В. Крыжановская, Шпола, Черкасская обл. Исповедь без слов В лютый декабрьский день 41-го года утром принесли в операционную танкиста с оторванной правой рукой. Оторвана ниже плечевого сустава, из середины разорванных мышц торчит остаток плечевой кости длиной 10 сантиметров, а трубка внутри кости забита землей и травинками. Очевидно, долго полз по земле и работал остатком оторванной руки. Но это невероятно! Я спросила: «Старшина, неужто действовал этой рукой?» – «Так иначе никак нельзя, на спине командира тащил, он в голову ранен, без сознания». Остатки кости скрежетали, цепляясь о мороженую землю, а он полз и полз, стараясь не слушать и не чувствовать боли. Август 43-го года на Смоленщине. Привезли тяжелораненого. Мощной взрывной волной снесло обмундирование, даже сапоги, документы превратились в пыль, и он остался лежать на земле голым с зияющей раной лица – отрыв челюстей, левого глаза, языка – и раздробленными костями рук. Но был в полном сознании. Уцелевший глаз следил за каждым движением врачей. Мы видели, что он хочет сообщить что-то важное. Кто он? Фамилия, воинская часть, звание? Семья навсегда останется в неведении. А он еще жив, вот, перед нами. И мы знаем, что долго он не протянет. Это понимал он сам и спешил найти контакт с нами. Как? На листе бумаги начертили крупными буквами алфавит: когда указка попадет на нужную букву и цифру, он должен зажмурить глаз. Он все понял. Так мы узнали его фамилию, откуда он и про пятерых детей. После этой нечеловечески тяжелой исповеди он успокоился, точнее совершенно обессилел от невероятной мобилизации воли, разума, нервов. Мы боролись за его жизнь несколько дней, понимая полную бессмысленность этой борьбы. Г. Иващенко Тяжелыми в отделении были еще двое, тоже колхозники, большесемейные – Бодров и Ракшин. У того и другого – ранение бедра с размозжением бедренной кости, большая потеря крови и истощение. По весу и по виду больше походили на мальчиков, чем на мужчин. На перевязку носила их на руках… Он берет тебя за руку и водит ею по лицу, просит не отходить. В завтрак, в обед просишь: ну хоть один блин, хоть пельмешек. Напрасно! Работники кухни предлагали все, что имели лучшее, приходили кормить… Умерли они оба.

http://pravoslavie.ru/38225.html

Долго ли царство Гомеритов находилось под верховною властью негушей (царей) Абиссинии, неизвестно; кажется, время это не было продолжительно. С воцарением Абраги (360 г.), начавшего собою новую династию гомеритских царей, Йемен оказывает влияние на северных соседей в Геджасе, заключает союзы с могущественными соседями и, может быть, освободился от абиссинского верховенства в царствование этого государя. Христиане ли были теперь цари гомеритские, нет сведений; по крайней мере в подвластных им землях не преследовались христиане даже до воцарения Дгуноваса, который был фанатик иудейства. Потомок древней династии, воспитанный в Ятрипе (н. Медине) евреями, воспользовался он замешательствами в стране для того, чтобы захватить царский престол. Это было около 488 года по Р. Хр. 14 Дгуновас (у греч. писателей Димиан) окружал себя только евреями и язычниками и старался о совращении всех подвластных себе христиан в иудейство; не покоряющихся казнил. По ненависти к христианам, ограбил всех иностранных купцов-христиан (и греческих и абиссинских) и тем прекратил дружественные связи с Абиссинией. Тогда царь абиссинский решился наказать его. Он отправил против него войско, одолел Дгуноваса и заставил его дать удовлетворение и признать над собою верховную власть Абиссинии. Но чрез несколько времени неверный жидовин возмутился и опять стал преследовать христиан; царь Елезвой отправил против него брата своего или племянника Арьята, который одолел противника; тот в отчаянии бросился в море и погиб (в 508 году); Арьят же в качестве наместника абиссинского начал управлять страною Гомеритов. Но не вся страна покорилась ему: приверженцы Дгуноваса возвели на престол Дгуядана (у греч. писателей Дунаана), ревнителя иудейства, и этот, постепенно вытеснивши абиссинцев, возобновил около 521 года гонение на христиан, и особенно излил свою ярость на жителей города Награна. В нем был тогда старейшиною (шейхом) девяносто-пяти-летний старец Арефа. Арабский историк Таберита, касаясь этих времен, отзывается о жителях Награна: Negranae supererant, qui religionem tenebant Iesu, filii Mariae, ad doctrinam Evangelii, homines virtute et probitate fiorentes, quibus e secta eorum Antistes praeerat Abdalla ibn Althamir.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

«Как и это было, скажу теперь, и на этом последнем, великом и чудном, деянии его скончаю слово. – Толпы нечестивых врагов сильно неистовствовали против города, и кругом обходя, крепко надзирали, чтобы кто тайком не пробрался в него совне, или из него не вышел; а между тем голод, страшнее и жесточе неприятелей, каждый день поражал многих. Что же великий оный архиерей, воистину пастырь добрый и попечительный, готовый положить душу за народ и паству свою? Собравши народ, а лучше сказать – сколько его могло поместиться в храме, прибегает к Богу Промыслителю, Заступнику и Спасителю, совершает общее со всеми моление и прошение; а выйдя из олтаря, обязывает их самыми страшными духовными узами (клятвами); для чего? – чтобы, когда он отправится послом от города к начальнику 10 врагов для переговоров и объяснений и, по возможности, облегчения участи города, – в случае, если тот, как варвар и наглец, гордый уже приобретенными успехами, ничего не боящийся и не опасающийся, вздумает задержать его, как архиерея городу, чтобы таким образом и городом овладеть, или получить с города деньги за освобождение его, они не давали ему ничего, хотя бы нечестивец нанес ему удары, хотя бы терзал тело его на части, хотя бы поднял на него меч и угрожал, а после угроз готов был и на убийство. Так благородна, мужественна и чудно терпелива была душа эта! Так желал он испить мученическую и смертную чашу за народ и наследие свое, подражая Христу! И ты изволением испил уже чашу свою, чашу воды не простой, а живой, истекающей от благодати Духа! Но – устыдился тебя зверь оный, дикий и нечестивый варвар. Едва увидел тебя, как тронулся одним взглядом на тебя; потом еще более укротился от твоего голоса и присмирел чрез беседу твою, и преклонился пред всепреклоняющими мудрыми увещаниями твоими, и почтивши, весьма почтивши, отпустил тебя с благоговением и торжеством; а сам, рассеявши всякий страх для города, оставил его и отступил, кроме того давши ему и съестных припасов, и от прежнего неистовства к городу перешедши в благожелателя ему».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Срок проживания в «Теплом доме» не ограничен. Женщина живет здесь, пока не найдет работу или пока не н аладит отношения с родственниками и не вернется на родину, Юрий Иващенко для «РР» — Правильно ли вообще убеждать женщину оставить ребенка? — Задача психолога, выезжающего на отказ, — не убедить мать оставить ребенка, а помочь ей принять осоз­нанное решение — отвечает директор «Т­еплого дома» Т­атьяна Богдашова. — Роды сами по себе стресс плюс жизненная неустроенность. Судьбоносное решение принимается в состоянии шока. А нужно объяснить этой женщине, какие еще есть варианты. — Ходят страшные слухи, что рожениц склоняют к отказу, так как велик спрос на младенцев. — Куда лучше, чем какие-то криминальные схемы, работают просто изначальные установки медперсонала и сотрудников опеки: у них еще с советского времени уверенность, что госучреждение для ребенка лучше, чем неустроенная по жизни мама, — в учреждении ведь тепло, пятиразовое питание, «специалисты». И никто не задумывается о том, что у ребенка возникает нарушение привязанности и, как следствие, масса других нарушений. Законоборцы и законотворцы «Родители, которые соберутся 9 февраля 2013 года в Колонном зале Дома союзов, — против ювенальной юстиции! Наша семья будет сообразна тому, что завещали нам предки!.. При этом эти родители поддерживают власть во всем, что касается «закона Димы Яковлева»! Отсутствие вывоза наших сирот за рубеж — благое дело, спасающее детей от особого рабства!» — вещает Сергей Кургинян в видеоролике на сайте anti-ju-ju.livejournal.com. После принятия в сентябре в первом чтении закона об опеке и патронате «антиююшники» уже несколько раз выходили на родительские демонстрации и засыпали Минобр письмами протеста против вмешательства государства в дела семьи. На антиювенальный «съезд родителей» 9 февраля явился даже президент Путин, который обещал прислушаться к их мнению в связи с тем, что в законопроекте «не в полной мере учтены российские с­емейные традиции». — Ювенальная юстиция — это попросту правосудие для юных.

http://pravmir.ru/bes-sirotstva/

Игнатия, что незадолго пред выходом христиан из Крыма «хан хотел заставить их отречься от веры и принять исламизм; но, видя непоколебимость их, по внушению главы своего духовенства издал повеление – священникам и учителям греческой веры, в числе 70-ти душ, отрезать живым языки, каковое варварство в глазах отцов сих христиан (т. е. современных Чернявскому) и исполнено было. Языки эти, снизанные на сворку, отосланы были турецкому султану, а страдальцы за веру, иные в скорости, другие после долгих мучений, кончили жизнь свою». – По всей вероятности, это сделано было не из одного фанатизма веры, а и из ненависти политической к христианам, единоверцам русских, которые готовились уже вступить в Крым, как покровители; и сделал это, вероятно, жестокий Девлет-Гирей, изгнанный из Крыма русскими войсками в апреле 1778 года. Еще в 1726 г., при вступлении русских в Крым, домы христиан были сожигаемы татарами (Фабра Достоп. Древн. Крыма, стр. 26). При таком положении неудивительно, если и остававшиеся при вере предков греки низпали на низшую степень образования и нравственности, и постепенно, вместе с иными чертами национальности, теряли родной язык. Уже в начале 18 века татарский язык проник и в семейную жизнь их, и большинство не понимало иного языка, кроме татарского. Чтобы проповедь была понятною, с кафедры церк. говорилось по-татарски. Потому и митрополит готф., Игнатий, уже по выходе из Крыма, в 1781 году 13 ноября, на молебне в Мариуполе по случаю торжества о счастливом выздоровлении от оспы Великих Князей, сказал своей пастве речь на татарском языке. В русском переводе помещена она в Моск. Ведом. 1781, 101. «В 1778 году во всех городах Крыма и в 60 селах было всего около 15,000 христиан. Духовенство даже забыло свой язык и усвоило татарский. Что было бы, если бы этот остаток не перешел под власть России»? Хартахай – Историч. судьба крымских татар, ст. 2. (Вестник Европы 1867, т. 2). Игум. Арсений Читать далее Источник: Арсений, игумен. Сведения о христианстве в Крыму до присоединения того края к России//Прибавление к Воронежским Епархиальным Ведомостям. 1868. 5. С. 126-137. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Ибо такие люди служат не Господу нашему Иисусу Христу, а своему чреву, и ласкательством и красноглаголанием обольщают сердца людей простодушных ( Рим.16:17–18 ). «Вы же, во Христе братия острова Кипра (говорит патриарх), будьте подражателями Константинопольской церкви! Ее пастырям да последуют пастыри кипрские, непрестанно играя на свирели слова и ободряясь спасительными утешениями, и паства кипрская да ревнует питомцам Константинополя. Они, в течение немалого времени разлученные с пастырями, имея общую паству с яростными волками, лишенные власяного украшения бороды и обритые, печать веры сохранили нерушимою и посрамили волков, всуе сияющих. Если же некоторые из них, весьма немногие числом, и потерпели что, то все же прибегли к ритине галаадской ( Иер.8:22 ) и к духовным врачам сего места (то есть, Никеи), через которых и возвратили прежнее здравие, и не менее невредимых стяжали похвалу признанием своей немощи и поспешным исканием врачевства. Итак, если бы случилось, что пастыри кипрские, сошедшись с волками и воюя за собственных овец, и заботясь об их спасении, в чем-нибудь уступали (чего да не будет), увещеваем их не впадать тотчас в отчаяние, не отлагать надежды спасения, не прилагать беззакония к беззаконию и не поспешать на худшее, да не смешиваются с языками и не поучаются делам их, но тотчас да восстают от падения и прибегают ко врачу. Что же касается других двух пунктов, то есть, чтобы без ведома Латинян никто не вступал в отправление своей духовной обязанности, чтобы Ромеям не было препятствия апеллировать к Латинянам в случае неудовольствия, когда сочтут себя обижаемыми от судей единоплеменников, то это дело смирению нашему кажется безразличным; на него и латиняне настаивают только ради гнусного прибытка; потому что немалый отсюда доход. Смирение наше дает пастырям кипрским такой совет: уступать Латинянам относительно взяток и не противиться им. Потому что достойно хвалы телесным лишением приобретать пользу для души, как бы медью золото. Может быть, наполнив руки деньгами, освободят их от требуемой подачи рук, и когда их руки будут касаться земли от тяжести, сим можно будет воздавать преподобные руки к Богу, и без всякой обиды и неосужденно совершать священнодействия».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Потому же услышал я, что то писание мое не было читано явно пред всеми для утверждения каждого в истине, как надлежит веровать по мысли и исповеданию благочестивой веры нашей, то вынужден писать вам это по той причине, чтобы всякий знал истину и веровал в нее, чтобы не заблуждался по суесловию кого-либо. Знайте же, братья мои, что Бог все сотворенное Им и созданное сотворил с жизнью. Посему говорит самоистина Иисус Христос , что Бог есть Бог живых, а не мертвых ( Мф.22:32 ). И еще, что сотворил Бог, все сотворил совершенным и спасительным ( Прем.1:14 ), без всякой нужды изменять его впоследствии. Посему, говорит Моисей, по окончании миротворения Бог увидел все Им созданное, и вот оно хорошо весьма ( Быт.1:31 ), то есть увидел Бог все, Свои творения и нашел их без исключения весьма хорошими. Но из всех создаиий Божиих иные вещественны, какие так называемые нами чувственные, потому что мы познаем их посредством чувств своих. И им усваивается некоторым образом жизнь, но не называем их животными, как напр. камни и куски дерева, потому что хотя они явны для чувств, но не движутся сами по себе, не размножаются и не питаются. Другие называются животными, как между прочим растения и все животные: потому что они питаются и размножаются, и сами все, истлевают отдельно, а не вместе. То есть портится и усыхает, например, это дерево, умираетъ это животное, а не все безусловно. Все деревья и животные не погибают, разве когда Творец, создавший их. захочет (и повелит) вострубить трубе исчезновения сего мира, как богослов и евангелист Иоанн в Откровении своем указывает на это имеющее произойти событие ( Откр.8 ). Другие, опять, творения Божьи невещественны, каковы не подлежащая чувствам, не питающиеся, не размножающаяся и не подлежащие тлению когда-либо, и посему называемые от нас бессмертними. Такие ангелы, существа невещественные и бессемертные, как говорить Христос; ангелы Божии всегда видят лице Отца Моего небесного ( Мф.18 ). Выражением «всегда», то есть во всякое время и вечно, показывает нам, что ангелы бессмертны. Но и дьявол, через превозношение низпадший, из ангела и светоносного ставший сатаною и дьяволом , как говорит Христос, что видел сатану, падшего с неба ( Лк.10 ), – и он не сделался смертным, а пребыл бессмертным для вечной казни в вечных муках, как свидетельствует Истина, Христос, говорящий о вечном огне мучений, уготованом дьяволу и ангеламъ его ( Мф.25 ). Потому и они вечны, то в наказание им вечное и всегдашнее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Они употребили одно и тоже выражение исхождения от Отца и Сына для означения единосущия Духа с Огцем и Сыном, и сделали это или во скудости языка, или и потому, что знали, как и они относительно Сына и Духа употребляли имя исхождение в более обшем значении – Если уже в четвертом веке сделана прибавка к символу, то как относились к ней греки Маргуний говорит. «Думаю, что людям, хорошо вникнувшим в дело и совершенно беспристрастным, ревнующим только об истине и питающим в себе страх Божий, весьма бы легко устроить единение церквей; ибо не иное о Себе внушал Св. Дух одним богословам, и не иное другим, а тоже самое, если только не станем настаивать, что они внутри себя имели различные мнения о сем высоком догмате, чего нельзя допустить из благоговения к Богу и уважения к ним. Думаю, что поэтому и святые отцы от второго до седьмого собора пребывали в прекрасном и богоугодном единении, не звуку только речения внимая и не считая тяжким (δεινν) слышать латинян, говорящих, что Дух исходит от Отца и Сына, как это в старину считали некоторые из простейших, не постигавших высоты догматов, да и теперь не меньше думают так. Но убедившись, что различие выражения (λξεων) нисколько не вредит чистоте догмата, и имея в виду только смысл (νον), мудрые греки и латиняне и теперь должны отринуть такой взгляд на дело, как гибельный, и держаться истины, что греки не отвергают латинского исповедания об исхождении Духа от Отца и Сына, а допускают его, потому что и тогда они не отметали его, как и никогда не делали сего, но принимали это и присоединялись к разъяснению при святейшем Дамасе по основательнейшим поводам против ариан; а латиняне так понимают это исхождение, как понимали и те отцы, и не свое какое либо измышление представляют, но под исхождением Духа от Отца разумеют исхождение личное (παρκτικς), а под исхождением от Отца и Сына исхождение или сообщение его твари для освящений, и, по вышеизложенному, те и другие идут царским путем, не уклоняясь ни на право, ни на лево. Если предпочтут и доведут до конца такое истинное и справедливое понимание, то невозможно им не войти в единение друг с другом, невозможно, чтобы не сделать дела, угоднаго и Богу, Который в этом благопоспешит им и все исправит, если только и от себя приложит зависящее от них».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

40) Из поучений (κ τν διδαχν) господина Иоасафа Дориана, иєромонаха, который жил (ζη) в 1588 году. Двадцать три листика выпасом, нравоучительного свойства; Дориан был проповедник даровитый, отличавшийся ясностью мыслей и глубиною чувства. Первая выписка. без заглавия, заключаем в себе следующее, «Прекословие – великое зло; через него многие и из чудных мужей уклонились от истины и пали в сеть погибели. Нашли мы, говорят, написанное: Тебе Отцу честь и слава чрез единородного Сына Твоего в Святом Духе». И отсюда нечестиво заключают, что Духъ Св. не имеет славы равной Отцу и Сыну, потому что не сказано с Духом, но в Духе. Так, вот, говорят они. Но внемли, что говорит человек небесный, Василий Великий : «Предлог ν в Писании часто употребляется вместо κα, потому что тот κα равносильно ν. А посему я со своей стороны не сказал бы, что слог в дасть смысл менее досточестивый; напротив, здраво понимаемый, он возводит разумение на большую высоту. От того примечаем, что он иногда ставится и вместо σν (с), как например: вниду в дом Твой во всесожжешях, вместо – со всесожжениями ( Пс.65:13 ), и: ызве их в сребро и золото, вместо – с сребром и золотом ( Пс.104:37 ). Есть тысячи таких мест (см. книгу о Св. Духе, гл. 25). Вторая выписка «из беседы его же в третью неделю Великаго Поста». Начало: «Ибо и праведнику часто попускает впадать в несчастья, чтобы другим явить скрывающуюся в них добродетель, как напр. Иову; часто и невинным попускает терпеть наказание, чтобы виновных возставить на покаяние... ». Третья, о до.тжнике в десять тысяч талантов. «Господин недал продать его, и жену его, и детей, чтобы он припавши и кланяясь просил потерпеть ему еще и дать время на исправление, что и получил. Не так Господь благоволит об устах пророков, как о милосердии и заботливости о пользе ближних. Ибо, смотри! Многие, говорит, скажут мне в тот день: не от Твоего ли имени мы пророчествовали? И скажу им: не знаю вас (Мф.7:22)…». Четвертая – о великом достоинстве угождения и любви к Богу. «Блажен город тот, что благоугождает Богу и всю надежду на Него возлагает. Блажен тот город, славен и почетен. Не в том краса и слава города, чтобы иметь много жителей, много богачей и б.тагородных, мудрых риторов и философов; не краса города – изящество построек, обширность площадей, множество памятников. Но где есть любовь и прибежность к Богу, отвращение от суетного и кратковременного, избегание от зла, тот город и красив и счастлив... » И еще следуют пятнадцать выписок из доучений Дориана.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

Отсюда идя далее, он утверждал, что прибавка и от Сына может быть допущена и принята, как сделанная основательно; даже более: она сделана древними и святыми западными учителями еще со времен папы Сильвестра и Дамаса, только позднейшие латинские богословы, и то не все, неверио толкуют эту прибавку, которых поэтому и следует просветить касательно истинного смысла ее. Таким образом он свою мысль повидимому направлял более против латинян, чемь против греков. Но Маргуний ошибался; ошибался в том, что усвоял прибавку такой древности и таким мужам; ошибался и в том, что прибавка может быть толкуема и толкуется древними и лучшими из поздних богословов в том смысле, как толкует он. Наконец, и сам он сбивается в толковании, или, точнее, в его выражениях. Толкуя и от Сына в смысле исхождения Св. Духа к твари, он однако выражался так, что это исхождение можно было понять и в смисле вечного и личного исхождения Св. Духа от Сына, но как причины не первоначальной, а посредствующей, по выражению старых греков латиномыслящих, старавшихся с принятием латинскаго учения удержат православную мысль о единоначалии в Божестве. Маргуний изложил свое мнение или, как сам выразился, πθεσις, въ письме к другу своему, митрополиту Гавриилу, от 27 февраля 1582 года, на популярном эллиногреческом язике, а также и в письме к венецианскому дожу Николаю да-Понте, на языке итальянском». О дальнейшем ходе дела см. там же стр. 388–408. На основании показаний самого Маргуния в имеющихся двух книгах его, к воеводе угровлахийскому посланных, можно сделать некотоыне пояснения к сказанному выше. Именно: а) по какому поводу Маргуний с таким усердием принялся за примирение церквей в учении об исхождении Духа Святого? – Маргуний, как видно, следил за тогдашними, начатыми с 1573 г., сношениями константинопольских богословов с богословами лютеранскими, и изданное по латыне в Кельне 1581 года Соколовским, придворным проповедником польского короля Батория, первое ответное послание патриарха Иеремии, с указаниями издателя на согласие восточной церкви с римскою, возбудило в нем желание со своей стороны посодействовать выяснению и устранению кажущагося, как ему представлялось, разногласия обоих церквей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010