В 1649 г. указом царя Алексея Михайловича в К. Б. м. была учреждена архимандрия. По данным ведомости 1732 г., в обители проживали 205 монашествующих, в т. ч. настоятель, 6 «начальствующих» (наместник, казначей, ризничий, соборный, житенный и конюший), 8 иеромонахов, 7 иеродиаконов, 3 головщика, 5 канархистов, 4 пономаря, 20 «служебных» монахов, занимавших различные должностные посты, 56 рядовых и 34 больничных монаха, 31 «посельский» монах, отправленный в вотчинные центры, 15 «промысловых» монахов, находящихся на монастырских промыслах и 15 - «московских», т. е. проживавших на Московском подворье в Афанасьевском монастыре ( Виденеева. О братии. 2001. С. 89-115). Афанасьевское Кирилловское подворье располагалось в Кремле слева от Спасских (Фроловских) ворот, напротив московского Вознесенского монастыря, и управлялось строителем ( Успенский. О больших строителях. 1897. С. 7). В 1755 г. в К. Б. м. проживали 46 монахов, в 1761 г.- 27, к 1764 г.- 48 монахов. По штатам 1764 г., первоклассный мон-рь мог иметь только 33 монаха. Уже в 1780 г. в обители числились: архимандрит, иеромонах-наместник, иеромонах-казначей, 3 иеромонаха, заштатный архимандрит, 4 иеродиакона, 2 монаха-пономаря, просвиренный, ключник-хлебодар, чашник, 4 рядовых монаха и 5 «больничных» - всего 25 монахов. В кон. XIX в. в К. Б. м. проживали не более 30 монашествующих: архимандрит, наместник-иеромонах, казначей-иеромонах, ризничий-иеромонах, благочинный-иеромонах, эконом-иеромонах, а также 24 монаха и послушника ( Геронтий (Кургановский). 1897. С. 130-131), в 1916 г.- игумен, 8 иеромонахов, 5 иеродиаконов, 2 монаха, 8 бельцов. В 1907 г. настоятель получил титул викарного Кирилловского епископа Новгородской епархии. В 1892-1893 гг. настоятельствовал еп. Антоний (Соколов), в 1893 г.- еп. Назарий (Кириллов) , в 1893-1903 гг.- еп. Арсений (Иващенко) , в 1903-1907 гг.- еп. Феодосий (Феодосиев) , в 1907-1916 гг.- еп. Иоанникий (Дьячков), в 1917-1918 гг.- сщмч. еп. Варсонофий (Лебедев) , в 1920-1927 гг.- еп. Тихон (Тихомиров). Помимо настоятельской деятельности Кирилловские викарии помогали окормлять приходы и обители Кирилловского, Белозерского и Череповецкого уездов. Выдающиеся насельники и посетители

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Переводные произведения: «Увещание к язычникам». «Строматы». ( Климента Александрийского ) «Воронеж.Епарх.Вед.» 1866–1867· «Святой Максим, Патриарх Константинопольский». «Прав.Обозрен.» 1868. «Ответ Марка Евгеника царю Иоанну Палеологу»· «Странник» 1872, кн.7. « Иосиф Вриенний , писатель начала ХУ века». Москва, 1879· «Житие и подвиги св.Феодоры Солунской». Юрьев, 1899· Мануила Ритора: Сочинение «Об обожении плоти Господа». 1889. Мануил вел.Ритора: «Ответ Доминиканцу Франциску», 1889· «Похвальное слово св.Евфимию епископу и чудотв.Мадитскому, написанное Григорием Кипрским ». Москва, 1889· «Письмо Матфея Властаря , иеромонаха Солунского и писателя XIV века прп.Кипрскому Гюи-де Лузинъяну». Москва, 1891. «Похвальное слово св.Димитрию Солунскому». 1890. «Арафы, митр.Кеер.беседа на I-й псалом». 1891· «Нила, митр.Родосе. 4-е неиздан·произвел» Москва, 1891· «Три статьи неизв.греч.писателя начала 13 века». 1892. «Некоего митр.Ефесского I3 века неизданное произведение». 1893. «Мефодия архп. Конетан. слово о святых иноках». 1894. «Вел.Ритора Мануила – ответ Герасиму иеромонаху.» 1894. «Нила Дамилы, иеромонаха Критского, ответ монаху Максиму на его письмо в защиту лат«новостей в вере.» Греческий текст и русский перевод. Новгород, 1895· «Св. Григория Паламы , три неизданных творения». 1895· «Николая Гидрунского (Отроитского) игум.греческого монастыря в Казулах. Три записи о собеседованиях греков с латинами по поводу разн. в вере и обычаях церковных». Новгород, 1896. «Георгия Схолария сочинение «Новый Мыслитель». Новгород, 1896. «Георгия Схолария, впоследствии Геннадия, Патриарха Константиноп.·разговор» Новгород, 1896. «Похвальное слово св.Фотию Фессалоникийскому». Новгород, 1897· «Два неизданных произведения Николая еп.Мефонского, писателя 12 века». Новгород, 1897· «Филофея, Патриарха Константинопольского три речи». 1898. «Не должно страшиться смерти». Рассуждение греческого богослова 14 века Димитрия Кидонского». Изд. 2-е испр., СПБ, 1900. «Четыре неизданные беседы Михаила Акомината, митроп.Афинского».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

174 Имеется в виду 172­-е прим. на стр. 142-й Слова св. Ипполита об антихристе, которое и выпущено отдельно под заглавием: «о наименовании Спасителя Иисус, а не Исус». Москва, 1869. 176 Вышли под заглавием: «Никольского единоверческого монастыря инока Павла известного под именем Прусского воспоминания и беседы о глаголемом старообрядчестве. Издание Н. М. Аласина. Москва. 1868». 179 В списке студентов, приложенном к «Истории. Московской Дух. Академии» С. К. Смирнова в XXV курсе магистров девять (стр. 571–572). Москва. 1879. 183 Имеется в виду книга, изд. С. К–чем: «Письма митроп. Платона к преосвященным Амвросию и Августину». Печатаны сперва в «Прав. Обозр». в 1869 и 1870 г.; затем вышли отдельно. Москва. 1870. 199 Статья эта достойна особенного внимания. Она составлена на основании собственных автобиографических записок Митрополита Иосифа. 205 Сюда относится очень любопытный рассказ Ф. Ф. Вигеля, 1812) в его «Воспоминаниях», ч. 7, стр. 137 и сл. М. 1865 г. 213 Полоцк. Епарх. ведом. 1874 г., стр. 249. Здесь напечатано четыре письма Митроп. Иосифа к Еп. Филарету, перешедшие от последнего, после его кончины, к наследнику его не раз вышеупоминаемому Протоиерею Юркевичу, женатому на его сестре. В письмах этих есть любопытные сведения о торжестве Коронации. 215 Чт. в Общ. Ист. и Древн. Российск. 1869 г., кн. 1, стр. 19­4–197 в статье Н. В. Сушкова: «Воспоминание о митрополите Литовском и Виленском Иосифе и об уничтожении унии в России». 217 † 15 Февраля 1884 г. О митр. Иосифе см. исследование Г. Я. Киприановича: «Жизнь Иосифа Семашки митрополита Литовского и Виленского и возсоедннение западно-русских униатов с православною церковию в 1839 г.» Вильна. 1893; в 1897 г. там же вышло 2­-м исправленным и дополненным изданием. 219 На место Архимандрита Никанора, назначенного Ректором Казанской Д. Академии, Ректором Полоцкой Семинарии определен Архимандрит Арсений (Иващенко), Инспектор Воронежской Семинарии; ныне еп. Кирилловский, викарий Новгородский. 220 Имеется в виду брошюра: «Памяти в Бозе почившаго Архипастыря Московского митрополита Филарета. (Десять надгробных слов)». Москва. 1867. Ср. о ней т. III Хроники, стр. 782, прим. 1, и стр. 784, прим. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Объяснение на послание к Галатам. Учение евангелиста Иоанна о Слове. Система догматики. Митр. Макарием написано: История киевской академии. История русского раскола старообрядчества. Введение в православное богословие и полная система догматического богословия. О последнем труде упомянуто будет ниже. Большой и тщательно разработанный труд проф. В.Е. Голубинского " История Русской Церкви " , обнимающая события до митр. Макария (1542-63) включительно. Все исторические события им до крайней тщательности проверены. Но критицизм захватывает его полностью и это отражается на всем его труде. Глубоковский, признавая значение его крупного труда и нового освещения им ряда вопросов, Пишет: " Его критический молот был не просто внушительно-тяжелый, но и неразборчиво-грубый, бивший на своем пути направо и налево все попадавшееся прямо на смерть за простую слабость, лишая ее самого права на существование, всегда условное в земной ограниченности. Вообще у него критическая сторона гораздо выше, чем конструктивная, к которой он имел меньше и склонности и способности " . Умер он в 1904 г. Русскую богословско-историческую науку обогатил владыка Арсений (Иващенко), еп. кирилловский, викарий новгородской епархии, до этого настоятель московского ставропигиального Заиконоспасского м. Важнейший его труд " Летопись церковных событий и гражданских от Рождества Христова до 1898 года " . Димитрий (Самбикин), архиеп. Тверской (1839-1908), известен выдающимися учеными трудами по русской церковной истории и археологии; замечателен его " Месяцеслов русских святых, всею русскою церковью или местно чтимых " , — труд, не встречаемый у предшественников. Проф. П.Н. Жукович, за свою работу об его научно-литературной деятельности удостоенный степени доктора церк. истории, отмечал, что " Месяцеслов русских святых " есть своеобразный Месяцеслов, отразивший в себе и религиозно-церковное мировоззрение русского народа и другие стороны его жизни " . Известен историческими трудами прот. Василий Жмакин, с 1900 г.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2188...

В ЖМНП выходили статьи по философии проф. МДА А. И. Введенского , Н. Н. Ланге, Э. Л. Радлова, В. В. Розанова и др. С. М. Соловьёв в ст. «Прогресс и религия» (1868. 9. Отд. 2. С. 700-719) выступал против обоготворения прогресса, доказывал, что христианство, обладающее абсолютной истиной, не может устареть. Его сын Вл. С. Соловьёв опубликовал в журнале незаконченную работу «Философские начала цельного знания» (1877. Отд. 2. 3. С. 60-99; 4. С. 235-253; 6. С. 199-233; 10. С. 79-109; 11. С. 1-32), в которой впервые охарактеризовал свой принцип всеединого сущего. В издании постоянно выходили материалы по богословию, истории Церкви и религиеведению. Публиковались творения св. отцов, в частности блж. Августина и свт. Амвросия, еп. Медиоланского. Из статей по нехрист. исповеданиям и ересям выделяются публикации В. П. Полисадова «Христианство и неоплатонизм» (1853. Отд. 2. 2. С. 81-118; 3. С. 179-277), В. П. Васильева «Религии Востока: Конфуцианство, даосизм, буддизм» (1873. Отд. 2. 4. С. 239-310; 5. С. 29-107; 6. С. 260-293), В. Миллера «Ведийские этюды» (1876. 6. Отд. 2. С. 279-325), Н. Н. Зезюлинского «Еврейская синагога и ее функция (преимущественно по учению Мишны)» (1887. 1. Отд. 2. С. 1-10). Различные сюжеты истории Церкви освещали в ЖМНП В. А. Бильбасов («Римские папы и славянские первоучители» (1868. 5. Отд. 2. С. 327-377)), архим. Арсений (Иващенко ; впосл. епископ Кирилловский) («Церковный и политический быт православных сербов и волохов в Австрийских землях с IX ст. до настоящего времени» (1870. 10. Отд. 2. С. 197-251), «Готская епархия в Крыму» (1873. 1. Отд. 2. С. 60-86)), П. Васильев («Причины и характер чешского религиозного движения» (1876. Отд. 2. 7. С. 90-123; 8. С. 234-280)), Ю. С. Анненков («Чешские сочинения Гуса и время их написания» (1877. 8. Отд. 2. С. 253-266)), Успенский («Философское и богословское движение в XIV в.: (Варлаам, Палама и их приверженцы)» (1892. Отд. 2. 1. С. 1-64; 2. С. 348-427)), А. М. Иванцов-Платонов («К исследованиям о Фотии, патриархе Константинопольском» (1892. Отд. 2. 3. С. 121-148; 5. С. 1-72; 6. С. 299-315; 9. С. 1-60; 10. С. 205-251)) и др.

http://pravenc.ru/text/182367.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛФИОНОВ Яков Иванович (15.02.1850, Саратов - ?), историк. Род. в семье священника. В 1870 г. закончил Саратовскую ДС, в 1874 г.- КазДА со степенью канд. богословия. С 1874 г. приват-доцент КазДА по кафедре общей древней гражданской истории. После публичной защиты 26 марта 1878 г. магистерской диссертации утвержден в степени магистра. В 1878 г. А. перешел на службу в Мин-во народного просвещения и был назначен преподавателем истории и географии в Оренбургский учительский ин-т; с 1883 г. инспектор Оренбургской муж. гимназии; с 23 янв. 1884 г. директор Пермской классической гимназии, где благодаря его стараниям была приведена в порядок гимназическая б-ка, увеличены именные стипендиальные капиталы, в братстве св. Стефана Великопермского образован денежный фонд для помощи бедным студентам, найдены средства для содержания гимназической церкви. С нояб. 1885 по янв. 1887 г. редактировал неофиц. часть «Пермских губернских ведомостей». С 5 июля 1888 г. член Пермской ученой архивной комиссии. 8 сент. 1906 г. вышел в отставку. В кандидатской работе «Хилиазм первых трех веков христианства (ист. очерк)» А. различал 2 вида хилиастических представлений: 1) идеи, сформировавшиеся в иудаизме под влиянием «национальных иудейских представлений мессианского царства» и получившие развитие в иудействующих сектах первых веков христианства ( Керинф , эбиониты ); эти представления встречаются в Книге Еноха и книгах Сивилл; 2) идеи, возникшие в христ. среде как следствие гонений на христиан и развившиеся в учение о «духовном» 1000-летнем Христовом царстве. В магистерской дис. «Император Юлиан и его отношение к христианству» А. впервые в отечественной лит-ре представил критический разбор первоисточников и новейших исследований деятельности Юлиана Отступника , анализ предпосылок языческих реформ императора и попыток преобразования им язычества на основе неоплатонизма . А. изложил теологические воззрения Юлиана, особо отметив его стремление трансформировать грубый мифологический политеизм при помощи аллегорического метода экзегезы мифа. Значительное место А. уделил исследованию лит. полемики Юлиана с христианством. Соч.: Хилиазм первых трех веков христианства. Каз., 1875; Император Юлиан и его отношение к христианству. Каз., 1877. Лит.: Зверев А. В. Старейшее учебное заведение г. Перми. Пермь, 1908; Терновский С. А. Историческая записка о состоянии Казанской Духовной Академии после ее преобразования, 1870-1892. Каз., 1892. С. 347-348. А . В . Журавский Рубрики: Ключевые слова: АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф

http://pravenc.ru/text/115592.html

И. обеспечил сбор пожертвований на капитальный ремонт кафедрального собора Рождества Христова в Кишинёве, обратившись к властям города. 25 марта 1892 г., на праздник Благовещения, И. совершил малое освящение собора в сослужении Аккерманского еп. Аркадия (Филонова). По благословению И. была полностью обновлена крестовая церковь при архиерейском доме. 20 сент. того же года И. освятил эту церковь, 22 окт.- новую единоверческую церковь в Кишинёве. 21 нояб. 1892 г. назначен епископом Астраханским и Енотаевским. Однако к этому времени здоровье И. ухудшилось. Из-за болезни он не смог вступить в управление Астраханской кафедрой и 19 дек. того же года был уволен на покой с назначением наместником Гербовецкого в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ря . 18 сент. 1893 г. указом Синода И. было поручено настоятельство в Тихвинском Большом в честь Успения Пресв. Богородицы мон-ре . Здесь самочувствие епископа улучшилось, он стал совершать регулярные богослужения. Однако незадолго до Пасхи в 1894 г. И. вновь серьезно заболел, простудившись в монастырском саду, где любил трудиться. Несколько оправившись от болезни, он предполагал отправиться на родину, в С.-Петербургскую губ., испросил отпуск у Новгородского архиеп. Феогноста (Лебедева) , но вскоре скончался от разрыва сердца. Чин погребения в ц. Двенадцати апостолов в Тихвинском мон-ре по благословению архиеп. Феогноста совершил Кирилловский еп. Арсений (Иващенко) . 13 мая в кишинёвском кафедральном соборе еп. Неофит (Неводчиков) в сослужении Аккерманского еп. Аркадия и всего городского духовенства отслужил заупокойную литургию, а затем панихиду по почившему. На богослужении присутствовали педагоги и учащиеся учебных заведений Кишинёва, горожане. И. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени (1885). Соч.: Преосв. Стефан Яворский, митр. Рязанский и Муромский, Местоблюститель Патриаршего Всерос. престола. СПб., 1853. Ркп.; Поучение, произнесенное при освящении первого христ. храма в Усинском крае//Енисейские ЕВ. 1884. 5. С. 71-78; Слово в Неделю Православия//Там же. 1885. 6. С. 90-97.

http://pravenc.ru/text/674782.html

Y.), 1983; The Vision of Unity. Crestwood (N. Y.), 1987; Witness to the World. Crestwood (N. Y.), 1987; Imperial Unity and Christian Divisions. Crestwood (N. Y.), 1989 (рус. пер.: Единство Империи и разделение христиан/Пер.: Л. А. Успенская// Мейендорф И., прот. История Церкви и восточно-христ. мистика. 2000. С. 13-275); Правосл. свидетельство в совр. мире. Духовное и культурное возрождение XVI в. и судьбы Вост. Европы: Лекции, читанные в Белорус. Экзархате МП. Мн., 1992; The Christian East and the Rise of the Papacy: The Church 171-1453 A. D. Crestwood (N. Y.), 1994 (в соавт. с: A. Papadakis; рус. пер.: Христ. Восток и возвышение папства: Церковь в 1071-1453 гг./Пер.: А. В. Левитский, У. С. Рахновская, А. А. Чех. М., 2010); Православие и совр. мир: (Лекции и статьи). Мн., 1995; Rome, Constantinople, Moscow: Historical and Theological Studies. Crestwood (N. Y.), 1996 (рус. пер.: Рим-Константинополь-Москва: Ист. и богосл. исслед./Пер.: Л. А. Успенская, ред.: К. Польсков. М., 2005); Статьи и доклады//Свидетель истины: Памяти протопр. И. Мейендорфа. Екат., 2003. С. 12-125; Пасхальная тайна: Статьи по богословию. М., 2013. Изд. и пер.: Une lettre inédite de Gregoire Palamas à Akindynos: Texte et comment. sur la troisième lettre de Palamas//Θεολογα. 1953. Τ. 24. Σ. 3-28; L " origine de la controverse palamite: La première lettre de Palamas à Akindynos: Introd. et text//Ibid. 1954. Τ. 25. Σ. 602-613; 1955. Τ. 26. Σ. 77-90; Письмо к Акиндину св. Григория Паламы//ПМ. 1955. Вып. 10. С. 113-126; Grégoire Palamas. Défense des saints hésychastes: Introd., text critique, trad., notes. Louvain, 1959, 19732. 2 vol.; Homélie sur la presentation de la vierge: Introd. et trad.//Contacts. P., 1959. T. 11. P. 22-31; Le Tome Synodal de 1347: Introd. et text critique//ЗРВИ. 1963. 8. Св. 1. С. 209-227. Библиогр.: Левитский А. В., сост. Библиография трудов протопр. И. Мейендорфа//Свидетель истины. 2003. С. 128-163. Лит.: Иларион (Алфеев), митр. Протопр. Иоанн Мейендорф// Он же. Правосл. богословие на рубеже столетий. М., 1999. С. 301-315; In memoriam//Свидетель истины. 2003. С. 166-253; Россум Й., ван. Отец Иоанн Мейендорф: Жизнь, посвященная науке и служению Церкви// Мейендорф И., протопр. Пасхальная тайна. 2013. С. VI-XXII. Митр. Иларион (Алфеев) Рубрики: Ключевые слова: КИПРИАН (Керн Константин Эдуардович; 1899-1960), архим., правосл. богослов, патролог, литургист, церковный историк АКСАКОВ Николай Петрович (1848-1909), богослов, философ. историк, публицист, автор худож. произв., лит. критик АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф ГРИГОРИЙ ПАЛАМА архиеп. Фессалоникийский, отец и учитель Церкви (ок. 1296 - 1357), свт. (пам. 14 нояб., переходящее празд. во 2-ю Неделю Великого поста)

http://pravenc.ru/text/2562786.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АРНОЛЬД БРЕШИАНСКИЙ (ок. 1100-1155), средневек. итал. религ. проповедник, сторонник радикального реформирования католич. Церкви АРНУЛЬФ (ок. 582-640), еп. Мецский, легендарный предок династии Каролингов, св. католич. Церкви (пам. зап. 18 июля) АРСЕНИЙ (Дмитриев Александр Дмитриевич; 1872 – 1937), прмч. (пам. 20 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), игум. АРСЕНИЙ († 1409), еп. Тверской, свт. (пам. 2 марта, воскресение после 29 июня - в Соборе Тверских святых) АРСЕНИЙ (Мацеевич Александр Иванович; 1697-1772), митр. Ростовский и Ярославский, в 1763 г. лишен сана, сщмч. (пам. 28 февр., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АРСЕНИЙ Сергеевич Троицкий (1880-1937), прот., сщмч. (пам. 6 нояб., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) АРСЕНИЙ († 1609), архим. угличского во имя святителя Алексия монастыря, прмч. (пам. в Соборе Ростово-Ярославских святых) АРСЕНИЙ (Иващенко Антоний Ильич; 1830-1903), епископ Кирилловский викарий Новгородской епархии, церковный историк, византинист, агиограф АРСЕНИЙ (Митрофанов Алексей Яковлевич; 1804-1859), архим., возобновитель и настоятель Святогорской Успенской пустыни АРСЕНИЙ (Суханов Антон Путилин; † 1668), келарь Троице-Сергиевой монастыря, дипломат, писатель, заведовал Московским Печатным двором АРСЕНИЙ (Швецов Анисим Васильевич; 1840-1908), еп. Уральский и Оренбургский старообрядцев, приемлющих Белокриницкую иерархию

http://pravenc.ru/rubrics/121236_30.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Для размещения этой иллюстрации в статье в нужном месте укажите такой код: @6619@ Подпись к иллюстрации: Арсений (Иващенко), еп. Кирилловский Размер файла: 31.05 Кб Кто разместил: Александр Иванов Дата размещения 03.05.2012 20:40:54 Эта иллюстрация использована на страницах:

http://drevo-info.ru/pictures/6619.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010