Отцу Шпачинскому об Иеремии известно не много: именно только то, что он занимался разными канцелярскими делами в лавре, „потом удалился от этих дел на покой в Китаевскую пустыню“ и, во время пребывания здесь, на него лаврскою братиею воздвигнуто было гонение „из-за Епифаниева трактирного расчету“, по поводу которого – по словам Иеремии – „он принужден был, исполняя лаврское повеление, под именем святого послушания, делать счеты и забирать с трактирными кредиторами о долгах справки, волочась для того по Киеву-Подолу и другим местам, с чувствительным в рассуждении монашества стыдом“ и т. д. В этих словах, по мнению отца Шпачинского, очевидно, „звучит душевное смущение искавшего в монастыре чисто духовной жизни и деятельности человека“, ибо „для людей, искавших в обителях удовлетворения своим высшим потребностям духа, желавших аскетических подвигов“, упомянутые послушания казались соблазнительными. Г. Каманину, поместившему почти одновременно с выходом в свет книги о. Шпачинского статью под заглавием: „Плач Киевского лаврского Иеремии конца XVIII века“ (Чтения в Историческом Обществе Нестора летописца, кн. двадцатая, вып. I, 1907 г.), – об этом иноке известно несколько более. Известно, из показаний Иеремии, что отец его служил сержантом гвардии, что сам он также находился в военной службе, в которой оставался до конца прусской войны в 1763 году, когда получив обер-офицерский чин, вышел в отставку и поступил в лавру на послушание Г. Каманин тоже считает Иеремию истинным монахом, – „аскетом, который искал в монастыре уединения от мирских забот и спасения души“. Но так как по назначению Духовного собора лавры ему поручено было заняться поверкой выручки в лаврских шинках и трактирах (между прочим счетов заведывающего трактиром монаха Епифания), то этим „грубо было нарушено религиозное настроение Иеремии“, Правда, до поры до времени он „терпеливо нес свое послушание“; по когда подвергся преследованию от гражданских властей Епифаний (за контрабанду вина), а лавра – по его словам, – в этом участвовавшая, всю вину сложила на Епифания и сделала на него начеты, то Иеремия стал в оппозицию против лавры и сочинил на нее в стихах сатиру, которая с комментариями и издана г. Каманиным в упомянутой статье.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Оба эти недостатка, полагаем, находятся в тесной связи с теми условиями, при которых созидалась автором его работа. Отец Шпачинский – давний питомец Киевской духовной академии и рассматриваемое сочинение есть, благодаря многолетним трудам, значительно дополненная и значительно усовершенствованная его кандидатская диссертация, в новом своем виде признанная за диссертацию магистерскую. В нашей же академии (не знаем, как в других) издавна укоренился следующий нелепый обычай. Пред началом учебного года наставники академии представляют в Совет по нескольку тем (по-три, по-четыре) для кандидатских сочинений IV курса. Так как Совет требует, чтобы на одну и ту же тему не писали два студента (а тем более три или четыре), а между тем на некоторые темы охотников находится много, то среди студентов возникали и возникают споры из-за тем. Споры эти обычно решаются жребием. Понятно без объяснений, какие отсюда происходят нежелательные последствия. Нередко случается, что студент, расположенный работать по Св. Писанию, вынуждается жребием писать диссертацию по другому предмету, напр., Истории, – и наоборот. Да и в тех случаях, когда студенту удается получить работу по излюбленному предмету, он, будучи связан одною, ранее указанною темою, не всегда бывает в курсе дела, В особенности это должно сказать о темах, относящихся к истории западно-русской церкви, так как эта история не имеет в академии самостоятельной кафедры. Правда, по пословице, терпение и труд все перетрут. Качествами же этими, как известно, питомцы наших духовно-учебных заведений искони отличаются. Поэтому не удивительно, что и при указанных неблагоприятных условиях некоторые студенты нашей академии изготовляют хорошие кандидатские диссертации и еще лучшие магистерские. Тем не менее означенные условия заметно отражаются почти на всех даже очень хороших сочинениях наших питомцев (я имею в виду сочинения по истории западно-русской церкви), – отражаются, если можно так выразиться, в недостаточной прикрепленности трактуемых в них предметов к исторической почве, или – точнее – в недостаточности и узкости этой почвы. Обычно, автор, взявшись за разработку темы случайной (а не им самим выношенной, не вызванной его познаниями по тем или иным вопросам), свои работы начинает ощупью, причем обращает исключительное внимание только на непосредственно относящееся к теме, мало углубляясь в области, соприкасающиеся с нею, как ему недостаточно ведомые. Результатом сего, в подобных, иногда даже очень хороших сочинениях, и является недостаточность исторической перспективы.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Golubev...

Академия заняла в лавре место бывшей в ней семинарии, поэтому мы сначала скажем о сей последней. Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Действительно была она открыта при Елизавете Петровне 2 октября 1742 года. До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и составляла ее, так сказать, собственное, или принадлежавшее ей, учебное заведение, которое находилось в полном ведении ее и административном. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимою от лавры в административном отношении, а лишь находящеюся в ее стенах и на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский, а от митрополита семинария зависела как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набираемы были дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую как административную единицу составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел (см. в следующей, XI главе, о Рождественской церкви), дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии. Не только тотчас по открытии семинарии, но и очень долгое время после отцы отдавали своих детей в учение с великой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников чрез командированных для этого солдат. В 1768 году св. Синодом предписано было посылать в лаврскую семинарию священно-церковнослужительских детей из епархий Московской, Переяславской и Суздальской, а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил священноцерковнослужительских детей своей Тверской епархии, причем принимаемы были священноцерковнослужительские дети и из всех других епархий. В 1779 году Платон, ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать священно-церковнослужительских детей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком своих, Московских, кандидатов предписание было отменяемо и в семинарию принимаемы были священно-церковнослужительские дети из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священно-церковнослужительских, были принимаемы в семинарию в виде исключения дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://sedmitza.ru/lib/text/438594/

Троицкий Костенский Почеповский, 16. Благовещенский Суражицкий. Женские монастыри: 1. Праскавеевский (Пятницкий) Чернигове, 2. Покровский Макошинский, 3. Успенский Печеницкий и 4. Покровский Шумаровский. 962 Территория Черниговской епархии оказывалась сравнительно небольшой; она была расположена, главным образом, по среднему и нижнему бассейну реки Десны. На юге в волостях Нежинского полка Черниговская епархия граничила с Киевской епархией, которой принадлежал почти весь Нежинский полк; тут были спорные протопопии Борзенская, Конотопская. По соседству со спорной Глуховской протопопией начиналась юго-восточная и восточная граница Черниговской епархии с Севской епархией. В бассейне верхнего течения Десны северо- восточные пределы Черниговской епархии прилегали к северо-западным границам Севской и Брянской епархии, на севере Черниговская епархия сходилась со Смоленской, а на северо-западе с Белорусской. Перед учреждением великороссийских духовных штатов в 1764 году были собраны сведения о городах и количестве церквей в малороссийских епархиях. По собранным сведениям 963 состав их оказался такой: Наименование городов, которые в нижеследующих епархиях состоят: Число церквей I. В Киевской епархии: Козелец Борзна Конотоп Кролевец Воронеж Глухов Прилуки Пирятин Лохвица Миргород Сорочинцы Опошня Полтава Кобеляки Местечко Триполье Всего: II. В Переяславской епархии: Переяславль Борисполь Боришевск Золотоновск Баганск Крепость св. Елисаветы Пандульский и Гусарский полки Всего: III. В Черниговской епархии: Чернигов Новгородок Березна Сосница Стародубье Погары Три местечка и две волости Всего: Киевская епархия, как раньше, так и теперь, разделялась на протопопии; число и название протопопий соответствовало городам. Правда, в 1767 году известна еще Тыковская протопопия крестового наместничества Песковского с одной церковью, но в 1768 году о ней сведений уже нет. Одновременно с ней, только два года (1767 – 1768 гг.), существовала Решетиловская протопопия с четырнадцатью церквами. В 1763 г. наместник Решетиловский был сделан протопопом и наместия стала протопопией. В состав её была отделена из Миргородской протопопий Остаповская наместия. Поводом к образованию самостоятельной полноправной Решетиловской протопопий послужило разделение на две партии духовенства Полтавской протопопий при избрании протопопа: одна партия избрала полтавского наместника, другая – решетиловского. Поэтому м. Арсений Могилянский счел наиболее удобным разделить Полтавскую протопопию на две самостоятельные Полтавскую и Решетиловскую, но в 1770 г. обе протопопии снова были соединены в одну – Полтавскую.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Что касается до комиссии о сочинении проекта его нового уложения, то Императрица, по возвращении из путешествия, обратила на нее особенное внимание; так как главный депутат ее Сеченов, среди занятий по делам ее, в 1767 году 30 декабря скончался. Чтобы не было остановки в делах комиссии, Императрица заехала на пути в Тверь. Здесь Теплов 73 , между прочим, доложил Государыне: «кого назначить членом полнено. Гавриил прибыл в С. Петербург, и здесь 25 Февраля 1768 года определен был на место Димитрия Сеченова депутатом от всего духовенства в комиссию о сочинении проекта нового, и того же года 20 марта избран в дирекционную комиссию 75 . Комиссия как известно, разделялась на несколько частных комиссий; но важнейшая из них была дирекционная. Ей поставлено было в обязанность наблюдать за трудами других частных духовно-гражданских комиссий, побуждать их к деятельности и рассматривая составленные ими части проекта нового уложения, вносить их в общее депутатское собрание. Такие занятия требовали больших познаний и основательного рассуждения. И Гавриил, как один из способнейших к тому людей, оправдал избрание духовенства и надежды Великой Императрицы. Труды пр. Гавриила по делам комиссии, при первоначальном движении ее, были оценены и достойно награждены щедрою Императрицею. В 1769 году 27 сентября Гавриил назначен членом св. синода 76 . На другой год (1770) 29 в день тезоименитства Государя Наследника, Высочайше пожалована ему бриллиантовая панагия, устроенная из собственной Ее Императорского Величества звезды ордена св. Андрея Первозванного и хранящаяся в ризнице А. Невской лавры с вырезанною на исподней стороне надписью: «Сию панагию пожаловала Великая Государыня Императрица Всероссейская Екатерина Гавриилу, епископу Тверскому, 1770 года 29 дня» 77 . Но этим Высочайшие награды не ограничились. Императрица давно желала, чтобы Гавриил, как пастырь, способный к приведению во исполнение ее намерений, оставался навсегда в С. Петербурге. Случай к этому открылся. В 1770 году 8 июня скончался в Киеве митрополит Арсений Могилянский.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Miroly...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Семинарию предписала учредить в лавре императрица Анна Иоанновна указом от 21 сентября 1738 года. Фактически она была открыта 2 октября 1742 года при Елизавете Петровне . До 1764 года, или до отобрания у монастырей вотчин, семинария находилась на содержании лавры и в полном административном её ведении. С 1764 года семинария начала получать содержание помимо лавры из коллегии экономии, вместе с чем она стала и независимой от лавры в административном отношении, а лишь находящейся на ее земле (но так как с 1775 года архимандритом лавры стал митрополит Московский , а от митрополита семинария зависела, как от своего епархиального архиерея, то при независимости от лавры она стала зависеть от ее архимандрита; в подобной же независимости от лавры и зависимости от ее архимандрита находится и академия). До 1764 года в ученики семинарии набирались дети священноцерковнослужителей Троицкой десятины, каковую, как административную единицу, составляли до тридцати пяти окружающих лавру сел, дети священноцерковнослужителей лаврских вотчинных сел, то есть сел, находившихся в вотчинах лавры, и потом – до самого 1764 года – дети лаврских слуг, а в продолжение первых восьми лет после открытия семинарии – до 1750 года – дети и лаврских крестьян; кроме того, с 1744 по 1752 год, когда Арсений Могилянский, быв архиепископом Переяславским, оставался и архимандритом лавры, – дети священноцерковнослужителей Переяславской епархии . Долгое время после открытия семинарии отцы отдавали своих детей в учение с большой неохотой, так что до самого 1764 года лаврою производимы были насильственные наборы учеников через командированных для этого солдат. В 1768 году Святейшим Синодом предписано было посылать в семинарию детей священнослужителей из епархий Московской , Переяславской и Суздальской , а Платон, поставленный в 1770 году из архимандритов лавры в архиепископы Тверские, но сохранивший при этом и звание архимандрита, присоединил детей священнослужителей своей Тверской епархии , причем принимались дети священнослужителей и из всех других епархий. В 1779 году Платон (Левшин) , ставший с 1775 года архиепископом Московским, предписал было принимать детей священнослужителей только из Московской епархии, а из других епархий не иначе как с его дозволения, но за случавшимся недостатком московских кандидатов предписание отменялось и в семинарию принимались дети священнослужителей из епархий Переяславской, Суздальской и Тверской. Кроме детей священноцерковнослужителей в семинарию в виде исключения принимались дети дворян, чиновников, купцов и иностранцев.

http://drevo-info.ru/articles/147.html

Штаты 1764 г. не могли улучшить материального положения школ: во–первых, выделенные средства были совершенно недостаточными; во–вторых, доходы епархиальных архиереев после секуляризации церковных земель значительно уменьшились  . Дополнительные трудности создала отмена школьного сбора, взимавшегося с духовенства почти во всех епархиях. Все это вынуждало епископов искать новые источники средств. Во многих епархиях для нужд школ стали использоваться денежные штрафы с духовенства, как то делал еще до 1764 г. Киевский митрополит Арсений Могилянский. «Архиереи, — пишет П. Знаменский, — недаром повсюду старались выставлять свои семинарии на вид, заводили в них торжественные акты, диспуты, публичные экзамены, привлекали семинаристов к участию в разных губернских торжествах и т. п.; чрез это они невольно заинтересовывали публику в их благосостоянии и привлекали к ним щедрость жертвователей»  . С именем Московского митрополита Платона Левшина связано учреждение специального фонда, из которого на особых условиях выплачивались стипендии студентам академии. В 1789 г. митрополит Платон передал попечительскому совету 4000 руб., распорядившись, чтобы годовые проценты с этой суммы в размере 200 руб. шли на стипендии пяти студентам. Одновременно он составил устав для студентов, содержащихся на средства Московского митрополита Платона. Каждый студент Московской Академии, говорится в § 4 Устава, намеревающийся получать стипендию, должен подписать обязательство, что не изберет себе никакого иного поприща, кроме как духовного. Каждый год следует задавать этот вопрос стипендиатам, чтобы установить, не изменили ли они свое намерение. Если намерения изменились, то выплата стипендии немедленно прекращается. Условиями для присуждения стипендии являлись, как гласил § 5, бедность родителей, а также успехи в учении, примерное поведение, хорошие способности и прилежание. Фонд Платона просуществовал до 1860 г. На его средства выучились 38 «платоников»: 13 — до 1814 г. (в Славяно–греко–латинской академии) и 25 — после (в Московской Духовной Академии). Еще один фонд Платона предназначался для Троицкой семинарии. Лишь немногие выпускники семинарии, бывшие стипендиатами этого фонда, приняли монашество; большинство стали преподавателями в духовных школах или священниками  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Статья Данная статья посвящена учено-монашеским концепциям двух великих представителей академического монашества и епископата Православной Российской Церкви второй noлobuhы XVIII — nepboй половины XIX b.: митрополита Платона (Левшина; 1737–1812) и святителя Филарета (Дроздова; 1782–1867). Ученое монашество — особое явление в истории Русской Церкви и означает не просто монашествующих авторов, имеющих ученые труды (таковые были на Руси с первых десятилетий христианства), а выпускников духовных школ, принимавших монашество и продолжавших в дальнейшем духовно-просветительское служение. Наверное, в современном контексте, когда под «ученым» понимается человек, посвятивший жизнь научным исследованиям, более адекватен термин «академическое монашество», ибо не от каждого монашествующего выпускника духовной школы можно требовать научной деятельности в прямом смысле слов. Однако этот диссонанс между именованием «ученые монахи» и отсутствием у большинства из них научных трудов — реалии kohцa XIX — haчaлa XX b. В эпоху, на которой сфокусировано внимание в данной статье, именование «ученое монашество» только складывалось и подразумевало выученное монашество, то есть иноков, обучавшихся в духовной школе. Связь митрополита Платона и святителя Филарета всем известна и в определенном смысле их можно называть учителем и учеником — не в школьно-аудиторном смысле, а в смысле наставнического влияния, покровительства, духовного пестования. Этим обусловлены некоторые общие черты и в богословии, и в служении, и в духовно-школьных концепциях двух московских архиереев, хотя далеко не все идеи митрополита Платона были в дальнейшем разделяемы святителем Филаретом, и объяснять это различным историческим контекстом было бы неправильным. Предысторию ученого монашества в его академическом смысле можно вести с перенесения малороссийских школьных традиций в Великороссию, которое начинается еще с cepeдuhы XVII b.: 1640-е гг. — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский (выпускники Киево-Братской школы); в 1660-х гг. — новое поколение, выпускники уже Киево-Могилянской коллегии, наиболее значимым из которых был Симеон Полоцкий.

http://bogoslov.ru/article/6176226

Штаты 1764 г. не могли улучшить материального положения школ: во-первых, выделенные средства были совершенно недостаточными; во-вторых, доходы епархиальных архиереев после секуляризации церковных земель значительно Дополнительные трудности создала отмена школьного сбора, взимавшегося с духовенства почти во всех епархиях. Все это вынуждало епископов искать новые источники средств. Во многих епархиях для нужд школ стали использоваться денежные штрафы с духовенства, как то делал еще до 1764 г. Киевский митрополит Арсений Могилянский. «Архиереи,— пишет П. Знаменский,— недаром повсюду старались выставлять свои семинарии на вид, заводили в них торжественные акты, диспуты, публичные экзамены, привлекали семинаристов к участию в разных губернских торжествах и т. п.; чрез это они невольно заинтересовывали публику в их благосостоянии и привлекали к ним щедрость С именем Московского митрополита Платона Левшина связано учреждение специального фонда, из которого на особых условиях выплачивались стипендии студентам академии. В 1789 г. митрополит Платон передал попечительскому совету 4000 руб., распорядившись, чтобы годовые проценты с этой суммы в размере 200 руб. шли на стипендии пяти студентам. Одновременно он составил устав для студентов, содержащихся на средства Московского митрополита Платона. Каждый студент Московской Академии, говорится в § 4 Устава, намеревающийся получать стипендию, должен подписать обязательство, что не изберет себе никакого иного поприща, кроме как духовного. Каждый год следует задавать этот вопрос стипендиатам, чтобы установить, не изменили ли они свое намерение. Если намерения изменились, то выплата стипендии немедленно прекращается. Условиями для присуждения стипендии являлись, как гласил § 5, бедность родителей, а также успехи в учении, примерное поведение, хорошие способности и прилежание. Фонд Платона просуществовал до 1860 г. На его средства выучились 38 «платоников»: 13 — до 1814 г. (в Славяно-греко-латинской академии) и 25 — после (в Московской Духовной Академии). Еще один фонд Платона предназначался для Троицкой семинарии. Лишь немногие выпускники семинарии, бывшие стипендиатами этого фонда, приняли монашество; большинство стали преподавателями в духовных школах или

http://sedmitza.ru/lib/text/439980/

Арсений, афонский иеромонах — Арсений (Минин Александр Иванович) (1823–1879) — иеромонах Пантелеймоновского монастыря на Афоне; противосектантский миссионер; автор душеспасительных «бесед» и «Путеводителя во Святый град Иерусалим» (Киев, 1872) (см.: Воинов Н. Русского на Афоне Пантелеймоновского монастыря иеромонах Арсений. М., 1881) — 81, 84, 88, 90, 193, 248 Арсений, двоюродный брат отца Николая из Пустоподлесья — 309 Арсений, иподьякон Александро–Невской лавры — 234 Арсений, митрополит Киевский — Арсений (Москвин Федор Павлович) (1797–1876) — выпускник (со степенью магистра) Санкт–Петербургской Духовной академии (1823); ректор Могилянской (с 1826 г.), Орловской (с 1827 г.), Рязанской (с 1829 г.) и Тверской (с 1831 г.) Духовных семинарий; епископ Том–бовский (с 1832 г.), архиепископ Подольский (с 1841 г.), Варшавский (с 1848 г.), управляющий Волынской епархией (1848–1860), митрополит Киевский и Галицкий (с 1860 г.); председатель Комиссии по преобразованию высших духовных заведений (с 1866 г.); автор богословских противосектантских сочинений — 72 Арсений, настоятель Новоезерского монастыря — возможно, Арсений (Усинен Александр Андреевич) — архимандрит, позже — викарий Новгородской епархии; духовный писатель — 85, 94, 106 Арсений, цензор–архимандрит — Арсений (Брянцев Александр Дмитриевич) (1839–1914) — выпускник Киевской Духовной академии (1867), магистр (1868); священник (с 1868 г.), протоиерей (с 1873 г.); ректор Таврической Духовной семинарии (с 1873 г.); архимандрит (с 1875 г.), глава епархиального Комитета Духовной цензуры (1877–1882); ректор Санкт–Петербургской Духовной академии (с 1883 г.); епископ Выборгский и Ладожский (с 1882 г.), Рижский (с 1887 г.); архиепископ Рижский и Литовский (с 1893 г.), Харьковский (с 1903 г.) — 82, 155 Арсеньев, мичман, знакомый отца Николая — 159 Арсеньев Дмитрий Сергеевич (1832–1915) — попечитель при комнатах великих князей Сергея и Павла Александровичей (1864–1883); директор Морского Кадетского корпуса (с 1882 г.), вице–адмирал (с 1886 г.), позже — член Государственного совета — 255

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2435...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010