Всегубительный и жестокий мучитель, невидимый князь тьмы и века сего престающего и мироправитель ( Еф.6:12 ), первый бесстыдно восставший против Бога и к своей погибели увлекший род наш, захотел и тебя сделать жертвою своего коварства, и тебя, подобно мне, чрез чувственных... мучителей..., и принуждал к мысленному идолослужению, вместо идолов предлагая тебе самые страсти души: вместо Афродиты богини, производительницы распутства и происшедшей из пены по баснословию Еллинов, предлагая тебе страсть невоздержания; вместо Диониса, которого считали уродом, служение чреву и заботливость о насыщении его и услаждении гортани, с чем конечно сопряжено и излишество в употреблены вина; вместо Ареева (Марсова) когда то неистовства и ярости пред несмысленными богами гневливость и недоброжелательство к братьям, а вместо Гермеса (Меркурия), вороватейшего из богов, жадность к деньгам и чрезмерное к ним пристрастие; или угрожая тебе весьма страшною смертью в злострадании, или, как бы иной Навуходоносор, в пещи и пламени искушены, если не преклонишь колена пред каким-нибудь из тех золотым изображением. Но ты целую жизнь побораешь злостраданием и противостоянием самому невидимому врагу и естественным позывам плоти, которыми, как нашими музыкальными орудиями, мысленный Навуходоносор обыкновенно увлекает кланяться своему изображению тех, кои поддаются на такие приманки. Но, о украшение жен и неусыпный страж нашего города, о недоступная храмина Божья, одушевленный образ и утварь священная! О верный началообраз девства и одушевленное очертание жительствования по добродетели, отпечатление ангельского и бесплотного жития, доступного людям! О искренняя невеста Христова и достойная небесных чертогов, наследнице вышнего града ( Евр. 12, 22 ) и скинии истинной, которую водрузил Господь, а не человек ( Евр. 8, 2 )! Прими теперь мой дар, который принес тебе из того, что имею наилучшего, так как из дарованного нам Богом отличнейшее есть слово 22 . Если же произносится и из нечистых уст и от сердца не незапятнанного, то любовь к тебе, о всеблаженная, и благочестивое намерение да возместят несовершенство жития; и твоими благодерзновенными молитвами, к коим преклоняется и обращается Бог , преклони Его на милосердие ко мне; и какими грехами прогневал Его, соделай милостивым, невидимыми своими заступлениями и возбуждениями к лучшему устрояя мне дальнейшую жизнь и направляя к угождению Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Но что мне сравнивать твои подвиги с делами жен подзаконных, когда можно их (подвиги) лучше выставить и из сопоставления с женами нашего исповедания, после благодати? По сему взглянем на твои подвиги и по сравненью с ними. Фекла пленилась проповедью Павла и обручилась небесному Жениху, отказавшись от обручника плотского, и мужественно встретила зверей и огонь 21 и ты, чудная жена, в чем из всего этого не соревновала ей? Не проявила ли и сама деятельность, соответственную словам Павла о чистоте, и, что чудно, в еще юном теле? Не возненавидела ли всякое плотское сладострастье, уязвившись любовью к небесному Жениху? Не противостала ли мужественно мысленным зверям, губителям и невидимым врагам душ? Не подвизалась ли против огня страстей? Не сохранилась ли невредимою теми и другими по твердости своего рассуждения? – Может быть, против нашего слова выставят ангельский и почти бесплотный образ жизни, который показали не немногие из женского пола? Может быть – превышающее природу терпенье, которое соблюли подвизавшиеся посредством крови до смерти? Но первых, осмелился бы я сказать, ты превзошла; а вторых если и не превзошла, то и не отстала от них. Потому что, разве не претерпела и ты мученичества сознательного в жизни? Помысел не был ли тебе в подвижнических трудах вместо темницы и уз? Ум своею твердостью не держал ли тело в трудах, как раба (см. 1Кор. 9:27 )? Не был ли он насильственнее всякого мучителя и палача, нещадя тела чуть не до смерти? Ибо тут разум, без умаления соблюдая свое достоинство, сохраняет в целости свою свободу и самодержавие, и совсем не поддается ни тому, чего хочет плоть и что ее веселит. Ни тому, что ее огорчает и наводит печаль. А если кто сравнит и многолетность твоих подвигов с умеренностью времени тогдашнего (то есть – мучений), то может быть сие не покажутся меньшими тех, так как здесь продолжительностью) вознаграждается (наверстывается) тяжесть и лютость мук. И с другой стороны имею я возможность сплести тебе, всеблаженная госпожа моя, мучнический венец, подобающий тебе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ибо, говорится, вся слава дщери Даря внутри ( Пс. 44, 14 ), и в ней не было ложной прелести и суетной красоты женской ( Прит. 31, 31 ). И сия (преподобная) стала одною из дев, приведенных ( Пс. 44, 15, 16 ) к Всецарю вслед за приснодевою и Царицею всех. И почему бы ей не быть участницею вступления в оный вышенебесный храм Всецаря ( Пс. 17, 7 )? Как (иначе) будет твердым и слово Его во время страдания, когда он сказал: Отче! которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною, да видят славу Мою, которую Ты дал Мне прежде основания мира ( Ин.17:24 )? Ибо, что сказал Он тогда о святых учениках, кто из правомыслящих усомнится перенесть и на всех, у которых апостольский нрав, когда и сам Он немного прежде представил смысл речи яснейшим образом, говоря: не о сих же только молю, но и о верующих в Меня по слову их (ст. 20). Кто же, о всеблаженная, не ублажит тебя за такой высокий жребий? Кто не прославит твою тамошнюю светлость? Кто не восхвалить стремления к добродетели с детства, по коему ты избрала благую часть, которой никогда не лишишься ( Лук. 10:42 )? Иные, не умея ясно различать добро и зло ( Евр. 5:14 ), и прилепляясь к сподручным мнимым благам, в сущности не таковым, берутся за плод преслушания, в противность долгу увлекаясь удовольствием: и этому подвергаемся мужчины и женщины, кои нравом раболепнее и податливее общему супротивнику. А ты, с весьма немногими ( Мф.7:14 ) разумно предпочтешь невидимую оную красоту и неувядаемую славу и наслаждение небесными радостями, неудовольствие, преходящее вместе с этою жизнью, возлюбила, как люди низшего разряда, но здесь собрала себе залоги радования, и переселившись с благими надеждами неотъемлемо наслаждаешься им и сим отдохновением в век века, и в награду пожизненных трудов на земле получила упокоение на небесах. Сеяла ты со слезами на земле, а теперь с радостью пожинаешь ( Пс.125:5,6 ) на небесах, взимая достойные плоды трудов твоих ( Пс.127:2 ). Плач не прекращался у тебя в ночи жизни сей, где предпочитала ты не удовольствия праздность, а труды и заботы, не забавы, а печаль и слезы.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

и эта страсть больше, чем прежде упомянутая, так как там не природное некое насилие толкает, а дело зависит просто от развращения воли и некоей душевной слепоты относительно полезного, для уврачевания которой не будет препятствия, если только исправится нрав; тогда как прилепившийся к телесным похотям, поскольку имеете руководительницею себе природу, так сказать насильно действующую во многом, нуждается в напряженном старании собственном и великой помощи и содействии свыше, чтобы мог стать выше страсти. Поэтому то из тех никто не говорил „не могу прийти», а говорили „прошу тебя, извини меня»; сей же сказал „не могу». И справедливо. Ибо как это человек сластолюбивый и изнеженный, любящий забавы и увеселения, женоподобный и женонеистовый, разленившийся и нерадивый, преданный невоздержанно и пьянству, придет к Тому, Который обличает стремление к похоти даже простым смотрением, и это смотрение считаете виною ( Мф.5:28 ), заповедует путь тесный и прискорбный ( Мф.7:13,14 ), сожалеет о богатящихся, оплакиваете предающихся насыщению ( Лук.6:24,25 )? Поэтому такие люди, оказывается, не извинения просят, а выставляют невозможность прибыть, по причине неразрывности с плотскими страстями и об этом довольно. А чтобы еще полнее постигнуть содержание притчи, (представим что) по своему положенно мы делимся на три разряда. Ибо одни – плотяны, другие душевны, а третьи духовны. И плотскими называем людей, которые живут противоестественно, душевными же – тоже плотолюбивых, но не нарушающих границ природы, а духовными – живущих возвышаясь над природою. Жить противоестественно означает с естественными страстями не отвергать и скверн противоестественных, но и ими обнаруживать свое сладострастие и бесстыдство, не любить ущерба в чем-нибудь, но желать присвоить чужое, и чего тот еще не растерял, отнять как только может, то тайно, то явно. По естеству же, угождая плоти во всех пожеланиях естественных, остерегаться от противоестественных, не опускать ничего из должного себе, отступаться от недолжного, так чтобы ни обижать, ни терпеть обиду.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ибо сравнивая свои дела с благодеяниями Владыки и представляя непостижимо неизмеримое превосходство последних, сколько простиралась вперед, столько забывала прошлое ( Фил.3:13 ), так что таким образом вовсе не замечалось в ней и следа самомнения или тщеславия ( Прит.31:31 ). Но может быть, хотя сия жена по всему была недоступна этой страсти, она вообще или говорливостью выставлялась или одеждою кичилась, и как бы некими изысканными и прикладными украшениями величалась обычаями своего (монашеского) жительствования? Никоим образом! Но, как говорит великий в знати вещей божественных писатель Лествицы 18 , она хранила непритворство и неподдельность в слове и нраве. Потому что как у людей, у коих от несварения желудка накопляются гной и худые соки внутри тела, случаются отрыжки зловонные и дыхание неприятное, так и в тех, в душу коих внедрилась любовь к суетной славе как бы некое худосочие, страсть обнаруживается внешними особенностями и в словах и в нравах. Итак была она, как я сказал, непритворного нрава, но вежливость исходила из души, и присущая душе приятность делала ее привлекательною, так что всех и одним видом возбуждала к благорасположенности. Речь у ней была неспесивая, простая и неискусственная, но исполненная благодати божественной, так что никто из отовсюду говоривших с ней не возвращался без пользы. И она более убеждала простотою речи, чем надутая и высокомерная крикливость риторов. И ежедневно можно было видеть, как от её увещаний ссорящиеся укрощались, скорбящие утешались, печальные ободрялись, нахалы уцеломудривались, волнуемые каким-нибудь недобрым пожеланием освобождались от той страсти. А кого угнетала бедность и нужда в средствах к жизни, одних кормила и одевала, если сама имела что из потребного к сему, других утешала словом и убеждала переносить горечь нищеты, и они возвращались от ней с большим утешением. Что же? так облегчала нужды телесные, а о душевном врачевании небрегла? Нет; но тем больше было у ней заботливости о душе, чем лучше то, что подвергалось опасности, и выше и превосходнее следствие заботливости об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

И если смерть неизбежна, то лучше умереть с какою-нибудь пользою. Если это так, на что лучше случая, как умереть посольствуя о мире?» Потом, обратясь к великому доместику, Сиргианну 14 и протостратору, окружившим его для защиты от дерзостей, сказал: «если можете унять этих глупых, исполняйте вашу обязанность; а если нет, пусть они делают, что хотят; без воли Божией ничего не случится». Такая возвышенность духа и готовность к терпению злоключений возбудила удивление к нему. Еще несколько шумела толпа, а когда стихла, то царь, отведя послов, узнал, для чего они прибыли, и чрез них дал императору-деду такой ответ: «падать духом в несчастиях, и что-нибудь неблагородное и делать, и говорить,– свойственно людям низким и малодушным, по моему мнению, а надмеваться в счастии и больше надлежащего думать о себе – людям невежественным и наглым; мужественным и благоразумным свойственно и в счастии и в несчастии сохранять одинаковое постоянство. Посему и я, когда сам излагал свое дело пред тобою, не по страху, без притворства говорил то, что говорил, и теперь, когда считаю себя в безопасности, говорю не отличное от прежнего, но опять свидетельствуюсь Богом, что нисколько не сознаю за собою взводимых на меня преступлений, ни сделал что-нибудь такое, чтобы твою кротость довело до такого чрезвычайного гнева. Посему для меня желательно устроение согласия и возвращение отеческого благоволения. А в настоящее время, так как по причине немалого волнения в войске нельзя ни делать, ни говорить что-либо пристойное (?????), как сам узнаешь от послов, то зная твою волю и сам с собою размысливши, сделаю то, что и для тебя окажется угоднейшим». Сказавши это послам и подавши им добрые надежды, царь велел им воротиться в Византию. Они же, прибывши к царю и рассказавши о приверженности и усердии войска к молодому царю и раздражении и ярости его на них самих, сильно смутили его, но, тотчас передавши и слова молодого царя, подали ему надежду на лучшее». Так говорит Кантакузен 15 . Можно думать, что скоро после сего и воротился семидесятилетий старец в свою епархию, и там умер около 1325 года, как говорится в «Добротолюбии».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

14 Но справедливости ради следует отметить, что эта работа была первой попыткой научного осмысления учения Варлаама и в этом отношении представляет некоторую ценность. В середине XIX в. в путешествие по Афону отправляется талантливый русский ученый, будущий епископ Порфирий (Успенский) . 15 Его интересуют прежде всего рукописи. Публикация собранных им новых рукописных материалов, касающихся исихастских споров, стала крупным научным событием и стимулировала дальнейшее развитие исследований в этой области в России, а затем и за рубежом. В свете этих новых источников миросозерцание Паламы и его последователей, а также их оппонентов, обретает большую ёмкость и глубину. Затрагивая историю исихастских споров еп. Порфирий отмечает, что «учение афонских исихастов не было новостью 14-го века; нет, оно издревле таилось не только у них, но и везде, где были безмолвники». 16 Публикацией новых источников занимался и другой выдающийся русский ученый, еп. Арсений (Иващенко). В 1893 г. он издает по рукописи Московской Синодальной библиотеки три неизвестных ранее творения св. Григория Паламы , прилагая параллельный перевод на русский язык. 17 В том же 1893 г. в Одессе стараниями Ф.И. Успенского выходит ценнейший источник как по истории византийской культуры вообще, так и по интересующей нас теме в частности – «Синодик в неделю Православия». 18 В нем кратко суммируются принципиальные расхождения между Паламой и его оппонентами, а также провозглашаются анафемы Варлааму и Акиндину, с обозначением основных положений их мировоззрений. Ф.И. Успенский, ставший, наряду с В.Г. Васильевским , основателем «русской школы византологии» и занимавший, по слову одного из знавших его при жизни, «одно из первых мест» 19 в отечественной византинистике, посвятил одну из своих работ столкновению Паламы с Варлаамом. Главным в этом конфликте служит, по его мнению, политико-религиозный аспект столкновения «партий» – «православно-национальной» и «западнической». «Жизненным нервом всей борьбы, сосредоточенной около имени Варлаама, было западничество в самом широком смысле этого слова – в политике, вероучении», а поэтому «победа Григория Паламы должна быть признана победою национальной партии над латинствующей и западнической».

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Первой из такого рода работ стала магистерская диссертация игумена Модеста (Стрельбицкого) , увидевшая свет в 1860г. в Киеве. Публикацией рукописных материалов занимаются выдающиеся русские ученые: еп. Порфирий (Успенский) , еп. Арсений (Иващенко) и акад. Ф.И. Успенский. Комплексный подход к исихазму мы можем наблюдать в исследованиях еп. Алексия (Дородницына) , А.И. Яцимирского , П.А. Сырку и И.И. Соколова , где учение исихастов анализируется с достаточной основательностью. За небольшим исключением, русская византологическая и патрологическая наука, равно как и философия и богословие, переместились после 1917 г. за рубеж. И там, в трудах представителей русской диаспоры изучение исихастской традиции получило блестящее классическое выражение. В России вышли работы П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева , А.А. Васильева . Русское зарубежье представлено, прежде всего, именами Г.А. Острогорского, монаха Василия (Кривошеина) , архим. Киприана (Керна) , В.Н. Лосского , прот. И. Мейендорфа , И.М. Концевича . В их трудах мистическая традиция восточного исихазма получила фундаментальное теоретическое осмысление. Были тщательно изучены общефилософский, аскетико-гносеологический, антропологический и культурно-религиозный аспекты доктрины исихазма. Стоит, наверное, согласиться с мнением одного из современных исследователей, что: «это – классика православного богословия нашего века. И одно из главных открытий, главных заветов этой классики – стержневая роль исихазма для всего мира православной духовности». 4 Советская наука не баловала исихазм своим вниманием. Лишь в 70-х гг. Стали выходить работы И.П. Медведева, посвященные истории исихастских споров. Появляются исследования Г.М. Прохорова, Н.Д. Барабанова и о. И. Экономцева. Большое внимание исихазму уделяет в своих многочисленных трудах по эстетике В.В. Бычков. В 70-е гг. В.В. Бибихиным был выполнен полный русский перевод Триад св. Григория Паламы , изданный лишь в 1995 г. Аналогичная судьба выпала на долю книги С.С. Хоружего «Диптих безмолвия», перу которого принадлежат многие исследования по исихазму. Помимо вышеупомянутых авторов, посвятивших исихазму отдельные исследования, эту тему под различным углом зрения рассматривают в своих трудах такие ученые как: В.М. Лурье, А.Ф. Замалеев, Е.А. Торчинов, Б. В. Марков и многие другие.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/opyt-b...

Программа реформ предполагала использование всех возможных местных источников обеспечения причта, включая земские средства. Присутствие по делам правосл. духовенства и губ. присутствия привлекали З. к решению вопросов обеспечения духовенства. В губ. присутствии архиерею предоставлялось право приглашать к участию в его работе одного из членов губ. земской управы по ее назначению. Вносились предложения заменить плату за требы жалованьем с земского сбора (это было инициировано в первую очередь крестьянами), обязать З. давать подводы благочинным и депутатам от духовного ведомства, сдавать З. в аренду церковную землю и платить причтам из вырученных денег, установить специальный подушный налог для нужд духовенства, чтобы после его введения все основные требы исполнялись бесплатно, и др. Подавляющее большинство земских собраний отказалось от выделения помощи духовенству из земских средств. В Рязанском губ. земском собрании наибольшую активность в 60-х гг. XIX в. проявлял свящ.-гласный И. Е. Молчанов. Он выступал почти на каждом собрании, выдвигал предложения по развитию народного образования, улучшению дорожного строительства, борьбе с пьянством, но настойчивее всего требовал, чтобы З. взяло священнослужителей к себе на службу в качестве земских специалистов с регулярным жалованьем. Однако это предложение было отклонено. Лит.: Беллюстин И. С., свящ. Духовенство и земство//Дух христианина. 1865. 9. Отд. 1. С. 467-484; он же. Из Калязина: Духовенство в земском деле//День. 1865. 38. С. 902-903; Дроздов А. Нечто о земстве//Саратовские ЕВ. 1867. 5; Н. Б. Что сделало наше земство для правосл. духовенства и взаимно духовенство для земства за истекший 1866 г.//ПО. 1867. Т. 22. 1. С. 1-18; 2. С. 57-73; Демерт Н. Земство и сельское духовенство//Неделя: Газ. 1868. 5; Благовидов Ф. В. Деятельность рус. духовенства в отношении к народному образованию в царствование имп. Александра II. Каз., 1892; Веселовский Б. Б. История земства за 40 лет. СПб., 1909-1911. 4 т.; Иващенко В. Из пастырского быта сельского священника: (Ad futuram memoriam)//РС.

http://pravenc.ru/text/199721.html

И еще один совет по общению с детьми: разбирать ситуацию, когда она уже закончилась, через несколько часов, или лучше на следующий день, когда все спокойны. Не пытаемся что-то припомнить, упрекать: «Мы тебе купили эту машинку, а ты себя так плохо повел». Это увеличивает яму между ребенком и взрослым, заставляет защищаться, оправдываться и снова уходить в манипуляции, подальше от искренности, которой нам так хочется.  Но откуда искренность, если вы делаете больно? Поэтому вот ответ на ваш вопрос, что делать, когда ребенок манипулирует: попытаться понять, зачем ему это нужно, почему он не может по-другому получить ваше внимание. И, возможно, это мы, взрослые, создаем ситуацию, когда он не может прямо сказать о потребностях, зная, что мы откажем, а вынужден хитрить, обманывать. Не искать «хороших» и «плохих»   — Когда похожая ситуация происходит на уроке, как реагировать учителю? — Если на уроке у семилетнего ребенка вдруг случилась истерика, как у трехлетки (с падением на пол и дикими воплями), то это, скорее всего, клиническая ситуация, и тут нужен специалист. Если же просто он себя плохо ведет, например, перебивает учителя на уроке, нужно попросить его этого не делать, а потом поговорить после занятий один на один. Семь лет уже позволяют это сделать. И вот прямо спросить по-взрослому, честно: «Чего ты хочешь?» Этот вопрос никто не задает обычно. Сразу переходят к угрозам: «Если это еще раз повторится…»   — Бывает, что ребенок не хочет учиться. Начал ходить в школу с удовольствием, а теперь сидит на уроках с пустыми глазами. Это вина родителей, школы, ребенка?  — Прежде всего, нужно отказаться от слова «вина». Мы не следователи, мы лишаем ребенка выбора, он уже сразу обвиняемый. Или родители обвиняемые. А что делает обвиняемый? Он защищается. Когда у вас заведомо кто-то прав, а кто-то виноват, то это не конструктив, а унижение.   Вместо этого я бы сказал так: у нас есть проблема. Ребенок демонстрирует отсутствие интереса к учебе. Давайте выясним, почему и когда это началось. Может быть, это та самая проблема, о которой я уже говорил, когда человека с четырех лет учили читать, срывались на него, он плакал. И к школе он уже эту учебу ненавидит.  

http://pravmir.ru/shalit-na-uroke-i-nosi...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010