Кроме скупости, неразлучной с богатством, препятствующей человеку быть благотворительным и затрудняющей ему путь к спасению, есть ещё причины, затрудняющие тот же путь. Эти причины – другие свойства, порождаемый богатством в человеке, частью противоположны скупости, напр. чревоугодие, роскошь, честолюбие и гордость и др. чувственные пороки. Известно, что бедность смиряет человека; честолюбие и гордость не имеет места в бедном человеке. Нужда заставляет его часто обращаться за помощью к другим, и делает его услужливым и сострадательным к другим. Та же нужда делает бедняка трудолюбивым и заставляет его отказывать себе в роскоши. Поэтому самому бедный и честный труженик чужд бывает лености и чревоугодия. Напротив, богатство поднимает голову у богача; он ни от кого не зависим, а напротив – от него многие находятся в зависимости; отсюда происходит гордость богача и честолюбие. Он всегда тепло одет, всегда сыт; он имеет возможность удовлетворять своим прихотями; мало трудится, предаётся изнеженности и роскоши. Что это так, стоит только присмотреться к жизни и можно видеть справедливость сих слов. Часто можно видеть, как бедный трудится, услуживает богатому и унижается сим последним, терпит нужду и т. п., и напротив, как богач проводит время в удовольствиях, сыт, самодоволен, почтен и т. п. Не ошибёмся, если скажем, что мало спасения в сем последнем роде жизни. Если бы и действительно богатый человек употреблял своё богатство, как должно, ужели он скорее пошёл бы в Царство Небесное, чем бедный? Это ещё вопросы, требующие разъяснения. И если бы ответить на этот вопрос положительно, то вышло бы, что все богатые люди, строившие и строящие храмы, делавшие и делающие громадные пожертвована на храмы и монастыри, на воспитательные и богоугодные заведения, все покойники – богачи, по которым служатся в разных церквах сорокоусты, совершаются пышные поминовения, делаются богатые вклады – вошли в Царство Небесное скорее и легче, чем бедняки, ставящие в церкви дешёвые свечи, приносящие в храмы ничтожные лепты, умирающие, не оставляя ни копейки на своё погребение и никакого состояния на поминовение души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLIV. Поучение при освящении храма в доме Рижского учебного унтер – офицерского батальона 44 . Значение храма Божья в жизни христианина Живущих в сем доме приветствую с устроением в нём жилища Божия. Бог вездесущ; но храм есть место особенного присутствия Божия, не только невидимого – духовного, но и видимого вещественного – в таинстве евхаристии, или причащения. Если же так, то устроение храма Божья в жилище человеческом есть великое дело, великое приобретение: Господь Бог делается его обитателем. Но от того, кто поселяется в доме, получает то или другое значение самый дом, а нередко и сама жизнь в доме принимает иное направление, иной характер от нового его обитателя. Поэтому устроение храма Божия, как места особенного присутствия Божия, в сем доме должно повлиять на самую жизнь в нём и произвести в ней некоторое изменение. Зачем устрояются храмы Божьи в частных жилищах человеческих? Конечно, не для того только, чтобы легче и удобнее исполнять религиозные обязанности; этого мало; но для неопустительного, постоянного и, следовательно, большего усовершенствования в религиозно-нравственной жизни. Храм Божий, устроенный в жилище человеческом, есть светильник, возожжённый для освящения домашней жизни и для руководства в ней, – указатель близкого присутствия Божия в доме, – оберегатель от дел, не совместных со святостью места и живущего в нём Бога, и постоянный напоминатель об исполнении религиозных наших обязанностей. – Что могло быть терпимо в доме до построения в нём храма Божия, то может быть неуместным в нём после устроения храма. Велико преступление – нарушить святость храма и оскорбить присутствие Божье каким-либо греховным делом, совершённым по соседству с храмом, под одною с ним кровлей. Зачем устрояется храм и в домах общественной жизни и деятельности и в домах учебных учреждений, каковой и этот дом? Для той же цели, как и в домах частных, и кроме того – чтобы в основание жизни сих учреждений полагался религиозный характер, чтобы храм постоянно напоминал живущим в доме о Боге и молитве к Нему,– чтобы ежедневная жизнь сих учреждений начиналась и оканчивалась молитвой в храме, устроенном в таковом доме, чтобы живущие в нём возможно чаще освящались общественным богослужением, совершаемым не только в присутствии их, но и при участии. С такой целью, несомненно, устроен и этот храм в сем учебно – военном доме.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Зандий (Sandius), посещавший в 1611 году Египет, свидетельствует о Кирилле, что он человек редкой добродетели и учености. 174 В 1612 году Кирилл Лукарис путешествовал в Константинополь для управления сиротствующею без патриарха константинопольскою церковью. Во время патриаршества Кирилла Лукариса в Александрии, – в Константинополе происходили беспорядки на патриаршем престоле. Здесь после Mamфeя II , вступившего на патриаршую константинопольскою кафедру в третий раз и умершего чрез 17 дней после восшествия, – наследовал Рафаил II, митрополит митиленский. Он управлял константинопольскою церковью пять с половиною лет, и заявил себя другом латинян и приверженцем папы, которому он письменно заявил свое подчинение. 175 Это стало известно всей константинопольской церкви и александрийскому патриарху Кириллу Лукарису. По желанию первой и по влиянию последнего Рафаил был удален от патриаршего престола, и на место его во второй раз был приглашен Неофит II-й, но и этот был заподозрен в том же; а потому, по желанию Кирилла, после шестилетнего управления его константинопольскою церковью, он был низвержен, – престол патриарший оставался праздным. 176 Патриарх Кирилл Лукарис, надзиравший до этого времени издали за константинопольскою церковью и заботившийся о благосостоянии ее и православия, успел чрез это заслужить особенное внимание у церкви константинопольской; и когда, по низвержении Неофита, престол патриарший оставался праздным, – Кирилл Лукарис был приглашен местоблюстителем этого престола и для управления церковью константинопольскою. 177 На пути в Константинополь Кирилл Лукарис встретился с Корнелием Гагою, который отправлялся из Бельгии в Константинополь в качестве нидерландского посланника при Оттоманской порте. Этот Гага, по свидетельству Пихлера, познакомился с Кириллом еще во время путешествия последнего по западной Европе. Настоящая встреча их была радостная; их знакомство возобновилось. 178 Корнелий Гага надолго оставался другом и помощником Кирилла Лукариса в несчастных обстоятельствах во время его патриаршества в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Каков же должен быть пастырь, чтобы достойно проходить это высокое служение! Он должен быть образцом для своих пасомых во всех отношениях: по слову Апостола, он должен быть учителем, благочестив и непорочен; не корыстолюбив и не сварлив, но кроток и миролюбив, не превозносящийся, хорошо правящий своим домом и воспитывающий детей своих в послушании воле Божьей; но, особенно, должен быть заботящийся о церкви Божьей и хранящий тайны веры в чистой совести. Он должен учить своих пасомых во всякое время – обличать, запрещать и увещевать со всяким долготерпением и назиданием. Как воин Христов, он не должен чрезмерно связывать себя житейскими заботами, но, ради имени Иисуса Христа, должен быть готов на все лишения, поношения и скорби, помня, если мы с Господом умираем, с Ним и оживём; если за Него терпим, с Ним и царствовать будем 39 . Без этих свойств нельзя быть истинным пастырем, а волком, разгоняющим стадо, – не солью земли, а гнилью и заразой для живущих на ней, – не светом мира, а тьмой и влекущим во тьму. Но избави Бог от этого. Горе миру от соблазнов; горе человеку тому, им же соблазн приходит; уне бо есть ему да обесится жёрнов осельский на выи его, и потонет в пучине морской. Но гораздо большее горе пастырю церкви, когда через него соблазн приходит в мир; когда он по вере, благочестию не служит добрым примером для своих пасомых; а ещё хуже, если он своим неверием или холодностью к вере и своей порочной жизнью подаёт дурной пример своим духовным чадам: сугубо тяжкий ответ даст он Господу Богу на страшном суде Его не только за себя, но и за тех, которые вверены были его попечению и причиной погибели которых был он. Слово о высоком пастырском служении и о том, каким должен быть пастырь, особенно прилично в сем храме: здесь оно прямо относится к тем лицам, которые готовятся к пастырскому служению. Если пастыри суть преемники Апостолов, если – они посредники между Богом и людьми, наставники, руководители и просветители людей, словом, если они соль земли и свет мира: то каково же должно быть приготовление к сему высокому служению?.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XXV. Слово в день Трёх Святителей 38 О достойном прохождении пастырского служения Вы соль земли; вы свет мира ( Мф. 5:13–14 ). Эти слова Господь наш Иисус Христос сказал своим ученикам во время нагорной проповеди. Он назвал их солью земли и светом мира и тем самым указал на высоту, цель и значение апостольского служения, т. к. Иисус Христос призвал Своих учеников для того, чтобы они, следуя Его примеру, следили за жизнью людей и исправляли их нравственность и просвещали их светом Евангельского учения; а для этого важного дела нужно, чтобы они сами владели сим светом и сияли святостью своей жизни. Такими, действительно, и были апостолы – ученики Иисуса Христа. Но слова Спасителя: вы соль земли; вы свет мира – относится и к преемникам апостольского служения; а преемники апостолов – пастыри церкви. Обязанности, возложенные на апостолов, по смерти их перешли на пастырей церкви. Сии последние обязаны продолжать дело, совершенное Иисусом Христом и апостолами по отношению к людям: просвещать их светом евангельского учения, исправлять их нравственность и, посредством установленных в церкви Христовой таинств и обрядов, созидать их спасение, а для этого великого дела сами пастыри должны владеть сим светом учения, через познание оного и веру, и отличаться высокой нравственной жизнью, словом, быть солью земли и светом мира. Высоко это служение! Совершитель оного поставляется между Богом и людьми; он – строитель тайн Божьих, блюститель догматов Христовых и законов церковных, учитель веры и нравственности. Ему вверяется попечение о спасений людей, ему дана власть вязать и разрешать грехи, на его обязанности лежит просвещение светом веры Христовой людей неверующих и укреплять веру слабоверующих. Вся религиозно-нравственная жизнь человека поручена пастырю церкви: с первого дня рождения человека в мир – до перехода его в жизнь загробную, и даже после этого перехода – до страшного суда Божия. Таковы обязанности пастыря церкви! Тот только может понять высоту сего служения, кто знает значение церкви Божьей на земле и назначение человека.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Самым важным пороком в духовенстве константинопольской церкви была симония, или продажа церковных должностей, которая распространена была между высшим и низшим духовенством. Конечно, не все духовенство было предано этому пороку. Были лица на кафедрах церковных в высшей степени безукоризненные, составлявшие украшение восточной церкви. 71 Эти лица с особенною заботливостью старались об искоренении симонии. Симония развилась не вдруг по завоевании Константинополя. Особенно она стала заметна во второй половине XVI века и в начале XVII века. В это время ревностные пастыри церкви принуждены были открыто бороться с этим пороком. Они собирали соборы, и на них предписывали строгие правила против симонии, и низлагали симониан. 72 Больше всего, кажется, подвержен был симонии патриарший престол. В это время он обратился в продажную вещь, которую покупал тот, кто давал больше денег. 73 Каждый богатый епископ, и даже простой иеромонах, имевший деньги, помышлял о патриаршестве. И так как торг патриаршим престолом доставлял огромный доход дивану: то Порта содействовала этому торгу и развивала его. Вот почему, с одной стороны, мы видим на патриаршем престоле много лиц недостойных и даже безнравственных, а с другой – частую смену патриархов. 74 Каждый патриарх, купивший себе патриарший престол, уже чрез то готовил место другому; потому что, вслед за ним, уже многие соображали, каким количеством денег можно превысить сумму, внесенную патриархом в казну дивана. И как только превышающая сумма объявлялась Порте, – патриарх лишался своего места; преемники его ожидали той же участи и т.д. Как достигался патриарший престол, так достигалась и епископская кафедра. Некоторые патриархи старались больше посвящать и низвергать епископов, чтобы больше получить денег. Епископы тоже самое делали по отношению к низшему духовенству. Симониею частно объясняется и та многочисленность духовенства, какую мы видели. Всякий мог получить священство, кто только в состоянии был заплатить епископу определенную сумму.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

6 Золото, серебро, драгоценные камни и все, что только имело какую-нибудь ценность в глазах варваров, все делалось их добычею; а что не могло насытить их корысти, то предаваемо было разрушению и пламени: дома, святые храмы, нередко целые обители и целые города превращались в развалины и пепел. 7 Жителей целыми тысячами уводили в плен; 8 богатыми населяли окрестности Константинополя, других употребляли на тяжелые работы, а большая часть обращаема была в рабство туркам. В случае же сопротивления, давался полный простор жестокости воинов, – жестокости, какая свойственна народам диким и грубым. Правители, и начальники, и все способные носить оружие были предаваемы мучительной смерти. Так казнены были правители Евбеи, Лесбоса, Спарты, и др. 9 Жителей принуждали к перемене веры и принятию исламизма, и только под этим условием дозволялось им спокойно оставаться в пределах родной страны; в противном случае, их подвергали мучениям и даже смерти, или переселяли на жительство в другие места, или обращали в рабство. 10 Юношей и девиц похищали для гаремов; тогда целые тысячи юношей брали в плен и устрояли из них полки янычар, обративши прежде в магометанство, как было при завоевании Боснии, когда больше 30,000 юношей употреблено на устройство и пополнение полков янычар. 11 – Таково было состояние греков, при всех султанах, от времени завоевания Константинополя до половины XVII века. Состояние христиан под владычеством турок было еще тяжелее оттого, что султаны все дела правления передавали своим визирям, и давали полный простор их деспотизму и насилию со стороны турецкого войска. К концу же XVI и в первой половине XVII века, значение великого визиря в империи и необузданность войска достигли крайних пределов. Великий визирь пользовался полною доверенностью султана, и, по своему усмотрению, делал в государстве, что хотел. По своим корыстным видам, с утверждения султана, он низводил и возводил патриархов на патриарший престол, брал с них огромные деньги, принимал взносимые на патриарха разные клеветы и даже умерщвлял их; 12 низлагал и возводил митрополитов и других епископов, налагал подать на православных греков, на церкви и монастыри, и даже отдавал последние под начальство солдатам и т.п.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

XLVI. Речь воспитанникам Императорского Александровского лицея на выпускном экзамене 64 О честном прохождении избранного поприща Желаю вам, гг., хороших ответов не экзаменах и по другим предметам. Ответами вашими по Церковному Законоведению я доволен. Мне сказали, что у вас выпускные экзамены начинаются экзаменом по Церковному Законоведению. Цель такого начала та, чтобы экзаменом по священному предмету и через присутствующего на оном архипастыря испросить у Господа Бога благословение на предстоящие труды. Дело доброе! Русская пословица говорит: «без Бога – не до порога». Смысл этой пословицы такой, что без Божьей помощи нельзя совершить с успехом и лёгкого дела. А вам предстоит нелёгкое дело. Если последние экзамены имеют решающее значение, если по ним определяют степень знания и если они влияют на получение той или другой учёной степени – а оно действительно так, то немало они причиняют вам беспокойства, немало представляют сомнительных надежд и ожиданий, немало требуют от вас трудов и терпения. А потому, в таком трудном деле, благоволение Божье и помощь Божья необходимы. Да поможет же вам Господь Бог с успехом окончить ваше учение! Но, приняв во внимание, что вы уже приступили к последнему акту вашего долговременного учения, что вы стоите уже на пороге вашего заведения и готовитесь вступить в жизнь, нельзя не пожелать вам счастья в жизни. А мне, как служителю у престола Божия, весьма уместно преподать вам благословение Божие на жизненный путь. Вступайте с Богом, безбоязненно, на жизненный путь с теми задатками добра, какие вы получили в стенах этого учебного заведения. На том поприще, на которое каждому из вас суждено будет вступить, трудитесь честно; всё доброе и полезное, слышанное вами здесь, прилагайте к делу. И польза от вас будет несомненная. Конечно, жизнь представит вам много нового, неизвестного вам, затруднительного и соблазнительного. Никакой нет возможности, в настоящие минуты, перечислить различные случаи, могущие встретиться в жизни, требующие наставления. Я скажу вам только общее правило, могущее руководить вас во всех обстоятельствах жизни: будьте людьми верующими; имейте Бога в сердцах ваших. Если вы будете религиозны – то вы не будете превозноситься в счастье, и в несчастье – не будете падать духом; по отношению к другим будьте не только справедливы и строги, но и милостивы. А главное, созидая своё временное счастье, вы будете приготовлять себя к будущей – блаженной жизни с Богом. Господь да благословит вас! Читать далее Источник: Собрание слов и речей высокопреосвященного Арсения (Брянцева), архиепископа Харьковского и Ахтырского, говоренных в разных местах его служения : Т. 1-. - Харьков : тип. Губ. правл., 1908-1912./Т. 1 : 1873-1887 гг. - 1908. - 254, VI с., 1 л. портр. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

Вникая в молитвы церкви в день нового года, мы замечаем прежде всего то, что она обращает мысли наши к истекшему году и внушает нам вознести к Господу Богу благодарение за истекший год. Она молит Господа Бога, чтобы он милостиво принял от нас, недостойных рабов Своих, нынешнее благодарение и молитву, которые мы должны со страхом и трепетом приносить Спасу и Владыке нашему Господу за все благодеяния, яже излиял обильно в прошедший год не по заслугам нашим. С другой стороны, она молит Господа Бога простить нам и всем людям своим все согрешения – вольные и невольные, в мимо шедшем лете зле содеянные. Что может быть естественнее этой молитвы церковной при окончании года?.. Если при окончании каждого дела мы должны возносить Господу Богу благодарение за окончание оного: то тем более мы должны это делать при окончании года. Жизнь наша в руках Божьих; следовательно, за сохранение жизни нашей в истекшем году мы прежде всего должны благодарить Господа Бога. Но Господь Бог не только сохранил жизнь нашу, но и не лишил нас своих благодеяний в истекшем году, а потому благодарность наша должна быть сугубой. Если же при этом жизнь наша в истекшем году была не вполне соответственна попечению Божью о нас, была не вполне безукоризненна, что несомненно, то с чувством благодарности нашей к Богу должно соединяться чувство смирения, сознания нашего недостоинства перед Богом – Его благодеяний и скорбная наша молитва о том, чтобы Господь Бог простил наши грехи и не помянул беззакония наших зле содеянных в течение прошедшего года. Не знаем, многие ли с такими мыслями и чувствованиями вчера оканчивали год. Но известно, братья, что многие, весьма многие оканчивали старый год и начинали новый совершенно иначе. Простой народ проводит последний вечер года в так называемых святочных вечерах, среди различных увеселений и языческих гаданий; а образованные люди устраивают под новый год балы и танцевальные вечера. Есть семейства, где члены этих семейств со своими родными и знакомыми проводят вечер под новый год и в скромных удовольствиях, в весёлых разговорах, с нетерпением ожидая 12 часов ночи, и лишь только часы пробьют 12 – с восторгом поздравляют друг друга с новым годом и поздравления свои сопровождают угощениями... Но немного найдётся таких семейств, в которых отец и мать последний вечер года проводят в скромной благочестивой беседе с детьми и, когда часовая стрелка готова указать 12 часов ночи, становятся на молитву и, таким образом, оканчивают старый и начинают новый год по христиански...

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

IV. Речь при закладке Рижской Единоверческой Михаило-Архангельской церкви 4 Радость христианина по поводу основания храмов Божьих Истинная радость и духовное утешение всегда наполняют душу мою, когда я даю благословение на основание храма и, тем более, когда сам основываю оный. Да и как не радоваться и как же не утешаться, когда этим действием полагается начало строения не обыкновенного жилища человеческого, а храма Божия, места молитвы, богослужения и источника спасения для христианина. Особенно ощутительна бывает радость и велико утешение, по случаю основания храмов Божьих, при мысли о том, что это делается в крае, преимущественно населённом людьми других вероисповеданий, где даже далеко не все православные приходы имеют храмы Божии. Но эта радость и это утешение принимают свойство торжества, когда при этом св. деле устраняются препятствия и препобеждаются трудности. А этих трудностей и препятствий здесь всегда бывает много.... Таково именно свойство радости нашей в настоящие минуты, когда мы приступаем к основанию храма для Рижского Единоверческого прихода. Более 50 лет прошло с того времени, как существует Рижский единоверческий приход, но в продолжение этого полувекового времени он не имел открытого храма, а домовый храм его, наконец, пришёл в такую ветхость, что угрожал опасностью молящимся, почему и был закрыт. Таким образом, единоверческий Рижский приход остался совсем без храма. Больно это было нашему сердцу... Но ещё раньше, ещё в первый год своего служения Рижской пастве, я обратил внимание на то, что Рижский единоверческий приход не имеет подобающего благовидного храма, что надобно позаботиться о построении такового. Но для этого надобны деньги, надобно и место под храм. А того и другого у нас не было. Господь, всегда благословляющий св. дело, уже не раз посылал нам благотворителей для построения храмов. Он открыл нам возможность, не отлагая дела надолго, приступить к построению благолепного храма для Рижского единоверческого прихода. А хлопоты наши о приобретении места для построения на нём храма для сего прихода начались давно, но только около трёх месяцев назад, мы получили от Рижского Городского Управления безвозмездно настоящее место, на котором ныне полагаем основание давно желаемого храма.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Bryanc...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010