Между тем как от сего гибельного состояния человек, бесстыдно хвалящийся своими злодеяниями и одобряющий оные в других, не больше как на один только шаг. И потому неудивительно, что Псалмопевец Израиля, упомянув о человеке сего рода, с наибольшею подробностию изображает его свойства и действия: он сим изображением старается возбудить в нас омерзение и отвращение от людей с подобными качествами, и тем нас самих предостеречь от подражания им. Теперь послушаем же, как Псалмопевец описывает одного из таковых людей, уже стоящего над глубиною зол, упоминаемою Премудрым, и готового в неё низринуться, а для большей удобопонятности всех и каждого заставим его говорить языком чисто русским: нечестивый, говорит он, хвалится похотию души своея, одобряет грабителя, в дерзости своей пренебрегает Господа, (говоря в уме своем): Он не смотрит. Нет Бога во всех мыслях его. Во всякое время пути его кривы, чужды для него суды Твои, на всех врагов своих он смотрит с презрением, говорить в сердце своем: не поколеблюсь, в род и род не приключится мне зла. Уста его полны злословия, обмана и жестокости, под языком его мучение и пагуба. Сидит в засаде за двором; в потаенных местах убивает невиннаго; глаза, его подсматривают за бедным; сидит в потаенном месте, как левв логовище, сидит в засаде, чтобы схватить беднаго; хватает беднаго, увлекая в сети свои. Притаивается, прилегает, и бедные падают в его сильные когти. Говорит в сердце своем: забыл Бог, закрыл лице Свое, не увидит никогда ( Пс.9:24–32 ). И так, главные черты характера такого человека, по словам пророка, суть: в отношении к Богу – неверие и бесстрашие, грубое невежество и дерзкое заблуждение; в отношении к ближним – наглость и бесстыдство, хитрость и пронырство, обман и коварство, насилия и притеснения, злословие и жестокосердие; а в отношении к самому себе – высокоумие и надмение, самоуверенность в своей силе и могуществе, и дерзкая отважность на всякие преступления. Но не примечаете ли, слушатели, что сии же самые черты, если не в полном составе, то, по крайней мере, по частям встречаются и в нас самих? Не составляют ли ныне злословие и пересуды всеобщую приправу и наших разговоров? Не водворились ли хитрости и обманы, насилия и притеснения и в наших обществах? Не те ли у нас и в большей силе и славе, и в большем уважении и почтении, которые успели больше награбить? Не того ли почитаем мы и умным и деловым человеком, кто хитрее и пронырливее, коварнее и бесстыднее других, или кто скорее и наглее может обмануть других? Не вошли ли ложь и ласкательство во всеобщее употребление и в градах и весях, и в домах и на торжищах? Не говорим ли даже, что без них и обойтись невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Мужие мудрии в себе самех! слышите слово Господне о вас глаголющее: погублю премудрость премудрых и разум разумных отвергу ( 1Кор.1:19 ). Слышите и вы, кроткие и смиренные младенцы о Христе, утешительное слово, с высоты небес об вас простираемое к земнородным: блюдите, сказано в сем слове, да не презрите единаго от малых, яко Ангелы их выну зрят лице Отца Моего Небеснаго. Слышите и другое столь же утешительное, но прямо уже к вам обращённое: не бойся, малое стадо, яко благоизволи Отец ваш дати вам царство ( Лк.12:32 ). Пусть безумный мир теперь посмеивается над вами, пусть ропщет и негодует на вас, видя постоянство и непреклонность вашу в служении Господу, пусть злословит и порицает и посты и молитвы, и коленопреклонения и мылостыни, как труды бесполезные, как напрасную трату времени и стяжаний, пусть веселится и радуется, видя ежедневное озлобление ваше; приидет время, когда он восплачется, вы же возрадуетеся радостию велиею, и радости вашея никто же возмет от вас во веки веков, яко Господь вечный, Ему же вы ныне служите, будет веселяй вас. Яко узрю небеса, продолжает пророк, дела перст Твоих, луну и звезды, яже Ты основал еси. Что есть человек, яко помниши его, или сын чвловеч, яко посещаеши его. Умалил еси его малым чим от Ангел, славою и честию венчал еси его и поставил еси его над долы руку Твоею, вся покорил еси под нозе его и проч. ( Пс.8:4–7 ). Т.е., когда я, говорит пророк, взираю на небеса, на луну и звёзды, которые Ты, Господи, устроил, то в изумлении помышляю в себе, что есть человек, что Ты помнишь его, что Ты посещаешь его Своею милостию, что Ты не многим умалил его пред Ангелами, и славою и честию увенчал его; что Ты поставил его владыкою над всеми Твоими тварями, и всё покорил его власти – и овец и волов, и зверей и птиц. Чувство высокое и беспримерно величественное, которого мы тщетно стали бы искать у других созерцателей природы! Правда, что смотреть на небо и не поражаться его необъятным величием и красотою; взирать на луну, подобно царице величаво шествующую из полунощных чертогов своих, и не восхищаться её велелепным сиянием; видеть мириады звёзд, горящих разноцветными огнями и стройно движущихся в орбитах своих по безграничному пространству небес, и не ощущать при сем восторга и удивления – невозможно.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Настоящий же псалом, как не обширный, из 14 только стихов состоящий, мы решаемся прочитать для примера. И так, слушайте: Господь просвещение мое, взывает Пророк, и спасение мое: кого мне бояться? Господь крепость жизни моей: кого мне страшиться? Если будут наступать на меня злодеи, чтобы пожрать плоть мою, если будут наступать противники и враги мои, то они преткнутся и падут. Если станет против меня неприятельский полк, не убоится сердце мое; если восстанет на меня война, я и тогда безопасен. Одного прошу я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и рано посещать святый храм Его; ибо Он укрыл меня в селении Своем в день бедствия, прикрыл меня покровом в скинии Своей; на каменную гору вознес меня; теперь я подниму голову мою пред врагами, окружающими меня; принесу в Его скинию жертвы славословия, и стану петь и бряцать пред Господом. Внемли, Господи, гласу моления моего; Тебя призываю, помилуй меня и услыши меня. Сердце мое говорит пред Тобою: взыщу Господа, и взыскало Тебя лице мое, лица Твоего, Господи, взыщу. Не сокрой от меня лица Твоего, не отринь во гневе раба Твоего, не отвергни меня и не оставь меня, Боже, Спаситель мой! ибо отец мой и мать моя оставили меня, но Господь принял меня. Наставь меня, Господи, на путь Твой, и веди меня прямою стезею, вопреки соглядающим за мною. Не отдай меня на волю врагам моим, ибо возстали на меня лживые свидетели, которые дышат злобою. Верую, что увижу благость Господню на земле живых. Надейся на Господа, будь мужествен, да будет сердце твое крепко, надейся (терпеливо и твёрдо) на Господа. Не правда ли, что в словах этих так много мысли и чувства, силы и жизни, трогательности и умилительности, что, внимая им, невольно увлекаешься вслед за говорящим и вместе с ним неприметно возносишься к небу – к Богу-Спасителю несчастных, злобою человеческою преследуемых, что чувствуешь себя как бы внезапно оживающим и постепенно возрождающимся, что какое-то особенно отрадное, не земное, а небесное – чистое и светлое ощущение входит в вашу душу, движет и управляет ею, очищая и возвышая её, что тщетно ищешь чего-либо подобного, столь же умилительного и трогательного, в произведениях ума собственно человеческого и ничего не находишь? Прибавьте к сему в вашем воображении воспоминание, что слова сии произносит несчастный, но и в самом несчастии великий, Давид, едва только избегший из рук врагов своих, по пятам его преследующих, произносит, обливаясь, без сомнения, горькими слезами, в какой-нибудь уединённой пещере, или на скале пустынной, окружённый только своею верною, но малолюдною и подобно ему бесприютною дружиною, а, может быть, ещё за рубежом земли отечественной, едва переступив оный, для своей безопасности, в виду иноплеменников, вчерашних врагов его, теперь же дающих ему у себя убежище, или...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не всем ли нам также сказано: его же аще просите от Отца во имя Мое, даст вам, и ещё: его же аще хощете, просите, и будет вам ( Ин.15:16:7 )? Милосердый Господь охотно готов исполнять все наши желания, если только они согласны будут с Его волею, совершать все советы души нашей, если только эти советы от Его советов не будут так же далеко отстоять, как далеко, по Его же у пророка выражению, отстоит небо от земли ( Ис.55:8 или все-таки 9), или запад от востока; готов давать нам всё по сердцу нашему, если только мы Ему отдадим своё сердце, по Его прошению: сыне Мой, даждь Ми сердце твое ( Притч.23:26 ), да амо же и яко же восхощет, тамо и сице уклонит е, и сотворит в нем вся хотения своя к нашему благу и блаженству. Возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, исполнит Господь вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Когда же Господь, говорит в себе молящийся народ, дарует тебе защиту от врага и спасение от бедствия, а чрез тебя и всем нам избавление от поношения и рабства, нам угрожающего, тогда возрадуемся о спасении твоем, и во имя Господа Бога нашего возвеличимся, т. е., вместо стыда и посрамления между соседними народами мы прославимся и соделаемся великими и знаменитыми, но не сами собою, а по имени Бога нашего, сотворившего и творящего чудеса велия в нас и для нас. И поскольку все твои желания и прошения сосредоточивались во благе твоего народа, в его спокойствии и безопасности, в его благоденствии и мире, то таким образом Господь, ограждая нашу безопасность и даруя нам среди брани мир, исполнит вся прошения твоя ( Пс.19:6 ). Ныне познах, говорит пророк далее, яко спасе Господь Христа Своего, услышит его с небесе святаго своего: в силах спасение десницы Его ( Пс.19:7 ). Ныне, т. е. теперь, когда мы видим, что упование царя нашего на Бога крепко и молитва его к Богу усердна, познали мы на самом деле, что он не будет оставлен Богом, и просимое спасение, по молитве своей, свыше примет: он молится во храме на земле, но Господь слышит его на небе, и оттуда послет ему верную помощь, ибо могущественна спасительная десница Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Не подумайте впрочем, чтобы это было мое собственное умствование; нет, это есть мысль всей Православной Церкви, это единогласное учение всех глубокомысленных и благоговейных испытателей Писаний. Послушайте, вот что говорит о сем предмете один из них, которого Церковь по преимущественному обилию духовных красот в его слове именует Златоустым, и которому, как повествует неложное предание, внушал толкования Писаний сам избранный сосуд благодати Божией Ап. Павел, или лучше сказать сам Дух Святой во образе Павла. Хочу сказать вам, говорит он к своим слушателям, нечто пречудное, но не удивляйтесь, и не сомневайтесь. Что же это такое? Приношение в Литургии, кому бы ни случилось приносить оное, Павлу или Петру, есть тоже самое, какое и И. Христос преподал ученикам своим, и то, которое совершают ныне священники, ничем не меньше первого; ибо и его освящают не человеки, но тот же, кто освятил и первое, поскольку как слова, которые Бог провещал, суть те же самые, которые произносит и ныне священник, так и приношение тоже самое есть. Следовательно и это есть тело Христово, также как и то, а кто почитает это худшим того, тот не знает, что Христос и ныне здесь присутствует, и ныне также, как и прежде действует (на посл. к Тим. 1 Прав.). 2) Тоже следует заключить и из слов Апостола Павла в послании ко Евреям. Мы имеем, говорит он, жертвенники, от котораго питаться не имеют права служители Скинии (гл. 13:9). Итак, братия, имея свободу входить во святилище посредством крови Иисуса Христа путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу т. е. плоть свою, и имея великаго священника над домом Божиим, да приступаем с искренним сердцем и с полною верою, кроплением очистив сердца от порочной совести, и тело омыв водою чистою, будем держаться исповедания надежды непоколебимо: ибо обещавший верен, не будем оставлять собрания своего, т. е. Церкви, как у некоторых есть обычай, но будем наставлять друг друга, и тем более, чем более видите приближение онаго дня. Ибо ежели мы, получив познание истины, произвольно грешим, то уже не остается жертвы за грехи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но во первых, они говорят таким образом вопреки Апостолу, который свидетельствует о сем так: иже во днех плоти своея, моления же и молитвы к могущему спасти Его от смерти, с воплем крепким и со слезами принес, и услышан был от благоговеинства ( Евр.5:7 ), след. говорят ложь; во вторых, вопреки самому Иисусу Христу, Который знал о приближающихся страданиях своих и неоднократно предсказывал об них ученикам своим, и однако ж не бежал от них, хотя бы легко мог избежать их не только как Бог, но и как человек, и даже в ту минуту, когда приближался к Нему предатель с воинами для взятия Его, Он сам вышел к нему на встречу, сам объявил о Себе и даже вызывал Его на исполнение преднамеренного: Друже, говорил Он ему, твори, на неже пришел еси. Далее, когда воины при гласе Его от страха попадали, Он не воспользовался их оцепенением, но оставался при них, доколе они ободрились; когда же один из бывших с Ним, простерши руку, извлек меч свой, ударил им раба Первосвященникова и отсек у него ухо, тогда Иисус сказал ему: вложи меч твой в ножны его. Или ты думаешь, что Я не могу теперь умолить Отца Моего, так что Он пошлет мне более, нежели двенадцать легионов Ангелов? Как же сбудется сказанное в Писаниях, что сему быть должно? След. молоканы говорят нечестиво. Притом же, говоря таким образом, за кого они принимают Иисуса? Они ответят вам: за Бога. Но что это за Бог, который сам себя не мог избавить от смерти, хотя, по их словам, хотел и просил о том? Нет, это жалкий невольник. И не смотря на то сии люди называют себя истинно верующими во Христа. Бедные, бедные! Не видят они, что с своими безрассудными толкованиями давно уже глубоко пали в бездну нечестия. Веровать как в Бога, в Того, Который невольно страдал и умер, значит оскорблять Бога и веру. Все таки, скажут быть может, многие и из вас, Иисус Христос молился, чтобы чаша страданий прошла мимо Его, но однакож Он страдал. Правда, молился, и вы слышали от Апостола, что Он услышан был от благоговеинства. Вполне ли выразумели вы смысл Его молитвы? Если Апостол говорит, что сия молитва Его была услышана, то надобно, чтобы она была и исполнена, но вы находите ее неисполненною, как же это так? После сего должно допустить одно из двух: или Апостол сказал не правду, или вы; но первого не осмелятся сказать сами молоканы: ибо Апостол говорил Духом Святым, Духом истины, наставляющим на всяку истину, след.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Но почему мы особенно и более всего должны просить Бога и в Церкви и дома о мире? Потому что он есть начало всякого блага и верный руководитель к нашему спасению. По сей причине и Христос повелел Апостолам при входе в домы неверных возвещать мир, как некое знамение благих. Входяще же в домы, научал Он их, глаголите: мир вам; ибо где нет мира, там все излишне и бесполезно. По сей также причине Он, разлучаясь с учениками своими, сказал им: мир оставляю вам, мир мои даю вам: ибо мир есть напутствие для тех, которые имели обтещи красными ногами своими всю вселенную. Мир есть такое благо, что творцы оного именуются сынами Божиими и совершенно справедливо: потому что и Сын Божий для того и пришел на землю, чтобы примирить небесная с земными, Бога с человеком и человека с самим собою. Если же миротворцы суть сыны Божии, то творцы распрей что иное суть, как не сыны диавола? Они терзают тело Христово более, нежели воины, раздроблявшие его копием или Иудеи, прободавшие гвоздьми. То зло было гораздо меньше настоящего. Ибо члены тела Христова, раздробленные воинами и Иудеями, вскоре паки совокупились, а эти члены, самовольно отторгнувшись от тела, если здесь не совокупятся, то не совокупятся никогда и во веки останутся вне исполнения Христова. Посему когда ты намереваешься вооружиться против брата своего, то помысли, что ты вооружаешься против членов Христовых и удержись от гнева и ярости твоей. Не говори, что брат твой человек ничтожный и недостойный никакого сожаленья. Вспомни, что сказал Господь о самом последнем Христианине, а брат твой Христианин. Тако несть воля пред Отцем моим, иже на небесех, да погибнешь един от малых сих. И в другом месте: Ангели их видят лице Отца моего, иже на небесех. Бог для него соделался рабом и предал себя на смерть, а ты почитаешь его ничтожным. Итак, ты вооружаешься не против брата ничтожного, но против Бога, великого, приявшего брата твоего под свой всесильный покров. Надеешься ли победить и Бога? Но не позабудь злополучную судьбу Фараона, глаголавшего: и кто есть Бог, егоже послушаю? и в след за сим со всевоинством погрязшего в мори чермном.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Ныне же Христос воста от мертвых, начаток умершим бысть ( 1Кор. 15, 12–20 ). Одно с другим соединено необходимо, Если воскрес Христос, то воскреснем и мы. Если глава жива, то могут ли оставаться мертвыми члены ея? Христос есть глава наша, а мы Его члены. Если смерть, при всем мнимом могуществе своем, не могла, по свидетельству апостола Петра, и умершей главы удержать во узах своих ( Деян. 2:24 ): то может ли она удержать в тех же узах члены сей главы – тогда, как глава оная живет и действует? Ей глаголю вам: якоже о Адаме вси умирают, такожде о Христе вси оживут ( 1Кор. 15:22 ). В Нем живот наш сокровен с Богом ( Кол. 3:3 ). Как все было Им создано, так все Им же будет воссоздано. Он Сам говорит о Себе: Аз есмь воскресение и живот: веруяй в Мя аще и умрет, оживет, и далее: всяк живый и веруяй в Мя, не умрет во веки ( Иоан. 11, 25–26 ). Итак все умирающие в вере и уповании на Господа, не во веки умирают, не погибают невозвратно, но только на время сокрываются с зрелища мира сего, дабы воскреснуть некогда и явиться с обновленными силами существа своего на зрелище другого наилучшего мира. Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые, и в каком теле выдут? Не дерзаю проникать в будущие судьбы и определения Божии и не отваживаюсь разрешать сего важного вопроса, но всякого вопрошающего, дабы не оставить его и в сем отношении в каком-либо недоумении, призываю выслушать на сие ответ св. апостола Павла. Безрассудный! говорит он, то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное, или другое какое. Но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело. Так и при воскресении мертвых. Сеется в тлении, востает в нетлении; сеется в уничижении, востает в славе; сеется в немощи, востает в силе; сеется тело душевное, востает тело духовное. Ибо тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие ( 1Кор. 15:36, 38. 42. 44. 53 ), так чтобы уничиженное тело наше было сообразно славному телу Христову ( Фил. 3:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Об Нём, наконец, проповедано апостолом, что Бог, за приятие смерти, славою и честию венчал Его ( Евр.2:9 ) и вся покори под нозе Его ( 1Кор.15:27 ); что превознесе Его и дарова Ему имя, еже паче всякаго имене, да о имени Иисусове всяко колено поклонится небесных, и земных, и преисподних, а всяк язык исповесть, яко Господь Иисус Христос в славу Бога Отца ( Фил.2:9–11 ). После сего неудивительно, что, при первом появлении Его в мip сей во плоти человеческой, всё, что было на земле великого и славного, поколебалось и смутилось и целым совокупным сонмом восстало и устремилось на Него, и среди этой тревожной и мятежной толпы первые отложились от Него и с особенным ожесточением отвергли Его те, которые и сами себя называли сынами Божиими и от Бога за таковых были признаваемы, и которые, след., были Ему свои по преимуществу: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Вот почему Господь у пророка, сказав выше о смиренном послушании и покорности Ему язычников, людей дотоле Ему неведомых и как бы совершенно чуждых и далёких от Него, но теперь чрез это послушание внезапно сблизившихся и сроднившихся с Ним, в противоположность сему и в упрёк Иудеям, говорит далее, называя их сынами чуждыми: сынове же чуждии солгаша ми, обетшаша и охромоша от стезь своих ( Пс.17:46 ). Они и теперь ещё сыны Его, но сыны уже чуждые, потому что сами себя отчуждили от Него своим ожесточенным неверием и упорным сопротивлением Ему; Они солгали Ему, потому что не устояли в завете своём с Ним, клялися Ему в верности и оказались вероломными; обещали Ему послушание и явились непокорными и строптивыми; хотели ходить право путём закона Господня, но уклонились от стезь своих, одни на ту, а другие на другую сторону, и таким образом: охромели на обе плесне свои. О, как верно и резко изобразил дух и характер сего народа христоненавистного древний ревнитель славы Божией – св. пророк Илия, когда, собрав всего Израиля на гору Кармильскую, воззвал к нему: доколе храмлете на обе плесне ваши? Аще есть Господь Бог, идите в след Его, аще же Ваал есть, то идите за ним ( 3Цар.18:21 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Подобным образом и пророк Захария убеждал возвратившихся из плена Иудеев: глаголите истину кийждо искреннему своему, истину и суд мирен судите во вратех ваших ( Зах.8:16 ). Такой же смысл заключает в себе и наставление Приточника: не насильствуй нищаго, говорит он, и не досаждай немощному во вратех, Господь бо имать судити его суд ( Притч.22:22 ), след., городские ворота в древности были сборным публичным местом, куда во всякое время в великом множестве стекался народ искать себе суда и расправы, где обыкновенно объявляемы были во всенародное известие все распоряжения правительства и все учреждения, относящиеся к благоустройству общества, и где, наконец, можно было также слышать всякаго рода новости. Это-то место избирает пророк для возвещения достохвальных дел Божиих, т. е. не наедине только, но и среди всего сонма сынов Израилевых хочет хвалить и прославлять Бога за Его благодеяния. Такого рода действия у пророкоцарственного Давида не раз встречаются. В одно время, поражённый чувством великих и неисчетных благодеяний Божиих, он в недоумении вопрошал самого себя: что воздам Господеви о всех, яже воздаде ми? И потом, нашедши ответ в своём сердце, одушевлённом Духом Божиим, он с радостию сказал между прочим: вот что я сделаю: пожру жертву хвалы и во имя Господне призову, молитвы моя Господеви воздам пред всеми людьми Его, во дворех дому Господня, посреде тебе, Иерусалиме ( Пс.115:10 ). И так хвалы и молитвы, публично, с сокрушённым и смиренным сердцем совершаемые, пророк почитает достойным воздаянием за благодеяния Божия и, в частности, за избавление от бедствий, и таким образом он думает не сам по себе, не по своему только разумению, хотя и его собственное разумение, как мужа по сердцу Божию от юности своей, как человека, поучавшегося в законе Господни день и ночь и ходившего в заповедях и оправданиях Его беспорочно, для нас было бы очень важно, и имело бы всю силу убеждения; но он думает и говорит таким образом на основании бывшего ему особого откровения, в котором Бог вещал ему: призови Меня в день бедствия, Я избавлю тебя, и ты прославь Меня.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010