III. Речь пред панихидой на о. Луцаугольме на могиле 400 русских воинов, убиенных 10-го июля 1701 года шведами 4 . О памяти почивших борцов за Веру, Царя и Отечество Мы собрались, братья, помолиться об упокоении душ православных воинов, за веру, царя и отечество здесь жизнь свою положивших. Мы находимся на том самом острове, где 400 русских воинов, защищаясь до последней капли крови, сложили головы свои под мечами неприятелей. Мы стоим на том месте, где они погребены. Это было в 1701 г., 10 июля, когда русский Император Пётр 1-й вёл войну со шведским королём Карлом XII-м. Прошло около 200 лет с того времени. Быть может, уже и кости погребённых здесь героев превратились в прах; забыта была могила их. Но, вот, Господь Бог вложил добрую мысль благомыслящим людям – воскресить в памяти геройские подвиги здесь убиенных воинов и почтить их заупокойной молитвой на месте погребения их. Мы веруем, что, по свойству бессмертия духа человеческого, их души живы и ныне радуются, видя, что люди, чтущие воинскую доблесть, вспомнили их и пришли помолиться об упокоении душ их. Да будет же благословенна память о них! да будет живуча и действенна память об их геройских подвигах и самоотвержении для всех сынов России и особенно для русских воинов! отныне да не предастся забвению эта священная могила, да не сровняется с землёй; но да украсится она достойным памятником в назидание потомству; да посещается она людьми, чтущими воинскую доблесть, геройские подвиги и самоотвержение; особенно же да освящается она молитвой об упокоении душ здесь убиенных воинов в царстве небесном. Для умерших людей, бр., не столько нужна земная слава и видимые памятники, сколько молитва об упокоении душ их в селении праведных. Итак, помолимся, да упокоит Господь Бог души рабов Своих православных воинов, за веру, царя и отечество живот здесь положивших, в месте светле и месте покойне, где все праведные успокаиваются. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 1 : 1887-1894 гг. - 1908. - 217, VII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

LIV. Речь при открытии краткосрочных педагогических курсов для учителей и учительниц одноклассных церковно-приходских школ и школ грамоты Казанской епархии 58 . О благоразумном пользовании свободным временем После труда всякому человеку нужен отдых; особенно после труда вашего, труда тяжелого, однообразного, привязанного к одному месту и к одним и тем же лицам – детям, труда продолжительного. Отдых необходим вам и для поощрения вашего в труде, необходим и для восстановления потраченного здоровья, необходим и для возбуждения новой энергии, новой любви к делу. Благоразумный человек мудро пользуется временем отдыха. Он разумно им распоряжается, так, чтобы время отдыха не только доставляло ему удовольствие, но было бы ему еще и полезно. 8–9-ти месячный ваш труд: учить, развивать, воспитывать – не легок и требует большой опытности, знания и энергии. Многопопечительное Правительство ценит этот труд ваш и, насколько возможно, заботится облегчить его. Для пополнения сведений ваших, для облегчения вашей трудной работы духовное начальство устраивает курсы и тем желает, чтобы вакационное время отдыха употреблялось вами на удовольствие полезное для вас и вашего дела – воспитания и обучения; чтобы вы в течение времени отдыха могли обогатиться недостающими и необходимыми для вас сведениями, познакомиться с лучшими методами и способами преподавания, послушать образцовые уроки лиц опытных и более сведущих. Занятия ваши на курсах обставляются так, чтобы доставляли вам удовольствие полезное. Из обыденной среды, в которой вы находились, живя дома, вы переселяетесь в большие города, где многое можно увидеть, многому поучиться, для вас устраиваются прогулки-экскурсии с целью ознакомить вас с достопримечательностями города в религиозном, историческом и других отношениях. Принося этим вам известную пользу, начальство тем же и благодарит вас за ваш труд. Теперь же остается пожелать вам, чтобы на настоящих курсах вы получили учебную пользу, сохранив бодрость духа, запаслись новыми силами и знаниями для вас и вверенного вам дела необходимыми и, получив духовное утешение, с удовольствием воспоминали бы о проведенном на курсах времени, возвратясь домой. А так как никакой труд не начинается без молитвы и Божия благословения, я и пришел к вам, чтобы помолиться вместе с вами и испросить у Господа благословения на предстоящий ваш труд. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXII. Речь перед освящением основания вагоно-механических заводов в Риге 22 О значении обряда освящения домов Освящение домов не есть простой обряд, или только принятый обычай: но есть священнодействие, в котором испрашивается благословение Божие. Такова цель настоящего богослужения. Человек, сам по себе, слаб и немощен: он не может без помощи Божьей не только совершать великого и трудного дела, но и малого и лёгкого. В каждом деле: в начале ли его предприятия, в продолжение ли, или в конце и по совершении оного, могут явиться обстоятельства, препятствующие успеху оного. Всемогущий Бог силён устранить эти препятствия, поэтому в каждом благом деле необходимо благословение Божие. Вслушайтесь в молитвы и прошения, произносимые и читаемые при настоящем богослужении, и вы узнаете, что в них призывается сила Божия, отгоняющая пагубные действия злых духов, устраняющая губительные действия грозных стихий природы и препятствующая замыслам злых людей, и уничтожающая их злые действия. Господь сказал: где соберутся два или три во имя моё, там я посреди их... А нас здесь собрались целые тысячи. И я верую, что, если наши молитвы будут исходить из глубины души и будут искренни, Господь услышит оные и исполнит наши прошения, и, тем более, что самое дело, на которое мы призываем благословение Божие – благое и полезное. Это обширное предприятие (построение вагоно-механического завода) имеет целью удовлетворить нуждам государства: оно даёт возможность, быть может, не одной тысяче рабочих и мастеровых людей честным трудом зарабатывать себе пропитание и обеспечивать своё существование, увеличит промышленность в сем крае, оживит торговлю в сем городе, будет содействовать благосостоянию сего города, жителей его и имеющих трудиться в сем учреждении. А всё это дело доброе, благожелательное и похвальное: и потому, при доброй христианской жизни всех, кого оно касаться будет, Бог благословит оное добрым успехом. Разъяснивши цель настоящего богослужения, приступим к совершению оного. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 2. Кн. 2 : 1894-1897 гг. - 1908. - 248, VIII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXI. Поучение, сказанное воспитанницам Иллукстокого Примонастырского женского училища 31 . Законченное образование – великое благо в жизни человека Поздравляю вас с окончанием вами полного курса вашего образования в сем учебному заведении и с получением вами Высочайше дарованных сему училищу прав на звание учительниц, и радуюсь вместе с вами вашей радостью. И, действительно, есть чему радоваться, и есть с чем поздравить вас, потому что окончание курса в учебному заведении и получение в нём более или менее полного и законченного образования в духе православной веры и благочестия – есть великое дело и великое благо в жизни человека. Оторванный в раннем детстве от родного гнезда – от своих родителей и родственников, вы более шести лет провели в сем заведении; тяжёл был пройдённый вами путь школьной жизни, но в тоже время он и многополезен был для вас, ибо вы выходите отсюда более или менее окрепшими физически и нравственно и на всякое благое дело предуготованными: за проведённое вами время в училище вы возросли в нём умственно, физически, нравственно и религиозно. Прежде всего, в сем заведении, при помощи Божьей и содействии всеосвящающей, возращающей, укрепляющей и вразумляющей благодати Всесвятого Духа, развились душевные ваши силы и способности: развился и обогатился ум ваш добрыми и полезными познаниями в преподанных вам науках; воля ваша навыкла и окрепла в добре; сердце ваше приучено к восприятию всего доброго, честного и святого. Возрастая и укрепляясь умственно, вы в сем заведении возросли и физически, постоянно охраняемые строгим надзором и присмотром старших от всего вредного для вас. Самое же главное – вы в этом учебном заведении, в тишине святой обители сей, под покровом и заступлением Царицы Небесной, которой посвящена самая сия обитель, вдали от мирской суеты и многоразличных соблазнов, так вредно влияющих на нравственность молодых детских сердец, возросли и воспитались в нравственно – религиозном отношении. Вы здесь не только в классе слышали основательные объяснения уроков Закона Божия, но и в окружающей вас жизни постоянно видели примеры строгой нравственности и благочестия, постоянно присутствовали при Богослужении в святом храме, участвуя не только в молитве, но и в самом Богослужении своим прекрасным пением, питая, развивая и укрепляя религиозное чувство не только своё, но и других молящихся в сем храме, доставляя всем им истинное духовное наслаждение.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Я и сам неоднократно присутствовал в сем святом храме при вашем пении, и всегда получал духовное утешение и наслаждение. Поэтому ещё раз поздравляю вас c окончанием вашего воспитания и образования в сем заведении, и при этом выскажу вам следующие свои благожелания. Вы возвращаетесь в дома своих родителей и родственников с радостью, что вы, после долгой разлуки с ними, опять будете жить вместе с ними; но в то же время думаю, что не охотно все вы, а некоторые из вас, может быть, и со слезами расстаётесь с этим воспитавшим вас заведением, с которым вы так сжились что оно стало для вас как бы родным, а с другой стороны, ещё и потому, что в сем заведении проведена вами самая лучшая и счастливая пора вашей жизни – детство со всеми её самыми лучшими мечтами, чаяниями и надеждами, что здесь вас любили и заботились о вас, а жизнь, в которую вы вступаете, Бог один знает, что несёт вам, что кого из вас в ней ожидает, кого из вас как она встретит, и как кому улыбнётся... Поэтому, прерывая видимое общение с воспитавшим вас заведением, поддерживайте и сохраняйте общение с ним невидимое, – духовное; помните те уроки и наставления, которые внушены вам в сем училище вашими наставниками и воспитательницами, особенно же поминайте в своих молитвах вашу начальницу, наставников и наставниц ваших, потрудившихся над вашим воспитанием и образованием, и прибегайте в горькую годину испытаний, – если Господу угодно будет кого-либо из вас посетить её, – к помощи и заступлению Царицы Небесной, под покровом и защитой которой вы здесь возросли и воспитались, твёрдо веруя, что Она, милосердная и скорая помощница и усердная заступница, не замедлит посетить вас Своей помощью и заступлением в ваших скорбях и избавит вас от всех скорбей, и зол и напастей... Вот уже четыре раза за время своего недолгого пребывания в этой епархии я был у вас в училище, присмотрелся к вам и, судя по вашим ответам на экзаменах, могу сказать, что вы выходите из сего заведения с достаточным запасом познаний, ничем не меньшим в сравнении с теми познаниями, какие выносят оканчивающие курс воспитанницы других учебных заведений, а в религиозно – нравственном отношении вы приобрели здесь, пожалуй, даже и более их, так как, постоянно живя в сем закрытом учебном заведении, под покровом св.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Но истинная вера, как связь человека с Богом, есть религия, заключающая в себе истинное понятие о Боге, мире и человеке, обнимающая всё домостроительство Божие- вообще о мире, и о спасении человека – особенно, и открывающая последнюю судьбу того, и другого. Этой верой просветил землю русскую святой равноапостольный князь Владимир. Без этой веры человек является заблуждающимся и находящимся на гибельном пути, хотя бы и был он по-своему верующий. Эта вера даёт нам истинный смысл жизни и уясняет тот разлад, какой мы видим в жизни, облегчает нам самые страдания и услаждает горесть жизни. Она исполняет нас терпением и благодушием в перенесении несчастий, подаёт смирение и покорность воле Божьей, успокоение и отраду, и, тем самым, доставляет, хотя в некоторой степени, блаженство даже в настоящей жизни. Она разрешает все вопросы, неразрешимые умом человеческим и ставящие человека в противоречие с самим собой, и с явлениями в жизни человека, разъясняет самую жизнь и цель человека на земле. Каким образом? Божественное откровение или божественная религия, или что то же – вера наша повествует нам о сотворении мира и человека, изъясняет цель бытия того и другого, и задачу жизни человека, а, равным образом, причину того разлада, который теперь замечается в настоящей жизни, причину, состоящую в падении злых духов и в падении прародителей наших, через что всё в мире подверглось суете и тлению, страданиям и бедствиям, а в мире человеческом, кроме сего, явились худые наклонности, пороки, страсти и, вообще, грех, а конец же всего этого – смерть временная, а для нераскаянных грешников – и вечная. То же самое откровение, с изъяснением причин бедствий на земле и значения сей жизни, говорит нам, что вместо потерянного блаженства на земле, человека ожидает такое, ещё в большей мере, в будущей жизни, и что к сему должна направляться вся настоящая жизнь наша. Но все это доступно пониманию только человека верующего. А кто не верует в Бога, тот не признаёт божественного откровения, для того непонятен смысл жизни настоящей, со всеми её скорбями и радостями.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

От всего молитвенно-благожелательного сердца моего скажу: «Тако да просветится свет твой пред человеки, яко да видят добрые дела твои и прославят Отца, иже есть на небесах»... Сугубая благодать архиерейства, да объемлет и проникнет все твоё существо, как воздух наполняет нас, и направляет твои нескудные дарования ко благу Церкви Христовой, на пользу, вручённого твоему водительству, юношества, и ко спасению твоих духовных чад. Соблюдай и возгревай в себе сей великий дар благодати Божьей, подчиняя ей и обогащая ею свои природные дарования. К жизни своей будь ещё более внимателен и строг, чем был доселе; к другим не будь жесток, но будь строг и справедлив, без послабления слабостям и порокам, но не без милости. Соответственно величию и святости твоего нового сана, смирение и кротость, а не гордость и кичливость, часто обнаруживающиеся ныне в молодых сановниках, духовных и светских, да украшают твоё архиерейство. Для церкви Христовой и нашего дорогого православия не жалей своих сил. Будь строг и требователен в исполнении уставов церковных и соблюдении св. обычаев наших. Для Архипастыря Казанской паствы будь нелицемерным и усердным помощником, являя свою помощь в управлении делами епархии в согласии и единении с ним. Что же касается твоей ближайшей паствы – вверенного твоему управлению юношества, то воспитывай его в духе св. православной веры Христовой, благочестия и подвижничества. Студенты наших академий – надежда нашей Церкви. Приготовляй и соблюдай их для доброй и благонамеренной заправки детей и юношей учебных заведений, и для доброй пастырской деятельности; берегись и береги, чтобы эта соль не обуяла, не сделалась пресной и недействительной, а ещё более, чтобы она не сделалась горькой и ядовитой. Наконец, возлюбленный брат, доселе ты был искусным, назидательным и усердным проповедником слова Божия и, тем самым, много принёс пользы русскому народу для просвещения его в духе православной Церкви и спасения верующих; в сане епископа не оставляй сего св. дела, а ещё с большим авторитетом проповедуй слово Божие, являя собой, и в этом деле, добрый пример подражания меньшим братьям и своим подчинённым.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вы, возлюбленные, побуждаемые ревностью о св. вере и православной Церкви, собрались сюда для того, чтобы здесь согласоваться в мерах и способах ведение миссионерского дела, обменяться мыслями и взглядами на свою епархиальную миссию и ведение оной и послушать людей опытных и знающих дело миссионерское. От всей души желаю вам доброго успеха в вашем деле и призываю на вас Божие благословение. XXXIX. Речь пред молебном в Харьковской Общине Красного Креста по случаю 25 летия её существования 40 О многоплодной деятельности Общины в течение 25 лет её существования и архипастырское приветствие и благожелание Приветствую Общину с 25-летием её жизни! Молитвенно желаю дальнейшего многолетнего её существования и полного процветания! Общество Красного Креста, существующее уже много лет, принесло великую пользу на благо страждущего человечества – в военное время, голодное и мирное – во время болезней. Существуя под покровом Благочестивейшей Государыни Императрицы Марии Феодоровны, оно распространилось по всей России и выразилось во многих отделениях или общинах под знаменем Красного Креста. И настоящая Община Красного Креста живет уже и творит добрые дела 25 лет. Годичные отчеты говорят об её многоплодной деятельности. Окружающее общество всегда относится с глубоким уважением к лицам, принадлежащим к Красного Креста – служащим в ней, и с надеждой взирает на учащихся в ней. А служащие в Общине врачи и сестры милосердия с любовью и самоотвержением трудятся, согласно задачам Общины, на благо страждущего человечества. Общество давно оценило сестер милосердия Красного Креста. Оно смотрит на них, как на желательных лиц, особенно в семьях, где бывают больные, – не только способных оказать помощь ближнему, но и усердных и самоотверженных до готовности положить свою жизнь за страждущих. И нередко полагают оную. А Красный Крест на них – это не украшение только, а св. знамя, которое свидетельствует о том, что в Обществе и в Общине Красного Креста живут и действуют во имя Господа нашего Иисуса Христа, для блага ближнего; потому-то так дороги и любезны сестры среди больных и так желательны...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Ведь могут пострадать и совершенно невиновные! Во всяком случае, мы – ваши начальники действовали с осторожностью и любовью, и не нас вы должны винить во всем происшедшем. Я вас неоднократно предостерегал не увлекаться веяниями духа времени. Если кому, то воспитанникам духовной школы в особенности должна быть известна та истина, что нет ничего тайного, чтобы не открылось. Таким образом стало известным и издание вашего ученического журнала. Я его прочитал; могу сказать только: «незрелые умы!»... И можно ли допустить, чтобы ваше литературное предприятие осталось незамеченным? Ведь это литература – нелегальная и, как таковая, не может иметь права на существование и распространение в стенах закрытого учебного заведения. И мне немедленно донесли об открытии этой незаконной литературы: тайное стало. А затем, когда явились к вам чины законоустановленной власти изъять злых из вашей среды, естественно было вам проявить чувство благовоспитанности по отношению к ним, чего однако не обнаружено было, так как воспитанники 2-го класса позволили себе свистать. Но как они не подумали о том, что сила закона, сила власти может многих и из них, благодаря их неразумию, сделать несчастными на всю жизнь! Вы по своему легкомыслию и неопытности не так рассуждаете, как люди, прошедшие уже суровую школу жизни, испившие чашу житейских невзгод, и потому на серьезное, важное явление в вашей школьной жизни посмотрели так легко и необдуманно, а это может повлечь за собой тяжелые последствия. Что будет дальше, – повторяю – не знаю: что посеяли, то и пожнете. Не подливайте же масла в огонь, не прибавляйте горючих веществ, чтобы не вспыхнул пожар. Подумайте серьезно над тем, что я сказал вам и не делайте... худшего. Господь да хранит вас! XXVIII. Речь при открытии законоучительских курсов в г. Харькове, сказанная о. о. драконам и учителям-курсистам пред молебном в церкви Харьковского Духовного Училища 28 Ныне широко распространено народное образование; много земских училищ, весьма много и школ церковно-приходских; они имеются не только в городах, слободах и селах, но и хуторах и поселках.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Благодарить надо Бога за то, что все обошлось сравнительно благополучно, так как преступник нанес каким-то орудием удар очевидно дрожащей, неуверенной рукой и не причинил ему ни умственного, ни серьезного физического повреждения. И за что же все это? За серьезное и добросовестное отношение к своим прямым обязанностям. Мне вспоминается случай нападения на инспектора духовной академии в бытность мою ректором этой академии. Сильно провинились мои студенты, и я строго укорял их и обличал, а они стояли с поникшими головами и потом в раскаянии побрели по своим аудиториям. Но ведь то студенты, люди взрослые, зрелые, и они раскаялись в своем проступке, сознались в нем. Тем более это сделать должны вы, еще не установившиеся и увлекающиеся. Подумайте, какое ныне тяжелое время, как трудно служение начальников и воспитателей! На каждом шагу они могут встретить обиду, на каждом шагу могут натолкнуться на такие факты, которые влекут за собой оскорбление и неприятности. Нравственное чувство, чувство долга в настоящее время упало, а с ним вместе потерялся и страх и уважение к своим начальствующим. Как это тяжело и к каким печальным последствиям приводит! Быть может, и из вас кто-либо впоследствии будет воспитателем, и он будет переживать такие же неприятные минуты, как теперь мы – ваши начальники и воспитатели, тогда вы опытно познаете неразумность современных отношений молодежи к своим руководителям. В самом деле, может ли быть в большом заведении такой порядок, чтобы все ученики были одинаково хороши по успехам и отмечались только высшими баллами – 4 и 5? Всегда были и будут и неуспевающие, ленивые, которых необходимо для исправления наказывать. Что же тут особенного: все это так естественно. Однако же вы озлобляетесь, точно также и относительно поведения, на которое воспитатели должны обращать особенное внимание, к провинившемуся должны прилагаться еще более строгие меры наказания. Меры эти вовсе не имеют в виду только карать виновных, но главным образом, преследуют воспитательные цели – исправление нравственных недостатков.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010