Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить АРСЕНИЙ САТАНОВСКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Арсений (Корецкий), Сатановский (+ после 1653), иеромонах киевского Братского монастыря , переводчик, лексикограф. Из обедневшего шляхетского рода, прозвище " Сатановский " позволяет предположить, что Арсений родился в мест. Сатанов в Подолье. В 1648 году, когда царь Алексей Михайлович приглашал Арсения вместе с Дамаскином (Птицким) в Москву " для справки Библии греческие на славянскую речь " , Арсений уже был монахом Братского монастыря и младшим учителем в Киево-Могилянской коллегии . 12 июля 1649 года, после повторного приглашения царя, Арсений вместе с Епифанием (Славинецким) прибыл в Москву и поселился сначала на дворе Великого Посольского приказа, затем в Андреевском монастыре в Пленницах, спустя некоторое время - в Чудовом монастыре . Сначала киевские монахи занимались составлением стихир и службы прп. Савве Сторожевскому , затем - переводами с латинского языка. Летом 1650 года Арсений Сатановский и Епифаний посетили нижегородский Дудин монастырь , после возвращения из которого Арсений подал челобитную царю, в которой писал, что не знает греческого языка, считает себя " малопотребным " в деле, для которого вызван, и просит отпустить его в Киев по семейным делам: у него умер отец, ему было необходимо вызволить из крымского плена мать и двух сестер, а также повидаться с братом. В феврале 1651 года с царской грамотой и казенными деньгами Арсений отправился к русским послам в Крым , но поездка не увенчалась успехом. 7 марта 1652 года Арсений вернулся в Москву и поселился в Богоявленском монастыре . Летом 1653 года за какую-то вину Арсений Сатановский был сослан в Антониево-Сийский монастырь , дальнейшая его судьба неизвестна. Переводческая деятельность Арсения Сатановского в Москве была довольно разнообразной. В 1650 году он помогал Епифанию завершить работу над переводом лат.

http://drevo-info.ru/articles/13678453.h...

В 1731 г. Киевским архиепископом стал Рафаил (Заборовский) . В 1733 г. из ведения Киевского архиепископа была изъята Переяславско-Бориспольская епархия. Имп. указом от 16 июня 1743 г. Рафаилу (Заборовскому) был возвращен титул митрополита. Владыка пытался возобновить и др. права Киевской кафедры: неподсудность духовенства светскому суду, привилегии, изложенные в царской грамоте 1686 г., право покупки и продажи земли. Сенат удовлетворил 1-ю просьбу, 2-ю оставил без определенного решения, в 3-й было отказано. Особое внимание митр. Рафаил оказывал Киево-Могилянской академии. В 1748 г., после смерти митр. Рафаила, на Киевскую кафедру был назначен архим. Киево-Печерского мон-ря Тимофей (Щербацкий) , хиротония состоялась в С.-Петербурге. Митр. Тимофей, с одной стороны, выступал в защиту привилегий Киевской кафедры, с другой - будучи опытным администратором (долгое время занимал должность кафедрального писаря), использовал нововведения для упорядочения жизни К. е. При поддержке гетмана К. Г. Разумовского митр. Тимофей в 1752 г. подал петицию в Коллегию иностранных дел с требованиями вернуть в юрисдикцию Киевского митрополита Переяславскую епархию и Межигорский монастырь, восстановить церковный суд, снять ограничения на печатание книг. Митрополит выступал в защиту имущественных прав К. е., провел выборы нового епископа в Переяславе. Синод отказал по всем пунктам и объявил себя высшей инстанцией во всех делах управления и суда К. е. Митр. Тимофей получил выговор за попытку избрать Переяславского епископа. Митр. Арсений (Могилянский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Митр. Арсений (Могилянский). Портрет. XVIII в. (НКПИКЗ) Указом имп. Елизаветы от 22 окт. 1757 г. митр. Тимофей был переведен на Московскую кафедру, на К. е. был назначен Арсений (Могилянский) . В 1766 г. возник конфликт между митр. Арсением и Синодом. 2 апр. 1767 г. вышел указ имп. Екатерины II об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России» (поскольку территория Малороссии была значительно больше, нежели территория К. е.); архиерей пытался сохранить титул, но 18 марта 1770 г. ему было окончательно предписано титуловаться «митрополитом Киевским и Галицким» (слово «Галицкий» было сохранено в надежде на присоединение галицких земель и возрождение там Православия). Митр. Арсений активно занимался организацией епархиальной жизни, провел ряд важных реформ.

http://pravenc.ru/text/1684527.html

924 Опис. Докум. и Д Арх. Св. Син. III, приложение XIX. (1722 г) ср. XII т., 254, стр. 463–464, т. XXXIX, 92. Ср. XI, 5, стр. 414–426. Здесь указано, кто были основателями заграничных монастырей. М. Евгений. Описание Киево-Софийского собора... Прибавление, стр. 246–248. Ведомость о заграничных монастырях 1766 г.; Арх. Св. Син. д. 1772 г. 63, лл. 233–234. Проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 82–89. Тут же у проф. Титова см. Образование института заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. (стр. 79–82); устройство и быт их (стр. 89–96 , управление ими (стр. 96–103); служебная администрация их (103–112); церковные братства при них (стр 112–122); отношение к заграничным монастырям киевского митрополита (122–132); спор из-за них между киевскими архипастырями и белорусскими епископами (132–148); постепенная передача заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. в ведение белорусских архиереев (стр. 148–158); прекращение института заграничных монастырей Киевской епархии XVII-XVIII вв. (стр. 159–168); значение их в истории борьбы Западной Руси за веру и народность в XVII-XVIII вв. (стр. 168–179). О заграничных монастырях Киевской епархии в половине XVIII в. см. также Н. Шпачинский. Митр. Киевский. Арсений Могилянский... глава X, стр. 557–657. Ко времени образования института заграничных монастырей 1686 года по мирному трактату в Польше и Литве оставалось четыре православных епископии: Слуцкая (Луцкая), Перемышльская, Львовская (Галице Львовская) и Белорусская (Опис. Док. и Дел. Арх. Св. Син. XII, 23 ср. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 133). До образования института заграничных монастырей обращены были в унию – Виленский Троицкий и Минский Троицкий монастыри. 925 Полн. Собр. Пост. и Расп. по В. Прав. Исп. VII, 2577–2578; Опис. Док. и Д. Арх. Св. Син. XII, 23; проф. Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 179–193; свящ. Н. Шпачинский. Киев. митр. Арсений Могилянский... стр. 574–575. 926 Ф. И. Титов. Киевская митрополия-епархия... стр. 193–212; свящ. Н. Шпачинский. Киевский митроп. Арсений Могилянский... стр 579–580.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Арсений (Могилянский), митр. Киевский (Могилянский Алексей; 17.03.1704 (1711?), мест. Решетиловка Полтавского полка - 8.06. 1770, Киев), митр. Киевский и Галицкий. Воспитывался в семье деда по матери, свящ. Феодора Могилы, в 1721-1727 гг. учился в Киевской академии, затем перешел в Харьковский коллегиум, к-рый окончил в 1735 г. Ректор коллегиума архим. Митрофан (Слатвинский), хиротонисанный в дек. 1738 г. во епископа Тверского, в 1739 г. назначил Могилянского учителем в новооткрытую Тверскую ДС, в нояб. 1741 г. Могилянский был переведен учителем грамматики в МДА. 21 нояб. 1741 г. принял монашеский постриг с именем А. и поступил в братию ТСЛ. С окт. 1742 г.- катехизатор и учитель, затем проповедник в Троицкой лаврской ДС. Проповеди А. привлекли внимание императрицы Елизаветы Петровны , и в 1743 г. он получил должность придворного проповедника в С.-Петербурге, императрица пожаловала А. бриллиантовые панагию и крест с рубинами. 29 янв. 1744 г. А. повелено быть архимандритом ТСЛ, ректором Троицкой семинарии. 25 июля 1744 г. А. был хиротонисан во архиепископа Переславль-Залесского, вик. Московской епархии, назначен членом Святейшего Синода с оставлением настоятелем ТСЛ. Указом от 30 мая 1752 г. А. был уволен на покой «по расстроенному здоровью», удалился в новгород-северский в честь Преображения Господня мон-рь . Указом от 22 окт. 1757 г. назначен митр. Киевским, Галицким и всея Малыя России (2 апр. 1767 вышел указ императрицы Екатерины II Великой об исключении из титула Киевского митрополита слов «и всея Малыя России»). Заботился о КДА, не раз ходатайствовал перед императрицей Екатериной о субсидиях, жертвовал значительную часть своего жалованья малоимущим ученикам и учителям; стараниями А. в 1763 г. был выстроен особый корпус для малоимущих студентов. А. погребен в киевском Софии Св. соборе . А. является автором службы с акафистом свт. Димитрию (Туптало) , митр. Ростовскому, а также многочисленных проповедей.

http://pravenc.ru/text/76238.html

Арсений, митрополит Киевский и Галицкий (Могилянский Алексей) Родился в 1704 году в местечке Решетиловке Полтавской губернии. До 17 лет воспитывался дома. В 1721 году поступил в Киевскую духовную академию, из которой перешел в Харьковский коллегиум. В 1739 году, по окончании курса обучения, определен учителем Тверской духовной семинарии. В ноябре 1741 года переведен в той же должности в Московскую духовную академию. В 1742 году принял монашество и в октябре того же года назначен преподавателем и катехизатором Троицкой лаврской семинарии. В 1743 году был придворным проповедником. 29 января 1744 года возведен в сан архимандрита Троице-Сергиевой лавры и назначен начальником семинарии. 25 июня 1744 года хиротонисан во епископа Переславль-Залесского с возведением в сан архиепископа, одновременно оставлен настоятелем лавры и назначен членом Святейшего Синода. 30 мая 1752 года уволен на покой в Новгород-Северский Спасо-Преображенский монастырь. 22 октября 1757 года назначен митрополитом Киевским. Скончался 8 июня 1770 года. Погребен в Киевском Софийском соборе. Митрополит Арсений известен как талантливый придворный проповедник. Своими проповедями он заслужил внимание и уважение императрицы Елизаветы Петровны и всей царской фамилии. В знак особого благоволения императрица Елизавета пожаловала митрополиту Арсению бриллиантовую панагию и бриллиантовый с рубинами крест. Митрополит Арсений был высокообразованным для своего времени архипастырем. Он обращал большое внимание на духовное воспитание юношества. Под его особенным покровительством находилась Киевская духовная академия. Ревностный и неутомимый блюститель академии, он ничего не жалел для нее; отдавал учителям и ученикам большую часть своего жалованья, защищал тех и других от притязаний магистратских чиновников, был ходатаем за них у самого высшего начальства и никому не давал в обиду не только профессора, но и самого последнего ученика. К нему, как к отцу, обращались служители академии то с домашними нуждами, то с просьбой одежды и обуви, то с требованием медикаментов для больных учеников. На все просьбы преосвященный Арсений быстро отзывался, рассыпая щедрою рукою благодеяния.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Имея свою прекрасную панагию, лично ему государынею подаренную, для чего Арсению нужно было входить в означенную сделку с лаврою (на что, разумеется, требовалось разрешение и свыше)? Желая подарить свою панагию лавре, почему Арсений, заявив об этом кому надлежало, не оставил ее во временном своем пользовании? Последнее представляется тем более странным, что панагия имела, как мы сказали, на задней стороне ее подвески портрет Елизаветы Петровны, чем Арсений должен был очень дорожить, ибо в одном из писем, благодаря государыню за денежный подарок – червонцы, он заявляет, что ценит подарок не по его стоимости (так как, благодаря щедротам государыни, не имеет недостатка в средствах), а потому, что па нем находится ее изображение, которое он благоговейно созерцает.... Эти для чего и почему, в связи с вышеуказанными данными, дают основание для иного освещения трактуемых вопросов, чем какое находится у нашего автора. Сведений о пребывании Арсения Могилянского в отдаленном от Петербурга Новгород-Северском монастыре не. сохранилось никаких, или почти никаких. Время это было для Арсения, по словам отца Шпачинского, „отдыхом перед другим важным делом служения на древне православной и великой кафедре Киевской“. Назначение Арсения на эту кафедру состоялось 22 октября 1757 года, причем бывший дотоле киевским митрополитом Тимофей Щербацкий, перемещен был на праздную кафедру Московскую, каковое перемещение предположено было еще в 1754 году. Последнее обстоятельство дает повод нашему автору к догадке, что Елизавета Петровна еще тогда (т. е. в 1754 году) решила предоставить Арсению Могилянскому киевскую митрополию и только ожидала того времени, когда он оправится от своих немощей. Вообще о. Шпачинский не сомневается в слабости здоровья Арсения Могилянского (для чего, впрочем, если иметь в виду последние годы жизни сего иерарха, имеет основание), хотя сильно сомневается в искренности заявлений Тимофея Щербацкаго, просившегося на покой в Выдубицкий монастырь по такой же слабости здоровья. Но все это догадки. Несомненно же то, что Арсений Могилянский очень тяготился своим покоем и потому очень обрадован был своим назначением на киевскую кафедру, что и выразил в своих письмах к наследнику престола, синодальному обер-прокурору и другим лицам.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

И в данном случае нарушалась последняя воля умерших. «Все конфискованные вотчины должны идти на государственные нужды» – гласил указ. Однако большую часть монастырских земель Екатерина раздала своим фаворитам. В результате действий правительства из 964 монастырей осталось только 200. Остальные были либо закрыты, либо оставлены без средств к существованию. Новые же обители открывать запрещалось. Первым открытым противником изъятия церковных земель стал митрополит Ростовский Арсений (Мациевич). Он родился в 1697 году в Польше. Его отец был православным священником. Пойдя по стопам отца, Арсений окончил духовную семинарию, а затем знаменитую Киево-Могилянскую академию – одно из лучших учебных заведений того времени. Приняв монашеский постриг, Арсений отправляется священником в Камчатскую экспедицию под руководством Витуса Беринга. Затем он становится законоучителем академической гимназии в Петербурге. Святитель Арсений, по воспоминанию современников, «характера был вспыльчивого, но твердого и настойчивого, строг к ученикам, а позже и к священникам». С воцарением Елизаветы Петровны его избирают сначала митрополитом Тобольским, а затем переводят в Ростов. Здесь митрополит Арсений становится известен как ревностный служитель Церкви и защитник ее прав. Он боролся с иноверием и расколом, ратовал за русские школы, не терпел нововведений, был ревностным проповедником. И все же главным делом всей своей жизни митрополит считал отстаивание независимости Церкви от государства. Когда его избрали постоянным членом Синода, он отказался дать присягу в том, что высшим судией признает императрицу. Арсений заявил: «Высший Судия есть и будет только Христос!» Это могло навлечь на митрополита царский гнев. Однако Елизавета высоко ценила святителя, и дело обошлось без последствий. Несколько раз владыка Арсений обращался с посланиями к императрице, призывая ее не посягать на земельные владения Церкви. При воцарении Екатерины II митрополита Арсения не пригласили на коронование новой императрицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

  Примечания   Зернова А. С. Указ. соч. С. 27. Там же. С. 28. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Аста Pamriarchami Consmanminopolimani (изд. Миклошичем). 1859. T. II. С. 190. Будовниц И. У. Русская nyблuцucmuka XVI века. М. —Л., 1947. С. 146. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к православному востоку b XVI u XVII вв. М., 1914. С. 241—243, 483—486. Письмо патриарха Паисия 1 июля 1649 года, приписка об Арсении Греке. См.: Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. I. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Прил. XLV. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. T. VII. С. 70—96; Белокуров С. Указ. соч. С. 191. Николаевский П. Ф. Из истории сношений России с Востоком в noлobuhe XVII века//Христианское чтение. СПб., 1882. T. I. С. 257. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 116, 221—247. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866—1883. T. IX. С. 236—237. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 61 и сл. Макарий (Булгаков). История русской церкви. T. IX. С. 237—239. Каптерев Н. Ф. Характер отношений России… С. 421; Николаевский П. Ф. Из истории сношений России… С. 247, 258, 732. Павел Алеппский. Указ. соч. T. II. С. 241. Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники… С. 145. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. T. I. С. 46; T. II. С. 27; Харлампович К. В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26. Харлампович К. В. Указ. соч. С. 26, 28—29. Грушевский М. М. История Украины–Руси. T. VI. Нью–Éорк, 1954. С. 264. Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 539. Флоровский В. Г. Пути русского богословия. Белград—Париж, 1937. С. 45, 48, 52. Малышевский И. И. Киевские церковные соборы.//ТКДА. 1884. 12. С.535. М. Ор. cim. P. XXIII; Флоровский Г. В. Указ. соч. С. 49—52. Malvy A., Villon M. Op. cim. P. XXXIV, 1, 10, 11, 145; Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 545. Голубев С. Киево–могилянская академия//ТКДА. 1890. T. I. С. 545. Меднянський С. Бpamcki школи Ykpaihu i Бiлopycii b XVI-XVII ст. Kieb, 1958. С. 115.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=980...

Примечания Зернова А.С. Указ. соч. С. 27. Там же. С. 28. Савва В. Московские цари и византийские василевсы. Харьков, 1901; Аста Pamriarchami Consmanminopolimani (изд. Миклошичем). 1859. Т. II. С. 190. Будовниц И.У. Русская публицистика XVI века. М.—Л., 1947. С. 146. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России к православному востоку в XVI и XVII вв. М., 1914. С. 241—243, 483—486. Письмо патриарха Паисия 1 июля 1649 года, приписка об Арсении Греке. См.: Белокуров С. Арсений Суханов. Ч. I. Биография Суханова//ЧОИДР. 1891. Прил. XLV. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. 1881. Т. VII. С. 70—96; Белокуров С. Указ. соч. С. 191. Николаевский П.Ф. Из истории сношений России с Востоком в половине XVII века//Христианское чтение. СПб., 1882. Т. I. С. 257. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 116, 221—247. Макарий. История русской церкви. СПб., 1866—1883. Т. IX. С. 236—237. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 61 и сл. Макарий (Булгаков). История русской церкви. Т. IX. С. 237—239. Каптерев Н.Ф. Характер отношений России… С. 421; Николаевский П.Ф. Из истории сношений России… С. 247, 258, 732. Павел Алеппский. Указ. соч. Т. II. С. 241. Каптерев Н.Ф. Патриарх Никон и его противники... С. 145. Воссоединение Украины с Россией. М., 1953. Т. I. С. 46; Т. II. С. 27; Харлампович К.В. Малороссийское влияние на великорусскую церковную жизнь. С. 26. Харлампович К.В. Указ. соч. С. 26, 28—29. Грушевский М.М. История Украины-Руси. Т. VI. Нью-Éорк, 1954. С. 264. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 539. Флоровский В.Г. Пути русского богословия. Белград—Париж, 1937. С. 45, 48, 52. Малышевский И.И. Киевские церковные соборы.//ТКДА. 1884. 12. С.535. Malvy A., Villier М. Op. cim. P. XXIII; Флоровский Г.В. Указ. соч. С. 49—52. Malvy A., Villon M. Op. cit. P. XXXIV, 1, 10, 11, 145; Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Голубев С. Киево-могилянская академия//ТКДА. 1890. Т. I. С. 545. Меднянський С. Бpamcki школи Ykpaihu i Бiлopycii в XVI—XVII ст. Kieb, 1958. С. 115.

http://sedmitza.ru/lib/text/439505/

После возвращения в Киев И. преподавал в Киево-Могилянской коллегии, в 1645-1647 гг. читал курс философии, сохранившийся в рукописи («Opus totius philosophiae» - НБУВ ИР. Мел. М./п. 127-128). По сообщению П. М. Строева , в 1645-1646 гг. И. являлся игуменом Спасо-Преображенского мон-ря в мест. Дятловичи (ныне деревня в Брестской обл., Белоруссия) ( Строев. Списки иерархов. Стб. 542). В июне 1646 г. И. участвовал в 3-дневном диспуте в Киево-Могилянской коллегии с польск. иезуитом М. Чиховским, приехавшим в Киев для устройства коллегии Об-ва Иисуса. Основной темой диспута был вопрос об исхождении Св. Духа. Свою версию диспута, содержащую подробное изложение аргументов обеих сторон, Чиховский опубликовал в 1649 г. в Кракове («Colloquium Kioviense»). В 1646 г. И. стал игуменом киевского Братского в честь Богоявления мужского монастыря . В числе др. представителей киевского духовенства участвовал в избрании на Киевскую кафедру Сильвестра (Косова) после кончины митр. Петра († 31 дек. 1646), к-рый считал И. одним из возможных своих преемников, назвав его перед смертью «благодетелем и покровителем киевских школ». Выполняя в 1646-1650 гг. обязанности ректора Киево-Могилянской коллегии, И. пригласил туда для преподавания Лазаря (Барановича). При нем коллегию окончили Иоанникий (Галятовский), Епифаний (Славинецкий) , Арсений Сатановский (Корецкий) , вероятно, также Симеон Полоцкий . Когда в мае 1649 г. царь Алексей Михайлович обратился к митр. Сильвестру (Косову) с просьбой прислать людей, знающих греч. и лат. языки, для исправления церковнослав. Библии по греч. тексту, И. содействовал отправлению в Москву старцев Братского мон-ря Епифания (Славинецкого) и Арсения Сатановского, к-рые привезли в Москву вместе с др. посланиями царю письмо от И. с просьбой о милостыне. В ответ были отправлены 200 р. и царская жалованная грамота с позволением монахам Братского монастыря приезжать в Москву за милостыней раз в 5 лет. 30 авг. следующего года взамен этой грамоты царь дал другую, по к-рой монахам Братского мон-ря разрешалось приезжать в Москву раз в 3 года. В нач. 1650 г. И. стал игуменом киевского во имя св. Кирилла муж. мон-ря, в 1652 г.- игуменом киевского Пустынного Свято-Николаевского на Печерске мон-ря, с 1656 г. до кончины являлся архимандритом Киево-Печерского мон-ря.

http://pravenc.ru/text/389655.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010