Вечером обошедший с игуменом вокруг монастыря, некоторые братские кельи и был в братской трапезе. Братии в обители до 30-ти душ; между ними обращает на себя внимание иеромонах Арсений-студент семинарии, из вдовых свяшенников преподает в земской школе, существующей при монастыре Закон Божий. На другой день 10-го числа после литургии, присутствовал я на экзамене в помянутой школе. По славянски мальчики читали нетвердо; по Закону Божию двое отвечали очень порядочно, третий слабо. На вопрос, что значит – две лепты евангельской вдовицы? ответ: «два лаптя» (!!). 11-го числа, в 4½ ч. утра выехал из пустыни, в сопровождении игумена, до полустанции Малышево. Отсюда по железной дороге направился к Бжецку. В 9 ч. прибыл я в Бежецк и остановился в доме купца Ник. Никол. Коровкина. В 6 часов пополудни начался благовест ко всенощной, которую я слушал, в городском соборе и на которой выходил на литию и величание в честь св. Мефодия и Кирилла, учителей славянских. 12-го ч. служил литургию в Благовещенском женском монастыре. При служении немало было беспорядков, за которые подвергнуть был взысканию младший священник. Вечеров этого дня и на другой день утром, 13-го числа мною обозрено несколько городских церквей и посещено духовное училище. 13-го ч. я отправился в монастырской карете в заштатный город Красный Холм. В 6 часу приехал я в Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь и здесь остановился на ночлег. Монастырь этот, находящийся от заштатного города Красного Холма в 3½ верстах, основан в 1461 г. преп. Антонием, пришедшим из Белозерских монастырей, на земле, принадлежавшей боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому 729 . В монастыре четыре церкви – все каменные. 1) Соборная церковь во имя свят. Николая вся из белого камня сооружена в 1482 г. основателем монастыря, преп. Антонием; при ней, с южной стороны пристроена в 1690 г. небольшая церковь во имя Всех Святых. 2) Теплая церковь двухпрестольная в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построена в 1592 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Благочестие царя Давида в вере не ограничилось пределами одной Грузии; – он отправлял большие вклады в Иерусалим, Афонскую гору, Синай и Кипр; на горе Синай построил он собственными иждивением, хотя не известно по какому случаю, – храм во имя Св. В. мученицы Екатерины и поставили там Митрополита 65 . Сражаясь с врагами церкви и отчизны, царь Давид не раз замечал, что его действия благословляет, его жизнь охраняет сам Бог . Так по собственному его свидетельству, в одном сражении противу Турок, царь и сами враги его видели поборающаго по нем Св. Георгия, в другом также спасённой от явной смерти не без особенного содействия веры, ибо пущенная в него стрела удержана была золотым образом Архангела Михаила, который носил он на груди. Нападения на Иверию со стороны Греков принудили царя Давида понести оружие и за пределы отечества, и искать управы мечем своим. За те важные услуги, какие оказал Давид своему царству, опустошенному нападениями Персов, назван он Возобновителем; за святость же жизни, которая цвела всегда добродетелью и за ограждение, какое оказывал он православно, причислен он к лику Святых и память его воспоминается Грузинскою церковью 26 Января. Глава 7 Ученые мужи церкви; обновление монастыря Св. Креста в Иерусалиме; состояние церкви в царство царицы Тамары; Царствование Георгия VII; победы Чингисхана; отпадение от единства с Грузией Княжеств; замечательные мужи сего времени В цветущее время Грузии, в XI и XII веках, церковь Иверская украсилась важным числом ученых и просвещенных мужей. Все почти они учились в тех местах, где христианские науки находили еще убежище от неблагоприятствующих смут варварства средних веков: многие достигли возможной тогда высоты духовного просвещения и в недрах отечества, или собственным напряжением ума или под руководством опытных наставников отечественных, которые будучи даже нередко в сане Архиерейском, не оставляли еще дела учительства памятуя общую нужду в наставниках. В числе таких особенно известны: а) Арсений Икальтский, по усильному требованию царя из пещер Шиомгвимских Духовник придворный. Современные называют его Богословом, Физиком, Метафизиком, Силлогастиком, Пиитом духовным и певцом; б) Ефрем младший, совоспитанник Арсениев; в) Георгий, первый заведший в Тифлисе высшее училище для дворян и детей духовного звания, переложивший с Греческого языка книги Св. Писания и чрез учеников своих писцов и каллиграфов умноживших число экземпляров оного для разных церквей; г) Феофил, известный в Иверской церкви под именем Творца канонов. Он перевел с Греческого языка на Грузинский много книг, и сочинил нисколько канонов в честь отечественных Святых; д) Иоанн Таича, коего сочинения по свидетельству многих, находятся еще и по ныне на Афонской горе в монастыре Иверском. – К ученым мужам сего времени относится и Дмитрий, схимник Гареджийской пустыни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 379 г. полководец Феодосий, победив готов, признан был Грацианом императором Востока и Фракии. Он был христианином. В 380 г. Феодосием и от имени Грациана был издан указ в пользу православной веры. По прибытии в Константинополь он изгнал арианского епископа и возвратил все церкви православным. Феодосий торжественно ввел в соборный храм св. Софии Святителя Григория Богослова, православного архиепископа Константинополя, им очень почитавшегося. Феодосием был созван Константинопольский второй Вселенский Собор. Император Грациан в 382 г. в Риме повелел вынести из сената языческую статую Победы. Сын его и преемник Валентиан 2-й, находившийся под влиянием матери Юстины, потворствовал арианам, встретив в 386 г. решительное сопротивление святителя Амвросия, епископа Медиоланского. В отношении язычников Валентиан 2-й был тверд и пал в 392 г. жертвой их заговора. Император Феодосий, победив поставленного после него языческой партией Евгения, вступил в 394 г. в Рим самодержавным царем Востока и Запада. Язычеству нанесен был им уничтожающий удар. В 395 г. Феодосий умер в Милане. Империю свою он разделил между сыновьями. Старший Аркадий (395-408) наследовал восточную половину, младший Гонорий (395-423) — западную. Они оба продолжали уничтожение язычества. Гонорий приказал разрушать все оставшиеся еще храмы и удалил язычников с государственных должностей. На востоке, по указанию Аркадия, монахи-миссионеры обходили провинции и обращали оставшихся там язычников. Сын Аркадия, восточный император Феодосий 2-й (408-450) издал в 425 г. закон об уничтожении языческих храмов, если такие еще существуют. Только в Афинах, в среде неоплатонической школы, держалось еще язычество. Имп. Юстиниан 1-й (527-566) велел в 529 г. закрыть последние языческие школы в Афинах и всех оставшихся язычников с женами и детьми крестить, наставив предварительно в истинах веры. Последние представители язычества, философы, числом семь, удалились в Персию. Из остальных язычников патриций Фотий, уличенный в злом умысле против императора, казнен, другие лишены имений. Только в горных ущельях горы Тайгета, вблизи Спарты, между горами удержалось поклонение Зевсу даже до половины 9 в. (еп. Арсений).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

В кон. XIX в. получил широкое распространение образ А. В. в виде старца с седыми волосами до плеч и бородой средней длины, облаченного в мантию, епитрахиль, с прижатой к груди правой рукой и четками в левой, напр. в росписи 80-х гг. XIX в. трапезного храма во имя прп. Сергия Радонежского ТСЛ. Этот тип изображения воспроизводится в иконах и храмовых росписях кон. XX - нач. XXI в. в Высоцком мон-ре: икона в местном ряду иконостаса Никольской ц. (А. В. написан вместе с прп. Сергием Радонежским, прп. Афанасием Высоцким Младшим и св. блгв. вел. кн. Димитрием Иоанновичем Донским ); настенное погрудное изображение А. В. худож. В. Артемьева в Покровском храме; икона того же автора в деисусном чине иконостаса ц. во имя прп. Сергия Радонежского; образ в местном ряду иконостаса Зачатьевского собора (прямолично, в рост). На столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского (ТСЛ) святой представлен с развернутым свитком (иконописец мон. Иулиания (Соколова) , 50-е гг. ХХ в.). На иконе Собора святых, предстоящих Боголюбскому образу Божией Матери (2000 г., Высоцкий мон-рь), А. В. стоит слева, рядом с прп. Никоном. Лит.: Тренев Д. К. Серпуховский Высоцкий монастырь: Его иконы и достопамятности. М., 1902; Вкладная книга Серпуховского Высоцкого мон-ря: Сб. док-тов/Сост.: С. С. Ермалаев, Е. Е. Лыков, В. В. Шилов. Серпухов: Мат-лы и исслед. по истории Серпуховского края. М., 1993; Маркелов. Святые Древней Руси. Т. 2. С. 62. И. А. Волков Рубрики: Ключевые слова: АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/76986.html

В то время нашим рукоделием была резьба по дереву. Мы делали крестики. Потом отец Афанасий относил их в монастыри и приносил оттуда продукты и нужные вещи. Однажды он, вернувшись, выгрузил на пристани сухари, помидоры и виноград. Это было на праздник Пятидесятницы. – Торбы на спину – и вперед. Иначе все это съедят мыши, – сказал Старец. Помыслы набежали, как муравьи: «Такой день провести в беготне?! Мне следовало бы сегодня быть в покое, читать, тянуть четку». Я ответил этому помыслу: «Узок и скорбен путь. Послушание превыше всего. Аз приидох, не да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца ( Ин. 6:38 )». Груз помыслов был тяжелее груза на спине. Они мне досаждали – я им отвечал. «Лишь только придем к Старцу, я про вас расскажу!» – думал я. Только я вошел в дверь – пропали помыслы, все ушли! Старец сказал нам: – Садитесь, хлопцы. Но наши подрясники можно было выжимать от пота. – Переоденьтесь, поешьте хлеба и поспите. Завтра- День Святого Духа, у нас будет литургия. Мы отдышались немного, поели хлебушка. «Искушение, я тебя накажу!» – подумал я. Я не успел повидать Старца наедине, потому что он сказал нам идти отдыхать. Я собрал мешок камней и сказал: «Вот тебе наказание за то, что ты не хотел таскать груз в такой день!» – и улегся на нем спать. «Христос на Кресте терпел гораздо большую муку», – говорил я себе. Конечно, это было не ахти какое дело, но за мое произволение Бог мне дал награду. Уснув, я увидел некую равнину. Справа от меня был отец Иосиф Младший, а слева – отец Арсений. Еще слева был прекрасный, весь покрытый зеленью холмик, на вершине которого стоял Старец. Он сказал: – Сейчас проедет Константин Великий . Поклонитесь, чтобы взять у него благословение. Я ответил ему жестом «буди благословенно». Когда проезжал святой Константин, я, не посмев взглянуть на него, положил поклон. Не знаю, что сделал брат. Когда же я поднимался, то вместо Константина Великого увидел Христа-Младенца. Он наклонился, улыбнулся мне, обнял меня и убежал. Какая радость охватила меня!

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Svyatogo...

С сер. 30-х гг. XX в. перестроенное здание Всехсвятской ц. принадлежало филиалу Киевской психиатрической больницы, с 1948 г.- Институту электротехники АН УССР. С вост. стороны храма, предположительно над могилой В., был построен лабораторный корпус. В 1993 г. на месте Феофании открылся Пантелеимоновский скит киевского в честь Покрова Пресвятой Богородицы муж. мон-ря , в скиту совершается панихидная память старца. К кон. 2004 г. захоронение В. не было найдено. Решением Священного Синода Украинской Православной Церкви от 23 декабря 2010 года игумен Вонифатий был причислен к лику местночтимых святых Киевской епархии с установлением памяти 27 декабря. 30 ноября 2017 года решением Архиерейского Собора Русской Православной Церкви было установлено общецерковное почитание прп. Вонифатия Феофановского с установлением памяти 7 февраля. Соч.: Ответы на вопросы от разных лиц//Великие рус. старцы: Жития, чудеса, духовные наставления/Трифонов Печенгский мон-рь. М., 2000. Лит.: ЖПодв. Дек. Ч. 2. С. 316-332; Евстратий (Голованский), иером. Игум. Вонифатий, основатель и строитель скита Феофании и наставник его Иван Босой. К., 1873; Троицкий И. , свящ. Феофания: муж. общежительный скит, приписной к Киево-Михайловскому Златоверхому мон-рю. К., 1901. С. 10-16; Вестн. пресс-службы УПЦ. К., 2003. Вып. 24. Д. Б. Кочетов Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ МИРОЖСКИЙ Псковский († 1158), прп. (пам. 24 сент. и в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских святых) АЛЕКСАНДР СВИРСКИЙ (Амос; 1448–1533), прп. (пам. 30 авг., 17 апр. и в Соборе Карельских святых, в Соборе Новгородских святых, в Соборе Санкт-Петербургских святых) АНТОНИЙ СИЙСКИЙ (1478-1556), игум., осн. Антониева Сийского мон-ря, прп. (пам. 7 дек., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/text/155226.html

Сергия, оплечно, с темными волнистыми прядями волос на плечах и недлинной окладистой бородой. Иконописный образ преподобного в рост, с короткими волосами и длинной, сужающейся книзу бородой, со свитком в левой руке (правой придерживает мантию), находится на столбике сени над ракой прп. Никона Радонежского в приделе Троицкого собора ТСЛ (работа мон. Иулиании (Соколовой) , 70-е гг. XX в.). После восстановления Старо-Голутвина мон-ря первая икона Г. была написана в кон. 90-х гг. XX в. игум. Кириллом (Федотовым). В 2005 г. для иконостаса нового придела во имя Г. монастырского храма прп. Сергия Радонежского выполнен ростовой образ святого; в обители имеется также его икона-пядница 2003 г. Лит.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. С. 87-88; Мостовский М. С. Храм Христа Спасителя/[Сост. заключ. части Б. Споров]. М., 1996п. С. 83; Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138. А. Б. Мазуров Рубрики: Ключевые слова: АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АНДРЕЙ (ок. 1360-1430 ?), великий русский иконописец, прп. (пам. 4 июля, 12 июня, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Московских святых) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЧЕРЕПОВЕЦКИЙ (2-я пол. XIVb.), прп. (пам. 25 сент., 26 нояб., 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых)

http://pravenc.ru/text/166541.html

Патриаршее служение в день памяти святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского 12 сентября 2005 г. 12:38 12 сентября, в день памяти святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского, Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию в Троицком соборе Данилова монастыря. Сугубо почитаемые святыни этого храма — мощи благоверных князей, которых вспоминает сегодня Православная Церковь. Святейшему Патриарху сослужили викарии Московской епархии архиепископ Истринский Арсений, епископы Красногорский Савва и Люберецкий Вениамин. По окончании Божественной литургии Его Святейшество совершил молебен у ковчегов с мощами святых благоверных князей Александра Невского и Даниила Московского. Святейший Патриарх обратился к молящимся с первосвятительским словом, в котором, в частности, сказал: «Я сердечно поздравляю архипастырей, которые сегодня с Нами совершили здесь Божественную литургию, прославляя святых отца и сына – святого благоверного князя Александра Невского и его младшего сына святого благоверного и преподобного князя Даниила Московского. Спасибо Вам, дорогой отец наместник, за Ваше слово, за дар, который Вы передаете в этот юбилейный год празднования 625-летия Куликовской битвы, когда святой благоверный князь Димитрий Донской вместе с многими русскими князьями и ополченцами противостал внешним захватчикам и объединил Русь. Один из историков прошлого века говорил, что на поле Куликово направились разрозненные дружины удельных княжеств, а после битвы вернулся единый русский народ. Несомненно, в истории нашего Отечества и святой благоверный князь Александр Невский, и его младший сын – святой благоверный князь Даниил Московский много сделали для объединения земли Русской. Они понимали, что в единении сила, поэтому и они, и их последователи объединяли вокруг Москвы удельные российские княжества, чтобы создать великую, Святую Русь. При этих святых князьях наша страна укреплялась верой Христовой, которая противостояла всем недругам, приходившим и с Востока, и с Запада. Эти святые князья укрепляли державную мощь и духовную силу земли Русской.

http://patriarchia.ru/db/text/39891.html

10) Профессор эмерит бывшего Виленского университета, младший соборный протоиерей Михаил Бобровский. 11) Секретарь Литовской консистории. титулярный советники Степан Захаревич. 12) Инспектор Литовской семинарии, студент философии и кандидат богословия, иеромонах Игнатий Желязовский. 13) Эконом Литовской семинарии и игумен состоящих при кафедральном соборе монашествующих, Иоасаф Вышинский. 14) Секретарь правления семинарии и профессор, кандидат, коллежский секретарь, Карл Вронский. 15) В должности секретаря при епархиальном епископе, кандидат, иеромонах Фавст Михневич. 16) В должности секретаря при викарном епископе Антонии Зубке, иеромонах Пётр Михалевич. 17) Игумен Мелецкого училищного монастыря и председатель Жидичинской администрационной комиссии, Варлаам Яскульский. 18) Игумен Супрасльского монастыря и ректор тамошнего уездного духовного училища, доктор Никодим Марциновский. 19) Игумен Любарского монастыря, кандидат Иосиф Орданович. 20) Настоятель Борунского монастыря и смотритель тамошнего уездного духовного училища, кандидат Андрей Савич. 21) Настоятель Кременецкого монастыря, Климентий Гриневецкий. 22) Настоятель Загоровского монастыря и эклезиарх при Жировицком кафедральном соборе, Севериан Дзюбинский. 23) Настоятель Владимирского монастыря, Иоанникий Козачевский. 24) В должности настоятеля Кобринского училищного монастыря Константин Реймер. 25) В должности настоятеля Виленского монастыря, магистр Арсений Хрулькевич. 26) Ризничий при кафедральном соборе, иеромонах Спиридон Кучук. 27) Смотритель Мелецкого уездного духовного училища, иеромонах Сильвестр Бельский. 28) Смотритель Кобринского уездного духовного училища, кандидат иеромонах Николай Сядковский. 29) Викарный Тороканского монастыря, иеромонах Георгий Лышковский. 30) Учитель семинарии, магистр Александр Малевич. 31) Учитель семинарии, магистр Николай Гомолицкий. 32) Учитель уездного духовного училища, кандидат, священник Иоаким Жирицкий. 33) Учитель уездного духовного училища, Мамерт Гомолицкий. 34) Учитель уездного духовного училища, иеромонах Феликс Кизлевич.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Semashko...

  [ix] Кириакон – соборный храм в скиту, куда скитяне собираются на общие службы, обычно по праздникам и воскресным дням, откуда и название (греч. κυριακν, от κυριακ – «воскресение»).– Перев.   [x] Эвергетинос (греч.ευεργετινθ – «благодетельствующий») – сборник святоотеческих творений. Эта антология названа по имени ее составителя, Павла Евергетидского (XI век), основателя и игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе.– Перев.   [xi] Вот что пишет об этом случае другое духовное чадо старца Иосифа – отец Иосиф Ватопедский: «Следует учесть, что в те времена, до 1935 года, не существовало современных средств хранения и транспортировки овощей и фруктов. Поэтому невозможно предположить, чтобы кто-то положил их там. Посторонние тогда не посещали Афон, как в наши дни, а отцы и благочестивые паломники поднимались на вершину в середине лета, потому что только тогда это позволяют погодные условия» (Монах Иосиф. Старец Иосиф Исихаст. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2000. С. 81).– Перев.   [xii] Монах Герасим (Менаяс; 1881–1957) – известный афонский подвижник, бывший послушником старца Каллиника-исихаста, упоминавшегося выше.– Перев.   [xiii] Старец Иосиф получил свое имя от старца Ефрема в честь своего «духовного дедушки».– Авт. Здесь необходимо заметить, что на Афоне у греков восприемник и старец (что чаще всего соединяется в одном лице) считается духовным отцом. Следовательно, духовный отец твоего духовного отца является для тебя «дедушкой». Отсюда распространенная традиция называть новопостриженного монаха именем его «духовного дедушки». Так в скитах на келиях появляются два монаха с одним и тем же именем – «дедушка» и «внук». К примеру: Ефрем-старший и Ефрем-младший. В данном случае «дедушкой» был отец Иосиф. Он постриг Ефрема-бочара, который, в свою очередь, постриг старца Иосифа Исихаста.– Перев.   [xiv] Проскинитарий (греч. προσκυνητρι – «место моления, поклонения») – обычно кивот для иконы, сделанный в форме часовенки или храма, внутри которого перед иконой установлена лампадка. Такие проскинитарии в миру часто ставят вблизи автомобильных дорог на местах дорожно-транспортных происшествий. На Афоне – в скитах, монастырях, на кладбищах – такие проскинитарии устанавливаются также в честь тех или иных святых в знак их особого почитания.– Перев.

http://isihazm.ru/1/?id=1606

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010