Взирая на сию огромную тяжесть грехов, Им на Себя принятых, Он мог сказать, что свойство грехопадений человеческих таково, что далеко оно от спасения, т. е., не допускает возможности избавиться от крестных страданий и поносной смерти, и потому надлежало покориться сей необходимости для спасения мipa, что Он Сам ясно выразил, сказав в заключение молитвы Своей: Отче Мой, аще не может сия чаша мимоити от Мене, аще не пию ея, буди воля Твоя ( Мф.26:42 ). Таким образом, смысл целого стиха будет следующий: Боже Мой, Боже Мой, внемли Мне, почто Ты Меня оставил! Тяжки и велики грехопадения, Мною подъятые; далеко от них спасение Мое, т. е., избавление от страданий. Боже мой, воззову во дни, и не услышиши: и в нощи, и не в безумие Мне ( Пс.21:3 ). Последние слова стиха сего новейшие толкователи переводят так: и нет Мне покоя. Конечно, речь от этого будет плавнее и естественнее; т. е., я взываю к Тебе, Боже мой, днём, и Ты не внемлешь Мне, взываю ночью, и нет Мне успокоения, ибо Ты не избавляешь Меня от страданий. Но не должно пренебрегать и нашим древле-славянским переводом: и не в безумие Мне, потому что он согласен с греческим. Какая же может в сем выражении заключаться тогда мысль? Весьма важная и глубокая, которую открывает нам блаженный Феодорит, говоря, что слова: и не в безумие Мне, означают следующее: впрочем, знаю тайну сего домостроительства. Уразумел Я, что не напрасно отлагаешь Ты исполнение прошения, но домостроительствуя в страдании Моём нечто великое и спасительное. Т. е., взываю Я к Тебе днём, взываю и ночью, и хотя Ты не внемлешь воплю Моему, но тем не менее Я продолжаю взывать к Тебе, не потому, впрочем, чтобы Я, как безумный, не понимал и не разумел тайны Твоего домостроительства, ныне совершаемого, которую, напротив, Я хорошо постигаю и знаю, потому что хочу научить человеков спасаемых молитве пред Тобою непрестанной, неусыпной и неутомимой, не смотря на то, приемлешь ли Ты или не приемлешь её, только с покорением во всяком случае своей воли Твоей воле. Ты же во святем живеши, хвало Израилева.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Вот в каком порядке и каким образом это происходило: Езекия вдруг впадает в тяжкий и неизлечимый недуг; является к нему, по повелению Божию, пророк Исаия и говорит ему: тако глаголет Господь: заповеждь дому твоему, умреши бо ты и не будеши жив, т. е., распорядись домом и царством твоим, потому что ты умрешь и не останешься в живых. Езекия принял сию нерадостную для себя весть со смирением и покорностию воле Божией, но тем не менее, в надежде на беспредельное милосердие Божие, поворотившись в стене, обратился к Богу Всемогущему с слёзною и вместе пламенною молитвою. Чрезвычайно умилительна и трогательна молитва эта; выслушаем её вполне, для своего назидания. Вспомни, Господи, воззвал он с плачем и стенанием из глубины души, что я ходил пред лицем Твоим верою и с преданным Тебе сердцем, и делал приятное для очей Твоих. А теперь я должен пойти во врата преисподней, должен лишиться остатка дней моих. Не увижу уже я более Господа на земле живых, не буду видеть и человека с живущими в мире; жилище моё снимается с места и переносится от меня, как пастушеский шатёр; я должен отрезать, как ткань, жизнь мою от основы: Ты велел отрезать меня; в день и ночь Ты повелел скончаться мне. Ждал я утра; но он как лев ломал все кости мои. Теперь я выживаю все годы мои ( Ис.38:2–15 ). Что же? еще не успел Исаия сойти со двора царского, как получил от Бога новое откровение, повелевающее ему возвратиться во дворец и объявить царю, что он в течении трёх дней совершенно выздоровеет и ещё проживёт пятнадцать лет: возвратися, сказано было пророку, и рцы Езекии, вожду людей Моих: тако глаголет Господь: услышах молитву твою и видех слезы твоя: се Аз исцелю тя, и в день третий взыдеши в дом Господень, и приложу к летом твоим лет пятьнадесять, и от руки царя Ассирийска избавлю тя и град сей ( 4Цар.20:5–6 ). Так легко и скоро была услышана усердная молитва царя благочестивого! И так верно также слово апостольское, удостоверяющее нас, что благочестие на все полезно есть, обетование имеюще живота нынешняго и грядущаго ( 1Тим.4:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Даниил, как и все святые мужи того времени, сильно скорбел и сокрушался духом о разрушении храма и града отечественного и бедственном положении народа своего, переселенного на землю чуждую и в страну языческую, и потому естественно желал и усердно молил Бога отцов своих, да преложит Он праведный гнев свой на милость ко Израилю и, сократив дни его пленения, возвратит его в землю отечественную и воздвигнет на ней паки храм и град по-прежнему. Даниил молился о сем долго и много, и, не видя явного успеха в молитве своей, не оскудел верою и не изнемог упованием на Бога, наказующего согрешающих и вместе милующего раскаивающихся, но терпеливо и безропотно ожидал себе и народу своему милости и помощи Божией: ибо он хорошо знал и вполне был уверен, что Господь Бог наш есть щедр и милостив, долготерпелив и многомилостив, не до конца гневаяйся и не в век враждуяй, и продолжал троекратно на каждый день воздевать преподобные руки свои и преклонять колена свои, обращаясь лицом своим сквозь отверстое окно своей горницы к Иерусалиму и ежечастно устремлялся умом и сердцем своим к Отцу милосердия и щедрот, взывая к Нему из глубины души: Господи Боже наш, услыши молитву раба твоего и прошение его и яви лице твое на святилище твое опустевшее. Всем помилованием твоим да отвратится ярость твоя от града твоего Иерусалима и от горы святыя твоея, яко согрешихом неправдами нашими и беззаконием отец наших. Приклони, Господи Боже, ухо твое и услыши ны, отверзи очи твои и виждь потребление наше и града твоего, в нем же имя твое призвася, яко не на наши правды уповающе, повергохом моление наше пред тобою, но на щедроты твоя многия, Господи. Услыши, Господи, очисти Господи и не закосни, Тебе ради, Боже мой, яко имя твое призвася во граде твоем и в людех твоих ( Дан.9:16–20 ). И вот, в один прекрасный день, когда он совершал подобную молитву и уже приближался к окончанию её, он был вдруг, около часа вечерней жертвы, обрадован явлением к нему Ангела и принесенным чрез него откровением о скором освобождены Иудеев из плена и о восстановлении их храма и града, а вместе с тем и о точном времени пришествия в мир обетованного Мессии – Христа Старейшины, с именем которого Иудеи вообще и всегда соединяли для себя надежды самые блистательный.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Два Евангелиста Матфей и Лука, описав бессеменное Его зачатие от Св. Духа; присовокупляют: сие же все бысть, да сбудется реченное от Господа пророком глаголющим: се, Дева во чреве приимет, и родить сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог . Для тех же, которые заражены маловерием или обращаются с неверующими, я предлагаю вопрос очень обыкновенный, на который однако ж немногие обращали внимание и которого беспристрастное разрешение поведет к заключениям, совершенно противным их умствованиям, именно: что устраняло от Пресвятой Девы и Божественного Сына Ее все нечистые помыслы Иудеев, столь ревностных о сохранении девственной чистоты, что если бы одно подозрение о нарушении оной могло войти им в голову, то и по закону, и по свойственному им жестокосердию, верно почли бы своею обязанностию смыть с лица земли их собственною кровию мнимое беззаконие? Что, говорю, притупляло самые злоречивые языки даже в минуту неправедного суда над судиею праведным, так что во всей Евангельской истории, равно как и в истории Иудейской, нет и намека на подобное подозрение: называли Иисуса льстецом, нарушителем субботы, ядцею и винопийцем, другом мытарей и грешников, и даже веельзевулом, но нигде и никто не осмелился назвать Его сыном беззакония? От чего же? От того, что они верили и нисколько не сомневались в бессеменном Его зачатии от Духа Свята, но не принимали Его потому только, что Он учил и действовал не по их мыслям; они знали из пророчества Исаии, что Мессия должен родиться от Девы чрез наитие Св. Духа, но ошибочно думали, что Он должен быть земным царем и завоевателем, чего они особенно желали, находясь в состоянии рабства под владычеством Римлян. Первое они видели в Иисусе и охотно последовали за ним, но не находя последнего ни в учении, ни в делах Его, с пренебрежением оставляли Его. С другой стороны, Отроча, долженствующее, по пророчеству, родиться от Девы, должно иметь необыкновенную смышленность: зане прежде, неже разумети Отрочати благое или злое, отринет лукавое, еже избрати благое; кто же не узнает в Нем того, который растяше и крепляшеся Духом, и преспеваше благодатию у Бога и человеков, который в десятилетнем своем возрасте умел уже состязаться в разумении Писания с книжниками и фарисеями и пристыждать их, который знал книги, неучився? Како сей книги весть, не учився? – с изумлением вопрошали об Иисусе Назаретяне.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

е. фарисейским), от коих не получили пользы державшиеся оного. Мы имеем жертвенник от которого питаться не имеют права служащие сени. Поскольку тела тех животных, которых кровь первосвященник вносит для очищения греха во святилище, сожигаются за станом. Посему и Иисус, дабы освятить народ своею кровию, пострадал за вратами. Будем чрез Него непрестанно приносить Богу жертву славы, т. е. плоды уст прославляющих имя Его ( Евр.11:9–15 ). Подражайте мне, как я Христу. Хвалю вас, братия, что вы все мое помните, и преподанное мною держите, так как я преподал вам. Ибо я от Господа самого принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан, взял хлеб, и возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите сие есть тело мое, за вы ломимое, сие творите в мое воспоминание. Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в моей крови, сие творите, елижды аще пиете, в мое воспоминание. (1Кор,11:1–2, 23–25). Таким образом Иудейское Богослужение, как ограниченное, и несовершенное, должно было уступить место Христианскому всеобщему и совершеннейшему, священство Левитское, по чину Ааронову, должно было замениться священством Христовым, по чину Мелхиседекову; жертвенник закона, обагряемый тысячью кровавых жертв – престолом благодати, повседневно окропляемым и освящаемым единою бескровною жертвою, служение сени служением истине, проповедание письмени убивающего возвещением глаголов живота вечного, бездушные гусли, кимвалы и органы ветхозав. служения духоносным пением, обряды плотские порабощающие – обрядами духовными и таинствами священными, возсозидающими растленное естество и приводящими нас не в соприкосновение только, но в ближайшее соединение с самим Господом. ядый мою плоть, вещает сам Он, и пияй мою кровь, во Мне пребывает и Аз в нем. Живу не ктому аз, свидетельствует о себе Апостол Павел, но живет во мне Христос, а еже ныне живу во плоти, верою живу Сына Божия, возлюбившего Мене и предавшего себе по Мне ( Гал.2:20 ), Честная нам и великая обетования даровашася, взывает Апостол Петр, да сих ради будете Божественного причастницы естества ( 2Пет.1:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И в каких трогательныхсловах и выражениях, с каким глубоким уважением и нежною чувствительностию к священной особе Саула, как царя своего и помазанника Божия, сообщил он ему своё обличение, держа в руках своих воскрилие его. Господине царю, воззвал он вслед Саула, при выходе его из пещеры, и когда Саул при сем воззвании оглянулся назад и узнал в говорящем Давида и своё воскрилие, тогда Давид, пав лицом своим на землю, поклонился ему и сказал так: для чего ты слушаешь наветников, уверяющих тебя, что я ищу души твоей? вот ты ныне видел собственными очами, что Господь предал мне тебя в вертепе, но я не захотел убить тебя и пощадил жизнь твою, говоря в себе: не изнесу руки моей на государя моего, потому что он помазанник Господень. И вот воскрилие одежды твоей в руках моих; я взял его, но не убил тебя: уверься же теперь и уразумей, что нет во мне злобы против тебя, ни нечестия, ни пренебрежения к тебе, и я ни в чём не согрешил пред тобою, а ты ищешь души моея, чтоб исторгнуть её; да судит Господь между мною и тобою и да защитит меня Господь от тебя, рука же моя не будет на тебе. Царь Израилев! рассуди и помысли, против кого исходишь ты с войском своим и за кем ты гонишься? Не за псом ли умершим и не за блохою ли единою? В другой раз, когда Давид с Авессою войдя ночью в Зифский лагерь Саулов и похитив у него копие с сосудом от возглавия его, на другой день, с противоположной горы показывая копие и сосуд, упрекал телохранителей Сауловых в небрежном охранении безопасности царевой, то, обратившись к самому Саулу, так говорил ему: почто ты гонишь раба твоего, царь и государь мой, в чём я согрешил пред тобою и какая оказалась во мне неправда в отношении к тебе? И ныне да послушаешь, государь мой-царь, смиренных слов раба своего: если Бог побуждает тебя против меня, то да будет благовонна жертва твоя, а если сыны человеческие, то прокляты они пред Господом, потому что изгнали меня ныне из достояния Господня, говоря: пойди, служи богам чужим. И ныне да не падет кровь моя на земли пред лицем Господним, ибо царь Израилев вышел искать души моей и гонит меня, как нощный вран по горам.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

И потому, далее говорит он: Иегова, Господи наш! Ты вознес величие Твое превыше небес. Чем и как? Тем, что в устах юных и грудных детей устрояет Себе хвалу, вопреки враждующим против Тебя, дабы сделать безмолвным врага и мятежника. Когда взираю на небеса Твои – дело Твоих перстов, на луну и звезды, которыя Ты поставил: то что есть человек, что Ты помнишь его, и что есть сын человеческий, что Ты посещаешь его? Не много Ты унизил его пред Ангелами, славою и красотою увенчал его. Поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил к ногам его, овец и волов всех, и диких зверей, и птиц небесных, и рыб морских, ходящих морскими путями ( Пс.8:3–9 ). Надобно быть какому-нибудь чрезвычайному случаю в домостроительстве Божием о судьбе человека, чтобы внушить песнопевцу сии торжественные слова и такое восторженное изумление. Что же это за случай? Когда и где Творец и Владыка неба и земли в устах юных и грудных детей устроял Себе хвалу? Когда и где явил Он Своё особенное благоволение к человеку? Случай сей открывает нам Сам Иисус Христос, когда, не задолго пред спасительными страданиями Своими, торжественно входя во Иерусалим, и, с одной стороны, видя отроков, взывающих к Нему: осанна сыну Давидову, благословен грядый во имя Господне, а с другой – архиереев и книжников, негодующих на то и вопрошающих Его: слышиши ли, что сии глаголют? отвечал им словами сего самого псалма. Ей, сказал Он им: несте ли чли николиже, яко из уст младенец и ссущих совершил еси хвалу? А на особенное благоволение Божие к человеку указывают Ангелы, воспевшие при рождении Христовом: слава в вышних Богу и на земли мир, в человецех благоволение, и апостол Павел, который остальную часть сего псалма прилагает прямо к Сыну Божию, для спасения человеков соделавшемуся человеком, рассуждая следующим образом: не Ангелом покори Бог вселенную грядущую, говорит он, засвидетельствова же негде некто, глаголя: что есть человек, яко помниши его, или сын человеческий, яко поспешаеши и умалил еси его малым нечим от Ангел, славою и честию венчал еси его, и поставил еси его над делы руку Твоею: вся покорил еси под нозе его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Иисус Христос в своих вольных страданиях, как в последнем явлении земной своей жизни, вполне обнаружил природу Божескую и человеческую, дабы еще раз возвестить миру толикократно Им проповеданную в словах и делах истину Своего Божества и человечества. 5 . Почему Он наименовал хлеб телом своим, сказав ученикам: приимите, ядите: сие есть тело мое? а вино кровию, сказав им: пийте от нея вси: сия есть кровь Моя? Потому что Он силою Божественного слова Своего преложил хлеб в истинное тело, а вино в истинную кровь Свою, которые имел Он принести на крестном жертвеннике в жертву удовлетворения вечной правде Божией за грехи всего мира по обетованию Своему, изреченному в предвечном совете Троичного единства, как свидетельствует о сем Дух Святой устами Пророка, который от лица Мессии так говорит к Богу Отцу: жертвы и приношения не восхотел еси, тело же свершил Ми еси, всесожжений о гресе не взыскал еси. Тогда рек: се прииду, в главизне книжне писано есть о Мне: еже сотворити волю Твою, Боже мой, восхотех, – и как объясняет сие Апостол Павел, говоря, посему Христос, входя в мир говорит: жертвы и даров Ты не восхотел, но тело уготовал Мне; всесожжений и жертвы за грех Ты не требуешь. И потому Я сказал: се иду, как в свитке книжном писано о Мне, исполнить волю Твою, Боже. Сказав прежде, что ни жертвы, ни даров, ни всесожжений, ни жертвы за грех , которые приносятся по закону, Ты не восхотел и не требуешь, потом сказал: се иду исполнить волю Твою, Боже. По сей то воле освящены мы единократным приношением тела Иисус Христова. И от сей то жертвы примирения человека с Богом, уготованной в животворную снедь всему миру, повелел Он приобщиться ученикам своим, а чрез них и всем нам: ибо сказав им, приимите, ядите; и пийте от нея еси, присовокупил Он: сие творите в мое воспоминание. 6 . Иисус Христос, говоря о крови своей, назвал ее кровию Нового завета: это значит, что была кровь Ветхого завета, которой противополагает Он Свою собственную кровь. Что же это за кровь, на которую в сих словах намекает Он? Это кровь Агнца пасхального и всех ветхозаветных жертв, которою запечатлел Бог завет или договор Свой с народом Израильским, под условием с Его стороны благодеяний и вечной жизни, а со стороны народа повиновения Ему и исполнения Его заповедей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Конечно, такое стеснительное для Давида положение было для него тяжко и прискорбно, и он не говорит, чтобы, вовсе не скорбел, а только объясняет, что во время скорби нашёл и средство избавиться от скорби. Какое же? вот оно: И внегда скорбети ми, пересказывает он, призвах Господа, и к Богу моему воззвах: услыша от храма святаго своего глас мой, и вопль мой пред Ним внидет во уши Его. Когда столь многие и великие бедствия окружали меня, когда всё и отвсюду стесняло меня и угрожало мне смертию, я не поколебался и не отчаялся, но обратился за помощию к Богу моему, призвал Его в молитве моей, и Он услышал меня от храма святого Своего и избавил меня. Что же это за храм, о котором упоминает здесь пророк, тогда как известно, что при Давиде храма в Иерусалиме ещё не было, ибо храм сей построен был Соломоном, сыном его? Храм здесь разумеется нерукотворенный, пренебесный и вечный: из глубины святилища сего-то именно храма Господь и услышал молитву Давидову и ниспослал ему свою силу и помощь. Но Давид, говоря о сем храме небесном, естественно обращался мыслию и к будущему своему храму земному, им задуманному и от Бога одобренному, и утешался представлением, что и в нём, так же как и в небесном храме, молитвы молящихся будут слышимы, ибо и об нём сказано в обетовании Господа: и будут очи Мои отверсты, и уши Мои послушни к молению места сего ( 2Пар.7:15 ). Здесь должна быть причина, почему он в настоящем месте предпочёл помянутое выражение другому равносильному: услыша Господь с небесе святаго Своего, которое он также иногда употреблял, напр., в псалме 19 ст. 7. Ему приятно и сладостно было и одно воспоминание о храме, и он утешался им, хотя и лишён был удовольствия построить самый храм ( 2Пар.6:9 ). И подвижеся, и трепетна бысть земля, и основания гор смятошася и подвигошася, яко прогневася на ня Бог ( Пс.17:8 ). В предыдущем стихе пророк сказал, что он, теснимый от врагов, в скорби своей воззвал ко Господу, и Господь избавил его, а теперь показывает, как избавление это совершилось. Подвиглась, говорит он, земля и затрепетала, и основания гор поколебались, потому что Господь прогневался на них, т. е. на врагов моих. Взыде дым, продолжает он, гневом Его, и огнь от лица Его воспламенится, углие возгорешася от Него ( Пс.17:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Куда бы он ни пошёл, всюду имеет врагов себе, все твари вооруженны против него. И как друзей Божиих самые стихии бездушные и звери бессловесные боятся и уважают; так и против врагов Его вся природа вооружается, и на каждом шагу поражает и преследует. От того- то к отрокам еврейским и в то время, когда, они находились в пещи Вавилонской, огнь не прикоснулся, и даже пощадил одежды их, между тем как тех, которые ввергали их, и вне пещи попалил и умертвил, равно как других, которые ввержены были после их, прежде нежели достигли дна пещного, огнь восхитил их и сожег в пепел. То же делали и звери со врагами Даниловыми. Пусть и мои враги имеют у себя и лук и стрелы, и всё приготовили на моё поражение: се налякоша грешницы, говорите вы, лук, уготоваша стрелы в туле, состреляти во мраце правыя сердцем ( Пс.10:2 ); но поскольку враги сии суть грешники, след., враги Божии, то ничего не успеют против меня, и все приготовления их останутся тщетными. Ибо, что в том, что они имеют лук и стрелы, но не имеют силы, которая даётся от Бога. Бог же не за них, а против них. О! если бы подобная надежда и упование на Бога воодушевляли и нас, братия! сколь мирно и безмятежно потекла бы и наша жизнь, и сколь мало стали бы страшиться и мы врагов своих, а напротив сами были бы страшны для них! Вы, я думаю, помните слова св. Дамаскина, которые вчера воспевала Церковь во всенощном бдении: надеющиися на Господа врагом страшни и всем дивни; гор бо зрят. Слова сии истинны, как вещание Духа истины. Но увы! мы грешники, след., можем и должны страшиться, только не человеков, а Бога, Которого оскорбляем по вся дни. Воспрянем убо от сна греховного и всем сердцем и душою нашею обратимся ко Господу Богу, и Он обратит лице Своё на нас и помилует нас: очи Господни, по свидетельству Духа Божия, вся ведущего и глубины Божия, на праведныя и уши Его в молитву их ( Пс.33:16 ). Возопиют к Нему от скорби и туги сердца своего и Он услышит их и в защиту их подвигнет все силы неба и земли на поражение сопротивных. Коснется горам и воздымятся, блеснет молнию, и разженет силы сопротивные, послет стрелы и смятет я ( Пс.143:5–6 ); речет водам, и разверзутся бездны и поглотят их; повелит ветрам, и развеют их, яко прах от лица земли; возглаголет громам, и во мгновение ока поразят их и сожгут в пепел; повелит, – и хлад, и зной, и снег, и дождь, и огнь, и жупел изыдут на погубление их.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010