На каждой книге, отобранной для отправки в Москву, иеромонах оставлял свой автограф Обелиск, который так красочно описал Суханов, известен как «Игла Клеопатры». Он был изготовлен в середине II тысячелетия до нашей эры, а сейчас находится в Лондоне. Через некоторое время россиянин отплыл в Каир. Плыл по Нилу, «шириною яко Ока под Серпуховым или под Коломною, а в оном месте и уже». В Каире он «видел лютого зверя-крокодила мертвого, высушенного у аптекаря». Пирамиды монаха поразили: «Древние фараоновы могилы учинены великаго дива, яко горы учинены; снизу широки, а сверху заострены». Затем он прибыл в Иерусалим, где вступил в спор с патриархом Паисием по вопросам обрядности. В июне 1653 года Арсений вернулся в Москву. Его путь пролегал через Малую Азию и Кавказ. Он представил отчет патриарху и царю, назвав этот труд «Проскинитарием», или «Поклонником». В нем описывались не только святые места и греческие церковные чины, но также природа тех стран, где ему довелось побывать. Отобразил он легенды, обычаи, нравы народов, с которыми ознакомился в ходе своих путешествий. В целом же документ состоит из трех частей: росписи о посольстве, статьи о граде Иерусалиме и тактиона (свода правил) «Како греки церковный чин и пение содержат». Среди врагов Тем временем патриарх Никон начинал свою реформу, важной частью которой было исправление церковных книг. Появилась необходимость в древнегреческих рукописях и книгах, с которыми можно было бы сверяться. За ними патриарх решил направить на Афон и Восток знающего человека. Выбор пал на иеромонаха Арсения. Поездка требовала особой осторожности, ибо он вез с собой «милостыню»-деньги и «государевы соболя». Сумма по тем временам была огромнейшая – около 50 тысяч рублей. На эти средства следовало закупить в греческих монастырях необходимые рукописи. Да и проводников приходилось очень часто нанимать. В местах, через которые пролегал маршрут, как писал русский путешественник, «страх великий был от воинских людей, и от татар и от венгров, и от междоусобий». Но Арсений уже имел соответствующий опыт: в мае 1651 года он плыл на корабле по Дунаю через Измаил. Чтобы беспрепятственно пересечь границу Османской империи, во время осмотра корабля турецкими «начальными людьми», монах выдал себя за едущего в Мекку паломника. Для этого ему пришлось сделать из полотенца чалму и сидеть на капитанском мостике по-турецки.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Suhano...

Таким образом, учитывая результаты одного съезда в Пскове и двух в Новгороде, в постановлениях второго съезда находим следующие решения: 1 . Церковно-певческие нестроения присутствуют не только в Новгороде, но и во многих епархиях РПЦ. 2 . Церковно-певческое единение желательно и по всему лицу русской православной Родины. 3 . Опыт упорядочения церковного пения на образцах строго церковных дал уже прекрасные результаты в Псковской и Новгородской епархиях. 4 . В лице архиепископа Арсения его паства видит глубокого знатока церковного пения и истинного ревнителя о благе Христовой Церкви, а потому просит его взять на себя инициативу по созыву первого Всероссийского съезда ревнителей церковного пения. Результат упорядочения церковного пения в Псковской и Новгородской епархиях был достигнут и открывал безграничные возможности для церковно-певческих вопросов на первом Всероссийском съезде знатоков церковного пения. В заключение необходимо сказать, что владыка Арсений для осуществления своих замыслов по сохранению и восстановлению клиросного пения вёл переписку не только со знатоками церковного пения, но и с людьми которые были неумелы в пении. Пение только лишь затрагивало душу таких людей и заставляло её возноситься к Богу при богослужении. Среди таких людей был и монах Малахия, подвизавшийся в Воскресенской обители преподобного Макария Римлянина. В своём письме он писал владыке Арсению о своей любви к одноголосному пению. В детстве ему особенно нравилось пение старого дьячка приходской Оклюдицкой церкви в Псковской губернии. «Иван Александрович Поспелов пел просто и умилительно: догматики, ирмосы, Херувимскую и т. д.», – вспоминал он. Малахия не знал догматиков, но от души любил их. Монах все воспринимал на слух. Когда он поступил в обитель преподобного Макария, из-за частых послушаний не имел возможности бывать на спевках, хотя так хотел. Когда по слабости здоровья не приходил на клирос, а только молился в храме, был очень расстроен поведением певчих на клиросе и неестественным пением теноров, которые часто своим писком приводили молящихся к страданиям.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Разве благоразумный человек в подобной ситуации не повёл бы себя совершенно иначе? Кто-то подумает: «Но ведь когда Евагрий советует не отступать человеку, обуреваемому инстинктом бегства, этот монах передаёт лишь плоды личного опыта, своего собственного или своих собратьев». И действительно, только на собственном опыте и можно проверить совет, который даёт авва Моисей: «Пойди, сиди в своей келье, она тебя научит всему». 270 Терпение, которое необходимо для того, чтобы оставаться в своей келье, содержит в себе и «всё остальное»: добровольный отказ от всяких развлечений, путешествий, встреч или бесед. Кому-то это покажется непониманием элементарных человеческих потребностей. Отнюдь. Другой монах, который был искушаем теми же самыми помыслами, однажды услышал, как авва Арсений Великий даёт удивительный ответ, в котором разводит главное и второстепенное: «Пойди, ешь, пей, спи и не работай, но не покидай своей кельи». 271 Подобно тому как существует своя иерархия добродетелей, существует иерархия пороков. Что касается уныния, которое представляет собой свершение всех страстей, выносливость в уединении становится важнее всех подвижнических трудов. Иногда даже, как говорит Евагрий, 272 приходится «клин клином вышибать», то есть выбирать наименьшее зло. Разумеется, это возможно только в том случае, если мы незаметно для самих себя не оказались всецело во власти уныния. Сами по себе отдых, отлучка (прогулка, например) 273 не возбраняются, но при том условии, что ты не остаёшься в уединении. Ужасна бывает нелепая мания докучать другим рассказами о своих несчастьях, равносильная бегству. Однако отцы-пустынники не возражают против общения с другими людьми, а, скорее, наоборот. Если бы они охотно не разговаривали с людьми, у нас не было бы и многочисленных собраний их изречений. Даже отшельнику не возбронялось принимать друзей, с которыми он един в мыслях. 274 Пагубными считались «духовная нескромность» и склонность к празднословию, когда монах уже был не в состоянии молчать ни о благодати, полученной от Бога, ни о вражьих кознях. 275 Возбранялось также нездоровое панибратство (parrhesia), «обманчивая свобода в обращении», которая подобно знойному южному ветру выжигает подлинную дружбу и всякое доверие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

Построили они и особую каливку, чтобы иметь еще одно место для безмолвия и молитвы. Закончив строительство к середине 1928 года, они собрались и ушли из Катунак. Большую часть своих вещей они оставили, чтобы нестяжание помогло им достигнуть цели. Согласно отцам, «нестяжательный монах – орел высокопарящий». 114 Свою каливу в Катунаках они отдали одному монаху как благословение, попросив его поминать их в молитвах. С собой они взяли немного самых необходимых вещей, несколько книг и кое-какую одежду – то, что могли унести на себе. Посадили своего Старца на мула и отправились. В скиту Святого Василия отец Иосиф и отец Арсений со своим Старцем вели очень строгую жизнь. Они занимались несложным рукоделием: делали метелки из веток кустарников. Потом отдавали их в монастыри и получали взамен сухари. Чтобы иметь немного овощей и поменьше таскать продукты наверх, они устроили огородик и посадили несколько деревьев, назвав все это Эдемом. Но особого толку от садика не было по причине каменистой почвы и засушливости места. Старец Ефрем, после того как избавился от тяжелых работ, на какое-то время словно помолодел. Поэтому он смог употребить свои силы на духовные труды: четки, поклоны, бдение. Но возраст все-таки давал о себе знать. И количество четок у него было уже не такое, как в молодости. В то время подвизался в Святом Василии и монах Матфей Карпафакис, впоследствии вождь самого фанатичного крыла старостильников. Он во время общих собраний отцов имел привычку самочинно подниматься на амвон и агитировать монахов против нового стиля. Однажды отец Матфей сказал в своей проповеди : «Братие, сократились дни». Старец Ефрем, вернувшись после собрания в каливу, сказал с простотой: – Браво! Молодец, отец Матфей! Сегодня он разрешил мое недоумение. Вот почему у меня не получается теперь столько четок, как раньше, – сократились дни! – Нет, Старче, это ты ослаб и поэтому засыпаешь, – ответил ему простодушный отец Арсений. – Нет, Матфей правду говорит! Сократились ночи! Старец Ефрем не прожил долго на новом месте подвижничества.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Отшельники. Страшный монах Старец Арсений       Отшельники. Страшный монах     Мы расскажем об о. Стефане, который ранее жил в Америке. Потом пришел на Афон и решил умереть ради Бога в Новом Скиту. Он преставился в 90-х годах. - Святая Гора Афон   По характеру отец Стефан был суров и в обращении безыскусен (как истинный спартанец), прямодушен и притом неулыбчив. " Страшный монах " , можно было подумать при первом знакомстве.  Однако душа у него была невероятно чуткая, исполненная любви и нежности (особенно к бедным). На Святой Горе характеры выравниваются, упрощаются, люди сбрасывают с себя личины, мирскую обходительность и лицемерную почтительность. Они освящаются в купели искренней, нелицемерной любви, которую устанешь искать в миру. Никогда не забуду любви и самоотверженности отца Стефана. Он всегда желал носить самую неприглядную одежду, выполнять самые тяжелые работы, есть самую плохую пищу. Он брал остатки с прошлого дня, клал в них сухари и воду, и ел... Ему говорили: -      Э, геро-Стефане, помнишь прекрасные блюда Америки, которыми вы наслаждались, как цари? А теперь вот - ты ешь эту баланду...   Отец Стефан великодушно, почти безразлично кивал головой, опустошая свою аскетическую миску с таким удовольствием, как будто вкушал богатый обед! Его калива была для него небесной скинией, которая своим удобством и благополучием превосходила все небоскребы Америки, а пища его была для него самой вкусной в мире... Когда отец Стефан заболел циррозом печени, мы посетили его аскетическую каливу. Спал он на каком-то столе! Мы предложили отвезти его в Фессалоники на лечение. Он категорически отказался.  «Если захочет Пресвятая Богородица исцелить меня, то и хорошо. Пусть будет, как Она хочет и как знает. Я не выйду за пределы Святой Горы Афон », сказал нам приснопамятный отец, столь суровый к себе самому и столь милосердный к бедной братии. Его огромная сума (торба) свидетельствует о подвигах его сострадательной души, о том, как он пешком отправлялся в пустынные и каменистые места и доставлял пищу и лекарства беспомощным аскетам, и часто перевозил пищу для отшельников и на осле по ночам, чтобы не обнаруживалась его добродетель.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=123...

Поучение 17. Как должно молиться во время смущения от гнева. (С. 234.) Поучение 18. Почему сказал авва Пимен, что молитва есть одна из главных добродетелей. Послания аввы Дорофея. Должно молить Бога, чтобы Он даровал нам внимание и разум к познанию воли Его. (С. 261.) Послания аввы Дорофея. Во время искушения должно молиться. (С. 262.) Молчание Поучение 14. Кто разумно хранит молчание. (С. 207.) Монашество Поучение 1. Почему некоторые избрали себе монашеский образ жизни. (С. 46.) Поучение 1. Подвизаясь в монашестве, отцы не только исполнили заповеди, но и дары принесли Богу, и в чем оные заключаются. (С. 46–47.) Поучение 1. Что означает каждая из одежд монашеских. (С. 49–53.) Монах Поучение 2. Монахам несвойственно гневаться и прогневлять других. (С. 62.) Поучение 3. Монах никогда не должен допускать, чтобы совесть обличала его в чем-либо. (С. 74.) Поучение 5. Причина падения монаха есть уверенность в самом себе. (С. 103.) Поучение 10. Монах должен напоминать себе слова святого Арсения: «Арсений, зачем ты вышел из мира?» (С. 151.) Поучение 13. Преуспеяние монаха обнаруживается чрез искушения. (С. 191.) Н Навык Поучение 3. От пренебрежения совести в малом человек приходит в худой навык. (С. 74.) Поучение 9. Можно приобрести навык и к доброму, и к злому. (С. 141.) Поучение 11. Пример того, как страсть может обратиться человеку в навык. (С. 172–173.) Поучение 11. Сколько пагубно хотя одну страсть обратить себе в навык. (С. 173.) Поучение 12. Должно подвизаться не только против злых навыков, но и против причин их. (С. 184.) Надежда Послания аввы Дорофея. Надежда на Бога есть путь безопаснейший и самый твердый. (С. 262.) Послания аввы Дорофея. Надежда на Бога успокаивает нас. (С. 266.) Намерение (цель) Поучение 16. Во всяком деле важно намерение, с которым оно совершается. (С. 221.) Поучение 16. Все должно делать с благой целью. (С.226.) Поучение 16. Какую цель должны мы иметь в виду, когда посещаем друг друга. 226.) Наставление (наставник) Поучение 5. Необходимо иметь наставника на пути добродетели, и почему. (С. 97–98.)

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Монашеская письменность – это сосредоточие всего нашего духовного опыта При этом, конечно, чтение монашеской литературы не означает, что все мы должны становиться монахами. Часто можно слышать, что есть два пути: монашеская жизнь и жизнь семейная. Однако своим семинаристам я обычно говорю: у нас порой не понимают, кто такой монах. Монах – это не столько «один», «одинокий», сколько «единый». Значит это, что он в идеале един с самим собой и с Богом. Но единство с Богом – это идеал не только монашеской, а и вообще всякой христианской жизни. И я бы даже сказал так: монашество и семейная жизнь – это не два разных пути, а две разные обочины одной и той же дороги. Что очень важно, и та и другая стезя ведет к единой цели. А опыт достижения этой цели как раз и сосредоточен в основном в монашеских книгах. Конечно, нужно признать, что монашеская стезя более короткая. Мирская стезя, которой я, например, проходил и прохожу до сих пор, связана со многими житейскими попечениями. Хочешь не хочешь, но ты должен многое делать. Если ты человек семейный – у тебя жена, дети, – ты должен о них заботиться, и тут могут быть всякие трудности и даже неприятности. Особенно важно для людей семейных понять и всегда помнить, что чадородие является великим подвигом и необходимым условием для спасения. У монаха – свои заботы и свои огорчения. Как-то я у одного спросил: «Ну что, отец, молишься?» А он мне в ответ: «Да какой там молюсь! У меня так желудок болит, что ничего на сердце нет (имеется в виду молитва)». Болезни – это тоже монашеское делание. Однако в мирской жизни всякого рода попечения преизобилуют и непрестанно отвлекают от Бога. Встать на утреннюю, вечернюю молитву, в храме побывать, помолиться, приобщиться, причастившись, Богу иногда очень тяжело. Наши попечения нас раздергивают, отвлекают и не дают сосредоточиться. Отцы это явление называли «περισπασμς», то есть собственно «развлечение» и «отвлечение». Некоторые говорят сейчас часто о том, что надо «развлечься» и «отвлечься». На самом же деле нужно, наоборот, соединиться с самим собой. Монах почему «единый»? Потому что он молится умом и сердцем, сосредотачивается на том, что он – образ Божий. Мы очень много усилий тратим на то, чтобы в мирской жизни этот образ в себе восстановить, но постоянно отвлекаемся от этой главной своей цели. Например, надо идти в магазин: что-то купить жене, допустим, платье или сапоги – старые совсем уже пришли в негодность. Бывает, стоишь на молитве, а в голове у тебя все эти попечения, весь этот мелочный «мусор», и все это мешает тебе. А у монаха – в тех совершенных примерах, которые нам являют святые монахи, такие, как преподобные Пимен Великий , Арсений Великий  и другие, – таких попечений не было.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Помните рассказ Честертона «Сапфировый крест» и слова отца Брауна? «Вы нападали на разум, это дурное богословие». Герой вычислил таким образом священника-самозванца и предотвратил преступление. Это не художественное преувеличение, а житейская правда. Совершенно логично, если монах, например, читает богословскую литературу. Правда, владыка Арсений рекомендовал не углубляться в догматику и сложные богословские системы, а сделать акцент на аскетических творениях ранних подвижников и святителя Игнатия (Брянчанинова), патериков и житий – но здесь скорее стремление не перегружать новоначального, именно в том же смысле, в каком лучше не давать длинных молитвенных правил. Ученость не спасает, но не плоха сама по себе А ректор Московской духовной семинарии архиепископ Амвросий посвятил весь свой доклад пользе образования для монашествующих. Причем, отдельно подчеркнул чисто практический интерес: слишком часто бывает, что на монаха «за послушание» возложены обязанности, к примеру, юриста, а это значит, что ему постоянно надо повышать свою квалификацию. Да и вообще (продолжу мысль ученого архиерея), монах с широким кругозором – это вовсе не монах, стоящий одной ногой в миру, а наоборот, человек, все лучшее в себе приносящий Богу. А что ученость не плоха сама по себе – мысль святоотеческая. Фото: mitropolia-simbirsk.ru Владыка Амвросий привел множество примеров, начиная со святителя Василия Великого, который получил блестящее образование, основанное на античной философии, риторике и так далее. И вообще подспудной мыслью доклада, как мне слышалось, звучала реабилитация ученого монашества. Слишком часто можно услышать презрительное: «Умничают тут, на коровник бы их». Между тем, интеллектуальный труд ничем, кроме условий работы, не проще условного «коровника». Да и вечером после коровника, если выдастся свободная минутка и останутся силы, можно не только монашеское правило почитать, но и что-нибудь по фундаментальной физике. В конце концов, узнать, как мир Божий устроен – во вред не будет.

http://pravmir.ru/poslushanie-ili-svobod...

И вот, спускаясь с вершины Горы, они мимоходом посетили исихастирий уже упоминавшегося старца Даниила и действительно признали в нем современного богоносного отца. Но, поскольку чрезвычайная ревность по Богу препятствовала им участвовать в обычной общежительной трапезе, они не остались и Но, прежде чем начать свои духовные поиски, они сочли за благо посоветоваться с этим прославленным духовником, который в силу своей опытности, увидев их истинную ревность, не стал препятствовать их желанию. Однако он подчеркнул, что им совершенно необходимо подчиниться какому-нибудь старцу до самой его кончины, чтобы избежать сетей прелести и наследовать его благословение. Для того чтобы изобразить картину в красках и дать читателю возможность хотя бы отчасти представить себе редкую божественную ревность и первые подвиги Франциска, я ненадолго передаю перо ему самому. Вот автобиографические строки одного из многих его писем: «Жил я в миру и тайно творил суровые, до пролития крови, подвиги. Ел после девятого часа и раз в два дня. Пентельские горы и пещеры познали меня как ночного ворона, алчущего и плачущего, ищущего спастись. Испытывал, могу ли я вынести страдания, уйти монахом на Святую Гору. И когда хорошо поупражнялся несколько лет, просил, чтобы Господь меня простил, что я ем раз в два дня, и говорил, что, когда приду на Святую Гору, буду есть раз в восемь дней, как пишут жития Под влиянием этого исключительного божественного желания два подвижника обходят все прославленные аскитирии и пещеры Афона, чтобы утолить свою духовную жажду. Вот еще красноречивые строки из приведенного выше письма: «Пещеры всего Афона принимали меня своим посетителем. Шаг за шагом… стремился я найти духовника, который научил бы меня небесному созерцанию и   Поиски старца Ниже исихастирия данилеев подвизался в ту пору сияющий своей славой великий исихаст Каллиник. «Мы посетили его,– говорит отец Арсений,– и попросили оставить нас в своем братстве. Действительно, он оставил нас, но его единственным советом было точное хранение послушания.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

Что же до милости, то, осмелюсь сказать, что с его уходом в этом отношении кончилась целая эпоха. Он благодетельствовал всем без различия. И конечно, многие бедняки, прежде чем обойти все монастыри с известным посещали Буразери. Причина была очевидна: существенный взнос старца, который, если о том просили, записывался на бумаге, подвигая монастыри проявлять большее усердие и делать более значительные пожертвования. Однажды я, новоначальный, осмелился спросить: – Но, геронда, откуда же у вас столько денег? А простой, однако мудрый старец ответил: – Подожди, чадо мое, и ты сам узришь благословение Божией Матери. И действительно, я увидел и удивился. Но приснопамятный старец оставил нам и образец смиренномудрия, когда после первого приступа болезни по собственной воле отказался от игуменского достоинства, передав игуменский пастырский жезл и пятьдесят братий в надежные руки одного из своих избранных учеников. Сам же удалился в свою келию, отдав предпочтение безмолвному и беспопечительному житию. С тех пор как надорвалось его сердце – орган, своим биением питающий все душевные и телесные силы человека,– прекратились по необходимости великие подвиги прежних лет; они как бы вошли в естественные границы. Но неизменными пребыли плоды Святаго Духа. Святые отцы учат: «Подвизайся в юности, чтобы в старости обрести плоды бесстрастия». Но и Господь говорит: если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Блаженный старец, что касается доброты и незлобия, обратился и стал как младенец.   Отец Харалампий как духовник Старец Арсений  и отец Харалампий в Буразери Приснопамятный старец преуспел как послушник, как исихаст, как священнослужитель, как игумен, но также – и как духовник. Он был не просто духовником, имеющим власть «вязать и решить», но истинным духовным отцом. Затруднение исповедующегося он воспринимал как свое собственное. Он трудился и страдал вместе со страждущим. Для примера я приведу всего лишь два случая. Как-то раз некоторый брат, страдавший от лукавого демона, поспешил к старцу. Приснопамятный, зная, что сей род изгоняется только молитвою и а также чтобы подбодрить страждущего брата, постился вместе с ним, вкушая пищу без масла на протяжении сорока дней в то время, когда не было поста. Ради него он отслужил сорок литургий и, кроме восьмичасового бдения, совершал дополнительные молитвы, пока брат не получил исцеления.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010