Действительно я прилагал много забот и попечений об Иллукстокском женском духовном училище, об устроении более или менее удобного для него помещения, о правах его и о возведении его на степень среднего учебного заведения. Можно надеяться, что мои заботы достигнут желаемого: в настоящее время высшее наше начальство обратило особенное внимание на Иллукстокское училище, с целью улучшения положения его, недавно присылало особое лицо для осмотра училища на месте. Благодарю вас за приветствие! IX. Речь, сказанная по выслушании адреса от Феллинского Общества Благодарю вас, о. протоиерей, за приветствие и прошу вас передать мою благодарность Феллинскому Обществу за их внимание. В своём адресе вы упоминаете о задуманном мною прославлении священномученика Исидора и с ним 72 Юрьевских мучеников. Это будет наш местный праздник. Кстати, скажу, что я получил радостное известие, что Св. Синод благосклонно и одобрительно посмотрел на моё намерение. X. Речь, сказанная на приветствие от Рижской духовной Консистории Благодарю вас, Пётр Павлович 62 , за ваше приветствие от консистории. По отношению к консистории я должен сказать то же, что и по отношению к соборному причту. Консистория очень близка ко мне. Но лицам, стоящим вблизи архиерея, и хорошо и нелегко. Хорошо: он знает их положение и прилагает особые заботы об их состоянии. Я знаю бедность чиновников консистории и очень сокрушаюсь, что доселе не имел успеха в своих заботах об улучшении их материального положения; но, с другой стороны, всегда готов оказывать им и с любовью оказываю хоть малую помощь, когда к тому является возможность. Нелегко потому, что архиерей, естественно, бывает строже и требовательнее к тем лицам, которые стоят ближе к нему, и, быть может, гневливее и капризнее: одни – более дальше – его прогневают, а близким приходится испытывать и переносить этот гнев. Что же делать! При высоком своём положении и святости сана, он, все-таки, человек... я говорю это о себе... Будем продолжать трудиться на пользу нашей епархии и взаимно нести нашу епархиальную службу с надлежащим усердием, вниманием и выравнивать те неровности, которые неминуемо можно встречать в наших взаимных служебных отношениях. Душевно благодарю вас! XI. Речь, обращённая ко всем почтившим Высокопреосвященного Арсения, по случаю исполнившегося десятилетия его Архипастырского служения в Рижской епархии

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XIV. Речь пред началом молебна по случаю 4-ой годовщины Казанского общества хоругвеносцев 18 . О пользе, приносимой обществом хоругвеносцев Я очень был рад, когда узнал, что в Казани есть общество хоругвеносцев. Вполне сочувствуя процветанию общества, я вошел в члены оного и теперь считаю его своим. Главная цель общества хоругвеносцев служить благолепию крестных ходов. Об этих крестных ходах в древние времена христианства и речи не могло быть: тогда благочестивые христиане не могли открыто отправлять и служб церковных. Но когда православная вера восторжествовала над неверием и сделалась господствующей, крестные ходы являются выражением этого торжества. Крестные ходы нигде не совершаются столь часто и с такой торжественностью, как у нас в России. Какую величественность и благолепие придает крестное шествие нашим церковным торжествам! Несколько лет тому назад мне пришлось быть в Москве в октябре месяце и я был очевидцем редкого, можно сказать, торжества: совершался, в воспоминание изгнания французов из Москвы, крестный ход из кремлевских соборов вокруг всего Кремля. Какое неотразимое глубокое впечатление произвело на меня это торжественное благолепное шествие со святыми иконами и хоругвями, которые несли хоругвеносцы – члены известного всем московского общества хоругвеносцев, в особых присвоенных им костюмах! В недавнее время открыты общества хоругвеносцев в северной столице Петербурге и других городах России. Но Москва служит светочем православия и средоточием церковных торжеств. Казань во многом напоминает Москву; и здесь я вижу благочестивых граждан, сильно ревнующих о благолепии храмов Божиих и о крестных ходах. Это многолюдное собрание, которое я вижу здесь, ясно свидетельствует об этом благочестии граждан богоспасаемого града Казани. Казанское общество хоругвеносцев имеет своей целью служить, как я сказал, устроению благолепия крестных ходов, совершаемых у нас в Казани, заботиться об устройстве новых хоругвей, а с умножением средств и о благолепии храмов Божиих. Цель эта святая и нельзя не сочувствовать и не содействовать ее осуществлению. От души желаю, чтобы Казанское общество хоругвеносцев развивалось и утверждалось, и я всегда буду оказывать нужное содействие его процветанию. Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 3. Кн. 1 : 1897-1900 гг. - 1909. - 254, XII с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

L. Речь Архимандриту Николаю (Налимову), ректору Смоленской семинарии, после посвящения его в сан Архимандрита, при вручении жезла 69 О свойствах хорошего начальника Приветствую тебя, возлюбленный брат, архимандрит Николай, с назначением тебя ректором Смоленской Семинарии и с возведением в сан архимандрита. Вручаю тебе сей жезл, как символ власти соединённой с новым твоим званием. Пользуйся им не как родители жестокие по отношению к своим детям и не как начальники неблагоразумные по отношению к своим подчинённым, но как родители чадолюбивые, с нежной любовью воспитывающие своих детей, и как начальники мудрые и распорядительные, с любовью и отеческим попечением заботящиеся о своих подчинённых. Управляй врученной тебе Богом, через Святейший Правительствующий Синод, Смоленской Семинарией – этой паствой, состоящей из юных пасомых, прежде всего своим собственным примером – примером религиозно-нравственной благочестивой жизни, трудолюбия, любви, усердия и попечительности к твоим подчинённым и к вверенному тебе учебному заведению. За это сослуживцы и питомцы твои будут смотреть на тебя с почтением и даже благоговением. Далее, управляй юной паствой твоей справедливым и беспристрастным отношением твоим к подчинённым: при этом не будет обиженных тобой, забытых и обойдённых. Управляй ещё юной паствой твоей мудрыми распоряжениями, строгими, но растворенными милостью, требованиями и взысканиями – тогда твои подчинённые будут остерегаться нарушить твои приказания и будут внимательны к исполнению своих обязанностей. Наконец, управляй юной твоей паствой с заботливостью и благопопечительностью, с любовью и искренним желанием принести пользу врученной тебе Семинарии и сделать добро каждому живущему в ней; полюби её, и тебя полюбят и оценят твои труды. Ты идёшь на служение в такую Семинарию, где много воспитанников бедных, большая часть их живут на бедных квартирах, в лачугах, между горами – в оврагах. Есть о ком позаботиться, будет над чем призадуматься. Вот те свойства, которые должны выражать власть каждого начальника, составлять его авторитет и символом которых служит вручаемый мной тебе сей жезл.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Самым же главным орудием пап в деле распространения их религии и власти на востоке были иезуиты. Орден иезуитов, основанный Игнатием Лойолою в половине XVI века, быстро распространился во всех странах света. Уже около 1556 года скоро по смерти своего основателя, общество иезуитов разделилось на 12 провинций, из коих 8 было в Европе, одна в Африке, одна в Азии и две в Америке. Скоро иезуиты появились и в Греции, расселились по разным местам империи и проникли в самый Константинополь. В деятельности их были освящены средства целию, рассчитаны все средства, определены до самых подробностей все пути деятельности по отношению к каждому народу, к каждому сословию, полу, возрасту, материальному и нравственному состоянию людей и т.п. А потому они легко могли вкрасться в сердца греков и явиться пред ними в виде облегчителей их скорби и избавителей. Они старались прежде всего обратить на себя внимание народа, привлечь его к себе чрез ласковое обращение и разные благотворительные дела, и таким образом войти в его доверенность. Затем, они пошли далее: стали учреждать монастыри, больницы и странноприимные дома; старались быть учителями и духовными отцами народа, начали заводить училища для воспитания в своем духе детей православных греков. 89 Как будто с совершенным бескорыстием они предлагали грекам способы к образованию; безмездно обучали греческих юношей и чрез то, естественно, располагали к себе многих. Православные, ничего не подозревая, отдавали им детей на воспитание; иезуитам это только и нужно было: из-под их руководства редкий юноша выходил с неиспорченным средством. Кроме того, они вкрадывались в семейства со своими лицемерными беседами, советами и другими пособиями; ходили в больницы с лекарствами для ухаживания за больными и везде незаметно распространяли латинские мнения. 90 Под видом благотворительности они давали у себя приют, а иногда и пропитание, людям беспомощным. С особенным искусством привлекали к себе легковерных женщин, обольщая их своим сладкоречием, приятным обращением и особенно тем, что, будучи облечены священным саном, они обещали им разрешение от грехов, вовсе не налагая таких епитимий, какие назначались иногда православным греческим духовенством. Все это вместе не без успеха действовало на умы людей слабых, как в Константинополе, так и других городах греческих. Вот почему, по свидетельству даже восточных историков, 91 немало было почитателей иезуитов между православными греками до тех пор, пока Кирилл Лукарис не разоблачил пред своею церковью их коварных замыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Миссионерское дело всю жизнь его занимало, как дело самой первой важности, и он не переставал трудиться над этим святым делом до последних дней своей жизни. В Китае, трудясь над распространением православной веры, он сам обучал Закону Божию детей крещёных китайцев, переводил священные и богослужебные книги на китайский язык, писал катехизические беседы под именем бесед сельского священника с прихожанами о достойном приготовлении к принятию Св. Таин. Эти труды, большей частью, известны были его скромности и тем лицам, с которыми он трудился. Более пятнадцати лет прошло с того времени, как усопший Архипастырь оставил Китай, но нужно было видеть, с какой любовью он вспоминал о своей Китайской службе, с какой радостью он получал письма оттуда, от своих духовных детей, как скорбел, когда кто-либо из них отходил к Господу; с каким воодушевлением он говорил о своей китайской жизни, и всегда принимал самое живое участие в Китайской миссии!... Как он основательно изучил жизнь китайцев и глубоко понимал их религию!... Всё это можно было видеть только в частных беседах со смиренным Архипастырем, который, по обычной своей скромности, не всегда и не всякому высказывался. В Казани усопший Архипастырь наш не оставил апостольского дела распространения веры Христовой между иноверцами; там он основал братство Святителя Гурия Казанского с целью обращения в христианство казанских татар. В этом святом деле Бог послал ему сотрудника, покровителя и отца, как он сам выражался, в лице приснопамятного Архиепископа Антония, мужа твёрдой воли, глубокий веры и строгой жизни. Они оба вместе призвали к миссионерской и пастырской деятельности и литературному труду умственные силы г. Казани и подвигли на благотворительные дела братства всё лучшее казанское общество. В Таврической Епархии Высокопреосвященный Архиепископ Гурий на миссионерское дело обратил особенное внимание. Ещё в первые годы своего служения здесь, с миссионерской целью, он основал в г. Симферополе Александро-Невское Братство и обратил внимание на сектантов Таврической Епархии. И не только руководил других в деле обращения сектантов, но и сам вступал с ними в переписку и изложил в трёх книгах учение молокан и скопцов с подробным разбором и показанием нелепостей их учения. Для того, чтобы возвысить духовное просвещение в Таврической Епархии, он задумал основать в Крыму духовную семинарию, и основал её. В самой семинарии учредил противосектансκий или противораскольнический класс на собственные средства и, чтобы обеспечить его на вечные времена, по духовному завещанию оставил на содержание этого класса денежные средства. И, кроме того, чтобы прочнее закрепить в Таврической семинарии духовное просвещение и предоставить для этого научные средства, он завещал семинарии свою обширную, редкую и дорогую библиотеку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXXI. Слово при погребении Высоκопреосвященного Гурия, Архиепископа Таврического и Симφеропольского 48 Черты характера и труды почившего иерарха на пользу св. церкви Блажени кротцыи: яко тии наследят землю ( Мф.5:5 ) Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал народу во время Своей нагорной проповеди, когда Он произнёс девять заповедей о блаженствах, и составляют третью заповедь этих блаженств. Блажени кротцыи, говорит Спаситель, яко тии наследят земли. В этой заповеди ублажаются и прославляются люди кроткие и смиренные; им обещано наследие земли. Кротость есть тихое расположение духа, соединённое с осторожностью, чтобы, по возможности, никого не раздражать, не обижать и не прогневлять, и самому не раздражаться и сохранять спокойствие духа. Смирение есть состояние души, соединённое с довольством своим положением, проникнутое любовью к ближним, участием к равным, и почтением к старшим, и чуждое искательства, честолюбия и гордости. В соединении эти две христианские добродетели выражают в человеке покорность воле Божьей, преданность ей и благодарность за великие и малые дары Божии. Проявление этих двух христианских добродетелей состоит в том, чтобы не роптать не только на Бога, но и на людей, когда что-либо происходит противное желаниям нашим, не предаваться гневу, не превозноситься, но во всем прибегать к милосердию Божью и полагаться на волю Божью. Человек, владеющий этими двумя высокими добродетелями – кротостью и смирением, бывает людям приятен и Богу угоден. Он всячески старается не подавать повода к разладу со своими ближними, если бы и являлось к тому побуждение; терпеливо переносит оскорбление другого, скорее согласен уступить ему своё, отойти от человека назойливого и сварливого, чем вступить с ним в пререкание: за это он бывает любим своими ближними. У кроткого, смиренного человека вы не услышите слово осуждения, ропота на свою судьбу и недовольства своим положением; труд его более клонится к пользе других, чем к личной его; земные блага, посылаемые ему Богом, служат для него средством к совершению добрых дел, за это, знающие его, не только любят его, но и почитают; и, в случаях нужды, его личной, или для совершения какого-либо доброго дела, всегда готовы бывают помочь ему. Господу Богу особенно угодны эти две добродетели: на кого воззрю, говорит Спаситель, только на кроткого и молчаливого. Это естественно, потому что кротость и смирение – есть основание многих добродетелей. У кроткого и смиренного выражается совершенная покорность и преданность воле Божьей, а по отношению к ближним – чистая, нелицемерная любовь, чуждая недоброжелательства, ненависти, зависти, вражды.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Дабы слишком не распространить своего Слова и не утомить, братья, вашего внимания, я не стану описывать дел Епархиального управления усопшего Архипастыря; скажу только, что и в этом отношений ни одна сторона Епархиального управления не оставлена была без внимания и попечения усопшего Владыки. С особенной ревностью он заботился об устройстве и благолепии храмов Божьих, о стройности и благолепии богослужения, о преподавании закона Божия в народных школах, об обеспечении духовенства, о бедных и сиротах духовного происхождения, о духовном самоуправлении, предоставляя, в сем случае, законную долю самостоятельности духовенству и руководствуя его своими указаниями. Как начальник он был добр, милостив и снисходителен к подчинённым, доступен и справедлив. Как администратор – осторожен, не строг, но внушителен, действовал не страхом или наказанием, но кротостью и благоразумием. В Богослужении в Бозе почившего Архипастыря отражалась святительская кротость, простота и благоговение, располагающие к молитве каждого присутствующего при богослужении и, особенно, лиц с ним сослуживших. Но, особенно, у усопшего Святителя поразительна была глубокая вера в Бога и всецелая преданность воле Божьей. Эта вера и преданность замечались у него почти постоянно, даже среди обыкновенных разговоров и выражались словами, часто им повторяемыми: «Слава Богу за всё», «что Бог даст, помолитесь о мне»... Во время же последней болезни, когда он даже напутствован был таинствами покаяния, елеосвящения и причащения, он говорил: «теперь я не себе принадлежу, делайте, что хотите»; такая глубокая вера в Бога и покорность Его воле, проникавшие всю его жизнь и деятельность, отражались во всех его беседах, и на слушающего производили религиозное впечатление, и спасительное для души действие. Соответственно глубокий его вере и преданности воле Божьей располагалась вся жизнь Высокопреосвященного Гурия. Он был, в полном смысле слова, Милостивый Архипастырь. Дела его благотворения были обширны и многочисленны. Пожертвования его на устройство церквей и благолепие их, и на благотворительные дела были постоянные и обширные. Во всех известных нам благотворительных учреждениях он состоял членом, в учебных заведениях высших и низших на свой счёт он воспитывал многих бедных юношей и девиц; помощь его бедным и милостыня были неисчислимы: они известны только Богу и тем лицам, которые получали его благотворения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

п., увещевает мужественно переносить скорби и испытания, говорит о высоком призвании христианина, нравственном усовершенствовании, о важности доброго воспитания и т. д. Особенно часто Архипастырь говорит о вере и христианской любви, как основах жизни, и указывает высокие образцы этих добродетелей в евангельских и церковных повествованиях. Кроме указанных особенностей, нельзя не отметить ещё некоторые и частные черты проповеднических трудов Владыки. К таким чертам мы, прежде всего, относим глубокий патриотизм Архипастыря. Будучи убеждённым поборником религиозных идеалов нашего отечества, охранителем исторических заветов православных предков наших, Высокопреосвященный Владыка всегда бодро стоит на страже нашей церковности, чуждается обновленческих новшеств и свято блюдёт, унаследованную от предков в голубиной чистоте, Святую Православную Веру. Таким Архипастырь выступает в проповедях как Симферопольского, Рижского, так и Казанского, и Харьковского периодов своего служения. В Риге и Казани Владыке, как известно, 4 особенно много пришлось потрудиться над приобщением инородцев к коренному русскому населению, к устранению неблагоприятных условий, поддерживающих обособленность и отчуждённость инородцев от остального нашего отечества. Харьковский же период святительского служения Владыки совпал с пресловутым «освободительным движениям» в России, взволновавшим многих несбыточествующими мечтами... Во всех этих местах от Святителя требовалось много проповеднического мужества и мудрости, чтобы защищать интересы православной Церкви и православно-русского дела. И мы видим маститого Архипастыря, делающего в этом отношении всё для него возможное, – и путём отдельных распоряжений и указаний, и путём проповедей. Перед нами – целый ряд его патриотических поучений. В них Высокопреосвященный, со свойственной ему искренностью и сердечностью, разъясняет всю гибельность увлечения несбыточными мечтами и, указывая – как на его последствия – на совершающиеся ныне беззакония, призывает всех к любви, миру, повиновению властям, беспредельной преданности Самодержавному Царю и Отечеству. Другой выдающейся чертой слов и речей Высокопреосвященного Архиепископа Арсения является их задушевность и сердечность. При чтении проповедей Владыки слышится как бы голос отца, беседующего со своими детьми, временное благополучие и, в особенности, вечное спасение которых для него всего дороже. Речь идёт здесь прямо от сердца к сердцу и трудно представить себе, чтобы подобное слово не нашло себе самого живого и горячего отклика в слушателях... По крайней мере, при живом и одушевлённом проповедовании Владыки, оно неоднократно вызывало слёзы умиления и радости среди его слушателей. Полагаем, что силой задушевности и сердечности слова и речи Высокопреосвященного Архиепископа весьма поучительны для читателей, особенно в наш холодный и эгоистический век.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Характеристической особенностью слов и речей Владыки является также и то, что во многих из них получают надлежащее освещение некоторые церковно-исторические факты. В слове, напр., в день св. благоверного и равноапостольного князя Владимира Владыка представляет живую характеристику бедствий славянских народов под игом турок. В слове в день полкового праздника Тамбовского пехотного полка Владыка прославляет мужество и геройский дух этого полка и молится за убиенных его воинов и т. п. На все эти и другие факты Архиепископом устанавливается истинно русская и истинно православная точка зрения. Полагаем, что уже и указанные особенности проповеднических трудов Высокопреосвященного Архиепископа Арсения характеризуют последние, как прекрасные образцы архипастырского собеседования со пасомыми, и утверждают нас в уверенности, относительно благовременности отдельного издания их в свет. Таким характером, назидательностью и доступностью к сердцу слушателей, проповеди Высокопреосвященного отличались всегда. Описывая, напр., живой интерес Рижан к проповедям Владыки, архим. Иоаким, повествователь о деятельности Святителя Арсения в Прибалтийском крае, говорит: «богатая сокровищница души Высокопреосвященного Арсения источала обильную духовную пищу алчущим её, и последние оставляли святительскую кафедру вполне насыщенными и удовлетворёнными. За то и любят пасомые своего благостного и отзывчивого Архипастыря, с усердиям окружают его кафедру, охотно внимают его учительному слову... И чувства эти одушевляют не только православных рижан, но и живущих в других городах и весях Прибалтийского края»... 5 С не меньшим вниманиям слушались проповеди Владыки и на Казанской святительской кафедре .. 6 О внимании Харьковцев к проповедям Высокопреосвященного распространяться нет надобности. Поучения и речи Владыки, общепонятные и трогательные, глубоко патриотичные и назидательные, слушаются харьковцами с явным интересом. Смеем думать, поэтому, что издавая в свет проповеднические труды Архиепископа, мы, хотя отчасти, удовлетворяем тех, кто готов внимать архипастырским наставлениям и вразумлениям Высокопреосвященного проповедника, кто готов глубже запечатлеть в своём сердце поучительные слова Владыки и руководиться ими в своей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

И вот, совершенно неожиданно для меня, я был назначен в сане архиерея на высокий, ответственный и трудный для меня пост ректора Петербургской Духовной Академии. Когда я явился в Академию, предо мной стоял вопросе: что мне здесь делать, – на что обратить главное внимание? Высокоученых лекций я читать не мог, при своей прежней неподготовленности к этому; так я и сам заявил студентам на первых же порах. Я сказал им: «буду я вам читать не высокую науку, а уроки жизни, что узнал, что услышал, что сам испытал, то и буду сообщать вам». Мое дело было позаботиться о воспитательной части в Академии, в чем Академии наши тогда, в переходное время, особенно нуждались. Необходимо было поднять в ней дух церковности. На первых моих архиерейских служениях в Академии в церкви присутствовало студентов человек 40; а всего их в Академии было более трехсот. Певчих бывало иногда на одном клиросе пять человек, на другом два. Кроме того, на первых порах я недоумевал, будет ли из кого мне набрать свиту для своего служения; а посылать за свитой в Лавру не хотелось, стыдно было. И вот, после первой же службы я созвал студентов и обратился к ним с увещанием и наставлением и высказал свои желания видеть в них добрых служителей Церкви. Господь помог мне мало-помалу насадить дух церковности. До этого времени в Петербургской Академии уже более 15-ти лет не было ни одного пострижения в монашество; а мне Бог привел постричь девять человек, в том числе и вашего Преосвященного Ректора. И это было в то время, когда кругом говорили с насмешкой: «Кто в монахи думает идти, того следовало бы подвергнуть лечению». Особенно утешительно было то, что монашество принимали лучшие студенты по успехам и нравственности, которые и в товарищеской среде пользовались уважением и любовью и своим благим примером внушали товарищам своим уважение и к монашеству. Конечно, прежде, лет 50 тому назад, академии в этом отношении стояли еще выше: приходилось мне, бывало, взять разрядный список студентов того времени; смотришь, весь первый десяток – монахи, а впоследствии иерархи.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010