Епископ Арсений (в миру Антоний Ильич Иващенко; 1831–1903) — церковный писатель, агиограф, историк, византинист, епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии. Главный труд епископа Арсения по церковной истории — «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные», — от Рождества Христова до 1879 года». В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 года. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в ней можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является »Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи», помещенный в конце книги. Летопись епископа Арсения имеет для историков не меньшую ценность, чем известные труды Барония, которые он дополняет, так как здесь более подробно и тщательно описываются судьбы Восточной Церкви, тогда как Бароний после разделения Церквей говорит только об истории Западной Церкви, совершенно умалчивая о Восточной. Для всех интересующихся историей Церкви. Данный труд епископа Арсения (Иващенко) пока не переведён в текстовый формат. В виде сканированного документа вы можете ознакомиться с ним по ссылке ниже. Читать в формате pdf . Читать в формате pdf Предлагаем помочь распознать текст этой книги и открыть его для тысяч читателей. Это можно сделать самостоятельно или привлечь профессионала. Предварительно просим уточнять, не взята ли эта книга на распознавание, написав по адресу otechnik@azbyka.ru Читать далее Источник: Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные от Рождества Христова до 1879 года/[Соч.] Архим. Арсения. - Новое изд., испр. и доп. - Санкт-Петербург : Славян. печ. (И.В. Вернадского), 1880. - 854, XVIII, с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Ivashe...

792 «Гражданин» – политическая и литературная газета-журнал (1882–1914), издававшаяся в С.-Петербурге дважды в неделю; издатель-редактор князь В.П. Мещерский. 793 Речь идет о статье «По поводу одного газетного сообщения», в которой все обвинения кн. Мещерского названы преувеличенными (см.: По поводу одного газетного сообщения/Церковный вестник. 1897, 5. С. 162–163). «Церковный вестник»– еженедельный богословский журнал с неофициальными ежемесячными прибавлениями, являвшийся официальным органом Св. Синода и состоящих при нем центральных учреждений; издавался при СПбДА (1875–1917). 794 Имеется в виду «Союз взаимопомощи русских писателей» при русском литературном обществе, основанный в 1897 г. с целью объединения русских писателей для разрешения различных конфликтных ситуаций между авторами и издателями, для представительства на русских и иностранных съездах писателей и т.п. К 1900 г. в Союз входило более 500 членов. См.: Отчет о деятельности Союза взаимопомощи русских писателей за 1897 и 1898 года, СПб., 1899. 795 Речь идет о суде чести, провозглашенном «Союзом писателей» для выработки правил писательской этики и для разрешения дел между членами Союза (решения этих дел не предавались огласке). 798 Арсений (Иващенко Антоний Ильич, 1830–1903), епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1893), известный византист, агиограф. 05.07.1853 г. пострижен в монашество по окончании КДА. Преподавал в Волынской ДС (1854); в Воронежской ДС (1859), где был и инспектором (1863). Ректор Полоцкой ДС с возведением в сан архимандрита (1868), член С.-Петербургского Духовно-цензорного комитета (1872), настоятель Заиконоспасского монастыря в Москве (1886), член московской Синодальной конторы (1889), 30.05.1893 г. хиротонисан во епископа Каширского, викария Тульской епархии. 799 Речь идет о графе Медеме Отто Людвиговиче (1846–1925), губернаторе Новгорода (1896–1907), и городском голове – купце Сметанине Григории Максимовиче, почетном гражданине города. 800 См.: Проводы о. ректора Семинарии архимандрита Арсения (архим. Арсений (Стадницкий) переведен инспектором в МДА)/Новгородские ЕВ. 1897. 4, 15 февраля. С. 213–217. «Новгородские епархиальные ведомости – журнал, выходивший в Новгороде при Новгородской ДС два раза в месяц (1875–1909), еженедельно (1909–1916), ежемесячно (1918–1919). В 1895–1903 гг. – редактор Х.Ф. Попов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Большую ценность имеет брошюра «Похвальное слово св.Фотию Фессалоникийскому». Об этом святом в православной агиографии нет никаких известий. «Слово» было заимствовано из греческой рукописи 12–13 веков и содержит обстоятельные сведения о св.Фотии. Опубликованием житий почти совсем неизвестных восточных подвижников епископ Арсений оказал великую услугу православной агиографии, обогатив ее новыми памятниками, ценными не только в агиографии, но и для истории, так как они дают новые данные о политической, церковной или бытовой жизни народа, а также для литературоведения и филологии. Весьма важным трудом является и издание интересной рукописи Филофея, патриарха Константинопольского, – три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения книги Притчей: «Премудрость созда себе дом». В этом издании имеются новые, до того времени совершенно неизвестные науке, памятники византийской богословско-экзегетической литературы 14 века. Это издание имеет не только большое научное значение, но и весьма пригодно для популярного чтения, как образцовый памятник возвышенного и строго православного византийского восточного богословствования. Таких переводных трудов Преосвященного Арсения по византологии известно до двадцати. Большую ценность представляют и его статьи церковно-исторического характера, в частности «Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, – от Рождества Христова до 1879 года». В ней погодно обозреваются факты церковной истории. Эта книга выдержала четыре издания, а в 1900 году, в пятом издании, доведенная до 1898 г. Видно, что автор, придерживаясь провиденциального взгляда на церковную историю, вместе с тем предлагает и чисто научное объективное ее исследование. События описываются кратко, излагается самая сущность. Книга ценна тем, что в нем можно найти точные данные о событиях из государственной и церковной областей жизни. Автор должен был очень много потрудиться, чтобы дать хотя и кратко исторические сведения за девятнадцать веков. Ценным и облегчающим труд нахождения нужной темы является «Алфавитный указатель имен, лиц, названий мест и других предметов, встречающихся в Летописи», помещенный в конце книги.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Летопись епископа Арсения имеет для историков не меньшую ценность, чем известные труды Барония, которые он дополняет, так как здесь более подробно и тщательно описываются судьбы Восточной Церкви, тогда как Бароний после разделения церквей говорит только об истории Западной Церкви, совершенно умалчивая о Восточной.· Сочетание у епископа Арсения иноческого подвига с научным трудом напоминает нам о том, что наши предшественники, лица духовного сана, посвящая свою жизнь Богу, трудились и для просвещения родного народа. Таким и был Преосвященный Арсений, и заслуги его велики; он заслуживает благодарного внимания к своей светлой жизни и благоплодной деятельности.· Известный, выдающийся ученый монах. Скромный аскет, археолог – писатель, гуманнейший, отзывчивый человек один из достойнейших архипастырей, великий подвижник, просвещенный учитель, пользовавшийся самым глубоким уважением и любовью учащихся в течение 20-летней педагогической деятельности в должностях преподавателя, инспектора и ректора семинарий: Одесской, Волынской, Воронежской и Полоцкой. Его правилом было: не прибегая ни к каким наказаниям и взысканиям, не задевая самолюбия и человеческого достоинства воспитанников – действовать словом убеждения на ум и душу их.· Примечание : В «ЖМП» 1956 г·, 12, на стр.62 ошибочно назван архиепископом. До самой смерти был только вик·епископом.· См. Приб. к «Церк.Вед.» 1903 г., 8, стр.295.· Труды: «Судьба православной греко-италийской Церкви». «Русская Беседа» 1859, кн.6. «Состояние Православной Церкви в Далмации». «Духовн.Вестн.» 1863, кн.4. «Очерки истории греческой церковной общины в Венеции». «Духовн.Вестн.» 1864, кн.2. «Состояние Православной Церкви у русских в Венгрии в 14–17 вв.» «Духовн.Вестн.» 1865. кн.6. «Об отношениях церквей латинской и греческой в период крестовых походов». «Журн. Мин. Нар. Просв.» 1867.· «Русские в Венгрии». «Журн.Мин.Нар.Просв.» 1868. «Евстафий митрополит Солунский 12 в.» «Духовн.Вестн.» 1868, кн. 8, II. «Судьбы христианства в Южной Аравии». «Прав.Обозрен.» 1868.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В Грузии владыка реставрировал многие памятники церковной старины. Выдающимися иерархами во второй половине XIX в. были: архиепископы херсонские Димитрий (Муретов), ум. в 1883 г. и Никанор (Бровкович), ум. в 1890 г.; Феофан (Говоров) еп. владимирский, впоследствии затворник Вышенский, ум. в 1894 г.; Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, составивший " Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные события от рожд. Христова до 1898 г " (1830-1908); Арсений (Брянцев), архиеп. харьковский, до этого рижский и казанский; Димитрий (Самбикин), архиеп. казанский, ранее тверской, составивший " Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых " (1839-1908); Ювеналий (Половцев), архиеп. литовский, ранее еп. курский (1826-1904); Михаил (Грибановский) еп. таврический, видный богослов, рано скончавшийся (1898). В бытность его еще инспектором петербургской академии, Победоносцев так определил его в письме к имп. Александру III: " Это человек прекрасной души, ясного взгляда, ученый, образованный, благочестивый " . Харьковскую епархию 19 лет возглавлял ревностный архиеп. Амвросий (Ключарев) известный проповедник (†1901 г.). Николай (Касаткин), архиеп. японский, с 1860 г. миссионерствовавший в Японии, скончавшийся в 1911 г. Обер-прокурором в течение всего царствования императора Александра III был Константин Петрович Победоносцев (1827-1907). Дед его был священником московской епархии, отец — профессором московского университета. Образование он получил в Императорском Училище Правоведения, службу начал в Сенате, был потом профессором московского университета; его труд " Курс гражданского права " считается выдающимся; был он впоследствии почетным членом московского, петербургского, киевского, казанского и Юрьевского университетов и французской академии; при назначении обер-прокурором был уже сенатором и членом Государственного Совета. Его " Московский Сборник " ярко и отчетливо раскрывает ложь и вред современных ему политических и общественных движений, его проникновенные " Господские праздники " выявляют его глубокую религиозность.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

Антоний (третий раз) 1229. Спиридон 1230–1249. Далмат 1251–1274. Климент 1276 –1299. Св. Феонтист 1300–1308. Давид 1309–1325. Св. Моисей 1325–1329. Василий Калейка 1331–1352. Св. Моисей (вторично) 1352–1359. Алексий 1360–1388. Иоанн 1389–1415. Симеон (Сампсон) Хутынский 1416–1421. Евфимий Бородатый 1424–1429. Св. Евфимий Вяжицкий 1434–1458. Св. Иона 1459–1470 . Св. Феофил 1471–1482. Сергий 1483–1484. Геннадий Гонзов 1484–1504. Св. Серапион 1506–1509. (Междуархиерейство 17 лет). Макарий I 1526–1542. Феодосий 1542–1551. Серапион Курцев 1551–1552. Пимен Черный 1552–1570. Леонид 1571–1575. Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие (c 1589 г.): Александр 1576–1591. Архп. до 1589. Варлаам Белковский 1592–1601. Исидор 1603–1619. Макарий II 1619–1626. Киприан Старорусенников 1635–1649. Аффоний 1635–1649. Никон Минин 1649–1652. Макарий III 1652–1663. Питирим 1664–1672. Иоаким Савелов 1672–1674. Корнилий 1674–1695. Евфимий 1695–1696. Иов 1697–1716 . Феодосий Яновский 1721–1725. Архп. Феофан Прокопович 1725–1736. Архп. Амвросий Юшкевич 1740–1745. Архп. Стефан Калиновский 1745–1753. Архп. Димитрий Сеченов 1757–1767. Архп. до 1762. Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800. Архп. до 1783. (С 1799 до 1800 он именовался „Новгородским и Олонецким“). Амвросий Подобедов 1800–1818. Архп. до 1801. Михаил Десницкий 1818–1821. Серафим Глаголевский 1821–1843. Антоний Рафальский 1843–1848. Никанор Клементьевский 1848–1856. Григорий Постников 1856–1860. Исидор Никольский 1869–1892. Архиепископы Новгородские и Старорусские 35 : Феогност Лебедев II 1892–1900. Гурий Охотин 1900–1910. Арсений Стадницкий 1910. Тихвинское викариатство, учр. в 1907 г. Епископы (в Новгородском Хутынском мон.): Феодосий Феодосиев 1907–1908. Андроник Никольский 1908. Кирилловское викариат., учр. в 1892 г. Епископы (в Кирилло-Белозерском мон.): Антоний Соколов 1892–1893. Назарий Кириллов 1893. Арсений Иващенко 1893–1903. Феодосий Феодосиев 1903–1907. Иоанникий Дьячков 1907. Олонецкая, учр. в 1828 г. Кафедра в Петрозаводске.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Симеон (Сампсон) Хутынский, святой 1416–1421 Евфимий Бородатый 1424–1429 Евфимий Вяжицкий, святой 1434–1458 Иона, святой 1459–1470 Феофил, святой 1471–1482 Сергий 1483–1484 Геннадий Гонзов, святой 1484–1504 Серапион, святой 1506–1509 Междуархиерейство 17 лет Макарий I 1526–1542 Феодосий 1542–1551 Серапион Курцев 1551–1552 Пимен Черных 1552–1570 Леонид 1571–1575 Митрополиты Великоновгородские и Великолуцкие: 43 Александр 1576–1591 до 1589 года архиепископ Варлаам Банковский 1592–1601 Исидор 1603–1619 Макарий II 1619–1626 Киприан Старорусенников 1635–1649 Афоний 1635–1649 Никон Минин 1649–1652 Макарий III 1652–1663 Питирим 1664–1672 Иоаким Савелов 1672–1674 Корнилий 1674–1695 Евфимий 1695–1696 Иов 1697–1716 Феодосий Яновский, архиеп. 1721–1725 Феофан Прокопович , архиеп. 1725–1736 Амфросий Юшкевич, архиеп. 1740–1745 Стефан Калиновский, архиеп. 1745–1753 Димитрий Сеченов 1757–1767 с 1762 года митрополит Митрополиты Новгородские: Гавриил Петров 1775–1800 с1783 года митрополит. С 1799 до 1800 он именовался Новгородским и Олонецким. Амвросий Подобедов 1800–1818 с 1801 года митрополит Михаил Десницкий 1818–1821 Серафим Глаголевский 1821–1843 Антоний Рафальский 1843–1848 Никанор Клементьевский 1848–1856 Григорий Постников 1856–1860 Исидор Никольский 1869–1892 Архиепископы Новгородские и Старорусские: 44 Феогност Лебедев 1892 Кирилловское викариатство Учреждено в 1892 году. Епископы (в Новгороде): Антоний Соколов 1892–1893 Назарий Кириллов 1893 Арсений Иващенко 1893 Олонецкая Учреждена в 1828 году. Кафедра в Петрозаводске. Архиепископы Олонецкие и Петрозаводские: Игнатий Семенов 1828–1842 до 1835 года епископ Венедикт Григорович 1842–1850 Дамаскин Россов 1850–1851 Аркадий Федоров 1851–1869 Епископы: Ионафан Руднев 1860–1877 Палладий Пьянков 1877–1882 Павел Доброхотов 1882 Оренбургская Учреждена в 1799 году. 45   Епископы Оренбургские и Уфимские (в Уфе): Амвросий Келембет 1799–1806 Августин Сахаров 1806–1819 Иннокентий Смирнов 1819 Феофил Татарский 1819–1823 Амвросий Морев 1823–1828

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Феогност (Лебедев), архиепископ Владимирский и Суздальский (во уважение его, неусыпных архипастырских трудов, в особенности по делу религиозного просвещения русского народа), † 1903 г. янв. 22 в сане митрополита Киевского и Галицкого. Августин (Гуляницкий), епископ Костромский и Талибский (во уважение его долговременного служения русской богословской науке, исполненного ревности о благе церкви), впоследствии – Екатеринославский и Таганрогский, † 1892. г. нояб. 30. Амфилохий (Казанский), епископ Угличский (во уважение его учёных заслуг по изданию памятников древней церковной письменности). † 1893 г. июля 20. Арсений (Иващенко), архимандрит, настоятель Заиконоспасского Монастыря в Москве (во уважение его неослабной деятельности в разработке церковной истории, в особенности позднейшей – Греческой, мало изученной и исследованной), † 1903 г. февр. 16 в сане епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. С 1892 года: Иоанникий (Руднев), митрополит Киевский и Галицкий (31 января – во уважение его заслуг Церкви и духовному просвещению через, заботливое покровительство и попечительное содействие трудам Академии). † 1900 г. июн. 7. 15 сентября. Владимир (Петров), архиепископ Казанский и Свияжский (во уважение его трудов по обращению к свету истинной веры языч- —881— ников на далёком Востоке и его архипастырской просветительной деятельности в разных епархиях), † 1897 г. сент. 2. Антоний (Вадковский), епископ Выборгский, ректор С.-Петербургской Духовной Академии (во уважение его просвещенно-мудрого руководства высшей духовной школой и учёно-проповеднических трудов), † 1912 г. нояб. 2 в сане митрополита С.-Петербургского и Ладожского. Александр (Светлаков), епископ Дмитровский (во уважение к его трудам по изъяснению истин Христовой веры и украшению церковного пения), впоследствии – Калужский и Боровский, † 1895 г. окт. 7. Иаков (Поспелов), архимандрит, настоятель Кириллова Белозерского монастыря (во уважение его пятидесятилетнего ревностного служения церкви и духовному просвещению, совершаемого в духе древнего православия и строгого подвижничества), † 1896 г. янв. 16.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Такой свободы языка ему не прощали, но это мало огорчало епископа Арсения. Он весь отдался кабинетной работе. Хорошо зная языки греческий, латинский, немецкий, французский, итальянский, испанский и румынский. Он сделал по истории Церкви столько, что его трудов достаточно было бы для ученой репутации двадцати епископов. Его переводы греческих духовных произведений и памятников многочисленны. При отсутствии приспособленных словарей и научной обработки средневекового византийского языка такая работа представляла очень большие трудности. В принадлежащих епископу Арсению изданиях памятников средневековой византийской литературы много недостатков. Это потому, что он не знал греческого языка научно, хотя и превосходно читал и переводил с него. В области церковной истории он был великим ученым и своими трудами обогатил русскую богословско-историческую науку. Проживая в течение семи лет в Москве, он хорошо ознакомился с богатством Московской Синодальной библиотеки. Изучив греческие рукописи, он выписывал неизвестные произведения византийских богословов, переводил их, снабжал своими примечаниями и печатал греческий текст с русским переводом сначала в Московском журнале «Чтение в Обществе любителей духовного просвещения», а затем с 1893 года издавал свои произведения на собственный счет. Научные труды Преосвященного Арсения внесли значительный вклад в византологию, православную агиографию и особенно в церковную историю. В частности, ему принадлежит опубликование (впервые) четырех катехизических бесед Михаила Акомината, митрополита Афинского, сочинения которого имеют огромное научно-богословское, литературно-филологическое и историческое значение. Опубликовав греческий текст бесед, он снабдил их русским переводом, а также примечаниями, облегчающими понимание текста. Согласно характеристике современников, этот труд Преосвященного Арсения «...является не только одним из немногих русских изданий того времени в области византологии, но и может послужить хорошим чтением для ищущих серьезного назидательного слова, богатого анализом греховных помыслов и деяний нашей души и средством для духовного их врачевания».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

“Разговоры о древностях Новгорода”, “История  княжества Псковского”, “Летопись Изборска”, “Описание Киево-Софийского собора и Киево-Печерской Лавры” и многих других. Он оставил богатые материалы для истории вологодской иерархии, святых и монастырей, статьи о пермских древностях. Много лет он работал над составлением “Словарей русских писателей” (светских и духовных). Обработкой материала, оставленного митроп. Евгением, занялся владыка Филарет (Гумилевский) , архиеп. Черниговский. Он издал в 1847–48 гг. “Историю Русской Церкви в пяти периодах, обнимающих 988–1826 годы”. Он же написал: “Историческое учение об отцах Церкви”, “Исторический обзор песнопевцев греческой Церкви”, “Русские святые” в 12 книжках с ученой обработкой их житий, “Святые подвижницы восточной Церкви”, “Историко-статистическое  описание Харьковской и Черниговской епархий”, “Объяснение на послание к Галатам”, “Учение евангелиста Иоанна о Слове”, “Система догматики”. Еще более значительным трудом по истории Церкви была “История Русской Церкви” митроп. Московского Макария (Булгакова) в 13 томах (последний том был выпущен после смерти автора). Его же: “История Киевской Академии”, “История русского раскола старообрядчества”, “Введение в православное богословие”, “Полная система догматического богословия”. Большой и тщательно разработанный труд проф. Е. Голубинского “История Русской Церкви” обнимает собой церковные события до 1563 года. Все исторические свидетельства им тщательно проверены. Но крайний критицизм захватил автора в жестокий плен. “Его критический молот – говорил о нем Глубоковский – был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо насмерть...”. Епископ Кирилловский (викарий Новгородской епархии) Арсений (Иващенко) обогатил русскую богословско-историческую науку своим трудом “Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года”. Замечательна работа архиеп. Тверского Димитрия (Самбикина) “Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых”, первый из подобного рода.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010