Теперь Вифания – небольшая деревенька, населенная по преимуществу магометанами. Едва лишь мы въехали в нее, как нас атаковали полуголые их ребятишки, прося бакшиша. Показались навстречу и обитатели ее – феллахи, одетые в синие длинные кафтаны поверх суровой рубашки с не застегнутым воротом, с головой, замотанной в длинное полотенце, поддерживаемое толстым черным жгутом. В Вифании показывают даже дом Лазаря 70 , но это, разумеется, не тот дом, в котором любил проводить время Христос в тиши сельского уединения в задушевной беседе с богобоязненными сестрами, и потому мы, проехав мимо его, вылезли из экипажей около пещеры, в которой, по преданию, идущему от глубокой древности, лежал Лазарь, воскрешенный Христом, на четвертый день после его смерти. Пещера погребения Лазаря находится у подножия скалистого холма, рядом с Иерихонской дорогой и ничем со вне не отмечена. В нее ведет черное отверстие, пробитое в горе и заделанное дверью. Около этой двери нас снабдили свечами и уже с ними мы стали спускаться по 25-ти скользким и полуразрушенным ступеням в темную пещеру, из которой поминутно доносился до нас глухой голос Марко: «ради Бога, осторожнее, господа!». Остановившись здесь, на месте, где, по преданию, стоял Христос при воскресении Лазаря, мы пропели: «Общее воскресение»..., а затем по пяти ступеням спустились еще ниже в совершенно темное и сырое подземелье, где вырубленное в стене небольшое углубление образует собой узкое каменное ложе, ложе Лазаря по преданию. С трудом выбрались из темной пещеры по скользкой лестнице на Божий свет, где мы снова подверглись атаке ребятишек, требовавших бакшиша. Появление внушительной фигуры Марко их рассеяло, и мы снова уселись в коляски, чтобы тронуться в дальнейший путь к Иерихону, где предполагался ночлег, или вернее отдых на два-три часа, так как на Мертвое море и Иордан мы собирались ехать ранним утром, до зари. Посещение этих местностей, лежащих в котловине на 563 саж. ниже уровня Иерусалима и обрамленных горами, днем в летнюю пору совершенно немыслимо.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

В действительности колонн может быть и менее, так как все подземелья еще не открыты; но несомненно одно, что это – циклопические сооружения. Их называют еще «конюшнями Соломона», и очень может быть, что они современны великому иудейскому строителю, хотя и не были, вероятно, его конюшнями 47 . Когда Марко постукивал своей палкой по полу, раздавался глухой звук, несшийся словно из самого центра земли. «Одни говорят, повторяет он свою любимую фразу с своеобразным акцентом, здесь были конюшни царя Соломона; другие говорят – нет; где правда – Бог весть»! После выхода из полутемных холодных подземных сооружений горы Мориа на свет Божий, тропическая жара палестинского солнца казалась еще чувствительнее, и мы поторопились под гостеприимный кров русских построек, где уже нас ждал обед на новом подворье. После обеда Марко прошел по номерам, объявив, что к четырем часам будут готовы лошади для поездки в Вифлеем и просил приготовиться. Было уже около 3-х, и в нашем распоряжении оставалось немного более часу. Пройтись по улицам Иерусалима, познакомиться с нравами его современных обывателей, что всех интересовало, приходилось отложить до следующего дня, тем более, что нашлось довольно интересное занятие. В конторе подворья, куда многие отправились за письмами, узнали, что вчера пришел из России пароход и привезены новые газеты. Кому приходилось заезжать далеко от родины, тот знает, с каким лихорадочным нетерпением ждешь весточки оттуда, и газета в такое время кажется небесной манной, особенно потому, что на чужбине среди чуждого по языку и верованиям населения чувствуешь себя одиноким и беспомощным, и читая вести с родины, словно живешь снова среди хотя и незнакомых, но своих и близких людей. Мы более 10-ти дней не имели вестей из России и набросились на газеты с необыкновенной жадностью; даже старые номера прочитывались с первой до последней страницы. Интерес к газетам особенно поднимался оттого, что на дальнем Востоке вспыхнул в это время громадный пожар, готовый охватить всю Европу своим кровавым пламенем. Об этом мы впервые узнали во время путешествия по морю из русских газет, а здесь в Иерусалиме ничего нельзя было узнать, так как достать иностранных газет очень трудно, да и приходят они редко.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Только глухой в наш век не слышал о мажорах. Это слово заменило у нас французское выражение «золотая молодежь». И это явление, как его ни назови, по сути – фурункул, указывающий на глубоко поселившуюся гниль внутри общественного организма. Сытые, праздные, наглые, сходящие с ума от того, что им (как пелось в одной песенке) нечего больше хотеть, эти молодые люди – позор своих родителей, у которых не нашлось то ли времени, то ли благоразумной строгости для рожденных ими. Проблема стара как мир, стара, как имущественное расслоение. И вот иллюстрация из времени не так уж и далекого, но однозначно из другой эпохи. В Преображенской больнице города Москвы в течение долгих сорока лет жил b XIX beke юродивый Иван Яковлевич Корейша. В больницу он был посажен не для лечения, а в заключение, как буйный и неисцелимый. Это была месть смоленских чиновников за обличения. Сама же лечебница скорее была грязной помесью тюрьмы и ночлежного дома, где больных могли сажать на цепь, а лечили только рвотными, слабительными, прижиганиями и приставлением пиявок. Этот кошмар Иван Яковлевич усугубил спаньем на полу, полной антисанитарией, вкушением пищи в виде смешанного воедино завтрака, обеда и ужина и еще рядом невыносимых простому человеку условий. При этом до полусотни и больше людей приходило к блаженному ежедневно. Если приходили по житейским нуждам, Иван Яковлевич вел себя, как и подобает юродивому, – бормотал, скоморошил, обличал. Если же приходили с духовными вопросами, за смыслом жизни, он говорил ясно, четко и умно. А бывали у него в грязной келье-палате с тяжким духом и академики, и известные священники, и даже государь Николай I. После посещения императором блаженного счел для себя необходимым посетить последнего и генерал-губернатор Москвы. Им на ту пору был Закревский Арсений Андреевич. Это был заслуженный военный, во многих боях отличившийся храбростью и выдержкой. Был под Аустерлицем, воевал в Отечественную войну. Правда, на должности генерал-губернатора не был любим за заносчивость и самодурство. Подлинным же пятном на его мундире поверх заслуженных наград было то, что обе женщины в его семье – жена и дочь – были отчаянные мессалины. О таких сказал однажды великий Павел: Они, дойдя до бесчувствия, предались распутству так, что делают всякую нечистоту с ненасытимостью ( Еф. 4:19 ). Закревский, увы, был маститым рогоносцем, не имевшим никакого влияния и на единственную дочь – соперницу матери в разврате.

http://azbyka.ru/semya/muzhiki-muzhiki-p...

В то же время патр. Никон всемерно заботился о нравственном усовершенствовании и образовании духовенства. От глубокого упадка духовного просвещения в Великороссии до патр. Никона, как мы увидим в своем месте, весьма умножилось число священно и церковно-служителей недостойных, не- рачительных, весьма мало просвещенных: много было священников почти безграмотных. На все это горько жаловался, как известно, еще в XVI веке Геннадий архиепископ новгородский, в первой половине XVII века старец Арсений Глухой, патриархи: Иоасаф I и Иосиф. Приведем здесь только жалобу предшественника Никона, патр. Иосифа: «Видя», говорит он, «в себе и в других множество всяких пороков, чистители иерей, приставницы стражие, делатели винограда Божия не исправляют и не обличают, область приимъше искореняти и насаждати, не лечат и не исправляют, и не пекутся и не постанут о Бозе ревнуя за истину, и иерейство держит кождо, точию временную потребу снабдевает, не усердует о духовных, чтобы получили мзду вечного живота, но паче печется о погибающих мечтех и чрева ради все творит и глаголет» 93 . «По городам и селам во множестве блуждали священники и диаконы безместные и часто бесчинства чинили великие» 94 . Патр. Никон не мог терпеть такой беспорядочной жизни в духовенстве. Стараясь привести в уважение священный чин, он собственным примером строгой жизни внушал всему духовенству иметь бдительный надзор над своею нравственностью, а к нерадивым был взыскателен, к непослушливым и злым, по словам жизнеописателя его, «яростию являшеся», и всякое нарушение церковного чина обуздывать силою своей власти 95 . Безместных священников он не терпел, строго воспрещал им бродить по городам и селам, и старался совершенно прекратить их умножение 96 . Чтобы заставить священников быть внимательными к себе и своим обязанностям, он выслушивал и беспристрастно удовлетворял справедливые жалобы челобитчиков на духовных, принимал доносы от областных управителей о худых поступках духовенства, даже из самых отдаленных епархий, и порочных протопопов, попов и других священно-служителей строго смирял, посылал в монастыри на черные работы, заключал в темницы.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

Сюда же можно отнести окончания молитв и возгласов: ...«и во веки веком»: искажения слов: вместо «орарь» – уларь, вместо «фимиям» – фимиян и под. Нельзя также не упомянуть и о разности перевода одних и тех же песней в одном и том же служебнике. Так, тропарь Пасхи в служебнике 1637 г. (да и в других) на л. 366 читается следующим образом: «Христос воскресе из мертвых, смертию на смерть наступи, и сущим во гробех живот дарова» (снес. л. 336 об.); на обороте того же листа: «Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ», на обороте 362 листа конец: «...и гробным живот дарова», тогда как на л. 357 этот же самый конец отдельно же: «и сущим во гробех живот дарова». 4) Как судить вообще о недостатках старопечатных книг и о внесении в эти книги главных раскольнических мнений? Разногласия и другие недостатки старопечатных книг, как мы видели, действительно весьма многочисленны и нередко очень важны: но не будем ставить их в укор нашим предкам, занимавшимся печатанием книг. Они трудились для доброй цели и делали все. что могли по своему времени и средствам, а требовать большего от кого бы то ни было – несправедливо. «И сия, Государь, – писал еще старец Арсений Глухой, сотрудник преп. Дионисия, к царю Михаилу Феодоровичу касательно погрешностей в прежних изданиях, – и сия, Государь, описи в сих печатных книгах священных тебе сказую, не понося трудившихся и свидетельства сих свящ. книг, ниже ересею тех облагая – не буди то.... Труждшежеся принуждении царскою властию, якоже и мы, сколько их разума стало, и сколько Бог наставил, только и потрудишася, и за труд их да подаст им Господь мзду небесную» 249 . Печатая богослужебные книги, у нас имели в виду, по возможности, исправить в них бесчисленные погрешности, вкравшиеся в рукописи от оплошности и невежества переписчиков, предотвратить дальнейшее распространение подобных ошибок и ввести согласие и единообразие в отправлении служб церковных 250 : и всяк согласится, что чрез печатные книги цель эта достигалась гораздо удобнее и более, нежели чрез постоянное их списывание.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

При такой острой реакции русских людей на опасность проникновения каких-либо ересей вопросы издания книг, их сверки («книжной справы»), цензуры неизбежно ставили ряд проблем, и прежде всего кадровую: как готовить грамотных справщиков? А это проблема школы. Проблема не новая. Восточные патриархи еще в канун учреждения патриаршества в России настойчиво советовали Феодору Иоанновичу устроить в России школу. «Заводи у себя, царь, училище греческих наук, – писал Мелетий Пигас, патриарх Александрийский, – ибо у нас источник мудрости грозит иссякнуть совершенно» 23 . Это означало, что «училище» в России должно было стать духовно-богословским центром для всего православия и в этом смысле – вселенским. Школа при Печатном дворе возникла у нас еще при Иване Грозном и, как полагают, по латинскому образцу, но была разгромлена вместе с этим двором. Затем Борис Годунов мечтал об устройстве университета по подобию европейских, с приглашением не одних восточных, но и западных учителей. Но такой проект был в Думе отклонен. Подобный же университет планировался и Лжедмитрием I и затем предлагался королем Сигизмундом III для России, но эти западные варианты, естественно, не были приняты. Что же касается строго православного и вместе с тем достаточно высокого по научному и богословскому уровню училища, то, во-первых, для него не было нужных кадров; единичные и случайные попадания к нам отдельных ученых греков не могли решить проблемы. А во-вторых, в России не совсем понимали, для чего, собственно, такое училище нужно и каким оно должно быть? Мы вернемся к этому вопросу позже, а сейчас отметим, что школа все-таки была организована патриархом Филаретом в 1632 году в связи с появлением в Москве протосингела александрийского патриарха ученого архимандрита Иосифа. Ему вменялось в обязанность «переводити... греческие книги на словенский язык и учити на учительном дворе малых ребят греческого языка и грамоте, да ему же переводити книги с греческого языка... на латинские ереси» 24 . Как видим, это была начальная школа греческого языка, и не более! Тогда с таким же успехом школой можно назвать и то, что складывалось само собою при Печатном дворе, где старцы Арсений Глухой, Антоний, о. Иван Наседка и немало других самостоятельно изучали греческий язык и передавали эту традицию молодым справщикам. Архимандрит Иосиф умер в 1634 году. На этом и окончилась его школа. А других учителей Восток прислать не мог, несмотря на то что патриарх Кирилл Лукарис искренне старался подыскать таковых для России...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Духовенство, по самому характеру служения своего призванное к относительному превосходству пред мирянами, по крайней мере, со стороны своего религиозного образования, на самом деле вовсе почти не проявляло такого превосходства. Возникая из среды тех же мирян и преимущественно даже из низших классов народа, оно если и возвышалось несколько над темным невежеством этого последнего, то скорее количеством грамотных людей, чем качествами своего образования. Об образовании его в XVI столетии можно уже судить в известной степени по вышеприведенным характеристикам архиеп. Геннадия и Стоглава; тоже самое свидетельствуют и бывшие тогда в России иностранцы. Бернштейн (1579 г.) в среде белого духовенства нашего не мог найти ни одного человека, который был бы в состоянии объяснить ему различие между католичеством и православием 20 . Поссевин (1581 г.) удивляется крайнему невежеству нашего духовенства, не знавшего, по его словам, даже основных начал грамоты 21 . А. Флетчер (1588 г.) сообщает, что священники нашли, поставляемые без большого испытания, не могли представить ему ни одного места из Св. Писания в подтверждение православного учения о Троице 22 . В XVII веке, несмотря на просветительные начинания предшествующего времени, просвещение в среде белого духовенства нашего едва ли подвинулось вперед. Старец Арсений Глухой, обличая невежество своих противников, в числе которых находились и лица из белого духовенства, с полной уверенностью предполагает, что даже лучшие из нападавших на него священников едва ли в состоянии объяснить слова Богородична «не во двою лицу разделяем, но во двою естеству не сместно познаваем», – справедливо заключая отсюда, что в деле понимания истин веры они «ничимже разнствуют невежду и поселянина» 23 . Мало того: из архиерейского служебника митрополита Ростовского Ионы, где находится любопытное замечание архидиакону, чтобы он, во время чтения Апостола, предварительно прочитывал свое Евангелие, – можно усматривать, что и в это время, даже лица участвовавшие в архиерейском Богослужении, не всегда были настолько тверды в грамоте, чтобы прочитывать нужные места из Св. Писания без предварительного приготовления 24 . Вот почему даже отдаленный по времени собор 1667 года постановляет, чтобы священники, по крайней мере, сами учили детей своих и, таким образом, приготовляли бы их на свои места; чтобы они не допускали постановляться во священство сельским невеждам, из которых иные «ниже скоты пасти умеют, колмы паче людей» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Далее, второю причиною неверия является порочная, развращенная жизнь. Вера, религия – дело высокое, святое, небесное. Чтобы их понимать, нужно иметь для этого условия. Слепой не поймет света, глухой звука, развращенный высоких нравственных истин. «Кое общение свету ко тме», – говорит слово Божие. Как может понять, оценить добро тот, у кого совесть заглушена, кто погружен в бездну страстей – ведь последние застилают духовные очи его. «В злополучную душу не внидет премудрость». Нужен душевный переворот, нужно просветление, каким может явиться только покаяние, сокрушение, слезы умиления, чтобы духовно прозреть восчувствовать добро. Опыт говорит, что порочная жизнь и неверие находятся в связи. Развилось неверие в обществе – значит низко оно стоит в нравственном отношении; сильная вера – процветает и христианская жизнь. Вот и теперь мы все жалуемся на упадок нравов, на развращение, – значит, слаба у нас вера. И действительно, кто не знает, как у нас теперь осмеивается, попирается, отрицается все святое, все церковное. Люди, обратившиеся на путь покаяния, сознаются, что прежде в греховном своем состоянии они считали непредосудительным, негреховным, это самое, в просвещенном верою сознании их, при свете Евангелия, кажется дурным; чего раньше они не понимали в области нравственных истин, то, после исправления и покаяния, делается для них ясным. На очищении сердца основано и постепенное восхождение на пути высшего духовного ведения, духовного созерцания подвижников. Наконец, причиною неверия является большое доверие силам разума, гордость ума. Ап. Павел говорит: «Разум кичит». Мы возгордились своими познаниями, своим умом, и готовы все истолковать разумом. Особенно часто впадают в гордость ума люди, от природы одаренные обширными способностями. При исследовании истин христианских они примают за правило советоваться только со своим собственным разумом, признавать истинным только то, что не превышает их понятий. Признавай, говорят они, только то, что внушает тебе здравый рассудок и собственное внутреннее чувство совести. Авторитета Церкви, мнения других людей, даже просиявших в вере и благочестии, они не признают, ибо они слишком горды своею ученостию, своими способностями, чтобы воспринимать что-либо со вне. А между тем забывают они ту истину, что как много значат в деле нашего мipocoзepцahuя – склад ума, настроение, воспитание, личные особенности характера. Иной раз не потому я так думаю, что это истинно и иначе думать нельзя, а потому, что моя натура, духовные особенности склоняют меня к тому или другому мышлению, – отсюда возможны собственные измышления.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Zhadan...

49 Затем г. Шугаевский очень живо рисует картину того соблазна, каком у подвергаются малороссы на чужой стороне. («Вера и Раз.», 1886 г., 20, стр. 403, 404, 406). 53 «Всеподдан. отч. Обер-Прокур. Св. Син.», 1884, стр. 152. Значительное количество фактов, свидетельствующих о религиоз. невежестве народа, сообщено в предложении, данном высок. Никанором Херс. дух. консистории. («Состоян. Херс. Епархии в 1886 г.» Брош., стр. 43–49). 54 „В зеленые праздники, продолжает тот же священник, – у крестьян – обычай освящать криницы. В недалеком от меня селе есть, больше десятка колодцев. Священник там – старик. Посвятив две-три большие криницы, он отказался идти к остальными. «Если же кто хочет еще святить криницы, сказал он, пусть дает за труд 50 коп.» (за большое освящение там плата 15 к.). Крестьяне за такую плату не согласились, и один из них, у которого «сын добре письменный», сказал: «miльku б мому (сыну) ту книжку, bih бы " й сам ос " ятыв, та ще " и даром». («Киевл.»., 1875, 99). 55 «Одесс. Вестн.», 1876, 64; «Киевл.», 1875, 99; «Прич. появл. рац. уч. штунды». Брош. 1884 г., стр. 74; «Рус. В.», 1884 г, 3, стр. 36. 84 Вот что сообщает один из очевидцев только что освобожденного народа: «из университета я бросился к освобожденному народу. Очутился я в глухой деревне приднепровской Украйны. Учиться, скажу более – поучаться кинулось ко мне все село. Пред глазами поселян лежала многознаменательная книга – положение о воле. Каждый грамотный жадно впивался в эту книгу. («Киев. Ст.», 1885, 2, стр. 443). 87 По данным 1873 г. в Херсонской губернии числилось по вероисповеданиям: православных 1,338,004, раскольников 15,035, евреев 131,916, протестантов 60,413, католиков 47,037, арм.-григориан 3332 и магометан – 406 человек; по сословиям: потомственных дворян –19,874, личных дворян и служащих – 15,894, духовенства – 7,302. Состав населения Херсонской губернии очень разнообразен: в ней живут: малороссы (самое многочисленное племя), великороссы, евреи, немцы, сербы, греки, молдаване, шведы, болгары («Энц. слов. Березина», т. III, стр. 446).

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Rozhde...

Аредич 41 Арефа, инок 99 Аристин, толкователь Кормчей 44 Аристотель 66, 249 Аркадий Лысый, епископ 351 Аркадий Шапошников, епископ 351 Аркадий, епископ 127 Арсений Берло, епископ 356 Арсений Врянцев, архиеп. 282 Арсений Глухой 178,179, 197,198, 222 Арсений Иващенко, епископ 282, 316 Арсений Мациевич, митроп. 272, 274, 306, 334, 348, 379 Арсений Москвин , митроп. 280 Арсений Сатановский 201, 222, 225, 255 Арсений Стадницкий , митроп. 285, 299, 318, 377, 379, 380, 381, 383, 410, 430 Арсений Шиловский, архим. 454 Арсений, свят. 88, 129 Арсений, архиеп. 155,172 Арсений, епископ 485 Арсений, лреп. 132 Арсений, диакон 348 Артемий, игу мен 77,111, 124,125 Артемьев Петр, дьяк 232 Арсений грек 222, 224 Архангельский А. 299 Аскольд, князь-варяг 9, 34 Аскольдов С., проф. 434 Асыка, князь 133 Ататюрк Кемаль 421 Афанасий Александрийский , архиеп. 9,115 Афанасий, патриарх 47, 266 Афанасий III Пателарий, патриарх 198 Афанасий, митроп. 80 Афанасий (Любимов), архиеп. 263 Афанасий, архиеп. 205, 212, 213, 232, 260, 261 Афанасий, епископ 476 Афанасий Захаров, схимонах 336 Афанасий Пузин, епископ 250 Афанасий Высоцкий, преп. 108 АфанасийФилиппович, игумен, свщмуч. 251 Афанасий, преп. 54, 98 Афанасий, архим. 373 Афанасий, протопоп 176 Афанасий Никитин 121 Ахмат, хан 68 Ахматов, ген.-адъют. 281 Акж, хан 370 Бабарыкин Роман 188 Бакара, царевич 373 Бакшин (Башкин) 124, 125 Балакирев М. 298 Барсов Н. 317 Бартольд, катол. еп. 134 Барятинский Α., князь 374 Басманов Алексей 82 Басманов Петр 158 Баторий Стефан, король 86 Батый (внук Чингис-хана) 40, 43, 94, 128 Бахметьев Н. 297, 298 Бек, прокурор 411 Белинский А. 341 Беклемиш, князь 41 Белков А., свящ. 414, 416 Белободекии Ян 227 Белобородое 391 Беловзоров Терентий 344 Бельский И. Ф. 73 Бельский М., свящ. 453 Бенешевич, проф. 379 Бердибек, хан 41 Березовский М. 297 Березовский 292 Беринг 368 Берке, хан 41, 43 Берки Фериз, прот. 454 Биргер, предводитель меченосцевцев 134 Бирон 270, 271 Блинов Петр 419 Блонницкий313 Бобринский, граф 469 Богдан Хмельницкий, гетман 184, 252, 254, 256

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010