27. Никодим (Ротов) 1963–1978 (Ленинградский). 28. Антоний (Мельников) 1978–1986 (Ленинградский). 29. Алексий (Ридигер) 1986–1990 (Ленинградский). 30. Иоанн (Снычев) 1990–1995. 31. Владимир (Котляров) с 1995 г. в) митрополиты Московские 1. Иосиф (Волчанский) 1742–1745 (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) 1748–1754 (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) 1757–1767. 4. Амвросий (Зертис-Каменский) 1768–1771 (архиепископ). 5. Платон (Левшин) 1775–1812 (1775–1787 гг. – архиепископ, с 1787 г. – митрополит). 6. Августин (Виноградский) 1818–1819 (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) 1819–1821. 8. Святитель Филарет (Дроздов) 1821–1867 (1821–1826 гг. – архиепископ, с 1826 г. – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) 1868–1879. 10. Макарий (Булгаков) 1879–1882. 11. Иоанникий (Руднев) 1882–1891. 12. Леонтий (Либединский) 1891–1893. 13. Сергий (Ляпидевский) 1893–1898. 14. Священномученик Владимир (Богоявленский) 1898–1912. 15. Святитель Макарий (Невский) 1912–1917. 16. Святитель Тихон (Беллавин) 1917. 17. Сергий (Страгородский) 1934–1944. г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) 1690–1707. 2. Иоасаф (Краковский) 1708–1718. 3. Варлаам (Вонатович) 1722–1730 (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) 1731–1747 (1731–1743 гг. – архиепископ, с 1743 г. – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) 1748–1757. 6. Арсений (Могилянский) 1757–1770. 7. Гавриил (Кременецкий) 1770–1783. 8. Самуил (Миславский) 1783–1796. 9. Иерофей (Малицкий) 1796–1799. 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) 1799–1803. 11. Серапион (Александровский) 1803–1822. 12. Евгений (Болховитинов) 1822–1837. 13. Филарет (Амфитеатров) 1837–1857. 14. Исидор (Никольский) 1858–1860. 15. Арсений (Москвин) 1860–1876. 16. Филофей (Успенский) 1876–1882. 17. Платон (Городецкий) 1882–1891. 18. Иоанникий (Руднев) 1891–1900 (первенствующий в Синоде с 1898 г.). 19. Феогност (Лебедев) 1900–1903. 20. Флавиан (Городецкий) 1903–1915. 21. Святитель Владимир (Богоявленский) 1915–1918 (первенствующий в Синоде с 1915 г.). 22. Антоний (Храповицкий) 1918–1924 (в РПЦЗ титул митрополита Киевского до † 1936 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДАМАСКИН (Птицкий; † после 1656), иером. Киево-Печерского монастыря, переводчик. Возможно, Д. являлся преподавателем Киево-Могилянской коллегии (в письме царя Алексея Михайловича Киевскому митрополиту Д. и Арсений Сатановский названы «учителями»). Как ученый монах Д. стал известен в Москве, куда его неск. раз вместе с Арсением Сатановским приглашали для перевода Библии с греч. языка на церковнославянский. В 1648 г. царь послал в Киево-Печерский монастырь мон. Марка с письмом к Черниговскому еп. Зосиме, в к-ром просил прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Д., но поездка не состоялась «для монастырской потребы». В мае 1649 г. Алексей Михайлович обратился уже к Киевскому митрополиту и к властям киевского Братского мон-ря , чтобы те же иеромонахи были присланы в Москву для «справки Библеи греческие на словенскую речь», поскольку они «Божественнаго писания ведущи, и елинскому языку навычны, и с елинского языку на словенскую речь перевести умеют, и латинскую речь достаточно знают». В ответ Киевский митрополит направил монахов Братского мон-ря Арсения Сатановского и Епифания (Славинецкого) , прибывших в Москву 12 июля 1649 г. После того как выяснилось, что Арсений не пригоден к переводу Библии из-за незнания греч. языка, в 1650 г. из Москвы в Киев с просьбой о приезде Д. снова отправился мон. Марк. На этот раз его поездка была успешной, и 14 дек. 1650 г. Д. приехал в Москву, поселился в московском в честь Богоявления муж. мон-ре . В расходной книге Патриаршего Казенного приказа за 1654 г. есть запись об уплате жалованья киевским монахам (они названы «переводчиками»), в т. ч. Д. Поскольку перевод Библии в 50-х гг. XVII в. не совершался (он начался в 1673), возможно, Д. работал справщиком на Печатном дворе. Последние упоминания книжника в документах относятся к осени 1656 г., когда он еще трудился в Москве, дальнейшая его судьба неизвестна. Переводы, выполненные Д., неизвестны. А. И. Соболевский атрибутировал киевскому книжнику перевод Слова свт. Иоанна Златоуста, изданного в составе «Анфологиона» (М., 1660). И. У. Будовниц ошибочно приписал Д. сочинения др. ученого монаха - иеродиак. московского Чудова мон-ря Дамаскина (Будовниц И. У. Словарь рус., укр. и белорус. письменности и лит-ры до XVIII в. М., 1962. С. 58).

http://pravenc.ru/text/168718.html

IV, 186– 298–327. 365 Перевод с немецкого напечатан в Москвитянине за 1851 год 2, потом она помещена в Материалах для истории русской литературы П. А. Ефремова Спб. 1867; стр. 161–167. 367 Напечатаны в Москвитянине 1850. I и 1853 г. 3. Материалы для истории русской литературы: конспект не оконченного похвального слова Ломоносову, написанный Штелиным. Смотр. Сборн. материалов для Истор. Ак. наук А. Куника. II 383–405. 368 Русский перевод и немецкий подлинник с Французским переводом напечатаны в «Материалах для истории русской литературы» П. А. Ефремова. Спб. 1867. стр. 129 –144; 145–160. О принадлежности «Известий» Дмитревскому смотр, у М И. Сухомлинова Зап. Акад, наук. VI, стр. 252–257. 369 Эта статье Домашнева напечатана в «Материалах для истории русской литературы» Ефремова, стр. 68–195. 378 Собрание размыл поучительных слов, при дворе ея величества сказанных придворным проповедником, архимандритом Гедеоном. Москва 1760 г. Ч. 1, лист. 227. 380 Эти проповеди были сказаны: 8 ноября 1743 г., 25 апреля и 25 ноября 1743 г., 15 июля 1744 г. Смотр, там же, стр. 6 402 Кроме указанных проповедников в царствование Елизаветы было много других, каковы: Арсений Могилянский, архимандрит Троицкой лавры, бывший потом киевским митрополитом (ум. 1770 г.); Платон Малиновский, архиепископ московский (ум. 17S4 г.); Арсений Мацеевич , митр. ростовский и ярославский (ум. 1772 г.); придворный проповедник, диакон Степан Савицкий, о котором упоминает Сумароков в своей статье о духовном красноречии; священник Евстафий Могилянский; священник Михаил Красильников; Симон Тодорский, бывший потом епископом псковским (1754 г.); Кирилл Лящевецкий, в последствии епископ воронежский и черниговский (ум. 1770 г.). Проповеди этих проповедников указаны в Обзоре русск. дух. лит. Филарета кн. 3 и в статье Н. А. Попова : Придворные проповеди в царствование Елизаветы Петровны. 405 Пешехода Василия Григоровича-Барского-Плаки-Альбова, уроженца киевского «монаха антиохийского путешествие к святым местам в Европе, Азии и Африке, предпринятое в 1723 и оконченное в 1747 г, им самим писанное, ныне же на иждивение его светлости князя Григория Александровича Потемкина изданное под смотрением В.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Porfirev/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ (Корецкий; † после 1653), иером. киевского Братского мон-ря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище «Сатановский» позволяет предположить, что А. С. род. в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 г., когда царь Алексей Михайлович приглашал А. С. вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву «для справки Библии греческие на славянскую речь», А. С. уже был монахом Братского мон-ря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 г., после повторного приглашения царя, А. С. вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском мон-ре в Пленницах , спустя нек-рое время - в Чудовом мон-ре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с лат. языка. Летом 1650 г. А. С. и Епифаний посетили нижегородский Дудин мон-рь , после возвращения из к-рого А. С. подал челобитную царю, в к-рой писал, что не знает греч. языка, считает себя «малопотребным» в деле, для к-рого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у А. С. умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и 2 сестер, а также повидаться с братом. В февр. 1651 г. с царской грамотой и казенными деньгами А. С. отправился к рус. послам в Крым, но поездка не увенчалась успехом. 7 марта следующего года А. С. вернулся в Москву и поселился в Богоявленском мон-ре. Летом 1653 г. за какую-то вину А. С. был сослан в Антониев Сийский мон-рь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность А. С. в Москве была довольно разнообразной. В 1650 г. он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат. словаря А. С. Калепина («Лексикон латинский»); затем, вероятно уже под рук. А. С., укр. книжниками был составлен «Лексикон славяно-латинский», включающий в себя ок. 7500 слов. Вместе с Епифанием А. С. работал над переводом «Большого атласа» голл. картографа В. Блау, А. С. принадлежит перевод главы о Галлии (ГИМ. Син. 112, 781 - возможно, автограф). Во время крымского путешествия А. по поручению правительства сделал копию книги саксонского проповедника XV в. Мефрета (Hortulus Reginae sive sermones. Coloniae Agrippinae, 1626) и по возвращении в Москву занялся ее переводом. Этот труд, названный переводчиком «О граде царском», подробно охарактеризован А. С. в челобитной царю в 1652 г. (опубликована С. М. Соловьёвым). Существует предположение, что А. С. составил «Зерцало духовное» в 94 главах (ГИМ. Син. 328, 329) - «каталог, или сочисление» грехов и добродетелей, расположенных в алфавитном порядке. Патристические тексты в этом сочинении цитируются по киевским изданиям 20-40-х гг. XVII в., что позволяет считать ее составителем одного из киевлян, приглашенных в Москву ок. 1649 г. Переводы А. С. и «Зерцало духовное» не опубликованы.

http://pravenc.ru/text/76316.html

843 Кузнецов, в: БВ. 1907. 10. С. 224, 259, 260 (Н. Д. Кузнецов, судя по его выступлениям, принадлежал скорее к либеральному, чем консервативному крылу Предсоборного Присутствия). Монастырские имения занимали в Европейской России 0,01%, в Азиатской России — 0,0001%, по империи в целом — 0,02% всей земли. 844 Milasch (см. библиогр., общ. лит.). С. 515; Чижевский. О церковном хозяйстве, в: РБЭ. 5. Стб. 880—884; Завьялов. С. 7—48. 845 АИ. 5. 75; ПСЗ. 2. 898; Николаевский П. Патриаршая область и русские епархии в XVII веке, в: Христ. чт 1888. 1. С. 181 и след.; Покровский. Русские епархии. 1. С. 55 и след., 275—279, 318—342. Уже Поместный Собор 1667 г. считал необходимым увеличить число епархий (ДАИ. 5. 402. С. 491—493). Тамбовская епархия была в 1699 г. снова упразднена (см. табл. 5). 846 Покровский. Ук. соч. С. 503—522; он же. Русские епархии в XVIII веке, в: Прав. соб. 1913. 7 8. С. 95—96; Шпачинский. Арсений Могилянский. С. 29 и след.; Верховской. Населенные недвижимые имения (см. библиогр. к § 10). С. 273; Попов. Арсений Мацеевич. С. 60. Об общем числе церквей в 1799 г. см.: ПСЗ. 25. 19136. 847 Покровский. Ук. соч. 1. С. 314 и след. О распределении церквей по епархиям в 1903 г. см.: Вера и разум. 1903. 16. Дополнение (Листок Харьковской епархии. С. 501 и след.). 848 ПСЗ. 22. 16658; 15. 19070; 16. 19556; 28. 21165; ср. 18124, 18300, 19156; Доброклонский. 4. § 17. Согласно Голикову (Деяния Петра Великого. 9. С. 179), Петр намеревался объединить все епархии в пять митрополичьих областей. См. об этом: Верховской. Учреждение. 1. С. 609. Подобный проект возник и при Александре I (Филарет. Собрание мнений. 2. С. 162). В начале 60-х гг. Филарет указывал на настоятельную необходимость создания новых епархий (Собрание мнений. 5. С. 117; Сушков. Записки о жизни и времени Московского митрополита Филарета. М., 1868. С. 194—198). 849 См. табл. 5. 850 ПСПиР. Е. П. 2. 171, 660, 692; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 7 8. С. 96; он же. Русские епархии. 2. С. 68; ПСЗ. 20. 14248; Барсов.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3191...

1. Иосиф (Волчанский) (1742—1745) (архиепископ). 2. Платон (Малиновский) (1748—1754) (архиепископ). 3. Тимофей (Щербацкий) (1757—1767). 4. Амвросий (Зертис-Каменский) (1767—1771) (архиепископ). 5. Платон (Левшин) (1775—1812) (1775—1787 годы – архиепископ, с 1787 года – митрополит). 6. Августин (Виноградский) (1819—1821) (архиепископ). 7. Серафим (Глаголевский) (1819—1821). 8. Филарет (Дроздов) (1821—1867) (1821—1826 годы – архиепископ, с 1826 года – митрополит). 9. Святитель Иннокентий (Вениаминов) (1868—1879). 10. Макарий (Булгаков) (1879—1882). 11. Иоанникий (Руднев) (1882—1891). 12. Леонтий (Либединский) (1891—1893). 13. Сергий (Ляпидевский) (1893—1898). 14. Владимир (Богоявленский) (1898—1912). 15. Макарий (Невский) (1912—1917). 16. Тихон (Белавин) (1917). г) митрополиты Киевские 1. Варлаам (Ясинский) (1690—1707). 2. Иоасаф (Кроковский) (1708—1718). 3. Варлаам (Вонатович) (1722—1730) (архиепископ). 4. Рафаил (Заборовский) (1731—1747) (1731—1743 годы – архиепископ,   с 1743 года – митрополит). 5. Тимофей (Щербацкий) (1748—1757). 6. Арсений (Могилянский) (1757—1770). 7. Гавриил (Кременецкий) (1770—1783) (архиепископ). 8. Самуил (Миславский) (1783—1796). 9. Иерофей (Малицкий) (1796—1799). 10. Гавриил (Бодони-Бонулеско) (1799—1803). 11. Серапион (Александровский) (1803—1822). 12. Евгений (Болховитинов) (1822—1837). 13. Филарет (Амфитеатров) (1837—1857). 14. Исидор (Никольский) (1858—1860). 15. Арсений (Москвин) (1860—1876). 16. Филофей (Успенский) (1876—1882). 17. Платон (Городецкий) (1882—1891). 18. Иоанникий (Руднев) (1891—1900). 19. Феогност (Лебедев) (1900—1903). 20. Флавиан (Городецкий) (1903—1915). 21. Владимир (Богоявленский) (1915—1918). VIII. ОБЕР-ПРОКУРОРЫ СВЯТЕЙШЕГО СИНОДА 1. И.В. Болтин (1722—1725). 2. А. Баскаков (1725—1726). 3. Р. Раевский (1726) (прокурор). 4. Н.С. Кречетников (1741) (назначен, но не вступил в должность). 5. князь Я.П. Шаховский (1741—1753). 6. А.И. Львов (1753—1758). 7. князь А.С. Козловский (1758—1763). 8. И.И. Мелиссино (1763—1768). 9. П.П. Чебышев (1768—1774). 10. С.В. Ахчурин (1774—1786). 11. А.И. Наумов (1786—1791). 12. граф А.И. Мусин-Пушкин (1791—1797). 13. князь В.А. Хованский (1797—1799). 14. Д.И. Хвостов (1799—1802). 15. А.А. Яковлев (1803). 16. князь А.И. Голицын (1803—1817) (1817—1824 – министр). 17. князь П.С. Мещерский (1817—1833). 18. С.Д. Нечаев (1833—1836). 19. граф Н.А. Протасов (1836—1855). 20. А.И. Карасевский (1855—1856). 21. граф А.П. Толстой (1856—1862). 22. А.П. Ахматов (1862—1865). 23. граф Д.А. Толстой (1865—1880). 24. К.П. Победоносцев (1880—1906). 25. князь А.Д. Оболенский (1905—1906). 26. князь А.А. Ширинский-Шихматов (1906). 27. П.П. Извольский (1906—1909). 28. С.М. Лукьянов (1909—1911). 29. В.К. Саблер (1911—1915). 30. А.Д. Самарин (1915). 31. А.И. Волжин (1915—1916). 32. Н.П. Раев (1916—1917). 33. В.Н. Львов (1917). 34. А.В. Карташев (1917). IX. СВЯТЫЕ, ПОДВИЖНИКИ, ИЕРАРХИ И ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЯТЕЛИ СИНОДАЛЬНОЙ ЭПОХИ

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

120 Беседы Митр. Михаила. Спб. 1827 – 1823. О М. Михаиле Москвитянине 1843 г. Об Амвросии М. Платон говорил: если бы я писал так, как пишет он: то вся Россия сходилась бы слушать меня. Словарь достоп. людей, I, 39 – 41. Другие проповедники: Гавриил Бужинский († 1731 г.) и Симон Лагов Рязанские Епископы, Тихон 2 Воронежский († 1783 г.); М-ты Гавриил († 1801 г.) и Амвросий († 1818), Протоиерей Иоанн Леванда († 1814 г.), Августин Архиеп. Москов. († 1818), Иннокентий Еписк. Пензенский († 1820) (См. Словарь М. Евгения, Сопикова Библиогр. 4, 424–430). Снегирева жизнь Августина, М. 1824 г.), Замечательны также проповедники Елизаветы: Амвросий Юшкевич Архиеп. Новг., Стефан Калиновский Еп. Псковский и Архиеп. Новгор. Арсений Могилянский Митроп. Киевский, Сильвестр Кулябка Еписк. Костром. и Архиеп. Новгород. Арсений Мацеевич Митроп. Ростовский (Сопикова Библиогр. 1,205 – 220). Слова и Речи М. Филарета, Т. 1. 2. 3. М. 1845. 2-е Изд. 1848. в 2 Т. 122 Посошков: «все они (лютеране, паписты раскольники) от истинного христианства совратились и бродят вси, яко козлята, по непроходимым дебрям и по неудобным восшествию стремнинам». Изд. Погодина стр. 13. М. 1840 г. Указ 31 июля 1722 г. повелевал не выпускать из России иностранцев, принявших православие. Петр, узнав, что Татищев, бывший за границею, превратно толкует Писание в разговорах, наказал его палкою из своих рук, приговаривая во время ударов: «не соблазняй верующих честных душ; не заводи вольнодумства, пагубнаго благоустройству; не на тот конец старался я тебя выучить, чтобы ты был врагом церкви». Голиков. 124 Epistola apologetica contra Stephanum Javoracium ad quendam amicum Mosquae morantem, a Buddaeo Jenae. Буддей умер 29 нояб. 1729. В лейпцигских ученых актах помещена была бранная рецензия на книгу Яворского в мае 1729 г. Эта рецензия, вероятно, прислана из России: иначе в мае 1729 г. могли ли знать за границею, что «Новгородский Архиепископ (Прокопович) признал эту книгу недостойною одобрения к печати», как пишет, однако, рецензент?

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

переименован митр. Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая Со 2 апреля 1767 года Арсений (Могилянский) митрополит, бывший митр. Киевский, Галицкий и всея Малыя России со 2.04.1767 †8.06.1770 Гавриил (Кременецкий) митрополит, бывший архиеп. Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 †9.08.1783 Иларион (Кондратовский) епископ Переяславский и Бориспольский в 1783 временно управлял Самуил (Миславский) митрополит, бывший архиеп. Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 †5.01.1796 Иерофей (Малицкий) митрополит, бывший еп. Черниговский и Нежинский с 1.04.1796 †2.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони) митрополит, бывший митр. Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митр. Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит, бывший архиеп. Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; †14.09.1824 Евгений (Болховитинов) архиепископ, бывший архиеп. Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 †23.02.1837 Филарет (Амфитеатров) митрополит, свт., бывший архиеп. Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 †21.12.1857 Исидор (Никольский) митрополит, бывший митр. Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 1.03.1858 по 1.07.1860 митр. Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин) митрополит, бывший архиеп. Варшавский и Новогеоргиевский с 1.07.1860 †28.04.1876 Филофей (Успенский) митрополит, бывший, архиеп. Тверской и Кашинский с 5.05.1876 †29.01.1882 Платон (Городецкий) митрополит, бывший архиеп. Херсонский и Одесский с 4.02.1882 †1.10.1891 Иоанникий (Руднев) митрополит, бывший митр. Московский и Коломенский с 17.11.1891 †7.06.1900 †8.11.1686 Мефодий (Раковецкий) епископ, упоминается на кафедре с 1687 по 1690 Викарии Киевской епархии Переяславские и Бориспольские епископы Восстановлена в 1698 году Кафедра в Переяславе Захария (Корнилович) епископ, рукоположен с 1.10.1700 †28.08.1715 Кирилл (Шумлянский) епископ, бывший еп. Луцкий и Острожский

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Фотий (1409-1431), Герасим (1432/33-1435), Исидор (1436-1443), свт. Иона (1448-1461). Митрополиты Киевские (Западнорусские) в юрисдикции Константинопольского Патриархата Григорий II (1458-1473), Спиридон (1475 - не ранее 1482; не признан на территории ВКЛ), Симеон (не ранее 1482-1488), Иона (Глезна; ок. 1489-1494), сщмч. Макарий (1495-1497), Иосиф I (Болгаринович; 1498-1501), Иона II (1503-1507), Иосиф II (Солтан; 1509-1521/22), Иосиф III (Русин; 1522-1533), Макарий II (1534-1555), Сильвестр (Белькевич; 1556-1567), Иона III (Протасович; 1568-1577), Илия (Куча; 1577-1579), Онисифор (Девочка; 1579-1588/89); Михаил (Рагоза; 1588/89-1596), Иов (Борецкий; 1620-1631), Исаия (Копинский; 1631-1632), свт. Петр (Могила; 1633-1646/47), Сильвестр (Косов; 1647-1657), Дионисий (Балабан-Тукальский; 1658-1663), Иосиф (Нелюбович-Тукальский; 1663-1675), Антоний (Винницкий; 1663-1679). Местоблюстители Киевской митрополии в юрисдикции Московского Патриархата архиеп. Лазарь (Баранович; 1659-1661, 1670-1685), еп. Мефодий (Филимонович; 1661-1668). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие (и всей Малой России) в юрисдикции Московского Патриархата Гедеон (Святополк-Четвертинский; 1685-1690), Варлаам (Ясинский; 1690-1707), Иоасаф (Кроковский; 1708-1718), Варлаам (Вонатович; 1722-1730, в сане архиепископа), Рафаил (Заборовский; 1731-1747, в сане архиепископа, затем митрополита), Тимофей (Щербацкий; 1748-1757), Арсений (Могилянский; 1757-1770), Гавриил (Кременецкий; 1770-1783), Самуил (Миславский; 1783-1796), Иерофей (Малицкий; 1796-1799), Гавриил (Банулеску-Бодони; 1799-1803), Серапион (Александровский; 1803-1822), Евгений (Болховитинов; 1822-1837), Филарет (Амфитеатров; 1837-1857), Исидор (Никольский; 1858-1860), Арсений (Москвин; 1860-1876), Филофей (Успенский ; 1876-1882), Платон (Городецкий; 1882-1891), Иоанникий (Руднев; 1891-1900), Феогност (Лебедев; 1900-1903), Флавиан (Городецкий ; 1903-1915), сщмч. Владимир (Богоявленский; 1915-1918), Антоний (Храповицкий; 1918-1919), архиеп. Назарий (Блинов; 1919-1921, в. у.). Митрополиты (архиепископы) Киевские и Галицкие, экзархи Украины Михаил (Ермаков; 1921-1923 (как митрополит Гродненский), 1928-1929, вторично), еп. Макарий (Карамзин; 1923 - янв. 1925, в. у.), еп. Сергий (Куминский; янв.-апр. 1925, в. у.), еп. Афанасий (Молчановский; 1924, в. у.), еп. Георгий (Делиев; апр. 1925-1928, в. у.), архиеп. Димитрий (Вербицкий; 1930-1932, в. у.), еп. Сергий (Гришин; 1932 - июнь 1934), Константин (Дьяков; июнь 1934-1937), архиеп. Александр (Петровский ; 1937-1938, в. у.), Николай (Ярушевич; 1941-1944, фактически июнь-сент. 1941), еп. Пантелеимон (Рудык; 1941-1943, в. у.), Иоанн (Соколов; 1944-1964), Иоасаф (Лелюхин; 1964-1966), архиеп. Алипий (Хотовицкий; 24 апр.- 14 мая 1966), Филарет (Денисенко; 1966-1990, в сане архиепископа, затем митрополита). Митрополиты Киевские и всея Украины, предстоятели УПЦ

http://pravenc.ru/text/1684527.html

Спб. 1901г. и вып. I – IV «Сеймовая борьба...» с 1609 г. Спб. 1903 – 1909 гг. Капитальным трудом по вопросу о положении православия в западной Руси является исследование проф. Ф. И. Титова, Русская православная церковь в Польско-литовском государстве в XVII – XVIII вв. (1654–1795 гг.) т. I – первая половина (1654–1725 гг.). Киев. 1905 г. т. II – Киевская митрополия-епархия в XVII – XVIII в. (1686–1797 гг.) первая половина тома, Киев. 1905 г., т. III – Заграничные монастыри Киевской митрополии- епархии в XVII – XVIII вв. Киев. 1905 г. Наконец в 1908 г. вышло исследование В. А. Беднова : «Православная церковь в Польше и Литве (по Volumina legum)» Екатеринослав. Сочинение, соответственно своему источнику, преимущественно юридического характера. Отдельные монографии-исследования и статьи по истории малороссийской и западной русской иерархии также касаются названного вопроса, напр. свящ. Н. Шпачинского «Киевский митропол. Арсений Могилянский...» Киев. 1907 г. (глава X, «Заграничные монастыри Киевской митрополии» стр. 557–657) или А. Л. Берло «Арсений Берло. еписк. Переяславский и Бориспольский», Киев. 1904 г., проф. С. Т. Голубев « Петр Могила ...» тт. I-II, Киев. 1898 г. капитальнейшее исследование. Замечательна популярная книжка И. И. Малышевского : «Западная Русь в борьбе за веру и народность в двух частях. Спб. 1897 г. Ценны по этому вопросу диссертации: С. Г. Рункевича «История Минской архиепископии (1798–1832 гг.) с подробным описанием хода воссоединения западно-русских униатов с православной церковью в 1794–1796 гг. Спб. 1893 г. и К. В. Харламповича «Западно русския православныя школы XVI-XVII вв. Казань. 1898 г. 984 Н. Бантыш-Каменский. История об унии... стр. 342–346. Здесь издана королевская грамота, которой вместе с правами епископа Георгия Конисского в Белорусской епархии утверждены за его кафедрой прежние средства и маетности, которыми владели предшественники его, именно: в воеводстве Мстиславском – Смолы, Заполье, Лесники, Колотовин, Виркиц, в Оршанском уезде – Печерск, Барсуки, Цвиркол, Тарасовичи, Веня и Мошонаки, а также перевозы на р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010