Помимо византинистов, интерес к греческому традиционализму проявляли и представители католической историографии. Особенностью этих работ стал определённый интерес к греческому традиционализму XVIII b., однако несопоставимо большее внимание они уделяли изучению богословия единой Церкви до схизмы и греческой патристике. Хотя большинство авторов исходило из неприятия исихазма, были среди них и те, кто проявили интерес к восточной духовности. При этом внимание католическая историография уделяла не Косме Этолийскому , а рассмотрению движения коливадов, причём делала это через призму трёх лидеров движения 95 : Никодима Святогорца , Макария Нотараса и Афанасия Паросского 96 . Большинство авторов приходит к выводу, что главной задачей движения было сохранение исихастской традиции, вследствие чего оно не сводимо лишь к полемике по коливам. Большой интерес к традиционной идеологии проявили и исследователи многих европейских стран, занимавшиеся изучением исторических судеб Православия. Отдельно необходимо упомянуть вклад румына о. Думитру Станилоаэ, капитальная монография которого о Григории Паламе увидела свет в 1938 г. К этому исследовательскому направлению вскоре начали примыкать православные исследователи многих стран: француз О. Клеман , англичанин еп. Каллист (Уэр) , целый ряд сербских историков Церкви. Постепенно изучение традиционализма привлекло внимание большого числа неправославно ориентированных учёных, признававших глубины поднятой тематики и принимавших непосредственное участие в её разработке. Таким образом, параллельно сформировалось определённое направление православной мысли и историографическое течение, которые часто обозначают терминами “неопатристика» и “неопаламизм». Деятельность Космы Этолийского и Никодима Святогорца находится в центре внимания греческой историографии, которая, в отличие от западноевропейской и российской, чрезвычайно обширна и разнообразна. На первый взгляд, национальная историография о Косме Этолийском может показаться достаточно однородной. Но это первое впечатление обманчиво: хотя практически все исследователи высоко оценивают вклад Космы в дело национального возрождения Греции, зачастую у них разное представление о его деятельности. Так одни исследователи видели его вклад в подготовке революции, другие – в возрождении национального самосознания, третьи – в проповеди православной веры. Выделим наиболее важные проблемы, находящиеся в центре внимания современной историографии: жизненный путь и этапы деятельности Космы Этолийского , его роль в подготовке революции и возрождении национального самосознания.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Ярким примером одного из современных греческих исследований, посвящённых «коливадской» тематике, может служить работа К. Кукиса «Коливады». Автор не прибегает к комплексному анализу этого движения, не характеризует его как явление. Исследование посвящено трём персоналиям, крупнейшим представителям движения коливадов – Афанасию Паросскому, Макарию Нотарасу и Никодиму Святогорцу . Автор придерживается традиционных подходов, в исследовании мало новизны. Тем не менее, порой он высказывает достаточно радикальные, порой и парадоксальные мысли 159 . В целом, работа создаёт достаточно целостное представление о лидерах движения, отчасти суммируя данные предыдущих исследований. В отдельную категорию можно выделить исследования, посвящённые развитию греческой системы образования. Общей особенностью большинства из них является недооценка вклада сторонников традиционных ценностей в развитие школьной образовательной системы. Рассмотрим несколько интересных работ, появившихся в последнее время (с одной стороны, они суммируют опыт предшествующей историографии, с другой – представляют определённый интерес как самостоятельные исследования). Работа С. Евангелопулоса 160 содержит всесторонний анализ образовательной системы Греции с древнейших времён до наших дней. Книга представляет большой интерес – автор пользуется комплексом разнообразных, несущих большую информационную нагрузку источников. В исследовании рассматривается ряд проблем и вопросов; образовательные программы, учебные пособия, организация образования и его качество в учебных заведениях разного уровня. Помимо работ, отражающих состояние образовательной системы во всех греческих землях 161 , большой интерес представляют исследования, посвящённые отдельным областям Греции 162 . Работа Е. Зеллиу-Мастрокоста «Образование в период турецкого владычества. Халкидика» ставит своей задачей показать возрождение школьной системы образования на примере отдельного региона страны. Автор построила своё исследование на материалах многих школьных архивов. Интересно, что сама Зеллиу-Мастрокоста выросла в семье потомственных учителей и некоторые сведения почерпнула из семейного архива и преданий. Также эта монография интересна тем, что в ней впервые в научный оборот вводится множество неопубликованных источников.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Самоотверженность и самопожертвование традиционных просветителей привлекли к ним сердца соотечественников. Трудолюбие и неутомимая работа на износ - основные средства, с помощью которых просветители стремились к достижению поставленных целей. Ради просвещения соотечественников Косма Этолийский, отказавшись от всего, отправился в долгий, утомительный и опасный путь по Балканскому полуострову: " И теперь, по милости Господа нашего Иисуса Христа, у меня нет ни кошелька, ни сундука, ни дома, ни другой рясы, кроме той, которая на меня надета " Он сам становился примером самоотверженной любви к ближнему, о которой рассказывал в своих поучениях, призывая и соотечественников последовать за ним: " Моя работа - ваша работа, работа для нашей веры и народа " Собственным примером святой Косма словно подчеркивал: для спасения Отечества необходим кропотливый и самоотверженный труд, включающий в себя самопожертвование и понимание важности национального возрождения. " Если ты стал монахом - борись, чтобы стать светом и примером для мирян " - эти слова Никодима Святогорца вполне отражают принцип, на котором традиционные просветители основывали свою деятельность. В надежде найти деньги на издание своих книг, Макарий Коринфский месяцами жил в густонаселенном и шумном городе Смирна. Он терпел множество лишений, с трудом добывал средства себе на пропитание, вынужден был оставить привычную аскетическую обстановку и окунуться в сложную жизнь огромного города. Работоспособность Никодима Святогорца также производила на современников неизгладимое впечатление. Бессонные ночи в библиотеках подорвали его здоровье. В последние годы жизни он был мучим тяжелым недугом, несмотря на который продолжал архивную работу и публикацию своих произведений. Обширнейшая издательская деятельность Афанасия Паросского также была обусловлена его работоспособностью и забвением собственных интересов перед лицом стоявших пред ним просветительских задач. Этот призыв к подвигу и самопожертвованию и стал в конце концов тем толчком, с которого началось греческое освободительное движение.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

Чем держится наш мир? Материей, говорит очевидность. И те, которые хотят вырваться из власти видимости, всегда спорят с материалистами. В общем, спорят удачно: материализм разбит вдребезги и считается философией тупиц и невежд. Но — материализм разбит, а внешний мир по-прежнему властвует над людьми. По-прежнему человек, лишенный крова и пищи, погибает, по-прежнему цикута сильнее мудрости, грубый солдат уничтожает и Архимеда и чертежи его. Слепой, кажется, должен был бы убедиться, что не в материи и материализме дело. Самый страшный враг всего одушевленного — не косная материя, которая и в самом деле, как учили древние и как учат сейчас, либо совсем не существует, либо существует потенциально, как нечто призрачное, жалкое, немощное, умоляющее всех о помощи, — самый страшный и беспощадный враг это идеи. С идеями, и только с идеями, нужно бороться тому, кто хочет преодолеть ложь мира. Материя — самая покорная сущность. Не только из воска вы можете вылепить какую вздумается фигуру: паросский мрамор уступает, и под резцом Фидия или иного мастера бесформенная глыба превращается в поющего бога. И из стали мы можем выковать, что захотим, чугун переплавить в памятник и т. д. В последнее время материя даже отреклась от своего исконного права — тяготеть к земле и парит вместе с человеком под облаками. Не то идеи! Они — не уступают, они не дают человеку вырваться из своей власти. Попробуйте сказать времени: остановись. Попробуйте сделать однажды бывшее — небывшим, вымолить хоть один случай нарушения закономерности явлений, чтоб раз, скажем, из пшеничного зерна выросла кокосовая пальма! Или чтоб безобразный Терсит превратился в красавца Ахилла! " Нечего и пробовать — ничего не выйдет " , — скажет вам всякий. Но если так — то чего ополчаются на «косную» материю и чего радуются идеям, которые при всей своей «прозрачности» во много раз жестче, грубее, коснее, чем самая мертвая материя? В таком случае, — скажут, — что же остается делать тогда философии? Faire bonne mine au mauvais jeu? Так фактически и есть.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=699...

Подводя итоги, отметим, что в случае с Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем в использовании ненарративных источников заложен глубокий исследовательский потенциал. С одной стороны, они позволяют проверить и существенно дополнить данные письменных источников, с другой, способны служить постановке и решению отдельных значимых исследовательских проблем. Следующая группа источников напрямую не связана с Космой Этолийским и Никодимом Святогорцем . Это ряд произведений, авторство которых принадлежит представителям новогреческого Просвещения и деятелям традиционного направления греческой общественной мысли. Так как в основной части нашего исследования речь в частности пойдёт о противостоянии представителей традиционного направления (к которым, с нашей точки зрения, относятся и Косма с Никодимом) с деятелями, находившимися под влиянием европейского Просвещения, привлечение такого рода источников представляется нам, безусловно, необходимым и оправданным. Произведения Афанасия Паросского, Макария Нотараса и других представителей православного просветительства, традиционно относимых к движению коливадов, мало известны в России, где долгое время творчеству деятелей традиционного направления не уделялось должного внимания. Конечно, для нашей темы использование этих работ носит вспомогательный характер, тем не менее, они важны для понимания не только ситуации, сложившейся в Греции накануне революции, но и взглядов Космы Этолийского и Никодима Святогорца . Они позволяют соотнести их с работами других представителей традиционного просветительства и сопоставить с работами деятелей новогреческого Просвещения. Православный традиционализм в Греции – явление не только конца восемнадцатого века. Это направление продолжало развиваться и эволюционировать и в девятнадцатом, и в двадцатом веке. В связи с этим нас заинтересовал ряд работ, непосредственно не относящихся к рассматриваемому нами периоду, но позволяющих более полно и всесторонне охарактеризовать взгляды традиционалистов и их последователей 56 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

Такого мнения придерживается большинство. Я же скажу еще, что знаю. Патриарх Неофит (нужно ведь и правду сказать) намеревался издать относительно этого синодальное решение, и, как говорят, по синодальному указу уже и письмо было написано (об этом см. ниже. – Ф. Я.). Но затем господин Герасим, бывший тогда митрополитом Деркским, своим богословствованием помешал архиереям поставить подписи, из-за чего патриарх Вселенский господин Неофит в раздражении разорвал упомянутую бумагу. Затем, воздев руки, он благословил и тех, кто прочел эту книгу, и тех, кто будет ее читать. После этого Григорий Ксенос 121 пишет его преосвященству митрополиту Коринфскому, советуя написать об этом деле патриарху и митрополиту Деркскому. Письмо последнему, по распоряжению его преосвященства (т. е. митр. Макария Коринфского. – Пер.), составил я, изложив в нем убедительнейшие речи и воскурив его божественности обильнейший фимиам. Но „не было ни голоса, ни ответа“ 122 . Проще сказать, он во всем идет против нас; он ученик Дорофея, и этим сказано все. Господина Агапия он не признал, когда тот уже по возведении Герасима на патриарший престол пришел, чтобы взять благословение и уехать. А потом, нехотя признав Агапия, когда ему заблагорассудилось, он тут же высказался: „Вот и вы со своими новыми книгами. Если текст обнажить и лишить его эллинской красы, что останется?“ Так чего же ждать от человека, который и мыслит, и делает все против нас?» 123 . Этот рассказ Афанасия Паросского о попытке Агапия найти подход к патриарху Герасиму и об убежденности патриарха в том, что нельзя заниматься переводами, лишающими священные тексты «эллинской красы», позволяют, как нам кажется, составить представление о том, каким было отношение нового энергичного патриарха к изданию «Пидалиона». Став патриархом и держа в своих руках бразды правления, Герасим, конечно, вряд ли согласился бы на издание «Пидалиона» – такой книги, которая, по его выражению, была «лишена эллинской красы». Ведь еще будучи митрополитом Деркским и членом Синода при патриархе Неофите, он сумел настоять на своей точке зрения и не допустил, чтобы Синод разрешил издать книгу, хотя за это разрешение проголосовало подавляющее большинство членов Синода и решение поддерживал патриарх.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Закраска этого барельефа не дала мне узнать камня: думаю, что это Пантелический мрамор, но не Паросский, ибо тогда уже и Пантелический был редким по истощению горы Пантелис (близ Афин); или Салинский. Кто-то мне сказал, что это базальт, – и я смеялся, ибо базальт черный и из него не делали фигур по его крепкости, а только вазы. Серпантин еще крепче, – итак это мрамор. Не быв палеографом, я никак не умел разобрать надписи: вы, верно, переведете ее с совершенною точностию. 9 [Конец октября 1840 г. Рудинки]. Милостивый Государь Иван Михайлович! При первой возможной поездке спешу препроводить к вам экземпляр своего родного «Симонова», который вы должны один из первых получить по праву старой приязни и внимания к моим безделкам. Бедный весь обруган опечатками, что и заставляет меня перепечатать его на свой счет. Уведомьте меня: подлежит ли вновь духовной ценсуре книга, уже вышедшая из ценсуры с позволением печатать? Например, «Симонов» уже напечатан; но при печатании вновь, думаю, достаточно надписи светской ценсуры; ибо, кроме опечатков, ничего переделанного не будет. Член Немецкого клуба 111 прислал мне, наконец, вместо условных 100, 75 экземпляров, ибо в письме своем, последнем, я решился развязаться с ним, сам предложив ему 75 вместо 100. Но меня удивила его дерзость переменить год, месяц и число выпуска манускрипта из ценсуры. Мой манускрипт был вами подписан и выдан мне в августе 1839 г. и я имею от него расписку на взятие оного у меня в августе 1839 г., а здесь над вашею подписью он выставил 27-е сентября 1840 г.!!! Это чтоб скрыть 14-ти месячное печатание с 27-ю ошибками, из которых главные переправляю пером, обрекши себя на двухнедельную работу. Более ста человек моих знакомых знают, что я 14 месяцев ждал напечатания моей тетрадки, – итак должен им объяснить это плутовское скрытие неисправностью заведения. Касательно же ошибок, – есть такие, за которые могу подпасть под бич критики, не быв виноват. Кто знает меня хорошо, не поверит, чтоб я уморил Мамая в пределах Казанских; ибо тогда и слова Казань еще не было. Но и не всякий уверится, чтобы типография сделала такую ошибку, поставив Казанских вместо Кафинских, воинского вместо Вожского и пр., и пр. 112 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

1023 Это мнение получило место в науке, очевидно, вследствие малой доступности Ορ.Κρ., лишившей возможности большинство заинтересованных исследователей ознакомиться с книгой лично. Одним из них она была известна только по библиографиям, другим (Бодянскому и даже г. Петровскому) по отрывку, заключающему в себе только житие Климента. 1024 Κρα το θεου τοτου Κλμεντος – пишет Афанасий Паросский – δρσος ορνιος, καταβανουσα κ τς ερς κενης Μονς, ες λην τν περχωρον τς Βεοας. τ επα τς Βεοας: ες λην τν περχωρον τς Μακεδονας κα τς λλδος. ως κα ες τν γν τν γρφων κα ες λλους ττους διαφροις κα μακρυνος. 1025 Статья эта представляет собою главу из приготовляемой автором к печати II-й части его исследования «Земское самоуправление на русском севере в XVII в.» Сокращения в сносках: Р. И. Б.=Русская Историческая Библиотека; Пр. Д.=Приказные дела в Московском архиве министерства иностранных дел; Арх. мин. юст.=Московский архив министерства юстиции. 1026 В Двинском у. по переписной книге 1678 г. мы насчитали 35 волостей, совпадающих с приходами, 4 волости более чем с двумя приходами каждая и 4 волости, не имевшие церквей. В Кеврольском у. по переписи 1620-х г.г. – 15 волостей-приходов и 3 не имевших церквей. В Яренском у по переписи 1608 г. 31 волость-приход и 16 волостей, не имевших церквей В Кайгородском у. по переписи 1678 г. 4 волости-приходы, одна волость делилась на 3 прихода, стан Окологородный не имел церкви, входил в состав городского прихода. В Чердынском у. по переписи 1647 г. кроме Окологородного стана каждый погост – в то же время и приход. По переписи 1678 г в некоторых погостах образуются уже по 2 прихода. В Соликамском у. по переписи 1647 г. 10 волостей-приходов, и в одном только «погосте на Городище» нет церкви. В Устюжском у. по переписи 1623–26 гг. в 36 случаях волость совпадает с приходом, в 8 случаях волость подразделяется на 2 прихода, в 4 случаях волость состоит более чем из 2 приходов (3–4), и в 9 волостях не было церквей. В Тотемском у. по переписи 1623–25 гг. 12 волостей были приходами, 3 волости делились на 2 прихода, 3 – на 3 прихода и 1 волость состояла из 5 приходов. Приходы Важского у. в конце XVII в. в значительном большинстве случаев совпадают с волостями. В Устьянских волостях по переписи 1635 г. в 4 случаях волость совпадала с приходом и в двух случаях (Введенский стан и Пежемская волость) в каждой обозначено по 4 прихода. В Кольском у. приходами были волости: Пояргуба, Кандалакша, Ковда, Кереть и погост Понойский. Писцовые и переписные книги этих уездов в Моск. арх. мин. юст. См. также: Богословский, Земское Самоуправление. Часть I. М. 1909. Прилож. I: погосты, станы и волости Поморского края в XVII в. с картой. Верюжский, Афанасий, архиеп. Холмогорский, Спб. 1908, 404–442. Ср. Папков, Древнерусский приход. Богословский Вестник 1897. 2, 3, 4, его же: Погосты в значении правительственных округов и сельских приходов в скверной России, 1898 г. в Русском Вестнике и отдельно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Римская архитекура заимствовала греческие ордеры: дорический, ионический и коринфский, подвергнув их заметной трансформации и добавив к ним еще один – тосканский, который был заимствован из Этрурии (Тоскании) и представляет собой вариант дорического ордера, отличающийся от своего греческого образца отсутствием триглифного фриза и каннелюр на колоннах. Его характеризуют также высокие база и капитель. Правда, сохранившиеся архитектурные памятники античного Рима, сожженного галлами b haчaлe IV beka до Р.Х. и отстроенного заново, затем пережившего грандиозное строительство в  эпоху принципата, почти все принадлежат именно этой эпохе. Ко временам поздней республики относятся, однако, два храма, расположенных на Бычьем рынке, на берегу Тибра, между Палатином и Капитолием. Один из них посвящен Весте – хранительнице домашнего очага. Его небольшие размеры соответствуют подчеркнуто домашнему и семейному характеру культа этой богини. В этом храме, круглом в плане, воспроизводящем формы древних италийских святилищ, в свою очередь восходящих к круглым или овальным хижинам виллановой эпохи, в качестве строительного материала использован привозной паросский мрамор. Цела храма окружена стройными и  изящными колоннами коринфского ордера. Такое же впечатление камерности и гармонии производит и стоящий рядом храм Фортуны Вирилис, построенный из местного туфа и травертина. Он состоит из разделенной на две части целы и портика с четырьмя ионическими колоннами. Фриз украшен гирляндами, чередующимися с человеческими фигурами и канделябрами. На Ларго Арджентино, расположенном на древнем Марсовом поле, находятся руины четырех храмов неизвестного посвящения. Самый древний из них был воздвигнут b IV столетии до Р.Х. Высокими архитектурными качествами отличался построенный bo II beke круглый периптер на подии. От храма сохранился полуразрушенный подий с лестницей у входа на него и остатки колонн без увенчивающих их капителей. Руины многих храмов сохранились на республиканском форуме. Но самое интересное из дошедших до наших дней сооружений форума – это замкнувший его с северо-западной стороны Табуларий – государственный архив, воздвигнутый на отроге Капитолия в 78 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Свои произведения Никодим рассматривал как педагогические пособия, или, по крайней мере, средства для повсеместного распространения традиции. Его работы были подчинены поиску путей выхода из мировоззренческого и богословского кризиса и созданию прочных основ для объединения общества, в связи с этим Никодим старался сделать свои книги максимально доступными широкой аудитории, в том числе и мало интересующимися тонкими богословскими материями слушателям. Педагогическая концепция и просветительская деятельность Никодима Святогорца видна, прежде всего, через его работу над текстами произведений «педагогического и совещательного характера, написанных на простом языке, понятном широким народным массам» 445 . Все свои произведения Никодим рассматривал как учебные и педагогические пособия 446 , а некоторые из них вообще были посвящены именно теме христианской педагогики; «Увещевательное наставление» (1781–1782), «Благонравие Христианское» (1798). Все произведения Никодима имели большое пастырское, педагогическое и литургическое значение. Они были предназначены для использования священниками, монахами, педагогами «в деле назидания верующих на основе православной традиции» 447 . Писательство стало для Никодима сознательным выбором активной жизненной и мировоззренческой позиции. Как и Косма Этолийский , он никогда не отрицал другие подходы к просвещению соотечественников. Оба традиционных просветителя попробовали разные просветительские методики и выбрали ту или иную стратегию и программу реализации своей просветительской миссии. Так как они были традиционалистами, этот выбор проходил целиком в рамках традиции. Действия Никодима во многом схожи с трудами других представителей так называемой «аскетическо-филологической школы» 448 . На наш взгляд, в случае с Никодимом Святогорцем , Афанасием Паросским, Макарием Коринфским и другими православными традиционалистами, фактически мы имеем дело с традиционным для восточного монашества соборным трудом монахов над переводами аскетических книг. Занятия филологией, в особенности переводами и изданием духовной литературы, – обычная область для восточно-христианского учёного монашества. Серьёзные книжные занятия в православной традиции получили определение «аскезы ума», и вполне очевидно, что аскеза истинная и «аскеза ума» достаточно гармонируют и не противоречат друг другу.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010