630 (Миловидов – Миловидов Виктор Викторович (25.05.1871–12.08(30.12?).1937) – выпускник МДА. Сын священника с. Зеленые Горы Нижегородского уезда Нижегородской губернии. Окончил Нижегородскую ДС (1893), затем – МДА со званием действительного студента (1897) с правомна получение степени кандидата по сдаче новых устных испытаний по психологии, церковной археологии и литургике и представлении нового семестрового сочинения по метафизике. 24.08.1897 г. утвержден в степени кандидата богословия. С 25.10.1897 г. учитель русского и церковнославянского языков в Нижегородском ДУ. 12.08.1937 г. расстрелян в Казани. Поданным Казанского общества «Мемориал», расстрелян 30.12.1937 г. Подробнее о нем см.: ЦИАМ.Ф. 229. Оп. 4. Д. 2379. Личное дело студента МДА В.В. Миловидова; Казанское общество «Мемориал» (http://kazan.memo.ru/spisok.htm).) 631 (...о книгах, взятых из студенческой библиотеки... могут понадобиться для кандидатских сочинений... пусть подает студент заявление, книги ему будут выданы. – Речь идет о книгах, изъятых из студенческой библиотеки МДА в результате ревизии Академии в 1895 г. (о ревизии см.: Дневник. Т. 1. С. 280,515–516). Студенческая библиотека, основанная пожертвованиями купца А.В. Андреева и известного общественного деятеля И.С. Аксакова, состояла из трех отделений: два – из книг, пожертвованных Андреевым и Аксаковым, третье пополнялось добровольными взносами студентов и помещалось вотдельной комнате, где была устроена читальня. Все было организовано с разрешения ректора МДА архимандрита Антония (Храповицкого) . В результате ревизии были изъяты многие книги, в том числе сочинения Добролюбова, Чернышевского, Михайлова, Лескова, Писарева, Помяловского, Спенсера, Золя, о чем сильно сожалели студенты. См.: Тарасова В.А. С. 260.) 632 (Москвин – Москвин Александр Александрович (02.03.1873–?) – выпускник МДА. Сын священника из Бежецкого уезда Тверской губернии.Окончил Тверскую ДС (1893), затем – МДА со степенью кандидата богословия (1897). По окончании МДА уплатил долг духовному ведомству за казенное содержание в МДА и Тверской ДС. Подробнее о нем см.: ЦИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Д. 2481. Личное дело студента МДА А.А. Москвина.)

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В 1885 г. окончил СПбДА, кандидат богословия. В 1897 г. хиротонисан во епископа. С 1906 г. архиепископ. В 1906–1907 гг. член Государственного совета, участник заседаний Предсоборного Присутствия. С 1912 г. член Святейшего Синода. С 1914 г. архиепископ Харьковский и Ахтырский. В мае 1917 г. уволен на покой. В августе 1917 г. избран архиепископом Харьковским и Ахтырским. В мае 1918 г. избран митрополитом Киевским и Галицким. В июле 1918 г. Председатель Всеукраинского Церковного Собора. В декабре 1918 г. арестован петлюровцами. Летом 1919 г. был освобожден при посредничестве стран Антанты. Возвратился в Киев. Избран почетным председателем Юго-Восточного Высшего временного церковного управления (ВВЦУ). Осенью 1919 г. выехал в г. Новочеркасск для участия в заседаниях Юго-Восточного ВВЦУ. В марте 1920 г. после поражения армии генерала А. И. Деникина эмигрировал в Грецию. В декабре 1920 г. возглавил Высшее церковное управление за границей. В 1921 г. переехал в Сербию в г. Сремские Карловны. В ноябре 1921 г. председатель Карловацкого собора. В 1922–1936 гг. Председатель Заграничного Архиерейского Синода и первоиерарх РПЦЗ. В 1934 г. запрещен в священнослужении по постановлению Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) . Скончался в г. Сремски-Карловны (Сербия). Арефьев Михаил Иванович (1864–?), член Собора по избранию от Государственной думы. Избран заместителем члена Высшего Церковного Совета от мирян. В 1890 г. окончил юридический факультет Московского университета. В 1903–1904 гг. присяжный поверенный Тверского окружного суда. В 1903–1906 гг. преподавал историю и географию в Тверском епархиальном женском училище и законоведение в классической гимназии и реальном училище. С 1907 г. гласный Тверской городской думы. В 1910–1915 гг. Тверской городской голова. Член Государственной думы IV созыва. С 1916 г. гласный Тверской городской думы, действительный член губернского попечительства детских приютов, член Тверского управления Российского общества Красного Креста. С 28 февраля 1917 г. комиссар Временного комитета Государственной думы в Министерстве внутренних дел. Судьба после окончания работы Собора неизвестна.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Алеша заскулил: — Хочу на ручки! — Потерпи немножко, Алеша, — сказала тетя Наташа, — я не могу тебя взять, у меня руки заняты. Вот когда Николенька заснет… Алеша затих. Прошло с полчаса. Тетя Наташа тихо баюкала Николеньку. Вдруг Алеша неудержимо заплакал: — Не могу больше терпеть! — Что ты, — всполошилась тетя Наташа, — на горшочек? — Нет, на ручки, не могу больше терпеть. Совсем не могу. Тетя Наташа попробовала положить Николеньку, но он закричал и она опять его взяла. Она хотела предложить сказку, но все сказки вдруг вылетели из головы. — Какой ты глупый, Алеша, — рассудительным голосом сказала Таня. — Ведь Николенька меньше тебя, а тоже болен, как ты. И ведь тетя Наташа ему мама, а нашей мамы ведь здесь нет. Алеша ничего не отвечал, только всхлипывал жалобно. — Ну, уж иди ко мне, малыш, — снисходительно сказала Таня. — Иди, я тебя подержу. Алеша вздохнул, покоряясь печальной необходимости, и неловко полез через решетку кровати. Голые его ноги мелькнули в воздухе, потом он долго возился, устраиваясь поудобнее на маленьких Таниных коленях. Наконец он затих. Стемнело. Ангел сна неслышно распростер свои крылья. Дети пришли с гулянья и заглянули в комнату. Там было тихо. Алеша спал, свесив с Таниных колен красное, в пятнах, лицо. И Таня спала, уронив голову на Алешино плечо. Спал Николенька у мамы на руках. Спала и мама…   Приложение. Из семейного архива От редакции. Публикуемый нами рассказ взят из семейного архива Ольги Сергеевны Харченко, происходящей из священнической семьи, почти все члены которой претерпевали гонения в 20-е годы. Автором рассказа может быть либо священник Арсений Георгиевич Петровский, дядя владелицы архива, служивший в с. Загородье Максатихинского района Тверской области в 1917–1928 гг. и арестованный в 1931 г. за неуплату непосильных налогов, либо священник Михаил Троицкий, свойственник Петровских, служивший в с. Борисовское Бежецкого района Тверской области и сосланный в Томск, либо, наконец, Александр Сергеевич Петровский (1921–1978), племянник отца Арсения и брат Ольги Сергеевны, литератор и киносценарист.

http://pravmir.ru/natalya-shahovskaya-sh...

Ответ 103: о разногласии между «Жезлом» и «Объявлением» по вопросу о перстосложении латинян. 106 Изображения перстосложенных рук с инок, сделанный в «Поморских ответах», были приложены на особом листе и в «Обличении». 107 Вместе с теми было показано несоответствие старообрядческому двухперстию перстосложенных рук св. киевопечерских угодников Божиих. Эти изображения также были приложены к «Обличению». 110 Собственно сочинение распадается на две части: а) «Зитуменос, еще двуперстное сложение есть Христово предание», и б) «Зитуменос, как Евангельская история рассуждается, егда воздвиг руце свои и благослови их (апостолов)». 112 Синод, конечно, хорошо понимал, что, если оставить «Поморские ответы» без разбора, они могут быть вредны для церкви. Поэтому, получив эти «Ответы», Синод еще определением 15 октября 1723 года поручил тверскому архиепископу Феофилакту написать на них опровержение. Взявшись за дело немедленно, Феофилакт, однако, по обстоятельствам переживаемого времени, только в 1734 году представил свой труд на «апробацию» Синода. Но вскоре Феофилакт подвергся «от лукавых человеков гонению», как выражается предисловие к «Обличению», терпел таковое почти «до конца жизн» и потому дело о напечатании «Обличения» снова затянулось. 6-го мая 1741 года преосвященный Фофилакт скончался; а в 1742 году Синод отослал рукопись Феофилакта для рассмотрения митрополиту Арсению, тогда тобольскому, а впоследствии ростовскому. Так как Арсений отозвался о сочинены с одобрением и выразил желание, чтобы оно было напечатано, то Синод поручил Арсению приготовить труд Феофилакта к печати. Прошло еще несколько времени, пока были присланы из Киева изображения с рук киево-печерских преподобных, по представлению Арсения необходимый «ко исправлению книги». И уже только в конце 1744 г. Арсений представил труд Феофилакта в Синод, который, нисколько немедля, доложил императрице, испрашивая ее соизволения на напечатание книги. Высочайшее разрешение последовало 2 ноября 1744 года, а в сентябре 1745 года книга была напечатана.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

М-ча. Узнав, что они нуждаются в квартире, Никулины сейчас же с радушием предложили им у себя мезонин и стали уговаривать переселяться к ним. Но А. С. узнала, что у них амосовские печи, а она слышала, что это отопление вредно. Она пошла спросить у доктора, сказав ему, что Ал. М. страдает легкими. Доктор ответил, что отнюдь нельзя ему переезжать в это помещение. Тогда А. М. нанял квартиру. Никулины прислали им всех рабочих своей типографии, и те в несколько минут перенесли их вещи.» «Арсений Матвеевич при этом говорил брату, – вот видишь, ты все против буквы; а это все буква сделала, – разумея требование Ал. М-ча, чтобы положить определенную плату в месяц. Ал. М. очень на это смеялся; но на брата очень досадовал за его бесхарактерность, и вообще эта история и поступки невестки возмущали его» 38 Иван Иванович Пылаев – воспитанник Тверской, затем Казанской Духовной Семинарии. От поступления на училищную службу отказался и в 1856 г. посвящен в священники Казанского кафедрального собора. Потом служил при градской больнице. † 1866 г. (Знаменский, – Ист. Казанск. Духовн. Акад. Вып. III, стр. 370; о нем же еще id., стр. 126). Другие Пылаевы, учившиеся в Тверской Семинарии – Федор Иванович (поступил в 1846 г. в Казанскую Дух. Академию из Киевской и иеромонах Паисий, бывший в Казанской Академии бакалавром, экстраординарным и ординарным профессором и инспектором в 1843–1854 г. г. – братья Ивана Ивановича. Они были сыновьями Бежецкого священника и были известны о. Феодору (Бухареву) вероятно как земляки. Подробности о них см. в «Ист. Каз. Дух. Ак.» П. В. Знаменского , по указателю. По-видимому, младшие братья были привязаны друг к другу и находились под влиянием о. Паисия (они из Киевской Академии перевелись в Казанскую, чтобы быть при брате, см. у Знаменского, id., Вып. 3, стр. 126). Это заставляет думать, что они разделяли и пиэтистически-мистическое настроение о Паисия, подававшее даже повод к сплетням о его хлыстовстве (Знаменский, id., Вып. 1, стр. 100–103; ср. Вып. 3. стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

650), выражение в Божиим заступлением» мог употребить только Тверитявин. 308 Ник., IV, 158–184. Впрочем, на основании того списка Хождения, который помещен в Никоновском своде, нельзя приписать его Игнатию, так как выражение, на котором основывается мнение о принадлежности Хождения, читается так: «отпусти.... епископ смоленский мене и Игнатия»» (стр. 166). Преосвященный Филарет читает: «мене Игнагия» (Обз. р. дух. лит., стр. 98). 316 Ник., V, 29, 34, 35. Известие о смерти князя Владимира Андреевича есть и в других Московских сводах (Воскр., Соф. 1 -й), но краткое; в Никоновском прибавлено о назначении по духовному завещанию духовенству села Кудрина с деревнями. 333 Там же, 42–44; Тв. 486. Впрочем, в последней нет известий о вступлении на царство Зелени-салтана и о выезде Нижегородских князей из Орды. При одном из тверских известий Ник. свода – о бегстве князя Василия Кашинского – замечено: «а зде много искавше и не обретоша»; по замечанию г. Борзаковского (Ист. Тверск. княж., прим. 887), слово зде указывает на тверское происхождение этого известия. 335 Ник., IV, 195–198, 239, 241, 270–277; ср. Тверск., XV, 445, 416, 457. По свидетельству одной записи (Карамзин, Ист. Гос. Росс., V, прим. 232), Арсений был поставлен во епископа 24-го июля, а по Ник. 15-го августа. «Кажется, замечает Борзаковский (Ист. Тв. кн., прим. 816), – «что от 24-го июля до 15-го августа срок очень короткий для того, чтобы Киприану из Твери поспеть в Москву, потом вернуться в Тверь». Мы полагаем, что Тверь была посещена митрополитом только однажды; другие летописные своды, в том числе Тверской, подробно говорящие о пребывании Киприана в Твери, упоминают только об одной его поездке туда (XI, 445; Воскрес., VIII, 61). 336 Ник., IV, 203–239. Сходство начинается со стр. 32 Жития, напечатанного в «Памятниках», со слов: «Господи, приимя мя». В Никоновском своде Житие несколько сокращено; против «Памятников» есть следующие пропуски: от слов: «приидоста на едино место.... оставляет пустыню» (38–41), «вседоблии же блаженныи юноша...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 „А того же года (1581 г.) Папин посол Антоний к Москве приехал, а стоял в Китае городе, на Иванове дворе Серкова. А встречали его по наказу, за посадом, по Тферской дороге, за Ямскою слободою“. („Известие историческое о Антонии Поссевине, после от Римского Папы Григория XIII, присланном к царю Иоанну Васильевичу в 7088 (1580) году, в бытность его в России сочиненное“. (Древняя Российск. Вивлиофика. Изд. 2-е, часть VI, 1788 г., 71 стр.). 9 Пам. Диплом. Снош. Т. I. стр. 24. В Новгороде и Пскове ямские слободы упоминаются, как устроенные уже в 1560 году. Неужели позднее их устроена слобода под Москвою? Переяславская слобода была основана царем Иоанном Васильевичем (1533–1584г.), что видно из судного дела 1621 года ямщиков Переяславской слободы с ямщиками села Напрудного, записанного в писцовых книгах XVII века, – где переяславские ямщики говорят: „блаженные памяти при государе царе и великом князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переяславская ямская слобода на Поклонной горе, а ямщиков было пятьдесятъ человек“... Но Переяславская слобода позднейшего происхождения. 12 И.Я. Гурлянд. Ямская гоньба в Московском государстве до конца XVII в.– Яросл. 1900 г. стр. 45. 14 происхождении слова „ям“ существует много мнений. По словам ориенталистов, оно занесено к нам татарами. У татар этим словом обозначалась налагавшаяся на подвластные народы дань, собиравшаяся для поддержания почтовой организации в орде (дзям по монгольски – дорога, дзямчи – гонец, проводник, ДЗ – при переходе монгольских слов на татарский язык, меняется на я – ЯМ», (см. Гурлянд, ямск. гоньба). По объяснению археолога Мартынова, слово „ямы“ имеет двоякое значение: это 1) места вырытые, углубления на поверхности земли и 2) станы на большой дороге, где жили ямщики и где едущие переменяли почтовых лошадей. (Русск. Стар. А. Мартынова , стр. 102). 15 Прикащик был заведующим гоньбою и главным распорядителем, а вместе и судьею своего округа, кроме дел важных, уголовных. А староста под наблюдением приказчика наряжал охотников, вел гоньбу и хозяйственную часть дела.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

д) Имени «XXIX курса» в 81 р. 65 к., -– имеющая то же назначение. – Выдана кандидату того же выпуска Петру Минину за сочинение: «Психологические основы аскетизма». е) Протоиерея А.М. Иванцова-Платонова в 160 р. – за лучшие кандидатские сочинения по церковной истории. – Назначение этой премии отложено Советом Академии до следующего года. ж) Протоиерея С.К. Смирнова в 102 р. – за лучшие кандидатские сочинения по истории русской церкви. – Присуждена кандидату того же выпуска Александру Платонову за сочинение на тему: «Паломничество в древней Руси». з) Архиепископа Тверского и Кашинского Димитрия в 76 р. (от 1899 г.) – за лучшие кандидатские сочинения, посвященные преимущественно описанию жизни и деятельности в Бозе почивших иерархов отечественной Церкви. – Назначение этой премии также отложено Советом Академии до следующего года. и) Митрополита Московского Макария две премии, по 97руб. каждая, – за лучншие семестровые сочинения студентов Академии, написанные ими в течение первых трех курсов. – Назначены кандидатам Петру Минину и Александру Платонову, которыми были поданы все семестровые сочинения и из них более половины означено баллом 5 и не было ни одного, имеющего балл ниже 4. i) Протоиерея И. Орлова в 32 р. – -за лучшие успехи в со- —22— чинении проповедей. – Присуждена кандидату Петру Минину. Кроме означенных премий в распоряжении Совета Академии находилась половина процентов с капитала, поступившего по завещанию покойной П.А. Мухановой, предназначенная на выдачу дополнительных к казенному жалованию пособий членам академической корпорации. – На основании п. 4 правил распределения процентов с Мухановского капитала, Совет Академии в отчетном году, с утверждения Его Высокопреосвященства, постановил выдать пособия следующим пяти членам академической корпорации: Преосвященному Ректору Академии Арсения, Епископу Волоколамскому, экстраординарному профессору Василию Мышцыну, исправляющим должность доцента Павлу Соколову и Павлу Тихомирову, и библиотекарю Константину Попову, по равной сумме – 237 р. 50 к. – каждому.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Редко, в воскресенье или в праздник, мы ходили в село и играли с деревенскими детьми. Любимое наше занятие в летнюю пору было бегать на Волгу, купаться или ловить рыбу, или ходить в лес за грибами; зимой кататься с горы перед окнами дома. У причта были дети, но они с нами редко сближались, кроме детей пономаря Федора Никифоровича Митропольского, по прозванию Лапши. Были дети у вдовой попадьи Анны Дмитриевны – два сына: Арсений и Александр, но оба большие. Дьякон Гавриил Дементьевич был вдовец; дьячок Матвей Дементьевич, брат дьякона, имел двух сыновей: Алексея, который был большой уже, и Квинтилиана, который тоже годами тремя был старше меня. У пономаря Федора Никифоровича были два сына, крестники батюшки, поменьше меня: Алексей и Яким. Вот они иногда играли с нами и водились с нами. Девицы были в селе; но они тоже мало дружились с нами; у вдовы-попадьи было три дочери: Парасковья, Авдотья и Валентина; первая была старше нас, последние две, которых мы звали Дуня и Линя, нам ровесницы; но вдова-матушка смотрела на моего батюшку как-то неприязненно за то, что он заступил место ее мужа, и не очень охотно отпускала Дуню и Линю к нам играть. У пономаря было две дочери: Авдотья и Анастасья, но обе старше нас. Прежде чем мы, дети, могли хорошо сблизиться с детьми причта, у нас в доме совершилось важное семейное событие: сестру Марью выдали замуж в город Корчеву за кандидата на священника Козьму Дмитриевича Колерова. Сватом в этом деле был родной брат его, профессор Тверской семинарии Стефан Дмитриевич Колеров, впоследствии знаменитый кашинский протоиерей. Как узнал Степан Дмитриевич о батюшке и о сестре Марье, видел ли он и жених невесту до сватовства, я не знаю. Слышал я только от матушки про такой случай. Батюшка раз поехал в город (т.е. Тверь) по разным хозяйственным нуждам, зимой, и должен был вернуться домой часов в 7 вечера. Матушка ждет; проходит 7, 8, 9, 10 часов – никого. Самовар, приготовленный для батюшки, кипел, кипел да и перестал кипеть. Матушка не знает, что и подумать.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vladis...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010