викарий Киевской митрополии с 1718 по 1722 временно управлял Варлаам (Вонатович), архиепископ рукоположен с 14.05.1722 по 20.11.1730 лишён сана и сослан в Белозерский монастырь, в 1741 восстановлен в архиепископском сане; 17.01.1751 Рафаил (Заборовский), архиепископ бывший епископ Псковский и Изборский с 13.04.1731 митрополит с 11.06.1743 22.10.1747 Тимофей (Щербацкий), митрополит рукоположен с 10.03.1748 по 22.10.1757 митрополит Московский и Севский Арсений (Могилянский), митрополит бывший архиепископ Переяславский и Дмитровский с 22.10.1757 по 02.04.1767 переименован митрополит Киевский и Галицкий Киевская и Галицкая С 02 апреля 1767 года Имена Сведения Арсений (Могилянский), митрополит бывший митрополит Киевский, Галицкий и всея Малыя России с 02.04.1767 08.06.1770 Гавриил (Кременецкий), митрополит бывший архиепископ Санкт-Петербургский и Ревельский с 22.09.1770 09.08.1783 Иларион (Кондратовский), епископ Переяславский и Бориспольский временно управлял Самуил (Миславский), митрополит бывший архиепископ Ростовский и Ярославский с 22.09.1783 05.01.1796 Иерофей (Малицкий), митрополит бывший епископ Черниговский и Нежинский с 01.04.1796 02.09.1799 Гавриил (Банулеско-Бодони), митрополит бывший митрополит Новороссийский и Днепровский с 29.09.1799 по 21.08.1803 на покое, с 27.03.1808 – член Св. Синода и экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии, с 21.08.1813 митрополит Кишиневский и Хотинский Серапион (Александровский), митрополит бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 11.12.1803 по 24.01.1822 на покое; 14.09.1824 бывший архиепископ Псковский, Лифляндский и Курляндский с 24.01.1822 митрополит с 16.03.1822 23.02.1837 бывший архиепископ Ярославский и Ростовский с 18.04.1837 21.12.1857 бывший митрополит Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 01.03.1858 по 01.07.1860 митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Арсений II (Москвин), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 01.07.1860 28.04.1876 Филофей (Успенский), митрополит

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Видя крайнюю бедность, митрополит Арсений не раз ходатайствовал перед императрицей Екатериной II о субсидии Киевской духовной академии. В 1763 году митрополитом был построен большой каменный корпус для бедных студентов. Характерною чертою в облике митрополита Арсения была святость его личной жизни. Он составил службу с акафистом святителю Димитрию Ростовскому . Труды: Слова: – в Неделю 11-ю по сошествии Святаго Духа. – М., 1742. – в Неделю 16-ю – М., 1742. – в Неделю 24-ю – М., 1744. – в день Сретения Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. – М., 1742. – в Неделю 4-ю Великого поста. – СПб., 1743. – в похвалу святых угодников Божиих. – СПб.. 1743. – в Неделю мясопустную. – СПб., 1743. – на день Успения Пресвятой Богородицы. – М., 1743. – на мир со шведами. – М., 1744. Акафист и служба святителю Димитрию Ростовскому . Путешествие императрицы Елизаветы Петровны к Троице-Сергиевой лавре, пешей приближавшейся. – СПб., 1744. Литература: Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев, 1856, т. 2. – С. 18–69. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. – С. 117, 120, 200, 250, 260. Шпачинский H., священник. Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние Киевской митрополии в его правление (1757–1770). – Киев. 1907. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 6. – С. 54. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1403. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872, 70. Календарь крестный иллюстрированный на 1883 год/Ред. А. Гатцук. – М., 183 2–1891, 1883. – С. 128. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 768–769. Петров Л. Справочный богословский церковно-исторический словарь Петрова Л. – СПб., 1889. – С. 27. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 8, 134–135, 141.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИРИЛЛ (Ляшевецкий (Ляшевицкий) Федор Александрович; ок. 1720, г. Опошня Киевской губ.- 14(12?).05.1770, Чернигов), еп. Черниговский и Новгород-Северский. Отец, Александр Семенович Ляшевецкий, служил сотенным писарем в Полтавском полку, позже - священником в глинской ц. в честь Преображения Господня. В 1742 г. Ф. Ляшевецкий окончил Киево-Могилянскую академию, преподавал в новоучрежденной семинарии при Троице-Сергиевом мон-ре. Один из первых наставников Троицкой семинарии, с 17 марта 1743 г. он преподавал грамматику в низших классах. Архиеп. Переславский Арсений (Могилянский ; впосл. митрополит Киевский и Галицкий) сообщал в Синод: несмотря на то что в лаврской семинарии служили и преподавали лишь один префект иером. Афанасий (Волховский) и 2 учителя - иеродиак. Иннокентий (Паскевич) и К., «семинаристы произошли даже до риторики» (ОДДС. Т. 29. Стб. 185). В 1746 г. в Троице-Сергиевой лавре Ф. Ляшевецкий был пострижен в монашество с именем Кирилл, к июню 1751 г. был соборным иеромонахом. С 1747 г. библиотекарь, с 1748 г. префект семинарии, в 1749 г. учитель риторики Славяно-греко-латинской академии, в 1753 г. К. стал наместником лавры, в 1754 г. перестал преподавать в семинарии, до 1758 г. оставаясь наместником. В это время настоятелем лавры был архим. Афанасий (Волховский; впосл. епископ Ростовский и Ярославский). По свидетельству митр. Евгения (Болховитинова) , К. прославился «отменным даром проповедничества», архиеп. Филарет (Гумилевский) называл его образованнейшим архиереем своего времени. В 1747 г. викарий Московской епархии архиеп. Арсений (Могилянский) отдал распоряжение о регулярных проповедях и преподавании катехизиса священнослужителям. К. было поручено проповедовать в приходской Рождественской ц. Имп. Елизавета Петровна любила приезжать на богомолье в Троице-Сергиев мон-рь, к-рому в 1744 г. пожаловала статус лавры. Канты к ее «всерадостному пришествию» и речь К.

http://pravenc.ru/text/1840327.html

Отзыв о книге свящ. Н. Шпачинского: «Киевский митрополит Арсений Могилянский и состояние киевской митрополии в его правление (1757–1770 гг.).» – (Киев, 1907 г) Источник Главная ценность рассматриваемого сочинения заключается в его широкой документальности. При своем исследовании отцу Шпачинскому „пришлось обратиться“, как и подобало, к сырому, архивному материалу и на основании его восполнять существующие сведения, как о деятельности Арсения Могилянского на разных поприщах его служения, преимущественно в сане киевского митрополита, так и о состоянии киевской митрополии во время его управления ею, а отчасти и о состоянии Троицко-Сергиевой лавры и Переславской епархии, в первой из коих он был настоятелем, а во второй – архиепископом. Труды автора в данном направлении были очень усердны: он подолгу работал в архивах киевских (Киево-Печерской лавры, Выдубицкаго монастыря, Киево-Софийского собора, Киевской консистории, Киевской духовной академии), московских (Министерства Иностранных Дел, Министерства Юстиции) и петербургских (при Св. Синоде). Разумеется, нельзя сказать, что о. Шпачинским осмотрены все архивы, где он мог бы найти нужные для него сведения (напр., в Государственном Архиве); нельзя сказать и того, что и осмотренные архивы использованы им для своей цели вполне. Но кто знает, сколь пространное море представляют собою архивные материалы за рассматриваемое время (18-е столетие), тот не может поставить указанный дефект в особенную вину нашему автору. Наука движется совокупными усилиями тружеников, и в ряду этих тружеников отцу Шпачинскому (поколику дело касается избранной им для исследования темы) должно быть отведено почетное место. Немало труда положено автором и на изучение собранного обширного материала, который им надлежаще рассортирован и, согласно намеченному плану, в достаточно стройном порядке изложен (приведен в систему). Это положительные стороны рассматриваемого нами труда. К слабым же его сторонам (кроме некоторых недосмотров при изучении собранных материалов) должно отнести: не всегда верное освещение тех или иных событий и замечаемая по местам ограниченность исторического кругозора.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Жизнь святителя митрополита Ростовского Арсения (Мацеевича) (1697–1772), мученически окончившего свой подвиг, является наглядным примером того, как ухищренно и жестоко пытается расправиться враг рода человеческого с тем, кто во главе угла своей жизни поставил Церковь Христову. Слова апостольские: трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить ( 1Пет. 5:8 ) актуальны в любом обществе, в любой исторической эпохе, и очень часто, чтобы увидеть истину, снять тину обмана, лжи и неправедных обвинений, нужны время и молитва. 28 февраля 1772 года в Ревельской тюрьме в арестантской одежде, под именем Андрея Враля, скончался оболганный неправдами и выдумками, больной и слепой святитель Арсений (Мацеевич). Лишь на Соборе Русской Православной Церкви в 1918 году, на последней его сессии, было принято решение о восстановлении святителя в сущем сане, так как он был лишен его по политическим причинам. И почти через 100 лет, на Юбилейном Архиерейском Соборе 2000 года митрополит Арсений был причислен к лику святых. Бог поругаем не бывает, и невозможно затмить свет того светильника, который несет свет правды Божьей. В 1697 году в городе Владимире-Волынском в семье православного священника, ведшего свой род из польской шляхты, родился сын Александр. В 18 лет, получив достойное образование, он поступил в знаменитую Киево-Могилянскую академию — одно из лучших учебных заведений того времени. Через год Александр, стремясь к принятию ангельского образа, ушел в Новгород-Северский Преображенский монастырь, где принял постриг с именем Арсений, а немного времени спустя был рукоположен в диаконский сан. В 1718 году иеродиакон Арсений возвратился в академию, а по ее окончании в 1723 году принял иерейский сан. До 1729 года иеромонах Арсений служил, проповедовал и постигал азы монашеского делания в Киево-Печерской Лавре и Черниговском Ильинском монастыре. В 1730 году иеромонах Арсений был вызван в Тобольск митрополитом Антонием (Стаховским), где занимался миссионерством, а в 1733 году совершил путешествие в Устюг, Холмогоры и Соловецкий монастырь, где полемизировал с заключенными там раскольниками и по поводу этой полемики написал книгу «Увещание к раскольнику».

http://azbyka.ru/fiction/batjushkin-greh...

В древности на этом пространстве существовали Беловежа, Бахмач, Всеволож, Уневеж и Глухов. 960 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. II, ч. I, Приложение XIX, 6 стр.; XVI, Прилож. XII, стр. 654; XX, Прилож. X, стр. 895; Пол. Собр. Пост. и Распор. по Вед. Прав. Испов. VI, 2272. 961 Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. VI, Приложение II. Приходов в 1738 г. в Черниговской епархии – 503, в Переяславской – 167; в 1739 г. в Черниговской – 506, Переяславской – 167; 1740 г. Чернигов. – 511, Переясл. – 167; в 1741 г. Черн. – 518, Переясл. – 170; в 1742 г. Чернигов. – 522; в Переяславской – 171: в 1743 г. Черниговской – 524, Переяславской – 173; в 1744 г. Черниговской – 529, Переяславской – 172; в 1745 г. Черниговской – 529, Переяславской – 174. 962 Опис. Докум.и Дел. Арх. Св. Син. XII, 254 (1733 г.); XX, 567 (1743–1745 гг.); XXXI, Приложение I, стр. 433–435 (1749 года). Тут не названы три мужских монастыря – кафедральный Борисоглебский и Успенский Елецкий в Чернигове, а также Спасский Рувимо-Сосницкий. Но эти три монастыря тогда существовали. Кафедральный Борисоглебский оставался кафедральным, Елецкий Успенский был самостоятельным; настоятелем в нем был архимандрит Тимофей Максимович (1727–1749 г.), а затем архим. Димитрий Белинский (1750–1753 г.) и др. (Истор.-статист, описание Черниговской епархии... III, стр. 1–34). Спасский Рувимо-Сосницкий монастырь в 1744 г. обращен в пустынь и приписан к Рухловской пустыни. В таком виде он оставался до 1786 г. (там же, IV, стр. 166–173). 966 Сборник Император. Русск. Истор. Общ. т. XLIII, стр. 483, 497–498; 549–550, 506–512; 514–515, 581–582, 589–591. С особенной обстоятельностью и подробностью малороссийские пункты, составленные для представления в Екатерининскую Комиссию, изложены у о. Шпачинского в его исследовании «митроп. Киевский Арсений Могилянский»... Глава IX, стр. 481–556. 967 Свящ. Н. Шпачинский. Киев. митр, Арсений Могилянский, стр. 104–107. Киево-Печерскую протопопию составили церкви Киевского полка: в крепости Печерской, на Зверинце, в м. Василькове, в с. Богдаевке, сс. Безрадиче, Хотове, Пирогове, Романовке, Слободке, Кухмистере, Димерке, Богдановке, Вышедке, Гнедине, Пухове, Рожновке, Новоселках Сваромле, Тарасовичах, в м. Бороварах, Красиловке, Перебухове, Дударкове, Осокирках и в с. Троещине. В некоторых местах было по две церкви. Нежинского полка две церкви в сс. Лосинок и Омбыше причислены к Нежинской протопопии; церкви с. Буромки и Шилович присоединены к Ичанской протопопии, в Лубенском полку 6 церквей местечка Смелы и в сс. Томашевке, Гриневке, Беседове, Чернечной слободке приписаны к Роменской протопопии. Из церквей Киево-Межигорского монастыря, бывшие в селах Евлишке, Чернику, Урочище Есковой Гребле, с. Сорокошицах, Глебовке, Ошитках, Жукине – отчислены к Козелецкой протопопии, а остальные церкви в с. Вышгороде, Новых Петровец, дер. Старых Петровец, Летежа и Борки – причислены к Верхне-Киевской протопопии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

917 М. Евгений. Описание Киево-Соф. собора, стр. 247. Все киевские монастыри мужские и женские с указанием в них церквей и числа братии в начале 40 х гг. XVIII в. названы в Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XX, 567, стр. 588–593. В 1749 году в Киевской епархии насчитывалось 28 мужских монастырей (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XXXI, прилож. 1. Тут названы все настоятели муж. монастырей Киевской епархии-митрополии за 1749 г.). 918 М. Евгений... прибавление 43. Тут издана полная именная ведомость о киевских монастырях за 1756 г., ср. свящ. Н. Шпачинский. Киевский митрополит Арсений Могилянский... стр. 107–108, проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 72–73. 919 Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия... стр. 73; Н. Шпачинский. Митр. Киевский Арсений Могилянский, стр. 108–109. Вот этот постоянный состав киевских монастырей: 1. Кафедральный Киево-Софийский и приписные к нему: 2. Моравский Онуфриевский, 3. Задесенский Николаевский и 4. Трехсвятительский киевский, 5. Киевский Пустынно-Никольский и приписной к нему, 6. Пивогородицкий Николаевский, 7. Киево-Златоверхо Михайловский и два приписных к нему, 8. Красногорский Чернусский и Онуфриевский в Липянском ските, 10. Киево-Братский Училищный Богоявленский, 11. Киево-Выдубецкий Михайловский, 12. Киево-Кирилловский Троицкий, 13. Киево-Греческий, 14. Киево-Петровский Павловский, 15. Козелецкий Свято-Георгиевский и приписной к нему, 16. Козелецкий в скиту Троицкий, 17. Нежинский Благовещенский и приписной к нему, 18. Ветхорождественский, 19. Максаковский Преображенский, 20. Батуринский Николаевский, 21. Гамалеевский Харлампиевский, 22. Глуховский Петропавловский, 23. Мгарский Лубенский и приписной к нему, 24. Слепогородский Онуфриевский в скиту, 25. Густынский Троицкий и приписной к нему, 26. Дейманский в скиту, 27. Сорочинский Михайловский, 28. Нехворощанский Успенский и приписной к нему, 29. Соколовский в скиту, 30. Полтавский Крестовоздвиженский и приписной к нему, 31. Богоявленский в скиту, 32. Пустынно-Скельский Преображенский, 33. Красногорский Гадяцкий и приписной к нему, 34. Преображенский в скиту. Женские монастыри: 1. Киево-Флоровский, 2. Киево-Богословский, 3. Киево-Иорданский, 4. Козелецкий Богословский, 5. Нежинский Введенский, 6. Новомлинский Успенский, 7. Пустынно-Мутинский, 8. Глуховский Успенский, 9. Ладинский Покровский, 10. Велпкобудинский Преображенский, 11. Пуиикаровский Покровский и 12. Быстрицкий Вознесенский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

190 Азария Рубанов-Ясноводский (или Красноводский) с 15 сентября 1759 г состоял киевским кафедральным писарем, в сане иеродьякона, 26 апреля 1762 г. был избран кафедральным наместником и присутствующем в духовной консистории. С 1764 по 1766 г состоял виленским старшим. В 1766 г., по слабости здоровья, уволен, по прошению, на покой – в Киев – КЕВ., 1864 г, 419. 421422 «Кафедральный киевософийский монастырь и его наместники» (стр 412422) – Ф. Смирнов, «Вил. святодух. Мон.», 182189. 191 Митрополит Арсений Могилянский родился в 1704 г.; образование получил в киевской академии, харьковском коллегиуме и московской славяно-греко-латинской академии. С 1744 г – архимандрит Троице Сергиевский. Затем архиепископ Переславля-Залесского. В 1752 г. вышел на покой и проживал в новгородском Спасском монастыре. В 1758 году – митрополит киевский. Скончался 8 июня 1770 г. – КЕВ., 1875 г., 405407. «Арсений Могилянский, митрополит киевский, и его заботы об улучшении проповеднического дела (во второй половине XVIII века), К. Королькова (стр. 405414, 642651) – «Девятисотлетие русской иерархии(9881888). Епархии и архиереи. Составлено по официальным и историческим данным Н. Д. Москва . 1888». Стр 16. 195 «Отпусты» (индульгенции) давались папой известному месту или святыни. Желавшие воспользоваться отпустом обязаны были посетить определённое место и в определённое время исполнить определённое папой дела или обязанности, завершая всё исповедью. – По примеру пап, давали отпусты римско-католические и униатские епископы в своих епархиях; – напр., на один год по причине освящения церкви, на сорок дней по случаю победы над врагами, для общего покоя, на умножение благочестия. – ВЕВ., 1878 г., 909923. «Поучение об отпустах, совершающихся в православных церквах западного края России», священника А. Ф. Хойнацкого. 196 ТКДА., 1868 г., III, 151152, примечание. «Краткие известия о положении базилианского ордена и разных переменах в его управлении от 1772 г. до 1811 г.» [Записки консультора базилианской русской провинции Лукаша Сульжинского]. (III, 147168, IV, 100144. 245302). – АВАК., XVI, 128, 129, 133, 135, 143, 149, 150, 155, 159, 160, 161, 163, 168, 172, 174. И мн. др.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Коллегиум, со своей стороны, не был неблагодарен св. церкви за ее заботливость о нем. Он не только приготовлял способное духовенство для церквей Украйны и всей (нынешней) Курской епархии, а частию и нынешних епархий – Полтавской, Екатеринославской, Черкасской и Воронежской, не только образовывал в духе веры молодых людей, которые из стен монастыря переходили на гражданские места и были потом весьма полезными слугами царю и отечеству, но из Покровского же монастыря вышли люди, которые с честью и пользою служили св. церкви в звании архимандритов и архипастырей. Таковы были Арсений, в мире Алексей Могилянский, и родной брат его, Епифаний, в мире Евстафий, Могилянский, в 1727 г. перешедшие из Киевской академии в Харьковский коллегиум и здесь докончившие курс образования. Оба они были знаменитыми проповедниками при дворе императрицы Елисаветы, и первый был духовником ее, а потом митрополитом киевским, славным по святости жизни. Последний скончался архимандритом Киевского Николаевского монастыря, долго быв пред тем протоиереем полтавским. Гавриил, в мире Григорий, Кременецкий, митрополит киевский, был также из числа первых питомцев коллегиума; в Украйне еще и поныне остаются его родичи, например богодуховский протоиерей, Кременецкий, уже старец, живущий на покое. Феодосий Янковский в 1737– 1742 гг. архимандрит Ахтырский, 1743–1744 гг. наместник Сергиевой лавры, 1745–1750 гг. архиепископ петербургский; его родственники Янковские также известны в здешнем крае. Кирилл Флоринский – урожденец слободы Ворожбы, наставник коллегиума, и ректор Московской академии, 1768–1772 гг. епископ Севский, известный по некоторым проповедям, скончавшийся на покое в 1795 г. Иакинф Карпинский, сын протоиерея краснокутского, питомец и постриженец Покровского монастыря, для изучения языков, греческого и еврейского, отправлявшийся в Киев, префект коллегиума, первый преподаватель богословия в Коломне, скончавшийся архимандритом Московского Новоспасского монастыря, известен своим кратким Богословием, которого оригинал завещал он библиотеке коллегиума. Сильвестр, в мире Семен, Лебединский, архиепископ астраханский, получил образование в коллегиуме; родственники его еще живы в Тарановке; сочинения его: а) Приточник Евангельский, М., 1796, в 2 ч.; М., 1807; в первом издании – перевод с дополнениями, во втором – сочинение; б) Нетленная пища, М., 1794; в) краткое Богословие. Димитрий Сулима, архиепископ кишиневский, умер 1843г., сын протоиерея Новой Водолаги. Даниил Сулима кончил курс учения в коллегиуме, с 1811 г. был викарным епископом молдавского митрополита Гавриила, в 1823 г. наименован самостоятельным епископом кишиневским; в продолжение долгого служения в Кишиневе переведены им со славянского на молдавский язык псалтырь, общая минея, служебник, требник, краткий катехизис, святительское поучение, инструкция благочинным. Антоний Шокотов, урожденец с. Богородичного, ныне епископ старорусский. Других знаменитых воспитанников коллегиума увидим мы в последующем обозрении епархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В 1842 г. по инициативе архим. Димитрия (Муретова) К.-Б. м. был причислен к 1-му классу, в обители возобновлена должность наместника, на к-рую назначался кто-либо из братии. Киево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. Думитрашкова Киево-Братский мон-рь и Киево-Могилянская академия. 1840–1841 гг. Литография с рис. Н. Думитрашкова Несмотря на единство управления, отношения между К.-Б. м. и КДА не всегда были гладкими. В частности, на рубеже 50-х и 60-х гг. XIX в. между обителью и академией возник спор из-за 2 домов на территории К.-Б. м. В результате в 1862 г. по требованию Киевской духовной консистории было проведено четкое размежевание монастырской и академической территорий. К.-Б. м. было отведено 467,5 кв. саж. После введения в действие Устава духовных академий 1869 г. потребовалось существенное увеличение учебных площадей, а также создание новых квартир для профессоров. Ректор КДА и настоятель (1860-1877) К.-Б. м. архим. Филарет (Филаретов) считал неудобным размещение на территории монастыря квартир для женатых профессоров и сотрудников КДА и потому предложил Совету КДА ходатайствовать перед Синодом о закрытии К.-Б. м. с последующим приспособлением его зданий для нужд академии. Однако эта инициатива была решительно отвергнута Киевским митр. Арсением (Москвиным) . В отношении в Синод митр. Арсений писал, что «одну мысль о закрытии Киево-Братского монастыря, столь знаменитого своей древностью и своими великими заслугами на пользу Церкви и Отечества» он считает «неблаговидной и неблагоприятной для общественного мнения» (цит. по: Мухин. 1893. С. 255-256). В результате корпус с квартирами для преподавателей (1872) был построен вне монастырских стен. C 1874 г., когда архим. Филарет был хиротонисан во еп. Уманского, викария Киевской епархии, последующие настоятели К.-Б. м. также имели епископский сан. Штат К.-Б. м. состоял из настоятеля, наместника, 8 иеромонахов, 4 иеродиаконов, 3 монахов и 5 послушников. Однако реальное количество братии, как правило, не совпадало со штатным. Так, в 1913 г. в братии состоял 31 чел. (епископ, архимандрит, 9 иеромонахов, 8 иеродиаконов, 12 монахов). Часть братии составляли вдовые клирики. Вместе с келейниками и сотрудниками число насельников на рубеже XIX и XX вв. обычно составляло ок. 60 чел. Начало первой мировой войны принесло серьезные испытания в жизнь насельников. В сент.-окт. 1915 г. монахи были эвакуированы в казанские Иоанновский и Преображенский мон-ри, откуда вернулись в Киев в 1916 г. Во время отсутствия братии обязанности настоятеля монастырского храма выполнял прот. Александр Глаголев. При этом часть монастырских зданий была реквизирована на военные нужды.

http://pravenc.ru/text/1684333.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010