блгв. кн. Михаила Тверского (1271–1318). Наследник Михаил Александрович (22.11.1878–31.05/13.06.1918) – Великий князь, генерал-адъютант, член Государственного совета, младший сын ИмператораАлександра III, Наследник престола до рождения в 1904 г. Цесаревича Алексея. С02.06.1916 г. генерал-лейтенант. Вовремя Первой мировой войны 23.08.1914 г. командовал Кавказской туземной конной дивизией, с 04.02.1916 г. – 2-м кавалерийским корпусом. С 19.01.1917 г. генерал-инспектор кавалерии. После отречения 02.03.1917 г. Императора Николая II от престола в пользу Великого князя Михаила Александровича Великий князь 03.03.1917 г. под давлением определенно настроенных представителей Государственной думы отказался вступитьна престол до решения Учредительного собрания. Жил у себя в Гатчине. В августе 1917 г. был арестован, но вскоре освобожден. Оставался с семьей вГатчине и после большевистского переворота. 27.02/12.03.1918 г. был арестован и вскоре выслан в Пермь, куда с ним поехали его секретарь Н.Н. Джонсон, камердинер В.Ф. Челышев, повар Г.Ф. Митревели и шофер Борунов. В ночьна четверг 31.05/13.06.1918 г. (на праздник Вознесения Господня) в Перми былиубиты без суда и следствия Великий князь и его секретарь.) 223 (Намек на его статью, против которой пишет отец инспектор в... ноябрьской книжке «Богословского вестника». – См. Примеч. к л. 25 об.) 224 (На статью отца инспектора пишет отповедь он и профессор А.И. Введенский , редактор «Душеполезного чтения», заявивший в примечании о солидарности своих взглядов на монашество с о. Никоном. – См.: Никон (Рождественский) , архим. Делание иноческое и дело Божие: (Ответ о. архимандриту Евдокиму)//ДЧ. 1903. Ч. 1. Февр. С. 330–355; Введенский А.И. Недоразумение по важному вопросу//Там же. Ч. 1. Янв. С. 155–180. В октябрьском номере «Душеполезного чтения» за 1902 г. в предисловии к статье А. Круглова «Наслужбе миру – на службе Богу» (см.: ДЧ. 1902. Ч. 3. Окт. С. 186–193) редакцией было отмечено, что «мы ценим искренность высказанных в ней взглядов...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

АЛЕКСАНДР СПАССКИЙ, МОСКОВСКИЙ († после 1427), 3-й игум. Андроникова мон-ря, прп. (пам. 13 июня, 6 июля в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСИЙ ЗАТВОРНИК Киево-Печерский, прп., в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 апр., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, в неделю 2-ю Великого поста – в Соборе святых, в Малой России просиявших) АНДРОНИК МОСКОВСКИЙ, СПАССКИЙ ( нач. XIV в.? -1373?), основатель Андроникова московского монастыря, прп. (пам. 13 июня, в Соборе Московских святых и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.) АНТОНИЙ РИМЛЯНИН († 1147), основатель и первый настоятель Антония Римлянина в честь Рождества Пресвятой Богородицы монастыря в Новгороде, прп. (пам.17 янв., 3 авг. и в Соборе Новгородских святых) АРЕФА ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 24 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Киево-Печерских, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских) АРСЕНИЙ ТРУДОЛЮБИВЫЙ (кон. XIII-XV в.?), преподобный Киево-Печерский (пам. 8 мая, 28 авг.- в Соборе преподобных отцов в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и в Соборе всех святых, в Малой России просиявших) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Младший (Амос; † 1395), игум., прп. (пам. 12 сент., в среду Пасхальной седмицы, в Соборе Московских святых, в Соборе Радонежских святых и в Соборе Ростово-Ярославских святых) АФАНАСИЙ ВЫСОЦКИЙ Старший († после 1401), игум., прп., (пам. 12 сент., в Соборе Московских святых и в Собре Радонежских святых) АФАНАСИЙ ЗАТВОРНИК (2-я пол. XII в.), прп. Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 2 дек., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов Ближних пещер, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших)

http://pravenc.ru/rubrics/127165.html

С. 427–428). 10 Нилов Столобенский монастырь Тверской епархии, от Осташкова в семи верстах, основан преподобным Нилом († 7 декабря 1554 года и причтенным к лику святых в 1667 году) ( Строев П.М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. СПб., 1877. С. 463). 12 Борисоглебский второклассный монастырь в Торжке основан святым Ефремом в отдаленной древности. Арсений управлял Борисоглебским монастырем с 1831 по 1836 год (Там же. С. 455). 13 Успенский третьеклассный монастырь в городе Старице; монастырь основан в начале XVI века. Архимандрит Александр управлял монастырем до 1855 года (Там же. С. 462). 14 Иов 14 декабря 1568 года хиротонисан был в митрополита Московского; удален в начале июня 1605 года в Старицкий монастырь, где и умер 19 июня 1607 года. Тело Патриарха перенесено в Успенский собор в Москве (Там же. С. 6). 15 Сельцо Дерново Смоленской губ. Вяземского уезда, родина князя Сергия. В Дернове в рассматриваемое время жил самый младший брат Сергия Прохор Александрович Ширинский-Шихматов, здесь скончавшийся в 1863 году. 16 Приходский храм князей Шихматовых находился в пяти верстах от Дернова в с. Саловицах. Этот храм построен был отцом князя Сергия, князем Александром Прохоровичем Шихматовым, умершим в 1793 году и погребенном в созданном им самим храме. Тут же впоследствии погребена была и супруга строителя храма, княгиня Ольга Шихматова, умершая в 1820 году. 17 Аркадиевский Вяземский женский монастырь, переименованный из богадельни в монастырь в тридцатых годах настоящего столетия. Первой игуменией этого монастыря была Августа, в мире княжна Анна Александровна Ширинская-Шихматова, родная сестра князя Сергия Шихматова. Августа привела монастырь в цветущее состояние и умерла в 1859 году (Христианское чтение. 1891. 1–2). 18 Агафоклия, родная сестра князя Сергия, в мире княжна Александра Александровна Шихматова, постригшаяся вместе с другой своей сестрой в Смоленском женском монастыре и переехавшая вместе с ней в Вяземский монастырь, где она и скончалась от чахотки в 1833 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Потом этот лейтенант пожаловался начальству, что Арсений 23 якобы выломал двери в церкви, да еще и завел туда мулов! (Старец рассмеялся.) – Не верю, чтобы он мог такое учинить, – ответил командир, который хорошо меня знал. Стал меня расспрашивать о случившемся, но я ему ничего не сказал о том, что сделал младший лейтенант. За всеми этими людьми, которые творили насилие, нечестие, несправедливость, – за ними на войне буквально охотились пули. После боя посмотришь, кого нет – как правило, именно этих людей! 60 Положение дел ухудшится, но потом все станет на свои места. 61 – Сегодня, по моим наблюдениям, большинство имеет одинаковый образ мышления, что старики, что молодые. – Отче, молодежь возмужала или старики впадают в детство? – Ни то, ни другое. Помешались и те, и эти. У 70 процентов не все дома. Остальные 30 процентов мыслят естественным образом – молодые люди как молодые, а старые как старые. Еще осталась закваска. 14 октября 1990 г. 62 Сегодня мир – это большой сумасшедший дом! 63 Все плохое Бог обратит ко благу. Да, Он использует зло во благо. 64 Когда бывают забастовки, я страдаю. Это все равно, как если бы кто-то вгрызся зубами в грудь своей матери, чтобы напиться крови. Это преступление. 65 Сегодня царит всеобщее безразличие. Все пребывают в состоянии летаргии, духовного расслабления. Если и проявляют какой-либо интерес, то только к своему кошельку, а не к тому, что есть истинное благо. 66 Человек, не полюбивший Бога, перестает любить и своих родителей, и соседей, и свое село, и свою Родину, потому что Родина – это большая семья. Такой человек становится никчемным. 67 Человек сначала любит Бога, родителей, потом братьев, соседа, друга, село, Родину, которая есть наша большая семья. 12 июня 1990 г. 68 Византия положила начало Святой Горе. Сегодня Святая Гора могла бы возродить Византию, лишь бы нам сохранить в себе силу, не «полинять», не «обесцветиться». Смотрите, люди сейчас во всем разочарованы и ищут чего-то, что имело бы непреходящую ценность. Это очень легко. Лишь бы сами мы не «полиняли».

http://azbyka.ru/otechnik/Paisij_Svjatog...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Изменить ДАНИИЛ СКИТСКИЙ, СТАРШИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Даниил Скитской. Мозаика (нач. XI в.). Хосиос Лукас, Греция Даниил Скитский (Скитской), Старший ( V в.), пустынник , преподобный Был и другой соимённый ему святой Даниил Младший (VI в., память 18 марта и 7 июня). Вследствие путаницы в преданиях о них встречаются одинаковые рассказы Память 7 июня (Греч. ) Был учеником преподобного Арсения Великого (+ ок. 450) и сам стал наставником многих монахов. В юности отрёкся мира и пришёл в знаменитый египетский Скит . Когда варварское племя мазиков (берберов) напало на Скит , братия предложили ему бежать вместе с ними. Авва Даниил ответил: " Если Бог не позаботится обо мне, зачем мне жить? " Оставшись незамеченным войсками варваров, он подумал: " Вот Бог и позаботился о тебе. Теперь и ты поступи так, как свойственно человеку, и беги следом за отцами " . Прп. Даниил Скитской. Фреска (1197 г.). Монастырь Неофита, Кипр Некоторые считают, что прп. Даниил скончался около или вскоре после 420 года. Другие отождествляют его с аввой Даниилом Фаранским , чьи изречения (апофтегмы ) о прп. Арсении содержатся в Скитском патерике . Согласно этим текстам, авва Даниил Фаранит пережил своего учителя, умершего около 450 года: " Авва Даниил сказывал: «Авва Арсений, приближаясь к смерти, завещал нам: “Не заботьтесь делать по мне вечери любви. Ибо если я приготовил для себя сию вечерю, то найду её”. Когда приблизилась кончина его, ученики его пришли в смятение. А он говорит им: “Ещё не настал час; когда же настанет, скажу вам; но я буду судиться с вами на Страшном Суде, если вы отдадите кому-либо останки мои”. Они сказали: “Что же нам делать? Мы не знаем, как похоронить тебя”. Старец отвечал им: “Ужели не знаете, как привязать к ноге моей верёвку и тащить меня на гору?” Он оставил мне кожаный хитон свой, белую жёсткую власяницу и пальмовые сандалии " .

http://drevo-info.ru/articles/13675708.h...

4 сентября 1912 года в Новгородской епархии состоялся первый миссионерский съезд, и с этого времени такие съезды стали для епархии постоянным явлением. Архимандрит Варсонофий был строителем многих единоверческих храмов, где после освещения совершал богослужение по древним книгам, что явилось действенной проповедью и призывом к старообрядцам присоединиться к православию. О.Варсонофий явился одним из главных устроителей новой обители с необычным названием " Забудущие родители " , как назывался скит на древнем кладбище в 30 верстах от Старухинского погоста в Боровичском уезде. Лесной скит впоследствии был преобразован в монастырь. В число насельников вошел младший брат о.Варсонофия - Арсений (Лебедев) (+ 1937). Вот как описывает миссионерские труды и личность отца Варсонофия один из его современников: «К обращению уклоняющихся от спасительного пути были направлены его труды. С этой же целью он стремился и к расширению своего миссионерского опыта участием в миссионерских всероссийских съездах: Казанском в 1897 году, Киевском в 1908 году и единоверческом Петроградском в 1912 году. Отец Варсонофий вынесенные отсюда познания ценил не как средство одолеть противника в споре, а как средство с бóльшим умением и сильнее влиять и на старообрядцев, изводя их из тьмы неведения, и на колеблющихся православных, укрепляя их в вере отцов. Во имя евангельского совета миссионерам быть мудрым, как змея, и простым, подобно голубю, отец Варсонофий поревновал и сумел попасть даже на первый поморский старообрядческий всероссийский собор в Москве в 1909 году и вынес оттуда много полезного для своего дела. Если по своему душевному складу отец Варсонофий с самого начала деятельности был достаточно близок и понятен народу, среди которого жил и работал, то с течением времени эта близость увеличилась, он сроднился с народом, научившись ценить и понимать душу народную. Нужно было слышать его рассказы по возвращении из миссионерских поездок: это было точное воспроизведение жизни с ее характерными штрихами, даже обычный разговорный язык отца Варсонофия получил оттенок народной речи, а в случае нужды, например на беседах, он научился говорить подлинным языком своих слушателей и даже слушательниц.

http://drevo-info.ru/articles/13264.html

Обвиненный в зверском убийстве отца сын писателя Арсений... И хотя найден настоящий убийца, и обвинение с Арсения Дмитриевича Балашова будет снято, ничего не изменится... Отморозкам с ОРТ и НТВ уже удалось внедрить в сознание миллионов телезрителей информацию, что русского писателя зверски убил его родной сын-наркоман... И освободиться от этой грязи и подлости практически невозможно... ...Герой романа " Младший сын " начинал строить дом посреди романа. Строительство дома - смысловой фокус повествования. Образ строительства развивается и дальше, включая в себя и московское, устраиваемое, как дом, княжество Данилы. Этот образ охватывает и весь роман: борьба идет между сыновьями Александра Невского, внутри одного дома... Подожженный Козлом, сгорает дом Федора... Татары, приведенные Андреем Городецким, сжигают Москву. Картина пожара жутка и трагична: " Ночью багровые отсветы полыхали над городом. Птицы, чьи гнезда сгорали вместе с жильем, вились в воздухе, падали в огонь... " Но сгорают только стены, а сам дом остается, ибо неуничтожима возникшая духовность, неуничтожим тот выработанный веками порядок жизни, который даже слабых людей заставляет быть сильными, учит их умению " огоревывать " любую беду. Если же утрачены духовность и нравственность, что закладываются в фундамент дома, тогда не нужно и пожара - дом истлеет сам собою. 7. Цикл романов " Государи Московские " первоначально предполагалось довести до Ивана Грозного - написать его таким, каким он был. - Потом, - рассказывал Балашов незадолго до гибели, - я стал молиться, чтобы разобраться с XIV веком, потому что это - время собирания русских земель. В конце его появляется центр, система управления страной, XV век - это уже век проверки этой системы на прочность. Силы уходят, время уходит, но этот отрезок русской истории я завершил - уже вышел седьмой роман " Государей... " - " Святая Русь " , завершающий рассказ о XIV веке. Эпиграфом к роману, начинавшему этот цикл, Дмитрием Балашовым были взяты слова Н.М. Карамзина: " Они страдали и своими страданиями изготовили наше величие... " .

http://pravoslavie.ru/rusdom/200107/14.h...

В Мордовии назначили своего нового архиерея — епископа Варсонофия. Он меня сразу взял в иподиаконы, в помощники. Я прошёл иподиаконскую школу. До армии я немного поучился, возглавлял кино-кружок, работал на заводе учеником токаря, директором подросткового клуба «Водномоторник». Когда я собирался поступать в семинарию, владыка посмотрел на мой уровень образования и говорит: «Всё, пойдёшь учиться заочно». Что я, собственно говоря, и сделал. Со своей женой я познакомился в январе 1991 года, ещё до прихода епископа Варсонофия в Мордовию. Был праздник перед Богоявлением, я пришёл с вечерней службы и принёс просфоры. Мой товарищ, учившийся на журфаке, говорит: «Я приду к тебе в гости со своей девушкой и хочу познакомить тебя ещё с одной девушкой. Вы очень похожи». Когда они пришли, я как бы инстинктивно протянул им свежайшие только что испеченные просфоры. Девушка, которую, как оказалось звали Юлия, посмотрела на меня и совершенно неожиданно говорит: «Мне ночью снилось, как кто-то подарил мне хлеб». Вот так произошло наше знакомство с моей будущей супругой, с которой мы также отмечаем 30-ю годовщину совместной жизни. У нас прекрасные и разносторонние дети, и мы с женой уже бабушка и дедушка, дважды… Старшая дочь Анастасия – прекрасная мам двух малышей и теперь ждёт третьего. Средняя дочь – Мария осваивает профессию «режиссера игрового кино» во ВГИКЕ (мастерская Александра и Владимира Кот). Сейчас у нее очень ответственный период «запуска» короткометражного фильма по собственному сценарию. Младший сын – Арсений студент Российской правовой академии. Вы всегда совмещали священство с активной общественной жизнью. Ваш послужной список поражает. Вы не раз давали понять, что придаёте общественной жизни большое значение… Что касается моей общественной деятельности, то могу сказать, что я человек очень ленивый. Но если я что-то делаю, то пытаюсь делать это как можно лучше. Потому если уж я чем-то занимаюсь, то это не от безделья, это просто необходимость. Возникает проблема — и приходится её решать. Если мы не будем заниматься проблемой, то проблема будет заниматься нами. Или ею будет заниматься другие люди, но так, что она перерастёт в страшную беду или трагедию.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/05/21/ya...

393 Свято-Георгиевский Мещовский мужской монастырь, монастырь Калужской епархии в честь великомученика Георгия Победоносца основан в конце XV в. в селе Соболевка на возвышенном берегу реки Рессы в 30 км от г. Мещевска. – Примечание. 394 Великий князь Михаил Александрович Романов (1878–1918), младший брат Николая II. 2 (15) марта 1917 г. Император Николай II отрекся от престола за себя и сына в пользу великого князя Михаила Александровича, который после переговоров с представителями Государственной думы объявил, что примет верховную власть только в том случае, если на то будет выражена воля всего народа посредством Учредительного собрания, и призвал подчиниться Временному правительству. – Примечание. 396 Митрополит Филарет (в схиме Феодосий, Амфитеатров Фёдор Георгиевич; 1879–1857), митрополит Киевский и Галицкий с 1837 г., сподвижник митрополита Филарета (Дроздова) . Святитель Филарет (Дроздов Василий Михайлович; 1783–1867), выдающийся церковный деятель, богослов и проповедник. В 1817 г. хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии, С 1819 г. архиепископ Тверской, член Святейшего Синода. С 1826 г митрополит Московский и Коломенский. Член Российской академии. – Примечание. 397 Евфросиния (Арсеньева Мария Константиновна; 1881–1937), игумения. Родилась в дворянской семье известного публициста К. К. Арсеньева. После закрытия монастыря игумения Евфросиния вместе с сестрами общины поселились в Муроме, где вели монашеский образ жизни, вплоть до ареста в июле 1937 г.; расстреляна. Арсеньев Константин Константинович (1837–1910), юрист, литературный критик, публицист, журналист, общественный и земский деятель, был одним из идеологов либерального движения, редактор журнала «Вестник Европы». Женская Воскресенско-Покровская община (Санкт-Петербургская губ., Лужский уезд, село Покровское) была учреждена Постановлением Святейшего Синода в 1910 г. в имении Арсеньевых Покровском на жертвуемой Марией Константиновной земле. Основание общины благословил о. Иоанн Кронштадтский . После принятия монашеского пострига инокиня Евфросиния была назначена настоятельницей общины. После революции в обители поселилась ответственная коммунистка с целью наблюдать за насельницами. В 1922 г. община была преобразована в сельскохозяйственную коммуну, которая просуществовала до 1926 г. – Примечание.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При Стефане была учреждена независимая сербская архиепископия и установлен более прочный порядок в церковном управлении. Первым архиепископом был другой младший сын Неманьи, св. Савва . Он долгое время подвизался на Афоне и затем в 1219 г. исходатайствовал у греческого императора и патриарха право для сербской Церкви иметь своего автокефального архиепископа . Св. Савва открыл, кроме Рашской, еще несколько епископий, где он поставлял своих учеников, пришедших с ним с Афона, и поручал им устраивать церковное управление на основании канонических правил. Св. Савва основал несколько монастырей с порядком жизни, как на Афоне. Им было основано два кафедральных монастыря — Жичский, в котором находилась его кафедра, и Ипекский (Печский). Монастырь в Печи устроил по указанию св. Саввы (1137 г). его сподвижник и преемник св. Арсений. С 14 века эта обитель стала столицей сербских патриархов. После св. Саввы притязания пап на главенство, хотя и не прекращались, но и не приводили к формальному подчинению Римской церкви. Сербские государи иногда по политическим соображениям манили пап обещаниями. Но, когда наступал решительный момент, они к латинству не прибегали. Так поступил Стефан Первовенчанный. Когда папа прислал венец со своим легатом, то короновал Стефана его брат, архиепископ Св. Савва, и о подчинении папе ни было и речи. Сербский король Стефан Милутин (1275-1320) напрашивался на присоединение, желая принять участие в крестовом походе,готовившемся на Западе против Византийской империи. Но затем отказался от самого принятия латинства. Даже знаменитый король Стефан Душан (1336-55) два раза обращался к папе с готовностью подчиниться, в расчетах на помощь папы в переговорах с венгерским королем, и оба раза отказался от исполнения своего намерения. Король Стефан Душан, расширив свои владения, главным образом за счет греков, и считая себя наследником византийских императоров, задумал принять титул императора. В этом плане он в 1346 г. предложил собору сербских епископов переименовать тогдашнего ипекского архиепископа Иоанникия в патриархи с провозглашением независимости от константинопольского патриарха. Новый патриарх короновал Душана императором. Константинопольский патриарх не признал происшедшее и подверг даже отлучению Душана, сербского патриарха и всю церковь. Раскол между обеими церквами окончился только в 1375 г., когда спорные епархии, включенные в 1346 г. в сербский патриархат, были присоединены снова к константинопольскому.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2189...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010