Посему-то милосердый и вместе правосудный Бог, желая, по Своему человеколюбию, предохранить и предотвратить людей от преступлений сего рода, в предосторожность говорит: не прикасайтеся к помазанным Моим, и во пророцех Моих не лукавнуйте ( Пс.104:15 ), и прибавляет угрозу: зане, вещает Он чрез пророка Захарию, касаяйся их, яко касаяйся в зеницу ока Моего ( Зах.2:8 ). Во-вторых – в прямой и непосредственной хуле на Самого Бога Синаина с обстоятельствами, увеличивающими виновность и тяжесть преступления до величины чрезмерной и ужасающей. Обстоятельства эти суть: унизительное сравнение Бога Всемогущего, всё из ничего в бытие приведшего и всё в своей длани содержащего, с бренным человеком, каков был царь Ассирийский, хотя он пред очами мipa и казался великим и славным, с видимым предпочтением в силе и власти последнего первому, и ещё более унизительное сравнение того же Бога Вышнего с богами языческими, т. е., с бездушными идолами, с открытым также признанием первого столь же слабым и немощным, как и последние, которые не могли избавить народы, им поклонявшееся, от преобладательной руки царя Ассирийского. Что же может быть выше, безобразнее, бесстыднее, нечестивее и виновнее сего богохульства сугубого? А злой умысел их против Царя Небесного состоял в разновременных и многообразных совещаниях, соображениях и приготовлениях их к войне против покровительствуемого Богом Езекии, царя иудейского, в следствие коих открыт был потом поход в Иудею многочисленнейшего войска Ассирийского, под предводительством Рапсака, до того в лёгкой победе над царём иудейским уверенного, что, не дав ещё ни одного сражения, смело и отважно с словами упрёка и укоризны обратился к народу и вызывал его к добровольной сдаче Иерусалима и самих себя на волю победителя, при чём не счёл он даже нужным сокрыть, хотя до времени, и то, что царь Ассирийский намерен царя и народ иудейский переселить в землю Вавилонскую. Не слушайте, говорил он, Езекии, но вступите со мною в дружбу и выйдите ко мне, и тогда ешьте всяк плоды виноградной лозы своей и смоковницы своей, и пейте воду из своего колодезя, пока я не приду и не возьму вас в землю такую же, как и ваша земля, в землю богатую хлебом и вином, плодами и виноградными садами ( Ис.36:16–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Потом 5) пребывание Его в Галилее ( Ис.9:1 ). Пророк Исаия с такою уверенностию предвозвещает о сем событии, что повествует об нем, как уже о случившемся. Страна Завулоня, и земля Неффалимля, говорит он, и прочии при мори живущии, и обону страну Иордана, Галилеа языков, людие ходящии во тме, видеша свет велий: живущии во стране и сени смертней, свет возсияет на вы. Евангелист Матфей повествуя, что Иисус, оставив Назарет, поселился в приморском городе Капернауме в пределах Завулоновых и Неффалимовых, решительно говорит, что в сем случае исполнилось приведенное нами пророчество Исаии. Далее 6) проповедание Евангелия и различные знамения и чудеса ( Ис.2:3 .) Сам Иисус Христос свидетельствует, что то и другое совершено им по предсказанию Пророка Исаии. Евангелист Лука ( Лк.4 ) повествует об нем, что он в один субботний день, пришед в Синагогу Иудейскую, потребовал книгу. Ему подали книгу Пророка Исаии и Он, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: Дух Господень на Мне, Его же ради помаза Мя, благовестити нищим посла Мя, исцелити сокрушенныя сердцем, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение; проповедати лето Господне приятно, и закрыв книгу и отдав служителю сел, и все бывшие в Синагоге обратили глаза на Него. Он начал говорить им; ныне исполнилось Писание сие слышанное вами, и все подтвердили Ему то. Если неверные Иудеи изъявили веру к словам Христовым, то мы ли тщеславящиеся верою во Христа окажем неверие к Нему? Не желая распространяться более в приведении доказательств на то, что многие из Иудеев, как древних, так и современных Иисусу имели, а другие, благоговейно обращая пророческое слово в устах и в сердце своем, могли иметь ясное понятие о грядущем Мессии или Христе, я ограничусь указанием в сем отношении на свидетельство Апостола Павла, который в послании к Евреем исчислив многих из Них, по вере живших и скончавшихся, заключает наконец так: и что еще скажу? Не достанет мне времени, если повествовать о Гедеоне, о Вараке, о Сампсоне, о Еффае, о Давиде, о Самуиле и других пророках, которые верою побеждали царства, творили правду, получали обещанное, заграждали челюсти львов, угашали силу огня, избегали острия меча, возмогали от немощи, были сильны на войне, прогоняли полки иноплеменников; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие были подвергаемы посмеянию и побоям, также узам и темнице: камением побиваемы были, перепиливаемы были, пыткою замучиваемы были, от меча умирали, скитались в овечьих и козьих кожах, терпя недостатки, бедствия и озлобления; те, коих не стоил весь мир, блуждали по пустынями и горам, по пещерам и ущелиям земли, и все сии получили свидетельство верою ( Евр.11:32–39 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 15 Столпописание Давиду. Таково надписание 15-го псалма: оно, по общему разумению Отцов Церкви – Иеронима, Амвросия, Феодорита и Августина, означает то, что содержание псалма сего, по своей внутренней силе и важности и по своему огромному влиянию и высокому значению в судьбе целого мipa и всего человечества, заслуживает быть написанным на столпе в память будущим родам всех времён и народов, ибо как в древности было, так и ныне есть похвальное обыкновение – из особенного уважения к высоким заслугам и достоинствам знаменитых лиц, каковы суть победители и благотворители народов, и для увековечения в памяти потомства каких-либо особенно важных и достопримечательных событий, ставить на открытых местах столпы, или, так называемые, памятники, с приличными на них лицам, цели и событиям надписями. Основная или главная мысль столпописания Давидова состоит в изображении крестных страданий, смерти и Воскресения Христа-Богочеловека, а цель – в возбуждении и утверждении спасительной в Него веры инадежды на Него. На то и другое ясно и обстоятельно указывают апостолы Пётр и Павел, приводя из сего псалма целые стихи и прилагая оные прямо к умершему за нас и воскресшему Господу Иисусу ( Деян.2:22–32, 13:35–37 ). Так первый из них говорил Иудеям Иерусалимским: Израильтяне! послушайте словес сих: Иисуса Назорея, засвидетельствованнаго вам чудесами и явлениями и знамениями, вы, взяв, убили, пригвоздив ко кресту руками беззаконных: но Бог воскресил Его, расторгнув узы смерти; потому что невозможно было удержать Его. Ибо Давид говорит о Нем: всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня, дабы я не поколебался. От того возрадовалось сердце мое, и возвеселился язык мой, да и плоть моя упокоится в уповании; потому что Ты не оставишь души моей во аде и не дашь святому Твоему увидеть истления. Ты дал мне познать пути жизни, Ты исполнишь меня радостию пред лицем Твоим. Братия, заключает Апостол, да будет позволено мне прямо сказать вам о праотце Давиде, что он и умер и погребен, и гроб его у нас до сего дня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Теперь перенеситесь мысленно в древний Иерусалим того именно времени, когда царствовал в нём благочестивый Езекия, вообразите себя во храме в ту минуту, когда входит в оный Езекия вместе с двором и народом своим и с богохульным письмом Рапсака от лица Сеннахирима в руках, – что ж вы здесь видите и слышите? Видите царя и народ, по вскрытии и прочтении письма сего пред лицем Божиим, сначала смиренно, в знак глубокого уничижения и сознания своего недостоинства, павшими на землю, а потом усердно и пламенно, с горькими слезами на глазах, и с тяжкими вздохами и стенаниями в сердце, с преклонением колен и воздеянием рук, молящимися. Что слышите? Слышите царя, голосом громким и твёрдым, но сильно растроганным и слезами нередко прерываемым, возглашающего сию умиленную молитву: Иегова воинств, Боже Израилев, восседший на Херувимах! Ты один Бог всех царств земных, Ты сотворил небо и землю: приклони, Господи, ухо Твое и услышь меня; открой, Господи, очи Твои и воззри, и услышь слова Сеннахирима, который послал поносить Бога Живого. Подлинно, Господи, цари Ассирийские опустошили все страны и всю землю, и богов их повергли в огонь – поскольку это были не боги, а изделие рук человеческих, дерево и камень, а потому они и истребили их. И ныне Ты, Иегова, Бог наш, спаси нас от руки его, и узнают все царства, что Ты Иегова един ( Ис.37:16–20 ). А народ в это время безмолвствует, но безмолвствует не просто, а сопровождая молитву царя и своим глубоким вниманием и своими всеусильными благожеланиями. В чём же состояли сии благожелания? Эту тайну открывает нам настоящий псалом задолго до события, дабы, по совершении события, тем легче и вернее мы могли уразуметь оную. Услышит тя Господь в день печали, так начинается псалом сей, защитит тя имя Бога Иаковля. Послет ти помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя. Помянет всяку жертву твою, и всесожжение твое тучно буди. Даст ти Господь по сердцу твоему, и весь совет твой исполнит ( Пс.19:2–5 ). Предыдущее соображение показало нам, что здесь мы слышим тайный голос народа, на молитву царя своего ответствующего своими также молитвенными благожеланиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Умыю в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея и поведати вся чудеса Твоя ( Пс.25:6–7 ). Давид продолжает исчислять свои частные поступки, в которых надеялся найти для себя оправдание пред Богом и, как показали последствия, действительно нашёл оное, в такой притом обильной мере и степени, что не только при жизни, но и по смерти своей, не только для себя самого, но и для своих потомков, и не только ближайших, но и отдалённых, и даже для самого града, в котором он жил и который назывался его именем, пользовался особенным благоволением Божиим; так у пророка Исаии Сам Бог говорит устрашённому нашествием Сеннахирима Езекии: защищу град сей еже спасти его, Мене ради и ради Давида раба Моего ( Ис.37:35 ). Замечательно также, что поведение Давида в Писании повсюду представляется потомкам в пример подражания, и не иначе, как только под условием, когда они будут вести себя подобно ему, обещается им милость и помощь Божия и всякого рода блага земные и небесные; так Бог сыну его Соломону глаголал: ты же, аще ходити будеши предо Мною, якоже ходил Давид, отец твой, и сотвориши по всем, яже повелех тебе, и повеления Моя и судьбы Моя сохраниши, и воздвигну престол царства твоего, якоже завещах Давиду отцу твоему, глаголя: не отнимется от Тебе муж вождь во Израили ( 2Пар.7:17–18 ). Тем более должно быть занимательно и поучительно для нас всё то, что о самом себе он сказывает, ибо и мы его потомки по вере во Христа, от его чресл изшедшего, но нашей плоти и крови, по апостолу, приобщившегося и нас Своею Пречистою Плотию и Кровию питающего. Умыю, говорит он, в неповинных руце мои, и обыду жертвенник Твой, Господи, еже услышати ми глас хвалы Твоея, и поведати вся чудеса Твоя, т. е., я омываю руки мои невинностию и обхожу жертвенник Твой, Господи! Что же это значит? Это значит то же, как если бы кто из нас имел смелость указать о себе: я ни в чём не погрешаю против ближнего своего и верно служу Богу моему, или что то же: я свято исполняю весь закон Божий в отношении к человекам – всегдашнею к ним справедливостию, доброжелательством и благотворением, а в отношении к Богу – верою и благочестием, усердно посещая храм Его, вознося к Нему молитвы и проповедывая дивные дела Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же он говорит о сем предмете? Говорит, что хотя он не пользовался сим правом, проповедуя слово Божие на своем содержании, но это не значит, что он как будто бы не имел сего права: напротив право это от него неотъемлемо, как и от всякого служителя слова евангельского; уступал же он сие право, по своей доброй воле, для другой высшей цели, для вящшего успеха в благовествовании: Не сотворихом, говорит он, по области сей, но вся терпим, да не прекращение кое дамы благовествованию Христову ( 1Кор. 9:11 ). И в каких выразительных чертах он высказывает мысль о неотъемлемости сего права! Как победоносно и торжественно он побеждает и низлагает каждым новым своим словом всякого противомыслящего! Но прежде всего он выставляет коринфянам основание своего права в отношении к ним. Если я, напоминает он им, для других не Апостол, то по крайней мере для вас: ибо вы печать моего Апостольства в Господе ( 1Кор. 9:2 ). Затем, указывая на пример прочих Апостолов, и в числе их братий Господних и Кифы, или Петра, которые и сами и семейства их невозбранно и неблазненно получали пропитание от новообращенных к вере во Христа, вопрошает: ужели мы не имеем права у вас есть и пить? Ужели не имеем права водить с собою жены и сестер, как прочие Апостолы и братия Господня и Кифа? Или я один и Варнава не имеем власти не работать ( 1Кор. 9, 3–6 )? Вот первое доказательство неотъемлемого права проповедников Евангелия. Сила его состоит в следующем, совершенно твердом, верном и строго-логическом умозаключении: если прочие, так называемые, предние Апостолы и мнимые столпы Церкви, братия Господни Симон и Иуда и первоверховный Петр бесспорно пользуются содержанием от общества веующих: то бесспорно также и в равной степени тоже самое право принадлежит и мне и Варнаве и всякому, подобно нам исполняющему посольство о Христе в служении слова и спасении ближних. За сим следует ряд доказательств, не менее сильных и действительных, заимствованных из разных сфер жизни обыкновенной в обществе благоустроенном, из круга военной службы и из обычаев и правил земледелия, садоводства и скотоводства. Какой, говорит он далее, воин служит когда либо на своем содержании? Или кто, насадив виноград, не ест плодов его? Или кто, пася стадо, не ест молока от стада? Так, заключает он, и священнодействующие должны питаться от святилища, и служащие олтарю с олтарем могут делиться. Вы наша паства, которую мы и в зной дневный, и в холод нощный пасем о Христе и для Христа словом истины и охраняем оружием правды во святыню; вы наш виноград, насажденный и насаждаемый руками нашими в таинственном над вами и для вас священнодействии, неусыпно охраняемый молитвенным бдением и орошаемый росою благодати Божией, нашими устами низводимою. Как же нам вашим млеком и вашими плодами не пользоваться?

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Этим в молящихся высказывается вера во всемогущество Божие, т. е., что для совершения дел самых трудных и, по-видимому, невозможных, довольно произнести одно имя Божие, но произнести достойным его образом, и тогда невозможное сделается возможным. В самом деле, не достаточно ли было Моисею с своим народом, в виду врага его преследующего, стоящему на берегу Чермного моря, призвать только имя Божие, чтобы открыть в море верный путь к своему спасению? Что вопиеши ко Мне? – вопрошает его Бог, – рцы сыном Израилевым, и да путешествуют ( Исх.14:15 ); и Израильтяне, по слову его, пошли, и море расступилось пред ними, дав им в себе проход свободный и немокренный, а Фараона, со всем воинством вслед за ними вступившего, покрыло волнами своими. Не достаточно ли было также апостолам только назвать имя Господа Иисуса, чтобы изгонять бесов, исцелить всякого рода больных и воскресить мёртвых? Не сам ли Господь обещал им это, и даже не им только одним, но и всем вообще истинно-верующим? Знамения веровавшим, глаголал им, сия последуют: именем Моим бесы ижденут, языки возглаголют новы, змия возьмут, аще и что смертно испиют, не вредит их, на недужныя руки возложат, и здрави будут ( Мк.16:17–18 ). И не сбылось ли это на самом деле? Апострол Пётр подходит к хромому от рождения и говорит ему: во имя Иисуса Христа Назорея востани и ходи, и хромой поспешно встал и пошёл ( Деян.3:6–8 ). Таким же образом поступали и все другие, и обо всех их священный дееписатель свидетельствует, что именем Иисусовым многи силы сотвориша. Почему также обещается здесь помощь от Святого и заступление от Сиона, т. е. от храма, на горе Сионе построенного: послет ти, сказано, помощь от Святаго, и от Сиона заступит тя Господь ( Пс.19:3 )? Потому что Езекия, веря обетованию Божию о храме, данному Соломону: и ныне очи Мои будут отверсты и уши Мои послушни к молению места сего; и аще посрамлены будут людие Мои, на них же призвано есть имя Мое, и помолятся, и взыщут лица Моего, и Аз услышу с небесе и милостив буду грехом их ( 2Пар.7:14–15 ), не в другом каком-либо месте, а именно во храме надеялся найти себе помощь и защиту, и для того именно и пришёл сюда со всем народом своим и, так сказать, принёс Богу молитвенную жалобу на обиду и посрамление, Ассирийским царём ему нанесённые.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Яко сотворил еси суд мой и прю мою: сел еси на престоле, судяй правду. Запретил еси языком, и погибе нечестивый; имя ею потребил еси в век и в век века. Врагу оскудеша оружия в конец, и грады разрушил еси, погибе память его с шумом ( Пс.9:5–7 ). В сих словах псалмопевец объясняет причину почему он находит необходимым славословить и благодарить Бога. Потому, говорит он, славлю Тебя, Господи, что Ты даль мне суд и защиту и воссел на престол, Судия праведный. Ты вознегодовал на народы, погубил нечестивого, имя их изгладил на веки, навсегда. У врага совсем не стало мечей, и города Ты разрушил; погибла память их с шумом. Ничего не может быть справедливее, как сия благодарность и сие славословие Богу, творящему суд и правду. Но в сем славословии и благодарности достойно особенного замечания то, что пророкодарственный Давид усмотрел правду Божию там, где другой на его месте, быть может, и не подозревал бы её, или нашёл бы только правду свою, а правды Божией вероятно не стал бы даже и доискиваться. Вот обстоятельства, в которых он, как приметно из его собственных слов, в то время находился. Враждебные народы, окружая его царство, многократно вторгались в пределы оного, вносили меч и огонь в мирные селения и разным образом оскорбляли и притесняли его подданных. Но между многими врагами особенно беспокоил его один, который отличался от прочих и своим богатством и могуществом, и многочисленностию войск и неприступностию стен и крепостей и личною храбростию, искусством и опытностию в брани, и сильным влиянем на других, и наибольшим ожесточением против Давида. Давид всё это знал и видел, скорбел духом и однако ж молчал; он был в сие время, по его же выражению, яко глух не слышай, и яко нем, не отверзаяй уст своих, или якочеловек не слышай и не имый во устех своих обличения ( Пс.37:14 ); ибо он, подобно тому, как после учил Апостол, не желал воздавать злом за зло, но хотел благим победить злое, не желал также отмщать сам за себя, помня слова Господа: Мне отмщение, Аз воздам, но благодушно предавал судьбу свою и народа своего Богу, судящему праведно ( Рим.12:17,19:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити ( Пс.20:12 ). В сих словах заключается новая причина, почему Бог, в праведном гневе Своём, подвергает, или, вернее сказать, подвергнул уже врагов Своих и вместе врагов Езекииных таким тяжким наказаниям. Почему же? Потому, отвечает пророк, что они восстали против Тебя, Господи, с злым намерением, составили злой умысел, которого однако ж не могли исполнить: яко уклониша на Тя злая, помыслиша советы, их же не возмогут составити. В чём же состояло это зло, с которым в сердце своём обратились они противу Господа Бога, Владыки неба и земли, и что это за советы или замыслы, которые они составили против Него в уме своём? На сей вопрос совершенно ясный и обстоятельный ответ находим мы в словах Ассирийского военачальника Рапсака, приступившего к стенам Иерусалима с хулою не только против Езекии, но и против Бога Израилева. Выслушайте, говорит он громким голосом к народу Иудейскому, стоявшему на стенах Иерусалимских, наязыке еврейском, след., для всех понятном, выслушайте слова великого царя Ассирийского; так говорит царь: да не обольщает вас Езекия, он не может спасти вас. Да не обнадёживает вас Езекия Богом, говоря: Бог избавить нас, не будет отдан город сей в руки царя Ассирийского. Не слушайте Езекии, пусть он не обманывает вас, говоря: Бог спасёт нас. Спасли ли боги народов земли свои от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Арпада? Где боги Сеперванена? Спасли ли они Самарию от руки моей? Который из всех богов земель сих спас землю свою от руки моей? Так не ужели Иегова (Бог Израилев) один спасёт Иерусалим от руки моей ( Ис.37:13–20 )? Таким образом, упоминаемое пророком, зло против Господа состояло, во-первых, в хуле на благочестивого Езекию, с клеветою притом открытою, что будто он обольщает и обманывает народ свой, говоря, что Бог избавит его и град от руки царя Ассирийского, между тем как Езекия говорил чистую правду, с искренним убеждением в правоте своего верования. Хулу же и клевету на людей благочестивых, а тем ещё более на помазанников Своих Господь Бог приемлет за личное Себе Самому оскорбление, и за то со всею строгостию клеветников и хульников наказывает, как наказал Он некогда Корея, Дафана и Авирона.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

культура: Итак, состоялся аукцион: Вы поехали туда лично? Москвин: Да, я был единственным из представителей государственных российских музеев-архивов, но мне помогали друзья нашего Дома — и со стороны России и живущие во Франции. Без них ничего бы не вышло... культура: Кто был конкурентом, как вообще проходило это действо? Москвин: Первоначальная стоимость выкупленных лотов колебалась от 300 до 500 тысяч евро. А конечная продажа с учетом налогов — три миллиона двенадцать тысяч. То есть цена возросла практически на порядок! Продолжались торги больше четырех часов. Самым серьезным конкурентом оказался анонимный покупатель, торговавшийся по телефону и нацеленный на приобретение наиболее важных, исторически ценных лотов. Несколько других, не столь крупных конкурентов также вели торги заочно. Ну, и в зале непосредственно присутствовали наши и западные коллекционеры, поднимавшие ставки. Наши оказались более состоятельными. Признаюсь, были неприятные, тревожные моменты, когда цена на отдельные лоты взлетала до небес, и казалось уже, что уникальный документ не попадет в Россию. И порядка 30 предметов все же «уплыли». Наш Дом, торговавшийся солидарно вместе с российским меценатом, выкупил 235 лотов. Еще 60 приобрели московские коллекционеры. То есть 90 процентов архива Колчака возвращается в Россию культура: Что значит «торговались солидарно»? Москвин: Мы договорились с ним заранее, с таким расчетом, чтобы русские деньги не соревновались между собой. Перед этим мы сами разыскали коллекционеров, которым это будет интересно, и, объяснив ситуацию, условились о координации действий на аукционе. культура: Означает ли это, что все документы, вернувшиеся в Россию, независимо от владельца — госархива или же частного лица, будут доступны для изучения и экспонирования? Москвин: Да, есть договоренности и об их предоставлении для научной работы, и для единой выставки. Решение об оцифровке документов зависит от владельцев. Те, что лягут на полки ГАРФа, разумеется, пройдут через специальные сканеры.

http://ruskline.ru/opp/2019/12/07/viktor...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010