В греческом синаксаре он называется исповедником. (Смотри подробно в житии преп. Евфимия, 14 октября). 8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского    Преемник св. Арсения, архиепископа сербского, Савва II был младший брат первовенчанного краля сербского Стефана и племянник великого Саввы, первого архиепископа сербского.    Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол его. На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой Горы. По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 года. Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие тя».    (Память святителя совершается вторично в общей службе свв. сербским святителям и учителям 30 августа).    «Святые южных славян», Филарета, арх. Черниговского. «Животи кральева и архиепископа србских». Даничич. Загреб 1866.    Память его 28 мая.    Сравн. «Повесть о нашествии на Святую Гору папистов», – 10 октября.    В «Летописи» архим.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Афонский патерик Февраль Афонский патерик Февраль   Афонский патерик 1  февраля Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского 8  февраля Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа сербского 13  февраля Память преподобного Симеона мироточивого, ктитора Хиландаря 16  февраля Страдание святого преподобномученика Романа 23  февраля Память преподобного Дамиана Есфигменского Страдание святого преподобномученика Дамиана       1 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Василия, архиепископа Солунского Святой Василий, ученик и постриженец преподобного Евфимия Фессалоникийского, был родом из Афин, подвизался на святой Афонской Горе и в других местах с преподобным Евфимием, который на третий день по пострижении, по особенному откровению, предсказал ему, что он будет епископом; скончался мирно в IX веке. В греческом синаксаре он называется исповедником. (Смотри подробно в житии преп. Евфимия, 14 октября).   8 ФЕВРАЛЯ Память преподобного отца нашего Саввы II-ro, архиепископа Преемник св. Арсения, архиепископа сербского, Савва II был младший брат первовенчанного краля сербского Стефана и племянник великого Саввы, первого архиепископа сербского. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновал идти по следам святого дяди своего и еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время, потом подвизался на Афоне вместе с учеником своим, преподобным Иоанникием, который наследовал по нем и архиепископский престол На святой Афонской Горе им пришлось много потерпеть бед и притеснений от разорявших тогда оную латинян, изгнанных из Царьграда греками и поселившихся в Македонии в пределах Святой По возвращении его в отчизну блаженный Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемники себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимой добродетелью его была кротость. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави Серблем архиепископа вместо себе Савву второго». Так как блаженный Арсений († 28 октября, 1266 г.) три года пред смертью был болен, то, конечно, не позже 1263 г. Савва посвящен был в архиепископа Арсением. Блаженный Савва почил в начале 1267 Св. Савва покоится в Пекской обители, вблизи св. Арсения. Сербская церковь поет ему: «Из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселя сердца и души поющие

http://isihazm.ru/1/?id=1823

Ап. Фома , называемый также Дидимом, проповедовал Евангелие варварским племенам в Парфии, Индии и на близлежащих островах. В Индии он пострадал в г. Каламине (Мальяпур). Мощи его перенесены в Едессу. Ап. Филипп был родом из Вифсаиды, также как апп. Пётр и Андрей. По более поздним сказаниям он устроил церковь во Фригии; скончался в г. Иераполе, у гробницы его всегда было много людей Ап. Варфоломей был родом из Каны Галилейской. По достоверным свидетельствам, он проповедовал в Счастливой Аравии и Индии, пострадал же (с него живого содрали кожу) в Армении, в г. Алванополе, в нынешнем Дагестане. Еп. Арсений отмечает, что Варфоломея и Нафанаила считают одним и тем же лицом. Ап. Матфей , которого считают бывшим мытарем Левием, был сборщиком податей при Галилейском озере. Сначала он проповедовал евреям. Он написал Евангелие на родном языке. По позднейшим сказаниям, он проповедует то в Македонии, то в Сирии, Парфии, Эфиопии и др. странах. Несомненно только то, что он проповедовал вне пределов Римской империи. Неизвестно, умер ли он естественной смертью, или был замучен. Ап. Иаков младший , сын Иосифа Обручника от первого брака. Он пользовался особым уважением христиан из иудеев и, как епископ Иерусалимский, принимал деятельное участие в Апостольском соборе. Об убиении его в 62 г. упоминалось выше. Брат его, ап. Иуда , называемый Леввеем и Фаддеем, по одним сказаниям, проповедовал в Ливии, по другим — в Сирии и Армении. Еп. Арсений отмечает, что он был повешен на кресте и пронзен стрелами в Армении, в окрестностях Арарата. Имеется одно его послание. Ап. Симон Кананит , по прозвищу Зилот, как полагают, был братом Иакова и Иуды. Известно, что он проповедовал на востоке, в прикавказских странах, сопутствуя ап. Андрею. Скончался он в Анатолии, в 15 верстах от нынешнего Сухуми, при впадении р. Псирста в Чёрное море. Ап. Матфей , избранный на место Иуды Искариотского, проповедовал вне пределов Римской империи. Еп. Арсений отмечает основание им церкви в Синопе. Ап. Фаддей , из 70-ти, сперва сопутствовавший ап. Фоме, отправлен был им около 38 г. к владетелю Едессы, князю Авгарию, верившему в чудеса Спасителя. По преданию, он крестил Авгаря и многих его жителей, положив этим основание Армянской Церкви. Перед смертью он поставил для Едессы епископом Аггея.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2187...

2/15 февраля 2002 года, в праздник Сретения Господня, ровно в 10 ч. утра, в момент начала Божественной Литургии, после краткой болезни ушел в иной мир владыка епископ Митрофан. Окончилась жизнь большая, многотрудная и назидательная. Нелегко писать об ушедшем близком человеке, и эта задача усугубляется еще тем, что покойный владыка не был рядовым пастырем, а был широко известен своей деятельностью в церковных и общественных кругах как в эмиграции, так и в России. Мнения о нем, самые противоречивые, сложились уже давно. Беспристрастная же оценка его личности принадлежит церковным историкам будущего. Тем не менее, сыновний долг, долг любви и благодарности владыке за все то, что он дал нам, его младшим сослужителям и воспитанникам, понуждает меня сказать свое слабое слово в память о нем. Митрофан Константинович Зноско-Боровский родился 4/17 августа 1909 года в городе Брест-Литовске в семье священника. В годы Первой Мировой войны его отец был полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку и за доблесть был награжден рядом орденов, а также золотым наперсным крестом на Георгиевской ленте. Мать владыки умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Двое из его братьев – Арсений и Алексей – также послужили Богу в сане священников; старший Арсений был замучен коммунистами в 1925 году, младший Алексей, ныне покойный, служил в Польской Православной Церкви и также немало потерпел от богоборцев за свою церковную деятельность, проведя в заключении восемь лет. Окончив гимназию в Брест-Литовске и решив стать на путь служения Церкви, студент Зноско поступил на Богословский факультет Варшавского университета. В то время Православная Церковь в Польше переживала тяжелый период в связи с насильственной полонизацией Церкви, проводимой польским правительством. Молодому Митрофану, отстаивавшему на Богословском факультете русские интересы, пришлось вынести немалую борьбу. Она окончилась его переводом на Богословский факультет Белградского университета в качестве личного стипендиата Патриарха Варнавы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Преемник св. Арсения, Савва 2 был младший сын первовенчанного краля Стефана и племянник великого Саввы. Предслав, так назывался он в миру у сербов, возревновав идти по следам св. дяди своего, еще в молодости принял иночество. Он ходил в Иерусалим и там прожил немалое время; потом подвизался на Афоне. Ему пришлось потерпеть много бед от охотников жить на чужой счет. По возвращении его в отчизну бл. Арсений, чувствуя свою старость и тяжкую болезнь, посвятил его в преемника себе. В сане первосвятителя подражал он жизни предшественников своих. Любимою добродетелию его была кротость39). С именем св. Саввы   и венчание Бранковича – не великие дела, а отношения его к св. Гавриилу очень не благовидны. В древнем сербском уставе (Гласник XI, 194) не называются святыми ни Иаков и Савва третий, ни Евстафий 2. О св. Стефане сказано под 28 мая. В одной сербской летописи XV в. говорится, что со времени св. Немани «явились в сербской церкви великие светильники миру, одни равночестные апостолам, другие мирототцы и чудотворцы и архиереи достоблаженные и множество преподобных и праведных мужей» (Рус. беседа 1860. 11, 19). Теперь пока неизвестно «множество» преподобных сербской земли, а из праведных пока известен только Щилянович. Сохранилась надпись на кресте, назначенном для храма св. апостолов Петра и Павла: «и крьсть створи епискуп рашки Григорие вьтори, еко и она вьдовица две цете дадуще». Так как в устроении того же креста, по надписи, участвовал и король Милютин (Mikloschitz Monum. 86), то Григорий расский епископ был современником сего короля. 39) Раича 11, 410. 411. Летоп. в Гласнике 1, 165, V, 41. VI, 28. 29. Х, 264. Общая служба: «радуйся Савво вторый, подобный Моисею во кротости». Сербляк л. 162. По известию о первосвятителях (Гласник VI, 28) «еще жив сый святый сей (Арсений) постави серблем архиепископа вместо себе Савву втораго. Так как покоится он в Печской обители, вблизи св. Арсения40). Сербская церковь поет ему: «из корене благаго благая отрасль прозябл еси, Божия разума водами напаяем, тем и плод благоуханен явился еси житием от юности, веселяя сердца и души поющие тя»41).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=109...

В 1908 г. в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения (проводились 2 раза в месяц, во время Великого поста - каждое воскресенье), частыми участниками к-рых были Тихвинский еп. сщмч. Андроник (Никольский) , иером. Петр (Зверев) и В. Указом Святейшего Синода от 10 февр. 1909 г. В. был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника, 15 февр. возведен в сан архимандрита. В том же году издал кн. «Беседы с новгородскими сектантами - пашковцами и баптистами» (Новгород, 1909), которая была рекомендована епархиальным начальством как руководство для священнослужителей при ведении бесед с сектантами, а для мирян - в качестве просветительской лит-ры. В 1911 г. в Новгородской епархии были организованы миссионерские курсы для духовенства, в которых участвовал В. (впосл. аналогичные курсы были устроены и для мирян). В их программу входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди. В. участвовал в миссионерских съездах Новгородской епархии (4 сент. 1912, 17 дек. 1913) а также в работе Всероссийских миссионерских съездов: в Казани (1897), Киеве (1908), Петербурге (1912). В. был одним из главных создателей скита у «Забудущих родителей», на древнем кладбище на берегу р. Удины, в 8 км от имения А. В. Суворова с. Кончанского (Боровичский у.). В 1907 г. в пустыни построили деревянную ц. вмц. Параскевы Пятницы, приписанный к Антониеву мон-рю скит был преобразован в мон-рь, в число его насельников вошел младший брат В. - Алексей Лебедев (в монашестве Арсений, расстрелян 17 дек. 1937). В. помогал бедным семинаристам, после начала первой мировой войны жертвовал на нужды раненых и семьям лиц, призванных на фронт. Святой много сделал для активизации работы епархиального об-ва трезвости. Был награжден орденами св. Анны 2-й степени (1912) и равноап. кн. Владимира 4-й степени (1916). Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г. Варсонофий, еп. Кирилловский. Икона. 2001 г. 7 янв. 1917 г. В. был наречен и 8 янв. хиротонисан во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, хиротонию возглавил Новгородский архиеп. Арсений (Стадницкий). К Кирилловскому викариатству относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и Устюженский уезды Новгородской губ. (ныне Вологодская обл.). В. прибыл в Кириллов 31 янв. 1917 г. При Кирилловом Белозерском в честь Успения Богородицы мон-ре , настоятелем к-рого являлся Кирилловский епископ, В. открыл Братство православных жен и мужей, задачами к-рого было оживление религ. жизни, укрепление народной нравственности, охрана правосл. святынь, в частности Белозерского мон-ря, церковного имущества и т. п. Братство устраивало религиозно-нравственные чтения и беседы, занималось благотворительностью, оказывало поддержку близким по цели орг-циям.

http://pravenc.ru/text/154333.html

Юношеские годы старца Паисия – тогда еще носившего имя Арсения, пришлись на период Второй мировой войны, оккупацию Греции Германией, Италией и Болгарией и гражданскую войну внутри страны между сторонниками Коммунистической партии Греции и силами сопротивления, поддержавшими греческое правительство во главе с королем Георгом II, находившихся после вторжения немцев в изгнании. Гражданская война длилась пять лет – с 1944 до 1949 г. Служба преподобного Паисия в армии      Старший брат старца Паисия воевал в группировке Наполеона Зерваса, основателя Народной республиканской греческой лиги, сражавшейся как против оккупантов, так и против Демократической армии Греции (вооруженного крыла компартии). Территория, на которой проживала семья старца, была на какое-то время подконтрольна коммунистам, в результате Паисий, тогда еще носивший имя Арсений, угодил в тюрьму как младший брат противника Демократической армии Греции. На допросе следователь спросил Арсения: – За что тебя взяли? – За то, что мой брат воюет в отряде у Зерваса – А почему он воюет у Зерваса? – А кто из нас старше: я или мой брат? По-вашему, я могу требовать у брата отчета в том, что он делает? Оценив искренность и смелость молодого человека, его отпустили на волю. Греческие переселенцы      Радист Матери Церкви В дальнейшем Арсений был призван в правительственные войска, но молил Богородицу уберечь его тяжкого греха убийства, что и произошло – будущий старец Паисий по его молитвам служил радистом. – С кем у тебя высокие связи, что ты получил такую хорошую воинскую специальность? – выпытывали у Арсения сослуживцы. – Да нет у меня никаких связей, – отнекивался он. – Да ладно тебе… – не верили те, и тогда он отвечал: – Я знаком с… Богом. И впоследствии старец всегда говорил, что «монахи – это радисты Матери Церкви, и, следовательно, если они уходят далеко от мира, то и это делают из любви, ибо уходят от «радиопомех» мира, чтобы иметь лучшую связь и больше и лучше помогать миру». Паисий Святогорец в армии      Из военных случаев старец рассказывал: «Однажды наш полубатальон попал в окружение, против нас было 1600 мятежников. Все мои сослуживцы быстро подтаскивали к скалам боеприпасы, и командир приказал мне помогать другим, а рацию бросить. Я присоединился к ребятам, стал носить ящики с боеприпасами, а в промежутках бегал к рации, пытаясь соединиться с главным штабом. После многих попыток я установил связь и сообщил, что мы находимся в опасности. На следующий день, когда мятежники приблизились к нам так близко, что мы уже слышали их брань, – прилетела наша штурмовая авиация и разбила их в пух и прах».

http://pravoslavie.ru/97894.html

электронной редакции) у покойного Сергия (имеется в виду Сергий (Ляпидевский) – митрополит Московский и Коломенский, находившийся в январе 1897 г. в Петербурге, куда приезжал архимандрит Арсений (Стадницкий) , узнав о своем назначении инспектором в МДА – прим. электронной редакции), который посвящал меня во все эти вопросы и возмущался последствием такой связи. Я почти одновременно прибыл в Академию с указом. С настроем всех профессоров я хорошо знаком, и навряд ли бы принесла пользу тесная связь с некоторыми из них... Что Устав потерял теперь всякую руководительную силу, доказывает то, что по многим учебно-воспитательным вопросам в четырех академиях – четыре практики. Этого нельзя оправдать особенностями разных академий: цели их одни. А между тем какая-нибудь послабленная практика в какой-нибудь [академии] относительно ли посещения лекции, богослужения и т.п. служит предметом соблазна и нарекания на строгость начальства. Я позволил бы себе высказать желание о необходимости собрать, например, нынешним летом на первый раз ректоров академий, пусть путем обмена мнениями познакомятся с теми или иными приемами, друг у друга научатся, одно исправят, от другого отстанут. По моему искреннему убеждению, съезд этот имел бы большое значение в деле уяснения современного исторического состояния школьной жизни. ...студент III курса... Григорий Ващенко... – Вашенко Григорий Григорьевич (13.04.1878–02.05.1969) – известный украинский педагог, психолог, литератор. Родился в семье дворянина с. Блотницы Прилукского уезда Полтавской губернии. Окончил Полтавскую ДС (1898), с 04.10.1898 г. младший учитель и помощник законоучителя Блотницкого сельского народного училища Прилукского уезда Полтавской губернии. В 1899 г. поступил в МДА; окончил в звании действительного студента (1903). 23.09.1903 г. утвержден в степени кандидата богословия. С 05.11.1903 г. учитель русского языка в старших классах Кутаисского ДУ. С 1905 г. преподавал в Учительской семинарии и коммерческой школе г. Полтавы. После революционных событий 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Валерий Мешалкин В 1653 году по инициативе патриарха Никона на Афон был послан монах Арсений Суханов, который должен был привезти греческие рукописи, необходимые для исправления русских богослужебных книг. За два месяца пребывания на Святой Горе Арсений выбрал 498 рукописей и книг, из которых большинство привез сам, остальные были привезены в 1655 году. В царствование Алексея Михайловича в Москву с Афона помимо книг были доставлены также копии чудотворных святогорских икон Божией Матери Иверской и «Троеручицы», выполненные в размер оригинала. Святослав Булах Архимандрит Тихон (Шевкунов) Валерий Мешалкин Архимандрит Тихон (Шевкунов) Георгий Битбунов Протоиерей Владислав Цыпин Святитель Григорий (Палама) Георгий Битбунов Наталья Соснова Пустынька батюшки Феодосия Кавказского (память 26 июля/8 августа) в 27 км от нынешнего поселка Горный. В этом ущелье преподобный семь дней молился на большом камне: просил Бога указать ему место для храма. Старцу явилась Божия Матерь и указала на склон двух горных возвышенностей, весь покрытый барвинком. За голубые цветы его называют Богородичной травкой. Растет она только в монастыре. Вскоре по молитвам отца Феодосия из-под земли забил и святой источник. Теперь за целебной водичкой в пустыньку едут со всей России. Подготовила к публикации Татьяна Пономарева Ее наставлял святитель Григорий Богослов, и его знаменитые «Советы Олимпиаде», стали советами для многих девушек, желавших подвизаться в благочестии. Младший брат Василия Великого – святитель Григорий Нисский по ее просьбе написал и посвятил ей толкование на «Песнь песней» в 15-ти беседах. С детства воспитывалась она благочестивой Феодосией, сестрой святителя Амфилохия и теткой святителя Григория Богослова. Но самым близким, ревностным, пришедшим в самый плодотворный и скорбный период ее жизни наставником Олимпиады был святитель Иоанн Златоуст. В таком редчайшем созвездии выкристаллизовалась редкая по красоте душа святой. Протоиерей Андрей Филлипс, Эдмунд Дансталл Вера Юрьева Кадом – одно из заповедных мест нашего Отечества – в эти дни отмечает свое 800-летие. Первое упоминание о Кадоме в Никоновской летописи относится к 1209 году. С него и принято вести отсчет истории поселения, хотя, несомненно, основано оно гораздо раньше: река Мокша – самый крупный приток Оки, важный торговый путь, и в начале XIII века Кадом, вероятно, был уже значительным торговым и оборонительным пунктом на восточных рубежах Рязанского княжества. (Отрывок из фильма «Кадом: Затерянная красота» FLV файл. Продолжительность 8 мин. Размер 17.7 Mb)

http://pravoslavie.ru/put/page94_1078.ht...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ I ВЕЛИКИЙ [груз. ] (прибл. 820-887), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 25 сент.), Католикос Мцхетский (Картлийский) (860-887). Сведения о жизни А. В. содержатся в «Житии Григола Хандзтели»; имя А. В. упоминается также в списке Католикосов в груз. исторической хронике «Картлис Цховреба» . Младший сын феодала Мириана из пров. Самцхе. В возрасте 6 лет был взят в ученики прп. Григория Хандзойского его сподвижниками Тевдоре и Кристефоре и воспитывался в Хандзойском мон-ре вместе с буд. еп. Ацкурским Ефремом под руководством прп. Григория. Благодаря незаурядным способностям и человеческим достоинствам пользовался особой любовью учителя. Примерно в 860 г. под давлением Мириана был созван церковный Собор с малочисленным представительством епископата, на к-ром молодой А. В. был посвящен в сан Католикоса, что являлось нарушением церковных канонов. Это событие вызвало недовольство большинства епископов Картли. При содействии др. крупного феодала, правителя Джавахети Гварама (сына Ашота I Куропалата ), был созван новый Собор с целью упразднить незаконное решение предыдущего Собора. На Соборе присутствовал св. Григорий Хандзойский, горячий сторонник кандидатуры А. В., и своим высоким авторитетом убедил собравшихся епископов принять решение в пользу А. В. Нек-рые исследователи приписывают А. В. авторство антимонофизитского трактата «О разделении Грузии и Армении», идентифицируя его тем самым с фигурой Арсения Сапарского . А. В., используя древнюю версию «Мученичества святого Авива Некресского», написанную в VI-VII вв., создал новую метафрастическую редакцию жития прп. Авива, где упоминается, что «житие составлено Арсением Великим - Католикосом Картли». . Ист.: . // . , 1963. Т. 1. С. 248-319. Лит.: . // . , 1960. Т. 1. С. 119-125; -. , 2000. С. 38-40. А. Богверадзе Рубрики: Ключевые слова: ЗАХАРИЯ АНЧЕЛИ (IX в.), еп. Анчийский, чудотворец, современник прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели), свт. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 5 окт.)

http://pravenc.ru/text/76258.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010