хочешь себя показать с лучшей стороны. И каждый раз все равно думаешь: «Я ничего не смогу». Потом думаешь: «Нет, все-таки смогу». Потом опять падаешь духом… Но в целом, когда пишешь олимпиаду, ты сконцентрирован на задании, а не на результатах.

http://pravmir.ru/ya-chto-to-rasskazhu-a...

Так, когда в XVIII столетии «убогие и униженные чернораменских лесов скитожительствующие иноки и бельцы» предложили, между прочим, игумену Питириму вопрос, приемлет ли он Проскинитарий Суханова, Питирим отвечал уклончиво; архиепископ Тверской Феофилакт в своём «Обличении неправды раскольническия» отозвался, наконец, о Суханове очень сурово: он причислил его к самим «раскольникам», назвал его «вероятия недостойным, невежей, не токмо греческаго, но и российскаго чиноположения мало или ничтоже ведущим». Но Арсений, был однако, официальным посланцем московских властей ещё до раскола и у новейших историков церковвной литературы (начиная с митрополита Евгения) стало составляться мнение, что с одной стороны, в сочинениях Суханова находится много лжей, а с другой – что его «Прения» были подделаны раскольниками, которые внесли в них свои добавления, или даже что Прения совсем не принадлежат Суханову. Этот последний вывод уже сделан был митрополитов Евгением, повторен был Сахаровым, архиепископом Воронежским Игнатием в его «Истории о расколах в церкви российской» (1849), даже новейшими исследователями раскола – Н.И. Субботиным , А.А. Ржевским и Н. И. Ивановск им ; к числу противников подлинности «Прений» принадлежал и Костомаров, – хотя уже Соловьев, называя Суханова «ревностным старовером», указал в греческих делах московского архива министерства иностранных дел подлинник статейного списка Суханова 1649–1650 года и вместе его «Прений» с греками 25 ; затем полная подлинность «Прений» была указана Е.Е. Голубинским и пр. Макарием 26 и, наконец, Статейный список и Прения с греками о вере были изданы в 1883 году г. Белокуровым 27 . Первой причиной этого исторического недоразумения было то, что долго оставалась нераскрытой факттическая подлинность «Прений» по архивным документам, которые в прежнее время были мало или совсем недоступны; затеи историки, отвергавшие принадлежность «Прений» Суханову, не умели примирить их содержания с официальным положением Суханова, который был исполнителем поручений самого царя и патриарха.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/ispravle...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта 2 октября 1742 года при Елизавете Петровне . До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и в полном административном её ведении. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимой от лавры в административном отношении, а лишь находящейся на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский , а от митрополита семинария зависела, как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набирались дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую, как административную единицу, составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел, дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии . Долгое время после открытия семинарии отцы отдавали своих детей в учение с большой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников через командированных для этого солдат. В 1768 году Святейшим Синодом предписано было посылать в семинарию детей священнослужителей из епархий Московской , Переяславской и Суздальской , а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил детей священнослужителей своей Тверской епархии , причем принимались дети священнослужителей и из всех других епархий. В 1779 году Платон (Левшин) , ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать детей священнослужителей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком московских кандидатов предписание отменялось и в семинарию принимались дети священнослужителей из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священноцерковнослужителей в семинарию в виде исключения принимались дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://drevo-info.ru/articles/147.html

«Ах ты, старая развратница! Людей обираешь!.. Да я тебя в тюрьме сгною!» Бедная старушка обомлела и упала в обморок. Граф Арсений Андреевич, кипя неизлитым гневом, прошествовал дальше, а сестры поспешили привести матушку в чувство. Они рассказали о случившемся покровителю общины Михаилу Васильевичу Мантурову, а тот поспешил в Саров, где передал происшествие старцу Серафиму, по мысли которого и создавалась Дивеевская обитель. — Что же будет, батюшка? Ну как запретят общину нашу? — Все будет хорошо, радость моя, не печалься! Господь может и зло на пользу обернуть. — Прежде думаю от графа извинений потребовать. Хоть он и министр… — Мишенька, осуждай дурное дело, а самого делающего не осуждай! Ты как увидишь его из храма-то выходящим, подойди смиренно, не горячась, подойди да и объясни ошибку графу-то. Дескать, община во славу Божию устрояется. Напрасно он оскорбил ничем не повинную старицу Божию. Да поклонись ему! Да поблагодари за оказываемое общинке нашей благодеяние! Мантуров дождался приезда графа в Саров и точно выполнил слова старца. В первый момент Закревский привычно взъярился, но когда Михаил Васильевич поясно ему поклонился, благодаря за благодеяние общине, совершенное руками его тещи, граф осекся. Впрочем, он увидел в этом только попытку примирить его с потерей земли, а примиряться он не желал. Прошли следствия гражданское и духовное. Оба вынесли заключение о необходимости официального признания существующей монашеской женской обители. Граф Закревский старался не вспоминать о напрасной потере, а владыка Филарет задумывался над сообщенными ему предсказаниями старца Серафима о некоем особенном значении новоустрояющейся Дивеевской общины. Казалось бы, какое дело ему, влиятельнейшему столичному архиерею, до далекого провинциального Саровского монастыря и соседней женской обители? Но чуткое сердце его ведало, как в тишине и смирении совершается тайна Божьего Промысла. Глава 7. Москва-матушка Медленно текли воды Москвы-реки. Река понемногу мелела, но еще ходили по ней плоскодонные баржи, доставляя товары почтенному купечеству. С большой пристани в Котельниках возы катились в Гостиный двор, раскинувшийся между Варваркой и Ильинкой. Зимою в город тянулись большие обозы с дровами и строевым лесом, а весною, когда река становилась неоглядно широкой, затапливая все низины, под стремительно крепнущим жаром солнца начинали стучать топоры и звенеть пилы. Дрова заготавливались на зиму, а отпущенные господами на оброк артели вологодских и ярославских мужиков принимались за строительство. Год за годом в Замоскворечье вставали новые крепкие домины, обраставшие пристройками, сараями, флигелями, неуклонно тесня просторные сады и обширные пустыри. На Остоженке, Арбате, Тверской строились меньше, но и туда в летнюю пору громыхали телеги, груженные лесом и кирпичом из недавно построенных подмосковных заводов. Люди делали положенное им дело обустройства земной жизни, правда, о жизни духовной подчас забывая.

http://azbyka.ru/fiction/vek-filareta/4

Число учащихся Наимен. епархий Число шк. к 1862 г. Мальчик. Девочек Киевская Подольская Волынская Тульская Черниговская Рязанская Тверская Костромская Кишиневская Смоленская Минская Рижская Считаем уместным напомнить, что необходимость широкого участия духовенства в деле школьного образования крестьянских детей с особенною силою сознана была именно в Киеве и притом несколько ранее отмены крепостного права. Еще в 1859 г. от 31-го августа Митрополит Киевский Исидор дал местной консистории предложение следующего содержания: «принимая во внимание настоящее состояние России, стремящейся к образованию, я нахожу нужным, чтобы сельское духовенство не было чуждо сего общего движения и по возможности старалось бы содействовать в сельских обществах распространению полезных знаний. Для сего предлагаю консистории распорядиться: 1) чтобы во всех местечках и селах были открыты в самых домах священников школы, если таковых не будет устроено со стороны сельского общества, 2) чтобы в школах сих учили чтению и письму и преподавали Закон Божий применительно к понятию сельских детей» 3 . Духовенство Киевской епархии с сочувствием отнеслось к мысли своего архипастыря и немедленно приступило к ее осуществлению. В течение осени того же 1859 года открыто было до 100 церковно-приходских училищ. Еще более успешно пошло дело открытия училищ в следующих 1860 и 1861 годах, как в этом деле принял горячее участие Митрополит Арсений. Подтвердив распоряжение предместника своего митрополита Исидора, о заведении по всей епархии церковно-приходских школ, он вместе с тем назначил особых наблюдателей этих школ, из уездных протоиереев, местных благочинных и наиболее благонадежных священников с тем, чтобы они ежегодно объезжали вновь устроенные школы в качестве ревизоров, составляли объездные журналы и представляли их на рассмотрение архипастыря. Распоряжения митрополита Арсения не остались без исполнения, и уже в сентябре 1861 года, с которого духовное ведомство, в силу вышеупоминавшегося указа Святейшего Синода от 26 июня 1861 г., начало ежемесячно собирать сведения о числе школ и количестве обучавшихся в них, в Киевской епархии числилось 1206 церковно-приходских школ, с 19016 мальчиками и 4573 девочками 4 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Книгу творений святителя Игнатия Брянчанинова я покупал так. Игумения одна приехала нелегально на богомолье из Тверской епархии в Лавру к преподобному Сергию. И я ее там увидел и говорю: «Матушка Раиса, благословите», и поцеловал ей ручку. Она видит, что дело скверно. Келейник скажет архиерею, что матушка Раиса здесь, и дает мне...: «Только молчи». Я поцеловал ей еще раз руку от такого восторга, что мне первый раз в жизни пять рублей дали. Вернулся я в домик, где только недавно был в этой лавочке, как войдешь, слева домик красивый в Лавре. Там видел я очень красивую книгу, красивое издание – «Отечник» Брянчанинова. Тут мое сердце загорелось, и я быстро побежал, пять рублей на прилавок положил, и книгу эту мне подали. Я скорей домой спешил всем монахам скорей бы показать и похвалиться. Первый архиерей увидел: «А где ты, Ваня, книгу взял? А где ты деньги взял?» Так вот паузу я маленькую сделал. «Я блюл два года, блюл гроши на эту книгу». Первая ложь была. Это было в 13-м году. Я уже иподиаконом был, в год посвящения Патриарха. Я был в Твери при Владыке Антонии Каржавине. Он был инспектор Московской Духовной Академии. Кончил он гимназию тамбовскую и знал, вероятно, хорошо латинский язык, потому что из гимназии был принят прямо в Московскую Академию. Тогда было такое. Потом он, значит, был инспектором. Постригался он там, в Зосимовой пустыни, за Лаврой. Когда Владыка умер в 1914 году, все растерялись, но знали, где у него коробка, в которой все, о чем он всегда говорил: «На смерть, на смерть». Вот эту коробку сняли, стали его облачать. И когда Владыку, уже сидящего на кресле, два соборные иподиакона облачали, то они терялись, а я тут был в стихарике и Владыка Арсений в мантии. Губернатор и другие уже съехались. Звонили 12 раз в колокол. Так вот, иподиаконы никак не могут облачить покойного архиерея, облачение все задралось у них, и саккос, и все, и омофор. Тогда я сзади подошел, взял его так вот и приподнял, тогда там все одернули. И я сразу почувствовал боль. И уже года прошли, она не болела, если только много ходил или подниму что-нибудь тяжелое, тогда я немножко чувствовал. Прошли года, и когда я был в лагерях, то чуточку побаливало, потому что я по двести штук белья стирал.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010