С целью больше раскрыть эту зависимость между Типиконами, проф. А.А. Дмитриевский далее отметил сходства их в службах седмичного круга, или в общей структуре богослужения византийского и святогробского, а равно в устройстве штатов клира в Иерусалиме и Константинополе. Из служб седмичного круга сопоставление касается богослужения вечернего (Peregrinatio ad loca sancta, 59–60, 46–48, 140–141; νλεκτα, II, 43, 47, 60, 64 и др.=рукопись Парижской национальной библ. [Coislin.], 213, л. 55), утреннего (Peregrinatio, 59–60=ркп. Криптоферратской библ. Г. β И, л. 20), « τριτοκτη» или » τριτκτη» или " τριθκτη«, т.е. службы часов третьего и шестого вместе, начинавшейся в Иерусалиме в шестом часу дня ( νλεκτ#964; α, II, 43, 60, 76; Peregrinatio, 43, 60=ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 123 об.). Из служб суточного круга Сионской церкви в практике церкви византийской не нашли себе места литургия св. апостола Иакова и агрипния. Вместо литургии ап. Иакова, Великая Константинопольская церковь приняла в свою практику чины литургий Василия Великого , Иоанна Златоуста и преждеосвященных даров. Агрипния же получила начало в практике иерусалимской церкви благодаря монахам Спудеям, которые постоянно присутствовали за богослужением на святых местах. Но в Константинополе накануне местных великих праздников, в течение целой ночи, с вечера до утра, совершались константинопольским патриархом торжественные панихиды, при участии монахов и клириков всех монастырей и церквей столицы, с непрерывными литаниями и переходами от одного храма к другому, – по примеру практики Сионской церкви. Наиболее характерные из этих панихид – в канун недели православия, в субботу акафиста и в четверг недели всех святых – подробно и описываются проф. Дмитриевским по Типикону Великой церкви (ркп. Дрезд. корол. библ. 140, л. 125 об., 127, 37), при чем греческий текст снабжен и русским переводом. И клир великой церкви в древнейшее время формировался, – по мнению нашего автора, – не без влияния практики Сионской церкви. Так, в штате Константинопольской церкви были Спудеи и мироносицы. Первые появились в V веке и основали монастырь близ Св. Софии, а вторые жили в монастыре Богородицы близ храмов Св. Софии и Ирины, заботились о чистоте и благолепии храмов и прилегающих к ним церковных зданий, следили за порядком в гинеконах во время богослужений и т.д.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/r...

Редакции Константинопольского месяцеслова. Месяцеслов Великой церкви    Тем не менее Константинопольский тип месяцеслова получает всюду преобладающее значение и это потому гл. о., что он с дальнейшим развитием своим все более стремится сгладить свой местный колорит и стать общецерковным. Мало наблюдается это еще в таком древнем представителе К-польского месяцеслова как Типикон Великой церкви (см. выше, стр. 373). Основой его служит какой-то древний месяцеслов одних мучеников, в роде Сирского IV в.; ветхозаветные святеы, апостолы, святители и преподобные ставятся иногда после мучеников, но чаще между мучениками известного дня; последнее признак того, что эти памяти — мученические после немученических – внесены позднее. Вообще месяцеслов видимо слагался с большою постепенностью и не проредактирован тщательно кем-либо одним: повторения памятей случаются даже в один день с легким вариантом имени. По 5—7 памятей в день, многие с историческими ведениями. Из ветхозаветных свв. нет Иезекииля и Аггея, служба только Елисею; из апостолов нет памяти Иакова Алфеева и служб Симону, Иуде и Матфию; нет собора 70 апостолов, но есть памяти некоторых из них; нет сирских преподобных Из 130 памятей со службами 18 К-польских. Месяцеслов императора Василия    Следующим по времени и важности памятником К-польского месяцеслова является «Месяцеслов имп. Василия» (не 1-го Македоняника †889 г., а II-ro Болгаробойцы †1025 г., п.ч. есть памяти от конца X в.), сохранившийся за сентябрь-февраль на пергаменной рукописи, д. (с. 445) б. подлинной, украшенной золотом и драгоценными камнями? в Ватик. библ., половину которой занимают высоко художественные миниатюры подвигов и кончины святых. часто заменяющие самые сказания о свв.: месяцеслов написан по поручению указанного императора (в прологе говорится, что император сам «Составил» его). Восполнение недостающих месяцев находят в месяцеслове, даваемом «Евлагадием» в ркп. XI в. и Минеями в ркп. XI-XIII в. Криптоферратской библиотеки, где сказания первой половины года буквально совпадают с Ватик.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Римско-католическая Церковь НИКОЛАЙ III (между 1212 и 1220 - 1280; до избрания папой - Джованни Гаэтано Орсини), папа Римский (с 25 нояб. 1277) НИКОЛАЙ V (ок. 1258 - 1333; до избрания папой - Пьетро Райнальдуччи), антипапа (12 мая 1328 - 25 авг. 1330) НИКОЛАЙ ДЕ ЛИРА (Никола Лирский) (ок. 1270 - 1349), франц. богослов, выдающийся средневек. экзегет, член ордена францисканцев НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф НОВИЦИАТ в Римско-католической Церкви испытательный период перед принесением обетов в институтах посвящённой жизни НОРБЕРТ [Норберт из Ксантена, Ксантенский] († 6.06.1134), св. Римско-католической Церкви (пам. 6 июня), архиеп. Магдебургский, основатель ордена регулярных (уставных) каноников-премонстрантов «NOSTRA AETATE» [«В наш век»], декларация Ватиканского II Собора об отношении католич. Церкви к нехрист. религиям НУНЦИЙ постоянный дипломатический представитель Папского престола, аккредитуемый при главах гос-в и при международных орг-циях; также личный ранг дипломата на службе Папского престола НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБСЕРВАНТЫ Обсерванты, в католич. монашестве XIV-XVI вв. сторонники сторонники движения, направленного на строгое соблюдение монашеских уставов в их первоначальном виде, без позднейших послаблений (диспенсаций) ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОДОН (ок. 880 - 942), св. (пам. зап. 18 нояб.), 2-й аббат мон-ря Клюни (с 927), церковный писатель, крупнейший деятель клюнийской реформы ОДОРИК ИЗ ПОРДЕНОНЕ [Одорико да Порденоне ] († 14.01.1331), блж. Римско-католической Церкви (пам. 3 февр.), францисканец, католич. миссионер на Востоке

http://pravenc.ru/rubrics/122074_25.html

Евтихия патр. 5, а не 6 апр. и т. д. и не по ошибке, а преднамеренно, ибо 19 апр. вставлен священномуч. Пафнутий и затем согласно с другими месяцесловами; вообще в означении памятей святых за апрель нельзя не видеть большего произвола автора ли или предстоятеля церкви, для коей писано евангелие; 6 июня муч. Ираида (неизвестна), 19 мая преподобномученица Феодосия вместо 29, Симеона Христа-ради юродивого и Иоанна 20 июля вместо 21, муч. Марина 9 авг. вместо 7. Вообще памятями полон, есть по 3 и по 4 памяти на день. Последний по времени святой есть Лука елладский ок. 950. В некоторых днях сей месяцеслов согласуется с месяцесловом иерусалим. устава, напр. 4 нояб. Иоанникия и Никандра, 9 Фнисима и Феоктисты, 28 свв. Иринарха и Стефана, 26 дек. собор Богородицы и Евфимия, 5 янв. Феопемпта, Феоны и Синклитикии, 10 янв. св. Григория, Дометиана и Маркиана, 7 февр. Парфения и Луки, марта 4 пр. Герасима и мучч. Павла и Иулианы, 28 свв. Илариона и Стефана, июня 6 Илариона и Виссариона. Еклогадион XI в     Так называется месяцеслов при евангелии криптоферратского монастыря в Италии, изданный у Тоскани и относимый им к XI веку. Происхождения он константинопольского. Западное влияние на него ничтожно. Очень богат памятями. Памяти положены на все дни года. В нем находится довольно памятей совсем неизвестных: 7 сент. Саввы в Троаде, 20 окт. муч. Фалалея, муч. Ирины, 28 окт. Павла еп., 10 нояб. св. Филимона, 28 нояб. матери св. ап. Андрея, дек. 1 собор апостолов Петра и Андрея, 10 дек. Николая Великого, 3 янв. св. муч. Ирины, 4 янв. муч. Александра еп., 10 февр. муч. Бонифатия, марта 3 муч. Савина, 14 мар. муч. Феодосия, муч. Конона, 25 апр. обновление св. Петра, мая 3 св. Викентия, мая 7 муч. Илиократа (Илиократа нет и у западных), 25 мая св. Созонта, 27 мая пр. Короната, 31 мая св. Филина, июня 3 (или 4) Олвиана муч., 6 июня обновление Зинаиды. Кроме того имеет не мало особенностей в перенесении памятей известных святых на другие дни. Последние по времени святые из восточных: Феофилакт еп.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

    Переходим ко второй половине года мартовской. Она дошла до нас в списке криптоферратского монастыря без изображений; в ней есть также в некоторые дни памяти святых без сказаний после памятей со сказаниями. Выписываем сии памяти: Марта 2 И страсть св. Коинта чудотворца и успение св. Андроника и Афанасии и память св. Троадия и св. священномуч. Порфирия газского и Феодорита пресвитера антиохийского и страсть св. священномученика Феодота, епископа киринейского. Марта 4 Страсть св. муч. Павла и Иулианы, сестры его, и Стратоника в Птолемаиде. Марта 5 Память преп. отца нашего Григория, епископа Вонстанции кипрской, и память Исихия подвижника. Марта 7 И память иже во св. Аркадия и Нестора, епископов Тримифунта кипрского, и страсть св. Еввула и Иулиана врача и преп. Дометия и св. муч. 7 в Херсоне. Марта 14. И страсть св. муч. Сатира, Сатурнила, Ревката, Перпетуи и Филицитаты в Риме мучившихся и Александра в Пидне. Марта 15. И страсть св. ап. Никандра и память св. Иоанна в Руфинианех. Марта 22. И страсть св. священномученика Василия пресвитера анкирския церкви. Марта 28. И память преп. отца нашего Илариона игумена монастыря пелекитского и Мартина (Марка), епископа арефусийского, и Кирилла диакона. Марта 29 Память преп. отца нашего Евстафия, епископа вифинийского. Марта 30 Память преп. отца нашего Иоанна, патриарха иерусалимского. В апреле нет имен без сказаний. Мая 30 Страсть св. мученик Евсевия, Романа, Ментия, Харалампа и Христины и множества святых, в Никонидии мучившихся. В июне нет памятей без сказаний. Июля 4 И память преп. отца нашего Андрея иерусалимского, архиеп. критского, и преп. Лампада иринопольского. Июля 9 Память 10,000 отцов в пещерах сожженных и дымом уморенных Феофилом, еп. александрийским. Июля 23 И страсть свв. священномучеников Аполлинария и Виталия, епп. равенских, и Аполлония. И муч. Евгения и Сосанны в Левкате. 26 Память св. Иоанна Палеолаврита и св. Маврикия. 28 Страсть св. ап. Прохора и Никанора и иже с ним. 29 И память преп. отца нашего исповедника Иоанна митрополита халкидонского.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3913...

    Пересмотрев книги дневных (μερε;σιων) песней,     Я все в них, что писано, исправил,     Кав мог, и смысл и письмо улучшил... 1. Минеи студийского периода     Процветание студийского монастыря относится к IX-XII. В 1204 году он разрушен крестоносцами. Студийский монастырь, конечно, в отношении празднования святым согласовался более или менее с уставом Константинопольской Великой церкви, но устав самой Константинопольской Церкви в отношении празднования святым в это время еще колебался и устанавливался и притом в некоторые дни по нему праздновались избавления от врагов, памяти константинопольских патриархов и т. п. Это давало, между прочим свободу настоятелям константинопольских монастырей не следовать в точности уставу Великой Церкви. Мы видим, что минеи студийского периода имеют более разностей, чем минеи расположенные по иерусалимскому уставу, распространившемуся в константинопольском патриархате в XIII веке. Повседневных миней богослужебных ранее XI вена до нас не дошло с определенными годами. Пападопуло-Керамевсом описана в его труде: Иерусалимская библиотека древняя минея, но она относится им неопределенно к X-XI веку. Об ней будет сказано ниже. Самые древние с определенными годами минеи — это славянские: октябрьская 1096 г. и ноябрьская 1097 года, и последующие вскоре за ними одною и тою же рукою писанные. Почти современные им это минеи криптоферратския 1102—1114 годов. Минеи славянские несомненно студийские, о чем сейчас скажется, и по ним уже можно сравнивать другие древние известные нам минеи.     Из греческих миней полных или более полных, то есть, содержащих все месяцы или большую часть месяцев года, мы имели под руками минеи криптоферратские и минеи преосв. Порфирия — те и другие с ничтожным влиянием западным; из студийских славянских, русских и южно-русских миней мы видели не мало экземпляров в библиотеках России.     Минеи криптоферратскияили лучше памяти святых, содержащихся в сих минеях, обнародованы у Тоскани в исследовании об уставах, кроме месяцев июня и июля. Оне относятся к XI или началу в., кроме декабря, именно: сентябрь XI в., октябрь 1112 года, ноябрь 1114 года, декабрь 1266 года, январь 1102 года, февраль начала XII в., март 1114 года, апрель начала XII в., май XI в., август начала XII в. В некоторые дни в них по две, по три и более памятей святых. Ноября 25 четыре канона так распределены по криптоферратскому студийскому уставу: св. Клименту на повечерии, св. Петру на полунощнице, свв. Меркурию и Екатерине на утрени. Студийские минеи введены в италийский криптоферратский монастырь вместе с уставом студийским в XI в. и потому весьма важны для агиологии. Они отличаются многими особенностями от миней преосв. Порфирия и славянских студийских, но весьма близки в славянским студийским, с которыми они сравнены нами в приложении (12). С месяцесловом, Криптоферратского устава 1300 года они расходятся, потому что он изменен впоследствии.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

Из славянских миней наиболее отличается особенностями минея софийской библиотеки 199, XII в., за месяц апрель, начинающаяся за утратою листов с 12 числа: 12 пр. Василию парийскому (мин. феоктистова, мин. иерус. и студийский пролог), 13 муч. Артемону (мин. феокт., мин. иерус., мстиславово евангелие), 14 свв. ап. Аристарху, Пуду и Трофиму (минеи студийск.), 15 муч. Крискенту (греч. печатн. минеи, мстислав. еванг.), 16 Агапии, Хионии и Ирине (все), 17 св. Симеону персидскому (мин. феокт., мин. иерус.), 18 свв. мучч. Ианову и Азе (мин. порфир.), 19 муч. Пафнутию (греч. печ. мин.), 20 св. Феодору Трихине (все), 21 пр. Тимофею (особенность – вместо 21 февр.), 22 пр. Феодору Сикеоту (все), 23 великомуч. Георгию (все), 24 св. Савве стратилату (все), 25 ап. и ев. Марку (все), 26 св. Василию амасийскому (все), 27 св. Симеону, еп. иерусалимскому (все), 28 св. ап. Иасону (все), 29 пр. Зосиме (особенность, есть только в минеях криптоферратских, но 27 апр.), 30 св. ап. Иакову (все). Хотя многое в сей минее объясняется из разных студийских памятников, но по самой разнородности ее состава можно думать, что это минея достудийского периода. II. Другие богослужебные книги в отношении к агиологии. Кондакари и стихари Известные нам славянские кондакари и стихирари особенного значения для агиологии не имеют ибо древнейшие из них относятся к XII-XIII векам и содержат кондаки и стихиры тем святым, коим уже есть службы в минеях XI-XII века. Достоин внимания греческий кондакарь синодальной библиотеки относимый Маттеем к XII в., а преосв. Саввою к XII- XIII в. 437). В нем позднейший по времени святой есть Мефодий, патриарх константинопольский 846 (14 июня), но 8 ноября на архистратига Михаила есть самогласен Кукузеля: архистратиже Божий, служителю Божественные славы, ангелов начальниче.... (у нас 6 сент. кондак). Без сомнения, это творение знаменитого певца Иоанна Кукузеля. Святогорец в письмах своих относит Иоанна Кукузеля к XII веку, а преосв. Филарет черниговский к ХИП в. Сей кондакарь содержит кондаки святым на многие дни в году, но в марте, апреле и мае мало; не редко одному и тому же святому или празднику содержит по два кондака и весьма редко по три.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

    Ев. 106. Месяцеслов при слав. еванг. XIII в. Румянц. музея 106.     Ев. 400. Месяцеслов при греческом евангелии XI-XII в. в синодальной библиотеке.     Ев. 404. Славянское евангелие в синод. библиотеке 1144 г., а месяцеслов XIV века.     Екл. Еклогадион или месяцеслов при греч. евангелии криптоферратского монастыря, XI в.     Ефем. Славянские лицевые святцы (ефемериды — повседневные), 1628 г. изданные Папеброхием в Деяниях св. (Мая Т. VII).     Зогр. Месяцеслов при Зографском евангелии в.     ЗПодл. Зеблинский подлинник XVI в. см. Т. I. стран. 296.     Иер. Месяцеслов при евангелии греческом X века, в Иерусалиме писанном.     Иерон. Мартиролог полный римской церкви, Иерониму приписываемый.     Италогреч. Мартиролог ордена Василия В., изданный в Италогреции в 1848 г., указания по Мартынову.     Кал. Месяцеслов при греч. евангелии, писанном в Калиполи в X в.     Калькас. Месяцеслов коптский у Валькасендия, изданный Сельденом.     Каноны и стихиры:     Анатолия или патриарха константинопольского († 458) или инока студийского или епископа солунского, оба последние IX в.     Андрея Пирра, X-XI в.     Андрея критского или иерусалимского, VII-VIII в.     Антония     Арсения, может быть, IX в.     Вавилы монаха.     Василия монаха.     Василия Пагариота, не позднее XI в.     Византия, Виза, Византа, не позднее X в.     Георгия амастридского VIII в.     Георгия, митропол. никомид., IX в.     Георгия Рамматы.     Георгия сицилийского, не позднее IX в.     Георгия Скилицы, XI в.     Германа I, констант. патриарха, † 740.     Германа II, констант. патриарха, † 1239.     Димитрия.     Ефрема Кария из области Карии, не позднее X в.     Игнатия, вероятно, еп. никейского, IX в.     Иоанна Дамаскина, VIII в.     Иоанна Мавропуса, митропол.     Евхаитского, † ок. 1100 г.     Иова.     Иосифа песнописца, † 883 г.     Кассии монахини, IX в.     Киприана монаха, не позднее XI в.     Климента студита, IX в.     Космы Веститора, X-XI в.     Космы маюмского, VIII в.     Льва магистра, XI в.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3912...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Персоналии гимнографов ИОАНН МИНЧХИ груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины вмц. мон-ря на Синае КОЖУХАРОВ Стефан Емануилов (13.11.1934 - 25.01.2000), болг. филолог, литературовед, гимнолог, археограф, музыковед КОНСТАНТИН [Константин Болгарский] (сер. IX - нач. X в.), еп. Преславский, переводчик, проповедник, гимнограф КУРДАНАИ груз. гимнограф (X в.), подвизался в груз. общинах Саввы Освященнного лавры в Иерусалиме и Екатерины вмц. монастыря на Синае МАРК ЕВГЕНИК (вероятные годы жизни 1394-1445), митр. Эфесский, участник Ферраро-Флорентийского Собора, визант. богослов, полемист и гимнограф, свт. (пам. 19 янв.) МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МЕСРОП МАШТОЦ (361 или 362 - 440), св. Армянской Апостольской Церкви (ААЦ) (пам. арм. 17 февр.), архим., богослов, создатель арм. алфавита, основатель школы арм. лит-ры и лит. языка, проповедник, переводчик Свящ. Писания, общественный деятель, автор церковных песнопений МИКАЕЛ МОДРЕКИЛИ (2-я пол. X в.), грузинский поэт-гимнограф, гимнолог, книжник, каллиграф, мелург, составитель и редактор Нового Иадгари НЕРСЕС IV ШНОРАЛИ [Благодатный; Клаеци] (ок. 1102 - 1173), католикос Армянской Апостольской Церкви (1166-1173); арм. поэт и гимнограф; святитель Армянской Церкви (пам. в субботу перед 5-м воскресеньем Воздвижения Креста, в день праздника святых переводчиков) НИКОДИМ СВЯТОГОРЕЦ (1749-1809), прп. (пам. 14 июля, в Соборе Афонских святых), греч. церковный писатель, богослов, издатель, гимнограф НИКОЛАЙ (Орбелиани) (1672-1732) митр. Тбилисский Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, груз. гимнограф, писатель НИКОЛАЙ (Черкезишвили; † после 1733), митр. Руставский (не позже 1711-1723) Мцхетского (Восточногрузинского) Католикосата Грузинской Православной Церкви, грузинский гимнограф НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф ОВАННЕС ИМАСТАСЕР [Ованнес Саркаваг] (ок. 1045 - 1129), архим., арм. философ, богослов, педагог, космограф, поэт, гимнограф

http://pravenc.ru/rubrics/129693_2.html

еще в) молитва, заключающая благодарение за возрождение водою и Духом в прошение охранить в нас благодать крещения с возгласом «Яко ты еси Бог нас, Бог еже миловати»... 1590 таким образом верующие сопровождались молитвами при выходе из из церкви до самой паперти; замечательно, что и по Амвросианскому чину есть на вечерне и утрени особые молитвы и респонсории in baptisterio (см. выше, с. 353). О молитве за оглашенных Криптоферратский Евхологий замечает: «должно знать, что оглашенные (т.е. молитвы за них) на вечерне не всегда бывают, но только в четверг и вторник, и в эти дни не безусловно, но когда в церкви нет литургии или литии». Следовательно, в IX в. хотя молитвы за оглашенных и особые за верных существовали еще на вечерне (и утрене, как увидим), но уже близки были к исчезновению. Молчание о них Симеона Солунского говорит о том, Что к его времени они были отменены. – По (с. 382) «Чину» Афонско-Андреевской рукописи пред отпустом вечерни «поют все вместе: «Утверди Боже царей наших, ей ( ναì), Господи, на многие лета сохрани святое царство из», а также: Τòν δεσπτην καì ρχιρα μω ν Κριε φλαττε«; по исполнении этого славить (должно быть произносит «слава Отцу»... «Слава Тебе Христе Боже») патриарх, и бывает отпуст от иерея, затем по обычаю клирики опять поют велегласно «Долговременным ( πολυχρνιον) 1591 соделай Боже св. царство из на многая лета», и « Τòν δεσπτην»; патриарх благословляет народ при пении Ες πολà τη; его провожают со светильниками до келии, где он опять благословляет при пении Исполла 1592 . Песненная утреня Утреню в Софии Константинопольской XII в. по свидетельству русского путешественника «прежде поют пред царскими дверьми в притвору, и вышед поют посреди церкви, и двери отворят райский и третья поют у алтаря» 1593 . По описанию Симеона Солунского песненная утреня начиналась возгласом «Благословено царство»..., за которыми следовали τà ερηνικ («мирные» прошения), т.е. великая ектения; на ней певец ( ψλτης) начинает так же, как на вечерне, пение 1-го из трех начальных псалмов утрени пс.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010