Ну ладно, слезли, не шарахнуло.  Отец Нестор в этот вечер выходит на отпуст и вдруг неожиданно обращается к Мишке: «Ну что, понял, как до окончания службы из храма уходить?». Мальчишка смущенно отвечает: «Понял батюшка».  Оказывается, он после елеопомазания решил уйти домой. Идти было минут двадцать, мороз градусов 15-20, т.е. вполне нормальный. Но Мишка говорил, что вышел из церковного двора, не успел два-три дома пройти, чувствую, уши от мороза в трубочку сворачиваются – я бегом назад в храм.   Меня не было в Жарках, когда в первый год  служения о. Нестора летом на чердаке храма вспыхнул пожар. Начали тушить. Сережа стоял у огня, ему передавали ведра с водой, но огонь быстро разгорался. Отец Нестор  в это время встал на молитву у Казанской иконы. Сережа говорит, что успел вылить всего два ведра, потому как был босиком и, вскочив на горячее стропило, обжег ноги и упал. Несколько ведер воды, по его словам, не могли погасить этот пожар. Но вдруг огонь стал гаснуть и постепенно погас совсем.  Мы с Сережей удивлялись, замечая, как буквально с каждым месяцем на наших глазах наш младший товарищ о. Нестор становился опытным духовником. Он  часто давал нам очень мудрые и глубокие  советы. Ведь Коля был младше нас, и раньше мы  ему разные советы давали. Я даже в шутку ему давал иногда «вразумительные шалобаны».  После пострига он приезжает и смеется: «Ну что, Витя, теперь только помысел появится дать шалобан монаху – сразу клади десять поклонов!» Отца Нестора нам  очень не хватает. Иногда думаешь, был бы он сегодня жив, как было бы хорошо. Хотя и понимаем, что он в Царствии Небесном. Вскоре после смерти о. Нестора мы были с Евгением Никифоровым у владыки Арсения. Он знал о. Нестора,  за спасения икон Святейший Патриарх Алексий II наградил иеромонаха Нестора золотым наперсным крестом, и, кажется, именно владыка Арсений вручал ему эту награду. Владыка спросил, где находится омоченный кровью подрясник о. Нестора, в котором он был убит. Я ответил, что архиепископ Амвросий благословил его положить под престол храма. Владыка Арсений покачал с сомнением головой. Я внутри напрягся, подумал, скажет, что рановато, он ведь не объявлен мучеником. Но владыка говорит: «Под престол хорошо положить. Но ведь кровь мученика великая святыня. Она должна храниться в ковчежце в епархии». И сказал, что надо собирать свидетельства об о. Несторе. Как местночтимого  святого иеромонаха Нестора прославили в Платине  по благословению игумена Германа, собрата иеромонаха Серафима Роуза. Отец Герман  посвятил номер журнала «Русского паломника» (издает братство прп. Германа Аляскинского)  Оптинским Новомученикам иеромонаху Василию, инокам Ферапонту и Трофиму и иеромонаху Нестору.

http://radonezh.ru/2019/01/08/zashchitni...

     13 января 2015 г. – день канонизации преподобного Паисия Святогорца. Опыт его восхождения по лествице главных христианских добродетелей анализирует игумен Киприан (Ященко). В основу рассказа положены житие старца, составленное одним из его духовных чад – иеромонахом Исааком, наследие святого Паисия, а также личные встречи автора с последователями старца. Воздержание: начало добродетелей Несмотря на то что пост – телесная добродетель, соблюдение умеренности приносит плоды на всех уровнях устроения человека: телесном, душевном, духовном. На телесном – здравие, благодаря умеренности и благоразумному отношению к пище, на душевном – ясность ума, собранность, успешность в делах, на духовном – молитва, приближение к Богу, возвращение в райское состояние. Воздержание отец Паисий полагал началом монашеских добродетелей: «Монах должен научиться быть себе хозяином и владеть собой. В этом случае – куда бы он ни попал, где бы ни оказался – он не повредится». В семье будущего старца Паисия было принято трапезовать в строго определенное время. О том, кто ел не вовремя, говорили: «Он соблудил». В юношеские годы Арсений (имя святого Паисия в крещении) подвизался, возлагая на себя изнурительные посты. Более того, он изнурял свое тело, подражая святым мученикам: в подростковом возрасте, закончив работу на поле, намеренно отставал от братьев. Однажды те решили подсмотреть за ним и были поражены: младший брат снимал обувь и босиком бежал по полю со скошенным клевером, острым, как тонкие гвозди. Его ноги были в крови. Даже в армии, среди невзгод и опасностей, Паисий продолжал строго поститься. О своем первом – Святогорском – монастыре старец вспоминал: в Эсфигмене в сутки подвижнику полагалась тарелка водянистой похлебки без масла. «Живя в Синайской пустыне, он провел целый Великий пост, вкушая лишь одно Божественное Причастие», – повествует иеромонах Исаак. Арсений (имя святого Паисия в крещении) в армии      Однако в случае необходимости отец Паисий ел все, что ему подавали. Так, оказывая послушание врачам, он вкушал и мясо.

http://pravoslavie.ru/118616.html

Ср. [ 54 ]. 35 Афанасий, архиепископ Казанский с 1836 по 1866 г., когда он ушел на покой (в нач. 1868 г.). Это – тот самый ректор Тверской Семинарии, при котором туда в 1837 г. поступал А. М. Бухарев , архимандрит Афанасий, который был поражен и растроган блестящими способностями поступавшего (см. В. Колосов, – История Тверской Духовной Семинарии, Тверь, 1889, стр. 342–348). Архиепископ Афанасий, в миру Андрей Соколов, был воспитанником Костромской Семинарии и Петербургской Академии, 6-го курса, бакалавром Петербургской Академии, инспектором Псковской Семинарии, ректором Харьковского Коллегиума, Черниговской, Тверской, Петербургской Семинарии, епископом Томским, Иркутским и архиепископом Казанским. Он «прибыл в Казань, когда А. М. [Бухарев], – пишет Анна Сергеевна Бухарева в 1916 г., – был уже инспектором. Был уже он [Преосв. Афанасий] тогда глубокий старец. Есть о нем в одном письме ( А. М. Бухарева ) к Еропкиной, которая жила в своем имении. А. М. (Бухарев) рассказывает ей, как он встретил вместе с другим духовенством нового Преосвященного – Афанасия, – и, когда подошел к нему, Преосвященный сказал: «Здравствуйте, о Вы, которого я лобызал в своих сновидениях». 36 Вероятно, разумеется отъезд к одному из зятьев Бухарева, что было вызвано домашними ссорами в семье брата его Арсения Матвеевича, с которым жил он сперва. По рассказам Анны Сергеевны Бухаревой, записанным Ек. А. Лебедевой , «у Александра Матвеевича был младший брат Арсений; он был любимцем матери, «Арся». А. М. прежде, ради матери, много помогал ему в ущерб сестрам, из которых младшая, Анна Матвеевна, была на бедном месте. «Арсений Матвеевич вышел в Тверь диаконом; жена его была женщина, «легендарного» характера, а сам он был добрый, но слабый, и, как видно, под властью жены. Впоследствии, когда он вышел куда-то в село во священники, про жену его рассказывали, что она, подравшись с кем-то, чуть ли не с самим мужем, ударила в набат и тем всполошила все село». «После снятия А. М-чем сана, Арсений Матвеевич пригласил его с Анной Сергеевной жить к ним, говоря, что дом на две половины, и что они могут занимать одну.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Нынешний настоятель игумен Арсений Завьялов, сын дьячка Кашинского уезда села Новопокровского Берёзовица; окончил курс богословских наук в Тверской семинарии с званием студента; в монашество пострижен в Тверском Желтикове монастыре; в миру назывался Николай; с 1860 по 1867 г. проходил должность эконома Тверской семинарии; за тем был наместником Троицкого первоклассного Калязина монастыря: с 1886 г. настоятелем Могилевской Успенской пустыни; с 1888 г. игуменом Селижарова монастыря, из которого перемещён в Старицкий монастырь в 1894 году. При нём написана стенная живопись масляными красками в соборном храме Успения и в теплой Введенской церкви; иконостасы покрашены, а иконы прочищены; полы в обоих храмах окрашены масляною краской на монастырские средства. Почерневшие иконы в теплой церкви на всём иконостасе по нижнему ярусу покрыты серебряными ризами чеканной работы на средства старца схимонаха Георгия, усердием и заботами которого приобретена новая плащаница с приличною гробницею. Состав братства в Старицком монастыре в настоящее время следующий: Монашествующих лиц в нём 11 человек, именно: настоятель игумен 1, казначей, иеромонахов 4, иеродиаконов 3, монахов 2, из них один схимонах; послушников, проживающих по паспортам, 10 человек. Монастырь содержится на скромные средства, частью отпускаемые правительством, частью получаемые от монастырских угодий и от церковной службы. Богослужение совершается каждодневно в положенное уставом время, с пением и чтением внятным и не спешным. Все послушания по монастырю исполняются братией, а черные работы наёмными рабочими. 1 а) По документам, хранящимся в монастырском архиве и в Тверской Архивной Комиссии; б) по вещественным памятникам и надпи- сям на них; в) по местным преданиям, подтвержденным или историей, или памятниками. 2 Первый Старицкий князь был Андрей Иванович, младший сын Московского великого князя Иоанна Васильевича III. Собиратель и объединитель Русской земли, Иоанн III, вводя самодержавие в Русском государстве, не уничтожил совершенно удельной системы, но по примеру прежних князей, не задолго до смерти своей, именно в 1503 г., всем своим

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Итак, к двум часам дня все было улажено. Но как я измучился! Так ли нужно было проводить последний день пред отшествием в иной мир? Вместо того чтобы успокоиться, находить утешение в молитве, я должен был бегать по канцеляриям… «Это – начало скорбей в будущей вашей жизни», – заметил мне казначей Лавры (ныне наместник ее) архимандрит Арсений, бывший в Константинополе при посольской церкви, очень почтенная личность. В пять часов я исповедывался у о. Александра, по фамилии, кажется, Головина, студента IV курса (ему лет под пятьдесят, он затем к Пасхе отправился с посольством в Абиссинию) 741 . В шесть часов отправился в академическую церковь . «Будущие» вещи мои снесены были в прилегающую к церкви аудиторию. Молился я... прежняя жизнь – как на ладони. Во время девятой песни канона 742 отправился в аудиторию, где снял верхнюю светскую одежду и сапоги; прислуживал мне мой ученик по Семинарии, студент Академии болгарин И. Спасов 743 . Вдруг отворились двери и вошли в мантиях архимандрит и иеромонах за мною. Подводили меня к постригу: ректор Петербургской семинарии архимандрит Павел 744 , младший цензор иеромонах Мефодий (Великанов) 745 , иеромонах Митрофан, только что назначенный помощником смотрителя московского Заиконоспасского училища 746 , студенты о. Дионисий, Феофилакт и еще кто-то – всех шесть. Все кончено… Запели, после славословия «Объятия Отча..» 747 накрыли меня мантиями и повели; студенты пели умилительно... Ах, что я перечувствовал!.. Кончено! Сразу на сердце стало легко. В сопровождении ректора преосвященного Иоанна, постригавшего меня, братии, подводившей меня, профессоров отправился я в профессорскую, где и приготовлено было мне поздравление и предложен чай... На другой день я был в академической же церкви посвящен во диакона; вечером накануне Нового года тут же диаконствовал, а в самый день Нового года посвящен во иеромонаха тем же преосвященным Иоанном в Исаакиевском соборе. Водил меня во время посвящения архимандрит Платон, назначенный тогда только что епископом Муромским, викарием Владимирским 748 . Храм произвел на меня сильное впечатление, а также протодиакон Малинин 749 ... Так называемую «ставку» держал я четыре дня: два дня в Крестовой митрополичьей церкви, а два – в академической.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Слова и проповеди Скачать epub pdf Жизнь владыки Митрофана Митрофан Константинович Зноско-Боровский родился 4/17 августа 1909 года в городе Брест-Литовске в семье священника. В годы Первой мировой войны его отец был полковым священником в 8-м Финляндском стрелковом полку, и за доблесть был награжден рядом орденов, а также золотым наперсным крестом на георгиевской ленте. Мать владыки умерла от тифа, когда ему было девять лет, и дальнейшее его воспитание взяла на себя старшая сестра Ольга. Двое из его братьев – Арсений и Алексей – также послужили Богу в сане священника; старший Арсений был расстрелян коммунистами в 1925 году, младший Алексей, ныне покойный, служил в Польской Православной Церкви, и также немало потерпел от богоборцев за свою церковную деятельность, проведя в советском концлагере восемь лет. Окончив гимназию в Брест-Литовске и решив стать на путь служения Церкви, студент Зноско поступил на богословский факультет Варшавского Университета. В то время Православная Церковь в Польше переживала тяжелый период в связи с насильственной полонизацией Церкви, проводимой польским правительством. Молодому Митрофану, отстаивавшему русские интересы на богословском факультете, пришлось вынести немалую борьбу, которая окончилась его переводом на богословский факультет Белградского Университета, в качестве личного стипендиата патриарха Варнавы. Помимо прохождения богословских наук, Митрофан Константинович за послушание ежедневно посещал блаженнейшего митрополита Антония во все время своего пребывания в Белграде. Эти назидательные встречи с великим иерархом дали юному Митрофану едва ли не больше, чем формальное изучение наук. В этот же белградский период своего бытия молодой студент сблизился с иеромонахом Иоанном (Максимовичем) , бывал в доме его родителей и присутствовал на его хиротонии во епископа Шанхайского. Духовная и дружеская связь отца Митрофана и святителя Иоанна продолжалась до блаженной кончины последнего. Окончив Белградский Богословский Факультет в 1934 году, Митрофан Константинович вернулся в Польшу и, сдав соответствующее экзамены и удовлетворив все требования богословского факультета Варшавского университета, был удостоен ученой степени магистра богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Вечером, обошедши с игуменом вокруг монастыря, посетил затем некоторые братские кельи и был в братской трапезе. Братии в обители до 30-ти душ; между ними обращает на себя внимание иеромонах Арсений – сту- —626— 1882 г. дент семинарии, из вдовых священников, преподаёт в земской школе, существующей при монастыре, Закон Божий. На другой день, 10-го числа, после литургии, присутствовал я на экзамене в помянутой школе. По-славянски мальчики читали нетвёрдо; по Закону Божию двое отвечали очень порядочно, третий – слабо. На вопрос, что значит – две лепты евангельской вдовицы? ответ: „два лаптя“ (!!). 11-го числа, в 4½ ч. утра, выехал из пустыни, в сопровождении игумена, до полустанции Малышево. Отсюда по железной дороге направился к Бежецку. В 9 ч. прибыл я в Бежецк и остановился в доме купца Ник. Никол. Коровкина. В 6 часов пополудни начался благовест ко всенощной, которую я слушал в городском соборе и на которой выходил на литию и величание в честь свв. Мефодия и Кирилла, учителей славянских. 12-го ч. служил литургию в Благовещенском женском монастыре. При служении немало было беспорядков, за которые подвергнут был взысканию младший священник. Вечером этого дня и на другой день утром, 13-го числа, мною обозрено несколько городских церквей и посещено духовное училище. 13-го ч. я отправился в монастырской карете в заштатный город Красный Холм. В 6 часу приехал я в Николаевский Антониев Краснохолмский монастырь, и здесь остановился на ночлег. Монастырь этот, находящийся от заштатного города Красного Холма в 3½ верстах, основан в 1461 г. преп. Антонием, пришедшим из Белозерских монастырей, на земле, принадлежавшей боярину Афанасию Васильевичу Нелединскому-Мелецкому 1497 . В монастыре четыре церкви – все каменные. 1) Соборная церковь во имя свят. Николая, вся из белого камня, сооружена в 1482 г. основателем монастыря, преп. Антонием; при ней, с южной стороны, пристроена в 1690 г. небольшая церковь во имя Всех Святых. —627— 1882 г. 2) Тёплая церковь двухпрестольная в честь Покрова Пресв. Богородицы и Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, построена в 1592 году.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Вступив на престол по смерти отца, он встретил многих врагов, которые сами желали захватить в свои руки правительственную власть. Это были его наместники, которых своеволие росло все больше и больше. Каждый из них хотел быть самостоятельным и независимым. К сожалению, Урош с мягким характером доверился хитрому и честолюбивому Вулкашину, злоупотребившему его доверием: Вулкашин убил его на охоте (2 декабря 1367 г.) близь местечка Неродимля (на Коссовом поле). Тело его отсюда перенесено было в соседний Успенский храм близ города Петрпча. В нашествие турок, оно было перенесено на Фрушскую гору, в обитель Язля, где и доселе почивает 157 . Сербский князь Лазар не был из потомков Неманичей, а происходил из боярского рода Гербляновичей, но так как он> женат был на девице из рода Немани, Милице, то, как родственник Неманичей, носил, с дозволения Душана, княжеский титул. При сыне Душана Уроше он управлял Сремскою придунайскою областию. Когда же, по смерти узурпатора Вулкашина, он успел обуздать своеволие областных правителей, – то вся Сербия признала (1374 г.) его своим верховным правителем. Лазарь много заботился о водворении мира в Сербии, о распространении просвещения и устройстве храмов и монастырей 158 . В битву с турками на Коссовом поле он был ранен, взят в плен и, по приказанию султана, обезглавлен Он был погребен в храме приштинской епархии; но когда чрез 2 года и 8 месяцев тело его обретено было нетленным, – то перенесено было в устроенный им монастырь Раваницкий; после же опустошения этого монастыря турками (1683 г.) оно перенесено было в одну из обителей Фрушской горы, известную под именем новой Раваницы. Память его 15 июня 159 . Сербы свято чтут память и многих своих святителей, каковы Савва I, Арсений, Савва II, Никодим, Иоанникий, Спиридон, Макарий, Гавриил и некоторые другие. Но жизнь их мало известна, за исключением св. Саввы, первого архиепископа сербского. Св. Савва, в мире Растько или Ростислав, был младший сын великого жупана Сербии Стефана Немани и Анны. Получив высокое образование, он с юности (с 15 года) уже стал управлять Герцеговиною, которая впоследствии называлась герцовством Саввы; но с юности же он полюбил пост и молитву.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

И прежде желал я отдохнуть от заботы житейской, возведя его на царство, о чем Богу только, мне и духовнику моему известно уже два года; но мгновенность превозмогла и, по силам ожидаемое многолетие, изменило; мне в возмездие дана та же скорбь моего отца: краткость жития сего, от которой отвращал я мои взоры. Ныне, промыслом правосудного Бога, отзываюсь я, а на царство наследственное призывается он, и на вновь приобретенное, трудами моими и вашими, от Никопсии до моря Дербентского, и от Осетии до Соера и Арагаца. Я поручил ему чад и царицу, призывая посредником на сие Бога, дабы брата своего младшего воспитал, и, если по милости Божией явится способным, да поставит царем после себя над моим наследием, и сестрам да оказывает почесть, яко чадам моим любезным. Все совершил я, силою честного животворящего древа, и ему вручаю сие осчастливившее меня знамение, и мои царские доспехи, и сокровища верхние и нижние; пенязи же да наследует Константин младший, а мои собственные драгоценные каменья и жемчуги жертвую Хахульской Богоматери. Дукаты и вотиниаты Атенского сокровища, кровью моею приобретенные, если не пожалеет царь Димитрий, все да передаст духовнику моему; иначе, хотя половину их пред Богом от него требую, дабы, если какие монастыри наследия моего я обидел, духовник мой их бы вознаградил, они же да молятся обо мне. Еще остался у меня монастырь, погребальное место для костей моих и детей моих, не довершенным, и печаль сия со мною пребудет; ныне сын мой царь Димитрий, да довершить оный, для вечного поминовения меня и его самого с потомством. Что уже роздано мною, того отнюдь да не коснется; какие же мною приобретены места, необитаемые и населенные, и те, как авва Арсений и католикос рассудят, так да пожалует их царь Димитрий, выдав на оные грамоты без малейшего закоснения». Исполненный памятью великого Давида, прежде нежели оставить сооруженный им собор, поклонился я, в трапезной части, гробу последнего из царственных его потомков, который почиет под сенью Гелатского храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Обитель располагала своим источником, а также цистернами для сбора дождевой воды. Однако этих запасов братии не хватало, и воду возили из Нила. Монастырский мул, груженный сосудами с водой, был обучен самостоятельно подниматься от реки в К. и возвращаться обратно к монаху, ждавшему его на берегу, чтобы снова наполнить сосуды. Судя по всему, именно этому обстоятельству мон-рь обязан одним из своих названий, под к-рым он фигурирует в мусульм. источниках (Дейр-эль-Багль). Егип. историк аль-Макризи (XIV-XV вв.) приводит еще одно наименование К.- Дейр-Хиркаль. В позднее средневековье резиденция Александрийского патриарха была перенесена из К. в один из мон-рей Каира (возможно, сразу после разорения К. при аль-Хакиме). Несмотря на это, обитель продолжала играть заметную роль в егип. церковных делах, тем более что Александрийские патриархи в мамлюкскую эпоху десятилетиями жили в Византии и не появлялись в Египте. Так, известен мирный договор мамлюкского султана Калауна с Генуей от 14 мая 1290 г., когда клятву генуэзских послов на Евангелии засвидетельствовали представители мелькитской Церкви Египта епископ Мисра Петр, настоятель К. Арсений, диак. Матфей (Матта) и мон. Михаил из Синайского мон-ря ( Nasrallah. Histoire. Vol. 3. T. 2. P. 56. Not. 97). В 1320 г. мон-рь посетил доминиканец Франческо Пипино, который упомянул, что К. заселен правосл. монахами, а в окрестных пещерах живут яковитские (коптские) пустынники. Известно, что здесь подвизался и умер копт. писатель аль-Макин Джирджис ибн аль-Амид Младший ( после 1398; см. в ст. Макин ). В мае-июне 1321 г. Каир стал центром антихрист. беспорядков. Вслед за массовыми погромами церквей, прокатившимися по всему Египту 8 мая, в Каире начались сильные пожары, к-рые общественное мнение приписало заговору христиан. По обвинению в поджогах были казнены неск. десятков копт. и правосл. монахов и мирян. Нек-рые монахи К. под пытками признались в причастности к пожарам, после чего обитель была разгромлена, а все 14 ее насельников сожжены на одной из площадей Каира.

http://pravenc.ru/text/2462329.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010