Дело об епархиях на первых порах шло необыкновенно быстро. 21 июля Св. Синод уже определил «учинить изречение и рукоположение по церковному чиноположению» архимандриту Арсению в архиепископа в Переяславль-Залесский. Кандидатами на епископские кафедры намечены: во Владимир член Синода, архимандрит Рождествена монастыря – Платон и московского Новоспасского монастыря архимандрит – Антоний; на Кострому, синодальный член Троицкого Ипатского монастыря архимандрит – Симон и московского Спасского училищного монастыря архимандрит – Порфирий. Синод не мог указать других (лучших?) кандидатов из местных архимандритов. Указать новый источник содержания тамбовского архиерея, кроме прежних кафедральных вотчин, Синод отказался. Предоставляя на волю Государыни обеспечение Тамбовской кафедры, он наметил кандидатами на нее безместного чудовского архимандрита Илариона, в виду того что Чудов монастырь отдавался московскому архиепископу, и донского архимандрита Кирилла. В течение одного месяца, с 18-го июня по 21 июля 1744 г., в Синоде успели составить очень сложный проект об учреждении вновь четырех епархий, Государыня успела утвердить его; намечены были кандидаты на новые архиерейские кафедры, указаны источники их содержания, кроме тамбовского, но когда дело дошло до осуществления проекта, то оказалось, как всегда и везде, составлять проекты гораздо легче, чем выполнять их и проводить в жизнь. Потребовалось пятнадцать лет для осуществления проекта 18-го июня. XXIII По царскому указу и определению св. Синода раньше других решено открыть Переяславль-Залесскую епархию. 26 июля 1744 года на нее посвящен с саном архиепископа Арсений Могилянский, но он, не вступая в управление епархией, вместе с Императрицей отъехал в Киев, о чем Св. Синод 27 июля делал особый доклад. По просьбе архиепископа Арсения Св. Синод передал его епархию в полное управление московского архиепископа Иосифа впредь до его возвращения из Киева. 585 Архиепископ Арсений возвратился из Киева в начале октября 1744 г. Только в половине (16) этого месяца Св. Синод окончательно решил выделить из ведомства архиепископа Иосифа и Московской Консистории самостоятельное управление Переяславль-Залесской епархией, передав ее в полное управление синодального члена архиепископа – Арсения. Все дела по Переяславль-Залесской епархии и необходимое число канцелярских служителей из Московской Консистории отправлены были в Переяславль-Залесский. Самому архиепископу Арсению предписано принять по самой подробной описи кафедральный Горицкий монастырь со всеми его церквами, утварью, наличными деньгами, хлебом, скотом и т. п.; составить две новые описи, отметив в них прибыль и убыль монастырского имущества. 586

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Отметим также два «риторических» фрагмента, украшающие Житие Димитрия Ростовского в редакции Арсения Мацеевича , которые не использовал автор Синодальной редакции. В первом фрагменте Арсений Мацеевич , описывая обучение Димитрия Ростовского в Киево-Могилянской академии, сравнивает его со святым Венедиктом (Бенедиктом) Нурсийским: «Однако егда сам о себ засвидтельствовал, что презрил мир сей и иночество восприял осмнадесятолтен, то уже надлежит об нем признавать, яко он в том преподобному Венедикту точно подражал, который такоже в Рим в научение вншняго любомудрия вдан бысть. Видя же во училищах бывшия многия, развращенным путем по своих страстных похотех ходящия, воспяти ногу свою оттуду, бояся, да не како малого ради учения книжнаго погубит велий разум души своея и, со злыми развратився, падется весь в пропасть грховную, изыйде убо от училищ ненаучен мудрец и разумный невжа – презрв вншнее любомудрие, да сохранит внутренее цломудрие. Не точию же училища остави, но и премногая богатства своих родителей, отшедших уже от жития сего, и желаше иноческаго чина и пустыннаго пребывания. Сему убо угоднику Божию преподобному Венедикту, Димитрий святый подражая, такоже оставивши родителей и всю мира сего суету, и болшая вншняя учения зло...». Во втором сюжете, сообщая об игуменстве Димитрия Ростовского в Батуринском монастыре св. Николая Крупицкого, Арсений Мацеевич упоминает об Адаме Зерникаве, который во времена игуменства Димитрия Ростовского «преставился в монастыре (...) о котором во „Апологии против лютеранов“ от преосвященнаго Феофана Прокоповича , бываго тогда ректора Киево-братского, тако пишется: „Блаженныя памяти Адам Зерникав, егда к познанию того дла, сирчь от исхождении Духа Святаго, велми рачителное возимел прилжание и вси доказателства, имиже латинники величаются, и от Писания, и святых отец свидетлства внятно разсмотрел, самой сущей истинн, яко побжден, покорился, да безопасное же спасению своему обрящет пособие, оставя свое отечество, яко изгнанник самоволный, и вн отечества, в Малой у нас России, небеснаго отечества, к немуже от Бога избран бысть, „искаше и обрте“.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

63 . Арсений 2-й, Воронов, из архимандритов Вологодского Прилуцкого монастыря, в 1737–1738 годах, очень недолго. 64 . Амвросий Дубневич, из архимандритов Киевского Златоверхо-Михайловского монастыря, бывший ректор Киевской академии, вызванный в 1739 году в Троицкий монастырь с целию открытия в нем семинарии, но, прежде чем успел это сделать, поставленный в 1742 году в епископы Черниговские. 65 . Кирилл 3-й, Флоринский, из архимандритов Московского Заиконоспасского монастыря и ректоров Славяно-греко-латинской академии, с 1742 по 1744 год; 1 октября 1742 года открывший в лавре семинарию. 66 . Арсений Могилянский, в 1744 году назначенный из придворных проповедников, в том же 1744 году поставленный в архиепископы Переяславские, но и при сем сохранивший звание архимандрита лавры, в 1752 году удалившийся на покой (с 1757 года – митрополит Киевский) 207 . 67 . Афанасий Вольховский, из келарей лавры и ректоров лаврской семинарии, с 1753 по 1758 год, в котором поставлен в епископы Тверские. 68 . Гедеон Криновский , из архимандритов Саввина Сторожевского монастыря, с 1758 по 1761 год, в котором поставлен в епископы Псковские (знаменитый придворный проповедник). 69 . Лаврентий Хоцятовский, из придворных иеромонахов, быв каковым состоял в должности уставщика придворных певчих, с 1761 по 1766 год 208 . Архиепископы и митрополиты: 70 . Платон Левшин. Родился 29 июня 1737 года в селе Чашникове, находящемся в 37 верстах от Москвы по Петербургскому шоссе (в миру Петр Георгиевич и, собственно, не Левшин, а Левшинов, фамилия переделана в Левшин позднее 209 ; учился в Славяно-греко-латинской академии, в которой в 1751 году, еще прежде окончания учения, сделан учителем поэзии и публичным катихизатором; в 1758 году переведен в Лаврскую семинарию в учители риторики, причем 14 августа этого года принял в лавре монашество; в 1759 году сделан префектом семинарии и учителем философии, а в 1762 году – ректором и учителем богословия; в 1763 году взят в законоучители к великому князю Павлу Петровичу, вместе с чем сделан придворным проповедником; в 1766 году поставлен в архимандриты лавры; в 1770 году назначен в архиепископы Тверские с сохранением звания архимандрита лавры; в 1775 году переведен в архиепископы Московские, из которых в 1787 году переименован в митрополиты; скончался 11 ноября 1812 года и погребен в построенном им Вифанском монастыре. Платон есть знаменитый иерарх Русской церкви, человек прекрасных нравственных качеств, а что касается до него как архимандрита лавры, то без преувеличения можно сказать, что он был лучшим архимандритом из всех до него бывших: он почти заново перестроил лавру, а алтарь Троицкого собора украсил так, что великолепие последнего, можно сказать, напоминает храм Соломонов (кроме того, что сейчас есть в алтаре, нужно еще смотреть великолепнейшую одежду на престол, хранящуюся теперь в ризнице) 210 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Петр Могила 1633–1647. Сильверст Коссов 1649–1657. Дионисий Балабан 1658–1663. Иосиф Нелюбович-Тукальский 1663–1676. Антоний Винницкий 1676–1679. С 1657–1685 г. митрополиты по политич. обстоят. жили вне Киева. Митрополиты Киевские, Галицкие и всея Малыя России: Гедеон Святополк кн. Черниговский 1685–1690. Варлаам Ясинский 1690–1707. Иоасаф Краковский 1708–1718. Варлаам Вонатович 1722–1730. Архиеп. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Щербацкий 1748–1757. Арсений Могилянский 1757–1770. Киевские и Галицкие (с 1767 г.): Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин . 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Флавиан 1903. Св. Иреней, еп. Лионский, живший во втором веке, придавал большое значение этим спискам, как доказывающим истинность и законность Христова священства: «Мы, – пишет он, – можем перечислить епископов, поставленных Апостолами в церквах, преемников их до нас, которые ничего не учили такого, как эти еретики бредят» («Сочинения Иринея». Издание Преображенского кН. 3, гл. 3, стр. 275). «Пусть, – обращается к еретикам учитель второго века, Тертуллиан , – объявят ряд своих епископов, который продолжался бы с таким преемством, чтобы первый из епископов имел своим виновником и предшественником кого-либо из Апостолов или мужей апостольских, долго обращавшихся с Апостолами» (Догм. Бог . Макария, т. 2, стр. 221). Вполне уместно и сектантов спросить; «пусть укажут, кто из их первых учителей рукоположен Апостолами или кем-либо из мужей апостольских, их очевидцев и учеников? Пусть укажут такой список своих «пресвитеров», из которого можно было бы видеть, что они ведут свое рукоположение от самих Апостолов, а не от Ратушного или Рябошапки или сектантов-немцев: Гюбнера, Онкена, Прицкау, или Фомы Мюнцера».

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Никифор II (грек) 1182–1198. Гавриил. Дионисий уп. 1205. Матфей (грек) уп. 1209 † 1220. Рафаил Забаровский 1731–1747. До 1743 Архиеп. Тимофей Цербацкий 1748 –1757 Арсений Могилянский 1757 –1770. Киевские и Галицкий (с 1767 г.) Гавриил Кременецкий 1770–1783. Самуил Миславский 1783–1796. Иерофей Малицкий 1796–1799. Гавриил (Бодони) Бонулеско (румын) 1799–1803. Серапион Александровский 1803–1822. Евгений Болховитинов 1822–1837. Филарет Амфитеатров 1837–1857. Исидор Никольский 1858–1860. Арсений Москвин 1860–1876. Филофей Успенский 1876–1882. Платон Городецкий 1882–1891. Иоанникий Руднев 1891. Феогност 1900. Кирилл II (грек) 1224–1233. Иосиф I (грек) прибыл 1237. Кирилл III (грек) избр. 1243; † 1281. Максим (грек) 1283–1353. Петр Св. 1308–1326. Феогност св. (грек) 1328–1353. Алексий Св. Плещеев хир. 1350; вступил на митр. 1354 † 1378. Пимен (грек) хир. 1380, удал. 1380: возвр. 1382, низлож. 1388. Киприан Св. (серб) 1381–1383; 1390–1405. Дионисий Св. 1383–1385. Фотий (грек) Св. 1408–1431. Исидор (болгарин) 1437–1441. Uoha I Одноушев Св. 1448–1461. Митрополиты в Киеве и Галиче: Феодорит хир. 1345, в Киев прибыл 1352 † 1354. Роман 1354–1362. Киприан Св. 1375–1383–1390. (В Вильне): Григорий I Цамблак (Семивлах) (серб) 1415–1419. (В Смоленске): Герасим 1433–1435. Митрополиты Киевские и всея России: Григорий II (болгарин) 1458–1473. Мисаил кн. Пеструцкий-Друцкой-Соколинский-Бабич упр. мит. 1474–1480. Спиридон Сатана (не принят и отлучен) 1476. Киевские, Галицкие и всея России: Симеон 1488–1488. Uoha II Глезна 1492–1494. Макарий I Св. (Чорт) 1495–1497. Иосиф II (Болгаринович) 1450–1503. Uoha III 1503–1507. Иосиф III (Солтан) 1509–1521. Иосиф IV Руссин 1523–1534. Макарий II (Москвитянин) 1535–1556. Сильверст Белкевич 1556–1567. Иона Протасевич-Островский 1568–1577. Илия Куча 1577–1579. Онисифор Петрович-Девочка (Девочий) 1583–1588. Михаил Рогоза с 1588 г.; в 1596 г. отпал в унию. Экзархи Константинопольского трона: (В Киеве): Иов Борецкий 1620–1631. Исаия–Борисович-Копинский (Копыстенский) 1631–1633.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Кузнецов, в: БВ. 1907. 10. С. 224, 259, 260 (Н. Д. Кузнецов, судя по его выступлениям, принадлежал скорее к либеральному, чем консервативному крылу Предсоборного Присутствия). Монастырские имения занимали в Европейской России 0,01%, в Азиатской России — 0,0001%, по империи в целом — 0,02% всей земли. 844 Milasch (см. библиогр., общ. лит.). С. 515; Чижевский. О церковном хозяйстве, в: РБЭ. 5. Стб. 880–884; Завьялов. С. 7–48. 845 АИ. 5. 75; ПСЗ. 2. 898; Николаевский П. Патриаршая область и русские епархии в XVII веке, в: Христ. чт 1888. 1. С. 181 и след.; Покровский. Русские епархии. 1. С. 55 и след., 275–279, 318–342. Уже Поместный Собор 1667 г. считал необходимым увеличить число епархий (ДАИ. 5. 402. С. 491–493). Тамбовская епархия была в 1699 г. снова упразднена (см. табл. 5). 846 Покровский. Ук. соч. С. 503–522; он же. Русские епархии в XVIII веке, в: Прав. соб. 1913. 7/8. С. 95–96; Шпачинский. Арсений Могилянский. С. 29 и след.; Верховской. Населенные недвижимые имения (см. библиогр. к § 10). С. 273; Попов. Арсений Мацеевич. С. 60. Об общем числе церквей в 1799 г. см.: ПСЗ. 25. 19136. 847 Покровский. Ук. соч. 1. С. 314 и след. О распределении церквей по епархиям в 1903 г. см.: Вера и разум. 1903. 16. Дополнение (Листок Харьковской епархии. С. 501 и след.). 848 ПСЗ. 22. 16658; 15. 19070; 16. 19556; 28. 21165; 18124, 18300, 19156; Доброклонский. 4. § 17. Согласно Голикову (Деяния Петра Великого. 9. С. 179), Петр намеревался объединить все епархии в пять митрополичьих областей. См. об этом: Верховской. Учреждение. 1. С. 609. Подобный проект возник и при Александре I (Филарет. Собрание мнений. 2. С. 162). В начале 60–х гг. Филарет указывал на настоятельную необходимость создания новых епархий (Собрание мнений. 5. С. 117; Сушков. Записки о жизни и времени Московского митрополита Филарета. М., 1868. С. 194–198). 849 См. табл. 5. 850 ПСПиР. Е. П. 2. 171, 660, 692; Покровский, в: Прав. соб. 1913. 7/8. С. 96; он же. Русские епархии. 2. С. 68; ПСЗ. 20. 14248; Барсов. Синодальные учреждения.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ЕПИФАНИЙ (Славинецкий; † 19.11.1675, Москва), иером., филолог, богослов, один из ведущих деятелей книжной справы никоновской . Ученик Е. инок Чудовского монастыря Евфимий писал, что Е. был «родом белорусец». В «Оглавлении книг, кто их сложил», составленном, по-видимому, Евфимием Чудовским, о происхождении Е. записано: «Из Малыя России». В предисловии к переводам Е. сочинений святителей Григория Богослова, Василия Великого и Афанасия Александрийского, прп. Иоанна Дамаскина (М., 1665) сказано, что книга создана «труды и тщанием... иеромонаха Епифания, Киевския страны». Полагают, что образование буд. инок получил в Киевской братской школе, где выучил греч. язык. Возможно, Е. побывал в каком-то католич. учебном заведении, т. к. вспоминал, что одно время он читал только «латинские» книги и «вмале не прельстихся латинскаго мудрования лестию». Монашеский постриг Е. принял в Киево-Печерском мон-ре, там же был рукоположен во иерея. Живя в обители, он преподавал в Киево-Могилянской коллегии , предположительно греч., лат. и церковнослав. языки. В 1648 г. царь Алексей Михайлович просил Черниговского еп. Зосиму прислать в Москву иеромонахов Арсения Сатановского и Дамаскина (Птицкого) , о к-рых было известно, что они знают греч. и лат. языки, для исправления церковнослав. Библии по греч. тексту. Поездка не состоялась. В мае 1649 г. царь обратился с такой же просьбой к Киевскому митр. Сильвестру (Коссову) . В ответ в Москву 12 июля 1649 г. прибыли Е., Арсений Сатановский и старец Феодосий - доверенное лицо Киевского митрополита. На встрече с царем Феодосий выступил с речью, в к-рой превозносил знания и способности Е. Помимо исправления текста Библии предполагалось, что Е. также будет учить «славяно-российского народа детей еллино-греческому наказанию» (об этом сообщается в кн. «Остен», составленной, по-видимому, Евфимием Чудовским ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 2. Ч. 3. С. 427)). Первоначально киевских монахов поселили на дворе Посольского приказа, затем они перешли в незадолго до этого устроенный Андреевский монастырь в Пленницах (мон-рю посвящены вирши Е. «На основание Андреевской обители»: ГИМ. Син. 979. Лист, приклеенный к л. 3). Летом 1650 г. Арсений Сатановский и Е. побывали в нижегородском Дудином монастыре . По ходатайству киевских монахов 30 авг. 1650 г. царь дал Киевскому братскому мон-рю грамоту, в к-рой разрешал приезд старцев обители в Москву за милостыней через каждые 2 года. Примерно с 1652 г. Е. жил в Чудовом в честь Чуда архангела Михаила в Хонех монастыре .

http://pravenc.ru/text/190087.html

Автор тщательно собрал печатные и рукописные данные для этого периода жизни и деятельности Арсения Могилянского и значительно восполнил, а инде исправил обращающиеся в литературе об этом сведения. Наибольшую ценность имеют сведения, относящиеся ко времени настоятельства Арсения в Троице-Сергиевой лавре. Но историческое освещение некоторых фактов (событий) из жизни Арсения Могилянского может быть иное, чем какое дается о. Шпачинским. Остановимся на самом главном в жизни Арсения за указанное время. Это главное – необычно быстрая его карьера. Отец Шпачинский объясняет возвышение Арсения вниманием к нему императрицы Елизаветы Петровны, как к „весьма красноречивому проповеднику“, каковых проповедников „императрица весьма любила и отличала“. Но Арсения Могилянского нельзя назвать выдающимся проповедником, как это можно видеть даже из тех образцов его витийствования, которые приводятся нашим автором (стр. 22–28). Это первое. А затем, как бы не преувеличивать „проповеднические дарования и ораторские приемы“ Арсения Могилянского, едва ли они могут быть поставлены в какой-либо уровень с теми милостями, какими осыпаем был императрицею проповедник. Для наглядности сгруппируем во едино некоторые из этих милостей, сведения о которых рассеяны отцом Шпачинским по разным местам его сочинения. 10 октября 1742 года Елизавета Петровна приказала иеродиакона Арсения Могилянского «произвести 17 октября в придворной церкви в иеромонахи; около этого времени он назначен был и придворным проповедником. 11 января 1744 года Арсений назначен был ректором Троицкой семинарии и архимандритом Троице-Сергиеваго монастыря, в каковой сан он и был посвящен 29 числа того же месяца. 8 февраля того же года императрица назначила Арсения членом Св. Синода. 8 июня того же 1744 года она приказала посвятить его в сан архиепископа Переславля Залесского, для чего восстановлена была эта считавшаяся уже упраздненною епархия. При этом Троицкий Сергиев монастырь оставлен был в ведении Арсения и тогда же переименован в Троице-Сергиеву лавру.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Тимофей Щербацкий, 1748–1757. Арсений Могилянский, 1757–1770. Киевские и Галицкие Гавриил Кременецкий, 1770–1783. Самуил Миславский, 1783–1796. Иерофей Малицкий, 1796–1799. Гавриил (Бодони) Банулеско (румын), 1799–1803. Серапион Александровский, 1803–1822. Евгений Болховитинов , 1822–1837. Филарет Амфитеатров , 1837–1857. Арсений Москвин , 1860–1876. Филофей Успенский, 1876–1882. Платон Городецкий , 1882–1891. Иоанникий Руднев, 1891. Феогност, 1900. Флавиан, 1903. 229 Эти возражения следуют и от австрийцев, когда им приходится оправдывать своё положение до перехода к ним митрополита Амвросия, то есть по необходимости защищать беглопоповщину, к каковой принадлежали они сами в продолжении 180 лет. 233 Предки старообрядцев, беглопоповцы, именно любили общение с отбегшими от православной церкви иереями, всякое действие которых проклято (Толковый апостол, лист 548 об.). 234 Извлечение из книги Е.Антонова: «Рассмотрение книги нового раскольнического писателя лжепопа Механикова: „Историко-каноническое обозрение старообрядческого общества“», Москва, 1895 год, с.297 и далее. 235 Это показывает разрешение, обманом выхлопотанное старообрядческими депутатами в патриархии, коим дозволялось Амвросию отслужить одну только литургию по якобы умершей Анастасии, данное 8 марта 1846 года (см. Материалы для истории австрийского священства, с.148). И в «Протоколе», выданном старообрядцам в 1875 и 1892 годах из патриаршей канцелярии в Константинополе, к тому же прямо сказано, что: «Из вышеизложенного следует заключить, что бывший Боснийский Амвросий, ради противоканонических его действий, должен быть признаваем самоотлучённым; совершённые же им хиротонии и священнодействия по тому самому должны считаться недействительными» (Братское Слово, 1876 год, часть 2, с.210; 1893 год, часть 1, с.73; Летопись происходящих в расколе событий за 1893 год, с.12). Вот суд и осуждение вселенским патриархом и Великой церковью Амвросия и начатой им раскольнической иерархии. 236 Известно, что в пасхальных вычислениях русской и греческой церкви начальным месяцем считается сентябрь. В конце 1699 года Пётр Великий указом определил начинать новый год вместе с другими европейскими народами с января. Хотя у нас год начинается с января, но у греков остаётся начальный месяц сентябрь. Поэтому и оказывается по-гречески октябрь – 1847 год, а по нашему счету этот октябрь приходится в 1846 году; вот почему следующие послания Анфима помещены: 2-е – 12 марта 1847 года, а 3-е – 8 августа 1847 года: в них упоминается и первое послание 14 октября 1847 года; тогда как в порядке нашего летоисчисления это послание было бы третьим.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Строгие предписания – в течении одного года окончить устройство семинарии – не могли быть выполнены: не скоро могло быть устроено помещение, не скоро можно было набрать учеников, которые, и чрез год по открытии семинарии, не без труда были призваны к учению; между тем Императрица Анна Иоановна в октябрь 1740 года скончалась; в год регентства Анны Леопольдовны дело оставалось без движения, и уже по вступлении на престол дочери Петра, Императрицы Елизаветы, мысль об учреждении в лавре семинарии возникла с новою силою и скоро осуществилась. На место Амвросия, произведенного в епископа черниговского, архимандритом лавры, в сентябре 1742 года, определен ректор московской славяно-греко-латинской академии Кирилл Флоринский, который вполне способен был привести в исполнение предположенное дело образования юношества 3 . При нем Императрица Елизавета Петровна, быв в лавре, назначила содержание учеников штатом до ста человек, обещала производство в высшие чины всем, обучающимся на своем коште, и пожаловала учителям, не имеющим духовного сана, отличия светского звания 4 . Но Кирилл, только что начал устроять семинарию, как в начала 1744 года 9 января скончался. На его место назначен славивившийся тогда даром красноречия Арсений Могилянский, бывший прежде учителем московской Академии, в 1742 году переведенный в сан иеродиакона и в качества учителя в Троицкую семинарию, а в 1743 году избранный в придворные проповедники. Начав свое образование в Киевской академии, окончив в Харьковском коллегиуме, учив сам в академии московской, видев двор и свет в Петербурге, Арсений мог многое сделать для новооткрытой семинарии: милости Императрицы изливались на него щедро. Не пробыв и пяти месяцев архимандритом, он наречен архиепископом возобновленной тогда переславской епархии; Троицкий монастырь, которым управление оставлено за ним, получил наименование лавры и многие преимущества. Тогда и учеников семинарии, при производившейся переписи, не велено включать в податное состояние, семинария на свое содержание получила определенную часть из доходов монастырских, прежде поступавших в коллегию экономии. В восьмилетнее управление Арсения Троицким монастырем семинария вполне организовалась.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010